Научная статья на тему 'Организационная культура как управленческий ресурс руководителя'

Организационная культура как управленческий ресурс руководителя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
946
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ORGANIZATIONAL CULTURE / MANAGEMENT / FUNCTIONS OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

В статье рассматривается организационная культура как управленческий ресурс руководителя. Описаны нормативно-регулирующая, управленческая и мотивирующая функции организационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CULTURE AS THE ADMINISTRATIVE RESOURCE OF THE HEAD

In article the organizational culture as an administrative resource of the head is considered. Is standard-regulating, administrative and motivating functions of organizational culture are described.

Текст научной работы на тему «Организационная культура как управленческий ресурс руководителя»

Отчасти благодаря активной деятельности благотворителей просвещение в Уральском регионе в XIX веке развивалось чрезвычайно быстро, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, в 1887 г. только в ведении Екатеринбургского уездного земства находилось 85 школ (10 мужских. 9 женских, 66 смешанных), в которых обучалось 7464 человека (5300 мальчиков, 2164 девочки). В Пермском уезде в конце XIX века только в ведении инспекции народных училищ состояло 73 двухклассных и одноклассных училища [3, с.22].

Таким образом, анализ даже разрозненных данных из истории образования на Урале в рассматриваемый период свидетельствует о значимости такого фактора, как социальная направленность личности, для развития просвещения.

Литература

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе -www.dvgu.ru.

2. Белкин, А.С., Сутырина, Т.А. Ментально-миссионное направление в образовании [Текст] : монография / А. С. Белкин, Т. А. Сутырина. - М. : Спут-ник+, 2009. - 236 с.

3. Благотворительность на Урале: на ниве духовности и просвещения [Текст] / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, А. В. Беркович, Т. С. Дорохова, В. П. Микитюк, Л. Ф. Русаков, Г. Н. Штинова. -Екатеринбург: «СВ-96», 2009. - 320 с.

4. Благотворительность на Урале [Текст] / М. А. Галагузова, М. В. Голо-мидова, Ю. Н. Галагузова, Л. А. Дашкевич, Т. С. Дорохова, Г. Н. Штинова. - Екатеринбург: «СВ-96», 2001. - 256 с.

5. Дорохова, Л.С. Наши учителя [Текст] / Л. С. Дорохова - Екатеринбург: Издательский дом «Паркус», 2000. - 160 с.

УДК 159.99

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС РУКОВОДИТЕЛЯ

Евтихов Олег Владимирович,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия evtikhov2003@mail. т

В статье рассматривается организационная культура как управленческий ресурс руководителя. Описаны нормативно-регулирующая, управленческая и мотивирующая функции организационной культуры.

Ключевые слова: организационная культура, управление, руководитель, функции организационной культуры.

ORGANIZATIONAL CULTURE AS THE ADMINISTRATIVE RESOURCE OF THE HEAD

Evtikhov Oleg

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia evtikhov2003@mail. ru

In article the organizational culture as an administrative resource of the head is considered. Is standard-regulating, administrative and motivating functions of organizational culture are described.

Keywords: organizational culture, management, functions of organizational culture.

Несмотря на то, что в нашей стране термин «организационная культура» стал активно использоваться сравнительно недавно (в 1970-1980 гг.), в последние десятилетия к ее изучению привлечено внимание многих исследователей и практиков. Это связано с тем, что установлена взаимосвязь между организационной культурой и эффективностью труда сотрудников организации.

Организационная культура так же, как и общественная, выполняет две важные социальные функции: 1) аккумуляция, хранение и передача образцов человеческих отношений, поведения и опыта; 2) сплочение людей. Никакой коллектив, численность которого превышает несколько десятков человек, а тем более группы из тысяч людей, не может сплотиться и устойчиво функционировать лишь на основе взаимных симпатий ее членов. Для этого люди слишком различны, а чувства симпатии изменчивы и неустойчивы. Чтобы сплотить большую социальную группу, нужны более ясные и устойчивые основы, которые могут объединять людей в организованную общность. Этой основой является общая культура, которая в совокупности с имеющимися в ней нормами, традициями и ритуалами помогает управлять как сотрудниками отдельной организации, так и целой нацией.

В свое время человечество отказалось от рабовладения и выработало более прогрессивные методы управления, и это неслучайно. Управление мечом и плеткой - дело необычайно затратное, потому что чрезмерное насилие порождает ответное насилие и приходится прилагать большие усилия для стабилизации отношений в обществе. Гораздо менее затратными, но более надежными показали себя методы управления обществом через формирование соответствующего мировоззрения, ценностей и убеждений людей, следствием которых и является соблюдение ими заданных норм поведения. Вероятно, не случайно появились заповеди Моисея и библейские заветы. Ведь именно культура (религиозная, национальная, профессиональная, организационная) определяет поведение человека в отсутствии четких законных или должностных предписаний того, как следует поступать в тех или иных ситуациях. «Грамотно поставленная управленческая и идеологическая работа обеспечивает возможность добиваться соблюдения необходимых норм поведения людей даже при полном отсутствии прямых распоряжений. В идеале эффект может приближаться к недостижимому - действий по управлению нет, но функции управления выполняются» [2]. Это обусловливает особый интерес менеджмента к управляемому формированию и поддержанию соответствующей организационной культуры.

