В качестве примера уникального термина в турецком языке можно привести термин genig zaman - термин словосочетание, которое переводится на русский язык как «прогрессив» или «длительное время/вид», на английский язык как «сontinuous».
К уникальным терминам можно также отнести термины, сложившиеся под влиянием национальных традиций в пределах страны или региона и не получившие распространения за их пределами. К ним относятся такие термины как Turk lehgeleri -«турецкие диалекты», Qagdag Turk yazi dilleri - «современные языки тюркской письменности», Turk dilinin kollar - «языковые ветви турецкого языка».
В состав лингвистической терминологии русского языка также входят индивидуальные термины, принадлежащие к определённой авторской концепции и не выходящие за её пределы. Группа терминов подобного типа также была названа Н.А.Слюсарёвой «концепциальной» или «авторской» [1, 21-29]. Например, термины кинема и акусма принадлежат И.А.Бодуэн де Куртене, а глоссематика - термин Л. Ельмслева. Особенность авторских терминов заключается в том, что они представляют только один научный подход. Именно в группе индивидуальных (авторских) терминов происходит зарождение терминов и их развитие. Данный процесс мы можем проследить на примере термина «творительный падеж», который впервые появился как «самобытный» термин в грамматике Л.Зизания (1596) и отражал грамматический строй церковно-славянского языка. Автором этого термина являлся А.Зизаний и в ходе исторического развития термин творительный падеж из авторского перешёл в разряд универсального.
При изучении классификации лингвистических терминов по сферам употребления в турецком языке мы принимали во внимание процесс турцификации терминов и его влияние на становление лингвистической терминологии турецкого языка.
Peyami Safa, в своей работе «Gene terim bahsi» («Вновь о терминах»), принимая во внимание классификацию терминов в различных языках, подразделяет термины на три группы:
1. термины, употребляемые исключительно в научной речи ;
2. термины, употребляемые как в научной , так и в разговорной речи;
3. термины, понятия которых различаются в научной и разговорной речи [3].
Термины, входящие в первую группу, по мнению Peyami Safa, за небольшим исключением, являются универсальными для всех языков. Здесь мы выявляем важное отличие понятия универсальности термина в сравнении с универсальным типом терминов в русском языке. Если в русском языке универсальные термины обозначают явления, характерные для всех языков, то, согласно Peyami Safa, термины первой группы, одинаковы для всех языков, но при этом схожи по фонологическим признакам. Например: в турецком - terim, в русском- термин, во французском - terme, в немецком - terminus, в английском - term, в итальянском - temrine, в латинском - terminus.
Кроме этого, турецкий исследователь утверждает, что термины, входящие во вторую группу и употребляемые как в научной, так и в разговорной речи, входят сначала в разговорную речь и только после этого начинают использоваться в научной речи [3]. Примерами таких терминов могут служить слова: kelime - «слово», cumle - «предложение/фраза», nokta - «точка», anlam -«понятие», dil surgmesi - «ляпсус», teklik konugmayla ilgili - «монологический», tek kaynak - «моногенезис», gerileme -«регрессивность», yenileme - «рекурсия», tinlama - «резонанс».
К третьей группе отнесятся термины, которые имеют разные понятия в научной и разговорной речи:
1. Kok - «корень». Термин используется как в разговорной речи, так и в математике и лингвистике.
2. Gostermek - «показать». Данный глагол в лингвистике турецкого языка перешёл в разряд термина и имеет значение «репрезентировать».
3. Kigi - в разговорной речи означает «человек», в лингвистике - «грамматическое лицо».
4. Govde - в лингвистике «корпус», в разговорной речи - «тело».
5. Durum - в лингвистике «аспект», в разговорной речи - «положение».
Изучив классификацию лингвистических терминов по сферам употребления в русском и турецком языках мы пришли к выводу, что идентифицирующие показатели, позволяющие распределить термины по определённым группам в сопоставляемых языках отличаются по своей классификации. В русском языке отправной точкой в классификации по сферам употребления является понятие универсальности и уникальности, тогда как в турецком языке определяющим моментом является употребляемость в научной и разговорной речи.
Литература
1. Слюсарева H.A. О типах терминов (на примере грамматики) // Вопросы языкознания.- 1983.- № 3.- С.21-29.
2. Ay§e Pamir Dietrich Словарь лингвистических терминов. Istanbul:
Multilingual, 2010. 149 c.
3. Peyami Safa Gene terim bahsi [Электронный ресурс] URL:
http://www.cumhuriyetarsivi.eom/katalog/192/sayfa/1939/12/16/3.xhtm (дата обращения 23.01.2015).
