Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харисова Инга Геннадьевна

Организаторские способности можно рассматривать в качестве важной составляющей педагогического потенциала специалиста сферы образования. Их развитие является одной из значимых для подготовки педагога задач. Выделение данных характеристик в структуре компетенций, наличие которых у выпускников педагогических классов, колледжей и вузов обуславливает их успех в профессии, поможет выстроить непрерывный и преемственный процесс формирования готовности будущих педагогов к решению организаторских задач. Анализ психолого-педагогической литературы, в том числе работ А.Н. Лутошкина, Л.И. Уманского, Л.Ф. Спирина, результаты исследования приоритетов педагогической профессии будущих и действующих педагогов позволили выделить отдельные составляющие организаторских способностей, характеризующие готовность специалиста к организации деятельности участников образовательного процесса и ориентирующие его на самоорганизацию и профессиональное саморазвитие. Работа с индикаторами универсальных педагогических компетенций помогла обозначить характеристики (знания, отношения, качества), которые могут свидетельствовать о проявлениях организаторского потенциала обучающихся на отдельных этапах подготовки. Выделенные ориентиры обеспечат целенаправленность развития организаторских способностей будущих педагогов в рамках реализации образовательных программ педагогической направленности, а также позволят проектировать процесс их формирования на основе уже достигнутых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харисова Инга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATIONAL SKILLS IN THE STRUCTURE OF UNIVERSAL PEDAGOGIC COMPETENCES AS A RESULT OF TRAINING FUTURE PEDAGOGUES AT DIFFERENT STAGES OF EDUCATION

Organisational abilities can be considered to be among the important components of the pedagogic potential of a specialist in the field of education. Their development is one of the most important tasks for pedagogue training. The allocation of these characteristics in the structure of competences, the presence of which among graduates of pedagogic classes, colleges and universities, determines their success in the profession, thus helping build a continuous and successive process of forming the readiness of future pedagogues to solve organisational problems. Analysis of psychological and pedagogic literature, including the works of Anatoliy Lutoshkin, Lev Umanskiy, Lev Spirin, the results of the study of the priorities of the teaching profession of future and current pedagogues made it possible to single out individual components of organisational abilities characterising the readiness of a specialist to organise the activities of participants in the educational process and orient them towards self-organisation and professional self-development. Working with indicators of universal pedagogic competences helped to identify characteristics (knowledge, attitudes, qualities) that may indicate manifestations of the organisational potential of students at certain stages of training. The highlighted landmarks will ensure the purposefulness of the development of the organisational skills of future pedagogues in the framework of the implementation of educational programmes of a pedagogic orientation, and will also allow to design the process of their formation on the basis of the results already achieved.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИКА

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,

№ 1. С. 5-12. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 1, pp. 5-12.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 378

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-5-12

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ

Харисова Инга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, i.kharisova@yspu.org, https://orcid.org/0000-0002-7782-664X

Аннотация. Организаторские способности можно рассматривать в качестве важной составляющей педагогического потенциала специалиста сферы образования. Их развитие является одной из значимых для подготовки педагога задач. Выделение данных характеристик в структуре компетенций, наличие которых у выпускников педагогических классов, колледжей и вузов обуславливает их успех в профессии, поможет выстроить непрерывный и преемственный процесс формирования готовности будущих педагогов к решению организаторских задач. Анализ психолого-педагогической литературы, в том числе работ А.Н. Лутошкина, Л.И. Уманского, Л.Ф. Спирина, результаты исследования приоритетов педагогической профессии будущих и действующих педагогов позволили выделить отдельные составляющие организаторских способностей, характеризующие готовность специалиста к организации деятельности участников образовательного процесса и ориентирующие его на самоорганизацию и профессиональное саморазвитие. Работа с индикаторами универсальных педагогических компетенций помогла обозначить характеристики (знания, отношения, качества), которые могут свидетельствовать о проявлениях организаторского потенциала обучающихся на отдельных этапах подготовки. Выделенные ориентиры обеспечат целенаправленность развития организаторских способностей будущих педагогов в рамках реализации образовательных программ педагогической направленности, а также позволят проектировать процесс их формирования на основе уже достигнутых результатов.

Ключевые слова: организаторские способности, подготовка педагога, преемственность подготовки, организаторский потенциал педагога, педагогическое образование, универсальные педагогические компетенции, компетентностный подход.

