Научная статья на тему 'ОПЫТ ВСТУПЛЕНИЯ ХОРВАТИИ В ЕС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ЕВРОИНТЕГРАЦИИ ЗАПАДНЫХ БАЛКАН В 2010-Е ГГ'

ОПЫТ ВСТУПЛЕНИЯ ХОРВАТИИ В ЕС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ЕВРОИНТЕГРАЦИИ ЗАПАДНЫХ БАЛКАН В 2010-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
171
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ХОРВАТИЯ / ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОБЩАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПРОЦЕСС ВСТУПЛЕНИЯ / ПОЛИТИКА РАСШИРЕНИЯ / ПЕРЕГОВОРЫ О ВСТУПЛЕНИИ В ЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исламов Д.Р.

Европейский Союз активно проводит региональную политику, особенно на Западных Балканах. Евроинтеграционный процесс охватил данный регион с 2000-х гг., однако свою внешнюю политику ЕС стал проводить еще в 1990-х гг., когда на территории бывшей Югославии полыхали боевые действия. Западнобалканские государства можно назвать «странами расширения», имеющие перспективу присоединиться к Евросоюзу. При этом стоит отметить, что в рамках этого процесса имеется успешный пример Хорватии, ставшей полноправным членом ЕС с 2013 г. Кроме того, в 1990-е гг. хорватская политическая элита и население были далеки от проевропейской повестки, считая, что этим якобы восстанавливается единая Югославия под эгидой ЕС. Тогда в молодом государстве преобладали тенденции сбережения суверенитета и строительства своей государственности, то есть политики изоляционизма. Но уже с 2000-х гг. после смены политического руководства страна объявляет своей ключевой задачей - вступление в ЕС. Итогом этой деятельности является начало переговорного процесса с 2005 г. по 2011 г., проведение референдума в 2012 г. с последующим вхождением в ЕС. Следовательно, целью данного исследования является изучение внешней политики ЕС в отношении Хорватии в 1990-е гг. и переговорного процесса, происходившего в 2000-е гг. Кроме того, в статье было рассмотрено влияние опыта Хорватии на переговорный процесс оставшихся западнобалканских стран в 2010-е гг. (Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Черногория, частично признанное Косово).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF CROATIAN ACCESSION TO THE EU AND ITS IMPACT ON THE EUROPEAN INTEGRATION OF THE WESTERN BALKANS IN THE 2010S

The European Union is vigorously implementing a regional policy, especially in the Western Balkans. Since the 2000s the European integration process has covered this region. However, since the 1990s EU had already commenced conducting its foreign policy while the war in the post-Yugoslav states was breaking out. The Western Balkan states can be called "enlargement countries" with a perspective to accede to the European Union. Croatian membership was the first successful case for the EU enlargement process in the Western Balkans. In addition, in the 1990s the Croatian political elite and society were far from the pro-European agenda. They assumed that a united Yugoslavia allegedly would be reestablished under the auspices of the EU. During that time tendencies of rescuing sovereignty and state-building had been prevailing in the newly independent state, which can be called an isolationist’ policy. But since the 2000s, after the reshuffles in the political elite, Croatia has declared its core task to join the EU. The outcome of this policy is the beginning of the negotiation process from 2005 till 2011, the holding of a referendum in 2012 with further joining the EU. Hence, the purpose of this paper is to examine the EU’s foreign policy towards Croatia in the 1990s as well as the negotiation process undertook in the 2000s. Furthermore, the author touches upon the impact of Croatia’s experience on the negotiation process of other Western Balkan states in the 2010s (Albania, Bosnia and Herzegovina, North Macedonia, Serbia, Montenegro, Kosovo).

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВСТУПЛЕНИЯ ХОРВАТИИ В ЕС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ЕВРОИНТЕГРАЦИИ ЗАПАДНЫХ БАЛКАН В 2010-Е ГГ»

УДК 327.7

Исламов Д.Р., аспирант, Казанский федеральный университет (Россия).

ОПЫТ ВСТУПЛЕНИЯ ХОРВАТИИ В ЕС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ЕВРОИНТЕГРАЦИИ

ЗАПАДНЫХ БАЛКАН В 2010-Е ГГ.

Европейский Союз активно проводит региональную политику, особенно на Западных Балканах. Евроинтеграционный процесс охватил данный регион с 2000-х гг., однако свою внешнюю политику ЕС стал проводить еще в 1990-х гг., когда на территории бывшей Югославии полыхали боевые действия. Западнобалканские государства можно назвать «странами расширения», имеющие перспективу присоединиться к Евросоюзу. При этом стоит отметить, что в рамках этого процесса имеется успешный пример Хорватии, ставшей полноправным членом ЕС с 2013 г. Кроме того, в 1990-е гг. хорватская политическая элита и население были далеки от проевропейской повестки, считая, что этим якобы восстанавливается единая Югославия под эгидой ЕС. Тогда в молодом государстве преобладали тенденции сбережения суверенитета и строительства своей государственности, то есть политики изоляционизма. Но уже с 2000-х гг. после смены политического руководства страна объявляет своей ключевой задачей - вступление в ЕС. Итогом этой деятельности является начало переговорного процесса с 2005 г. по 2011 г., проведение референдума в 2012 г. с последующим вхождением в ЕС. Следовательно, целью данного исследования является изучение внешней политики ЕС в отношении Хорватии в 1990-е гг. и переговорного процесса, происходившего в 2000-е гг. Кроме того, в статье было рассмотрено влияние опыта Хорватии на переговорный процесс оставшихся западнобалканских стран в 2010-е гг. (Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Черногория, частично признанное Косово). Ключевые слова: Европейский союз, Хорватия, Западные Балканы, европейская интеграция, общая внешняя политика, процесс вступления, политика расширения, переговоры о вступлении в ЕС. DOI: 10.22281/2413-9912-2023-07-01-63-71

