Научная статья на тему 'ОРДИНАТУРА: НА ПУТИ К НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ'

ОРДИНАТУРА: НА ПУТИ К НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДИНАТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодров Андрей Вениаминович

В статье анализируются проекты федеральных государственных образовательных стандартов по программам ординатуры, приводится их сравнительная характеристика с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. Обсуждается намечающаяся модернизация института ординатуры в России в плане сроков освоения программ ординатуры по некоторым специальностям и введения поэтапного (дискретного) обучения в ординатуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESIDENCY: TOWARDS NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The article analyzes draft federal state educational standards for residency programs, provides their comparative characteristics with the current federal state educational standards. The planned modernization of the residency institute in Russia is discussed in terms of the timing of the development of residency programs in some specialties and the introduction of phased (discrete) training in residency.

Текст научной работы на тему «ОРДИНАТУРА: НА ПУТИ К НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ»

ОРДИНАТУРА: НА ПУТИ К НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Бодров А.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 420012, г. Казань, Российская Федерация

В статье анализируются проекты федеральных государственных образовательных стандартов по программам ординатуры, приводится их сравнительная характеристика с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. Обсуждается намечающаяся модернизация института ординатуры в России в плане сроков освоения программ ординатуры по некоторым специальностям и введения поэтапного (дискретного) обучения в ординатуре.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бодров А.В. Ординатура: на пути к новым федеральным государственным образовательным стандартам // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 125-140. Р01: Ь^://Сог огд/10.33029/2220-8453-2021-12-1-125-140

Статья поступила в редакцию 20.01.2021. Принята в печать 26.02.2021.

Ключевые слова:

ординатура,

образовательный

стандарт,

федеральный

государственный

образовательный

стандарт,

профессиональный стандарт

RESIDENCY: TOWARDS NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Bodrov A.V.

Kazan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 420012, Kazan, Russian Federation

The article analyzes draft federal state educational standards for residency programs, provides their comparative characteristics with the current federal state educational standards. The planned modernization of the residency institute in Russia is discussed in terms of the timing of the development of residency programs in some specialties and the introduction of phased (discrete) training in residency.

Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The author declares no conflict of interests.

Keywords:

residency, educational standard, federal state educational standard, professional standard

For citation: Bodrov A.V. Residency: towards new federal state educational standards. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (1): 125-40. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-125-140 (in Russian)

Received 20.01.2021. Accepted for publication 26.02.2021.

В научной периодике достаточно широко обсуждаются проблемы аспирантуры в России. Как известно, программы аспирантуры относятся к 3-му уровню (ступени) высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации (п. 4 ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). В свою очередь, программы ординатуры наряду с программами ассистентуры-стажировки также относятся к указанному уровню высшего образования, но проблематика высшего образования в ординатуре обсуждается не так широко [1, 2]. В настоящее время программы ординатуры, так же как и программы аспирантуры, реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС). ФГОС по программам ординатуры утверждаются Минобрнауки России по согласованию с Минздравом России (ч. 10 ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников (ч. 9 ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Необходимо отметить, что ранее до 1.09.2013 в период действия Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» ординатура, интернатура, так же как и аспирантура, относились

к послевузовскому профессиональному образованию. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в ординатуре устанавливались федеральные государственные требования (п. 6.3 ст. 9 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

Поводом к появлению данной статьи послужило массовое размещение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, проектов приказов Минобрнауки России об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры, причем данный процесс начался в 2019 г. и продолжается по настоящее время. Как следует из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта, разработка проекта приказа обусловлена в том числе необходимостью реализации п. 2 ст. 4 Федерального закона от 2.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1. Согласно приведенной части статьи Федерального закона, формирование требований федеральных государственных образовательных

1 Например: https://regulation.gov.ru/projects#npa=112481.

