Научная статья на тему 'Oracle: в интересах развития образования'

Oracle: в интересах развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горвиц Ю., Корниенко А., Яблонский С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Oracle: в интересах развития образования»

Ю. ГОРВИЦ, к. психол. н., координатор программы Oracle Academy А. КОРНИЕНКО, проректор С. ЯБЛОНСКИИ, профессор С. -Петербургский государственный университет путей сообщения

Государственные учреждения и частные

фирмы постоянно нуждаются в кадрах, которые обладают квалификацией в разных областях знаний и непрерывно учатся, с тем чтобы создавать и использовать продукты, технологии и услуги современного уровня. Признание ценности практического опыта и использование инновационных способов учения, новых эффективных учебных методов - составная часть корпоративной политики ведущих компаний. Поддержка образования оказывается для фирм необходимым условием их успешного функционирования и развития. Ключом к успешному партнерству между образованием и бизнесом являемся мы сами, сотрудничающие друг с другом, чтобы обеспечить дополнительное качество образования.

По различным данным, спрос на квалифицированных ИТ-специалистов постоянно увеличивается и в обозримом будущем будет только расти. Согласно исследованию Cedefop 2004 г., число текущих пользователей ИКТ в Европе составляет 3,7 млн. и, по оценкам, к 2010 г. достигнет 5,1 млн. По данным Ассоциации предприятий компьютерных информационных технологий (www.apkit.ru), ежегодный выпуск российских вузов по ИТ-специальностям составляет порядка 70 тыс. человек при потребности экономики в 265 тыс. По прогнозным сценариям, этот разрыв будет в той или иной степени только увеличиваться.

Сознавая растущую потребность в подготовке квалифицированных кадров в области информационных технологий (ИТ) и понимая при этом, что программы «от бизнеса» по распространению знаний и технологий будут наиболее ценными, если будут гарантировать, что студенты и преподава-

ORACLE: в интересах развития образования

тели получают навыки, наиболее адекватные изменяющейся экономике, компания ORACLE строит свои взаимоотношения с системой образования по следующим ключевым направлениям:

• использование продуктов и технологий компании в учреждениях образования различного уровня - от отдельного колледжа или вуза до федеральных органов управления образованием;

• обучение студентов передовым информационным технологиям.

По первому из указанных направлений ORACLE совместно с российскими партнерами предлагает универсальные инновационные решения для комплексного обеспечения управленческих задач вузов(управ-ление административно-хозяйственной, финансово-экономической, учебной деятельностью, управление НИР), а также для построения таких подсистем, как библио-

тека, приемная комиссия, поисковая система, web-приложения и другие, причем на основе общего информационного ресурса - единой интегрированной базы данных ORACLE.

Примеров внедрения такого рода систем, построенных на Oracle DataBase, Oracle E-Business Suite и PeopleSoft Enterprise, уже немало и в мире, и в России. При этом некоторые вузы (такие, как Ростовский и Петрозаводский университеты) уже около 10 лет эффективно используют технологии Oracle для построения современной эффективной системы управления вузом и даже передают свои разработки для внедрения другим вузам. Ряд вузов ведет научно-исследовательские разработки с использованием продуктов и технологий Oracle, при этом студенты и преподаватели создают системы, которые находят применение в различных отраслях промышленности и государственного управления.

На федеральном уровне на технологиях ORACLE построен информационный ресурс Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и реализован «главный » образовательный портал edu.ru. В настоящее время ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» Мин-обрнауки РФ использует технологию фирмы Oracle в нескольких проектах, в частности для создания в рамках проекта информационной системы «Единое окно доступа к ресурсам федеральных образовательных порталов» коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для системы общего и начального профессионального образования.

Известно, что потребителями продуктов и технологических решений компании ORACLE являются тысячи предприятий энергетики, авиации, металлургии, нефтехимии, телекоммуникации и других отраслей промышленности, а также большинство крупных учреждений госсектора (наука и образование, армия, медицина, органы безопасности и правопорядка и др.). Им всем нужны грамотные молодые специалисты, знакомые с технологиями ORACLE.

Каждое учебное заведение стремится к тому, чтобы его выпускники соответствовали требованиям, предъявляемым к ним современным обществом, а потому нуждается в инновационных учебных программах и технически грамотных преподавателях. К сожалению, именно этих ресурсов учебным заведениям часто не хватает. Для решения данной проблемы компания ORACLE разработала набор учебных программ под общим названием «Академическая инициатива ORACLE» (Oracle Academy). Они рассчитаны на студентов и преподавателей колледжей и вузов.

Принципиально важно, что вузы платят лишь символическую плату за участие в академической программе, а учебные программы, курсы по выбранным дисциплинам, методические материалы и программное обеспечение предоставляются бесплатно, что позволяет учебным заведениям экономить значительные денежные средства.

ORACLE ACADEMY предлагает учреждениям профессионального образования единую модель подготовки учащихся, которая состоит из трех модулей (подпрограмм).

