Научная статья на тему 'ОПЫТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО КИНО НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ И КИНОСТУДИЙ Г. ТОМСКА'

ОПЫТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО КИНО НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ И КИНОСТУДИЙ Г. ТОМСКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ / ДЕТСКИЕ КИНОФЕСТИВАЛИ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА / КУЛЬТУРА ДЕТСТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сенникова Вероника Владимировна

Автор обращается к региональным киностудиям и фестивальному кино, организационные и художественные аспекты которого связаны с кинопродукцией, созданной детьми и предназначенной для детской аудитории. Рассмотрены особенности институализации детского кинотворчества: образовательно-воспитательные принципы кинофестиваля, акценты методического обеспечения киностудий и т.д. На материале фестивального кино г. Томска представлен анализ специфики его художественно-образной системы. Сделан вывод о том, что данные кинопроизведения ориентированы на детское восприятие, транслируют духовные ценности и нацелены на формирование национально-культурной идентичности у ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOMSK CHILDREN'S AND YOUTH FILM FESTIVALS AND STUDIOS: THE EXPERIENCE OF CHILDREN AND YOUTH CINEMA REVIVAL

Regional film festivals are part of the film process and play a special role in the formation and preservation of national and cultural identity. The author of the article refers to the regional children's cinema festival. This topic is relevant because children's filmmaking is given very little attention in the space of contemporary culture (These are films made by the children themselves). We characterize this cinema as the artistic practice of “small cinema with great meaning”. The purpose of research - to identify the specific features of the cinema, as a product of children's creativity. In the course of the work, the following tasks were solved. Firstly, the features of the organization of children's film festivals and educational film studios (in Tomsk region) were studied. Secondly, an analysis of the artistic and imaginative specificity of children's cinema is given. The study was conducted on the material Children's Film Festival "Bronze Knight", the children's film studio "On a cloud" (Tomsk). Our research has shown that the experience of the regions demonstrates the success of the institutionalization of the practices of children's film-making in the format of film festivals, as well as in the form of organizing film schools. At the same time, an important organizational feature is the set guidelines for children's creativity. There are content priority setting; the need to determine value-semantic guidelines, attention to professional training; emphasis on the development of creativity, etc. Analysis of children's films, presented at the International Film Festival "Bronze Knight", enabled us to identify the characteristics of their artistic-figurative system. On the one hand, there is an orientation toward the Soviet film tradition with its distinct guidelines for the transmission of cultural value-semantic attitudes and special aesthetics. This is manifested, firstly, in themes, plots and heroes (humanistic values are glorified, respect for each other and love for their homeland, people and culture are instilled; a positive hero striving for good deeds; the presence of creative and instructive elements, a craving for intellectuality); secondly, in artistic aesthetics (close-ups, landscape photography; foreshortening; even rhythm, experiments with color: sepia, aged shots). On the other hand, there is an appeal to the modern cinema language, with its priority attention to visual effects, dynamics of frames and rhythm, including youth discourse (slang, neologisms). On the other hand, there is an appeal to the modern cinema language, with its priority attention to visual effects, dynamics and rhythm, including youth discourse (slang, neologisms). Thus, it should be noted that the ideological core of the artistic and imaginative system of children's films is based on the traditions of Russian cinema aesthetics, while maintaining a craving for intellectuality and spiritual and moral themes, while the visual embodiment combines the traditions of Soviet cinema and the means of modern cinema language.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО КИНО НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ И КИНОСТУДИЙ Г. ТОМСКА»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 43

УДК 304.4+791.4

DOI: 10.17223/22220836/43/9

В.В. Сенникова

ОПЫТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО КИНО НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ И КИНОСТУДИЙ г. ТОМСКА

Автор обращается к региональным киностудиям и фестивальному кино, организационные и художественные аспекты которого связаны с кинопродукцией, созданной детьми и предназначенной для детской аудитории. Рассмотрены особенности институализации детского кинотворчества: образовательно-воспитательные принципы кинофестиваля, акценты методического обеспечения киностудий и т.д. На материале фестивального кино г. Томска представлен анализ специфики его художественно-образной системы. Сделан вывод о том, что данные кинопроизведения ориентированы на детское восприятие, транслируют духовные ценности и нацелены на формирование национально-культурной идентичности у ребенка.

Ключевые слова: детский кинематограф, детские кинофестивали, национально-культурная идентичность, ценностная система, культура детства.

Актуальность предлагаемого исследования определяется двумя моментами. В первую очередь, являясь неотъемлемой частью кинопроцесса, региональные кинофестивали играют особую роль в формировании и сохранении национально-культурной идентичности. Этому способствует природа киноискусства, оперирующего особыми средствами выразительности. История становления киноязыка демонстрирует потенциальную способность транслировать ценности, традиции и мировоззренческие установки сообществ. В условиях глобализационных процессов кинематограф нередко берет на себя миссию художественно-образного воплощения и утверждения культурной самобытности [1]. На это указывают основные этапы развития европейского кинопространства и в том числе уникальная история отечественного кино. Однако в то время как профессиональное кино имеет обширный историко-теоретический опыт осмысления, детскому кино в целом и детскому кинотворчеству в частности уделяется крайне мало внимания. Данная ситуация, в свою очередь, актуализирует наше исследование. Уточним, что речь идет о фильмах, снятых самими детьми. Это уникальное кино мы характеризуем как художественную практику «маленького кино с большим смыслом» [2], способного отразить детский - чистый, лишенный предрассудков -взгляд на мир. В XXI в. феномен детства как особое социокультурное явление оказывается в ряду приоритетных направлений гуманитаристики. Данному проблемному полю посвящены работы В.В. Абраменковой [3], Э.А. Куруленко [4], Т.О. Лефман [5], Д.И. Мамычевой [6], М.В. Осориной [7], Е. Ю. Удалых [8] и др. Детский кинематограф рассматривается в качестве важной составляющей культуры детства, представляя собой детский нарратив (наряду с литературой, музыкой и театром) [9]. При этом, несмотря на богатый методологический опыт анализа кинотекстов в рамках семиотики [10] или визуальной антропологии [11, 12], остается малоизученной специфика детско-юношеского кино как на уровне ху-

дожественно-образной системы (тематики, особенностей выразительности и т.п.), так и с позиции его институализации.