Таблица 1. Трудоемкость освоения образовательной программы ординатуры по федеральным государственным требованиям (по ее разделам)

Индекс Наименование разделов и дисциплин (модулей) Трудоемкость (в зачетных единицах)2

ОД.О.00 Обязательные дисциплины 42

ОД.О.01 Специальные дисциплины 28

ОД.О.02 Смежные дисциплины 5

ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины 5

ОД.О.04, ОД.О.05 и т.д. Дисциплины по выбору ординатора 4

ФД.О.00 Факультативные дисциплины 8

ОСК.О.00 Обучающий симуляционный курс 3

П.О.00 Практика 90

ИГА.О.00 Итоговая государственная аттестация 1

ИГА.О.01 Выпускной экзамен по специальности 1

Общий объем подготовки 144

стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

На момент написания статьи ни одного утвержденного назовем условно ФГОС+ по программам ординатуры на официальном интернет-портале правовой информации не опубликовано.

Цель статьи - проведение сравнительной характеристики проектов ФГОС+ по значимым, на наш взгляд, показателям с действующими ФГОС по программам ординатуры, а также продемонстрировать намечающиеся изменения в институте ординатуры в России.

ОРДИНАТУРА: ФГТ (В ПРОШЛОМ)

Федеральные государственные требования (далее - ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессиональ-

2 Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам (продолжительностью 45 мин). Максимальный объем учебной нагрузки ординатора, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.

Таблица 2. Структура программы ординатуры по ФГОС3

Структура программы ординатуры Объем программы ординатуры в зачетных единицах

Дисциплины (модули) 42-48

Блок 1 Базовая часть 33-39

Вариативная часть 6-12

Практики 69-75

Блок 2 Базовая часть 60-66

Вариативная часть 6-12

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 3

Базовая часть 3

Объем программы ординатуры 120

ного образования (ординатура)4 устанавливали требования к ее структуре, в том числе соотношение разделов образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемы (табл. 1).

Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в ординатуре по ФГТ составлял 2 года.

ОРДИНАТУРА:

ФГОС (В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

С 2014/15 учебного года программы ординатуры стали реализовываться в соответствии с ФГОС. На данный момент по

перечню специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры5 всего 95 специальностей, по 94 специальностям имеются утвержденные ФГОС.

Структура программы ординатуры по всем специальностям имеет унифицированный вид (табл. 2).

Срок получения образования по программе ординатуры в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий,составляет 2 года (п. 3.3 ФГОС).

3 Приказ Министерства образования и науки РФ от25.08.2014 № 1043 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации]».

4 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 № 1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура]».

5 Приложение № 6 к приказу Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 № 1061 «Обутверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

Таблица 3. Структура и объем программы ординатуры по проектам ФГОС+

Структура программы ординатуры Объем программы ординатуры и ее блоков в зачетных единицах

Блок 1 Дисциплины (модули) Не менее 42

Блок 2 Практика Не менее 69

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 3

Объем программы ординатуры 120

В п. 6.4 ФГОС определен перечень дисциплин (модулей) для реализации в рамках базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)» программы ординатуры (перечень дисциплин может различаться в зависимости от специальности). Для программы ординатуры по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология - это общественное здоровье и здравоохранение, педагогика, медицина чрезвычайных ситуаций, патология.

В блок 2 «Практики» входит производственная (клиническая) практика.

В разделе V ФГОС приведены требования к результатам освоения программы ординатуры - по результатам освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции. Причем при разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции должны быть включены в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры.

ОРДИНАТУРА:

ФГОС+ (ПРОЕКТ, В БУДУЩЕМ)

Стоит отметить, что в настоящее время почти для половины специальностей орди-

натуры имеются соответствующие им профессиональные стандарты6.

На момент написания статьи на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещено немногим более половины проектов ФГОС+ от всех специальностей ординатуры.

Структура и объем программы ординатуры по основной массе специальностей, согласно разработанным проектам ФГОС+, также имеют унифицированный (стандартный) вид (табл. 3) и по объему блоков практически ничем не отличаются от требований по текущим ФГОС.

Необходимо отметить, что первые проекты ФГОС+ (первые варианты) по ряду специальностей появились в октябре 2019 г.7,особенность которых в том, что в приложении к проекту ФГОС+ было 3-4 таблицы:

• табл. 1: срок освоения программы ординатуры очной формы обучения;

• табл. 2: структура и объем программы ординатуры;

• табл. 3: компетенции, устанавливаемые программой ординатуры;

• табл. 4: соотнесение профессиональных компетенций, устанавливаемых программой ординатуры, с обобщенными

6 URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/.

7 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96092.