В настоящее время исследованиями предлагаются различные определения организационной и корпоративной культур. При этом в одних случаях эти понятия представляются как синонимы, а в других - противопоставляются. Так Т. Ю. Базаров различает эти понятия, представляя под организационной культурой интегральную характеристику организации (систему управления, образцы поведения, способы оценки результатов деятельности и т. п.), данную в языке определенной типологии, а под корпоративной культурой - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых большинством сотрудников организации (миссия, видение, ценности, нормы и т. п.), случайно сформированных, позаимствованных или достигнутых каким-либо иным путем и достаточно эффективно послуживших организации, чтобы быть признанными и достойными для передачи новым поколениям членов организации [1].

В самом широком смысле под термином «организационная культура» обычно представляется совокупность коллективных базовых представлений, групповых норм и ценностей, определяющих особенности поведения и взаимодействия сотрудников организации в различных видах деятельности, а также функционирующей в ней системы управления [3]. Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой «душой» является организационная культура. Именно организационная культура во многом отвечает на вопрос «Как мы себя ведем?». Она регламентирует поведение в отношении клиентов, коллег, руководителей, партнеров и других людей или явлений. При этом организационная культура - важный управленческий ресурс менеджмента, а именно при отсутствии прямых инструкций именно организационная культура определяет особенности поведения и взаимодействия людей, в значительной мере влияя на ход выполнения работы.

Смысл и предназначение сильной, сознательно сформированной организационной культуры заключаются в обеспечении достижения организационных целей наиболее эффективным и социально приемлемым способом. В контексте управления в качестве наиболее значимых функций организационной культуры можно выделить нормативно-регулирующую, мотивирующую, управленческую функции.

Нормативно-регулирующая функция обеспечивает самоуправляемость организации и регламентирует внутренние нормы поведения. Включая в себя формализованные и неформализованные правила поведения, организационная культура предписывает способы взаимодействия сотрудников в организации, характер коммуникативных связей работников, последовательность совершаемых в процессе работы операций, особенности взаимодействия между людьми.

Мотивирующая функция повышает уровень трудовой мотивации сотрудников. Человек, отождествляющий себя с организацией, работает с более высокой производительностью. Любую работу для компании он делает так же хорошо, как делал бы ее для себя. Осознание своей принадлежности к сильной организационной культуре уже само по себе является мощным мотиватором роста производительности, желания действовать в интересах своей компании. Благородная миссия, гуманистическая философия, великие цели организации, доброжелательные отношения в коллективе, демократический стиль руководства оказывают мотивирующее воздействие на персонал, позволяют удерживать работающих сотрудников и привлекать новых.

Управленческая функция организационной культуры является развитием предыдущих и выражается в том, что она дополняет, а порой и заменяет некоторые функции управления персоналом. В частности, организационная культура снижает затраты на реализацию таких управленческих функций, как организация, мотивирование и контроль. При развитой организационной культуре не нужно регламентировать каждый шаг работника, отдельно мотивировать его на выполнение поставленной задачи и контролировать его деятельность, достаточно обозначить «конечную точку» и координировать продвижение работника к ней. Однако само поддержание и тем более формирование новой организационной культуры в современных организациях требует определенных затрат [1].

В заключении можно отметить, что формирование и поддержание позитивной, здоровой организационной культуры используется в управленческих целях как эффективный инструмент, позволяющий сплотить персонал организации, мобилизовать их на достижение общих целей, стимулировать инициативу, обеспечивать лояльность и взаимопонимание между сотрудниками. Чувство сопринадлежности людей к социально-профессиональной группе с соответствующими идеалами, ценностями нормами и правилами повышает их мотивацию, общую управляемость и, соответственно, эффективность совместной жизнедеятельности как коллективов, так и отдельных ее членов.

Литература

1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 239 с.

2. Гандапас Р. Корпоративная культура. Огнем и мечом [Электронный ресурс].: http://www.radislavgandapas.com/materials.

3. Евтихов О.В. Психология управления персоналом. - СПб.: Речь, 2009.

319 с.

УДК 159.99

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Евтихов Олег Владимирович,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия evtikhov2003@mail. т

В статье описаны рационально-экономическая профессионально-предпринимательская и организационно-командная психологические концепции управления с соответствующими когнитивными стереотипами и управленческими принципами

Ключевые слова: управление, концепция управления, принципы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.