Благодарности. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Научное обоснование и выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров».

Для цитирования: Харисова И.Г. Организаторские способности в структуре универсальных педагогических компетенций как результат подготовки будущих педагогов на разных этапах образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 5-12. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-5-12

Research Article

ORGANISATIONAL SKILLS IN THE STRUCTURE OF UNIVERSAL PEDAGOGIC COMPETENCES AS A RESULT OF TRAINING FUTURE PEDAGOGUES AT DIFFERENT STAGES OF EDUCATION

Inga G. Kharisova, Candidate of Pedagogic Sciences, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia, i.kharisova@yspu.org, https://orcid.org/0000-0002-7782-664X

Abstract. Organisational abilities can be considered to be among the important components of the pedagogic potential of a specialist in the field of education. Their development is one of the most important tasks for pedagogue training. The allocation of these characteristics in the structure of competences, the presence of which among graduates of pedagogic classes, colleges and universities, determines their success in the profession, thus helping build a continuous and successive process of forming the readiness of future pedagogues to solve organisational problems. Analysis of psychological and pedagogic literature, including the works of Anatoliy Lutoshkin, Lev Umanskiy, Lev Spirin, the results of the study of the priorities

© Харисова И.Г., 2022

Педагогика. Психология. Социокинетика -щ, № 1 ^_5

of the teaching profession of future and current pedagogues made it possible to single out individual components of organisational abilities characterising the readiness of a specialist to organise the activities of participants in the educational process and orient them towards self-organisation and professional self-development. Working with indicators of universal pedagogic competences helped to identify characteristics (knowledge, attitudes, qualities) that may indicate manifestations of the organisational potential of students at certain stages of training. The highlighted landmarks will ensure the purposefulness of the development of the organisational skills of future pedagogues in the framework of the implementation of educational programmes of a pedagogic orientation, and will also allow to design the process of their formation on the basis of the results already achieved.

Keywords: organisational skills, pedagogue training, continuity of training, pedagogue's organisational potential, pedagogic education, universal pedagogic competences, competency approach.

Acknowledgements. The research was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00077-21-02 for the implementation of scientific research on the topic of Scientific justification and development of a methodology for ensuring the continuity of the Federal State Educational System of general, secondary professional and higher pedagogic education in the interests of creating a unified educational space for training pedagogues".

For citation: Kharisova I.G. Organisational skills in the structure of universal pedagogic competences as a result of training future pedagogues at different stages of education. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 1, pp. 5-12. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-5-12

а;ятельность специалиста в сфере образования предусматривает (среди прочего) решение организаторских задач. Организаторская я педагога - одна из системообразующих в его профессиональной деятельности, ее успешная реализация напрямую обуславливает эффективность решения задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Учитель должен создавать условия для актуализации индивидуальных способностей обучающихся и развития их личностного потенциала, решение данной задачи напрямую обусловлено качеством организаторской деятельности специалиста. Также следует отметить, что организаторские способности важны для педагога любой специализации (учителя-предметника, тьютора, педагога дополнительного образования). Например педагог, выполняющий функции вожатого, должен продуктивно решать организаторские задачи, так как от этого зависит качество создаваемой им воспитывающей среды в детском коллективе, ее формирование входит в перечень трудовых действий, определяемый профессиональным стандартом1.

Очевидно, что в процессе педагогической подготовки целесообразно предусмотреть возможность развития способностей данной категории у будущих педагогов и формирование у них готовности к решению организаторских задач. В качестве основного ориентира при проектировании программ подготовки специалиста на разных этапах и уровнях образования выступает система компетенций, определяющая базовые характеристики, которыми он должен обладать для успешной профессиональной деятельности в выбранной сфере. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования, разработанные в рамках укрупненной группы специальностей и направлений 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (да-

лее - ФГОС СПО и ВО УГСН 44.00.00), не предусматривают выделение компетенций, связанных с реализацией организаторской функции, в отдельную категорию. Поэтому важно понимать, какие характеристики, отвечающие за готовность будущих педагогов к решению организаторских задач, должны быть сформированы в результате освоения ими образовательной программы определенного этапа или уровня педагогической подготовки.

