УДК 28 (47.4/5) «1917»
З. С.Миннуллин
ОРГАНИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ В 1917 Г.
В статье рассматриваются проблемы возникновения общественных организаций мусульманского духовенства Поволжья и Приуралья, в особенности структура и деятельность Всероссийского союзаулемов (20 июля 1917 года).
Ключевые слова: мусульманское духовенство, организация мусульманского духовенства, благотворительность.
Z.S.Minnullin The organization of muslim clerics of Volga and Ural region in 1917.
The article analyses problems of origin of public organizations of Islamic clergy of Volga and Pre-Ural area, and mainly concentrated on structure and activities of the All-Russian Union ofulamahs (20 July 1917).
Key words: Islamic clergy, organization of Islamic clergy, charity and philanthrory.
Оренбургское Магометанское Духовное Собрание (ОМДС), являющееся продуктом Российской государственности представляет собой уникальное явление и не имеет прямых аналогов в мировом исламском сообществе. В условиях имперской России оно играло огромную роль в судьбах российских мусульман. В то же время институт Духовного управления не мог в полной мере обеспечить возможность мусульманам жить полноценной духовной жизнью и эффективно выстраивать свои отношения с имперскими властями1. Об этом красноречиво свидетельствует история возникновения и деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания2.
Правительство Екатерины II пошло на создание ОМДС, исходя, прежде всего, из внутри- и внешнеполитических соображений, т.е. это не является результатом особой любви мудрой императрицы к мусульманам или татарам. В то же время возникновение ОМДС - это акт скорее позитивный, чем негативный. Почему? Перечислим в тезисной форме некоторые соображения по этому поводу:
1) это признание религиозных прав татарского народа, прав мусульманского духовенства, а так же частичное признание норм шариата в области семейно-брачных отношений. Таким образом, ислам из «гонимой» превращается в «терпимую» религию.
2) это обеспечило догматическое единство мусульман округа ОМДС, способствовало распространению мечетей и школ на всей его территории. Все это способствовало созданию основ для складывания этнической общности татар3.
3) упорядочение демографической статистики, после введения в 1828 г. метрических книг, так же является положительным фактором.
Негативная история вопроса заключается в том, что с созданием ОМДС правительство пытается распространить свой контроль и над духовно-религиозной жизнью народа. ОМДС становится мощным инструментом для пропаганды монархических идей в мусульманском обществе, причем монархам иной конфессии и национальности. Статус и права ОМДС были весьма незначительные. Отсутствовал эффективный механизм для контроля за положением на местах. Татарское мусульманское духовенство не обладало системой финансирования, собственностью (вакфами), системой сбора закята и т.д.4 Поэтому, начиная со дня возникновения, в татарской прессе постоянно обсуждался вопрос об организации общества взаимопомощи для мусульманских священно-служителей. Предпринимались и некоторые конкретные шаги. Например, в 1907 г. известный предприниматель-золотопро-мышленник и благотворитель Ш.Рамиев для организации Общества взаимопомощи священнослужителям передал Оренбургскому мусульманскому благотворительному обществу 1000 рублей, был составлен устав будущей организации. Однако, вследствие отказа властей, Мусульманскому обществу пришлось возвратить деньги предпринимателю5. Слабость организационных структур, отсутствие автономии духовных властей на местах вызвало к жизни несколько проектов реорганизации ОМДС и, вообще, духовных органов
1 См.: Усманова Д.М. Неродное дитя империи / Д.М.Усманова // Татарстан. - 1997. - №1. - С.73-80.
2 См.: Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVH-XIX вв. / Д.Д.Азаматов. - Уфа, 1999.
3 См.: Хабутдинов А.Ю. Миллет Оренбургского Духовного собрания в конце XWI-XIX вв. / А.Ю.Хабутдинов. - Казань, 2000. - С.28.
4 См.: Миннуллин З.С. Институт вакуфа у татар-мусульман в исторической ретроспективе / З.С.Миннуллин // Ученые записки КГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2007. - Т. 149, кн.4. - С.114-121.
5 См.: Оренбург Меселман жрмгыятенец 1907 нче сэнэ ечен хисабы. - Оренбург, 1908. - Б.19.
на местах. Эти проекты предлагались как со стороны муфтия и отдельных имамов, так и некоторыми высокопоставленными чиновниками.
С другой стороны, определенные силы, как в самом татарском обществе (например, абыз-агайлар, ваисовцы), так и чиновники различных рангов отрицали или вынашивали планы ликвидации ОМДС6. Весьма жесткую позицию в этом плане заняли православные миссионеры. Например, в 1891 г. пожизненный братчик миссионерского Казанского Братства св. Гурия, потомственный дворянин Евстафий Воронец писал, что Духовные правления мусульман были созданы «„.в самый разгар увлечения правительства Екатерины II западными пагубными принципами безбожной веротерпимости»7.
