УДК 316.354:355.1/.2 ББК 60.55+68.4
DOI 10.22394/1682-2358-2018-6-115-122
M.K. Magomedov, postgraduate student of the Humanities and Social Sciences Department, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation
ORGANIZATIONAL
CULTURE
OF A MILITARY
ORGANIZATION:
ESSENCE,
COMPONENTS, SPECIFIC CHARACTERISTICS
The trends in the development of modern military organizations at the macro and micro levels are specified. Structural elements of a military-type organization, its functional features, as well as the nature and specificity of the organizational culture of a military organization are identified. As a result of the structural-functional analysis, the military service system was disclosed as a social phenomenon. It is proved that the main specific characteristics of the organizational culture of a military organization are totality, ambivalence, sacredness, and ethnic extrapolation.
Key words and word-combinations: military service, military organization, organizational culture, sacredness, ethnic extrapolation.
М.К. Магомедов, адъюнкт кафедры гуманитарных и социальных наук Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации (email: [email protected])
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТЫ, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация. Выявляются тенденции развития современных военных организаций на макро- и микроуровнях. Анализируются структурные элементы организации военного типа, ее функциональные особенности, а также сущность и специфика организационной культуры военной организации. На основе структурно-функционального анализа раскрыта система военной службы как социальное явление. Доказано, что основными специфическими характеристиками организационной культуры военной организации являются тотальность, двойственность, сакраль-ность, этническая экстраполяция.
Ключевые слова и словосочетания: военная служба, военная организация, организационная культура, сакральность, этническая экстраполяция.
А
кттуальность анализа организационном культуры военной организации обусловлена двумя факторами. Во-первых, в имеющихся научных источниках отсутствует социологическая интерпретация организацион-
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6
115
ной культуры военной организации. Современные ученые данную проблему рассматривают только в общем контексте (на междисциплинарном уровне), представляя общие характеристики военной культуры российского общества. Специфика проявления культуры организации военного типа по-прежнему социологами не исследована. Во-вторых, современное реформирование граж-данско-военных отношений России требует исследования проблем военной организации с различных позиций, включая социокультурные. Современное реформирование гражданско-военных отношений, смена общественного уклада военной организации, модернизация военной организации России начали осуществляться с момента развала Советского Союза. С одной стороны, взят курс на «либерализацию» всех сфер гражданско-военного взаимодействия; с другой — изменились принципы, стратегии, цели и задачи общественно-государственного устройства России. Затяжной процесс социально-экономического реформирования сопровождался потерей традиционных принципов функционирования организаций военного типа и привел к необходимости формирования новых стратегий социокультурного развития практически во всех силовых институтах общества. Последние три десятилетия можно охарактеризовать в качестве периода трансформации организационной культуры военных организаций.
Для раскрытия изменений в системе данной организационной культуры необходимо уточнить сущностные черты и современные социальные функции военной организации, а также специфику служебно-трудовой деятельности военнослужащих. Именно сущность и основные функции военной организации позволят рассмотреть проявление ее культурных традиций, ценностей и норм функционирования.
Служебно-трудовая военная деятельность человека осуществляется в специально создаваемых государственных (казенных) военных организациях, решающих задачи в области обороны и военной безопасности специфическими (военными) методами в целях подготовки к вооруженной защите Отечества. Военная служба выполняется в организациях особого военного типа, представленных не только в системе Вооруженных сил РФ, но и в других подразделениях войск, воинских формированиях и органах, работа которых направлена на выполнение задач охраны законности и военной безопасности военными методами [1]. Современная военная организация в научной литературе не имеет четкого определения, что размывает возможность уточнения сущности организационной культуры военной организации. Для уточнения категории «военной организации» проанализируем базовые научные подходы исследователей к данной междисциплинарной категории.
Фундаментальную основу концепции системного подхода исследования военной организации составили идеи А. Богданова, Л. фон Берталанфи, К. Боулдинга, Н. Винера и У. Эшби. Любая организация рассматривается ими как система, состоящая из взаимосвязанных частей и элементов (подсистем), объединенных в единый устойчивый конструкт для целенаправленной военно-профессиональной деятельности. Системные компоненты военной организации функционируют для достижения главной миссии — вооруженной защиты
116
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6
страны, что является общей целью для всех подсистем военной организации, обладающей иерархической структурой и способностью централизованного управления отдельными элементами [2, с. 24].
