Научная статья на тему 'Внутренний контроль в системе управления финансами'

Внутренний контроль в системе управления финансами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
992
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL / FINANCIAL CONTROL / PROBLEMS OF CONTROL / SYSTEM OF INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аль Махзуми Хассан Мохаммед Хассан

В предлагаемой статье рассматривается понятие внутреннего контроля в системе управления финансами, в условиях рыночной экономики функция контроля в системе управления субъектов хозяйствования становится определяющей. Автор приводит структуру системы внутреннего контроля и обращает внимание на основные проблемы, препятствующие ее эффективному функционированию в государственном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль в системе управления финансами»

Internal controls in the financial management system Al-Makhzoomi Hassan Mohammed Hassan (Russian Federation) Внутренний контроль в системе управления финансами Аль Махзуми Хассан Мохаммед Хассан (Российская Федерация)

Аль Махзуми Хассан Мохаммед Хассан / Al-Makhzoomi Hassan Mohammed Hassan - диссертант

на соискание ученой степени «магистр экономики», специальность «Финансы и кредит», кафедра финансового менеджмента, экономический факультет, Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования, Институт права и управления Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в предлагаемой статье рассматривается понятие внутреннего контроля в системе управления финансами, в условиях рыночной экономики функция контроля в системе управления субъектов хозяйствования становится определяющей. Автор приводит структуру системы внутреннего контроля и обращает внимание на основные проблемы, препятствующие ее эффективному функционированию в государственном секторе.

Abstract: in the present article examines the concept of internal control system of financial management in a market economy function of control in the management of entities becomes crucial. The author gives the structure of the internal control system and draws attention to the major problems hindering the effective functioning of its public sector.

Ключевые слова: внутренний контроль, финансовый контроль, проблемы контроля, система внутреннего контроля.

Keywords: internal control, financial control, problems of control, system of internal control.

УДК 336

Развитие внутреннего финансового контроля, как основы и фактора совершенствования управления государственными деньгами, на нынешний день приобретает необыкновенную актуальность.

Успешное реформирование российской экономики подразумевает как раз учет теории и практики в отношении главных функций системы государственного управления на всех его уровнях. И действительно, одна из главных функций государственного управления - создание и поддержание действенной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль - это фундамент контроля за использованием ресурсов страны. Проблема его развития неотделима от трудности создания единой системы государственного финансового контроля [8, с. 10-18].

Приоритетная задача обеспечения действенного использования бюджетных средств и внебюджетных доходов, управления финансовыми ресурсами и расходами каждым определенным учреждением в современных условиях указывает на необходимость укрепления взаимосвязей и зависимостей государственного финансового контроля и внутреннего контроля и, наконец, подразумевает его будущее развитие.

Систему внутреннего денежного контроля следует также рассматривать как совокупность применяемых управлением организационных мер и устройств, учетных и контрольных средств, методик и процедур, направленных на обеспечение результативности расходов на базе принятия и реализации действенных управленческих решений, связанных с генерированием и распределением денежных

ресурсов. Очень хочется подчеркнуть то, что нужно усиление внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях.

Субъекты внутреннего финансового контроля - это органы либо лица, которые осуществляют контрольные функции. Надо сказать, что их состав и структура находятся в зависимости от характера объектов контроля. Разумеется, что субъекты контроля не являются раз и навсегда заданными, так как изменяются объекты контроля и ценности управления, соответственно должны изменяться количество и характер работы субъектов контроля.

Новым субъектом внутреннего финансового контроля является служба внутреннего аудита. Нужно создание такой службы в бюджетных учреждениях. Несомненно, стоит упомянуть то, что расширяется сфера контрольной деятельности, это требует трансформации содержания и главных задач внутреннего контроля.

В настоящее время внутренние контрольные органы как раз обеспечивают постоянный контроль за мотивированным характером использования бюджетных средств.

Нужно усиление не только лишь государственного финансового контроля и ответственности за нарушения, как все знают, бюджетного законодательства, но и внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях на базе интеграции в единую систему инструментов формирования и выполнения бюджета, муниципальных программ и муниципальных заданий, управления закупками, ведения учета.

Решение актуальной задачи развития внутреннего финансового контроля требует системного подхода, основанного на обширно применяемой в мире модели бюджетирования, нацеленного на итог, смысл которой состоит в смещении акцентов от управления ресурсами (затратами) на «управление результатами». Ядром ее становится аудит эффективности и результативности.

Финансовый контроль - особенная функция средств, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таковых отклонений -своевременное принятие соответственных корректирующих и превентивных мер. Владея стоимостным характером, он, в отличие от остальных видов контроля, имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения финансовых фондов [1, с. 33].