Несмотря на важное значение организаторских способностей в структуре профессиональных качеств педагога, процессу их развития как значимой составляющей его компетенций не уделяется, по нашему мнению, должного внимания в научной и методической литературе. Кроме того, формулировки общих и общепрофессиональных компетенций, представленные в качестве планируемых результатов реализации основных профессиональных образовательных программ в ФГОС СПО и ВО УГСН 44.00.00, не указывают напрямую на необходимость развития организаторского потенциала выпускника. Таким образом, наблюдается противоречие между существующими результативными ориентирами педагогической подготовки и размытостью в их составе столь важных для эффективного решения профессиональных задач специалистами сферы образования характеристиками. Исследования процесса развития организаторских способностей в структуре универсальных педагогических компетенций как результата преемственной подготовки будущих учителей не представлены в научных источниках, рассматриваются лишь отдельные аспекты формирования характеристик, составляющих организаторский потенциал специалиста, на отдельных этапах и уровнях педагогического образования. Данное обстоятельство актуализирует проблему исследования и свидетельствует о новизне его результатов.

Н. Галеева [Галеева], Ж.А. Ермакова [Ермакова], Е.А. Климов [Климов], Н.В. Кузьмина [Кузьмина], С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн], Е.В. Титова [Титова], В.Д. Шадриков [Шадриков] и др., обращаясь к проблеме развития способностей человека (в том числе и организаторских), в той или иной степени рассматривали характеристики, обеспечивающие их успешное проявление в решении жизненно-практических и профессиональных задач. Л.И. Уманский выделяет отдельные компоненты организаторских способностей, представляющих собой интеграцию качеств личности, с одной стороны, обусловленных индивидуальными особенностями (например, темперамент), с другой - формирующихся в процессе целенаправленной работы над их развитием (например, общественная энергичность) [Уманский]. А.Н. Лутошкин отмечает целесообразность формирования организаторских знаний и развитие организаторских умений в комплексе, так как именно их интеграция обеспечивает успех организаторской деятельности для лидера в коллективе [Лутошкин: 13]. А.В. Малиновский, рассматривая воспитательный потенциал лидерства в современном детском движении, включает организаторские способности в перечень параметров, характеризующих взрослых лидеров детских объединений [Малиновский]. Л.Ф. Спирин в общепедагогической профессиограм-ме относит к категории качеств, отражающих (среди прочего) отношение педагога к профессиональной деятельности, предприимчивость, инициативность, целеустремленность и организованность и определяет необходимые для их реализации общепедагогические умения (например, отбирать необходимые средства для предстоящей работы, планировать их использование) [Спирин]. Л.В. Байбородова, актуализируя проблему подготовки будущих педагогов к организаторской деятельности, предлагает использовать для развития необходимых для этого способностей субъектно ориентированную технологию и выстраивать на ее основе образовательную деятельность в рамках практических занятий в вузе и в период педагогической практики [Байбородова].

Анализ работ обозначенных выше авторов позволяет выделить две базовые составляющие, характеризующие, по нашему мнению, организаторские способности педагога. С одной стороны, это готовность специалиста к организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности участников образовательных отношений в педагогическом процессе, с другой - его готовность к самоорганизации и профессиональному самосовершенствованию. Целесообразность выделения данных характеристик в качестве особо значимых для успешной педагогической деятельности подтверждают и результаты проведенного группой преподавателей федерального государ-

ственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинско-го» исследования, в котором приняли участие в качестве респондентов 998 будущих и действующих педагогов (452 и 546 соответственно). В перечень позиций, представляющих наибольшую ценность для педагога, по мнению опрошенных, входят (среди прочего): «умение мотивировать обучающихся, включать их в разнообразные виды деятельности» (76 %), «самообразование, профессиональное и личностное развитие учителя в течение всей жизни» (73 %), «знание способов вовлечения родителей (законных представителей) в процесс обучения и воспитания» (63 %), «знание способов целепола-гания, планирования и организации самостоятельной деятельности обучающихся» (55 %), «поощрение инициатив школьников и развитие ученического самоуправления» (52 %) [Kharisova]. Данные ориентиры помогли нам актуализировать отдельные компоненты универсальных педагогических компетенций в аспекте их значения для развития организаторских способностей школьников и студентов, осваивающих образовательные программы педагогической направленности.

