Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ЗАКУПКИ / ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАЦИОНАРОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Демидов Д.А., Каримова А.А.

Ограниченные финансовые возможности регионального здравоохранения требуют от администраторов системы постоянного поиска новых путей оптимизации расходов на закупку лекарственных препаратов, в особенности по ресурсоемким нозологиям, среди которых ключевую роль играет онкология. Цель работы заключалась в освещении опыта внедрения системы централизованного мониторинга и закупа противоопухолевых препаратов для обеспечения медицинских организаций на региональном уровне, а также демонстрации организационных эффектов данного управленческого решения. Материалы исследования включали информацию о закупе данных лекарственных препаратов в 38 медицинских организациях по 106 наименованиям, представленной в 156 отчетах по вновь утвержденной форме мониторинга доступности противоопухолевых препаратов, в том числе закупленным по 42 совместным государственным контрактам 2023 года и самостоятельно заключенным контрактам медицинских организаций с поставщиками вне централизованной системы. Материалами исследования также послужили локальные нормативные и распорядительные документы, изданные в период инициации и работы системы централизованного закупа химиотерапевтических средств регионом в период 2022-2023 гг. Методы исследования: структурный, системный анализ, контент-анализ содержания нормативных документов и отчетной документации. В результате исследования составлен алгоритм внедрения системы централизованного управления закупками медицинскими организациями в пределах одного региона с указанием необходимых административных шагов на пути к созданию системы, а также рекомендованной формы отчетной документации для контроля объемов закупа препаратов. Работа позволила осветить положительные стороны регионального опыта и проблемные аспекты, которые требуют дальнейших решений. Данный опыт рекомендован к внедрению в других регионах путем использования разработанной формы мониторинга доступности ключевых противоопухолевых препаратов в стационарах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Демидов Д.А., Каримова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING A SYSTEM OF MONITORING AND CENTRALIZED MANAGEMENT OF ANTITUMOR DRUGS PROCUREMENT BY MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE SVERDLOVSK REGION

The limited financial capabilities of regional healthcare require administrators to constantly search for new ways to optimize the costs of procurement of drugs, especially for resource-intensive nosologies, among which oncological diseases play a key role. The purpose of the work was to highlight the experience of implementing a system of centralized monitoring and procurement of antitumor drugs to provide regional hospitals, as well as to demonstrate the organizational effects of this management decision. The research materials included information on the procurement of antitumor drugs in 38 medical organizations for 106 drugs, presented in 156 reports on the newly approvedform of monitoring their availability, including purchased drugs under 42 joint state contracts in 2023 and independently concluded contracts of medical organizations with suppliers outside the centralized system. The materials of the study were also local regulatory and administrative documents issued during the initiation and operation of the system of centralized purchase of chemotherapeutic drugs by the region in 2022-2023. Research methods: structural, system analysis, content analysis of regulatory documents and reporting documentation of medical organizations. As a result of the study, an algorithm was compiled for the implementation of a centralized procurement management by medical organizations within the Sverdlovsk region, indicating the necessary administrative steps towards the creation of this system, as well as the recommended form of reporting documentation for controlling the volume ofprocurement of drugs. The work showed the positive aspects of the regional experience and problematic aspects that require further solutions. This experience is recommendedfor implementation in other regions using the developed form of monitoring the availability of antitumor drugs in hospitals.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

https://clinical-journal. ru E-ISSN 2686-6838

@ CD

УДК 615-03 + 616-006.04

RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences

Corresponding Author: Karimova Alisa Alekseevna, PhD in Pharmaceutical Sciences, Associate Professor, Department of Management and Economics of Pharmacy, Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russian Federation E-mail: otd.mspo@gmail.com

©Demidov D.A., Karimova A.A. - 2023

I Accepted: 30.08.2023

http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-8-4-10

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Демидов1,2 Д.А., Каримова2 А.А.

1 Министерство здравоохранения Свердловской области, г. Екатеринбург, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Аннотация. Ограниченные финансовые возможности регионального здравоохранения требуют от администраторов системы постоянного поиска новых путей оптимизации расходов на закупку лекарственных препаратов, в особенности по ресурсоемким нозологиям, среди которых ключевую роль играет онкология. Цель работы заключалась в освещении опыта внедрения системы централизованного мониторинга и закупа противоопухолевых препаратов для обеспечения медицинских организаций на региональном уровне, а также демонстрации организационных эффектов данного управленческого решения. Материалы исследования включали информацию о закупе данных лекарственных препаратов в 38 медицинских организациях по 106 наименованиям, представленной в 156 отчетах по вновь утвержденной форме мониторинга доступности противоопухолевых препаратов, в том числе закупленным по 42 совместным государственным контрактам 2023 года и самостоятельно заключенным контрактам медицинских организаций с поставщиками вне централизованной системы. Материалами исследования также послужили локальные нормативные и распорядительные документы, изданные в период инициации и работы системы централизованного закупа химиотерапевтических средств регионом в период 2022-2023 гг. Методы исследования: структурный, системный анализ, контент-анализ содержания нормативных документов и отчетной документации. В результате исследования составлен алгоритм внедрения системы централизованного управления закупками медицинскими организациями в пределах одного региона с указанием необходимых административных шагов на пути к созданию системы, а также рекомендованной формы отчетной документации для контроля объемов закупа препаратов. Работа позволила осветить положительные стороны регионального опыта и проблемные аспекты, которые требуют дальнейших решений. Данный опыт рекомендован к внедрению в других регионах путем использования разработанной формы мониторинга доступности ключевых противоопухолевых препаратов в стационарах.