С точки зрения теории институционального подхода военная организация обеспечивает взаимодействие различных военных субъектов. Возникновение и развитие организации преимущественно зависит от институциональной среды. В рамках данной концепции социальная военная организация представлена в виде некой определенной институциональной структуры, характеризующейся социальным порядком, вбирающей в себя определенный опыт, систему устоявшихся законов, традиций, взаимоотношений и связей, реализующей жесткие технологии управления, не признавая случайных (стихийных) управленческих социальных процессов. Военная организация — это институт государства, располагающий силами и средствами (структурные организационные компоненты Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, оборонных, научно-исследовательских организационных комплексов), материально-техническим и человеческий потенциалом для достижения военных и политических целей государства.
В рамках институционального подхода военная организация представляет собой комплекс структурных организационных компонентов как института государственного устройства, предназначенного для обеспечения законности, военной безопасности не только государства, но и общества в целом. Данная цель достигается путем реализации тотального подчинения отдельных микроорганизационных систем (воинских частей) общей задаче, определяющей выполнение внешних и внутренних социальных функций. Внешняя функция заключается в вооруженной защите страны от внешней агрессии. Внутренняя функция направлена на обеспечение законности, защиту от антиконституционных действий, связанных с нарушением обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий, противоправного вооруженного насилия, угрожающего государственной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации [3].
В русле структурно-функционального подхода военная организация —это социальный комплекс (объединение военных и гражданских трудовых коллективов), выполняющих существенный объем задач по осуществлению функций социальной направленности [4]. Специфика обеспечения военной безопасности возлагает на военную организацию ряд конкретизированных социальных функций. Прогностическая функция заключается в прогнозировании вероятных опасностей и военных угроз интересам личности, общества и государства. Информационная функция связана со сбором объективных данных о характере и степени военных угроз. Превентивная функция нацелена на упреждение или устранение возможных угроз военной безопасности на начальных этапах их возникновения и проявления. Функция пресечения военных угроз и ликвидации военных опасностей является основной задачей военной организации, располагающей необходимыми силами и средствами для достижения этой
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 II/
цели. Мобилизационная функция заключается в оперативном реагировании на угрозы, путем своевременного привлечения сил и средств для устранения возникшей опасности [3].
Через призму различных подходов военная организация определяется как некая регламентированная, структурированная и управляемая часть государственного механизма, состоящая из взаимосвязанных организационных элементов (организационных воинских частей и иных социальных структур). Она действует для обеспечения законности, порядка, военной безопасности государства и общества. В рамках военной организации осуществляется военная служба как вид профессиональной деятельности. Военная служба по-прежнему является сложным социальным явлением и особым видом государственной служебно-трудовой деятельности, регулируемым в рамках военных организаций на основании федеральных законов и правительственных постановлений.
Военную организацию можно ранжировать по нескольким параметрам. По форме организации — это линейно-функциональная, целевая. По происхождению — первичная и искусственная. С точки зрения внутренних взаимоотношений она имеет специфические характеристики организационной культуры. Военная организационная культура является системным элементом культуры общества и внешне выражается в стиле поведения воинского коллектива, его базовых организационно культурных ценностях, принципах, правилах и нормах служебно-трудовой деятельности. Устойчивость и целостность военной организации обеспечивается в результате формирования особого типа военной организационной культуры (военно-организационных ценностей, принципов, правил, норм служебно-трудовой деятельности военнослужащих). Организационная культура военной организации включает в себя нормы этикета, стиль одежды, коммуникации и практики взаимоотношений между военнослужащими разного ранга и воинского должностного положения, субординации, воинского приветствия, составляя неповторимый социокультурный менталитет [5]. Каждый военнослужащий и подразделение различного уровня в рамках структуры военной организации подчиняются определенным правилам и нормам, составляющим базовую часть организационной культуры военной организации [6].
Основными специфическими характеристиками организационной культуры военной организации являются следующие:
1. Маскулинность — мужская прерогатива служебно-трудовой деятельности военнослужащих. Военнослужащий всегда считался сильным, волевым человеком лидерского типа. Военная идентичность является средством достижения мужского стиля поведения на основе определенных архетипов, а также устоявшихся военных ценностей, норм, принципов, традиций [7, с. 214].