Предмет нашего интереса - детское и юношеское кино, автором которого является сам ребенок. Цель исследования - выявить специфические особенности кинопродукта детского творчества, представленного на кинофестивалях.

В ряду базовых методов исследования использовался культурологический подход, а также методы киноведческого и искусствоведческого анализа, необходимые при обращении к проблемному полю киноискусства. В ходе работы решались следующие задачи: во-первых, изучены особенности организации детских кинофестивалей и образовательных киностудий в Томской области; во-вторых, дан анализ художественно-образной специфики детского кино, представленного в рамках фестивалей.

Прежде всего, разведем ключевые понятия: кино для детской и юношеской аудитории и детское кино. В первом случае подразумеваются «произведения искусства, художественные (игровые и мультипликационные), хроникально-документальные и научно-популярные фильмы, создаваемые профессионалами специально для детей» [13]. Теоретики отмечают, что транслируя визуальные образы детям младшего школьного возраста (6-11 лет), кинематографисты используют особый художественный язык. Его специфику, отличную от «взрослого» кино, обусловливают следующие положения: учет возрастного восприятия искусства и действительности; ориентир на формирование мировоззрения ребенка, а именно идеалов, национального самосознания и национально-культурной идентичности; воспитательные, познавательные (в том числе образовательные), коммуникативные, эстетические, развлекательные функции; необходимость соответствия достаточно высокому художественному уровню. Для следующей возрастной категории (12-16 лет), на которую ориентируется юношеского кино, добавляется еще одна важная характеристика - постановка серьёзной проблемы и демонстрация возможных путей ее решения. Указанные положения становятся базовыми при изучении кинотекстов детского фестивального кино.

Под «детским кино» мы понимаем видеопродукцию, созданную самими детьми для детской же аудитории. Данный уникальный феномен получает развитие с середины 1990-х гг. с распространением технических средств аудио-, видеосъемки. Оно не транслируется в широком прокате, а представлено в интернете, на детских кинофестивалях или в рамках детских учебных киностудий, организация которых имеет свои особенности.

Подобные кинофестивали зачастую организуются силами энтузиастов и не предполагают финансовой прибыли. Скорее, наоборот - предусматриваются значительные расходы. Несмотря на это, в России фестивали в сегменте детско-юношеского кино в последнее время заметно активизировались как альтернатива широкому прокату. Среди них, к примеру, «Кино - детям» (г. Самара), «Алые паруса» (Крым), «В кругу семьи» (г. Санкт-Петербург), «Отражение» (г. Москва) и др. [14]. Это указывает на возрождение интереса к производству фильмов для детской и юношеской аудитории.

На наш взгляд, показательным примером формирования культурной площадки для детского кинотворчества, является международный детско-юношеский кинофестиваль «Бронзовый Витязь» (ежегодный конкурс короткометражных

фильмов), проходящий в Томске с 2014 г. Участники фестиваля пробуют себя в роли режиссеров, операторов, сценаристов, актеров, создают мультфильмы, игровые и документальные фильмы на базах киношкол.

Не секрет, что современные дети зависимы от гаджетов, активно пользуются социальными сетями и зачастую снимают различные видео. Но подобный видеопродукт формирующегося детского сознания ориентирован скорее на опыт массовой медийной культуры, соответственно, на его тематические и эстетические стандарты. Организаторы фестиваля, учитывая этот момент, предложили участникам направить творческую активность в созидательное русло. Было поставлено условие: создавать видеоролики, затрагивающие исключительно добрые темы (любовь, дружба, патриотизм, связь поколений и пр.). С этой целью разработана образовательная программа с приглашенными известными деятелями культуры, в рамках которой ребят учат написанию сценария, режиссуре, операторской съемке, актерскому мастерству. Кроме того, выделены средства на приобретение видеотехники, открыты киноклубы для расширения кинематографического кругозора детей.

В 2015 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Администрацией Томской области, оргкомитетом «Бронзового Витязя» и президентом международного кинофорума «Золотой Витязь» Н. Бурляевым по вопросам развития детского киноискусства и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на территории Томской области. За несколько лет своего существования фестиваль расширил географические границы: работы принимаются со всей России (35 субъектов РФ) и других стран (Белоруссия, Украина, Казахстан, Эстония, Литва, Молдавии, Сербия, Испания). Постепенно фестиваль становился образовательной площадкой. Его посетили многие известные деятели культуры в области киноискусства: Н. Бурляев, С. Безруков, А. Раппопорт, С. Маховиков, З. Кириенко, Н. Бондарчук, Йован Маркович (Сербия), Венелин Грамадски (Болгария). Все гости проводили мастер-классы с участниками, обсуждали проблемы развития современного кино, рассказывали о своем творческом пути [2].