Введение

Хорватия стала первым государством в регионе Западных Балкан, которая приобрела полноправный статус члена Европейского союза (далее - ЕС) с июля 2013 г. Однако до этого происходил долгий путь евроинтеграции, обладавший большим количеством трудностей, связанных с наследием Югославских войн 1990-х гг. При этом война, происходившая в Хорватии, являлась одной из самых кровопролитных в ходе общих боевых действий на территории бывшей Югославии. Теперь важно рассмотреть внешнюю политику ЕС в отношении Хорватии в рамках евроинтегра-ционного процесса в 1990-2000-х гг. через раскрытие следующих задач:

• определение внутренних и внешних ограничений европейской интеграции в 1990-х гг.;

• рассмотрение треков взаимодействия между ЕС и Хорватией по подготовке к вступлению в 2000-х гг. и в начале 2010-х гг.;

• изучение влияния хорватского опыта вступления в ЕС на европейский интеграционный процесс оставшихся западнобалканских стран в 2010-е гг.

Объекты и методы исследования

В качестве методологической основы исследования был выбран неоклассический реализм, который утверждает, что внешняя политика государства формируется под влиянием не только внешней среды и накладываемых международной структурой ограничений, но и внутриполитическими атрибутами государства, как структура политического класса, форма государственного устройства, социальный строй, идеологическая основа, взаимоотношение государства и общества и т.п. Исходя из этого, евроинтеграционный

© Исламов Д.Р. © Ыашоу Б.К.

процесс рассматривается не только с точки зрения воздействия институтов Евросоюза, в частности, Европейской комиссии на страну-кандидата, но и с позиций внутриполитических процессов, происходивших в Хорватии в обозначенный период.

Результаты и их обсуждение

Учитывая историю взаимоотношений ЕС и Хорватии, то они начались после провозглашения независимости Хорватии в 1991 г., которую поспешили признать некоторые европейские государства, как ФРГ, Италия. И это происходило также по определенным обстоятельствам. Например, по мнению Канделя П.Е., «сербо-хорватская война вряд ли бы закончилась к февралю 1992 г., если бы не было признания Хорватии и Словении всеми ведущими мировыми державами и мощного дипломатического давления ЕС и США при поддержке России» [3]. Естественно, что ЕС не рассматривал Хорватию в качестве даже потенциального кандидата на вступление из-за череды военных конфликтов в регионе. Для многих в Хорватии казалось проблемой существование самопровозглашенной Республики Сербская Краина, позже уничтоженной в ходе операции «Буря».

Первоначальный всплеск поддержки со стороны хорватов Европейского союза, вскоре сменился иным трендом, который возник уже в середине 1990-х гг. - курс на национальное и государственное строительство, сбережение своего суверенитета. Разумеется, что подобный курс олицетворял собой президент Хорватии Ф. Туджман (1990-1999 гг.) со своим достаточно авторитарным стилем управления. Вдобавок в 1990-х гг. Хорватский демократический союз (правящая партия

того периода) особо подчеркивала то, что Хорватия достигла независимости, полноценной государственности и отделения от других стран Балкан [18, р.53]. Как раз в тот военный и поствоенный период в Хорватии преобладали позиции сохранения и укрепления своей государственности. Даже чисто теоретически не рассматривалась возможность передачи части властных полномочий каким-либо наднациональным органам ЕС. «Отделение от региона Балкан» превратился в ключевой лозунг правящей элиты и населения Хорватии. Хорватское руководство в лице Ф. Туджмана считало, что евроинтеграционный процесс и проекты ЕС представляли собой «угрозу» для воссоздания новой Югославии, но теперь под куполом Евросоюза. А региональное сотрудничество на Балканах рассматривалось как посягательство на независимость и национальные интересы самой Хорватии. Подтверждением этого является яростное выступление Туджмана по поводу политики ЕС о региональном сотрудничестве в 1996 г. Следовательно, снижался уровень поддержки проевропейского пути, который будет располагаться в районе 2030% с 1992 по 2000 гг. [18, р.73]

При этом с начала XXI века политический диалог в Хорватии стал постепенно смещаться от националистической риторики «сохранения государственности» к концепции евроатлантики (ЕС и НАТО). Почему стал происходить подобный переход? Для объяснения этого явления можно выделить следующие факторы:

• во-первых, в декабре 1999 г. умер бессменный лидер Хорватии Ф. Туджман, который и являлся символом политики изоляционизма и существования «в собственном соку»;

• во-вторых, завершилась горячая фаза югославских войн и стартовал постепенный процесс восстановления экономик государств Западных Балкан;

• в-третьих, победа на выборах в 2000 г. оппозиционных сил во главе с Социал-демократической партией Хорватии;

• в-четвертых, готовность правительства под руководством И. Рачана (лидера Социал-демократической партии Хорватии) на сотрудничество с Международным трибуналом по бывшей Югославии (далее - МТБЮ) [9].

