Научная статья на тему 'Опыт зарубежных стран налогообложения природных ресурсов на примере твердых полезных ископаемых'

Опыт зарубежных стран налогообложения природных ресурсов на примере твердых полезных ископаемых Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
налог на добычу полезных ископаемых / ренталс / акцизы / роялти / адвалорная ставка / налог. / mineral extraction tax / rentals / excise taxes / royalties / ad valorem rate / tax.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхетия Л. Б.

В статье рассматриваются становление и развитие налогообложения в сфере полезных ископаемых в отдельных странах Европы и американских государствах, где на протяжении многих десятилетий проводили разработку месторождений полезных ископаемых и создавали регламентацию в виде законодательства этой отрасли, делая акцент на платности. Таким образом, появилась юридически закрепленная плата за собственность земли с месторождением в момент временного пользования. Верховное право собственности монарха и прочих при аренде территории с полезными ископаемыми закреплялось в документах, при заключении сделок сторонами. На протяжении многих лет осуществлялся переход от верховного права собственности монарха к принципу «горной свободы». Данный принцип означал свободный допуск недропользователей к добыче полезных ископаемых. Главной причиной для введения вышеупомянутого принципа послужил тот факт, что имелось много желающих осуществлять добычу полезных ископаемых в непромышленных масштабах. Плата за пользование недрами больше напоминала «подать», нежели аренду и допускала к добыче всех оплативших. Следовательно, изучение зарубежного опыта развития налогообложения природных ресурсов является актуальным для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES THE TAXATION OF NATURAL RESOURCES ON THE EXAMPLE OF SOLID MINERALS

The article deals with the formation and development of taxation in the field of minerals in some countries of Europe and the American States, where for many decades the development of mineral deposits and created regulations in the form of legislation of this industry, focusing on the fee. Thus, there was a legally fixed fee for the ownership of land with the Deposit at the time of temporary use. The Supreme right of ownership of the monarch and others when renting the territory with minerals was fixed in the documents, at the conclusion of transactions by the parties. For many years, the transition from the Supreme property right of the monarch to the principle of "mountain freedom"was carried out. This principle meant free admission of subsoil users to mining. The main reason for the introduction of the above-mentioned principle was the fact that there were many willing to carry out mining on a non-industrial scale. The fee for the use of subsoil was more like a "file" than a lease and allowed for the extraction of all those who paid. Therefore, the study of foreign experience in the development of taxation of natural resources is relevant for Russia.

Текст научной работы на тему «Опыт зарубежных стран налогообложения природных ресурсов на примере твердых полезных ископаемых»

УДК 346.5

Чхетия Л. Б.

аспирант Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Россия

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10492 ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Chetia L. B.

graduate student of the Higher school of jurisprudence and forensic science Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University,

THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES THE TAXATION OF NATURAL RESOURCES ON

THE EXAMPLE OF SOLID MINERALS

Аннотация

В статье рассматриваются становление и развитие налогообложения в сфере полезных ископаемых в отдельных странах Европы и американских государствах, где на протяжении многих десятилетий проводили разработку месторождений полезных ископаемых и создавали регламентацию в виде законодательства этой отрасли, делая акцент на платности. Таким образом, появилась юридически закрепленная плата за собственность земли с месторождением в момент временного пользования. Верховное право собственности монарха и прочих при аренде территории с полезными ископаемыми закреплялось в документах, при заключении сделок сторонами. На протяжении многих лет осуществлялся переход от верховного права собственности монарха к принципу «горной свободы». Данный принцип означал свободный допуск недропользователей к добыче полезных ископаемых. Главной причиной для введения вышеупомянутого принципа послужил тот факт, что имелось много желающих осуществлять добычу полезных ископаемых в непромышленных масштабах. Плата за пользование недрами больше напоминала «подать», нежели аренду и допускала к добыче всех оплативших. Следовательно, изучение зарубежного опыта развития налогообложения природных ресурсов является актуальным для России.