Финансовый контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом методе производства. На микроэкономическом уровне, уровне управления экономической единицей (организацией), имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы страны, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний финансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (основным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль образуют систему финансового контроля. Также систему финансового контроля организаций подразделяют на элементы:

- государственный контроль;

- аудиторский контроль (независимый контроль);

- внутренний контроль (контроль, организованный на уровне экономических единиц);

- общественный контроль (контроль со стороны контрагентов по финансово -хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т. д.).

Внутренний финансовый контроль осуществляется в министерствах, комитетах, в остальных органах исполнительной власти, публичных и религиозных организациях руководителями соответственных образований и специально сделанными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями.

Главные его задачи:

- выявление случаев хищения и недостач денег и материальных ценностей, остальных нарушений финансовой дисциплины;

- разработка предложений по устранению условий и обстоятельств, их порождающих;

- принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ими ущерба и др.

Система внутреннего контроля: если концепции систем государственного и

аудиторского контроля в различных государствах различны и зависят сначала от государственного устройства и государственной специфичности, то концепции системы внутреннего контроля, разрабатываемые учеными различных государств в текущее время, сближаются в силу усиления как транснационализации бизнеса, так и наличия общих законов эффективности функционирования организаций [2, с. 56].

В широком смысле внутренний контроль - это система, состоящая из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, приобретенная в итоге контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т. е. информационно-вычислительная техника и разработка), процедуры контроля, среда контроля, система учета.

Процедуры внутреннего контроля должны также включать следующие главные элементы:

- на базе детально разработанных должностных инструкций формальное определение и документальное закрепление порядка деятельности (действий и отношений) определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации определенных финансовых и хозяйственных операций организации;

- определение круга первичных документов либо остальных носителей информации, где отражаются данные, свидетельствующие о выполнении надлежащими работниками собственных функций и о реализации шагов соответственных финансовых либо хозяйственных операций; определение порядка движения документов либо других носителей информации от момента их появления до архивирования;

- определение точек контроля для оценки разных качеств реализации определенных денежных либо хозяйственных операций и оценки состояния либо наличия ресурсов организации; установление контролируемых характеристик объектов контроля; установление критических точек контроля, где риск появления ошибок, искажений и остальных ненужных явлений в особенности велик;

- выбор типов и способов проведения контроля.

Одним из важных составляющих внутреннего контроля считают систему бухгалтерского (финансового и управленческого) учета. Об эффективности учетной системы можно судить по уровню достижения следующих характеристик безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации:

- наличие - отражены реально имеющиеся операции;

- полнота - отражены все настоящие операции;

- арифметическая точность - все операции верно подсчитаны;

- разноска по счетам - все операции верно разнесены по бухгалтерским счетам;

- формальная разрешенность - на каждую операцию как раз получено общее либо особое формальное разрешение;

- временная определенность - все операции как бы отнесены к соответствующему отчетному периоду;

- представление и раскрытие данных в отчетности.

Принципиальной задачей тут является обеспечение контроля за наличием и движением имущества (ресурсов) и его оптимальным внедрением в согласовании с

14

утвержденными нормами, нормативами и сметами. Действенная система учета также обязана не допускать появления ошибок и способности злоупотреблений (искажений) работников организации.

Основные цели:

- сохранение и действенное внедрение различных ресурсов и потенциалов;

- своевременную адаптацию организации к изменениям во внутренней и внешней среде;

- обеспечение действенного функционирования организации, также ее стойкости и наибольшего развития [3, с. 60-68].

Специалист по государственному финансовому контролю должен быть сначала высококлассным финансистом, но деятельность организаций контроля невозможна без экспертов и остальных профилей. В случаях выявления нарушений передают материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы, возбуждают дела об административных правонарушениях, направляют уведомления в министерство финансов о применении к нарушителям мер принуждения. Не считая того, при выявлении в процессе контрольных мероприятий нарушений использования средств бюджета направляют руководителям объектов контроля предписания и представления, неисполнение которых влечет за собой ответственность, установленную федеральным законодательством.

Более частыми, наконец, являются факты неэффективного расходования бюджетных средств. Предпосылки различные: некомпетентность служащих, неверное осознание и применение федерального либо областного законодательства, незнание правил ведения бухгалтерского учета.

Сейчас уделяют особенное внимание методической работе, цель которой -освоение более оптимальных способов и приемов финансового контроля; увеличение уровня профессиональной и методической подготовленности служащих к организации и ведению контроля, в том числе умения образцово составлять протоколы административных нарушений, что сейчас в особенности актуально.