Универсальные педагогические компетенции формируются в рамках непрерывной и преемственной педагогической подготовки, которая может быть реализована на допрофессиональном и профессиональном (среднее профессиональное и высшее (бакалавриат и магистратура) образование) этапах работы с будущим специалистом. В качестве методологической основы реализации преемственности в формировании универсальных педагогических компетенций прежде всего целесообразно рассматривать ценностно-смысловой подход, базирующийся на концепции системогенеза В.А. Шадрикова. Взаимосвязь целей и мотивов является системообразующей для любой деятельности, в том числе и педагогической, обеспечить ее позволят единые ценностно-смысловые ориентиры, выступающие в качестве основы для проектирования непрерывной и преемственной педагогической подготовки. В частности, результативный компонент каждого ее этапа содержит совокупность характеристик, конкретизирующих составляющие универсальных педагогических компетенций, которые должны приобрести обучающиеся, в том числе и те, которые позволят выпускнику эффективно решать системные организаторские задачи. Кроме того, при разработке преемственных образовательных программ значимыми являются уров-невый, интегративный, практико-ориентированный, субъектно-ориентированный и рефлексивно-аналитический подходы, актуальные с точки зрения определения ключевых принципов формирования уни-

версальных педагогических компетенций на разных этапах работы с будущими педагогами.

Допрофессиональный этап педагогической подготовки осуществляется в рамках реализации программ психолого-педагогических классов в старшей школе. Особенностью данного этапа является то, что педагогическая подготовка в его рамках в определенном смысле может рассматриваться как метапроцесс, так как является своеобразной надстройкой базового образовательного процесса и, как следствие, не имеет жестко регламентированных требований к организации, а осуществляется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Учитывая данное обстоятельство при определении индикаторов универсальных педагогических компетенций для допрофессиональ-ного этапа подготовки, мы (среди прочего) рассматривали возможность развития данных характеристик у обучающихся в сочетании с организацией деятельности по достижению ими метапредметных и личностных результатов, обозначенных в стандарте старшей школы.

Таким образом, по результатам освоения программы психолого-педагогического класса у будущего педагога должны быть сформированы следующие составляющие универсальных педагогических компетенций, связанные с развитием у него способностей к организации деятельности обучающихся, самореализации и самосовершенствованию в профессии, представленные в таблице 1.

Обозначенные выше характеристики индикаторов проявления универсальных педагогических компетенций формируются в сочетании отдельными

позициями результативного компонента федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Например, «умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях» (метапредметные результаты) и «готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения» (личностные результаты)2. Таким образом, на допрофессиональном этапе педагогической подготовки закладываются основы организаторского потенциала будущего педагога.

Профессиональный этап непрерывной педагогической подготовки реализуется в рамках освоения будущими специалистами основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего (бакалавриат и магистратура) образования. Результативные компоненты программ данных уровней проектируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов и раскрывают перечень компетенций, которыми должен овладеть выпускник. Так как стандарты каждого уровня определяют в качестве требований к результатам свой набор компетенций, мы считаем целесообразным особо обозначить те характеристики, сформированность которых у выпускника педагогического колледжа, бакалавриата или магистратуры педагогического вуза будет свидетельствовать о его продвижении в процес-

Таблица 1

Индикаторы проявления универсальных педагогических компетенций, связанные

с развитием организаторских способностей обучающихся психолого-педагогических классов

Универсальная педагогическая компетенция Индикаторы

Способность к развитию личностного потенциала обучающихся в рамках организации учебной и воспитательной деятельности определяет свои возможности и ресурсы для их развития в образовательном процессе осознает целесообразность развития своего личностного потенциала знает способы изучения своего личностного потенциала

Способность к проектированию образовательных и воспитательных событий для обогащения субъективного опыта обучающихся организует воспитательные события для сверстников и младших в рамках внеурочной деятельности понимает значимость накопления субъективного опыта для самореализации и профессионального самоопределения знает форматы воспитательных событий, обогащающих эмоционально-ценностную сферу участников и предоставляющих им возможность для творческой самореализации

Способность к организации взаимодействия с участниками образовательных отношений на основе сотрудничества и взаимопомощи мотивирует участников взаимодействия при включении их в разнообразные виды деятельности проявляет уважение к другому человеку (ровеснику, младшему, старшему) знает способы целеполага-ния, планирования и организации совместной деятельности

Способность к системному проектированию профессиональной педагогической деятельности определяет цели и планирует свою деятельность с учетом имеющихся ресурсов

се развития организаторских способностей в рамках формирования универсальных педагогических компетенций.