Важно подчеркнуть, что в основу концепции фестиваля была положена установка на приоритет содержания, а не технических возможностей. В данном контексте показателен отзыв воспитанников Оренбургского президентского кадетского училища (победители 2017 г.): «Два года назад мы думали, что суперсовременное оборудование - это главное в создании фильмов, но сегодня мы понимаем, что главное - это слово, мысль, идея, вера и, конечно же, любовь» [2]. Формулировки положений фестиваля отражают данную установку. Так, целью является развитие детско-юношеского кинодвижения как современной формы духовно-нравственного воспитания. А задачи определены следующие: выявить и объединить творчески мыслящих детей и молодых людей, делающих первые шаги в области видео- и киноискусства; привлечь внимание детей, молодежи и общественности к сохранению и возрождению национально-культурного наследия, отечественной истории; предоставить возможность детям и молодежи проявить творческий потенциал, продемонстрировать свои достижения и получить экспертную оценку; привлекать в качестве участников любительские детские и дет-ско-взрослые коллективы киностудий, молодых авторов Томской области, других регионов РФ, в том числе из других стран.

Показателен набор номинаций, по которым фильмы принимаются на конкурс: лучший фильм о малой родине, о патриотизме и активной гражданской позиции, о профессии, о семейных ценностях, фильмы на тему «Равенство возможностей», «Планета детства» (мир глазами ребенка, истории из школьной жизни, интерпретации детских сказок и др.), на тему межнациональных отношений. Таким образом, у ребят уже есть заранее определенная тематика, в рамках которой они должны создать фильм с уникальным сюжетом. Возрастные ограничения к фильмам отмечаются рейтингом 6+.

Жюри оценивает работы по следующим критериям: соответствие общепринятым морально-этическим нормам и задачам фестиваля, соблюдение авторских прав, оригинальность идеи, целостность творческого замысла, доступность для восприятия, художественное решение, работа оператора, режиссера, техника монтажа. Лучшие работы молодых кинематографистов награждаются призами.

Следует отметить, что с появлением такого масштабного кинофестиваля в г. Томске стали активизироваться местные киноклубы и киностудии для детей.

Так, с 2014 г. в деревне Поросино (Томская область) был создан киноклуб «Синяя птица» [15], в котором дети знакомятся с разными фильмами с целью расширения кинематографического кругозора. Основная тематика таких кинопоказов - это доброе кино, направленное на духовно-нравственное воспитание детей. Позже, в апреле 2018 г. киностудия в д. Поросино была официально зарегистрирована как филиал Международной детской кинотеатральной школы им. Сергея Бондарчука. Всего таких школ 10 в Европе и 4 в России (Алушта, Евпатория, Москва, Томск) [16]. Непосредственное участие в ее открытии приняла актриса, кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств Наталья Бондарчук. Она предложила специально разработанную общеразвивающую программу «Киношкола им. С. Бондарчука. Мастерская заслуженной артистки Натальи Бондарчук». Общим результатом деятельности школы может стать собственное производство короткометражных фильмов для детей, которых так не хватает нашему обществу. «Соприкосновение с искусством должно доставлять радость познания. Задача школы не в том, чтобы готовить узких специалистов, а в расширении духовного кругозора учащихся и развитии потенциала личности» [17]. Актуальность программы Наталья Бондарчук объясняется рядом факторов. Во-первых, необходимостью научить молодое поколение грамотному общению с экраном, языку кино, умению отличить произведение киноискусства от произведений низкопробной массовой культуры. Во-вторых, необходимостью развития новых способов образования, направленных на формирование у детей способности самостоятельно мыслить. В год открытия на базе школы состоялся премьер-ный кинопоказ детских фильмов МКФ Евросоюз в Томске. Школьники принимали участие в различных мероприятиях (Томский МКФ «Бронзовый Витязь», заочный медиакинофестиваль «Наш день. Школьная жизнь», летняя киношкола на КавМинводах и МКФ «Хрустальный источник» в Ессентуках и др.) [12].

Другой, не менее плодотворный опыт создания визуальной продукции детьми представляет деятельность Томского детского центра развития универсальных компетенций и творческой мастерской «ШАР». Его создателем и директором является профессиональный художник Артур Шугуров, педагог с 18-летним опытом работы и отец троих детей. Артур является автором нескольких техник

творчества, методик образования и подходов к раскрытию потенциала детей, общественным деятелем. Разработанный метод преподавания «4 шага к сердцу ребенка» даёт положительные результаты в работе с трудными детьми. Одним из направлений центра является киностудия «На облачке» [18], в которой обучают созданию ручных мультфильмов (пластилин, бумага, Lego). Работы центра может посмотреть любой желающий в социальных сетях или на канале You tube [18].

Директором и преподавателями центра «ШАР» сформирована собственная философия по работе с детьми, сформулированная в следующих положениях (из интервью А. Шугурова) [19]:

- осознание детьми, что их любят, т.е. создание в центре атмосферы безусловной любви, заботы и понимания;

- развитие творческих способностей, так как творческое отношение пригодится в любой работе. Дети должны творить на «пустом месте», не брать в руки готовые материалы, а уметь работать руками;

- терпение и любовь к своему труду, понимание его ценности. Не нужно ожидать мгновенных результатов, должно пройти время, чтобы ребенок овладел навыками и смог раскрыться;

- забота о будущем детей - не в плане выбора определенной профессии, а в плане «человечности», умении ребенка ориентироваться в современном мире;

- свобода детей в плане их идей и мыслей, без страха осуждения.