References
1. Sljusareva H.A. O tipah terminov (na primere grammatiki) // Voprosy jazykoznanija.- 1983.- №3.- S.21-29.
2. Ay§e Pamir Dietrich Slovar' lingvisticheskih terminov. Istanbul:
Multilingual, 2010. 149 c.
3. Peyami Safa Gene terim bahsi [Jelektronnyj resurs] URL:
http://www.cumhuriyetarsivi.com/katalog/192/sayfa/1939/12/16/3.xhtm (data obrashhenija 23.01.2015).
ГЕОРГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ / GEOGRAPHY
Кравченко Р.А. 1 , Рольдан Реаскос Г. M. 2 1 Кандидат географических наук, 2 магистр,
Технологический университет «Экиноксиаль». Республика Эквадор.
ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО В ОВРАЖНЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ АККУМУЛЯТИВНОГО
ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье рассмотрены особенности овражных отложений. Исследования проводились в горно-экваториальной части Южной Америки, на территории республики Эквадор, провинция Пичинча. Изучен характер овражных отложений и содержание в них органического вещества.
Ключевые слова: овраги, эрозия, аккумуляция, овражные отложения.
Kravchenko R.A 1, Roldan Reascos G. M. 2
1 PhD in Geography, 2 MSc.,
Technological University «Equinoctial» (UTE). Republic of Ecuador.
THE PRESENCE OF ORGANIC MATTER IN THE SEDIMENTS IN GULLIES AS AN INDICATOR OF AN
ACCUMULATIVE PROCESS.
67
Abstract
The article describes peculiar properties of the sediments in gullies which were researched in the equatorial mountain range of South America, in the Pichincha Province of Ecuador. Properties of the sediments in gullies as well as their content of organic matter were studied during this research.
Keywords: gullies, erosion, accumulation, sediments in gullies.
Исследование линейных форм эрозии проводилось на участке расположенном на территории республики Эквадор севернее г. Кито, провинция Пичинча, Кантон Калдерон. Высота над уровнем моря 2670 м. Объект исследования находится близ линии экватора.
Овраги как правило развиваются в современных рыхлых отложениях частично перекрывающих склоны. Выходы скальных пород порой создают более сложную картину развития эрозионно-аккумулятивных процесссов в пределах овражного русла. Значительные перепады высот и углы наклона склонов создают необходимые условия для формирования водных потоков превышающих допустимые размывающие скорости почвогрунта. Климатические характерискики в целом благоприятствуют развитию водной эрозии. Преобладают атмосферные осадки в жидком виде (изредка в виде града), со значительной долей ливневых дождей. Среднегодовое количество осадков в г. Кито составляет 1149 мм в год [1]. При анализе внутригодового распределения осадков обращает на себя внимание наличие «сухих» месяцев, июнь-август. В этот период в рельфообразовании и формировании отложений заметную роль играет эоловый процесс. Перевевание иссушенного, слабозакрепленного растительностью почвогрунта приводит к накоплению в отрицательных формах рельфа и частично на склонах, толщ пылеватых частиц. В следующие, болеее влажные месяцы горные породы подвергшиеся эоловой переработке оказываются под влиянием водно-эрозионных процессов. Они легко подвержены размыву и дальнейшей аккуумуляции в составе прочих флювиальных отложений. Почвы сильно эродированны и бедны ограническим веществом.
Ранее [2], одним из авторов статьи исследовались овражные отложения и их влияние на развитие эрозионных форм, в том числе на примере рассматриваемой территории [3].
Изученный район характеризуется широким распространением оврагов различающихся по длине, ширине, глубине и степени эрозионной активности. Отложения исследовались в пределах одного из типичных для данной местности оврагов со следующими морфометрическими характеристиками. Овраг имеет длину 23,5 метра. Угол наклона склона в месте развития оврага составляет 11 градусов. Глубина в вершинной части 1,85 м, ширина 1,5 м. Имеет каньонообразную форму поперечного профиля с узким дном. Овраг активен и прирастает за счет продвижения своей вершины по склону. В нижней части имеет следующие параметры -ширина 5,3 м. глубина до 0,4 м.
