Научная статья на тему 'ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ТЬЮТОРСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ТЬЮТОРСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСТВА / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МАТЕМАТИКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Кирилл Игоревич, Яппаров Ильдар Инсафович

В исследовательской работе была представлена модель применения элементов тьюторства в высшем учебном заведении. Ключевой особенностью модели является проведение дополнительных занятий во внеурочное время студентами старших курсов. Целью данного исследования было проверить эффективность внедрения технологий тьюторства, которые, возможно, позволят улучшить качество получаемых студентами знаний. Дополнительные занятия проводились в дистанционном формате с помощью информационных технологий для инициативных студентов первого курса. Авторы указали на функциональный потенциал использования технологии тьюторства в системе образования. Приведен анализ дополнительной работы со студентами первого курса, в основу которого вошли результаты контрольных тестирований. Данный анализ заключался в обработке результатов по аттестационным тестированиям в количестве двух работ, которые проводились после изучения студентами определенных блоков тем из материала по дисциплине «Математика». Причиной выбора аттестационного тестирования в качестве предмета анализа является требования более глубокого изучения пройденного материала для успешного написания. По итогу анализа была выявлена эффективность данной модели. После подведения результатов полученной эффективности приведены рекомендации, которые могут позволить улучшить полученные результаты внедрения модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Кирилл Игоревич, Яппаров Ильдар Инсафович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN INTRODUCING INNOVATIVE TUTORING TECHNIQUES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The research paper presented a model for applying elements of tutoring in a higher education institution. The key feature of the model is to provide extracurricular activities for undergraduate students. The aim of this study was to test the effectiveness of tutoring technologies that could possibly improve the quality of students' knowledge. Extracurricular activities were conducted remotely with the help of information technology for proactive first year students. The authors pointed out the functional potential of using tutoring technology in the education system. The analysis of additional work with the first year students, which was based on the results of control tests, is presented. This analysis consisted in processing the results of attestation testing in two works, which were carried out after students studied certain blocks of topics from the material on the discipline "Mathematics". The reason for choosing attestation testing as the subject of the analysis is the requirement of more in-depth study of the passed material for successful writing. At the end of the analysis the effectiveness of this model was revealed. After summarising the results of the obtained effectiveness, recommendations are given which may allow improving the results of the model implementation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ТЬЮТОРСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

2. Визель, Т.Г. Нарушения приобретения речевых навыков и их распад (теоретический аспект) / Т.Г. Визель // Вестник Угроведения. - 2015. - № 2 (21). - С. 149-163.

3. Винарская, Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ) / Е.Н. Винарская. - М.: Сфера, 2007. - 224 с.

4. Волкова, С.В. Феноменология фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с афазией / С.В. Волкова, Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 2017. - №2. - С. 66-76.

5. Семенова, Л.Э., Божкова, Е.Д., Конева, И.А. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. - URL https://vestnik/mininuniver.ru/jour/article/view/1327/870

6. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / Л.С. Цветкова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 424 с.

7. Швачкин, H.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 13. - С. 101-132.

8. Jakobson R., Halle M. Two aspects of language and two types of aphasia disturbances. - In: R. Jakobson, Fundamentals of Language. The Hague. Mouton, 1956, p. 49-70.

Педагогика

УДК 378.147

студент Павлов Кирилл Игоревич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (Уфа); студент Яппаров Ильдар Инсафович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (Уфа)

ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ТЬЮТОРСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В исследовательской работе была представлена модель применения элементов тьюторства в высшем учебном заведении. Ключевой особенностью модели является проведение дополнительных занятий во внеурочное время студентами старших курсов. Целью данного исследования было проверить эффективность внедрения технологий тьюторства, которые, возможно, позволят улучшить качество получаемых студентами знаний. Дополнительные занятия проводились в дистанционном формате с помощью информационных технологий для инициативных студентов первого курса. Авторы указали на функциональный потенциал использования технологии тьюторства в системе образования. Приведен анализ дополнительной работы со студентами первого курса, в основу которого вошли результаты контрольных тестирований. Данный анализ заключался в обработке результатов по аттестационным тестированиям в количестве двух работ, которые проводились после изучения студентами определенных блоков тем из материала по дисциплине «Математика». Причиной выбора аттестационного тестирования в качестве предмета анализа является требования более глубокого изучения пройденного материала для успешного написания. По итогу анализа была выявлена эффективность данной модели. После подведения результатов полученной эффективности приведены рекомендации, которые могут позволить улучшить полученные результаты внедрения модели.