В процессе обучения у детей формируется понимание того, что не бывает бездарных людей, а творческая работа приносит радость и может пригодиться в любой сфере деятельности. По словам Артура Шугурова, мультипликационная студия центра «ШАР» - это «больше, чем просто создавать мультики».

Итак, опыт регионов демонстрирует успехи институализации практик детского кинотворчества в формате кинофестивалей, а также в виде организации киношкол (нередко участвующих в конкурсных проектах). При этом важной организационной особенностью их деятельности является серьезное внимание к концептуальной рамке, задающей необходимые ориентиры для детского творчества. Обеспечиваются эти ориентиры, как правило, серьезной методической базой. В результате, среди принципов, отличающих организационный аспект детской кинопрактики, мы можем выделить следующие: установку на приоритет содержания; необходимость определения ценностно-смысловых ориентиров (к примеру, посредством тематических номинаций); внимание к профессиональной подготовке; упор на развитие творческого потенциала и др.

Вместе с тем мы не можем обойти вниманием особый характер детского кинотворчества. Этот аспект выделяет детские кинофестивали в общем пространстве киноиндустрии и требует отдельного изучения.

Анализ фильмов, снятых детьми - участниками и победителями МКФ «Бронзовый Витязь»-2019, позволяет подтвердить наш тезис о специфике его художественно-образного языка. Результаты исследования продемонстрируем на двух примерах (короткометражных фильмах «Проступок» и «Единство Байкала») [20]. Исследование кинотекстов проведено по схеме, включающей анализ тематики, сюжета, образа героя, транслируемых ценностей, применяемых художественных средств.

Фильм «Проступок» (г. Уссурийск, реж. Д. Агеев) - победитель в номинации «Лучший фильм о патриотизме и активной гражданской позиции», снятый в

жанре приключения, военной драмы. В фильме поднимаются следующие темы: любовь к Родине и своей семье, готовность встать на защиту, патриотизм, взаимопомощь, связь поколений. В драматургии отчетливо прослеживаются основные компоненты. Экспозиция: на дискотеке 1990-х случилась потасовка местных хулиганов с учащимися Суворовского военного училища. Милиция задерживает ни в чем не виновного суворовца. Развитие действия: 1. Парня хотят исключить за такой «проступок», считая, что он «запятнал честь мундира», ввязавшись в драку с гражданскими без выяснения причин. 2. Разговор курсанта со своим дедушкой-фронтовиком, который поведал своему внуку-курсанту историю о том, как он сбежал из Суворовского училища во времена войны, но не по глупости, а по жизненным обстоятельствам: в его родную деревню ворвались фашисты, и он хотел защитить близких. Авторы фильма прибегают к приему «камбэка» - возвращая зрителя во времена войны. И в кадре мы видим уже не старика, а отважного молодого парня, спасающего жителей деревни, которого по праву можно считать образцом для подражания. Второстепенной линией представлена романтическая история знакомства с будущей бабушкой главного героя-курсанта. Кульминация: после услышанного внук признался деду, что подрался, потому что защищал товарищей от местных хулиганов вместе с другими курсантами. Но пойманным оказался только он один, и чтобы не пропадать всему взводу, герой-курсант взял всю вину на себя. Спад действия: признание курсанта случайно услышит командир Суворовского училища, после чего принимает решение не отчислять курсанта и разрешить ему участвовать в Параде ко Дню Победы. И в кадре слово «проступок» преобразуется в «поступок». В финале фильма показаны наши дни. Повзрослевший курсант уже сидит на концерте своего сына в Суворовском военном училище, прокручивая в голове воспоминания о подвигах прошлых лет.

Что касается средств кинематографической выразительности, мы можем отметить следующее. Эстетика фильма приближена к советским военным фильмам. Используются приемы смены цвета (при воспоминаниях героев); вставки хроникальных кадров, а также кадров из фильма «Иди и смотри» (реж. Э. Климов); звучит авторский голос, поясняющий даты и места событий. Используется подвижная камера, ракурсная съемка, крупные планы. Вместе с тем фильм не вызывает ощущения «устаревшего» кино, а воспринимается юными зрителями живо и с интересом благодаря характерной для современного киноязыка смене музыкальных акцентов, яркости и ритмичной динамичности кадров (к примеру, съемка боевых действий). Продумано музыкальное сопровождение: песня «Фаина», передающая дух эпохи 1990-х; белорусская народная песня «Купалинка» во время захвата фашистами деревни в Белоруссии; романс «За всё спасибо, добрый друг» на фоне лирической линии; финальная «Песня о дружбе», акцентирующая победу русского народа и веру в светлое будущее. В течение всего фильма внимание зрителя акцентируется на важной детали - фамильной броши, которую можно интерпретировать как знак любви и верности, в том числе как связь времен и поколений. Несмотря на то что актерский состав не профессиональный (взрослые и дети), характеры героев прорисованы, передают соответствующие образы, вызывая у зрителей ощущение сопричастности их действиям посредством эмоций сопереживания, злости, радости и др. Благодаря обращению к

профессиональным консультантам фильм отличает умелая операторская и монтажная работа.

В итоге нарратив фильма «Проступок» внятно передает патриотические чувства к своей стране, к своему народу, идею личного самопожертвования и мощи совместных усилий в борьбе с врагом (силу коллективизма). А использованные художественные приемы формируют киноязык, релевантный специфике детско-юношеского кино: «читаемый» понятный сюжет, его увлекательность в форме приключенческого жанра; наличие поучительных элементов благодаря смысловым акцентам; четко выстроенная система положительных и отрицательных героев. Привлечение в качестве актеров самих подростков становится важным фактором повышения интереса адресной аудитории (детей).

