Научная статья на тему 'Интеграция с социальной средой - основа педагогической деятельности образовательных учреждений в 1920-1930-е гг'

Интеграция с социальной средой - основа педагогической деятельности образовательных учреждений в 1920-1930-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALISATION / СОЦИУМ / ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА / UNIFIED LABOUR SCHOOL / ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НАРКОМПРОСА РСФСР / EXPERIMENTAL DEMONSTRATION INSTITUTION OF RSFSR PEOPLE'S EDUCATION COMMISSARIAT / АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С ОКРУЖАЮЩИМ ПРОСТРАНСТВОМ / ACTIVE COOPERATION OF SCHOOL WITH SURROUNDING MEDIUM / SOCIETAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ферцер Виктория Юрьевна, Кутякова Нинель Константиновна

В статье рассматриваются основы становления и развития советской школы в первые десятилетия двадцатого века. Опытно-показательные учреждения Наркомпроса РСФСР представлены как воспитательная система, решающая задачу воспитание человека социалистического общества. Идеи, выдержавшие проверку временем, должны быть сохранены и использованы созвучно сегодняшнему дню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ферцер Виктория Юрьевна, Кутякова Нинель Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration with social environment is the basis of pedagogic activities of educational institutions in 1920-1930s

This article discusses the basics of formation and development of the Soviet school in the early decades of the twentieth century. Experimental demonstration institutions of the RSFSR People’s Education Commissariat presented as an educational system which solves the problem upbringing of a person of a Socialist society. Ideas that have stood the test of time, must be stored and used in tune with today.

Текст научной работы на тему «Интеграция с социальной средой - основа педагогической деятельности образовательных учреждений в 1920-1930-е гг»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.015

Ферцер Виктория Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Кутякова Нинель Константиновна

кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево

v-fertser@mail.ru

ИНТЕГРАЦИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ -ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 1920-1930-е гг.

В статье рассматриваются основы становления и развития советской школы в первые десятилетия двадцатого века. Опытно-показательные учреждения Наркомпроса РСФСР представлены как воспитательная система, решающая задачу - воспитание человека социалистического общества. Идеи, выдержавшие проверку временем, должны быть сохранены и использованы созвучно сегодняшнему дню.

Ключевые слова: социализация, социум, единая трудовая школа, опытно-показательные учреждения Нарком-проса РСФСР, активное взаимодействие школы с окружающим пространством.

Сегодня, когда восстанавливаются демократические ценности, когда отчетливо осознается необходимость педагогических исканий в теории и практике, следует обратиться к творческим идеям выдающихся советских ученых и практиков, создавших такие воспитательные системы, которые не потеряли своей актуальности, а наоборот требуют серьезного их рассмотрения.

С первых лет существования советской школы остро стояли вопросы о содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы. Декреты о народном просвещении, принятые в первые месяцы советской власти, нашли отражение в двух главных документах: «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение о единой трудовой школе» (1918 г.). Документы требовали учета интересов учащихся, стимулирования их самостоятельности и активности, развития детского самоуправления, тесной связи школы с жизнью. В научных трудах тех лет учебно-воспитательные проблемы рассматривались как часть общей стратегии по переустройству общества. Такой подход был характерен для П.П. Блонского, Б.В. Всесвятского, Б.В. Игнатьева, Н.Н. Иорданского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.П. Пинкевича, М.М. Пистра-ка, Б.Е. Райкова и других ученых. Большинство педагогов тех лет (М.В. Крупенина, С.В. Ривес, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, В.Н. Шульман и другие) видели перспективу создания новой школы в открытой социально-педагогической системе [1; 5]. Изменилась идейная направленность преподавания общественных наук. Сообщались сведения о политической экономике, истории революционного движения и о строительстве социализма.

Многим городским и сельским школам были отведены пришкольные участки, которые обрабатывались силами учащихся. Некоторым школам удалось создать хорошие мастерские (столярные, слесарные, переплетные и другие), в которых ве-

лись уроки труда, ремонтировалась и изготовлялась школьная мебель, учебные принадлежности. В школах рекомендовалось иметь политическую карту мира, вести беседы о солидарности всех стран, показывать яркие страницы революционного прошлого, исторические корни дружбы народов, возникновение межнациональных связей между народами. Основой изучения было знакомство с предприятиями, фабрикой, заводом, то есть школа должна была ориентироваться на широкую связь с социальным окружением. Фактически оказались дидактически связанными ценности образования, ориентированные на практику, на профессию, с ценностями социально-личностного характера -ответственностью, самостоятельностью. Умения, навыки, ремесла, овладение профессией также становятся ценностями, которые можно приобрести в ходе школьного обучения и воспитания. Большое значение отводилось культурно-массовой работе с населением своего района. Детям предоставлялась возможность реализовать свои интересы в рамках социума.

