Секция 9. Психология
Section 9. Psychology Секция 9. Психология
Aydinova Lyudmila Vladimirovna, Associate Professor E-mail: [email protected] Kurilova Svetlana Yurievna, Associate Professor, North Caucasus Humanitarian-Technical Institute, Department of Social and Humanitarian and legal disciplines
E-mail: [email protected]
Oratorical skills in forensic speech
Abstract: This article discusses the features and character of judicial speech oratorical skills, relevant judicial speech.
Keywords: oratory, forensic speech, speech prosecutor, attorney speech.
Айдинова Людмила Владимировна, Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт, доцент кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин
E-mail: [email protected] Курилова Светлана Юрьевна, Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт, доцент кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин
E-mail: [email protected]
Ораторские способности в судебной речи
Аннотация: В статье рассматриваются особенности судебной речи и характер ораторских способностей, соответствующих судебной речи.
Ключевые слова: ораторские способности, судебная речь, прокурорская речь, адвокатская речь.
Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжении всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию. Все это предполагает необходимость развития ораторских способностей.
Развитие способностей к ораторской деятельности в суде обусловлено особенностями и назначением судебной речи.
Судебное красноречие, основное назначение которого — способствовать установлению истины по делу,
имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-правовой характер речи. Так, для судебного красноречия характерны следующие особенности:
- судебная речь ограничена сферой ее применения: это официальная узкопрофессиональная речь;
- судебная речь отличается большей конкретностью, чем любая другая публичная речь, так как ее тематика строго ограничена материалами рассматриваемого дела;
- для судебной речи характерна правдивость (объективность), то есть полное соответствие объяснимых событий объективной истине. В ней недопустимы преувеличения и вымышленные эпизоды;
- судебная речь — это речь полемическая, убеждающая. То есть она основана на принципиально
115
Section 9. Psychology
противоположных мнениях и ведется с целью опровергнуть точку зрения оппонента;
- судебной речи присущ оценочно-правовой характер. Всем обстоятельствам по делу также дается правовая оценка;
- в языковом аспекте судебная речь характеризуется сочетанием стандартных и эмоциональноэкспрессивных средств выражения, так как ее тематика предполагает употребление четких стандартных юридических формул и терминов; убеждающий же характер делает необходимым использование речевых средств воздействия, что создает экспрессивность.
Судебная речь отличается от других жанров публичной речи по тематике, по цели, смысловой направленности.
Цель судебной речи выяснение, доказательство, убеждение. Судебное ораторское искусство связано с требованиями логичности, убедительности. Доказательность — важнейшая черта рассуждений в судоговорении. Все положения в речи должны быть обоснованы, аргументированы.
Задачи судебного красноречия предполагают оказание целенаправленного и эффективного воздействия на суд, способствование формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан. Психологи отмечают, что «судебные речи прокурора и адвоката обеспечивают: 1) активизацию мыслительной деятельности судей по анализу и синтезу всех воспринятых в ходе судебного следствия фактов; 2) помощь в выявлении спорных, противоречивых фактов; 3) правильное определение круга вопросов, которые необходимо будет разрешить в совещательной комнате». Для того, чтобы реализовать данные задачи оратор должен создать условия для активизации мыслительной деятельности судей, присяжных заседателей и всех присутствующих в зале суда. При этом ораторские способности проявляются в умении оказать психологическое воздействие, в умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как содержательная, ценная мысль нуждается в совершенной форме. Красноречие в суде предполагает умение оратора говорить по существу, тщательно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права; говорить доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.
Основные черты судебной речи предполагают подробный анализ фактического материала, рассмотрение данных судебной экспертизы, всех доводов за и против, показаний свидетелей и т. д. Содержание судебной речи определяется целевой установкой
оратора, которая в каждом судебном процессе зависит от конкретных обстоятельств дела, от позиции оратора по делу. От правильно выбранной целевой установки и убедительности речи нередко зависит результат дела, вынесение обвинительного или оправдательного приговора. Для того чтобы речь судебного оратора была эффективной ему необходимо придерживаться структуры судебной речи. Она предполагает мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей речи, каждая из которых имеет определенные задачи. Различают следующие этапы судебной речи: начало речи, вступление, основная часть, заключение. Каждый из этих этапов требует от судебного оратора хорошей подготовки и высокого уровня развития ораторских способностей.