Достижение целей внутреннего контроля обеспечивают реализацией задач, которые заключаются в достижении главных характеристик эффективности управления организацией:

- соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;

- устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;

- сохранность ресурсов и потенциалов организации;

- должный уровень полноты и точности первичных документов и свойства первичной информации для успешного управления и принятия действенных управленческих решений;

- показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации - наличие, полнота, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;

- рациональное и экономное внедрение всех видов ресурсов;

- соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, других приказов и распоряжений;

- соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, также полномочными органами местного самоуправления [7, с. 65-68].

Говоря о внутреннем контроле, также стоит рассмотреть такую его форму, как внутренний аудит. Необходимо отметить то, что внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по

15

контролю звеньев управления и разных качеств функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации. Цель внутреннего аудита - помощь органам управления организации в осуществлении действенного контроля над разными элементами системы внутреннего контроля. Основная задача внутренних аудиторов - обеспечение потребностей органов управления в предоставлении контрольной информации по разным интересующим вопросам. Общие функции внутренних аудиторов:

- оценка адекватности систем контроля - проведение проверок звеньев контроля, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недочетов и советов по увеличению эффективности управления;

- оценка эффективности деятельности - осуществление экспертных оценок разных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

К институтам внутреннего аудита относят ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована законодательством. Органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции.

В современных условиях одной из основных целей каждой компании является получение наибольшей прибыли, рентабельности и повышение ее стоимости. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что для решения этих задач нужна правильная организация учета и контроля за созданием, распределением продукции, за сохранностью собственности. В согласовании с этим на предприятии становится нужной организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических управленческих решений. Контроль на предприятии включает текущий сбор и обработку первичной информации, проверку отклонений фактических характеристик деятельности компании от нормативных либо плановых и подготовку рекомендаций для принятия решений. Финансовый контроль выявляет слабые стороны, позволяет нормально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Несомненно, стоит упомянуть, что контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни продукции: от его создания до реализации.

Процесс организации контроля на предприятии начинается с процесса установления стандартов. Стандарты - это определенные цели организации, которые поддаются измерению. Надо сказать, что все стандарты, используемые для контроля, выбираются из бессчетных стратегий компании, отмечаются 2-мя чертами: наличие, как известно, временных рамок, в каких должна быть выполнена работа, и определенного аспекта, по отношению к которому оценивается таким образом выполненная работа.

На втором шаге контроля сопоставляются реально достигнутые результаты с установленными эталонами. На этом же шаге происходит принятие решения о том, насколько допустимы обнаруженные отличия от стандартов, при всем этом определяется величина отклонений. Оценка отклонений осуществляется высококвалифицированными специалистами, которые независимы от данного процесса. Это могут быть сотрудники организации (внутренние контроллеры, аудиторы), а также и внешние консультанты.

На 3 -ем шаге контроля принимаются необходимые корректирующие меры. Заключения, подготовленные контролерами, должны быть утверждены руководством. При всем этом нужно, в общем-то, иметь достаточные обоснования необходимости корректирующих действий.

В общем виде система контроля на любом предприятии, таким образом, состоит из взаимосвязанных компонентов: контрольной среды, информационных систем, контрольных процедур и проверки эффективности контроля [4, с. 61].

Контрольная среда - это фундамент системы внутреннего контроля. Само собой разумеется, кадровая политика, организационная форма и возможности службы внутреннего аудита, управленческий учет, бухгалтерский учет информационные системы, и т. д. - это, так сказать, формирует контрольную среду и определяет качество отчетности и эффективность хозяйственных действий.

Кадровые трудности компании отражаются на системе внутреннего контроля. Новые руководители и должностные лица также могут быть не в подобающей степени знакомы с системой учета компании и могут совершать технические и др. ошибки [6, с. 52].

Проверка эффективности контроля - это разные виды аудита, в том числе аудит качества, внутренний аудит. Мониторинг проводится для того, чтобы отыскать отличия от обычных характеристик, выявить их причины, отдать советы по их устранению. Известно, что особенное внимание уделяется наличию на предприятии процедур проверки внутреннего контроля. С позиции информационных систем нужно внедрение такого контроля, как проверка корректировок, постоянные проверки данных ответственными специалистами. Финансовая служба, оказывая поддержку внутренним и внешним аудиторам, проводит проверки действенной работы имеющегося на предприятии контроля. Необходимо подчеркнуть, что на почти всех предприятиях создается особое подразделение, ответственное за минимизацию рисков, главные задачи которого - помощь руководителю в разработке контрольных процедур, проверка их выполнения, также контроль за своевременным внесением изменений контрольной процедуры в связи с изменением бизнес-процесса.