Элементы универсальных педагогических компетенций, выделяемые в качестве индикаторов достижения преемственных результатов подготовки педагога на уровне среднего профессионального образования, по сути, «встроены» в содержание компетенций, определяемых федеральным государственным образовательным стандартом, и актуализируются нами, так как наличие данных характеристик у выпускника свидетельствует о его готовности к решению организаторских задач (табл. 2).

Таким образом, на этапе среднего профессионального образования продолжается совершенствование организаторских способностей будущего педагога с учетом их элементов, сформированных на этапе допрофессиональной подготовки. Кроме того, обозначенные выше индикаторы являются ориентиром

для развития организаторского потенциала студентов в бакалавриате и определения готовности выпускника педагогического колледжа к освоению универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на вузовском этапе подготовки.

В таблице 3 представлены выделенные нами преемственные результаты педагогической подготовки, выраженные в индикаторах, определяющих проявление студентом характеристик, свидетельствующих о достижении им нового уровня развития значимых для решения организаторских задач элементов универсальных педагогических компетенций в рамках освоения программ бакалавриата и магистратуры.

В целях преемственного и непрерывного развития организаторских способностей выпускник бакалавриата, поступающий для продолжения образования в магистратуру, должен демонстрировать также и характеристики, проявляющиеся в индикаторах универсальных профессиональных компетенций, опреде-

Таблица 2

Индикаторы проявления универсальных педагогических компетенций,

связанные с развитием организаторских способностей студентов педагогических колледжей

Универсальная педагогическая компетенция Индикаторы

Способность осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с интересами личности и общества умеет организовывать урочную и внеурочную деятельность обучающихся

Способность к развитию личностного потенциала обучающихся в рамках организации учебной и воспитательной деятельности осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку в организации учебной и внеучебной деятельности

Способность к проектированию образовательных и воспитательных событий для обогащения субъективного опыта обучающихся использует методы и формы включения обучающихся в образовательную деятельность, обеспечивающие их субъектную позицию осознает необходимость обогащения субъектного опыта обучающихся через включение их в учебную и воспитательную деятельность знает способы активизации позиции обучающихся в образовательном процессе, способствующие достижению ими метапредметных и личностных результатов

Способность к организации взаимодействия с участниками образовательных отношений на основе сотрудничества и взаимопомощи ориентирован на сотрудничество и взаимопомощь в командной работе

Способность создавать комфортную и психологически безопасную развивающую образовательную среду организует работу с детским коллективом в целях реализации его воспитательной функции

Способность осуществлять социально-педагогическое партнерство в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ привлекает родителей и представителей ближайшего социального окружения к организации внеурочной деятельности обучающихся

Способность к системному проектированию профессиональной педагогической деятельности подбирает варианты решения профессиональных задач на основе анализа и целе-полагания осознает значимость выявления и преодоления трудностей в решении профессиональных задач знает способы интерпретации образовательного контекста для постановки целей своей деятельности и определения путей их достижения

Способность к непрерывному профессионально-педагогическому развитию выстраивает маршрут своего развития на основе осознания перспектив самореализации в профессии осознает необходимость собственного развития и реализации своего личностного потенциала в профессии знает способы развития профессиональных способностей педагога

Способность корректировать педагогическую деятельность на основе обратной связи контролирует и корректирует свою деятельность по организации образовательного процесса, опираясь на оценку образовательных результатов обучающихся

Таблица 3

Индикаторы проявления универсальных педагогических компетенций, связанные с развитием организаторских способностей студентов бакалавриата и магистратуры

Уровень высшего образования

бакалавриат магистратура

Способность осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с интересами личности и общества

знает способы организации образовательной деятельности в форматах, специфических для обучающихся определенной возрастной группы, и особых образовательных потребностей знает способы изучения результатов и эффективности своей профессиональной деятельности

готов генерировать новые идеи и проявлять творчество при проектировании образовательного процесса

Способность к развитию личностного потенциала обучающихся в рамках организации учебной и воспитательной деятельности

