Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационная культура / цифровизация / инновации / ценности / трансформация / organizational culture / digitalization / innovation / values / transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Бобров, А.К. Ляйхлер, Е.В. Сумина

В данной статье рассмотрено формирование организационной культуры с использованием цифровых технологий. Раскрыты новые возможности компаний, а также выявлены новые требования к персоналу в условиях цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CULTURE OF AN INTERNATIONAL COMPANY IN A DIGITAL ENVIRONMENT

This article discusses the formation of organizational culture using digital technologies. New opportunities of companies are revealed, as well as new requirements for personnel in the digital environment are revealed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ»

УДК 338.138

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

А. А. Бобров, А.К. Ляйхлер Научный руководитель - Е.В. Сумина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-ша11:у1р.8а8Ьа.ЬоЬгоу@ша11.ги

В данной статье рассмотрено формирование организационной культуры с использованием цифровых технологий. Раскрыты новые возможности компаний, а также выявлены новые требования к персоналу в условиях цифровой среды.

Ключевые слова: организационная культура, цифровизация, инновации, ценности, трансформация.

ORGANIZATIONAL CULTURE OF AN INTERNATIONAL COMPANY IN A DIGITAL ENVIRONMENT

А.А. Bobrov, А.К. Leichler Scientific supervisor - E.V. Sumina.

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: vip.sasha.bobrov@mai1.ru

This article discusses the formation of organizational culture using digital technologies. New opportunities of companies are revealed, as well as new requirements for personnel in the digital environment are revealed.

Keywords: organizational culture, digitalization, innovation, values, transformation.

Общее внедрение цифровизации во все аспекты жизни современного человека становится действительно объективной реальностью. Актуальность данной темы заключается в том, что цифровая трансформация затрагивает практически все отрасли экономики, существенно изменяет практическую профессиональную деятельность, формирует потребности в новых цифровых компетенциях и корпоративных ценностях. Использование цифровизации в компании меняет как внешнюю среду организации в плане условий взаимодействия с покупателями, поставщиками и государством, так и внутреннюю среду, а именно процессы, происходящие в организации, в частности, в области управления. Например, «нецифровая» компания, деятельность которой построена на устаревших аспектах и принципах, в любом случае вынуждена адаптироваться к новым условиям рынка, либо уходить с него, отдавая место новым организациям и компаниям, которые следуют современным тенденциям и реалиям рынка. К задачам управления организацией в условиях цифровизации можно отнести следующие: изменение бизнес-процессов компании на основе передовых цифровых технологий; поддержание высокого уровня знаний менеджмента компаний и специалистов в области современных технологий; поддержание высокой степени готовности к изменениям и вызовам внешней среды [1,2].

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

В современности, компаниям необходимо посмотреть на собственный бизнес с учетом подходов цифровой экономики. Неизбежно будет вырастать стоимость затрат на исследования, консультативные услуги, разработки и штатную переквалификацию в рамках цифровизации компании. Компании, которые не готовы к подобному сценарию событий, при любых обстоятельствах уйдут с рынка. С иной стороны, цифровизация не должна превращаться в самоцель. Необходимо рассчитать эффективность тех или иных действий, чтобы с уверенностью можно было сказать, что ключевые процессы в организации в результате внедрения цифровых технологий существенно окупят себя и принесут дополнительную пользу организации. Компании, которые уже перешли на цифровые технологии, зачастую разнятся с тем, что подходы к управлению организацией обязательно нужно менять, учитывая особенности новой цифровой реальности и цифрового мира в целом [3,4].