Фильм выполняет воспитательную, мировоззренческую функции, формируя идеалы национального самосознания.

Фильм «Единство Байкала» (г. Новосибирск, реж. М. Жужулова), победитель в номинации «Лучший фильм о малой Родине», снят в жанре художественно-документального кино. Основные транслируемые смыслы фильма: любовь и уважение к малой родине, соблюдение культурно-национальных традиций, коллективная память народа, связь поколений, защита природы.

Драматургия сюжета достаточно продумана и последовательно выстроена. В экспозиции зритель видит живописные пейзажи озера Байкал, знакомится с главной героиней фильма - местной жительницей села Большое Голоустное Людмилой Фёдоровной Сигаевой. Дальнейшее развитие сюжета представлено ненавязчивой биографией Людмилы в форме «живого» интервью. Кульминацию в фильме документального жанра можно определить не всегда, но здесь она прослеживается в смысловом содержании рассказа. Режиссер за кадром повествует о том, что во времена СССР власти хотели переселить жителей из-за риска затопления местности при строительстве гидростанции и люди покинули родные земли, но затопления не произошло, и они вернулись к берегам Байкала. Можно предположить, что в этом моменте скрывается основной смысл фильма, ответ на главный вопрос: в чём же объединяющая роль этого загадочного места? И что именно объединяет всех этих людей? Ответ прост: в преданности и любви к родному краю, сохранении и передачи национальных традиций, а также необъяснимой целебной силе этих мест. Героиня на примере собственной семьи показывает, что местный народ молод, вынослив, трудолюбив, энергичен, так как черпает силы из природы. Спад действия можно проследить по неспешному рассказу Людмилы и автора фильма. Речь идет о современной жизни на Байкале, о туристическом доме, где принимают гостей, передаются знания молодому поколению. В финале зрителей призывают посетить Байкал-батюшку, чтобы увидеть всё своими глазами и ощутить мощь края.

В ряду средств выразительности на первый план выходит грамотная работа оператора с визуальным материалом, учитывающая восприятие современного зрителя. В свою очередь, режиссерский подход - интервью с главной героиней посредством авторских вопросов за кадром - отсылает нас к советской киноэстетике. Дополнительным художественным приемом, нацеленным на формирование эмоционального отклика зрителя, становится использование инструментальной музыки. Она сопровождает рассказ и «оживляет» его, усиливаясь в определенные

смысловые моменты. В целом юному режиссеру удалось снять неторопливый, но не скучный для детского восприятия фильм за счет современной съемки на цифровую камеру, посредством которой фильм становится зрелищным, а картинка -более яркой, качественной и выразительной, вызывая «эффект присутствия»: зритель наблюдает за естественным течением жизни бурятской семьи, любуется великолепными пейзажами (с использованием разных планов). В итоге, опираясь на жанровую стилистику документального кино, у автора получилось небольшое этнографическое исследование познавательного характера, с элементами пропаганды здорового образа жизни. Фильм побуждает зрителей задуматься и порассуждать не только об увиденном на экране, но и о собственной малой Родине.

Сегодня не вызывает сомнений важность вклада региональной тематики в формировании национально-культурной идентичности. Документальное кино обладает максимальными возможностями конструирования художественно-образной системы, релевантной местной географической и культурной топологии, транслирующей бытующие здесь мифы, символы, достоверные черты бытовой повседневности и т.п. Исследователи полагают, что такое местное кино во многих регионах находит отклик у своего «родного» зрителя [21. С. 110]. Мы, в свою очередь, хотим акцентировать позитивное влияние кино подобной тематики на детское мировоззрение. Тем более что речь идет об опыте не только зрительского участия, но и непосредственного детского кинотворчества, обращенного к ровесникам.

Ряд других фильмов [20], победителей фестиваля, в свою очередь, демонстрирует различную тематику. Так, «Город друзей. Глава вторая. Эльмира» (г. Томск) на тему межнациональных отношений; «Гранич, плыви!» (г. Томск) о девочке-спортсменке, которая, преодолевая трудности, добивается успехов на соревновании; «Такие разные» (с. Бакчар Томской области) о равенстве возможностей, о проблемах детей-аутистов; комедия «Петя влюбился» (г. Пересвет) снята в стилистике немого кино; «Операция прикрытия» (г. Оренбург) в увлекательной приключенческой форме повествует о силе и важности родного русского языка в современном мире. Кроме короткометражных игровых фильмов на конкурсе были представлены анимационные картины: «Дети Савве» (Сербия), «Было близко, стало далеко» (г. Луга) о взаимоотношениях между детьми и взрослыми, об уважении к старшему поколению.

Однако при всем разнообразии тем выявляется начало, объединяющее кинотексты, а именно традиции, заданные советским кинематографом для детской и юношеской аудитории. Речь идет, во-первых, о ценностно-смысловых ориентирах (коллективизм, справедливость, альтруизм, патриотизм, приоритет духовного над материальным, уважение к старшим и т.п.). Данные установки в свое время выполняли роль национально-культурных детерминант киноискусства советской эпохи. Но, как полагают исследователи, они продолжают маркировать самобытность современного отечественного кино, поскольку указанный ценностный ряд обусловлен природой национально-культурной идентичности [22]. Во-вторых, для исследуемых фильмов характерно использование отдельных приемов эстетики советского кино (относительно спокойной ритм, классические монтажные приемы, внимание к крупным планам, авторский голос за кадром; драматургические правила, предусматривающие внятность сюжета, ясную модель героя и т. д.).