Проигрыш в 2000 г. на тот момент бессменно руководящей страной партии ХДС стал поворотным моментом в истории евроинтеграционного проекта Хорватии. Одним из препятствий был отказ от сотрудничества с МТБЮ, так как многие хорватские генералы отказывались принимать подобное, а националистическая риторика ХДС только укрепляла их позиции. А подобный отказ являлся серьезным барьером в евроинтеграционном пути. Следовательно, премьер-министр Хорватии И. Рачан, несмотря на

жесткую оппозицию внутри страны, все равно продолжил сотрудничество с МТБЮ, что вылилось в серьезный политический кризис в стране в начале нового тысячелетия. «Мы должны дать миру возможность уважать нас и одновременно бороться за нашу правду», - заявил премьер-министр Хорватии [9]. Постепенно именно он выводил Хорватию из политики изоляционизма и избавлялся от наследия Ф. Туджмана. Фактически это стало первым ключевым этапом поворота Хорватии на проевропейский путь.

Подобная тенденция не изменилась и с возвращением к власти ХДС в 2003 г. Следующий премьер-министр от ХДС И. Санадер провозгласил основной целью внешней политики - это членство в ЕС, а инструментом для её достижения - дальнейшее сотрудничество с МТБЮ [18, р.53]. По мнению Энтиной Е.Г., «в отношении решения вопроса о сотрудничестве с Гаагским трибуналом И. Санадеру удалось сочетать умеренную националистически-популистскую риторику с реальной кооперацией с трибуналом» [11, с. 212]. Стало очевидно, что именно в тот момент возникает политический консенсус, когда ведущие политические силы заняли позицию евроатлантиче-ского пути развития Хорватии. Если ранее казалось, что все проблемы государства будут решены через национальное и государственное строительство, то теперь подобной панацеей от всех проблем считали членство в ЕС.

Однако уровень поддержки премьер-министра Хорватии И. Санадера от ХДС стал резко снижаться уже с 2004 г. Согласно данным опросов, около 64% граждан считали, что Санадер ведет страну по неправильному пути [21]. Масло в огонь подливали и местные СМИ. Например, хорватская ежедневная газета «Novi list» писала о том, что Хорватия будет «скоро жить в одном государстве с сербами, где столицей будет не Белград, а Брюссель» [21]. Фантомные страхи о возрождении Югославии на Балканах сохранялись в Хорватии. В целом с 2003-2012 гг. уровень приоритетности проевропейского пути составлял от 30% до чуть выше 40%, т.е. абсолютной поддержки (более 50%) не существовало [18, р. 71]. В данном случае можно выделить несколько причин подобного отношения хорватов в те годы к ев-роинтеграционному пути развития:

• существование, так называемых «генералов» Хорватской войны 1990-х гг., представителей Римско-католической церкви в Хорватии, которые считали подобное неприемлемым. Например, такими акциями можно считать, открытое письмо «против неправильной демонстрации Отечественной войны», подписанное 7 хорватскими генералами, или риторика Католической церкви в Хорватии о борьбе добра и зла, наряду с жесткой критикой социал-демократов, находившихся у власти в 2000-2003 гг. [18, р. 74]

• затягивание процесса вступления Хорватии в ЕС;

• недостаточное информирование населения о евроинтеграции;

• недоверие к национальным политическим элитам;

• недоверие к политической элите ЕС;

• негативное отношение к МТБЮ;

• возможность потери суверенитета для относительно молодого государства.

Таким образом, первоначально националистическая риторика Ф. Туджмана точно не приближала Хорватию к ЕС, так как многие из числа политической элиты страны скептически относились к этому проекту с середины 1990-х гг. Но изменения в руководстве страны и преобразования во внешней политике предопределили плавание Хорватии в сторону берегов ЕС. Несмотря на подобную тенденцию, страхи хорватского общества об утрате суверенитета и государственности при активном сближении с ЕС все еще оставались достаточно устойчивыми на протяжении 2000-х гг.

Каковы особенности переговорного процесса между ЕС и Хорватией в 2000-е гг. ?

Хорватия, наряду со Словенией, считалась одной из наиболее развитых республик бывшей Югославии, поэтому не зря именно эти страны рассматривались ЕС в качестве потенциальных кандидатов в члены. Более быстрый путь в ЕС получился у Словении, получившей статус полноправного члена ещё в 2004 г. Во-первых, на его территории не было широкомасштабных боевых действий, во-вторых, существовала достаточно развитая экономическая система еще в период единой Югославии. В отличие от Словении, Хорватия столкнулась с боевыми действиями, этническими чистками, что до сих пор отдается отголосками и на современном этапе. Например, широкомасштабное празднование в Хорватии в 2015 г. двадцатилетия операции Буря, когда была ликвидирована Республика Сербская Краина, и сотни тысяч этнических сербов покинули свои места проживания. Что касается сербской стороны, то для нее эта дата является днем памяти погибших сербов во время той операции и вынужденного отъезда из Краины [6].

Стоит отметить, что полноценный диалог между ЕС и Хорватией начался с 2001 г., когда был подписан ключевой документ, давший старт европейской интеграции на Западных Балканах -«Соглашение о стабилизации и ассоциации» (далее - ССА). Данный документ являлся частью общего Процесса стабилизации и ассоциации, запущенного ЕС в 1999 г. для стран Юго-Восточной Европы, включая Западные Балканы. Для Хорватии подписание ССА являлось первым официальным шагов на пути вступления в ЕС, предваряя

последующие шаги, как подача заявления о членстве в ЕС, получение статуса кандидата и открытия полноценного переговорного досье о вступлении в ЕС. Известно, что ССА предусматривал:

• установление политического диалога;

• согласование национального законодательства и законодательства Евросоюза;

• региональное сотрудничество;

• развитие принципа «четырех свобод», как свободу передвижения товаров, услуг, лиц, капитала, с созданием зоны свободной торговли товарами и услугами после шестилетнего переходного периода;

• сотрудничество во всех областях, имеющих общественную значимость, включая взаимодействие в сфере правосудия и внутренних дел и т.п. [19]

В 2003 г. Хорватия подала заявку для вступления в Евросоюз, а год спустя приобрела статус кандидата еще до начала переговорного процесса. В феврале 2005 г. окончательную силу получило Соглашение об ассоциации и стабилизации, однако в марте ЕС приостановил переговорный процесс с Хорватией. Это действие со стороны ЕС являлось протестом против того, что хорватские официальные лица не в полной мере сотрудничают с МТБЮ. Особенно это касалось дела хорватского генерала А. Готовины, которому до этого были предъявлены обвинения в предполагаемых военных преступлениях [20]. Было поставлено жесткое условие того, что переговорный процесс начнется в случае выдачи генерала А. Готовины МТБЮ, находящемуся в Гааге [20].

