Отчасти благодаря активной деятельности благотворителей просвещение в Уральском регионе в XIX веке развивалось чрезвычайно быстро, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, в 1887 г. только в ведении Екатеринбургского уездного земства находилось 85 школ (10 мужских. 9 женских, 66 смешанных), в которых обучалось 7464 человека (5300 мальчиков, 2164 девочки). В Пермском уезде в конце XIX века только в ведении инспекции народных училищ состояло 73 двухклассных и одноклассных училища [3, с.22].
Таким образом, анализ даже разрозненных данных из истории образования на Урале в рассматриваемый период свидетельствует о значимости такого фактора, как социальная направленность личности, для развития просвещения.
Литература
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе -www.dvgu.ru.
2. Белкин, А.С., Сутырина, Т.А. Ментально-миссионное направление в образовании [Текст] : монография / А. С. Белкин, Т. А. Сутырина. - М. : Спут-ник+, 2009. - 236 с.
3. Благотворительность на Урале: на ниве духовности и просвещения [Текст] / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, А. В. Беркович, Т. С. Дорохова, В. П. Микитюк, Л. Ф. Русаков, Г. Н. Штинова. -Екатеринбург: «СВ-96», 2009. - 320 с.
4. Благотворительность на Урале [Текст] / М. А. Галагузова, М. В. Голо-мидова, Ю. Н. Галагузова, Л. А. Дашкевич, Т. С. Дорохова, Г. Н. Штинова. - Екатеринбург: «СВ-96», 2001. - 256 с.
5. Дорохова, Л.С. Наши учителя [Текст] / Л. С. Дорохова - Екатеринбург: Издательский дом «Паркус», 2000. - 160 с.
УДК 159.99
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС РУКОВОДИТЕЛЯ
Евтихов Олег Владимирович,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия evtikhov2003@mail. т
В статье рассматривается организационная культура как управленческий ресурс руководителя. Описаны нормативно-регулирующая, управленческая и мотивирующая функции организационной культуры.
Ключевые слова: организационная культура, управление, руководитель, функции организационной культуры.
ORGANIZATIONAL CULTURE AS THE ADMINISTRATIVE RESOURCE OF THE HEAD
Evtikhov Oleg
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia evtikhov2003@mail. ru
In article the organizational culture as an administrative resource of the head is considered. Is standard-regulating, administrative and motivating functions of organizational culture are described.
Keywords: organizational culture, management, functions of organizational culture.
Несмотря на то, что в нашей стране термин «организационная культура» стал активно использоваться сравнительно недавно (в 1970-1980 гг.), в последние десятилетия к ее изучению привлечено внимание многих исследователей и практиков. Это связано с тем, что установлена взаимосвязь между организационной культурой и эффективностью труда сотрудников организации.
Организационная культура так же, как и общественная, выполняет две важные социальные функции: 1) аккумуляция, хранение и передача образцов человеческих отношений, поведения и опыта; 2) сплочение людей. Никакой коллектив, численность которого превышает несколько десятков человек, а тем более группы из тысяч людей, не может сплотиться и устойчиво функционировать лишь на основе взаимных симпатий ее членов. Для этого люди слишком различны, а чувства симпатии изменчивы и неустойчивы. Чтобы сплотить большую социальную группу, нужны более ясные и устойчивые основы, которые могут объединять людей в организованную общность. Этой основой является общая культура, которая в совокупности с имеющимися в ней нормами, традициями и ритуалами помогает управлять как сотрудниками отдельной организации, так и целой нацией.
В свое время человечество отказалось от рабовладения и выработало более прогрессивные методы управления, и это неслучайно. Управление мечом и плеткой - дело необычайно затратное, потому что чрезмерное насилие порождает ответное насилие и приходится прилагать большие усилия для стабилизации отношений в обществе. Гораздо менее затратными, но более надежными показали себя методы управления обществом через формирование соответствующего мировоззрения, ценностей и убеждений людей, следствием которых и является соблюдение ими заданных норм поведения. Вероятно, не случайно появились заповеди Моисея и библейские заветы. Ведь именно культура (религиозная, национальная, профессиональная, организационная) определяет поведение человека в отсутствии четких законных или должностных предписаний того, как следует поступать в тех или иных ситуациях. «Грамотно поставленная управленческая и идеологическая работа обеспечивает возможность добиваться соблюдения необходимых норм поведения людей даже при полном отсутствии прямых распоряжений. В идеале эффект может приближаться к недостижимому - действий по управлению нет, но функции управления выполняются» [2]. Это обусловливает особый интерес менеджмента к управляемому формированию и поддержанию соответствующей организационной культуры.
