Научная статья на тему 'Опытно-показательные школы и их деятельность в процессе становления советского образования'

Опытно-показательные школы и их деятельность в процессе становления советского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ЛАБОРАТОРИИ / АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ / УЧАЩИЕСЯ / ТРУД / ПРЕДПРИЯТИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Оксана Олеговна

Статья посвящена анализу работы опытно-показательных школ, их роли в процессе становления советского образования. Показано, что опытно-показательные учреждения являлись экспериментально-педагогическими лабораториями и общественно-политическими центрами. В них выявлялись и уточнялись пути и методы реализации идей новой школы. Выделены типы опытно-показательных школ: с индустриальным, сельскохозяйственным и смешанным уклонами. Отмечено, что авторские школы были прикреплены к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, что способствовало знакомству школьников с конкретным предприятием, позволяло получить знания об организации, планировании производства, о механизации и автоматизации производственных процессов. Опытно-показательные школы доказали свою жизненность и оказали существенное влияние на развитие системы образования. Это был истинно инновационный тип школы того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева Оксана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pilot schools and their activities in the process of formation of the soviet education

The article analyses the work of experimental schools, their role in the formation of Soviet education. Pilot enterprises formed the experimental teaching laboratories and the socio-political centres. The ways and methods of implementing the ideas of the new school were identified and specified in these educational institutions. There were several types of pilot schools: with industrial, agricultural and mixed bias. Author's schools were attached to industrial and agricultural enterprises, which contributed to the familiarity of pupils with a particular enterprise, allowed to gain knowledge about the organisation, production planning, mechanisation and automation of production processes. Pilot schools had proved their vitality and had had a significant impact on the development of the education system. It was a truly innovative type of school at that time.

Текст научной работы на тему «Опытно-показательные школы и их деятельность в процессе становления советского образования»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

Соболева Оксана Олеговна

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Iro.soboleva@yandex.ru

ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена анализу работы опытно-показательных школ, их роли в процессе становления советского образования. Показано, что опытно-показательные учреждения являлись экспериментально-педагогическими лабораториями и общественно-политическими центрами. В них выявлялись и уточнялись пути и методы реализации идей новой школы. Выделены типы опытно-показательных школ: с индустриальным, сельскохозяйственным и смешанным уклонами. Отмечено, что авторские школы были прикреплены к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, что способствовало знакомству школьников с конкретным предприятием, позволяло получить знания об организации, планировании производства, о механизации и автоматизации производственных процессов. Опытно-показательные школы доказали свою жизненность и оказали существенное влияние на развитие системы образования. Это был истинно инновационный тип школы того времени.

Ключевые слова: опытно-показательные школы, лаборатории, авторские программы, учащиеся, труд, предприятия, образование.

Модернизация образования является важнейшим фактором социально-экономического и политического развития страны, а также необходимым условием процесса становления самосознания личности. Преобразования в существующей системе просвещения опираются на исторические корни, что требует исследования прошлого опыта.

Настоящий период развития системы образования по ряду характеристик аналогичен периоду 1920-1930-х гг. Во-первых, наблюдается систематический поиск педагогов в обновлении содержания образования, что было значимо в 20-е -30-е годы XX в. Во-вторых, уделяется пристальное внимание совершенствованию форм и методов обучения. В-третьих, не ослабевает поиск путей повышения профессионализма педагогических кадров. В-четвертых, имеют место трудности в осуществлении поставленных проблем, вызванные противоречивостью подходов у представителей различных идеологических и политических позиций во взгляде на развитие образования [7, с. 3].

В первые годы создания советской школы вопросы содержания, методов и форм учебно-воспитательной работы нашли отражение в официальных документах «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение о единой трудовой школе» (1918 г.). Основными задачами системы образования выдвигались: учет заинтересованности учащихся в обучении, побуждение учащихся к самостоятельности и активности, формирование детского самоуправления, осуществление взаимосвязи школы с жизнью, реализация принципа связи обучения с общественно полезным, производительным трудом.

Эти же проблемы освещались в трудах видных представителей педагогической и психологической мысли того периода времени: П.П. Блонского, Б.В. Всесвятского, Б.В. Игнатьева, Н.Н. Иорданско-

го, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.П. Пинке-вича, М.М. Пистрака, Б.Е. Райкова и др. Вопросы образования рассматривались ими как часть общего плана по преобразованию общества [1, с. 95]. Усилиями названных педагогов серьезные изменения имели место в школьной практике. В основу обучения было положено теоретическое изучение общенаучных знаний; ознакомление с основами производства; овладение орудиями труда и практическими умениями. Значимость приобретало освоение профессиональных знаний и практических умений. Для этого в школах создавались мастерские (столярные, слесарные, переплетные и др.), в которых проводились уроки труда, изготовлялась и ремонтировалась школьная мебель, учебные принадлежности.