Кроме того, другой проблемой для ЕС являлась позиция Австрии. В 2005 г. началась активная фаза переговоров между ЕС и Турцией, но против этого выступала Австрия. Ввиду этого Евросоюз был вынужден пойти на уступки и осенью 2005 г. разморозить переговорный процесс с Хорватией [4, с. 226]. Более того, в декабре 2005 г. на Канарских островах был арестован хорватский генерал А. Готовина и выдан МТБЮ [17]. Это еще более ускорило переговорный процесс, который шел до конца июня 2011 г. [15]

Таким образом, тенденции сохранения своего суверенитета и выстраивания государственности в 1990-х гг. постепенно сменились в сторону проевропейского пути и получения полноправного членства в ЕС.

Полноценный путь евроинтеграции для Хорватии наступил после публикации со стороны Еврокомиссии - Стратегии для вступления Хорватии в ЕС (Pre-accession Strategy for Croatia), где можно выделить следующие основные элементы:

• подготовка регулярных докладов о прогрессе Хорватии в процессе вступления в ЕС со стороны Европейской комиссии (публикация докладов началась с 2005 г.);

• выделение финансовой помощи через

Программу помощи Сообщества странам Центральной и Восточной Европы (PHARE), Инструмент структурной политики для подготовки стран-претендентов к вступлению в ЕС (ISPA), Программу по сельскому хозяйству и развитию сельских районов (SAPARD).

• учреждение Совета стабилизации и ассоциации и Комитета стабилизации и ассоциации, а также соответствующих комитетов. Главной задачей являлся мониторинг реализации Соглашения по стабилизации и ассоциации. Помимо этого, данные органы выступали в качестве площадки для обсуждения вопросов, связанных с процессом гармонизации законодательства ЕС и Хорватии;

• принятие рамочного соглашения, позволявшего Хорватии участвовать в программах ЕС [13, p. 24].

После того, как Хорватия получила статус кандидата, для страны открылись программы по подготовке к вступлению в ЕС. Более того, в распоряжение хорватской стороны стали доступны финансовые и технические программы, способствовавшие проведению экономических, правовых и политико-институциональных реформ. Например, на период 2005-2006 гг. для Хорватии из фондов PHARE, ISPA, SAPARD было выделено около 252 млн. евро [13, p. 28]. Позже все программы были заменены одной - Инструментом предвступительной помощи (Instrument for Pre-accession Assistance -IPA) на период 2007-2013 гг. Для Хорватии были открыты все пять компонентов:

• помощь в переходный период развития и институциональное строительство;

• трансграничное сотрудничество;

• региональное сотрудничество;

• развитие человеческого капитала;

• развитие сельского хозяйства и сельской местности [13, p. 28].

С 2007 г. до июля 2013 гг. Хорватия получила от Института предвступительной помощи более 1 млрд. евро [16]. Бесспорно, что, помимо организационный работы по вступлению в ЕС, существовали значительные препятствия на пути к этому. Во-первых, это территориальной спор между Хорватией и Словенией в Пиранском заливе в северной части Адриатического моря. Словенская сторона усиленно боролась за данный морской коридор, который позволял бы стране

иметь прямой доступ к международным водам. Евросоюз прилагал все усилия с целью нахождения приемлемого решения спора. Позже данный вопрос был передан в Международный арбитражный суд в Гааге. Только после этого был дан зеленый свет для хорватской стороны по поводу вступления в ЕС. Однако территориальный спор все еще остается актуальным, и Хорватия не признает решения арбитражного суда в Гааге, вынесенного в пользу Словении [1].

Другой момент состоял в урегулировании спора при содействии Банка международных расчетов в Базеле. Он был отчасти решен только в марте 2013 г., когда Хорватия согласилась отозвать судебные иски против банка «ЬщЬЦашка Вапка» [4, с. 227]. И только после этого Словения перестала блокировать вступление Хорватии в ЕС и ратифицировала Договор о присоединении Хорватии к ЕС.

Следующий вопрос состоял в сотрудничестве Хорватии и МТБЮ. Долгое время Хорватия отказывалась в какой-либо форме сотрудничать с МТБЮ. Но все изменилось в 2000 г. с приходом к власти Социал-демократической партии во главе с И. Рачаном. Вскоре в конце 2005 г. Испания экстра-дировала генерала А. Готовину в МТБЮ в Гааге, который признавался виновным в совершении ряда преступлений во время операции «Буря». Стоит отметить, что в Докладе по прогрессу от

2011 г., говорится, что Хорватия продолжает сотрудничество с МТБЮ, но судьба потерянных военных документов, которые были потребованы со стороны МТБЮ, неизвестна. Хорватские власти должны продолжить свои усилия по установлению потерянных документов. Кроме того, отмечалось, что вердикт МТБЮ в отношении хорватских генералов Готовины и Маркача привели к серьезным акциям протеста в хорватских городах, что не способствует созданию атмосферы примирения и понимания наследия войны 1990-х гг. [14]

Общественное отношение в Хорватии к евроинтеграционному процессу в 2000-2013 гг.