Следует отметить, что в судебной речи выделяют следующие жанры: прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (оправдательная, защитительная) речь.
Прокурор выступает в судебном процессе государственным обвинителем, защитником интересов общества и государства. Его основная процессуальная задача — помочь суду правильно оценить все как отягчающие, так и смягчающие ответственность обстоятельства, вынести законный, справедливый приговор.
Адвокат является защитником законных прав подсудимого. Но защита направлена не на оправдание преступления, а на помощь суду всесторонне исследовать обстоятельства дела, осуществить глубокий анализ действительных причин происшествия, объективно и справедливо оценить ситуацию и степень ответственности. Процессуальная задача адвоката — проанализировать материалы дела с точки зрения защиты.
Участники судебных прений призваны доказать истину и убедить суд в правильности своей точки зрения. В этом основная задача судебного оратора.
Убеждение выступает в судопроизводстве как метод и результат оценки доказательств. В теории публичной речи убеждение предполагает сообщение, направленное на изменение взглядов адресата. Для этого судебный оратор доказывает правильность своей позиции, анализирует аргументы процессуального оппонента, раскрывает несостоятельность, с его точки зрения, приводимых противной стороной доказательств.
Чтобы такая диалогичность приносила полезные результаты независимо от формы протекания, ее участники должны руководствоваться определенными
116
Секция 9. Психология
принципами. Прежде всего это признание равноправия сторон. Каждая из сторон диалога должна обладать той мерой свободы, которая исключает возможность диктата, отношений господства и подчинения [2, 36].
Следовательно, обвинительная речь прокурора и защитительная речь адвоката служат одной цели — выяснению истины, постановлению справедливого решения.
Таким образом, ораторские способности в судебной речи следует понимать как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной речи сообразно с требованиями уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.
Список литературы:
1. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие - М.: Юристъ, -2002 - 384 с.
2. Зубарева В. А., Шевченко С. В., Апурина О. Д. Языковые и культурные закономерности переводческого процесса//Материалы международной научной конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований». - Том 24. - Выпуск 1. - Одесса, - 2013, - с. 36.
Mishchykha Larysa Petrovna, Precarpathian National University named after V. Stefanyk, Associate Professor, Department of General and Experimental Psychology
E-mail: [email protected]
Psychological anti-aging
Abstract: The article focuses on the problem of a personality’s creative longevity. It is concluded that creative activity in the period of late ontogenesis should facilitate improvement of (a personality’s) life quality in the final period and, consequently, should become one of the significant factors of productive old age.
Keywords: late ontogeny, creativity, creative longevity, creative activity, creative personality, anti-aging.
Nowadays highly developed countries observe increase in human lifespan, prolongation of old age, which covers about three decades. As for Ukraine, one in five is an elderly person (after 60), and the percentage of 80-year-old people is increasing. Hence, one of the main research directions for psychogerontologists is the problem of ensuring the quality of life for a personality in the late period of ontogenesis.
Wellbeing of an elderly person is identified by a number of factors determined by their physiological state of existence (physical ability to “exist”), mental state (adequate world perception, activity of cognitive and emotional processes), social state (social demand, communication), personal maturity (willingness to develop), mode of life, mental model of old age, active creative activity, which assimilates in itself all existential states in life dimension “I am” or “I want to be”. According to the realities of late adulthood, it should be mentioned that the possibility of further personality development in this period of life is ambiguous and does not apply to all age-related population. It is determined by regressive evolution of physical and mental existence of a personality,
gradual loss of their vitality, various potentials of their lifetime achievements. Consequently, we consider the category of mentally stable elderly people who are physically and mentally able to realize their creative potential in their final period of life, and whose “sense of life is developing” (I. Mechnikov) more and more at an old age. Among these people, the following three groups are singled out:
1. People whose creative potential has not been gained (or it is low) during ontogenesis. Hence, they have a nihilistic attitude to creative activity in the late period of life as creativity has not become a motivational and rational component of their personality.
2. People whose creative potential ceased to develop either at previous stages of ontogenesis or in the post-retirement period.
3. People (artists, scholars, high-ranking employees, politicians) who developed and gained high creative potential during the previous age-related stages of life and for whom creative activity has become a component of their personality. They continue working fruitfully in the late period of ontogenesis [4, 320].
117