К 1926 году в стране сложилась система опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР. Опытные учреждения подразделялись на типы: с индустриальным, сельскохозяйственным и смешанным уклонами. Так, в первых изучались условия жизни и работы фабрично-заводских рабочих, учебных занятий воспитанников, работающих в мастерских, на фабриках и заводах. Ставилась задача подготовки индустриально грамотного человека и умелого строителя социалистического общества. Во вторых изучалось сельское хозяйство местного края. Учебные занятия строились с учетом сельскохозяйственных работ учащихся. Школы были проводниками политики государства и культурных ценностей. Третьи сближали школы с жизнью и производительным, и сельскохозяйственным трудом путем изучения окружающей среды как фактора, влияющего на учащихся

236

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К., 2016

в соответствии с местными условиями, в соответствии с требованиями новой создающейся педагогики. Опытно-показательные учреждения стали своего рода педагогическими лабораториями и общественно-политическими центрами. В своей работе экспериментальные учреждения руководствовались «Положением о единой трудовой школе», «Основными принципами единой трудовой школы», «Декларацией о единой трудовой школе» и «Положением об опытно-показательных учреждениях». В этих документах, а затем и в «Уставе опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР» сформулированы основные задачи и направления реформирования школы. Изучение материалов экспериментальных учреждений позволяет выделить важнейшие педагогические аспекты такие, как: изыскание путей и средств реализации в жизнь идей трудовой школы; установление связи школы с общественно-трудовой деятельностью и местными условиями производства, сельского хозяйства; ознакомление населения с достижениями строительства нового общества. Опытные задания каждого учреждения уточнялись и дифференцировались в связи с отдельными сторонами и проблемами учебно-воспитательного процесса и общей стратегической установкой Наркомпроса [4].

Опытные учреждения в зависимости от местоположения делились на центральные и местные. Центральные были в ведении Наркомпроса РСФСР и финансировались из его бюджета. Территориально они создавались в губерниях. Им предоставлялась широкая инициатива для творческих поисков. Центральные опытные учреждения подразделялись на опытно-показательные станции, детские городки и опытные школы. В 1919 году на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» по приказу наркома просвещения А.В. Луначарского была создана Первая опытная станция Наркомпроса в составе двух отделов: городского в Москве и сельского - в Калужской области. В состав 1-й Опытной станции входили детские сады, школы первой и школы второй ступени, интернаты, ряд культурно-просветительских учреждений (библиотеки, избы-читальни, курсы по подготовке учителей, педагогический техникум и т.п.). В Наркомпросе руководство опытными школами было поручено видному педагогическому деятелю С.Т. Шацкому. Сотрудники станции пытались выявить связи между семейным и школьным воспитанием, между школой и производством, сельским хозяйством, между воспитательной работой в школе и уровнем влияния культурного развития населения. Школа-станция была нацелена на то, чтобы каждый ее воспитанник находил «дело» в той среде, которая его окружает. Участие в строительстве школьной жизни проходило в 3-х видах. Эмоциональное: участие школьников в торжествах, праздниках, манифестациях и др. Изучаю-