Выявлено, что под поверхностью дна оврага находятся современные отложения, которые были аккумулированы в результате действия водного потока. Об этом убедительно свидетельствует слоистость отложений. В рассматриваемом примере овраг развивается в материнских породах, осадочных с преобладанием глинистых частиц. Породы светло-желтого цвета. Выявлено различие отложений под дном оврага и на соседних участках склона. Особенно хорошо проявляется слоистость овражных отложений с глубины 84 см. Чередуются слои темного песка и глинистых отложений серого цвета с наличием органической материи. Слои песка отмечены на следующих глубинах: 84 - 97 см.; 111 - 118 см., 121 - 135 см., 138 - 190 см. Слоистость отражает разные по интенсивности потоки, разную форму оврага. Следует отметить, что граница между овражными отложениями и материнскими породами склонов на тех же глубинах не является резкой. По всей видимости к аккумуляции флювиальной примешивались другие процессы. Коллювиальные отложения - продукты разрушения склонов оврага сформировали плавный переход между овражными отложениями и материнскими породами. Так же на территории присутствуют эоловые отложения - их формирование особенно активно в период с июня по август. Но в дальнейшем они в значительной части были вовлечены в транспортировку водными потоками и последующее отложение в русле оврага. Доказательством того, что видимая нами форма рельефа в нижней части оврага с широким дном и незначительной глубиной сформирована в результате заполнения русла оврага являются результаты анализа на наличие органического вещества (Таблица).
Почвы на склоне, где развивается овраг достаточно бедные. Содержание органического вещества в верхнем слое до 20 см -1.06 %. Далее по глубине содержание органической материи неизменно и составляет в материнской породе 0.12 %. Тогда как отложения в устьевой части оврага характеризуется чередованием слоев с различным содержанием органического вещества. Прослойки песка с минимальным значением 0,07 % чередуются с породами имеющими другие показатели. Особое внимание следует уделить тому, что в нижней части профиля на глубине 225 - 230 см. отложения темно-бурого цвета и имеют более высокое содержание органического вещества, чем слои расположенные более чем на метр выше.
Таблица. Содержание органического вещества (%) в овражных отложениях
Глубина отбора образцов, см Дно оврага в его вершине Глубина отбора образцов, см Дно оврага в его средней части Глубина отбора образцов, см Дно оврага в его устьевой части
0-220 0.12 15-20 1.25 15-20 1.70
30-40 0.50 40-45 0.76
50-90 0.12 70-75 1.00
90-100 0.07 100-105 0.52
100-110 0.70 118-121 0.13
110-230 0.12 150-155 0.07
195-200 0.12
220-230 0.55 225-230 0.50
Это убедительно доказывает, что данный слой состоит из отложенных почвенных частиц которые в дальнейшем были перекрыты другими водно-аккумулятивными отложениями, в том числе слоями песка. Таким образом, ранее в месте исследования овраг был глубже, имел другую форму поперечного профиля. Но в дальнейшем был заполнен отложениями.
Если рассматривать среднюю и верхнюю часть оврага, то надо обратить внимание на следующие особенности. В средней части мощность аккумулятивной толщи меньше, по сравнению с устьевой частью. В вершине выявлена следующая особенность. Вершина оврага врезается в материнские породы и результаты показывают содержание органического вещества 0.12 %. Те же значения характерны для материнской породы на склоне. Однако на глубине 220-230 см отмечается слой с более высокими показателями - 0.50 %. По всей видимости размыв в своей верхней части вскрыл наносы более древнего заполненного, оврага, развивавшегося по тому же руслу.
Таким образом, наличие слоев с различным содержанием органического вещества в овражных отложениях является показателем аккумулятивного процесса. Видимая нами отрицательная форма рельефа, овраг, создана не только в результате размыва. Корытообразный поперечный профиль оврага, с широким днищем, это результат в том числе аккумуляции наносов.
Литература
1. Geografia del Ecuador/ Patricia Aspiazu de Paez, Milton Luna Tamayo, Joaqum Gomez de la Torre. - Madrid, Cultural, 2004 - p.
360.
68
2. Кравченко Р.А. Аккумулятивный процесс в развитии овражных систем // Геоморфология. - 2000. - № 2. - С. 12-17.
3. Kravchenko R.A. Influencia de los sedimentos de las quebradas en el desarrollo de las formas de erosion // Enfoque UTE - 2013. -V.4, № 2. - pp.35-44.
References
1. Geografia del Ecuador/ Patricia Aspiazu de Paez, Milton Luna Tamayo, Joaqum Gomez de la Torre. - Madrid, Cultural, 2004 - p.
360.
2. Kravchenko R.A. Akkumuljativnyj process v razvitii ovrazhnyh sistem // Geomorfologija. - 2000. - № 2. - S. 12-17.
3. Kravchenko R.A. Influencia de los sedimentos de las quebradas en el desarrollo de las formas de erosion // Enfoque UTE - 2013. -V.4, № 2. - pp.35-44.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / JURISPUDENCE Волкова Г.П.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
Аннотация
В статье рассмотрены и проанализированы тактические особенности осмотра места происшествия при расследовании жестокого обращения с животными. Обращено внимание на механизм образования следов животных и преступника, места их возможного обнаружения.
Ключевые слова: осмотра места происшествия, животные, следы.
Volkova G.P.