Несмотря на многие уверения и заявления со стороны хорватских властей и представителей Евросоюза о «прекрасном будущем Хорватии в ЕС», настороженное отношение хорватского общества к ЕС сохранялось и даже увеличилось к

2012 г. по сравнению с 2007 г.

Таблица 1.

Опрос о «фантомных страхах» хорватского общества по отношению к ЕС

2007 2012

Не со- Не опре- Со- Не со- Не опре- Со-

гласны делились гласны гласны делились гласны

ЕС - заговор крупного бизнеса с целью подрыва национальных государства 46% 28% 26% 29% 42% 29%

Вдали от глаз общественности и против желания граждан, Хорватия стремиться присоединиться к Балканской федерации через 59% 26% 15% 33% 45% 22%

региональное сотрудничество

Источник: опросы, проведенные Факультетом политических наук Загребского университета (FPZ) [18, p. 75]

По таблице можно заметить увеличение числа тех, кто считает ЕС элементом заговора для подрыва национальных государств с 26% до 29%, а число колеблющихся с 28% до 42%. В свою очередь, фантомный страх о «восстановлении Юго-

славии» через региональное сотрудничество увеличился с 15% до 22%, а число колеблющихся также выросло с 26% до 45%. Это говорит о том, что наследие 1990-х гг. продолжало играть важную роль в сознании хорватского общества в 2000-х гг. и в начале 2010-х гг.

Референдум по вступлению в ЕС: ЗА

Позитивное отношение к ЕС

Референдум по вступлению в ЕС: Против

Негативное отношение к ЕС

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

.1. Отношение граждан Хорватии к проведению референдума о вступлении в ЕС (опросы, проведенные Факультетом политических наук Загребского университета [18, р. 80-81])

На следующем графике (2000-2013 гг.) показывается не просто процесс того, как проголосовали бы граждане Хорватии на референдуме по вступлению в ЕС, но и позитивное/негативное отношение к Евросоюзу. Интересно, что готовых проголосовать «За» вступление в ЕС на референдуме выше, чем процент людей, позитивно относящихся к ЕС в целом. Это возможно объяснить тем, что даже те, кто относился негативно или нейтрально к ЕС, были готовы проголосовать «За» как бы авансом, надеясь в будущем через ЕС решить насущные проблемы страны.

При этом стоит отметить, что позиции позитивного отношения к ЕС снижались достаточно значительно от почти 80% в 2000 г. к 40-50% в 2011-2013 гг. Это можно обусловить следующими факторами:

• продолжительный процесс евроинтегра-ции для Хорватии с увеличивающимися требованиями и условиями со стороны ЕС;

• отношения с МТБЮ, многими воспринимавшийся как фактор несправедливости в отношении Хорватии;

• пограничный спор и банковский кризис между Словенией и Хорватией и др.

Все это привело к сокращению числа поддерживающих или позитивно относящихся к ЕС. Особенно это проявлялось в данном случае в 2008-2009 гг., когда мир настиг серьезный мировой экономический кризис, затронувший, бесспорно, и ЕС. Поэтому Евросоюз активизировал свои действия уже в декабре 2011 г., когда был подписан Договор о присоединении. Однако некоторые депутаты Европарла-мента сомневались в том, соответствует ли Хорватия

критериям членства в ЕС. Они указывали на то, что во время проведения выборов в декабре 2011 г. случались проявления национализма, прославления «ветеранов» Югославской войны, серьезные экономические проблемы и размер внешнего долга, который тогда превысил размер годового ВВП [7]. В тот же самый момент это был негативный итог и для Сербии, так как Хорватия, став членом ЕС, могла создавать дополнительные барьеры для сербской евро-интеграции.

Однако позитивный настрой Еврокомиссии оказался более весомым, чем настроения определенной части Европарламента. Уже в январе 2012 г. состоялся референдум по вопросу о вступлении Хорватии в ЕС, где более 66% проголосовали «ЗА» вступление, при относительно небольшой явке -почти 44%, то есть менее 50% соответственно [2]. «Итоги референдума - это хорошая новость для Хорватии, региона и Европы», - говорилось в совместном заявлении председателя Евросовета Хер-мана ван Ромпея и главы Еврокомиссии Жозе Ма-нуэла Баррозу [8]. Однако еще раз стоит обратить внимание на явку, которая была ниже 50%, т.е. это говорит о том, что скептическое или равнодушное отношение хорватского общества к ЕС в тот момент было достаточно высоким.

С 1 июля 2013 г. Хорватия стала полноправным членом ЕС. Длительные переговоры, начавшиеся официально с 2005 г., завершились в 2011 г. с последующим проведением референдума в январе 2012 г. Хорватские власти описывали достаточно радужную картину после вступления в

ЕС и какие преимущества государство может получить в результате этих действий:

• отмена барьеров для свободного передвижения товаров, услуг, капитала, рабочей силы со странами-членами ЕС;

• приход в страну иностранных инвесторов и прямых иностранных инвестиций, что повлечет за собой увеличение количества рабочих мест;

• эффективное использование преимуществ Хорватии, побережья, островов Адриатического моря, успешное развитие туристического сектора;

• доступ к обширному рынку ЕС с более 500 млн. потребителями;

• успешное интегрирование экономики Хорватии в общеевропейскую и мировую экономику и т.д.