Цифровизация внедряется во все сферы жизни населения, государства и функционирования организацией. Руководители иногда в полной мере не понимают необходимость внедрения цифровых технологий, в особенности в тех случаях, когда компания и так предоставляет хорошие результаты. С иной стороны, при условиях, когда вся внешняя среда начинает переходить на цифровизацию, никому не получится оказаться в стороне или спрятаться от происходящих процессов. Либо ты подстраиваешься под новые условия взаимодействия с государством, покупателями, поставщиками, либо начинаешь терять свое место на рынке. Внедрение цифровых технологий требует непрерывного развития сотрудников компании, а также немалых денежных инвестиций. Приведем одну известную фразу Стива Джобса, которая будет тут уместна: «Инновация - это то, что отличает лидера от последователя». Новые компании, основанные на принципах цифровизации, продукты и сервисы, используя цифровые бизнес-модели в частности меняют целые направления рынка и сферы жизнедеятельности. В основном, цифровизация позволяет быть более удобным, более оперативным для итогового потребителя, а также дает более доступный продукт за счет сокращения издержек. Самое главное в управлении компанией в условиях цифровизации заключается в использовании инновационных, цифровых бизнес-процессов, участники которых могут находиться по всему миру, увеличении их эффективности за счет более «умного» и оперативного управления с учетом большого количества данных. В общем, стратегическое планирование до сих пор осуществляется менеджерами организации, но передача процесса принятия решения на более низких уровнях управления цифровым системам является несомненным трендом уже сейчас. Что касается исполнителей, то вполне ожидается сокращение общих профессий, поскольку в современной реальности останутся только наиболее талантливые и востребованные сотрудники [5,6]. Говоря про цифровизацию, стоит отметить программу «Цифровая экономика России», в целях реализации которой, стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 г., ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Данная программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами [7]. Соглашаясь с трехуровневой схемой анализа Э. Шайна, авторы многих работ в области организационной культуры выделяют различные элементы, прежде всего, уровня базовых представлений. Например, Д. Россо предлагает представлять культуру в виде пяти кругов: внешних, которые включают в себя артефакты и образцы поведения; промежуточного круга и внутренних кругов. Но не только по этому вопросу ведутся дискуссии вокруг идей Э. Шайна. Ряд ученых считает, что схема Э. Шайна слишком упрощенно трактует влияние внешних факторов на организационную культуру. Сегодня уже никто в научной среде не ставит под сомнение тот факт, что адаптация и необходимость согласования внутренней среды компании с ее внешним окружением имеет первостепенное

значение. Более того, некоторые ученые говорят о критической взаимосвязи между внешней средой и организационной культурой [8].

Цифровая трансформация затрагивает практически все отрасли экономики существенно изменяет практическую профессиональную деятельность, формирует потребности в новых цифровых компетенциях и корпоративных ценностях. В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года, ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, реализуемых в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», можно сделать вывод о том, что цифровая среда так или иначе будет повсеместно, этого не избежать. В современном наращивается темп цифровизации. В первую очередь, это удобно для потребителей, интерфейс и функционал современных приложений это предоставляет в полной мере. Если брать организацию в целом, то формировать культуру, в которой работники могут расти профессионально и приносить свои идеи в целях развития компании, можно более успешно именно в цифровой среде, так как каждый сотрудник будет услышан и его идею могут воплотить в жизнь, а это очень важно для каждого сотрудника. Цифровизация - это не только шаг вперед, но и будущее мировой экономики и мира в целом, благодаря которой будет намного удобнее и легче как персоналу организации, так и всему мировому сообществу в целом. Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что организационная культура — это наиболее важный фактор цифровой трансформации любого предприятия. Необходимо изменить мышление всего коллектива, так как без активного участия людей никакие инструменты не будут действенными. При этом, несмотря на то, что новейшие технологии развиваются постепенно и поэтапно, а цифровая трансформация - это очень длительный процесс. Таким образом, сформированная, управляемая, постоянно совершенствуемая и гибко меняющаяся организационная культура - это конкурентное преимущество компании. Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности деятельности на рынке.

Библиографические ссылки

1. Тихомирова, О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка : учеб.пособие / О. Г. Тихомирова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 151 с.

2. Управление персоналом : учеб.пособие / А. Я. Кибанов, Г. П. Гагаринская, О. Ю. Калмыкова, Е. В. Мюллер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 238 с. (дата обращения: 18.03.2022)

3. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление : учебник / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. -М. : Омега-Л, 2019

4. Хофстеде, Г. Организационная культура: понятие, составляющие, характеристика / Г. Хофсте-де. - М.: БЕК, 2008.

5. Цифровые технологии в российских компаниях [Электронный ресурс]. - URL: https:// assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf (дата обращения: 18.03.2022)

6. Руденко, Д. С. Особенности организационной культуры в условиях развития цифровой экономики / Д. С. Руденко // Вестник Челябинского государственного университета. - 2018. -№ 12 (422). - С. 153 -156.

7. Технологические приоритеты стратегического развития региона в условиях цифровой индустриализации/ Сумина Е.В., Зябликов Д.В. // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 1535-1554

8. Изучение организационной культуры по Э. Шайну / Галимуллина Э.З // Цифровая среда обучения. - 2021. - №3. - С. 5-7 (дата обращения 10.04.2022)

© Бобров А. А., Ляйхлер А. К., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.