Успешно решали поставленные задачи опытно-показательные учреждения Наркомпроса РСФСР или авторские школы, то есть школы, деятельность которых осуществлялась на основе авторской программы педагога-исследователя. Опытно-показательные учреждения являлись «экспериментально-педагогическими лабораториями и общественно-политическими центрами» [9]. В своей деятельности экспериментальные учреждения действовали согласно «Положению о единой трудовой школе», «Основным принципам единой трудовой школы», «Декларации о единой трудовой школе» и «Положению об опытно-показательных учреждениях».

К 1926 году в стране была создана система таких школ. Опытно-показательные учреждения подразделялись на несколько типов: с индустриальным, сельскохозяйственным и смешанным уклонами. Авторские школы были прикреплены к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, что помогало учащимся знакомиться с конкретным предприятием, получить знания об организации, планировании производства, о ме-

Вестник КГУ Л 2018

© Соболева О.О., 2018

290

Опытно-показательные школы и их деятельность в процессе становления советского образования

ханизации и автоматизации производственных процессов. Задача школы со смешанным уклоном заключалась в сближении школы с жизнью и производительным сельскохозяйственным трудом посредством исследования окружающей среды как фактора, оказывающего влияние на учащихся в соответствии с местными условиями и требованиями нового государства.

В 1919 году на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» по приказу А.В. Луначарского была организована Первая опытная станция Наркомпроса, в состав которой входило два отдела: городской - в Москве и сельский - в Калужской области [10, с. 29]. В состав 1-й Опытной станции были включены детские сады, школы первой и второй ступеней, интернаты, ряд культурно-просветительских учреждений [3, с. 4].

Управление опытными школами было возложено на С.Т. Шацкого. Организация школьной жизни в этих школах осуществлялось в 3-х направлениях: эмоциональное - участие детей в торжествах, праздниках и др.; изучающее - изучение жизненных условий, явлений; производственно-строительное - деятельность школьников в общественно полезном труде и культурной жизни населения. Гармонично сочетались классная, внеклассная, школьная и внешкольная учебно-воспитательная деятельность, в которую включались элементы фантазии, изобретательности, инициативы ребят. Основным средством достижения цели воспитания служило сочетание обучения с жизнью и трудом. Целью воспитания выступало формирование человека-гражданина, интернационалиста, организатора, мастера, знающего свое дело и преданного будущей профессии, то есть воспитание поколения «способного установить коммунизм», а педагогической целью - «воспитание всесторонне и гармонично развитой личности».

Созданное С.Т. Шацким и его подвижниками научное объединение доказало свою жизненность. Оно послужило примером в педагогике, когда воспитание и обучение от дошкольного возраста до окончания средней школы совершается как единый процесс.

Интересный опыт в изучаемый период создала Московская опытная школа им. К.А. Тимирязева («Школа жизни»), основанная Н.И. Поповой (1919 г.). Задачи, решаемые «Школой жизни», сводились к следующим: изучение круга интересов учеников; воспитание самостоятельности и активности у детей; воспитание умений самоуправления [6, с. 56]. Сообразно воспитанию детей возрастали их общественные и личностные интересы, углублялась связь с жизнью, развивались навыки самоуправления и самоорганизации [2, с. 138].

Московская опытно-показательная школа им. А.Н. Радищева представляла собой одну из моделей советской политехнической трудовой

школы. Она была организована в 1918 году на базе института благородных девиц. Основная задача школы заключалась в «воспитании рабочих новой жизни». Ученики проходили производственную практику на заводе и совместно с рабочими, учеными разрабатывали рационализаторские предложения [11, с. 45].

Учащиеся с интересом работали в лабораториях, выполняя практические задания предприятий [4, с. 54]. В основе обучения лежал «метод проектов». Многие проекты сопутствовали производственно-технологическим и социальным нуждам предприятий.

Воспитанники принимали участие и в культурно-массовой работе (коллективные вечера, посещения выставок и пр.). Все эти действия служили сближению школьников с рабочим классом. Ученики учились жить их делами и интересами [8, с. 238].

По своей сути опытно-показательные школы выступали авангардом, повлекшим за собой другие учебные учреждения. Они служили образцом в осуществлении трудовой подготовки учащихся, людей разносторонних интересов и способных защищать завоевания социалистических идей.

Опытно-показательные школы доказали свою жизненность, они оказывали существенное влияние на развитие системы образования. Это был истинно инновационный тип школы того времени.

Освещаемый период во многих отношениях явился переломным для России. Наблюдаемые перемены в политической, социальной и культурной сферах существенным образом влияли на развитие просвещения. Немаловажную роль играло общественно-политическое движение. Оно представляло различные идейные платформы (славянофилов, западников, радикалов) и акцентировало внимание не только на расширении вопроса об историческом развитии России, но и затрагивало проблемы образования [5, с. 14].

Появление опытно-показательных учреждений в 20-е годы XX века было вызвано необходимостью создания новой трудовой школы. Результаты опытно-показательных учреждений содействовали теоретической разработке важных проблем отечественной педагогической науки.