I

■ INTRODUCTION TO COMPUTER SCIENCES - введение в компьютерные науки. В рамках этого модуля учащиеся изучают основы проектирования и разработки баз данных, работы с SQL и программирования на Java, а также знакомятся с управлением проектами и презентацией. Данная программа предназначена для учащихся 16-18 лет, преимущественно студентов ИТ-ориентированных лицеев и колледжей.

■ ADVANCED COMPUTER SCIENCES - углубленный курс компьютерных наук. Здесь изучаются проектирование, администрирование, программирование баз данных. Этот курс обучения «базовым технологиям » ориентирован на студентов ИТ-профильных вузов и факультетов.

■ ENTERPRISE BUSINESS AND APPLICATIONS - бизнес-приложения и процессы в управлении предприятием. Предназначен для студентов в первую очередь экономических, управленческих, финансовых вузов, а также для «отраслевых» профессионально-ориентированных факультетов.

Для всех трех уровней предусмотрены единая упрощенная система регистрации, оформления документов, соответствующие тарифы и поддержка. Преподаватели и студенты получают существенную скидку (до 50%) при сдаче экзаменов на получение профессионального сертификата.

За три года количество учебных заведений - участников программы Oracle Academy возросло с 6 до более чем 60, что свидетельствует о большом, а главное, быстрорастущем интересе вузов к подготовке квалифицированных и востребованных экономикой специалистов.

Кроме того, компания предоставляет бесплатно два Интернет-ресурса, ориентированных на школьников и школьных учителей, для развития их творческих способностей и реализации учебных проектов на основе применения информационных технологий:

V Think.com - Интернет-сайт в виде интерактивного инструмента для учителей и учеников, предназначенный для возраст-

ной группы от 9 до 14 лет. Это бесплатный учебный инструмент, позволяющий ученикам и учителям созидать, общаться и сотрудничать в реальном времени и в защищенной среде.

V ThinkQuest - тематический Интернет-сайт, обеспечивающий соревнование команд учеников в возрасте от 9 до 19 лет. Способствует формированию навыков работы в команде, развивает критическое мышление, позволяет овладеть технологией управления проектами, а также более глубоко усвоить собственно предмет.

Компания ORACLE прилагает большие усилия по организации в вузах специализированных дисциплин, а иногда и особых инфраструктурных подразделений, которые бы способствовали глубокому изучению передовых информационных технологий. На это тратятся весьма значительные средства.

Вуз со своей стороны:

■ включает курсы, проводимые ORACLE, в учебный план, расписание занятий, выделяет необходимое штатное расписание и обеспечивает набор студентов, обучающихся по различным программам и специализациям;

■ предоставляет помещения для ведения учебного процесса;

■ направляет студентов для прохождения стажировки и практики на предприятиях, в том числе с целью отбора лучших представителей студенческой молодежи для привлечения их в дальнейшем на постоянную работу в компании, использующие технологии Oracle;

■ по согласованию с представителями ORACLE разрабатывает тематику дипломных работ, магистерских и аспирантских диссертаций, отвечающих прямым интересам компании.

Совместно со своими партнерами ORACLE предпринимает усилия по обеспечению учебного процесса необходимыми программными, техническими и методическими средствами, способствует размещению требуемого программного обеспечения

Oracle и его сопровождению на практических занятиях студентов. Корпорация организует чтение лекций и проведение семинарских занятий силами своих ведущих консультантов, а также привлекает специалистов и студентов вуза для участия в конференциях, семинарах, выставках и других мероприятиях, которые организует сама или в которых принимает участие.

Выше уже упоминалось, что десятки ведущих вузов страны уже давно и успешно изучают «базовые » технологии ORACLE (архитектуру СУБД, администрирование, языки программирования и средства администрирования). В последние годы существенно вырос интерес к изучению также и ее бизнес-приложений.

Первым вузом, который компания поддержала в изучении бизнес-приложений, стал Институт информационных систем управления Государственного университета управления. Зимой 2006 г. при содействии компании «Техносерв » здесь открылась специализация «Корпоративная информационная система на базе решений Oracle », предназначенная для студентов специальности «Математические методы в экономике ». Данная дисциплина (общий объем - 150 часов) является составной частью цикла специальных дисциплин, изучение которых обеспечивает основу подготовки специалистов по применению ERP-систем или систем управления предприятиями.

Основные задачи дисциплины «Корпоративная информационная система на базе решений Oracle» заключаются в ознакомлении студентов с возможностями автоматизации стандартных бизнес-процессов, в приобретении ими знаний современных концепций управления и навыков работы в программной среде, связанной с информационными технологиями. Особенностью изучаемого курса являются практические занятия, проводимые на методологической и инструментальной базе одного из лидеров российского рынка интегрированных систем управления предприятиями - сис-

темы Oracle E-Business Suite, а также на основе передовых технологий от компаний, присоединившихся в последнее время к Oracle, таких как PeopleSoft Enterprise, JD Edwards EnterpriseOne, Hyperion, Siebel.

В Государственном университете - Высшей школе экономики на факультете менеджмента создан специализированный «Учебно-методический центр - кафедра Oracle ». По мнению декана факультета менеджмента А.Г. Эфендиева, одним из решающих условий подготовки современного менеджера является формирование развитых компетенций в сфере информационных технологий управления бизнесом, что существенно повышает его специально-профессиональный потенциал, а вместе с ним и конкурентоспособность на рынке труда.