2. Тотальность — характеризующаяся всеобщими идеологическими принципами относительная социальная и профессионально-трудовая изоляция, искусственно суженный круг социального общения, существенное ограничение свободы действий, как военнослужащего, так и членов его семьи
118
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6
[8, с. 87], доминирование воинских ценностей, принципов, правил, норм над другими, высокий уровень принуждения и контроля профессиональной деятельности [9, с. 240]. Тотальный институт (организация) характеризуется как «место пребывания и деятельности большого количества индивидов, которые в течение достаточно долгого времени отрезаны от внешнего мира и ведут совместно затворническую жизнь, формы которой эксплицитны и тщательно регламентированы» [10, р. 42] . Э. Гофман отмечает, что в таких военных организациях деятельность осуществляется в конкретно определенном месте, под руководством и воздействием властной структуры, носит коллективный и регламентированный характер, преследуя четкую организационную цель [10, р. 17] . Для подобных организаций характерна специфическая среда, в которой в равной мере имеются формальные и неформальные правила регулирования отношений внутри военной организации. Дисциплинарная практика также носит формальный и неформальный характер. По мнению М. Фуко, в рамках применения дисциплинарной власти наказание не направлено на репрессию, а является лакмусом в действиях, поведении военнослужащего. Административный контроль соотносится с набором различных установленных правил, которым необходимо следовать. Степень соответствия или несоответствия этим правилам отличает военнослужащих друг от друга, располагает их в определенном иерархическом порядке, устанавливает ценностную шкалу степени соответствия и устремляет к ее достижению [11, с. 267].
3. Двойственность официальных и неофициальных ценностей, принципов, правил и норм культуры поведения. Тотальная система отличается наличием сложных, а порой и жестоких ритуалов; моральным и физическим принуждением, искореняющим имеющиеся ожидания и привычки, а также подчинением правилам устава организации. Индивид, попадая в учреждение такого типа, сталкивается с изоляцией от внешнего мира, утерей личностной автономии и идентичности, ограничением в пространстве и времени. Возникает двойственность поведения: с одной стороны, военный актор безоговорочно подчиняется приказам и распоряжениям, отданным представителями администрации, стоящими выше в иерархической структуре (последнее становится необходимым условием успешной деятельности),с другой — демонстрирует свободный и независимый стиль поведения, некоторое игнорирование жестких норм поведения. Реализуется потребность социально-психологической разрядки, формирования относительно независимого стиля поведения, свободного от жестких и тотальных рамок повседневности военной организации.
4. Сакральная форма служебно-трудовой деятельности — формирование способности к самопожертвованию, убежденности в справедливости военных действий, почетности военной службы и служения Родине, принятие того, что ценности общества выше коллективных и личностных ценностей. Военная служба является формой организованного служения Отечеству, выполнения обязанностей по защите интересов общества и государства силовым способом. Сакральная деятельность обеспечивает преодоление ряда ог-
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 119
раничений личных, социально-экономических, гражданских, экономических и политических прав.
5. Экстраполяция этнической культуры общества на организационную культуру военной организации [12]. В настоящее время рост этнической напряженности в обществе приводит к развитию подобных противоречий в системе военных отношений. Нередко этнические ценности военнослужащих начинают преобладать над ценностями общества и военной организацией, что приводит к повышению конфликтной напряженности, снижению патриотизма, росту этнических разногласий в воинских коллективах. В новых условиях необходимо централизованное противодействие стихийным процессам, экстраполяция этнической культуры общества, поэтому повышается актуальность целевого управленческого формирования этнической толерантности военнослужащих, активизации этнической, идеологической и воспитательной работы в армии. Важна специализированная деятельность, направленная на этническое социокультурное развитие, поддержка данных процессов военной администрацией, социальными проектами, деятельностью служб социально-психологической работы, текстами воинской присяги, устава.
Итак, военная организация представляет собой регламентированный, структурированный и управляемый государственный механизм организации военной службы акторов, направленный на обеспечение законности, военной безопасности государства и общества, то есть военную социальную систему — совокупный набор организационных структур и воинских коллективов общества. Одновременно военная организация включает в себя территориальную (набор организационных структур, военно-гражданских коллективов отдельного территориального образования) и ведомственную (набор организационных структур, военно-гражданских коллективов отдельного военного ведомственного образования) подсистемы. Первичное звено военной организации — это воинская часть (набор организационных структур, воинских, а также гражданских коллективов воинской части как микроорганизационной подсистемы общества). На разных уровнях военной организации реализуется военно-профессиональная служебно-трудовая деятельность акторов, а также разрабатываются и внедряются программы развития организационной культуры в целом и этнической культуры военнослужащих в частности. Военную службу можно охарактеризовать как сложное социальное явление, представляющее профессиональную деятельность инициированную государством в специальных военных организациях в рамках жестко лимитируемой организационной культуры для решения задач территориальной и национальной обороны с применением специфических военных методов в целях вооруженной защиты Российской Федерации.
