Научная статья на тему 'Подготовка врача-остеопата: проблемы и перспективы'

Подготовка врача-остеопата: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ-ОСТЕОПАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / OSTEOPATH / TRAINING / SPECIALIST / EDUCATION STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодров Андрей, Максимов Игорь

Анализ нормативно-правовых актов по подготовке врача-остеопата. Изменения в образовательном стандарте. Отсутствия профессионального стандарта. Различные пути подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF DOCTOR OF OSTEOPATHY: PROBLEMS AND PROSPECTS

Analysis of normative-legal acts on preparation of the doctor of osteopathy. Changes in the educational standards. The lack of professional standards. Different ways of training specialist.

Текст научной работы на тему «Подготовка врача-остеопата: проблемы и перспективы»

14

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Андрей Бодров

Канд.хим. наук, начальник учебно-методического управления, Казанский государственный медицинский университет, г.Казань

E-mail: umu@kazangmu.ru

Игорь Максимов

канд.мед.наук, доцент кафедры биомедэтики, мед. права и истории медицины, Казанский государственный медицинский университет, г.Казань

E-mail:maximovigor@mail.ru

Andrey Bodrov

Candidate of Science, head of educational-methodical management Kazan medical university, Kazan

Igor Maximov

Candidate of Science, assistant professor of Kazan medical university, Kazan

ПОДГОТОВКА ВРАЧА-ОСТЕОПАТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

THE TRAINING OF DOCTOR OF OSTEOPATHY: PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация. Анализ нормативно-правовых актов по подготовке врача-остеопата. Изменения в образовательном стандарте. Отсутствия профессионального стандарта. Различные пути подготовки специалиста.

Ключевые слова: врач-остеопат, профессиональная подготовка, специалитет, образовательный стандарт.

Основанием для появления данной статьи послужили изменения, внесенные в перечень специальностей высшего образования приказом Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2017 г. № 320 «О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования», а именно, появлением новой впервые введенной специальности 31.05.04 Остеопатия (уровень специалитета).

В качестве актуальности для данной заметки можно обозначить прецедентность в высшем медицинском образовании России - появление новой специальности специалитета, что, безусловно, является событием неординарным.

В настоящее время в системе высшего медицинского образования России уровня специалитета реализуются программы по следующим специальностям: 30.05.01 Медицинская биохимия, 30.05.02 Медицинская биофизика, 30.05.03 Медицинская кибернетика, 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология и 32.05.01 Медико-профилактическое дело [1].

Стоит отметить, что специальностей из УГС 30.00.00 Фундаментальная медицина в системе высшего медицинского образования на момент действия Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-93 не было. Указанные специальности впервые были введены с изданием Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2003

Abstract. Analysis of normative-legal acts on preparation of the doctor of osteopathy. Changes in the educational standards. The lack of professional standards. Different ways of training specialist. Keywords: osteopath, training, specialist, education standard.

(Дата введения 1 января 2004 г.) взамен ОК 009-93.

Остальные же специальности из УГС 31.00.00 Клиническая медицина и 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина являются традиционными в номенклатуре ВМО, что подтверждается Перечнем специальностей и специализаций высших учебных заведений СССР, утвержденным приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 5 сентября 1975 г. № 831.

Итак, с 22.05.2017 УГС 31.00.00 Клиническая медицина была дополнена специальностью 31.05.04 Остеопатия (присваиваемая квалификация «Врач-остеопат»).

Здесь необходимо отметить, что на данный момент утвержденного федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по указанной специальности не имеется, хотя на портале проектов НПА имеется соответствующий проект ФГОС ВО (ГО проекта 01/02/01-18/00077464) [2]. Также как и нет утвержденного профессионального стандарта «Врач-остеопат», хотя аналогично на портале проектов НПА имеется соответствующий проект профстандарта (ГО проекта 01/02/02-17/00062334) [3].

Таким образом, по всей видимости, приема студентов на данную специальность еще не проводилось.

Безусловно, как специальность остеопатия не нова для медицинского образования. В современной системе ВМО она реализуется по программам подготовки кадров высшей квалификации в ор-

N 1. Май 2018 г.

динатуре по специальности 31.08.52 Остеопатия (присваиваемая квалификация «Врач-остеопат») - ФГОС ВО, по которой утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. № 1095.

Согласно ч. 9 ст. 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.

Подготовка в ординатуре по специальности «Остеопатия» согласно Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. № 707н, возможна на базе высшего образования - специали-тет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология».

Предусмотрена профессиональная переподготовка по специальности «Остеопатия» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Акушерство и гинекология», «Аллергология-иммунология», «Анестезиология-реаниматология», «Гериатрия», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Дерматовенерология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Диетология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Неврология», «Нейрохирургия», «Неонатология», «Нефрология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпато-логия», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология», «Психотерапия», «Пульмонология», «Ревматология», «Рефлексотерапия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Трансфузиология», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая

_ 15

хирургия», «Эндокринология», «Эндоскопия».

Согласно проекту ФГОС ВО - специалитет по специальности 31.05.04 Остеопатия срок получения образования по программе специалитета в очной форме обучения составляет 5 лет (Объем программы специалитета равен 300 з.е.).

В соответствии со сроками и этапами аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденными приказом Министерства здравоохранения РФ от 25 февраля 2016 г. № 127н.

В перспективе с утверждением ФГОС ВО по специальности 31.05.04 Остеопатия первый прием студентов будет возможен с 1 сентября 2018 года.

Безусловно, выделение новой специальности, которая является «узкой» (специализированной), -будет явлением уникальным, что можно сравнить с открытием ящика Пандоры.

Вслед могут появиться аналогичные «новые» специальности, например, «Хирургия».

Безусловно, подобные новации в системе ВМО требуют детального глубокого обдумывания, в том числе взаимосвязи уровней высшего медицинского образования - специалитет-ординатура, т.к. подобные новшества неминуемо ведут к необходимости внесения изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты Минобрнауки России, Минздрава России и Минтруда России.

Так, например, по каким специальностям ординатуры смогут получить высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации выпускники специалитета по специальности «Остеопатия»?

Хочется обратить внимание на следующую деталь. Согласно действующим Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Остеопатия»

Таким образом, складывается ситуация дублирования специальностей.

Хочется надеяться, что проводимые законодательно изменения в высшем образовании будут в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и, как следствие, качества жизни и благосостояния россиян.

Список литературы:

1. Перечень специальностей высшего образования - специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 // СПС «Гарант» (дата обращения: 22.01.2018).

2. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов // URL: http://regulation.gov.ru/projects/ List/AdvancedSearch#departments=13&npa=77464 (дата обращения: 22.01.2018).

3. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов // URL: http://regulation.gov.ru/projects/ List/AdvancedSearch#departments=4&search=%D0%B2%D1%800/oD0%B0%D1%87- D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82&npa=62334 (дата обращения: 22.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.