знает способы организации самостоятельной деятельности обучающегося по развитию его личностного потенциала знает способы оказания помощи обучающемуся в самоопределении, самореализации, самоутверждении

Способность к проектированию образовательных и воспитательных событий для обогащения субъективного опыта обучающихся

ориентирован на организацию целенаправленной педагогической деятельности для обогащения субъектного опыта обучающихся понимает целесообразность ценностно-смыслового сотрудничества с обучающимися для обогащения их субъектного опыта

инициирует образовательную активность обучающихся через включение их в рамках учебной и внеучебной деятельности в разнообразные форматы коммуникации и взаимодействия друг с другом и социальным окружением

Способность к организации взаимодействия с участниками образовательных отношений на основе сотрудничества и взаимопомощи

осознает значимость четкого выполнения своей роли в команде для эффективного взаимодействия понимает целесообразность создания эффективных команд участников образовательных отношений для решения поставленных задач

вовлекает участников образовательных отношений в командное решение задач на основе сотрудничества использует потенциал участников образовательных отношений для эффективного решения поставленных задач

Способность создавать комфортную и психологически безопасную развивающую образовательную среду

знает способы гармонизации целей и отношений отдельных обучающихся и коллектива для полноценного включения их в совместную деятельность поддерживает свой авторитет и делегирует обучающимся полномочия в части организации деятельности коллектива

создает психологически комфортные условия развития, сотрудничества, общения обучающихся

Способность к системному проектированию профессиональной педагогической деятельности

знает способы оценки и анализа особенностей образовательной ситуации для целеполагания и планирования своей деятельности по решению профессиональных задач знает способы выбора стратегии и тактики решения профессиональных задач в нестандартных образовательных ситуациях

понимает необходимость определения целей и задач профессиональной деятельности на основе анализа образовательной ситуации и своих профессиональных возможностей ориентирован на решение профессиональных задач на основе оптимального выбора имеющихся образовательных и личностных ресурсов и поиска альтернативных вариантов их восполнения при имеющемся дефиците

формирует систему профессиональных педагогических задач и подбирает тактику их достижения с учетом образовательной ситуации выстраивает стратегию своей профессиональной деятельности по организации образовательного процесса на основе доказательного анализа

Готовность к непрерывному профессионально-педагогическому развитию

выстраивает карьерную стратегию на основе осознания перспектив профессионального роста демонстрирует умение работать в условиях многозадачности педагогической деятельности

Способность корректировать педагогическую деятельность на основе обратной связи

контролирует и корректирует профессиональную деятельность, опираясь на результаты анализа процесса достижения обучающимися образовательных результатов отбирает способы решения профессиональных задач на основе анализа результатов их решения на предыдущем этапе деятельности

ляемых для выпускников психолого-педагогических классов и педагогических колледжей. Для студентов магистратуры, не прошедших предыдущие этапы подготовки, целесообразно разработать и реализовать корректирующий курс, позволяющий им «нарастить» организаторский потенциал за счет приобретения не-

достающих характеристик за период освоения образовательной программы данного уровня.

Обозначенные элементы универсальных педагогических компетенций конкретизируют составляющие организаторских способностей, которые важно актуализировать на отдельном этапе подготовки пе-

дагога. Они могут рассматриваться в качестве оснований как для оценки уровня готовности выпускника психолого-педагогического класса, педагогического колледжа, бакалавриата или магистратуры педагогического вуза к решению организаторских задач, так и для проектирования преемственных программ развития организаторского потенциала школьников и студентов.

Резюмируя вышесказанное, мы выделяем следующие положения, характеризующие процесс развития организаторских способностей будущих педагогов в рамках формирования универсальных педагогических компетенций:

- организаторские способности встроены в отдельные компоненты универсальных педагогических компетенций, проявляются в характеристиках, отвечающих за готовность специалиста решать задачи, связанные с организацией деятельности участников образовательных отношений, самоорганизацией и профессиональным самосовершенствованием;

- на каждом этапе педагогической подготовки у школьника или студента целесообразно развивать те составляющие организаторского потенциала, которые актуальны в аспекте формирования компонентов универсальных педагогических компетенций, включенных в результативный компонент образовательной программы;

- этапность развития организаторских способностей будущих педагогов проявляется в преемственном формировании отдельных их составляющих и ориентации при определении планируемых результатов каждого последующего периода подготовки на достижения, полученные на предыдущем этапе.