трудовыми функциями профессионального стандарта по специальности.

Дополнительной особенностью первых вариантов проектов ФГОС+ было наличие, помимо универсальных и общепрофессиональных, также профессиональных компетенций. В разделе III данных проектов ФГОС+ предусматривалось, что программа ординатуры должна устанавливать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в соответствии с табл. 3 приложения к ФГОС. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой ординатуры, должны были формироваться в соответствии с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта по специальности, соответствующего профессиональной деятельности выпускников, указанными в табл. 4 приложения ФГОС (при наличии), а также при необходимости на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.

Однако в течение прошлого года по некоторым специальностям были разработаны повторно проекты ФГОС+ (вторые варианты), но уже с 1 таблицей в приложении (при наличии соответствующего специальности профессионального стандарта)8.

Во вторых вариантах проектов ФГОС+ в разделе III устанавливалось следующее. Программа ординатуры должна устанавливать универсальные, общепрофессиональные компетенции, которые приведены

в проекте ФГОС+, тогда как профессиональные компетенции должны определяться организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС и/или иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstanCart.rosmintruC.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов). Из каждого выбранного профессионального стандарта организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично.

При отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции определяются организацией на основе анализа требований к профессиональным компетенциям,

8 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=110115. |3Я Медицинское образование и профессиональное развитие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Структура и объем программы ординатуры со сроком обучения 3 года по проекту ФГОС+

Структура программы ординатуры Объем программы ординатуры и ее блоков в зачетных единицах

Блок 1 Дисциплины (модули) Не менее 54

Блок 2 Практика Не менее 114

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 3

Объем программы ординатуры 180

предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников. Организация устанавливает в программе ординатуры индикаторы достижения компетенций самостоятельно. Организация самостоятельно планирует результаты обучения дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе ординатуры индикаторами достижения компетенций. Совокупность запланированных результатов обучения дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой ординатуры.

В соответствии с п. 2.2 проекта ФГОС+ программы ординатуры в блок 2 «Практика» входит производственная практика.

Типы производственной практики:

• клиническая;

• научно-исследовательская работа.

В приведенной части необходимо отметить, что организация вправе выбрать один или несколько типов производственной практики из перечня,указанного в п. 2.2 проекта ФГОС+.

Проектами ФГОС+ в сравнении с действующими ФГОС по блоку 1 не предусматриваются обязательные (закрепленные) дисциплины. Однако проектами ФГОС+ устанавливается объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий по программе ординатуры, который должен составлять не менее 50% общего объема времени,отводимого на реализацию дисциплин (модулей).

Совершенно революционные изменения ожидают ординатуру по специальности 31.08.63 Сердечно-сосудистая хирургия, по

Таблица 5. Структура и объем программы ординатуры со сроком обучения 1 год по проекту ФГОС+

Структура программы ординатуры Объем программы ординатуры и ее блоков в зачетных единицах

Блок 1 Дисциплины (модули) Не менее 12

Блок 2 Практика Не менее 36

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 3

Объем программы ординатуры 60

которой, согласно проекту ФГОС+9, срок обучения составит 3 года (табл. 4). Подобное изменение возможно и по другим специальностям, но в силу наличия не всех проектов ФГОС+ не представляется возможным показать более полную картину. В свою очередь, общий 3-летний срок обучения планируется в 2-этапной ординатуре по ряду специальностей (см. табл. 6).

В свою очередь, проектом ФГОС+ ординатуры по специальности 31.08.41 Медико-социальная экспертиза10 предлагается другой вариант нестандартного срока обучения в ординатуре - 1 год (табл. 5).

Здесь необходимо отметить, что в ранее опубликованной работе [3] уже предлагалось сокращение объема программ ординатуры по специальностям 33.08.02 Управление и экономика фармации и 33.08.03 Фармацевтическая химия и фармакогнозия до 60-70 з.е. со сроком обучения в 1 год, как ранее когда-то в интернатуре.