В то время как для современного киноязыка характерны размытость ценностных установок, отсутствие сложившейся модели героя, приоритет зрелищности, использование приемов голливудской киноэстетики и т.п.

Вместе с тем в кинопространстве большого кино XXI в. появляются тенденции восстановления национальных традиций [23]. В свете этого зарождающиеся практики детского кинотворчества могут выступать проводником культурных ценностей для детей и подростков как своей целевой аудитории.

Подведем итоги. Анализ деятельности детского МКФ «Бронзовый Витязь» и образовательных киностудий (киноклуб «Синяя птица», киностудия «На облачке» г. Томска) позволил обозначить специфику их организации, которая определяется следующими факторами. 1. Целеполагание: сохранение и возрождение национально-культурного наследия; развитие детско-юношеского кинодвижения как формы воспитания молодого поколения; расширение кинематографического кругозора детей. 2. Идейные установки и ценности: создание видеороликов духовно-нравственной тематики (любовь, дружба, патриотизм, взаимопомощь, уважение к старшим и пр.); акцент - на содержательной составляющей, а не техническом исполнении; умение ценить свой труд. 3. Помощь в социализации и первичной самореализации детей: проявление творческого потенциала ребенка, возможность демонстрации своих достижений экспертам-профессионалам, улучшение навыков видеосъемки или написания сценария посредством специально разработанной образовательной программы. 4. Деятельность детских киноорганизаций в первую очередь осуществляется благодаря инициативе и самодеятельности взрослых и не приносит особой прибыли. Впоследствии поддерживается силами энтузиастов, нуждаясь в спонсорах и дополнительном финансировании (например, закупка видеооборудования, приглашение экспертов с целью обучения детей и пр.).

Юные авторы снимают кинопроизведения в жанрах приключения, военной драмы, документального кино, фантастики, комедии, философских размышлений. Дети могут быть главными героями, придумать и воплотить на экране сюжеты на волнующие их темы (проблемы в школе, взаимоотношения с родителями и друзьями, первые достижения и промахи, поиск себя в мире и др.), вызывающие заинтересованность близкой возрастной группы. В процессе работы появляется соревновательный элемент: дети стремятся получить звание «лучший фильм» по разным номинациям. Для этого обращаются за помощью к взрослым профессионалам-консультантам (монтаж, операторская работа, эффекты, звуковое оформление, цвет и композиция).

Анализ детских фильмов, представленных на МКФ «Бронзовый Витязь», позволил выделить особенности их художественно-образной системы. С одной стороны, выявляются признаки традиции советской киноэпохи с ее отчетливыми ориентирами на трансляцию культурных ценностно-смысловых установок и особой эстетикой. Это воплощается, во-первых, в тематике, сюжетах, героях (воспеваются гуманистические ценности, уважение друг к другу, любовь к Родине, народу, культуре; присутствует образ положительного героя; наличие созидательных и поучительных элементов, тяга к интеллектуальности); во-вторых, в художественной эстетике (в работе с крупными планами, пейзажными съемками, ракурсами; в применении цветовых средств (сепия, состаренные кадры); ровный

ритм (монтажный и драматургический), закадровый голос. С другой стороны, наблюдается обращение к современному киноязыку с его приоритетным вниманием к визуальным эффектам, зрелищности, динамике внутрикадрового ритма, использование молодежного дискурса (слэнг, неологизмы). Таким образом, следует отметить, что идейное ядро художественно-образной системы детских фильмов базируется на традициях отечественной киноэстетики, сохраняя тягу к интеллектуальности и духовно-нравственной тематике. При этом визуальное воплощение сочетает традиции советского кино и средства современного киноязыка.

Региональные инициативы в виде организации детских кинофестивалей, киношкол, киноклубов подтверждают значимость и необходимость воспитательной роли детского киноискусства, нацеленного на трансляцию духовных ценностей и образцов поведения. Анализ художественно-образной системы детского кинотворчества позволяет его рассматривать с позиции формирования национально-культурной идентичности у ребенка средствами киноязыка. Этому способствует четкость акцентуации морально-нравственных и ценностных ориентиров отечественной культуры, встроенных в художественно-образную систему фильма (структуру сюжета, модель героя), а также обращение к эстетическим традициям кино советской эпохи.

Литература

1. Savelieva Elena N. Self-Determination of European Cinematographies: Basic Issues and Ways of Resolving Them // Journal of Siberian Federal University. Humanities & SocialSciences. 6. 2014. № 7. P. 951-958.

2. Фестиваль «Бронзовый Витязь». URL: http://bronzevityaz.ru (дата обращения: 23.02.2020).

3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000. 416 с.

4. Куруленко Э.А. Детство как социокультурный феномен // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 2 (3). С. 838-844.

5. Лефман Т.О. Феномен детства в современной визуальной культуре // Вестник КемГУКИ. 2017. № 39. С. 100-105.

6. МамычеваД.И. Феномен детства в контексте современности: тенденции и перспективы развития // Известия ВУЗов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 1. С. 24-27.

7. ОсоринаМ.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. : Питер, 2000. 288 с.

8. УдалыхЕ.Ю. Образы детства в русской культуре и философии : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2012. 26 с.

9. Хагуров Т.А. Деформации детства как фактор экстремизации и некрофилизации сознания молодежи // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) : материалы V Всерос. социол. конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров. Электрон. дан. М. : Российское общество социологов, 2016. С. 5667-5680.

10. ЛотманЮ.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин : ЭэстиРаамат, 1973. 92 с.