Корреляция проявлений организаторских способностей с отдельными компонентами универсальных педагогических компетенций позволит выстроить непрерывный процесс их развития на разных этапах педагогической подготовки и поможет своевременно выявлять и корректировать проблемы, связанные с формированием готовности будущих специалистов к решению организаторских задач.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый): Профессиональный стандарт: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 840н // Гарант: справочно-правовая система. URL: https://base.garant. ru/72150204/ (дата обращения: 20.12.2021).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 // Гарант: справочно-правовая система.иКЬ: https://base.

garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc 6e0/ (дата обращения 20.03.2021).

Список литературы

Байбородова Л.В. Подготовка будущих педагогов к организаторской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 55-62. ISSN 2073-1426. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-55-62

Галеева Н. Формирование организаторских способностей у школьников // Воспитание школьников. 2008. № 3. С. 20-28.

Ермакова Ж.А. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2006. 189 с.

Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие. М., 2004. 240 с.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 117 с.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986. 208 с.

Малиновский А.В. Воспитательный потенциал лидерства в современном детском общественном объединении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 89-96. ISSN 20731426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-89-96

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 720 с.

Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997. 33 с.

Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: книга для учи теля. М., 1993. 192 с.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. 320 с.

Kharisova I.G., Makeeva T.V., Kazakova E.I., Tarkhanova I.Y. Identifying a value-based framework of teaching from the point of view of modern socio-professional pedagogues' community. Science for Education Today, 2021, vol. 11/ 5, pp. 7-25. DOI http:// dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2105.01

References

Bayborodova L.V. Podgotovka budushhihpedagogov k organizatorskoj dejatel'nosti [Preparation of future pedagogues for organizational activities]. Vestnik Kost-romskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Peda-gogika. Psihologija. Sociokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socioki-

netics], 2021, vol. 27, № 4, pp. 55-62. (In Russ.) https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-55-62

Galeeva N. Formirovanie organizatorskih sposob-nostej u shkol'nikov [Formation of organizational skills in schoolchildren]. Vospitanie shkol'nikov [Education of schoolchildren], 2008, vol. 3, pp. 20-28. (In Russ.)

Ermakova Zh.A. Liderstvo kak social'no-psihologi-cheskij fenomen [Leadership as a socio-psychological phenomenon]. Moscow, 2006, 189 p. (In Russ.)

Klimov E.A. Pedagogicheskij trud: psihologiches-kie sostavljajushhie: ucheb. posobie [Pedagogical work: psychological components: textbook allowance]. Moscow, 2004, 240 p. (In Russ.)

Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepoda-vatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija [Professionalism of the personality of the pedagogue and master of industrial training]. Moscow, 1990, 117 p. (In Russ.)

Lutoshkin A.N. Kak vesti za soboj [How to lead]. Moscow, 1986, 208 p. (In Russ.)

Malinovsky A.V. Vospitatel'nyjpotencial liderstva v sovremennom detskom obshhestvennom ob#edinenii [Upbringing potential of leadership in the modern children's movement]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021, vol. 27, № 4, pp. 89-

96. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-89-96

Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg, 1999, 720 p. (In Russ.)

Spirin L.F. Professiogramma obshhepedagogiches-kaja [General pedagogical professiogram]. Moscow, 1997, 33 p. (In Russ.)

Titova E.V Esli znat', kak dejstvovat': razgovor o me-todike vospitanija. Kniga dlja uchitelja [If you know how to act: a conversation about the methods of education. Book for the pedagogue]. Moscow, 1993, 192 p. (In Russ.)

Umanskij L.I. Psihologija organizatorskoj deja-tel'nosti shkol'nikov [Psychology of organizational activity of schoolchildren]. Moscow, 1980, 160 p. (In Russ.)

Shadrikov V.D. Psihologija dejatel'nosti i sposobnosti cheloveka: ucheb. posobie, 2-e izd., pererab. i dop. [Psychology of activity and human abilities: a tutorial. 2nd ed., rev. and add]. Moscow, 1996, 320 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 23.03.2022; принята к публикации 23.03.2022.

The article was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 23.03.2022; accepted for publication 23.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.