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia name V. J. Kikot TACTICS OF EXAMINATION OF THE SCENE WHERE THE CRUAL ANIMAL TREATMENT TOOK PLACE
Abstract: the article reviewed and analyzed the tactical features of the examination of the scene when investigating animal cruelty. Attention is paid to the mechanism offormation of traces of animals and criminals, their possible detection.
Keywords: examination of the scene, animals, traces.
Одним из важнейших следственных действий при раскрытии и расследовании жестокого обращения с животными является осмотр места происшествия. Промедление с его производством может привести к нарушению обстановки, уничтожению следов преступления или утрате их индивидуальных признаков, что в дальнейшем негативно отразится на процессе доказывания. Вместе с тем, осмотр места происшествия, проведенный своевременно, тактически грамотно, с привлечением специалиста-криминалиста и по возможности специалиста в области ветеринарии позволяет определиться с направлением расследования, обнаружить и зафиксировать следы, индивидуальные признаки животного, наличие телесных повреждений и их характерных особенностей, место расположения, форму, размеры, характер и т.д., а также оказать помощь при назначении соответствующих экспертиз.
Тактика осмотра места происшествия по делам данной категории зависит от того, где конкретно жестоко обращались с животным: на открытой местности или в помещении.
В.Н. Китаева предлагает на участках местности использовать концентрический или линейный способ осмотра, а в помещении - узловой или эксцентрический.^,^ 74].
На наш взгляд, в тех случаях, когда имеется труп животного, осмотр следует начинать с его исследования всегда, а определение границ осмотра и исследования других вещей и предметов, уже в зависимости от конкретной обстановки.
В связи с этим, мы поддерживаем мнение авторов о том, что именно при осмотре трупа животного можно установить его гибель и механизм события.^,^ 8].
Вместе с тем, мы согласны с В.Н. Китаевой, что «объектом осмотра на местности может быть не только территория, но и расположенные на ней строения - жилые дома (дом, отдельная квартира и т.д.) и подсобные (сарай и дрДР^^б].
Это позволит не только обнаружить следы непосредственного воздействия на животного, но и выявить условия, в которых оно содержалось: «разрушение мест обитания, нарушение зоотехнических, зоогигиенических, ветеринарно-санитарных норм и правил».[4,c.362].
В ходе осмотра места происшествия при жестоком обращении с животными следует обращать внимание на обнаружение и изъятие следов как животного: зубов, лап (ног), копыт, волос, шерсти, перьев, крови, мозгового вещества, рвотных масс, трупа и его частей, так и преступника. Наиболее типичными местами обнаружения следов зубов животных являются:
- продукты питания, начиненные отравляющими веществами;
- орудия совершения преступления (палки, дубинки);
- участки тела, подозреваемого лица.
Волосы животных чаще всего остаются:
- на одежде, обуви, руках лица, совершившего преступление;
- на орудиях, приспособлениях, с помощью которых животное обездвиживалось (веревки, проволока, липкие ленты и др.);
- на столешнице, кухонных принадлежностях; в мусорных ведрах, контейнерах и др.
Следы лап (ног), копыт выявляются:
- поверхностные следы - на полу в помещениях, бордюрах, салонах автомобилей;
- объемные следы - на месте совершения жестокого обращения: на глинистой поверхности, грунте, снегу.
Следы крови, слюны, рвотных масс:
- в салоне, на капоте, бампере автомобиля;
- на одежде, обуви, теле подозреваемого лица;
- на орудиях совершения преступления;
- на земле, полу, стенах (следы брызг), кухонной утвари и др.
Труп (части трупа) животного возможно обнаружить:
- в мусорных контейнерах, коробках, ящиках;
- ведрах, кастрюлях, холодильниках (при убийстве собак, кошек с целью употребления их мяса в пищу);
- на свалках, в оврагах, местах со свежевскопанным грунтом; топках печей, пепелище костров и др.
При осмотре трупов животных в протоколе следует отразить: место обнаружения такого трупа, с привязкой к двум неподвижным ориентирам; вид животного; породу, масть; пол, по возможности возраст; позу трупа; размерные характеристики: длину тела животного; индивидуальные признаки животного (клеймо, следы перенесенных травм и др.); сопутствующие предметы, находящиеся на теле животного (ошейник, намордник, поводок и др.); посторонние предметы, обнаруженные на трупе и около него; повреждения, имеющиеся на теле, их локализацию, количество, характер краев ран; место направления трупа животного; способы фиксации (фото-видеозапись, схематическая зарисовка, составление плана, схемы, чертежа).
Производя осмотр места происшествия, следует осматривать не только место обнаружения трупа животного, но и прилегающую территорию, это позволяет создать более полное представление о произошедшем преступном событии. Кроме того,
69