Ключевые слова: модель тьюторства, дополнительные занятия, математика, дистанционное обучение, балльно-рейтинговая система.

Annotation. The research paper presented a model for applying elements of tutoring in a higher education institution. The key feature of the model is to provide extracurricular activities for undergraduate students. The aim of this study was to test the effectiveness of tutoring technologies that could possibly improve the quality of students' knowledge. Extracurricular activities were conducted remotely with the help of information technology for proactive first year students. The authors pointed out the functional potential of using tutoring technology in the education system. The analysis of additional work with the first year students, which was based on the results of control tests, is presented. This analysis consisted in processing the results of attestation testing in two works, which were carried out after students studied certain blocks of topics from the material on the discipline "Mathematics". The reason for choosing attestation testing as the subject of the analysis is the requirement of more in-depth study of the passed material for successful writing. At the end of the analysis the effectiveness of this model was revealed. After summarising the results of the obtained effectiveness, recommendations are given which may allow improving the results of the model implementation.

Key words: tutoring model, extracurricular activities, mathematics, distance learning, point rating system.

Введение. В стремительно меняющемся мире постоянно происходят кардинальные изменения, за которыми сложно уследить даже самым внимательным и вовлеченным в данные процессы людям. Особенно заметно подверглась революционным переменам система образования в последние десятилетия, что практически полностью сломало устаревшую парадигму традиционного образования, которая себя исчерпала, сохранив лишь основной принцип - передачу знаний и способов действий уже в готовом виде. Сейчас же преподавателям и педагогам все чаще приходится быть не только посредником в передаче знаний и опыта студентам, но и выступать в роли своеобразного путеводителя в образовательном направлении и, что крайне важно, гарантировать выполнения условий для индивидуального развития каждого обучающегося. К сожалению, в современных реалиях у педагогов и преподавателей нет возможности подойти к этой проблеме абсолютно готовыми, а студенты, особенно первокурсники, все чаще теряются и не могут адаптироваться к учебе в высшем учебном заведении. В этом случае возникает отличная среда для введения технологии тьюторства.

Изложение основного материала статьи. В современной системе образования Российской Федерации присутствует понятие тьюторства и непосредственно применяется в обучении или организации образовательного процесса, но границы его пользования и выполняемые функции достаточно размыты. Это обусловлено тем, что в России тьюторство, не смотря на высокую популярность в других странах, является инновационным элементом и не внедрен повсеместно, имея в основном индивидуальный характер, зачастую использующийся в дистанционном формате. Модели использования тьюторства и его функции, которые нашли свое применение в системе образования некоторых российских высших учебных заведениях, представлены в следующем ресурсе [4].

В нашей модели, разработанной в условиях смешанного формата обучения, то есть с применением как очных занятий, так и занятий с использованием дистанционных информационных технологий и средств, актуальность и эффективность

которых показана во многих научных трудах [1], тьютор представлен следующим образом - помощник преподавателя и наставник студента, взаимодействующий с ним по большей части дистанционно.

Отличительной особенностью проекта является то, что в роли наставника выступает студент старшего курса. Под наставником, как правило, понимается более опытный в конкретной деятельности человек, цель которого - помочь менее опытному усвоить определенную компетенцию. Важно отметить, что тьюторство в нашем случае не используется в характере индивидуального подхода к каждому студенту, а направлено на группу из определенного количества людей, желающих поучаствовать в рассчитанной на несколько занятий в неделю дополнительной подготовке в более глубоком и детальном усвоении дисциплины.

Для достижения планируемых результатов была организована инициативная группа из студентов третьего курса в количестве трех человек, которые обладали необходимыми в данной деятельности качествами, а именно педагогические, организационные, коммуникативные и социальные навыки, эрудированность, хорошая подготовленность в выбранной дисциплине, способность к сотрудничеству, к созданию комфортной среды для эффективной работы. Общение и решение организационных моментов проводилось с использованием функций в социальной сети «ВКонтакте»[2]. Взаимодействие, в свою очередь, уже в образовательных целях, тьютора со студентами первого курса происходило с использованием дистанционных средств обучения [3].

В данном формате тьютор выполнял следующие ключевые функции. Конечно же, главной и приоритетной целью была функция организации и обсуждения содержания учебного курса. В качестве изучаемой дисциплины была выбрана математика. Здесь же можно отметить проведение дополнительных практических занятий на платформе дистанционного обучения, где студентам была дана возможность дополнительно проработать и закрепить пройденный с преподавателем на лекциях материал или же закончить не освоенную ввиду ограниченности времени часть практического занятия, так как дистанционный формат обучения значительно влияет на скорость усвоения знаний студентами.