Важным объектом контрольной среды, наконец, являются контрольные процедуры. Отсутствие контрольных процедур может повлечь за собой недостоверность финансовой отчетности. Необходимо отметить, что контрольные процедуры нужны для достижения определенных целей и используются в разных подразделениях.

Контроль может быть реализован средством предоставления разных прав доступа к информационной системе для выполнения тех, либо других операций. Такая учетная политика подлежит оформлению соответственной организационно -распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т. п.) компании.

За состоянием внутреннего контроля несет ответственность сама организация. Ни для кого не секрет, что контроль за финансовой деятельностью компании осуществляется как постановкой самой системы внутреннего контроля, так и проведением ревизий, проверок.

Контроль любой деятельности в целом, в конце концов, является одной из главных задач управления. Надо сказать, что он помогает в случае необходимости пересмотреть ранее принятые планы, выявить ошибки в финансовой политике, проанализировать их предпосылки. Управление деньгами становится наиболее важной задачей в современном управлении. Всем известно, что при неплохой организации контроль над управлением деньгами может стать более действенным оружием в руках управления. Всем известно, что для разработки информации, на базе которой можно также сделать оценку деятельности организации, нужно, чтобы поставленная задача также выражалась в определенных показателях. Конечно же, все мы очень хорошо знаем, что для их корректировки нужно каждый месяц подводить итоги методом финансового контроля всех сфер деятельности. Оценки финансовых

17

результатов чрезвычайно полезны. Несомненно, стоит упомянуть, что обновление внутреннего контроля усилит контрольную функцию самой компании, при этом его результаты могут быть базой для проведения как государственного, так и аудиторского контроля, которые, в конце концов, являются внешними для компании.

Одной из важных функций государства на всех этапах его исторического развития является контроль. От него впрямую зависит стабильность страны и эффективность ее управления. Надо сказать, что в период преобразований, произошедших в экономике РФ с начала 90-х годов, значительно сократилась сфера государственного финансового контроля, в систему органов которого, в связи со сменой политического строя, были внесены изменения.

Государственный финансовый контроль в РФ в постсоветское время свое правовое начало получил в указе Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» для обеспечения соответствующего контроля за движением государственных средств и улучшения взаимодействия контрольных органов в РФ. Вопрос о совместной деятельности с органами внутреннего контроля в бюджетных учреждениях, таким образом, остается открытым в текущее время. Несомненно, стоит упомянуть, что в период реформ особенное внимание со стороны государства уделяется подготовительному и следующему контролю, при всем этом система внутреннего текущего контроля не имела нормативного статуса.

Существует множество определений такой экономической категории, как «внутренний контроль». Необходимо подчеркнуть, что внутренний контроль представляет собой систему и постоянного наблюдения, и проверки работы учреждения в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, понижению рисков его деятельности и управлению им [6, с. 52].

Внутренний контроль - процесс управления деятельностью учреждения с целью действенного и результативного использования ресурсов, сохранности его денежных и нефинансовых активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности [7, с. 65-68].

Внутренний контроль, как функция управления, расширил сферу собственного внедрения и должен быть приспособлен к современным условиям.

Подчеркивая необходимость развития внутреннего контроля в экономической системе, его ассоциируют с «фундаментом, на котором как бы выстраивается все здание контроля за внедрением ресурсов» [8, с. 10-18]. Внутренний контроль позволяет как раз оценить результативность принятых управленческих решений.

Одной из основных целей является достижение наибольшей эффективности и результативности использования ресурсов, в чем заинтересованы не только лишь государственные органы, но и все население страны.

Рассматривая современные подходы к организации систем внутреннего контроля в финансовых учреждениях, можно сделать вывод, что они не полностью соответствуют современным требованиям и должны быть сформированы по-новому.

Если рассматривать внутренний финансовый контроль как систему взаимосвязанных элементов, направленную на увеличение эффективности и результативности использования экономических ресурсов, а также обеспечение их сохранности, достоверности отчетности и соблюдения законодательных и других нормативных правовых актов и регламентов, при осуществлении деятельности объектом контроля, то как раз сталкиваются с неувязкой организации такой системы.

Одним из важных составляющих в системе внутреннего контроля является нормативно-правовая база, которая сейчас как раз требует множества доработок.

В системе финансового контроля внутренний контроль, осуществляемый в учреждениях, не имеет нормативного статуса, потому его организация на местах не постоянно рассматривается как неотклонимая.

Для того чтобы стало вероятным достижение главной цели функционирования системы внутреннего контроля, а конкретно достижение мотивированного и очень результативного использования ресурсов, нужно юридическое закрепление определенных свойств, касающихся действенного использования бюджетных средств. Выполнение функций системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях затруднено.