11. Усманова А. Научение видению: к вопросу о методологии анализа фильма // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов : Научная книга, 2007. С. 183-204.

12. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Биб. журн. исслед. соц. пол.; под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М. : Вариант; ЦСПГИ, 2009. С. 335-358.

13. Преснякова Н.И. Что такое детское кино? URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/83759/% D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81 %D0%BA%D0%BE%D0%B5 (дата обращения: 17.01.2020).

14. Детское и юношеское кино: проблемы и перспективы развития: альманах / гл. ред. Т.В. Мирошник. М. : Слово и образ, 2016. С. 230.

15. Киностудия «Синяя птица». URL: http://tom-porschool.edu.tomsk.ru/nasha kinostudiya/ ?pre-view=true&_thumbnail_id=6385 (дата обращения: 17. 03.2021).

16. Снимаем вместе поддержка в развитии международных кинотеатральных школ имени Сергея Бондарчука / Фонд президентских грантов. URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--

pi ai/public/application/item?id=01698269-C1A3-4D67-AFDE-C760F19BBD4D (дата обращения: 23.12.2020).

17. Киношкола им. С. Бондарчука. Мастерская заслуженной артистки России Натальи Бондарчук: Дополнительная общеобразовательная программа / автор-разработчик Н.С. Бондарчук. М.,

2016. 43 с.

18. Киностудия «На облачке». URL: https://www.youtube.com/user/naobla4ke/featured (дата обращения: 19.10.2020).

19. Правда о киностудии «На облачке». URL: https://www.youtube.com/watch?v=j3bSE_z-FA

(дата обращения: 25.03.2021).

20. Бронзовый Витязь. Канал Youtube. URL: https://www.youtube.com/channel/UCHdNK5521iYT3 Rcae67xa1Q (дата обращения: 22.12.2020).

21. Савельева Е.Н., Буденкова В.Е., Преснякова А.В. Кинопроизводство томских режиссеров-любителей как просьюмерская практика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 39. С. 103-116.

22. Савельева Е.Н., Буденкова В.Е. Кино эпохи коллективизма как зеркало национально-культурной идентичности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2017. № 27. С. 243-250.

23. Сенникова В.В., Савельева Е.Н. Образ героя в отечественном кинематографе: от образцовой модели соцреализма к неопределенности постсоветского времени // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 27. С. 251-262.

Veronika V. Sennikova, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2021, 43, pp. 126-138. DOI: 10.17223/22220836/43/9

TOMSK CHILDREN'S AND YOUTH FILM FESTIVALS AND STUDIOS: THE EXPERIENCE OF CHILDREN AND YOUTH CINEMA REVIVAL

Keywords: children's cinema; children's film festivals; national and cultural identity; value system; childhood culture.

Regional film festivals are part of the film process and play a special role in the formation and preservation of national and cultural identity. The author of the article refers to the regional children's cinema festival. This topic is relevant because children's filmmaking is given very little attention in the space of contemporary culture (These are films made by the children themselves). We characterize this cinema as the artistic practice of "small cinema with great meaning". The purpose of research - to identify the specific features of the cinema, as a product of children's creativity. In the course of the work, the following tasks were solved. Firstly, the features of the organization of children's film festivals and educational film studios (in Tomsk region) were studied. Secondly, an analysis of the artistic and imaginative specificity of children's cinema is given. The study was conducted on the material Children's Film Festival "Bronze Knight", the children's film studio "On a cloud" (Tomsk).

Our research has shown that the experience of the regions demonstrates the success of the institutionaliza-tion of the practices of children's film-making in the format of film festivals, as well as in the form of organizing film schools. At the same time, an important organizational feature is the set guidelines for children's creativity. There are content priority setting; the need to determine value-semantic guidelines, attention to professional training; emphasis on the development of creativity, etc.

Analysis of children's films, presented at the International Film Festival "Bronze Knight", enabled us to identify the characteristics of their artistic-figurative system. On the one hand, there is an orientation toward the Soviet film tradition with its distinct guidelines for the transmission of cultural value-semantic attitudes and special aesthetics. This is manifested, firstly, in themes, plots and heroes (humanistic values are glorified, respect for each other and love for their homeland, people and culture are instilled; a positive hero striving for good deeds; the presence of creative and instructive elements, a craving for intellectuality); secondly, in artistic aesthetics (close-ups, landscape photography; foreshortening; even rhythm, experiments with color: sepia, aged shots). On the other hand, there is an appeal to the modern cinema language, with its priority attention to visual effects, dynamics of frames and rhythm, including youth discourse (slang, neologisms). On the other hand, there is an appeal to the modern cinema language, with its priority attention to visual effects, dynamics and rhythm, including youth discourse (slang, neologisms). Thus, it should be

noted that the ideological core of the artistic and imaginative system of children's films is based on the traditions of Russian cinema aesthetics, while maintaining a craving for intellectuality and spiritual and moral themes, while the visual embodiment combines the traditions of Soviet cinema and the means of modern cinema language.

References

1. Savelieva, E.N. (2014) Self-Determination of European Cinematographies: Basic Issues and Ways of Resolving Them. Journal of Siberian Federal University. Humanities & SocialSciences. 6(7). pp. 951-958.

2. Bronzevityaz.ru. (n.d.) Festival' "Bronzovyy Vityaz'" [Festival "Bronze Knight"]. [Online] Available from: http://bronzevityaz.ru (Accessed: 23rd February 2020).