Также тьютор наравне с преподавателем обеспечивает немаловажные функции, такие как обратная связь, отслеживание успешности прохождения курса студентом, что в последствие создает необходимость в проектирование индивидуального образовательно-подготовительного вектора для группы, проведение консультаций в выполнении заданий, вызывающих трудности у студентов, и помощь в решении организационных вопросов.

К перечню функций, относящихся к тьютору, была отнесена еще одна важная часть как социально-психологическое сопровождение обучающегося. Так как большинству студентов первого курса особенно трудно войти в оптимальный рабочий режим, правильно устроить учебный план и расставить приоритеты, выбрать нужное направление в более сознательном и глубоком изучении тех дисциплин, которые дадут в будущем лучшее понимании рода своей деятельности, тонким нюансам выбранной профессии. В итоге все эти неопределенности частично или полностью помогает разрешить тьютор, проводя консультации и общение с группой студентов. Здесь стирается граница взаимодействия между преподавателем и студентом, которая не редко себя проявляет в негативной форме, например, все мы в юношестве встречались с ситуацией, когда побоялись или постеснялись задать волнующий нас вопрос, прокомментировать утверждения преподавателя, думая, что это может повлиять на итоговый результат - оценку. В случае с тьютором эта граница, блокирующая инициативу студентов-первокурсников, пропадает полностью, и выстраивается новая более свободная для общения и взаимодействия среда - студента со студентом. Также в нашей дополнительной учебной деятельности, которая выходит за рамки формального образовательного плана, не имеет своей роли важный в повседневной учебной жизни фактор оценивания полученных знаний. То есть отсутствуют оценка и какие-либо учебные задолженности, что влечет за собой освобождение студента от ответственности за результат, но проявляется ответственность за саморазвитие и самообразование, что положительнее складывается на эффективности обучения и вовлеченности в процесс.

Как упоминалось ранее, программа занятий не имеет индивидуального подхода к каждому студенту-первокурснику, а направлена на общую группу желающих получить дополнительные углубленные знания. Так, устроенные дополнительные мероприятия приобретают вид добровольческой учебной деятельности, то есть собирается группа инициативных студентов, готовая задействовать дополнительное время и силы на изучение предмета, не ограничиваясь выделенными официальными часами на освоение предмета в университете. В действительности, такие студенты на практике являются более способными и расположенными к ускоренной программе обучения, усложненной участием во внеучебной деятельности. Под внеучебной деятельностью обычно принимают разнообразные проектные работы - исследовательская деятельность, социальные и волонтерские проекты, участие в студенческих организациях и мероприятиях. В этом случае проявляется крайне полезная функция тьюторства - выделение способных студентов и последующая передача информации об этом преподавателю. В дальнейшем преподаватель, проводя работу с отличившимися студентами, например, проведение исследовательской работы, будет наравне со студентами достигать определенных результатов. Таким образом, если данную деятельность закрепить на уровне всей системы высшего образования и не только, создается среда для выявления талантов и умов, которые будут под наставничеством преподавателей способствовать развитию науки и других социально-важных сфер общества, что делает последнюю выделенную функцию тьюторства крайне актуальной.

В нашей исследовательской работе было решено оценить влияние на образовательный процесс внедрение модели, содержащих тьюторские дополнительные занятия, посредством анализа проведенных аттестационных тестирований, которые студенты некоторых групп должны были написать по итогу прохождения и освоения определенных блоков из выделенного для курса материала. Важно отметить, что подготовка на дополнительных занятиях была, главным образом, ориентирована на написание аттестационного тестирования, которое входит в балльно-рейтинговую систему оценивания, устоявшуюся на кафедре математики Уфимского государственного нефтяного технического университета, наряду с компьютерными тестированиями и лабораторными работами. Причиной анализа результатов именно аттестационного тестирования стало то, что данный вид контрольной работы обеспечивает полную и объективную оценку не только качества знаний студентов, но и эффективность преподавательской и тьюторской деятельности. А также аттестационное тестирование отлично подходит в качестве предмета анализа результатов за счет того, что требует изучения и закрепления большего количества материала в отличие от компьютерного тестирования или лабораторных работ.