Однако стоит помнить, что ЕС всегда выдвигает достаточно жесткие условия для новых потенциальных стран-членов ЕС, зачастую даже в ущерб стратегическим секторам национальной экономики. В отношении Хорватии подобные ограничения касались судостроения, пищевой, легкой промышленности, сельского хозяйства, а также туристической индустрии. Хорватия не стала исключением в том, что при стремлении быстрого вхождения в ЕС государство не особенно настаивала на защите своих ключевых отраслей экономики.

В экономическом плане Хорватия не стала исключением из числа посткоммунистических стран, которые стремились в ЕС. В ходе изменений национальной экономики под давлением ЕС крупные хорватские промышленные предприятия перестали полностью существовать или существенно сократили производство из-за конкуренции с европейскими предприятиям и ТНК, например, те же самые судостроительные заводы в Риеке, Сплите и др. [5, р. 37].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В политическом плане Хорватия полностью влилась в евроатлантический вектор, в том числе и приняв санкций против России в 2014 г. Ввиду этого товарооборот между Россией и Хорватией сократился с 1,5 млрд. долл. в 2014 г. до 500 млн. долл. в доковидный 2019 г. [12]

Более важным политическим аспектом стало то, что Хорватия всячески старалась «вставлять палки в европейские колеса» Сербии, блокировав ранее открытие новых глав переговорного досье. Принятие одного из государств Западных Балкан в действительности могло вызвать подобную ситуацию, так как, получив полноправное членство в ЕС, это можно использовать в свою пользу в рамках двусторонних отношений со своими соседями по региону. Этим и пыталась пользоваться Хорватия, выдвигая различные условия от гарантий представительства хорватского меньшинства в сербском парламенте до отмены юрисдикции своего суда в преследовании военных преступлений по всей бывшей Югославии [10].

Заключение

Хорватия стала первым западнобалканским государством, получившим полноправное членство в Евросоюзе. Однако подобное членство было дано как бы авансом, так как остался неурегулированным в полной мере территориальный спор со Словенией. По-видимому, ЕС решил взять на себя роль посредника, чтобы помочь разрешить проблемы между уже двумя членами - Хорватией и Словенией. В связи с этим, можно отметить, что во второй половине 2010-х гг. Евросоюз начал менять подходы по евроинтеграции Западных Балкан. В дальнейшем одним из ключевых треков политики ЕС в регионе стало разрешение проблем двустороннего характера и пограничных споров. Евросоюз обозначил то, что начало переговорного процесса для западнобалканских стран будет возможно только после решения этих вопросов. Например, решение территориальных, исторических, культурных и иных споров между странами Западных Балкан и с другими государствами, как Греция, Болгария, обсуждались на саммитах Западные Балканы в рамках Берлинского процесса и на саммитах «ЕС -Западные Балканы» в 2018 г., 2020 г., 2021 г. В этом смысле кейс Хорватии сыграл важную роль. При этом вступление Хорватии в ЕС в 2013 г. не давало стране автоматическое право стать частью Шенген-ской зоны и валютной зоны евро. Разговоры о присоединении к этим системам для Хорватии начались только в 2015-2016 гг.

Кроме того, с 2011 г. в Стратегиях по расширению Еврокомиссия стала обращать большее внимание вопросам укрепления верховенства права и эффективности государственного управления в отношении остальных стран-кандидатов и потенциальных кандидатов на Западных Балканах (Албания, Босния и Герцеговина, БЮР Македония, Сербия, Черногория, Косово). Исходя из этого, Еврокомиссия предложила новый подход по вопросам правосудия, безопасности, свободы, судебной власти и фундаментальных прав [14 р. 22]. Отмечалось, что эти вопросы должны будут решаться на самых ранних стадиях, учитывая тот опыт, который был накоплен ранее во время переговорного процесса с Хорватией.

С одной стороны, Хорватия как полноправный член ЕС приобрел возможность блокировать евроинтеграционный процесс других стран Западных Балкан. Это стало некой новой «политической дубиной», благодаря которой Хорватия пыталась склонить западнобалканские страны к решениям, устраивающим хорватскую сторону. Ярким примером тому является Сербия, с которой у Хорватии имеются натянутые отношения в связи с событиями Югославской войны.

С другой стороны, во второй половине 2010-х гг. хорватское руководство стало менять свою по-

зицию по вопросам евроинтеграции Западных Балкан. Вместо того, чтобы мешать данному процессу, Хорватия стала заявлять о себе в качестве условного регионального лидера по поддержке европейских устремлений западнобалканских стран. Например,

с января по июнь 2020 г. Хорватия председательствовала в Совете ЕС. За это время по инициативе хорватской стороны в мае 2020 г. был проведен саммит «ЕС - Западные Балканы», правда, в онлайн-формате из-за пандемии СОУГО-19.

Список литературы

1. Аринушкина А. (2017). Словения взяла под контроль Пиранский залив, принадлежавший Хорватии. Deutsche Welle (DW). 30.12.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://p.dw.com/p/2q8g3 (дата обращения: 15.09.2022).

2. Вступление Хорватии в ЕС поддержали 66% граждан - ЦИК. (2012). РИА Новости. 23.01.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20120123/546469568.html (дата обращения: 15.09.2022).

3. Кандель П.Е. Как разваливалась Югославия? // Научно-аналитический журнал Обозреватель

- Observer, 1992. [Электронный ресурс]. URL: https://i-sng.ru/observer/observer/N03_92/3_18.HTM (дата обращения: 15.09.2022).

4. Кириллов В.Б., Буланникова Ю.А. Международные отношения и внешняя политика Балканских стран: 1856-2014. - М.: «МГИМО - Университет», 2015. - 340 с.