Abstract

The article deals with the formation and development of taxation in the field of minerals in some countries of Europe and the American States, where for many decades the development of mineral deposits and created regulations in the form of legislation of this industry, focusing on the fee. Thus, there was a legally fixed fee for the ownership of land with the Deposit at the time of temporary use. The Supreme right of ownership of the monarch and others when renting the territory with minerals was fixed in the documents, at the conclusion of transactions by the parties. For many years, the transition from the Supreme property right of the monarch to the principle of "mountain freedom"was carried out. This principle meant free admission of subsoil users to mining. The main reason for the introduction of the above-mentioned principle was the fact that there were many willing to carry out mining on a non-industrial scale. The fee for the use of subsoil was more like a "file" than a lease and allowed for the extraction of all those who paid. Therefore, the study offoreign experience in the development of taxation of natural resources is relevant for Russia.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, ренталс, акцизы, роялти, адвалорная ставка, налог.

Keywords: mineral extraction tax, rentals, excise taxes, royalties, ad valorem rate, tax.

Реалии современного времени диктуют свои законы. Сейчас налоговая база в сфере недропользования по всему миру насчитывает большое количество различных налоговых платежей. Выражаются же они также, по-разному: плата за участие в аукционе (конкурсе) за использование территории месторождения, рента, продажа и добыча полезного ископаемого и т.д. Такие налоги взимаются без отмены базовых - налог на добавленную стоимость (далее НДС), налог на прибыль, подоходный налог, налог на собственность (капитал, недвижимость), налоги с фонда оплаты труда и др. [1, с. 30].

Есть определенное понятие, означающее плату за аренду месторождений недропользователями, где планируется поиск и работы по добыче природных ресурсов. Оно также называется ренталс. Этот платеж не имеет связи с прибыльностью добычи и

не регламентирует обязательность работ. Такой доход становится систематическим в бюджете государства. Однако, фиксированная оплата относительно невелика и взимается либо за фиксированную территорию, либо за установленную единицу измерения в государстве. Мотивируя разработку и добычу, могут устанавливаться динамические ставки арендной платы, повышающиеся со временем и выполненными работами. Также может использоваться арендная плата смешанного типа.

Еще одно налоговое понятие - сумма, получаемая от пользования за реализованные природные ресурсы государством. Это связывается с предоставлением допуска к разработке и фиксации запасов месторождения и называется роялти. Положительным аспектом такой налоговой формы в масштабах страны становится помощь бюджету

<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ19)),2(0]9 / ГОМБРЯГОБЖЕ

государства в своевременном пополнении. Данная форма финансового пополнения бюджета гарантируется за счет определенного минимума доходов от эксплуатируемых месторождений [2].

Основываясь на мнении экспертов в области налогообложения природных ресурсов, можно сказать, что роялти считается не самым удобным финансовым инструментом [3, с. 18, 4, с. 100]. Подтверждением этого, следуют следующие факты:

- при повышении размера роялти, разработка месторождений становится бессмысленной. Это применимо к не окупаемой работе предприятия, так как взимание налога идет без учета прибыли;

- роялти платится только при поиске и разработке месторождения природных ресурсов. А значит, может являться дополнительной финансовой нагрузкой к не окупаемому проекту;

- отсутствие гарантии пользователям недр в отношении окупаемости вложенных инвестиций. Одной из причин, может являться: расходы на эксплуатацию, которые довольно весомые, но при этом уровень цен реализации достаточно низок. На это значительно влияет адвалорная ставка, которая не эффективна к изменению рентабельности разработки месторождения. Помимо вышеуказанной ставки, роялти взимается по иным видам ставок: твердая, смешанная [5, с. 380]. Помимо адвалорной ставки, платежи в форме роялти могут взиматься и по другому виду ставки, таких как: твердая/специфическая ставка, где изъятие налога производиться в виде установленного размера суммы с единицы массы или объема добытого полезного ископаемого (тонны/мЗ и т.п.) [6, с. 92].