В исследованиях рассматриваются результаты только тех студентов, которые регулярно посещали дополнительные занятия и участвовали в решении поставленных задач. Стоит сделать акцент на том, что особо активное участие поощрялось дополнительными баллами при выставлении итоговой оценки преподавателем по балльно-рейтинговой системе. Данное решение было принято для вовлечения большего количества студентов в процесс и стимулирования активной деятельности.

Для наглядности анализа приведена таблица, где представлены результаты аттестационных тестирований для последующей обработки.

Таблица 1

Результаты контрольных работ и итоговый рейтинг

№ студента АТ №1 АТ №2 Итоговый рейтинг по БРС

1 13,5 15 58,5

2 23 18 90

3 18 22 75

4 21 11 74

5 25 18 90

6 21 19 86

7 18 13 68

8 20 15 72,5

9 16 24 89

10 18 21 87

11 16,5 12 68,5

12 19 25 86

13 19,5 25 86,5

14 23 20 87

15 20,5 15 76,5

16 16 23 91,5

17 25 24 98

Средний балл учебной группы 19,59 18,82 81,41

Средний балл потока 15,03 14,23 66,47

Обработка данных происходила следующим образом - вычислялось среднее арифметическое значение баллов написания двух аттестационных работ среди исследуемой учебной группы, а также по балльно-рейтинговой системе средний итоговый балл, включающий в себя оценку по двум аттестационным работам, двум компьютерным тестированиям и двум лабораторным работам. Средний балл учебной группы по первой и второй работам из 25 максимально возможных составил 19,59 и 18,82 соответственно, в то время как средний балл всего потока - 15,03 и 14,23. Таким образом, эффективность, которая была достигнута в результате проведения дополнительных занятий для учебной группы, составила 30,34% в случае с первой работой и 32,26% со второй. Похожая ситуация проявляется и с итоговым рейтинговым баллом -инициативные студенты обладают более высоким средним баллом в 81,41, чем студенты, не посещавшие дополнительных занятий с баллом равным значению 66,47, что при сравнении дает превышение результата на 22,48%.

Не смотря на относительно хороший успех введения модели тьюторства, работа не является завершенной, так как имеется возможность улучшить результаты, привлекая большее количество тьюторов и вследствие чего увеличивая время, которое позволит затрагивать и закреплять необходимый материал не только для написания аттестационных тестирований, но и компьютерных и лабораторных работ. Также требуется привлекать большее число студентов, создавая различными способами вовлеченность в процесс дополнительной образовательной деятельности.

Выводы. Наша модель тьюторства как дополнительный процесс, проводящийся параллельно устоявшейся программе высшего образования, показала свою высокую эффективность в условиях дистанционного формата во внеурочное время. Главная причина успешности исследования - это представление тьютора как студента старших курсов. Такая особенность не требует высокого уровня подготовки, к тому же улучшает результативность взаимодействия тьютора и студента в образовательном процессе. В результате проведения всех запланированных мероприятий были достигнуты основные цели -повышение объема усвоенного материала и качества знаний, что является основополагающим вектором исследования во всех современных педагогических работах, направленных на развитие системы образования в целом.

Литература:

1. Дербуш, М.В. Инновационные подходы к использованию информационных технологий в процессе обучения математике / М.В. Дербуш, С.Н. Скарбич // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - № 2(30). - С. 66-80. - DOI 10.15393Zj5.art.2020.5689. - EDN HTMKZQ.

2. Павлов, Н.И. Организация дистанционной поддержки в процессе обучения студентов высших учебных заведений / Н.И. Павлов, К.И. Павлов, В.Ф. Шамшович // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. -С. 268-272. - EDN YUDCAX.

3. Павлов, Н.И. Способ организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении и анализего эффективности с помощью математической модели прогнозирования / Н.И. Павлов, В.Ф. Шамшович // Роль математики в становлении специалиста: Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 18 мая 2021 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет». - Уфа, 2021. - С. 63-68. - EDN WRSTTU.

4. Становление тьюторской модели современного университета в России: Коллективная монография. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - 148 с. - EDN ULCQCN.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат исторических наук, доцент Максимова Людмила Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор); старший преподаватель Габдиев Мухаддас

Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова (г. Атырау) ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты рассмотрения процесса формирования культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества. Охарактеризованы негативные эффекты недостаточной сформированности культуры студентов вуза для прогрессивного развития социума. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Проанализированы основополагающие нормативно-правовые документы, актуализирующие данную проблему. Определены принципиальные изменения ценностно-смысловых основ профессиональной подготовки будущих специалистов с позиции приоритетности культуросообразных аспектов профессионального становления молодых людей. Обоснована необходимость создания в вузе и многоцелевого использования возможностей культуросообразной среды вуза для формирования культуры будущих специалистов. Представлена идеализированная модель образа культурного выпускника вуза, определяющая степень его конкурентоспособности и социальной востребованности в условиях модернизации социума.