В настоящее время исследованиями предлагаются различные определения организационной и корпоративной культур. При этом в одних случаях эти понятия представляются как синонимы, а в других - противопоставляются. Так Т. Ю. Базаров различает эти понятия, представляя под организационной культурой интегральную характеристику организации (систему управления, образцы поведения, способы оценки результатов деятельности и т. п.), данную в языке определенной типологии, а под корпоративной культурой - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых большинством сотрудников организации (миссия, видение, ценности, нормы и т. п.), случайно сформированных, позаимствованных или достигнутых каким-либо иным путем и достаточно эффективно послуживших организации, чтобы быть признанными и достойными для передачи новым поколениям членов организации [1].
В самом широком смысле под термином «организационная культура» обычно представляется совокупность коллективных базовых представлений, групповых норм и ценностей, определяющих особенности поведения и взаимодействия сотрудников организации в различных видах деятельности, а также функционирующей в ней системы управления [3]. Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой «душой» является организационная культура. Именно организационная культура во многом отвечает на вопрос «Как мы себя ведем?». Она регламентирует поведение в отношении клиентов, коллег, руководителей, партнеров и других людей или явлений. При этом организационная культура - важный управленческий ресурс менеджмента, а именно при отсутствии прямых инструкций именно организационная культура определяет особенности поведения и взаимодействия людей, в значительной мере влияя на ход выполнения работы.
Смысл и предназначение сильной, сознательно сформированной организационной культуры заключаются в обеспечении достижения организационных целей наиболее эффективным и социально приемлемым способом. В контексте управления в качестве наиболее значимых функций организационной культуры можно выделить нормативно-регулирующую, мотивирующую, управленческую функции.
Нормативно-регулирующая функция обеспечивает самоуправляемость организации и регламентирует внутренние нормы поведения. Включая в себя формализованные и неформализованные правила поведения, организационная культура предписывает способы взаимодействия сотрудников в организации, характер коммуникативных связей работников, последовательность совершаемых в процессе работы операций, особенности взаимодействия между людьми.
Мотивирующая функция повышает уровень трудовой мотивации сотрудников. Человек, отождествляющий себя с организацией, работает с более высокой производительностью. Любую работу для компании он делает так же хорошо, как делал бы ее для себя. Осознание своей принадлежности к сильной организационной культуре уже само по себе является мощным мотиватором роста производительности, желания действовать в интересах своей компании. Благородная миссия, гуманистическая философия, великие цели организации, доброжелательные отношения в коллективе, демократический стиль руководства оказывают мотивирующее воздействие на персонал, позволяют удерживать работающих сотрудников и привлекать новых.
Управленческая функция организационной культуры является развитием предыдущих и выражается в том, что она дополняет, а порой и заменяет некоторые функции управления персоналом. В частности, организационная культура снижает затраты на реализацию таких управленческих функций, как организация, мотивирование и контроль. При развитой организационной культуре не нужно регламентировать каждый шаг работника, отдельно мотивировать его на выполнение поставленной задачи и контролировать его деятельность, достаточно обозначить «конечную точку» и координировать продвижение работника к ней. Однако само поддержание и тем более формирование новой организационной культуры в современных организациях требует определенных затрат [1].
В заключении можно отметить, что формирование и поддержание позитивной, здоровой организационной культуры используется в управленческих целях как эффективный инструмент, позволяющий сплотить персонал организации, мобилизовать их на достижение общих целей, стимулировать инициативу, обеспечивать лояльность и взаимопонимание между сотрудниками. Чувство сопринадлежности людей к социально-профессиональной группе с соответствующими идеалами, ценностями нормами и правилами повышает их мотивацию, общую управляемость и, соответственно, эффективность совместной жизнедеятельности как коллективов, так и отдельных ее членов.
Литература
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 239 с.
2. Гандапас Р. Корпоративная культура. Огнем и мечом [Электронный ресурс].: http://www.radislavgandapas.com/materials.
3. Евтихов О.В. Психология управления персоналом. - СПб.: Речь, 2009.
319 с.
УДК 159.99
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Евтихов Олег Владимирович,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия evtikhov2003@mail. т
В статье описаны рационально-экономическая профессионально-предпринимательская и организационно-командная психологические концепции управления с соответствующими когнитивными стереотипами и управленческими принципами
Ключевые слова: управление, концепция управления, принципы управления.