5. Князев Ю.К. Первые результаты членства Хорватии в Европейском союзе (научный доклад).

- М.: Институт экономики РАН, 2017. - 44 с. [Электронный ресурс]. URL: https://inecon.org/docs/Knyazev_paper_2017.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

6. 20 лет операции «Буря»: хорваты празднуют победу, сербы поминают жертв (2015). Euronews. 05.08.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z7y3iEdhcRw (дата обращения: 15.09.2022).

7. Прёсль К., Петрович И., Бушуев М. (2011). Хорватия и Сербия на пути в Евросоюз: два разных сценария. Deutsche Welle (DW). 08.12.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://p.dw.com/p/13Kn5 (дата обращения: 15.09.2022).

8. Степовик М. (2012). ЕС приветствует итоги референдума в Хорватии. Deutsche Welle (DW). 23.01.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://p.dw.com/p/13o8f (дата обращения: 15.09.2022).

9. Хорватия: вотум доверия кабинету. (2001). BBC World News. 16.07.2001. [Электронный ресурс]. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_1440000/1440758.stm (дата обращения: 15.09.2022).

10.Хорватия блокирует переговоры между Сербией и ЕС, шантажируя Белград. (2016). ИА REGNUM. 08.04.2016. - [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/2114946.html (дата обращения: 15.09.2022).

11. Энтина Е.Г. Особенности и пределы интеграционной политики Европейского союза в Юго-Восточной Европе (на примере государств постъюгославского пространства): дис. ... д-ра полит. наук.; 23.00.04. - М.. 2020. - 498 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.instituteofeurope.ru/images/stories/diss/entina/1.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

12. Bilateral trade between Croatia and Russian Federation Product: TOTAL All products: 2014-2019. The International Trade Centre (ITC), 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/ZAw8q (дата обращения: 15.09.2022).

13. Croatia on the Road to the European Union. (2010). Republic of Croatia Ministry of Foreign Affairs and European Integration. 27.01.2010. (дата обращения: 15.09.2022).

14. Enlargement Strategy and Main Challenges 2011-2012 (2011). European Commission. 12.10.2011. - 85 p. [Электронный ресурс]. URL: http://aei.pitt.edu/44756/1/com2011_0666.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

15. European Neighbourhood Policy and Enlargement Negotiations. Croatia. (2013). European Commission. 01.07.2013. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/croatia_en (дата обращения: 15.09.2022).

16. Final EU pre-accession funding to help Croatia become a successful EU Member State. (2012). European Commission. 14.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/IP_12_1372 (дата обращения: 15.09.2022).

17. How Croatia's Ante Gotovina's past caught up with him (2011). BBC World News. 15.04.2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-13038812 (дата обращения: 15.09.2022).

18. Maldini P., Paukovic D. Croatia and the European Union: changes and development // Routledge. Southeast European studies, 2017, 216 p.

19. Stabilisation and Association Agreement between the EC and Croatia signed today. (2001). European Commission. 29.10.2001. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/ detail/en/IP_01_1503 (дата обращения: 15.09.2022).

20. Staunton D. (2005). EU set to postpone accession talks with Croatia. The Irish Times Ltd.

16.03.2005. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irishtimes.com/news/eu-set-to-postpone-accession-talks-with-croatia-1.423580 (дата обращения: 15.09.2022).

21. Varendorff H. (2004). Croatia turns against EU and Sanader. POLITICO. 08.12.2004. [Электронный ресурс]. URL: https://www.politico.eu/article/croatia-tums-against-eu-and-sanader/ (дата обращения: 15.09.2022).

EXPERIENCE OF CROATIAN ACCESSION TO THE EU AND ITS IMPACT ON THE EUROPEAN INTEGRATION OF THE WESTERN BALKANS IN THE 2010S

The European Union is vigorously implementing a regional policy, especially in the Western Balkans. Since the 2000s the European integration process has covered this region. However, since the 1990s EU had already commenced conducting its foreign policy while the war in the post-Yugoslav states was breaking out. The Western Balkan states can be called "enlargement countries" with a perspective to accede to the European Union. Croatian membership was the first successful case for the EU enlargement process in the Western Balkans. In addition, in the 1990s the Croatian political elite and society were far from the pro-European agenda. They assumed that a united Yugoslavia allegedly would be reestablished under the auspices of the EU. During that time tendencies of rescuing sovereignty and state-building had been prevailing in the newly independent state, which can be called an isolationist' policy. But since the 2000s, after the reshuffles in the political elite, Croatia has declared its core task to join the EU. The outcome of this policy is the beginning of the negotiation process from 2005 till 2011, the holding of a referendum in 2012 with further joining the EU. Hence, the purpose of this paper is to examine the EU's foreign policy towards Croatia in the 1990s as well as the negotiation process undertook in the 2000s. Furthermore, the author touches upon the impact of Croatia's experience on the negotiation process of other Western Balkan states in the 2010s (Albania, Bosnia and Herzegovina, North Macedonia, Serbia, Montenegro, Kosovo).

Keywords: European Union, Croatia, Western Balkans, European integration, common foreign policy, EU accession process, EU enlargement policy, EU accession negotiations.

References

1. Arinushkina A. (2017). Sloveniya vzyala pod kontrol' Piranskij zaliv, prinadlezhavshij Horvatii [Slovenia took control of the Piran Gulf belonged to Croatia]. Deutsche Welle (DW). 30.12.2017. [Electronic resource]. URL: http://p.dw.com/p/2q8g3 (accessed: 15.09.2022).