ЭТАПНАЯ ОРДИНАТУРА

Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и/или направлениям подготовки ординатуры может

предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника (ч. 11 ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Такое поэтапное (дискретное) обучение в ординатуре предусматривается первыми проектами ФГОС+, например, по специальностям: 31.08.13 Детская кардиология11, 31.08.20 Психиатрия12, 31.08.21 Психиа-трия-наркология13, 31.08.22 Психотерапия14, 31.08.23 Сексология 15, 31.08.24 Судебно-психиатрическая экспертиза16, 31.08.28 Гастроэнтерология17, 31.08.46 Ревматология18, 31.08.48 Скорая медицинская помощь 19, 31.08.55 Колопроктология 20, 31.08.57 Онкология21 (табл. 6).

Как уже отмечалось ранее, после первых вариантов проектов ФГОС+ были разработаны вторые их версии, но по приведенным специальностям на момент написания статьи таковые еще не размещены на федеральном

9 иhttps://regulation.gov.ru/projects#npa=110786.

10 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=111971.

11 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96093.

12 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96095.

13 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96096.

14 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96097.

15 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96098.

16 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96099.

17 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96100.

18 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96107.

19 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96108.

20 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96111.

21 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96112.

Таблица 6. Поэтапное (дискретное) обучение в ординатуре (по первым проектам ФГОС+)

Срок Объем программы

Программа ординатуры Наименование квалификации22 получения образования, годы ординатуры в зачетных единицах

31.08.13 Детская кардиология этапа 1 Врач - детский кардиолог 2 120

31.08.13 Детская кардиология этапа 2 Врач - детский кардиолог 1 60

31.08.20 Психиатрия этапа 1 Врач-психиатр 2 120

31.08.20 Психиатрия этапа 2 Врач-психиатр 1 60

31.08.21 Психиатрия-наркология этапа 1 Врач-психиатр 2 120

31.08.21 Психиатрия-наркология этапа 2 Врач - психиатр-нарколог 1 60

31.08.22 Психотерапия этапа 1 Врач-психиатр 2 120

31.08.22 Психотерапия этапа 2 Врач-психотерапевт 1 60

31.08.23 Сексология этапа 1 Врач-психиатр 2 120

31.08.23 Сексология этапа 2 Врач-сексолог 1 60

31.08.24 Судебно-психиатрическая экспертиза этапа 1 Врач-психиатр 2 120

31.08.24 Судебно-психиатрическая Врач - судебно- 1 60

экспертиза этапа 2 психиатрический эксперт

31.08.28 Гастроэнтерология этапа 1 Врач-гастроэнтеролог 1 год 60

31.08.28 Гастроэнтерология этапа 2 Врач-гастроэнтеролог 1 год 60

31.08.46 Ревматология этапа 1 Врач-ревматолог 1 год 60

31.08.46 Ревматология этапа 2 Врач-ревматолог 1 год 60

31.08.48 Скорая медицинская помощь этапа 1 Врач скорой медицинской помощи 1 год 60

31.08.48 Скорая медицинская помощь этапа 2 Врач скорой медицинской помощи 2 года 120

31.08.55 Колопроктология этапа 1 Врач-колопроктолог 2 года 120

31.08.55 Колопроктология этапа 2 Врач-колопроктолог 1 год 60

31.08.57 Онкология этапа 1 Врач-онколог 1 год 60

31.08.57 Онкология этапа 2 Врач - онколог-специалист 2 года 120

22 Наименования квалификаций приведены с учетом положений, изложенных в статье [4].