Февральская революция, как известно, снимает многие препоны в утверждении свободы вероисповедания. Временное правительство своими постановлениями «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» (20 марта 1917 г.), «Свободе совести» (14 июля 1917 г.) и рядом других провозглашает равенство граждан в экономической, социальной и политической областях вне зависимости от их отношения к религии, свободы вероисповедания, создает более или менее нормальные условия для жизнедеятельности национальных церквей. После февраля 1917 г. общественное движение народов России вступает в новую стадию, оно растет вширь и в глубь: резко увеличивается количество общественных и политических организаций, происходит также и качественный скачок, т.е. в этот период спектр общественных организаций по сравнению с предыдущим периодом, становится несравненно разнообразным.
Вакуум духовной власти, создавшейся после смещения ненавистного татарской демократической общественности муфтия М.Баязитова, не мог не привести к созданию новых общественных структур.
На пике демократического потенциала февральской революции, наряду с благотворительными и культурно-просветительными организациями в регионах с более или менее компактным татарско-мусульманским населением, возникают организации мусульманского духовенства. Назывались они по разному: общество, комитет, союз, бюро и т.д.
Одними из первых сорганизовались муллы г.Казани. Они, можно сказать, восстановили свою организацию, которую попытались создать еще в 1905 г. Во главе Казанского общества улемов, которое возникло 28 марта 1917 года, встал известный казанский имам Мухамедкасим Салихи, секретарем был избран Исмагил Габди, казначеем - Габдрахман Тауфикгали. В состав правления вошли также муллы Мухамедсадик Иманкули, Кашшаф Тарджемани и Габдрахман Салихи8. Следует сказать, что создание Казанского общества горячо поддержали и представители мусульманских священно-служителей (например, москвичи) и выступили во вновь возникшее общество9. Мусульманские священнослужители г.Уфы организовали свое общество 27 марта10, а губернская организация возникла 16 апреля 1917 г.11
По регионам действия вновь возникших организаций, условно можно разделить на несколько категорий:
1.Организации, действующие на территории одного города, населенного пункта или волости.
2.Организации уездного масштаба.
З.Организации губернского масштаба.
Нельзя сказать, что вновь возникшие организации мусульманских священнослужителей были корпоративными организациями закрытого типа. Например, двери Астраханского общества улемов, кроме имамов и муэдзинов, были открыты и для ученых мужей необязательно сословия улемов12.
Следующим крупным шагом в создании духовных структур, стало возникновение Всероссийского союза улемов (Бетенрусия дин галимнэре иттифакы). Оно возникло 26 июля 1917 г., в последний день работы Всероссийского съезда улемов. Центральное правление Всероссийского Союза улемов состояло из 18 членов и 4 заместителей. Председателем этой организации стал известный Казанский имам и общественно-политический деятель, педагог Габдулла Апанаев,
6 См.: Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70-х годов XIX в. Материалы по истории Татарии второй половины XIX в. Ч.1. - М.-Л., 1936. - С.205-213.
7 Воронец Е.Н. Нужны ли России муфтии? / Е.Н.Воронец. - М., 1891. - С.3.
8См.: Казанда тээсис ителгэн "Жрмгыяте голяма" тэнзыйматы. - Казан, 1917; Казан шэ!юрендэ ^эмгыяте голяма программы // Дин вэ мэгыйшэт. - 1917. - № 22. - Б.258.
9 См.: Кушыламыз // Кояш. - 1917.- 30 март.
10 См.: Эл-Камали З. Мехтэрэм руханиларга хитаб // Вакыт. - 1917. - 11 апрель.
11 См.: Уфа вилаяте имамнары оешмасы // Тормыш. - 1917. - 20 апрель.
12 См.: Эстерханда корылган голяма ^эмгыятенец низамнамэсе. - Казан, 1917. - Б.3.
заместителем - Хасангата Габяши, секретарем - Садик Иманкули и казначеем - Габдрахман Гумари13.
Центральное Правление Всероссийского союза улемов ставило перед собой обширные и далеко идущие цели и задачи14:
1.Создать сильный класс, объединив улемов всей России.
2.Обеспечение политических, общественных и экономических прав улемов.
З.Защита интересов улемов в государственных учреждениях.
4.Служение материальному и идейному прогрессу улемов.
Для этого предполагалось открывать медресе, библиотеки и читальные залы, типографии, издание Корана, Хафтияка и, вообще, религиозной литературы, а также газет и журналов. Открытие курсов для имамов.
Большое внимание уделялось вопросам благотворительности: это организация обществ взаимопомощи для оказания помощи бедным имамам и их семьям, открытие приютов.
5.Способствовать созданию "прекрасных отношений" между улемами и народом.
б.Осуществление посредничества между Духовным собранием и улемами, оказание влияния
на духовное собрание. Общество улемов будет руководить выборами муфтия, казыев, ахундов и мухтасибов и направлять одного представителя в Национальный Совет (Милли Шура); добиваться избрания в Учредительное собрание возможно большего количества представителей от улемов.
Правление Союза улемов энергично взялось за работу, была начата работа по созданию местных отделов союза, сбор статистических данных и т.д.15
Союз улемов стал издавать газету «Иттифак»; всего вышло 14 номеров, издание газеты прекратилось 7 июня 1918г.