Организация учебного процесса в рам-кахбазовой кафедры максимально ориентирована на использование инновационных педагогических и исследовательских подходов применительно к области информационных технологий.

Центры компетенции (базовые кафедры) компания ORACLE планирует создать в Международном университете «Дубна», Астраханском и Петрозаводском госуниверситетах, в Санкт-Петербургском ИТМО и ряде других вузов.

Технологии Oracle уже довольно давно и весьма эффективно используются вузами для построения современной эффективной информационной системы управления; свои разработки они передают для внедрения другим вузам. В качестве примера можно привести автоматизированную систему управления Петербургского государственного университета путей сообщения (АИСУ ПГУПС), разрабатываемую с 2006 г. на основе технологий Oracle/Java. В рамках программы «Информатизация-2006/2007/ 2008/2009» университетом разработаны и разрабатываются следующие подсистемы:

• подсистема контроля успеваемости, включающая автоматизированные рабочие места (АРМы) учебного управления, управ-

Управление учебным процессом (всеми формами обучения)

Управление НТР

ления международных связей, факультетов, кафедр и ряда других подразделений ПГУПС;

• подсистема планирования и расчета численности штата профессорско-преподавательского состава;

• подсистема службы управления персоналом (отделы кадров профессорско-преподавательского состава и студентов);

• подсистема приемной комиссии;

• подсистема документооборота;

• подсистема управления общежитиями и гостиницами;

• подсистема дистанционного обучения;

• информационно-аналитические управляющие панели ректора, проректоров, начальников управлений, деканов и заведующих кафедрами;

• корпоративная база данных;

• \уеЬ-портал, представляющий собой единую точку входа, обеспечивающую защищенный доступ ко всем данным корпоративной БД.

АИСУ ПГУПС поддерживает основную целевую функцию управления университетом - высококачественное образование - и подчиняет этой цели все вспомогательные задачи.

С помощью АИСУ руководство университета получает актуальные и полные дан-

ные для анализа и прогнозирования вариантов развития хода учебного процесса и бизнес-процессов, что обеспечивает серьезную информационную поддержку при принятии решений по стратегическими тактическим вопросам управления. Результаты деятельности университета могут рассматриваться как с точки зрения интересов самого вуза, так и с точки зрения его студентов, инвесторов и т.д.

АИСУ обеспечивает:

• широкие возможности по управлению обучением, включая дистанционное и смешанное; будучи масштабируемым Интернет-решением, система охватывает все стадии образовательного процесса: составление курсов, планирование учебного процесса, контроль и анализ обучения;

• переход к централизованному хранению и обработке данных за счет создания корпоративной базы данных;

• многопользовательский доступ к АИСУ на основе «тонкого » веб-клиента (Интернет-браузера) с разделением полномочий (авторизация пользователей);

• защиту данных от несанкционированного доступа;

• переход на электронный документооборот;

• перенос большей части ввода информации об учебном процессе на преподавателей/ деканаты.

Серверная часть АИСУ реализуется на основе:

■ СУБД OraclelOg Enterprise Edition;

■ Oracle Application Server 10g Enterprise Edition;

■ Oracle E-Business Suite v.12 (HR и

Oracle Learning Management (OLM));

■ Java-технологий (Java Server Pages, Servlets, JSF, portlets, ADF и др.).

Клиентская часть АИСУ предполагает использование стандартного web-браузера Internet Explorer 6.х и выше (а также Mozilla, Opera, Netscape), что позволяет задействовать в качестве рабочих мест сравнительно маломощные компьютеры и упрощает обслуживание клиентских компьютеров в локальной Интранет-сети университета.

ORACLe" Бизнесом корпорации ORACLE является информация - все, что связано с ее использованием, управлением и защитой. На протяжении почти 30 лет ORACLE, будучи крупнейшим производителем корпоративного программного обеспечения, предлагает решения и услуги, позволяющие организациям с максимальной выгодой использовать самую актуальную

и точную информацию, предоставляемую их бизнес-системами. Компания имеет годовой объем продаж более 22 млрд. долларов США. Основные продуктовые семейства корпорации: системы управления базами данных Oracle Database, комплекс связующего программного обеспечения Oracle Fusion Middleware и семейство полнофункциональных бизнес-приложений Oracle Applications. Разработку и сопровождение продуктов и технологий Oracle, предоставление услуг в области консалтинга, обучения и технической поддержки обеспечивают 84 тыс. сотрудников корпорации более чем в 145 странах мира.

ORACLE, самая большая в мире компания в области разработки программного обеспечения для управления предприятиями, ежегодно инвестирует порядка 2 млрд. долл. в образовательные проекты через свои академические программы.

Для консолидации усилий в области обучения студентов и скоординированной подготовки кадров по программным технологиям вузы, обучающие технологиям Oracle и использующие их для автоматизации своей деятельности, в 2007 г. объединились во «Всероссийскую Ассоциацию вузов-пользователей Oracle».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.