Таблица 7. Поэтапное (дискретное) обучение в ординатуре согласно профессиональным стандартам

Специальность Профессиональный стандарт Этапность освоения программы ординатуры в части профессиональных компетенций, соответствующих обобщенной трудовой функции профессионального стандарта

Нейрохирургия Врач-нейрохирург23 I: код А - оказание первичной специализированной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи по профилю «нейрохирургия»

II: код В - оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «нейрохирургия»

п Врач - детский Детская хирургия к хирург24 I: код А - оказание первичной медико-санитарной помощи детям по профилю «детская хирургия» в амбулаторных условиях

II: код В - оказание медицинской помощи детям по профилю «детская хирургия» в стационарных условиях и в условиях дневного стационара

Дермато- Врач-дерматовенерология венеролог25 I: код А - оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи населению по профилю «дерматовенерология» в амбулаторных условиях

II: код В - оказание специализированной медицинской помощи населению по профилю «дерматовенерология» в стационарных условиях, а также в условиях дневного стационара

Врач скорой Скорая медицинс- медицинской кая помощь 26 помощи26 I: код А - оказание скорой медицинской помощи вне медицинской организации

II: код В - оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях

Детская Врач - детский кардиология кардиолог27 I: код А - оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по профилю «детская кардиология» в амбулаторных условиях

II: код В - оказание медицинской помощи по профилю «детская кардиология» в стационарных условиях и условиях дневного стационара

Урология Врач-уролог28 I: код А - оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи взрослому населению по профилю «урология» в амбулаторных условиях и/или в условиях дневного стационара

II: код В - оказание специализированной медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология» в стационарных условиях

23 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 141н «Обутверждении профессионального стандарта «Врач-нейрохирург».

24 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 134н «Обутверждении профессионального стандарта «Врач - детский хирург».

25 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 142н «Обутверждении профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

26 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 133н «Обутверждении профессионального стандарта «Врач скорой медицинской помощи».

27 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 139н «Обутверждении профессионального стандарта «Врач - детский кардиолог».

28 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 137н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-уролог».

Специальность Профессиональный стандарт Этапность освоения программы ординатуры в части профессиональных компетенций, соответствующих обобщенной трудовой функции профессионального стандарта

Фтизиатрия Врач-фтизиатр29 I: код А - оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи населению по профилю «фтизиатрия» в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара

II: код В - оказание медицинской помощи населению по профилю «фтизиатрия» в стационарных условиях

Анестезиология- анестезиолог-реаниматология „„ г реаниматолог30 I: код А - оказание скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации

II: код В - оказание специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» в стационарных условиях и в условиях дневного стационара

Хирургия Врач-хирург31 I: код А - оказание первичной медико-санитарной помощи пациентам в амбулаторных условиях по профилю «хирургия»

II: код В - оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара по профилю «хирургия»

Врач - Травматология г травматологи ортопедия 32 ортопед32 I: код А - оказание специализированной медицинской помощи пациентам при травмах, заболеваниях и/или состояниях костно-мышечной системы в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара

II: код В - оказание специализированной медицинской помощи пациентам при травмах, заболеваниях и/или состояниях костно-мышечной системы в стационарных условиях

Ревматология Врач-ревматолог33 I: код А - оказание медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) населению по профилю «ревматология»

II: код В - оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению по профилю «ревматология»

Челюстно- Врач -лицевая челюстно-лицевой хирургия хирург34 I: код А - оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II: код В - оказание высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях по профилю «челюстно-лицевая хирургия»

29 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.10.2018 № 684н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-фтизиатр».

30 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от27.08.2018 № 554н «Обутверждении профессионального стандарта «Врач - анестезиолог-реаниматолог».

31 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.11.2018 № 743н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-хирург».

32 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.11.2018 № 698н «Обутверждении профессионального стандарта «Врач - травматолог-ортопед».

33 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от29.01.2019 № 50н «Обутверждении профессионального стандарта «Врач-ревматолог».

34 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.06.2020 № 337н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач - челюстно-лицевой хирург».

Специальность Профессиональный стандарт Этапность освоения программы ординатуры в части профессиональных компетенций, соответствующих обобщенной трудовой функции профессионального стандарта

Колопрокто- Врач-логия колопроктолог35 I: код А - оказание медицинской помощи взрослому населению в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара по профилю «колопроктология»

II: код В - оказание медицинской помощи взрослому населению в стационарных условиях по профилю «колопроктология»

Пластическая Врач пластическим хирургия 36 хирург36 I: код А - оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях по профилю «пластическая хирургия»

II: код В - оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи населению в стационарных условиях по профилю «пластическая хирургия»

портале проектов нормативных правовых актов, поэтому не представляется возможным представить формализацию поэтапного обучения в ординатуре по вторым вариантам проектов ФГОС+.