Организационная культура военной организации представляет собой набор базовых ценностей, принципов, правил, норм, представлений, проявляющихся в поведении военных акторов, определяющих их статус, стиль служебно-тру-довой деятельности. Организационная культура военной организации является не только специфическим инструментом упорядочивания жизнедеятель-
120 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6
ности воинских коллективов, но и способом профилактики и разрешения социальных конфликтов в целом и этнических конфликтов военнослужащих в частности. На формирование организационной культуры военной организации влияют различные общественные факторы: социально-экономический (развитие общественной экономики и формирование ресурсов, направляемых на развитие культуры военных организаций); социально-политический (политическая потребность в реализации военной безопасности общества); социально-этнический (трансформация этнических отношений общества, формирование этнических конфликтов в обществе). Наиболее важным фактором обособления данной организационной культуры является общественное разделение труда, определяющее формирование противоречий в деятельности различных профессиональных групп и объединений, рост специфики требований к труду, обеспечение социальной защиты субъектов труда, реализацию проектов социокультурного развития. Трактовка воинского труда в контексте разновидности общественного труда с последующей дифференциацией привела к рассмотрению его в качестве относительно самостоятельной подсистемы, отражающей отдельный комплекс автономной военной организационной культуры.
Автономизация различных организационных культур общества определяет трансформацию и в рамках военной субкультуры: изменение ее содержания, а также форм объективации. Постепенно усиливается тенденция перехода от агрессивных установок, форм и методов решения военных задач, радикальной направленности военной служебно-трудовой деятельности к более сглаженным и мягким формулировкам военной стратегии, становлению культурно-нравственных установок, направленных на военное урегулирование, созданию условий предотвращения внешней агрессии, принуждению оппонентов к миру.
Служебно-трудовая военно-профессиональная деятельность направлена не только на поддержание постоянной боевой готовности воинских коллективов для выполнения задач военной безопасности страны, но и на внешнее проявление организационной культуры военной организации. Она характеризуется экстремальными условиями службы, сопровождающимися риском для жизни и здоровья военнослужащих, преобладанием интересов военной службы над личными, ненормированным графиком трудовой деятельности, повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой и ограничением личных, социально-экономических, гражданских, экономических и политических прав.
В рамках рассмотренных концепций можно выделить специфические характеристики организационной культуры военной организации: маскулинность (мужская, силовая прерогатива служебно-трудовой деятельности военнослужащих); тотальность (всеобщность идеологических принципов, относительная социальная и профессионально-трудовая изоляция, искусственно суженный круг социального общения, существенное ограничение свободы действий); двойственность поведения (различие официальных и неформальных ценностей, принципов, правил и норм культуры пове-
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 6 12. I
дения); сакральность служебно-трудовой деятельности (формирование способности к самопожертвованию, принятие ценностей общества выше коллективных и личностных ценностей, убежденности в справедливости военных действий, почетности военной службы и служения Родине); экстраполяция этнической культуры (проникновение этнической культуры общества в организационную культуру военной организации). По сути организационная культура военной организации представляет собой систему тотального подчинения, состоящую из взаимосвязанных частей и элементов (подсистем), встроенных в единую культуру общества и государства. Она является социокультурным фактором, обеспечивающим профилактику и предотвращение всякого рода нарушений, в том числе и этнических конфликтов военнослужащих.
Библиографический список
1. Фатеев К.В. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. М., 2005.
2. Ружанская Л.С. Теория организации. Екатеринбург, 2015.
3. Кудашкин А.В. Военная служба как вид государственной службы // Военное право. Сер: Право в Вооруженных силах - консультант. 2004. Вып. 45. С. 55-80.
4. Быченко Ю.Г., Савенко А.А. Совершенствование мотивации служебно-трудовой деятельности военнослужащих Национальной гвардии Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13, № 3. С. 27-34.
5. Баландина Т.М., Кузнецов Н.И. Особенности социальной адаптации курсантов современного военного института // Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73). С. 166-171.
6. Баландина Т.М. Современные социальные технологии обновления организационной культуры // Экономические, институциональные и технологические проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях внешних вызовов: материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 22-23.
7. Романова Е.Н. Военная культура и ее основные характеристики / Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 1 (60).
8. Хвостанцев С.В. Социальная адаптация семьи в условиях современного этапа социальных реформ // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3 (48).
9. СмеликР.Г. Воинский труд в системе рыночных отношений. Новосибирск, 2004.
10. Goffman E. Asylums. The Essays on the Social Situation of the Mental Patients and Other Inmates. N.Y., 1961.
11. ФукоМ. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
12. Быченко Ю.Г., Магомедов М.К. Факторы этнического неравенства в социуме // Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления: материалы VI Международной научной конференции (Саратов, 13 апреля 2018 г.). Саратов, 2018. С. 357-361.
122
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 6