Ключевые слова: культура будущих специалистов, модернизация общества, рискогенные ситуации социума, профессиональная подготовка, культуроцентрическая парадигма образования, общечеловеческие и профессионально значимые ценности, культуросообразная среда вуза.

An^tatton. The article presents theoretical aspects of the consideration of the process of forming a culture of future specialists in the context of the modernization of society. The negative effects of the insufficient formation of the culture of university students for the progressive development of society have been characterized. The need to optimize work in this direction has been determined. The fundamental regulatory documents that update this problem have been analyzed. Fundamental changes in the value and meaning foundations of professional training of future specialists were determined from the standpoint of prioritizing the cultural aspects of the professional formation of young people. The need to create at the university and multipurpose use of the possibilities of the cultural environment of the university for the formation of a culture of future specialists is justified. An idealized model of the image of a cultural graduate of the university is presented, which determines the degree of its competitiveness and social demand in the context of the modernization of society.

Key words: culture of future specialists, modernization of society, risky situations of society, professional training, cultural-centric paradigm of education, universal and professionally significant values, cultural environment of the university.

Введение. Современные трансформации, происходящие в обществе, связанные с глобализацией, информатизацией, развитием наукоемких производств, интеллектуализацией профессионального труда, возникновением обновленного социокультурного пространства в интеграции реального и виртуального формата (обусловленного пандемией) с модификацией традиций, установок, ценностей, образа жизни субъектов, механизмов преемственной трансляции и освоения нового социокультурного опыта актуализируют вопросы формирования культуры будущих специалистов с позиции приоритетности нравственно-эстетических аспектов профессионального становления молодых людей как российских интеллигентов, воспроизводства ими культуросообразных прорывных идей с учетом запросов науки и бизнеса, достижения социально-экономических целей оптимальными и этически приемлемыми средствами.

Востребованы выпускники вузов (как основной драйвер и ресурс социального, экономического и культурного прогресса общества) не только с узкопрофильной подготовкой, а транспрофессионалы, обладающие высоким уровнем культуры, готовые работать в разных смежных областях действительности, способные постоянно рефлексировать и обновлять собственные знания (внутренняя культурная работа), максимально реализовать нормативно одобряемые способы осуществления профессиональных функций в постоянно изменяющейся социально-экономической среде, восприимчивые к новым созидательным идеям, нацеленные на продуктивное выстраивание взаимодействия с миром во всей многосторонности общественных связей и отношений.

Однако, в образовательной практике вуза не всегда создаются условия, необходимые для формирования культуры будущих специалистов. Исследования В.Ф. Зубарева, Г.А. Бондарева подтверждают, что у большинства студентов выявлен недостаточный уровень сформированности культуры, что особенно ярко проявляется у абитуриентов коммерческого отделения [4]. А.Э. Хасуев считает, что студенческая молодежь выступает группой социокультурного риска, так как у них обнаруживается «безавторитетность» общественных норм, размытость морали, расшатанность нравственных основ социальных отношений, экстремистские проявления, что связано с засильем массовой культуры и глобальным кризисом существовавших моделей социализации. Молодым людям присуща (наряду с положительными характеристиками) «душевная невоспитанность, чрезмерный рационализм и эмоциональная сухость; нет романтических порывов, интеллигентность сменяется прагматизмом (вне нравственных основ совести, человечности, соподчинения культуры личностному произволу), а интернет вытесняет книгу, увлечение современными ритмами уживается с безразличием к классике» [6, С. 36].

Вышеизложенное требует исследования проблемы формирования культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества с позиции ответственного культуроосвоения и культуросозидания молодыми людьми наследия и инноваций общества, сознательной рационализации выбора оптимальных поведенческих моделей в социуме, профессии и личной жизни.

Изложение основного материала статьи. Формирование культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества как социально значимый результат политики государства актуализируется в ходе анализа основополагающих нормативно-правовых документов. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» целью высшего образования наряду с подготовкой высококвалифицированных кадров выступает «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии». В Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечена значимость системы образования для воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.