Научная статья на тему 'Опыт зарубежных стран по регулированию миграционными процессами'

Опыт зарубежных стран по регулированию миграционными процессами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграция / миграционные процессы / законодательство / воссоединение семей / мигранты / беженцы / правовой статус. / migration / migration processes / legislation / family reunification / migrants / refugees / legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Анатольевна Прудникова

Раскрыты особенности законодательства зарубежных стран в области миграции на примерах США, Канады, ФРГ и Швеции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN REGULATING MIGRATION PROCESSES

This article reveals the features of the legislation of foreign countries in the field of migration on the examples of the USA, Canada, Germany and Sweden

Текст научной работы на тему «Опыт зарубежных стран по регулированию миграционными процессами»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10252 © Т.А. Прудникова, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Татьяна Анатольевна Прудникова,

доцент кафедры административного права, доктор юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: prudi1@rambler.ru

Аннотация. Раскрыты особенности законодательства зарубежных стран в области миграции на примерах США, Канады, ФРГ и Швеции.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, законодательство, воссоединение семей, мигранты, беженцы, правовой статус.

EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN REGULATING MIGRATION PROCESSES

Tat'yana A. Prudnikova,

Associate Professor of the Department of Administrative Law,

Doctor of Law

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. This article reveals the features of the legislation of foreign countries in the field of migration on the examples of the USA, Canada, Germany and Sweden.

Keywords: migration, migration processes, legislation, family reunification, migrants, refugees, legal status.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудникова Т.А. Опыт зарубежных стран по регулированию миграционными процессами. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):255-8.

В миграционном законодательстве зарубежных стран, таких как США, Канада, Швеция, ФРГ и др., закреплены основные каналы иммиграции. В целом из них можно выделить три основных канала: воссоединение семей; гуманитарная миграция (беженцы и лица, ищущие убежище); трудовая (экономическая) миграция [3].

В США закон об иммиграции и натурализации1 четко определил приоритеты иммиграции: поддержка программы воссоединения семей и поощрение иммиграции лиц, имеющих высокую профессиональную квалификацию, что вполне отвечает экономическим потребностям страны.

Для воссоединения семей ежегодно в США въезжает свыше 600 тыс. родственников. Для ближайших родственников американских граждан не существует каких-либо количественных ограничений для получения визы. Ограничительной мерой служит порог бедности, что препятствует воссое-

1 Закон об иммиграции и натурализации США www.polpred.com

динению бедных семей. Для трудовых мигрантов установлена ежегодная квота в 140 тыс. разрешений. На беженцев квота не распространяется, но их численность устанавливается в ходе консультаций Госдепартамента США с Конгрессом. Для беженцев существуют и специальные программы расселения внутри страны: лица, получившие такой статус имеют право на постоянное жительство.

Льготный режим для получения статуса постоянного жителя США предоставляется прямым родственникам американцев — супругам, детям (в том числе, усыновленным за границей), родителям совершеннолетнего гражданина США, вдовам (вдовцам) граждан США при условии нахождения в браке более двух лет [3].

В Канаде программа воссоединения семей распространяется на супруга (супругу), детей-иждивенцев и родителей. Оформлением необходимых для иммиграции документов занимаются сами граждане Канады, которые должны предоставить

гарантии по материальному и жилищному обеспечению прибывающего родственника в течение нескольких лет (как правило, не менее трех). В иммиграционном законе 2002 г. была расширена группа близких родственников путем включения фактических супругов иммигрантов.

Согласно законодательству ФРГ, вид на жительство может быть предоставлен: иностранцам, состоящим в браке с гражданами ФРГ; несовершеннолетним иностранцам, детям немецких граждан; родителям несовершеннолетних детей, являющихся гражданами ФРГ, прибывающим в страну для их воспитания.

Супруг немецкого гражданина получает право на бессрочный вид на жительство после трех лет проживания на территории Германии. Законодательство допускает так же возможность воссоединения членов семьи иностранцев, проживающих в ФРГ, если проживающий он получил политическое убежище; имеет бессрочный вид на жительство; законно проживает в ФРГ более восьми лет (приехал сюда еще несовершеннолетним); имеет обыкновенный вид на жительство, состоит в браке с лицом, воссоединение с которым планировалось еще до приезда в ФРГ, и указал сведения об этом при подаче заявления на получение собственного вида на жительство. Разрешение на проживание в ФРГ в форме вида на жительство могут также получить оба супруга после расторжения их брака, если к этому моменту они прожили совместно на территории ФРГ не менее двух лет [5, с. 137].

Детям моложе 18 лет вид на жительство предоставляется при условии, что оба родителя (или единственный родитель) уже имеют такое разрешение. Для получения вида на жительство другими членами семьи (родителями, братьями, сестрами) необходимо, чтобы лицо, с которым происходит воссоединение, законно проживал в ФРГ и располагал достаточной жилой площадью, а также чтобы существование приезжающего могло быть обеспечено за счет дохода от трудовой деятельности, материального состояния либо других личных средств.

В Швеции мигранты, относящиеся к категории родственников, доминируют в структуре иммиграционного потока. Близкими членами семьи резидентов страны признаются муж, жена (или со-

жительствующее лицо); неженатые (незамужние) дети в возрасте до 18 лет; одинокие родители, зависимость которых как иждивенцев делает невозможным их отдельное проживание; иные родственники, нуждающиеся в защите, если они являлись частью одной семьи в стране происхождения.

В рассматриваемых странах статус беженца регулируется нормами Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протокола к ней 1967 г., Конвенции о праве убежища и обращении с беженцами (Дублинская конвенция) 1990 г., нормами национального права, а также национального миграционного законодательства.