Согласно программе Всероссийского союза улемов структура этой организации состояла из следующих звеньев16:
1. Уездные общества. Они создавались в том случае, если в уезде имелось не мене 20 приходов - махалля - и они должны были действовать на основе программы Казанского общества улемов.
2. Губернские общества. Уездные общества улемов считались отделениями (филиалами) губернских обществ. Уездные и губернские общества во внутренних делах обладали правом автономии.
Представители уездных обществ имели право созыва губернского съезда улемов и соответственно представители всех уездных и губернских обществ каждые 3 года созывали общий съезд улемов, который являлся высшим органом Всероссийского общества улемов.
Таким образом, в лице организаций мусульманского духовенства мы видим складывающуюся параллельную структуру наряду с ОМДС, это было вызвано к жизни тем, что и после февраля 1917 г. ОМДС не могло решить большинство насущных проблем стоящих перед священнослужителями и, вообще, всей уммы. Следует также подчеркнуть, что официальное духовное управление мусульман и общественные организации в лице Всероссийского союза улемов - это не противоборствующие структуры. Наоборот, они в идеале должны были быть дополняющими друг друга структурами.
Приход к власти большевиков и постепенное установление в стране тоталитарного режима сопровождалось ликвидацией Национального собрания (Миллэт мэжлесе) и Национального управления (Милли идарэ) в начале апреля 1918 г. В связи с этим Казанское общество улемов и Всероссийский союз улемов в своем объединенном заседании 18 апреля 1918 г. внесло постановление направить председателю Совета народных комиссаров В.И.Ленину телеграмму с резким протестом17. Это было, наверное, последним громким заявление обреченных к разгрому общественных организаций мусульманских священнослужителей Поволжья и Приуралья.
Литература
1.Усманова Д.М. Неродное дитя империи / Д.М.Усманова / / Татарстан. - 1997. - №1. - С.73-80.
2.Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце ХУШ-Х1Х вв. / Д.Д.Азаматов. -Уфа, 1999.
3.Хабутдинов А.Ю. Миллет Оренбургского Духовного собрания в конце ХУШ-Х1Х вв. / АЮ.Хабутдинов. -Казань, 2000. - С.28.
13 См.: Голяма иттифакы идарэи мэркэзиясе тарафыннан ихтар // Кояш. - 1917. - 21 сентябрь.
14 См.: Бетенрусия дин галимнэре иттифакыньщ низамнамэ ляихэсе. - Казан, 1917. - Б.3-4.
15 См.: Русиядэге голяма жэмгыятьлэре идарэлэреннэн ильтимас // Вакыт. - 1917. - 15 август.
16 См.: Бетенрусия дин галимнэре иттифакыныц низамнамэ ляихэсе. - Казан, 1917. - Б.4-5.
17 См.: Казан голяма жэмгыяте вэ голяма иттифакыныц протесты // Иттифак. - 1918. - 3 май.
4.Миннуллин З.С. Институт вакуфа у татар-мусульман в исторической ретроспективе / З.С.Миннуллин / / Ученые записки КГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2007. - Т.149, кн.4. - С.114-121.
5.Оренбург Меселман ж;эмгыятенен 1907 нче сэнэ ечен хисабы. - Оренбург, 1908. - Б.19.
6.Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70-х годов XIX в. Материалы по истории Татарии второй половины XIX в. Ч.1. - М.-Л., 1936. - С.205-213.
7.Воронец Е.Н. Нужны ли России муфтии? / Е.Н.Воронец. - М., 1891. - С.3.
8.Казанда тээсис ителгэн "Ж^эмгыяте голяма" тэнзыйматы. - Казан, 1917; Казан шэЬюрендэ ж;эмгыяте голяма программы / / Дин вэ мэгыйшэт. - 1917. - № 22. - Б.258.
9.Кушыламыз / / Кояш. - 1917.- 30 март.
10. Эл-Камали З. Мехтэрэм руханиларга хитаб / / Вакыт. - 1917. - 11 апрель.
11. Уфа вилаяте имамнары оешмасы / / Тормыш. - 1917. - 20 апрель.
12. Эстерханда корылган голяма ж;эмгыятенен; низамнамэсе. - Казан, 1917. - Б.3.
13. Голяма иттифакы идарэи мэркэзиясе тарафыннан ихтар / / Кояш. - 1917. - 21 сентябрь.
14. Бетенрусия дин галимнэре иттифакыны; низамнамэ ляихэсе. - Казан, 1917. - Б.3-4.
15. Русиядэге голяма ж;эмгыятьлэре идарэлэреннэн ильтимас / / Вакыт. - 1917. - 15 август.
16. Бетенрусия дин галимнэре иттифакыны; низамнамэ ляихэсе. - Казан, 1917. - Б.4-5.
17. Казан голяма ж;эмгыяте вэ голяма иттифакыны; протесты / / Иттифак. - 1918. - 3 май.