В свою очередь, рядом профессиональных стандартов также предусматривается поэтапное освоение ординатуры (табл. 7).

Как можно заметить, по ряду специальностей, по которым разработаны проекты ФГОС+, и соответствующим им профессиональным стандартам имеет место полное корреспондирование в части поэтапного обучения в ординатуре (31.08.13 Детская кардиология, 31.08.46 Ревматология, 31.08.48 Скорая медицинская помощь, 31.08.55 Ко-лопроктология). И напротив, профессиональным стандартом «Врач челюстно-ли-

цевой хирург» предусматривается поэтапное освоение ординатуры, а согласно первому проекту ФГОС+ по специальности 31.08.69 Челюстно-лицевая хирургия37 такой образовательный маршрут отсутствует. Или другой вариант, когда, например, проектом ФГОС+ по специальности 31.08.28 Гастроэнтерология38 предусматривается поэтапная ординатура, а соответствующим профессиональным стандартом39 нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные отличия проектов ФГОС+ от действующих ФГОС по программам ординатуры приведены в табл. 8.

На наш взгляд, требования в части методического сопровождения при разработке программы ординатуры, устанавливаемые нормативными правовыми ак-

35 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.02.2019 № 69н «Обутверждении профессионального стандарта «Врач-колопроктолог».

36 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2020 № 482н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач - пластический хирург».

37 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96115.

38 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=96100.

39 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.03.2019 № 139н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-гастроэнтеролог».

Таблица 8. Основные отличия проектов ФГОС+ от действующих ФГОС

ФГОС Проект ФГОС+

Перечень дисциплин в рамках базовой части блока 1 (например: общественное здоровье и здравоохранение, педагогика, медицина чрезвычайных ситуаций, патология) -

В блок 2 «Практики» входит производственная (клиническая) практика В блок 2 «Практика» входит производственная практика. Типы производственной практики: клиническая практика; научно-исследовательская работа

- Объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий должен составлять не менее 50% общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин

При разработке программы ординатуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору в объеме не менее 30% объема вариативной части блока 1 При разработке программы ординатуры обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей)

Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по блоку 1, должно составлять не более 10% общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного блока -

Устанавливаются универсальные и профессиональные компетенции Устанавливаются универсальные и общепрофессиональные компетенции. Профессиональные компетенции определяются организацией самостоятельно

- Организация в программе ординатуры устанавливает индикаторы достижения компетенций

Общее руководство научным содержанием программы ординатуры должно осуществляться научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по специальности, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и/или зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях

- Устанавливаются требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе ординатуры

тами, возрастают в следующем порядке: ФГТ (в прошлом) < ФГОС (в настоящее время) < ФГОС+ (проект, в будущем). По нашему мнению, проекты ФГОС+ более сложны в приведенном выше аспекте по сравнению с действующими ФГОС по причине необходимости определения организацией профессиональных компетенций, а также установления в программе ординатуры индикаторов достижения компетенций в условиях отсутствия примерных основных образовательных программ ординатуры. В свою очередь, существовавшие когда-то ФГТ вообще не устанавливали требований к результатам освоения программы ординатуры в виде формализованных компетенций.

В начале статьи был затронут институт аспирантуры, который с 1 сентября 2021 г. претерпит изменения, а именно: к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся Минобрнауки России будут устанавливаться ФГТ40. Там же в начале статьи отмечалось, что в период действия предыдущего Закона об образовании ординатура относилась к послевузовскому профессиональному образованию, и к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для об-

учающихся в ординатуре устанавливались ФГТ. На основании изложенного стоит полагать, что в будущем обязательные требования к программам ординатуры, так же как и к программам аспирантуры, будут устанавливаться ФГТ. Одним из следствий подобного возвращения к ФГТ будет отмена государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении программ ординатуры, целью которой является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся41. В финансово-экономическом обосновании к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» отмечалось, что принятие указанного законопроекта позволит организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), снизить расходы на аккреди-тационную экспертизу42, что можно считать положительной стороной отмены государственной аккредитации образовательной деятельности и в отношении программ ординатуры. Приведенное обстоятельство, по нашему мнению, компенсируется существующей в здравоохранении России процедурой аккредитации специалиста43. Иначе

40 Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

41 Часть 2 ст. 92 Федерального закона от29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

42 URL: https://sozd.duma.gov.ru/bim60618-7.

43 Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»].