В США процедура предоставления убежища и статуса беженца была полностью обновлена в настоящее время: введены ограничения, запрещающие лицам, которых можно возвратить в «безопасную третью страну», подавать заявления о предоставлении американского убежища. К категории «беженцев» отнесены также лица, которые были вынуждены прервать беременность или подвергнуться стерилизации вопреки своему желанию или преследовавшиеся на родине за отказ от этой процедуры.

Иностранный гражданин не вправе рассчитывать на предоставление убежища, если:

• может быть выслан в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями в «безопасную третью страну»;

• не может предоставить убедительное доказательство, подтверждающее, что ходатайство было подано им в пределах одного года с момента прибытия в США;

• ранее ходатайствовал о предоставлении статуса беженца, но в настоящий момент не представил доказательство об изменившихся обстоятельствах.

Если иностранный гражданин, заявивший о предоставлении убежища, подлежит депортации или не имеет права на въезд, его ходатайство передается миграционному судье для принятия соответствующего решения. Запрещено депортировать иностранца в страну, где его жизни или свободе угрожает опасность преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений [4, с. 44].

256

Вестник экономической безопасности

№ 4/2019

В Канаде беженцем признается лицо, которое из-за обоснованного страха перед гонениями на расовой или религиозной почве, либо в силу принадлежности к какой-либо социальной группе или общественной организации находится за пределами своей страны и опасается туда вернуться.

Беженцы разделяются на три группы в зависимости от методов отбора. Так называемые государственные беженцы отбираются чиновниками за границей из лагерей. Правительство оказывает им всестороннюю помощь после допуска в Канаду. Во вторую группу входят беженцы, спонсорами которых являются частные лица, обещающие заботиться о них. Третью группу составляют беженцы, самостоятельно прибывающие в Канаду. Все лица, получившие статус беженцев, становятся законными постоянными жителями Канады, беженцы с плохим здоровьем могут быть приняты в рамках специальных программ [6, с. 19].

В ФРГ статус беженцев регулируется нормами Конституции, законами «Об изгнанных и беженцах» 1953 г., «О процедуре предоставления убежища» 1992 г. и «Об иностранцах» 1990 г. Правом на получение убежища обладают лица, которые в своей стране подвергаются преследованиям по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим мотивам.

Значительный приток иностранных граждан, претендующих на получение политического убежища в ФРГ, потребовал внесения в Конституцию поправок, существенно ограничивающих круг лиц, имеющих право ходатайствовать о своей защите. Согласно этим изменениям на право убежища не могут претендовать:

• граждане Евросоюза, а также граждане стран, в которых не допускается нарушений прав человека;

• лица, выехавшие из страны, где, по определению правительства Германии, нет политического преследования (так называемые спокойные страны),

• лица, прибывшие в Германию через «третью страну», в которой также нет преследований по политическим мотивам [7, с. 159—160]. Выделяются следующие категории беженцев:

• официально признанные таковыми в соответствии с Конституцией и законом федерального ведомства по признанию беженцев или получившие этот статус за границей;

• члены семей официальных беженцев (жены и дети), в отношении которых не был подан запрос на предоставление статуса;

• конвенциональные беженцы — лица, выдворение которых запрещено по причине угрозы их жизни или свободе на родине в связи с расовой, конфессиональной, социальной принадлежностью или политическими убеждениями;

• контингентные беженцы — иностранцы, принимаемые в ФРГ на основании гуманитарных акций помощи (например, Программы по переселению евреев в ФРГ);

• иностранцы без гражданства, имеющие особо защищенный правовой статус в соответствии с законом об иностранцах без гражданства;

• лица, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца — иностранцы, и чьи запросы в компетентные органы находятся в стадии рассмотрения и принятия решения;

• беженцы из районов боевых действий в Боснии и Герцеговине — лица, принимаемые в рамках закона об иностранцах либо в рамках совместных акций федерального правительства и правительства земель, а также лица, чья высылка отсрочена;

• беженцы де-факто — лица, заявлявшие запрос о предоставлении политического убежища (или чьи запросы были отклонены), но для которых возвращение на родину невозможно по политическим или гуманитарным соображениям [8, с. 12]. Анализ источников и содержания законодательств зарубежных стран в области миграции (на примерах США, Канады, ФРГ и Швеции) позволяет сделать следующий вывод — на законодательном уровне четко закреплены цели миграционной политики, главными из которых являются извлечение экономических, культурных, социальных и демографических выгод, а также признание необходимости интеграции мигрантов в жизнь общества.

Литература

1. Прудникова Т.А. Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграци-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

онных процессов (на примере России и государств-членов Европейского Союза). Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.

2. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты: учебное пособие для студентов / А.С. Прудников, С.О. Харламов, Т. А. Прудникова, П.О. Дутов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.

3. Совершенствование законодательства в сфере миграции: конституционно-правовой анализ и практика реализации. (монография). Под общей редакцией А.С. Прудникова. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.

4. Никифорова Е.А. Миграционное право. Издательство Проспект. 2018.

5. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудинов-ских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада, М., 2003.

6. Анализ законодательства зарубежных стран по проблемам миграции и опыт правоохранительных органов по предупреждению и пресечению незаконной миграции. / Академия управления МВД России. М., 2014.

7. Конституции зарубежных государств. Уч. пос. 2-е изд. М., БЕК, 1997.

8. Дитц Б. Категории иностранных беженцев в Германии. Мюнхен, 1996.

Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя

Актуальные проблемы

административного I права и процесса I

Актуальные проблемы административного права и процесса.

3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. 2019 г. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.

Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специалистов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.

258_ - Вестник экономической безопасности - № 4 / 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.