Многие государства во всем мире создали законодательную базу, правовую и экономическую основу, налоговый сектор, по природным ресурсам, основываясь на разделении их состава. Двумя такими группами стали - топливные (регулирование нефти и газа) и твердые полезные ископаемые (добыча практически всех остальных). Причиной этому послужило условия, применяемые при разработке твердых полезных ископаемых условия добыче углеводородов. Еще одной немало важной причиной является объем поступления средств в бюджет. [7, с. 11]

В нынешнее время среди многих стран происходит сокращение налогов, базирующиеся на роялти и переход на налоговые изъятия с реально полученной прибыли. Целый ряд стран, такие как: Мексика, Перу, Швеция, Великобритания и Норвегия, отказались от взимания роялти. Вследствие данной отмены, это привело к конкурентоспособности продукцию минерального сырья.

В Туркменистане и Казахстане действуют налоги, которые основаны на уровне рентабельности добычи полезных ископаемых, так как ставки налога могут увеличиваются/уменьшаться при увеличении либо уменьшении добываемого объема сырья. Также в Туркменистане и Казахстане применяется налог на сверхприбыль, в основе которого материализация реально добытых полезных ископаемых (которое колеблется от 0 - 60 % чистого дохода в отчетном периоде) служит основным фактором пополнения государственного бюджета. Вместе с тем, планка прибыльности производимых работ при неприменении налогового бремени

имеет пятнадцать процентов в Туркменистане и двадцать в Казахстане.

В основу некоторых контрактов в Казахстане, применяются индивидуальные ставки НДПИ на разработку и поисковые работы, но ставка не может быть менее 0,5 %, рассчитанной по усредненной стоимости реализации продукта передела без учета расходов на доставку за отчетный (налоговый) период.

Объектом роялти по видам сырья считается полезное ископаемое или 1 товарный продукт, созданный из добытого. Вместе с тем, товарным продуктом может быть только асбест, слюда, сырье для металлургии нерудного происхождения и драгоценные металлы, находящиеся в руде, песке и концентрате, - т.е. те, которые прошли первичную обработку.

Налоговая ставка для вычисления роялти вычисляется как общая стоимость добытых ископаемых, основываясь на средневзвешенной цене реализации за период начисления налога 1 товарного продукта, который был получен без учета косвенных налогов. К примеру, единая процентная налоговая ставка равна двум процентам для золота, меди и железной руды в Китае, на Филиппинах, Кот-д'Ивуар, Папуа - Новой Гвинее, Румынии, Бразилии, Танзании, Буркина-Фасо [8, с. 156].

Республика Беларусь установила налоговую ставку на основе белорусских рублей. Таким образом, каждый вид добытого оценивается государственной валютой в м3 и периодически изменяются в зависимости от инфляции в Беларуси. Также имеется несколько видов полезных ископаемых с более низкими (льготными) ставками по решению государства.

Налоговая база Азербайджана предусматривает введение промыслового налога на добычу полезных ископаемых. Он был введен в нулевых годах нынешнего столетия и создавался на основе цены за продукцию. Вычисление стоимости продукции соизмеримо оптовым ценам, установленных государством.

В Узбекистане применяется специальный налог на право пользования недрами. Для исчисления налоговой базы необходимо рассчитать выручку от реализации полезных ископаемых. Ставки налога принимаются и изменяются в отношении каждого полезного ископаемого. По аналогии с казахским налоговым кодексом, здесь также используются соглашения по разделу продукции.

Многие страны делают льготное налогообложение для организаций горнодобывающей промышленности, обеспечивающие налоговую привлекательность для инвестирования в горную промышленность.

К таким льготам можно отнести методы, используемые при исчислении амортизации, которые позволяют недропользователям ускорить списание капиталовложений. Также предоставление льгот при уплате таможенных пошлин в отношении оборудование, ввозимое на территорию страны, которое будет использовано при горной добыче. Касаемо экспорта, устанавливаются льготы в отношении экспортируемых полезных ископаемых. В отношении экологических мероприятий устанавливается компенсация значительной части расходов

[9, с. 116]. Применяются и налоговые вычеты при уплате роялти, однако, только в случаях, когда у недропользователя имеется так называемая «сверхприбыль», т.е. та прибыль которая выходит за границы норм рентабельности, установленных законодателем. Освобождается от налогообложения кредит по уплате роялти, предоставляемый государством для предприятий, осуществляющих горную добычу. Данные налоговые каникулы предоставляются до момента полной окупаемости вложенного капитала, затраченных при разведке новых месторождений, а также при строительстве и вводе в эксплуатацию горного предприятия. При рекультивации недр для недропользователей предоставляется право уменьшения налога на прибыль.