говоря, аккредитация специалиста будет выступать в качестве гаранта качества, полученного ординатором высшего медицинского или фармацевтического образования. Тем не менее, на наш взгляд, данный вопрос можно будет уверенно рассматривать после анализа подобного опыта в отношении программ аспирантуры.

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, первые проекты ФГОС+ по ряду специальностей появились в октябре 2019 г. и, согласно соответствующим проектам приказов об их утверждении, устанавливалось, что прием на обучение в соответствии с действующим ФГОС прекращался

31.12.2019. В последующем, уже при повторной разработке проектов ФГОС+ или по впервые разрабатываемым проектам ФГОС + , соответствующими проектами приказов об их утверждении устанавливалось, что прием на обучение в соответствии с действующим ФГОС прекращается

31.12.2020, а некоторыми проектами приказов - 1.09.2021 44. В приведенной части с учетом того, что на момент написания статьи нет ни одного опубликованного ФГОС+, стоит полагать, что все же всеми приказами об утверждении ФГОС+ будет устанавливаться норма о прекращении

приема на обучение в ординатуру в соответствии с действующим ФГОС 1.09.2021. Подобная норма позволит организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам ординатуры, провести приемную кампанию в 2021 г. по действующим ФГОС, а после в установленном порядке начать работу по разработке основных профессиональных образовательных программ ординатуры в соответствии с новыми ФГОС+ в рамках подготовки к 2022/2023 учебному году.

В заключение хочется отметить, что институт ординатуры в России стоит на пути модернизации или даже возможно реформирования по причине планируемого перехода на новые ФГОС, что, в свою очередь, найдет отражение в сроках обучения в ординатуре по некоторым специальностям, которые будут отличны от привычной 2-летней ординатуры как в большую, так и меньшую сторону, а также во внедрении поэтапного(дискретного) обучения в ординатуре. Впереди,безусловно, предстоит большая работа по дальнейшей разработке новых ФГОС+ по программам ординатуры, а также разработке и/или актуализации профессиональных стандартов в сфере здравоохранения.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бодров Андрей Вениаминович (Andrei V. Bodrov) - кандидат химических наук, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, Российская Федерация

E-mail: avbodroff0gmail.com https://orcid.org/0000-0002-5723-7709

44 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=112481.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калягин А.Н., Орлова И.В., Быков Ю.Н. Ординатура как высшая форма подготовки квалифицированных врачей-специалистов // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2018. № 7. С. 12-15.

2. Кобалава Ж.Д., Рачина С.А., Школьникова Е.Э. Обзор европейского стандарта последипломного обучения медицинских специалистов по внутренним болезням и перспективы внедрения в России // Качественная клиническая практика. 2020. № 1. С. 100-111.

3. Бодров А.В. Высшее фармацевтическое образование - специалитет-ординатура: pro et contra // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 139-152.

4. Бодров А.В. О наименованиях квалификаций, присваиваемых выпускникам ординатуры // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 100-113.

REFERENCES

1. KaLyagin A.N., Orlova I.V., Bykov Yu.N. Residency as the highest form of training qualified medical specialists. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy [Quality Management System: Experience and Prospects]. 2018; (7): 12-5. (in Russian)

2. Kobalava Z.D., Rachina S.A., Shkol'nikova E.E. Review of the European standard for postgraduate training of medical specialists in internal medicine and prospects for implementation in Russian Federation. Kachestvennaya klinicheskaya praktika [Good Clinical Practice]. 2020; (1): 100-11. (in Russian)

3. Bodrov A.V. Higher pharmaceutical education - specialist programme & residency: pro et contra. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 1 1 (3): 139-52. (in Russian)

4. Bodrov A.V. About the names of qualifications assigned to residency graduates. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (2): 10013. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.