Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ДИСЦИПЛИНА БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОРДИНАТУРЕ'

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ДИСЦИПЛИНА БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОРДИНАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / THE DISCIPLINE "PUBLIC HEALTH" / STANDARDS OF EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Анна Владимировна, Гришина О. В.

В статье проанализированы стандарты получения высшего образования по программам ординатуры, определено место дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в структуре учебных программ как компоненты базовой части. Рассмотрены компетенции подготовки врача в ординатуре в области общественного здоровья и здравоохранения по специальностям «Хирургия», «Терапия», «Трасфузиология». Предложено тематическое построение дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Анна Владимировна, Гришина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC HEALTH ISSUES IN RESIDENCY PROGRAM

The article discusses the standards of residency programs at a medical university, and in particular, the role and place of «Public health» in the base part of curriculum. The article analyzes the competences in the field of public health and health care in the residency programs in «Surgery», «Therapy» and «Transfusiology».The article proposes the list of topics within «Public health» program.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ДИСЦИПЛИНА БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОРДИНАТУРЕ»

Сеченовский вестник. 2016. № 2(24). С. 39—41

УДК 614.2 А.В. Фомина,

д-р фармацевт. наук, проф., зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены Российского университета дружбы народов

О.В Гришина,

канд. мед. наук, доц., зав. кафедрой трансфузиологии, Института повышения квалификации ФМБА России

A.V. Fomina,

Doctor of Pharmaceutical Science, Professor, Head of the Department of Public Health and Hygiene, Peoples' Friendship University of Russia

O.V. Grishina,

Candidate of Medical Science, Head of the Department of Transfusiology, The Institute of Advanced Training, FMBA of Russia

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ДИСЦИПЛИНА БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОРДИНАТУРЕ

PUBLIC HEALTH ISSUES IN RESIDENCY PROGRAM

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Фомина Анна Владимировна, д-р фармацевт. наук, проф., зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены Российского университета дружбы народов

Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6 Телефон: +7 (495) 434-52-77 e-mail: [email protected] Статья поступила в редакцию: 15.04.2016 г. Статья принята к печати: 15.08.2016 г.

CONTACT INFORMATION:

Anna Fomina, Doctor of Pharmaceutical Science, Professor, Head of the Department of Public Health and Hygiene, Peoples' Friendship University of Russia

Address: 6, Mikluho-Maklaya str., Moscow, Russia, 117198

Tel.: +7 (495) 434-52-77

e-mail: [email protected]

The article received: April 15, 2016.

The article approved for publication: August 15, 2016.

Аннотация. В статье проанализированы стандарты получения высшего образования по программам ординатуры, определено место дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в структуре учебных программ как компоненты базовой части. Рассмотрены компетенции подготовки врача в ординатуре в области общественного здоровья и здравоохранения по специальностям «Хирургия», «Терапия», «Трасфузи-ология». Предложено тематическое построение дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Abstract. The article discusses the standards of residency programs at a medical university, and in particular, the role and place of «Public health» in the base part of curriculum. The article analyzes the competences in the field of public health and health care in the residency programs in «Surgery», «Therapy» and «Transfusiology».The article proposes the list of topics within «Public health» program.

Ключевые слова. Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение», стандарты образования, профессиональные компетенции.

Keywords. The discipline «Public health», standards of education, professional competence.

С вступлением в силу в 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» термин «высшее профессиональное образование» стал включать в себя обучение по программам ординатуры, отнесенное до этого к послевузовскому профессиональному образованию [1]. В настоящее время практически по всем специальностям ординатуры разработаны и приняты Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образова-

ния (ФГОС ВО), которые определяют совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по соответствующим специальностям.

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение», в соответствии с ФГОС ВО, реализуется в рамках раздела «Блок 1. Дисциплины (модули). Базовая часть» программ ординатуры, при этом

объем, содержание и порядок реализации определяется организацией самостоятельно [2].

Если общий объем раздела «Блок 1. Дисциплины (модули)» принять за 45 зачетных единиц (зач. ед.), при рекомендованных ФГОС ВО 42—48, на базовую часть приходится в среднем 37 зач. ед. (33—39 зач. ед. по ФГОС ВО). Значительный объем учебного времени приходится на дисциплину специальности (21 зач. ед.), что составляет 57% от дисциплин раздела «Блок 1. Дисциплины (модули). Базовая часть». На преподавание общественного здоровья и здравоохранения может приходиться до 2 зач. ед. или 5,5% объема учебного времени дисциплин раздела «Блок 1. Дисциплины (модули). Базовая часть».

Кроме того, в структуру дисциплин раздела «Блок 1. Дисциплины (модули). Вариативная часть», на которые приходится около 8 зач. ед., также могут быть включены дисциплины (в том числе и по выбору ординатора), раскрывающие основные вопросы организации специализированной медицинской помощи, медицинской этики и деонтологии, а также другие, формирующие компетенции, направленные на подготовку ординатора по основным вопросам, способствующим формированию практических навыков в области профилактики, организации и проведения диспансерного наблюдения, организации медицинской помощи по отдельным специальностям.

Например, рассматривая ФГОС ВО по специальности 31.08.67 «Хирургия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [3], профессиональные компетенции (ПК), определяющие подготовку врача-хирурга по вопросам общественного здоровья и здравоохранения, следующие.

В области профилактической деятельности:

— готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

— готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

— готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4).

В области организационно-управленческой деятельности:

— готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);

— готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11).