В Соединенных Штатах Америки имеется 2 направления льгот при истощение полезных ископаемых.

1. В одном - из прибыли вычленяются расходы на поиск и разработку месторождений и остаточная стоимость основных фондов (созданных в результате освоения месторождения).

2. В другом - из прибыли от реализации вычисляются платы за лицензию и аренду. Для получения права на уменьшение налога на прибыль, которая не используется при расчете налоговой базы вышеупомянутого налога, недропользователям предложен расчет - «брутто - доход» умноженный на процент, установленный для каждого вида сырья. Данный процент варьируется от 5 % до 20% в отношении песка. Ограничением применения данного права является то, что недропользователи не могут уплачивать налог, который уменьшен более чем на 50% от изначальной налоговой базы.

В Китае действует ресурсный налог в отношении добычи редких металлов. Применение льгот в отношении данного налога проводится исключительно для привлечения зарубежных инвестиций. Таким образом, предусмотрено компенсирование средств в части уплаты «сборов на компенсацию ресурсов». Однако, необходимо учитывать, что применение такой льготы возможно производить только тем предприятиям, у которых имеется доля иностранного капитал свыше 50% [10, с. 211].

Налоговые базы, функционирующие заграницей, в своем преимуществе разделяют налоговую нагрузку по роялти на некоторых плательщиков через сведение конкретных ставок с конкретным видом добытого ископаемого. Такая направленность действий развилась исторически и основывается на разной ценности добытых полезных ископаемых, а также сопутствующих проблемах, таких как трудность территориальной разведки и добычи, экономической значимой для страны. На данное время многие страны, такие как Китай, Кот-д'Ивуар, Филиппины, Танзания, Буркина-Фасо, Папуа-Новая Гвинея, упрощают налоговую систему путем введения ставок приравненных к уплате роялти, тем самым, создавая классификацию для полезных ископаемых и объединяют их в «большие группы». Некоторые государства мотивируют инвестиционный

приток, используя пониженные налоги. Эта система касается и экспортных платежей, размер которых учитывается при привлечении международных инвестиций.

Отсутствие распределяющей налоговой функции роялти при расчете добычи полезных ископаемых в соответствии с территориальными и природными условиями, влияющих на разработку и само качество добываемого полезного ископаемого обусловлено, множеством различных характеристик и неэффективности группирования. Также причиной является малое количество предприятий горной промышленности с примерно одинаковым набором территориальных и природных характеристик для выделения их в целую группу. Вместе с этим, разделение с учетом дополнительных признаков, основанных на природно-территориальных факторах, технологии и влиянии, не становятся обязательными.

Список литературы

1. Hallmark T. Political Risk: Assessing dangers in international exploration, development // Offshore Magazine. - 1991. - №5. - 27-34 p.

2. Otto J., Batarseh М., Cordes J. Global Mining Taxation Comparative Study // Institute for Global Resources Policy and Management, 2010.

3. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2004. - 27 с.

4. Воскресенская Е.В., Рукавицын С.А. Осуществление конституционным судом Российской Федерации защиты прав и свобод человека // Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение» (Санкт-Петербург, 31.03.2017 г.). -Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. - с. 98-102.

5. The Taxation of Mineral Enterprises. - Toronto: Graham & Thortman, 2012. -441 p.

6. Воскресенская Е.В. Правовая природа отступного как основания прекращения гражданско-правовых обязательств // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - № 3. - с. 91-95.

7. Мясников О.А. Сложные вопросы исчисления и уплаты НДПИ // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2013. - № 4. - с. 10-22.

8. Воскресенская Е.В. О правовой дефиниции российского налогового права «объект налогообложения» и соотношении со смежными категориями // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - № 3. - с. 155-163.

9. Воскресенская Е.В. Правовое регулирование оценочной деятельности: дис.... канд. юрид. наук. -СПб. - 2003.-187 с.

10. Воскресенская Е.В. Проблема качества юридического образования в современной России // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 2. - с. 211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.