щее: исследование жизненных условий, явлений. Производственно-строительное: участие детей непосредственно в общественно полезном труде и культурной жизни общества. Педагогические работники считали, что труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость для детского сообщества или имеет общественно-полезную направленность для семьи, населения своего района, страны. Здесь сочетались классная, внеклассная, школьная и внешкольная учебно-воспитательная деятельность, в которую привносились элементы выдумки, изобретательности, инициативы ребят. Это был опыт соединения обучения с жизнью и трудом. Так, подготовку по электротехнике обучающиеся получали на уроках и внеклассных занятиях по физике, а также в процессе дежурства на школьной электростанции. Большое значение для расширения политехнического кругозора воспитанников имели экскурсии на различные предприятия - фабрики, заводы, электростанции, проводившиеся как в течение учебного года, так и во время летних дальних путешествий по родной стране. Сельские школы широко развернули общественно-полезную работу по участию детей в различных областях жизни. Своими силами старшеклассники вместе с преподавателями собрали и установили насос для подачи воды в баню и прачечную, поставили репродуктор собственной конструкции для радиостудии, сделали целый ряд аккумуляторных батарей для радиоустановок на фабрике, в клубе и в деревнях, где не было электричества, установили осветительную аппаратуру для спектаклей и многое другое. Дети устраивали школьные клубы, школьные кооперативы, оказывали помощь в благоустройстве деревни (разведение цветников, ягодных кустарников, выращивание овощей и т.п.) [6, с. 154155]. Воспитанники активно участвовали в работе по улучшению жизни в окружающей социальной среде. Они устраивали для крестьян лекции, концерты и спектакли, вели борьбу за чистоту и гигиену в домах и на улицах. Школьники поддерживали порядок в своем классе, несли дежурства, проверяли чистоту и опрятность с помощью комиссий, созданных на добровольных началах (санитарная, хозяйственная, библиотечная и др.). Важной составной частью воспитательной работы в детских учреждениях педагоги станции считали развитие эстетического начала. Воспитанники колонии учились любить и понимать русскую народную музыку и песни, понимать творения величайших музыкантов России и зарубежных. Устраивались театральные зрелища, массовые шествия, основанные нередко на творчестве и выдумке самих детей. Опыт станции свидетельствует об активной и решающей роли школы в деле воспитания и социализации молодого поколения. Это, прежде всего, воспитание человека-гражданина, интернациона-

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

листа, коллективиста, организатора, мастера своего дела и преданности будущей профессии. Все общественные организации - сельсоветы, жилищные товарищества, профсоюзы и т.д. - также планировали воспитательную работу с детьми. Задача школы заключалась в объединении усилий этих организаций для совместного воспитания детей и повышения культуры населения. Станция, задуманная как школа-комплекс, просуществовала до 1932 года. Научно-производственное объединение, созданное в истории педагогики С.Т. Шацким и его подвижниками, доказали свою жизненность в деятельности В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, А.А. Католикова и других. Первая опытная станция остается примером в отечественной и зарубежной педагогике, когда воспитание и обучение от дошкольного возраста до окончания средней школы осуществляется в единых рамках. Кроме того, в одной системе соединяется и подготовка педагогических кадров. Учителей обучали не только методикам преподавания, технологии воспитания, но и проведению исследований детской жизни, быта сельского и городского населения.

Видное место среди новых воспитательных систем в рассматриваемый период занимала Московская опытная школа им. Тимирязева, созданная Н.И. Поповой (1919 г.). Идеи «Школы жизни» были направлены на изучение интересов детей в целях воспитания самостоятельной, активной и ответственной личности. Назвав свою школу «Школой жизни», педагоги видели свою задачу в том, чтобы весь воспитательный процесс был непосредственно связан с современностью. В школе были собраны дети, пережившие тяготы гражданской войны, разрухи, по существу оставшиеся безнадзорными. Магистральным направлением воспитательной работы являлось самоуправление и участие ребят в общественных объединениях. «Школа жизни» имела два отделения - городское в Москве и деревенское в селе Кожине Рузского уезда. В зимнее время дети знакомились с работой городских учреждений (почтамт, хлебопекарня, вокзал, депо, кооперативные мастерские, фабрики, торговые предприятия и т.п.). Это давало материал для учебной исследовательской деятельности, для общественно-политического воспитания. В летнее время школьники принимали участие в хозяйственных работах - на огороде, в поле, на усадьбе, на вырубке, помогали крестьянам села. Изучали быт, обычаи, промыслы, знакомились с общественной жизнью деревни, активно включались в культурно-массовые мероприятия (праздники, спектакли и др.). Вся учебная и внеклассная деятельность осуществлялась в русле общепринятых в то время представлений о единой трудовой школе, ее связи с социумом. По мере воспитания детей усиливались их общественные и личностные интересы, углублялась связь с жизнью, совершенствовались

навыки самоуправления и самоорганизации [2, с. 140-142].