3. Abramenkova, V.V. (2000) Sotsial'naya psikhologiya detstva: razvitie otnosheniy rebenka v detskoy subkul'ture [Social psychology of childhood: the development of child relationships in the children's subculture]. Moscow: MPSI.

4. Kurulenko, E.A. (2012) Detstvo kak sotsiokul'turnyy fenomen [Childhood as a sociocultural phenomenon]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk - Izvestia RAS SamSC. 2(3). pp. 838-844.

5. Lefman, T.O. (2017) Childhood phenomenon in the contemporary visual culture. Vestnik Kem-GUKI- Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 39. pp. 100-105. (In Russian).

6. Mamycheva, D.I. (2008) Fenomen detstva v kontekste sovremennosti: tendentsii i perspektivy razvitiya [The phenomenon of childhood in the context of modernity: trends and development prospects]. Izvestiya VUZov. Severo-kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki - University News. North-Caucasian Region. Social Sciences Series. 1. pp. 24-27.

7. Osorina, M.V. (2000) Sekretnyy mir detey vprostranstve mira vzroslykh [The Secret World of Children in the Space of the Adult World]. St. Petersburg: Piter.

8. Udalykh, E.Yu. (2012) Obrazy detstva v russkoy kul'ture i filosofii [Images of Childhood in Russian Culture and Philosophy]. Abstract of Philisophy Cand. Diss. Belgorod.

9. Khagurov, T.A. (2016) Deformatsii detstva kak faktor ekstremizatsii i nekrofilizatsii soznaniya mo-lodezhi [Deformations of childhood as a factor of extremization and necrophilization of youth consciousness]. In: Mansurov, V.A. Sotsiologiya i obshchestvo: sotsial'noe neravenstvo i sotsial'naya spravedlivost' [Sociology and Society: Social Inequality and Social Justice]. Moscow: Russian Society of Sociologists. pp. 5667-5680.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Lotman, Yu.M. (1973) Semiotika kino i problemy kinoestetiki [Semiotics of cinema and problems of cinema aesthetics]. Tallin: EestiRaamat.

11. Usmanova, A. (2007) Nauchenie videniyu: k voprosu o metodologii analiza fil'ma [Teaching vision: on the methodology of film analysis]. In: Yarskaya-Smirnova, E.R., Romanov, P.V. & Krutkin, V.L. (eds) Vizual'naya antropologiya: novye vzglyady na sotsial'nuyu real'nost' [Visual Anthropology: New Views on Social Reality]. Saratov: Nauchnaya kniga. pp. 183-204.

12. Yarskaya-Smirnova, E.R. & Romanov, P.V. (ed.) (2009) Vizual'naya antropologiya: rezhimy vi-dimosti pri sotsializme [Visual Anthropology: Modes of Visibility under Socialism]. Moscow: Variant; TsSPGI. pp. 335-358.

13. Presnyakova, N.I. (n.d.) Chto takoe detskoe kino? [What is children's cinema?]. [Online] Available from: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/83759/% D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0% BE%D0%B5 (Accessed: 17th January 2020).

14. Miroshnik, T.V. (ed.) (2016) Detskoe i yunosheskoe kino: problemy i perspektivy razvitiya [Children's and youth cinema: problems and development prospects]. Moscow: Slovo i obraz. p. 230.

15. Porosino Secondary School of Tomsk Region. (n.d.) Kinostudiya "Sinyaya ptitsa" [Film Studio "Blue Bird"]. [Online] Available from: http://tom-porschool.edu.tomsk.ru/nasha kinostudiya/?preview= true&_thumbnail_id=6385 (Accessed: 17th March 2021).

16. The Presidential Grants Fund. (n.d.) Snimaem vmeste: podderzhka v razvitii mezhdunarodnykh kinote-atral'nykh shkol imeni Sergeya Bondarchuka [Filming together: support in the development of international cinema schools named after Sergei Bondarchuk]. [Online] Available from: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=01698269-C1A3-4D67-AFDE-C760F19BBD4D (Accessed: 23rd December 2020).

17. Bondarchuk, N.S. (2016) Kinoshkola im. S. Bondarchuka. Masterskaya zasluzhennoy artistki Rossii Natal'i Bondarchuk: Dopolnitel'naya obshcheobrazovatel'naya programma [The S. Bondarchuk Film School. Workshop of the Honored Artist of Russia Natalia Bondarchuk. Additional Education Program]. Moscow: [s.n.].

18. Na oblachke. (n.d.) Kinostudiya "Na Oblachke" [The film studio "On the Cloud"]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/user/naobla4ke/featured (Accessed: 19th October 2020).

19. Na oblachke. (n.d.) Pravda o kinostudii "Na Oblachke" [The truth about the film studio "On the

Cloud"]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=j3bSE_z-FA (Accessed:

25th March 2021).

20. Youtube. (n.d.) Bronzovyy Vityaz' [Bronze Knight]. [Online] Available from: https://www.you-tube.com/channel/UCHdNK5521iYT3 Rcae67xa1Q (Accessed: 22nd December 2020).

21. Savelieva, E.N., Budenkova, V.E. & Presnyakova, A.V. (2020) Tomsk amateur filmmakers' film production as a prosumer practice. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i is-kusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 39. pp. 103-116. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/39/10

22. Savelieva, E.N. & Budenkova, V.E. (2017) Movie of the era of collectivism as a mirror of national and cultural identity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie -Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 27. pp. 243-250. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/27/22

23. Sennikova, V.V. & Savelieva, E.N. (2017) The character image of Russian and Soviet cinema: from socialist realism model to uncertainty of post-Soviet period. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 27. pp. 251-262. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/27/23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.