Принципиальным в системе внутреннего контроля является элемент, характеризующий информационно-коммуникационную структуру, к которому можно отнести систему бухгалтерского учета.

Рациональная организация системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях обязана содействовать минимизации затрат от неэффективного использования государственных ресурсов и получению положительного экономического эффекта от проведенных мероприятий по контролю за внедрением ресурсов.

Разработка единой методологии контроля, как для внешних, так и для внутренних служб, содействует их взаимодействию в обобщении и сравнении результатов проверки, позволяющему выявлять предпосылки и недочеты неэффективного использования ресурсов. И действительно, сочетание и взаимодействие всех частей позволит обеспечить процесс совершенствования системы контроля.

Контроль должен осуществляться сначала в интересах самой компании, ее собственников, также конкретно работников. Необходимо отметить, что контроль следует рассматривать в следующих качествах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самостоятельная функция управления и элемент управленческой деятельности;

- система проверки фактического состояния хозяйствующего субъекта с целью доказательства правомерности его деятельности;

- как завершающую стадию процесса управления с внедрением механизма обратной связи.

Система внутреннего контроля обязана включать такие блоки: органы, объекты и средства контроля. Внедрение системы внутреннего контроля позволит обеспечить надежность финансовой информации, снизить опасности принятия ошибочных решений.

В мировой практике необходимость внедрения систем внутреннего контроля была продиктована громкими скандалами, связанными с искажением финансовой отчетности в таких компаниях, как Enron и Parmalat. Известно, что в США с 2004 года действует закон Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley), регламентирующий требования к системе внутреннего контроля. Статья 404 закона Сарбейнса-Оксли «Управление и оценка финансового контроля» содержит требование по проведению аудиторской проверки отчета управления об уровне внутреннего контроля. В согласовании с этим положением руководители компаний должны документально оценивать систему внутреннего контроля, раскрывая в приложениях к финансовой отчетности все ее значительные недочеты и предлагая мероприятия по их устранению.

Оценка внутреннего контроля, утвержденная генеральным и финансовым директорами, обязана проходить проверку у внешних аудиторов, которые формируют отдельное заключение, публикующееся совместно с годовой финансовой отчетностью компании. При всем этом руководители компаний несут личную ответственность, вплоть до уголовной, за эффективность системы внутреннего контроля и достоверность финансовой отчетности.

Система внутреннего контроля нужна как самостоятельным юридическим лицам, так и группам компаний с централизованным управлением. Несомненно, стоит упомянуть, что, невзирая на то, что в зарубежной практике система внутреннего контроля получила обширное распространение, немногие финансовые директора и 1 -е лица российских компаний понимают ее необходимость. Было бы плохо, если бы мы не отметили, что эффект от внедрения процедур внутреннего контроля не всегда может быть получен сразу и поддается количественной оценке. Система внутреннего контроля нужна компании для управления эффективностью работы подразделений. Она обязана решать в компании пять главных задач:

- обеспечение надежности и достоверности информации;

- защита активов и собственности;

- эффективное внедрение ресурсов компании;

- обеспечение соответствия выполняемых работ политиками, процедурами и регламентам компании;

- помощь менеджерам в достижении целей и задач компании.

Условно процесс внедрения системы внутреннего контроля включает четыре главных шага:

- определение направлений контроля;

- описание бизнес-процессов;

- анализ и контроль рисков;

- тестирование качества внутреннего контроля.

Литература

1. Булаев С. Положение о внутреннем контроле: разрабатываем, утверждаем, применяем // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово -хозяйственной деятельности. 2009. № 6.

2. Воропаев Ю. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет. 2011. № 9. с. 56.

3. Дурова Д. Повышение эффективности управления предприятием: внутренний контроль и контрольные процедуры // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 4. с. 60-68.

4. Ильина Ю. Анализ системы внутреннего контроля // Аудит и налогообложение. 2013. № 1. с. 37-40.

5. Кузнечикова В. Е. Принцип системности - основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право. 2010. № 3.

6. Мокрецова Г. В. Организация внутреннего контроля - важнейший элемент учетной политики образовательного учреждения // Советник в сфере образования. 2009. № 1.

7. Николаенко Н. Г. Система внутреннего контроля как индикатор диагностики управления организацией // Российское предпринимательство. 2009. № 5 вып. 1 (90). с. 65-68.

8. Носкова Ю. С. Внутренний контроль в системе финансового контроля: история и современность // Российское предпринимательство. 2011. № 10 вып. 1 (193). с. 10-18.

9. Степашин С. В. Актуальные проблемы внутреннего контроля: мировая и российская практика // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2012. № 3 (147).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.