Данный период обусловлен развитием гуманистических идей в условиях осуществления классового подхода к воспитанию и обучению. К 1921 году А.П. Пинкевич дал развернутую характеристику воспитательного идеала: «обеспечение всестороннего развития здорового, сильного, активного, самостоятельного, компетентного человека, всесторонне ознакомленного с достижениями культуры».

Конечно, характерной чертой советской педагогики 20-х гг. была идея всестороннего развития обучаемых. Этому периоду было присуще признание большой ценности деятельности опытно-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

291

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

показательных школ, образовательный процесс в которых был направлен на целостное развитие личности.

Библиографический список

1. Беляев В.И. Идейно-теоретические основы педагогической концепции С.Т. Шацкого // Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 95-101.

2. Вендровская Р.Б. Воспитательные системы 20-х годов // Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня / под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - С. 137-147.

3. Кузьмина И.А. Самостоятельная учебная работа школьников в практике Опытной Станции Наркомпроса РСФСР в 20-е гг. ХХ в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 24 с.

4. ПашковМ.Г. Труд в школе: кризис или обновление? - М..: Знание, 1992. - 80 с.

5. Плетенева И.Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России в XIX в.: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996. - 32 с.

6. Попова Н.И. Как мы живем и работаем в нашей «Школе жизни»: Сборник рассказов учащихся второй опытной школы МОНО им. К.А. Тимирязева / под ред. Н.И. Поповой. - М.: Работник просвещения, 1925. - 107 с.

7. Трибунских Н.И. Исторический опыт становления и развития системы советского образования в 20-30-е гг. ХХ в. (на материалах Ставрополья): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2015. - 23 с.

8. Ферцер В.Ю., Кутякрва Н.К. Интеграция с социальной средой - основа педагогической деятельности образовательных учреждений в 19201930-е гг. // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. - № 1. -С. 236-239.

9. Цырлина Т.В. Авторская школа: дефиниции, типологии и тенденции развития [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования: электронный журнал. - 1/04/2010. - Режим доступа: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ ги/?аг11с1е=1000713&^=6&^к=ай (дата обращения: 02.10.2018).

10. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения // Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. - М.: Просвещение, 1962. - 503 с.

11. Как работает опытно-показательная школа Наркомпроса им. А.Н. Радищева // Методический

путеводитель для фабрично-заводской и городской школы. - 1929. - № 9. - С. 44-48.

Reference

1. Belyaev VI. Idejno-teoreticheskie osnovy pedagogicheskoj koncepcii S.T. SHackogo // Pedagogika. - 2014. - № 2. - S. 95-101.

2. Vendrovskaya R.B. Vospitatel'nye sistemy 20-h godov // Gumanisticheskie vospitatel'nye sistemy: vchera i segodnya / pod obshch. red. N.L. Selivanovoj. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1998. - S. 137-147.

3. Kuz'mina I.A. Samostoyatel'naya uchebnaya rabota shkol'nikov v praktike Opytnoj Stancii Narkomprosa RSFSR v 20-e gg. HKH v.: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2002. - 24 s.

4. Pashkov M.G. Trud v shkole: krizis ili obnovlenie? - M..: Znanie, 1992. - 80 s.

5. Pleteneva I.F. Stanovlenie i razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii v XIX v.: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1996. - 32 s.

6. Popova N.I. Kak my zhivem i rabotaem v nashej «SHkole zhizni»: Sbornik rasskazov uchashchihsya vtoroj opytnoj shkoly MONO im. K.A. Timiryazeva / pod red. N.I. Popovoj. - M.: Rabotnik prosveshcheniya, 1925. - 107 s.

7. Tribunskih N.I. Istoricheskij opyt stanovleniya i razvitiya sistemy sovetskogo obrazovaniya v 2030-e gg. HKH v. (na materialah Stavropol'ya): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Vladikavkaz, 2015. - 23 s.

8. Fercer V.YU., Kutyakrva N.K. Integraciya s social'noj sredoj - osnova pedagogicheskoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij v 19201930-e gg. // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2016. - T. 22. - № 1. - S. 236-239.

9. Cyrlina T.V Avtorskaya shkola: definicii, tipologii i tendencii razvitiya [EHlektronnyj resurs] // Rossijsko-amerikanskij forum obrazovaniya: ehlektronnyj zhurnal. - 1/04/2010. - Rezhim dostupa: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?artic le=1000713&iid=6&task=art (data obrashcheniya: 02.10.2018).

10. SHackij S.T. Pedagogicheskie sochineniya // Sobranie sochinenij v 4 t. T. 1. - M.: Prosveshchenie, 1962. - 503 s.

11. Kak rabotaet opytno-pokazatel'naya shkola Narkomprosa im. A.N. Radishcheva // Metodicheskij putevoditel' dlya fabrichno-zavodskoj i gorodskoj shkoly. - 1929. - № 9. - S. 44-48.

Вестник КГУ Л 2018

292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.