Аналогичным образом при рассмотрении ФГОС ВО по специальности 31.08.49 «Терапия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [4] в качестве компетенций, определяющих подготовку врача-терапевта по вопросам общественного здоровья и здравоохранения, можно выделить идентичные ПК как в области профилактической деятельности, так и в области организационно-управленческой деятельности.

Анализ других ФГОС ВО направления 31.00.00 «Клиническая ординатура», в том числе по узким специальностям (например, ФГОС ВО по специальности 31.08.04 «Трансфузиология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [5]), показал, что требования к подготовке в ординатуре и освоению компетенций, определяющих подготовку врачей по вопросам общественного здоровья и здравоохранения, совпадают.

Несколько иная трактовка компетенций выявлена в стандартах ФГОС ВО направления 32.00.00 «Науки о здоровье и профилактическая медицина», например, в ФГОС ВО по специальности 32.08.07 «Общая гигиена» [6]. Компетенции, определяющие подготовку врача по общей гигиене в области организационно-управленческой деятельности, сформулированы следующим образом:

— готовность к использованию основ экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности (ПК-5);

— готовность к применению основных принципов управления в профессиональной сфере (ПК-6);

— готовность к организации и управлению деятельностью организаций и (или) их структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ПК-7).

Дополнительные возможности для овладения компетенциями в сфере организации здравоохранения может дать введение факультативных дисциплин, которые не включаются в общий объем программ ординатуры (на основании Приказа Минобрнауки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры»).

При формировании рабочего учебного плана ординатуры можно предложить освоение дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в одном из полугодий второго года обучения, с выделением 24 часов на проведение практических занятий (семинаров) и 48 часов — на самостоятельное изучение. В качестве формы итогового контроля по дисциплине предусмотрен зачет. Тематическое

построение дисциплины может формироваться в зависимости от специальности ординатуры, в которой ведется подготовка врача-специалиста, основные тематические разделы могут быть следующие:

— модуль 1 — «Теоретические и методические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», государственная политика в области охраны здоровья населения»;

— модуль 2 — «Общественное здоровье, понятие, изучение, оценка показателей и факторов, определяющих здоровье населения»;

— модуль 3 — «Основы медицинской статистики и организации медико-социального исследования. Статистический анализ»;

— модуль 4 — «Организация лечебно-профилактической помощи населению и функционирование основных подсистем здравоохранения»;

— модуль 5 — «Современные проблемы сохранения здоровья, профилактики заболеваний, здоровья семьи и медицинской этики»;

— модуль 6 — «Основы экономики здравоохранения и медицинского страхования. Управление здравоохранением и медицинскими кадрами».

Таким образом, дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» является обязательной компонентой раздела «Блок 1. Дисциплины (модули)» всех программ ординатуры как направления 31.00.00 «Клиническая медицина», так и направления 32.00.00 «Науки о земле и профилактическая медицина». Объемы и программа подготовки определяются вузом самостоятельно; в качестве рекомендации можно предложить объем изучения дисциплины до 2 зач. ед. при распределении учебных часов на аудиторные занятия — 24 часа (практические занятия (семинары) и самостоятельную работу — 48 часов). Дополнительные возможности, позволяющие более полно раскрыть отдельные модули дисциплины и сформировать соответствующие профессиональные компетенции, может дать включение отдельных дисциплин (блоков) в вариативную часть программы, в том числе по выбору обучающегося, а также в факультативные дисциплины программы ординатуры.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http:// base.garant.ru/70291362/#ixzz3ncWP7Fhx (дата обращения: 09.10.2015).

[Federal lawofDecember29,2012 № 273-FZ «OnEducation in the Russian Federation» (as amended). Available at: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3ncWP7Fhx (accessed October 9, 2015) (in Russian).]

2. Косарев И.И., Емелин И.А. Об образовании и воспитании. Сеченовский вестник. 2014; 4 (18): 85—88.

[Kosarev I.I., Emelin I.A. On education and upbringing. Sechenovskiy Vestnik. 2014; 4 (18): 85-88 (in Russian).]

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.08.2014 № 1110 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.67 «Хирургия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Режим доступа: http://base.garant.ru/70779436/#ixzz3ncXsk32r (дата обращения: 09.10.2015).

[Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 08.26.2014 № 1110 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the specialty 31.08.67 Surgery (level of training of highly qualified personnel)». Available at: http://base.garant. ru/70779436/#ixzz3ncXsk32r (accessed October 9, 2015) (in Russian).]

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.08.2014 № 1092 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.49 «Терапия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_170816/ (дата обращения: 09.10.2015). [Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 08.25.2014 № 1092 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the specialty 31.08.49 Therapy (level of training of highly qualified personnel)». Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_170816/ (accessed October 9, 2015) (in Russian).]

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.08.2014 № 1046 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.04 «Трансфузиология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Режим доступа: http://base. garant.ru/70784636/#ixzz3ncYpnh2c (дата обращения: 09.10.2015).

[Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 08.25.2014 № 1046 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the specialty 31.08.04 Transfusiology (level of training of highly qualified personnel)». Available at: http://base.garant. ru/70784636/#ixzz3ncYpnh2c (accessed October 9, 2015) (in Russian).]

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.09.2014 № 1135 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 32.08.07 «Общая гигиена» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Режим доступа: http://base.garant. ru/70784644/#ixzz3ncZHDSGD (дата обращения: 09.10.2015).

[Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 09.27.2014 № 1135 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the specialty 32.08.07 Hygiene (level of training of highly qualified personnel)». Available at: http://base.garant. ru/70784644/#ixzz3ncZHDSGD (accessed October 9, 2015) (in Russian).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.