Московская опытно-показательная школа им. А.Н. Радищева - одна из моделей советской политехнической трудовой школы и оригинальной воспитательной системы. Школа была образована в 1918 году на базе бывшего Елисаветинского института благородных девиц. Ее ученики - бывшие воспитанницы, а также учащиеся кадетского корпуса и ремесленных училищ. Позже в школу начали принимать в основном детей рабочих и служащих ближайших предприятий. Был открыт интернат для учащихся сирот из разных уголков страны. В 1926 году заведующей МОПШ им. А.Н. Радищева была назначена З.Н. Гинзбург, работавшая до этого в Наркомпросе завсектором воспитания. Основная задача школы - воспитать тружеников новой жизни, взрослеть в делах на благо своей школы и в общественно-полезном труде для Отечества. Заботой всей школы стала борьба за промфинплан. Школа была тесно связана с Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ им. Жуковского), а также с заводом опытных конструкций института. Школьники проходили производственную практику при заводе. Вместе с рабочими, учеными разрабатывались рационализаторские предложения, о чем регулярно сообщалось в заводском уголке изобретателя и в школьной стенгазете. С самого начала массовой коллективизации школьники увлеклись идеей подарить подшефному колхозу трактор. Подготовили свою бригаду трактористов, которая помогала колхозникам освоить технику. Младшие воспитанники вместе с сельскими ребятами организовали колхозное кролиководческое хозяйство; изготовили множество кормушек для колхозного животноводства. Дети оборудовали избу-читальню для обучения населения грамотности. Учащиеся увлеченно работали в лабораториях, выполняя практические задания предприятий (сборка электрических цепей, пуск паровой машины и др.) [3, с. 54-57]. Важное место в обучении детей до 1930 года занимал «метод проектов». Большинство проектов увязывалось с производственно-технологическими и социальными нуждами предприятий. Школьники активно включались в окружающую социально-политическую, экономическую и культурную среду. Этот вариант воспитательной системы был нередким в атмосфере социально-трудового подъема жизни всей страны.

Стержневой задачей Московской школы-коммуны им. П.Н. Лепешинского, руководил которой с 1920-1931 гг. работник Наркомпроса М.М. Пи-страк, являлась задача воспитания детей как активных и ответственных будущих работников социалистического строя. Главным способом связи школы с фабрично-заводской жизнью служил общественно необходимый труд; из него выводилась вся воспитательная и образовательная работа.

238

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

У школы-коммуны были свои неплохо оснащенные мастерские по обработке дерева и металла, а также швейная и переплетная. Основные мастерские - столярные и слесарные, которые обеспечивали социально-психологическую подготовку учащихся к работе на фабрике. В процессе работы на фабрике дети обучались на конкретном рабочем месте. Работа совмещалась со сбором материала по теме учебного задания. Зарисовки, записи, заметки о своих впечатлениях заносились ребятами в индивидуальные дневники. Составлялись учебно-производственные отчеты. Школьники активно участвовали и в культурно-массовой работе (совместные вечера, посещения выставок мастерства и проч.). Безусловно, это сближало школьников с рабочим классом. Они начинали жить фабричными заботами и интересами. С 1926 года школа имела деревенское отделение в Подмосковье. Коллективно-общественный труд продолжался и летом. В него входили трудовая помощь сельскому хозяйству и беднейшим крестьянам, работа на собственном огороде, с которого в несытые годы питалась вся коммуна. Работа распределялась между артелями, в которых быстро налаживалась специализация и кооперирование. Руководство школой придерживалось идеи индустриально-трудовой школы, рассматривающей промышленность (на связи с которой зиждется школа) как средство познания современной производственной культуры, современной науки и техники, современного общественного строя [3, с. 49-52].

Нельзя не признать важной особенностью воспитательных систем школ их содружество с окружающей средой, самодеятельность и творчество

педагогов и школьников.

В настоящее время актуальными проблемами являются: связь школы с жизнью, обучения с общественно полезным трудом в новых рыночных отношениях. В условиях реализации современной реформы школы следует обратить внимание на опыт деятельности экспериментальных учреждений данного периода, так как в них реализовались многие педагогические идеи, созвучные настоящему времени.

Библиографический список

1. Беляев В.И. Идейно-теоретические основы педагогической концепции С.Т. Шацкого // Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 95-101.

2. Вендровская Р.Б. Воспитательные системы 20-х годов // Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня / под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - С. 137-147.

3. ПашковМ.Г. Труд в школе: кризис или обновление? - М.: Знание, 1992. - 80 с.

4. Кутякова Н.К., Ферцер В.Ю. К вопросу о методах активизации учебной деятельности в школе 20-х гг. XX века // Вестник МГОГИ. - 2012. -№ 1. - С. 28-30.

5. Салтанов Е.Н. Трудовое воспитание школьников вместе «с рабочими и крестьянами» как фактор их социализации в концепции В.Н. Шульгина и М.В. Крупениной // История социальной педагогики / под ред. В.И. Беляева. - М.: Издательство РГСУ 2006. - С. 282-291.

6. Шацкий С.Т. Работа для будущего. - М.: Просвещение. - 1989. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.