2. Vstuplenie Horvatii v ES podderzhali 66% grazhdan - CIK [Croatia's accession to the EU supported by 66% of citizens]. (2012). RIA Novosti. 23.01.2012. [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20120123/546469568.html (accessed: 15.09.2022).

3. Kandel' P.E. Kak razvalivalas Yugoslaviya? [How was Yugoslavia falling apart?] // Nauchno-analit-icheskij zhurnal Obozrevatel - Observer, 1992. [Electronic resource]. URL: https://i-sng.ru/observer/ob-server/N03_92/3_18.HTM (accessed: 15.09.2022).

4. Kirillov V.B., Bulannikova Y.A. Mezhdunarodnye otnosheniya i vneshnyaya politika Balkanskih stran: 1856-2014 [International relations and foreign policy of the Balkan countries: 1856-2014]. - M.: «MGIMO - Universitet», 2015. - 340 c.

5. Knyazev Y.K. Pervye rezul'taty chlenstva Horvatii v Evropejskom soyuze (nauchnyj doklad) [The first results of Croatia's membership in the European Union (scientific report)]. - M.: Institut ekonomiki RAN, 2017. - 44 c. [Electronic resource]. URL: https://inecon.org/docs/Knyazev_paper_2017.pdf (accessed: 15.09.2022).

6. 20 let operacii «Burya»: horvaty prazdnuyut pobedu, serby pominayut zhertv (2015). [20 years of operation "Storm": Croats celebrate victory, Serbs commemorate the victims]. Euronews. 05.08.2015. [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z7y3iEdhcRw (accessed: 15.09.2022).

7. Pryosl K., Petrovich I., Bushuev M. (2011). Horvatiya i Serbiya na puti v Evrosoyuz: dva raznyh scenariya [Croatia and Serbia on the way to the European Union: two different scenarios]. Deutsche Welle (DW). 08.12.2011. [Electronic resource]. URL: http://p.dw.com/p/13Kn5 (accessed: 15.09.2022).

8. Stepovik M. (2012). ES privetstvuet itogi referenduma v Horvatii [The EU welcomes the results of the referendum in Croatia]. Deutsche Welle (DW). 23.01.2012. [Electronic resource]. URL: http://p.dw.com/p/13o8f (accessed: 15.09.2022).

9. Horvatiya: votum doveriya kabinetu [Croatia: vote of confidence to the cabinet]. (2001). BBC World News. 16.07.2001. [Electronic resource]. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_1440000/1440758.stm (accessed: 15.09.2022).

10.Horvatiya blokiruet peregovory mezhdu Serbiej i ES, shantazhiruya Belgrad [Croatia is blocking negotiations between Serbia and the EU by blackmailing Belgrade]. (2016). IA REGNUM. 08.04.2016. -[Electronic resource]. URL: https://regnum.ru/news/2114946.html (accessed: 15.09.2022).

11. Entina E.G. Osobennosti i predely integracionnoj politiki Evropejskogo soyuza v Yugo-Vostochnoj Evrope (na primere gosudarstv post"yugoslavskogo prostranstva): dis. ... d-ra polit. nauk.; 23.00.04. [Features and limits of the integration policy of the European Union in South-Eastern Europe (on the example of the states of the Post-Yugoslav space)]. - M.. 2020. - 498 s. [Electronic resource]. URL: https://www.msti-tuteofeurope.ru/images/stories/diss/entina/1.pdf (accessed: 15.09.2022).

12. Bilateral trade between Croatia and Russian Federation Product: TOTAL All products: 2014-2019. The International Trade Centre (ITC), 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/ZAw8q (accessed: 15.09.2022).

13. Croatia on the Road to the European Union. (2010). Republic of Croatia Ministry of Foreign Affairs and European Integration. 27.01.2010. (accessed: 15.09.2022).

14. Enlargement Strategy and Main Challenges 2011-2012 (2011). European Commission. 12.10.2011. - 85 p. [Электронный ресурс]. URL: http://aei.pitt.edu/44756/1/com2011_0666.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

15. European Neighbourhood Policy and Enlargement Negotiations. Croatia. (2013). European Commission. 01.07.2013. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/croa-tia_en (accessed: 15.09.2022).

16. Final EU pre-accession funding to help Croatia become a successful EU Member State. (2012). European Commission. 14.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/commis-sion/presscorner/detail/en/IP_12_1372 (accessed: 15.09.2022).

17.How Croatia's Ante Gotovina's past caught up with him (2011). BBC World News. 15.04.2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-13038812 (accessed: 15.09.2022).

18. Maldini P., Paukovic D. Croatia and the European Union: changes and development // Routledge. Southeast European studies, 2017, 216 p.

19. Stabilisation and Association Agreement between the EC and Croatia signed today. (2001). European Commission. 29.10.2001. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/de-tail/en/IP_01_1503 (accessed: 15.09.2022).

20. Staunton D. (2005). EU set to postpone accession talks with Croatia. The Irish Times Ltd. 16.03.2005. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irishtimes.com/news/eu-set-to-postpone-accession-talks-with-croatia-1.423580 (accessed: 15.09.2022).

21. Varendorff H. (2004). Croatia turns against EU and Sanader. POLITICO. 08.12.2004. [Электронный ресурс]. URL: https://www.politico.eu/article/croatia-turns-against-eu-and-sanader/ (accessed: 15.09.2022).

Об авторе

Исламов Дамир Римович - аспирант кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского федерального университета (Россия), E-mail: dam1948@yandex.ru

Islamov Damir Rimovich - Postgraduate Student of the Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Institute of International Relations, Kazan Federal University (Russia), E-mail: dam1948@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.