Ключевые слова: централизованные закупки, противоопухолевые лекарственные препараты, лекарственное обеспечение стационаров

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING A SYSTEM OF MONITORING AND CENTRALIZED MANAGEMENT OF ANTITUMOR DRUGS PROCUREMENT BY MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE SVERDLOVSK REGION

Demidov1,2 D.A., Karimova2 A.A.

1Ministry of Health of the Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Russian Federation 2Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract. The limited financial capabilities of regional healthcare require administrators to constantly search for new ways to optimize the costs of procurement of drugs, especially for resource-intensive nosologies, among which oncological diseases play a key role. The purpose of the work was to highlight the experience of implementing a

2023. Vol. 25. № 8

Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-8

E-ISSN 2686-6838

system of centralized monitoring and procurement of antitumor drugs to provide regional hospitals, as well as to demonstrate the organizational effects of this management decision. The research materials included information on the procurement of antitumor drugs in 38 medical organizations for 106 drugs, presented in 156 reports on the newly approvedform of monitoring their availability, including purchased drugs under 42 joint state contracts in 2023 and independently concluded contracts of medical organizations with suppliers outside the centralized system. The materials of the study were also local regulatory and administrative documents issued during the initiation and operation of the system of centralized purchase of chemotherapeutic drugs by the region in 2022-2023. Research methods: structural, system analysis, content analysis of regulatory documents and reporting documentation of medical organizations. As a result of the study, an algorithm was compiled for the implementation of a centralized procurement management by medical organizations within the Sverdlovsk region, indicating the necessary administrative steps towards the creation of this system, as well as the recommended form of reporting documentation for controlling the volume ofprocurement of drugs. The work showed the positive aspects of the regional experience and problematic aspects that require further solutions. This experience is recommendedfor implementation in other regions using the developed form of monitoring the availability of antitumor drugs in hospitals.

Keywords: centralized procurement, anticancer drugs, medical provision of hospitals

Введение. Осуществление закупок

лекарственных препаратов (ЛП) - это системообразующий процесс лекарственного обеспечения пациентов. Онкология была и остается ключевым сегментом государственных закупок на российском фармацевтическом рынке, в особенности в госпитальном сегменте [6]. Более того, финансирование закупки

противоопухолевых ЛП в 2022 году выросло на 17% (до 160,1 млрд.руб.) по сравнению с 2021 годом, что связано с изменениями некоторых схем химиотерапии и выходом на рынок новых дорогостоящих ЛП. В структуре госпитальных закупок противоопухолевые ЛП занимают 35,7% стоимостного объема [10]. Поэтому даже незначительная оптимизация системы управления закупками противоопухолевых ЛП приводит к ощутимым экономическим эффектам. Дальнейшее развитие системы закупок - это ключевая задача оптимизации использования государственных активов, в частности, региональных бюджетов.

Известно, что заключение долгосрочных контрактов с поставщиками и офсетных контрактов с производителями активно практикуется за рубежом, что позволяет обеспечить более высокие показатели как организационной, так и финансовой доступности ЛП для населения в течение длительного времени [1, 5]. Это достигается также и за счет снижения стоимости закупки более крупных партий ЛП и рационального долгосрочного планирования.

Внедрение системы мониторинга государственных закупок и жесткая регламентация данной системы, а также контроль движения ЛП на рынке позволили достичь большей прозрачности лекарственного обеспечения стационаров, однако, медицинские организации на застрахованы от недобросовестных поставщиков, срывов контрактов или поставки товара недостаточно

высокого качества [4], что зачастую приводит к сложностям в маршрутизации пациентов, необходимости их перенаправления в другие медицинские организации, где было закуплено достаточное количество необходимых ЛП. В противном случае возникает риск несвоевременного получения ЛП, нарушения преемственности лекарственного обеспечения при переходе пациента со стационарного на амбулаторный этап или внеплановой госпитализации [3] и, как следствие, мы можем наблюдать снижение эффективности

противоопухолевой терапии.

Для решения этих проблем необходима разработка систем мониторинга и управления закупками противоопухолевых ЛП на региональном уровне, что позволило бы снизить неопределенность при планировании поставок ЛП в медицинские организации [2]. Существуют разные подходы к управлению закупками, основанные на использовании принципов децентрализации или централизации, перспективы также и формы организации закупок на основе модели центров совместного пользования [7]. Именно централизация может обеспечить снижение стоимости каждой единицы ЛП за счет более крупных объемов закупа на уровне региональной потребности. При этом существует риск увеличения дистанции между поставщиком и заказчиком за счет включения централизованной закупочной организации в качестве уполномоченного органа [8], поэтому необходимо тщательно анализировать ее роль и необходимость включения в региональную модель совместных закупок.

Очевидным преимуществом

централизации системы планирования закупок является прозрачность и доступность информации [9]: как сами участники совместных закупок, так и регуляторы этой системы оперативно получают необходимую информацию

E-ISSN 2686-6838

об ожидаемых сроках поставки и наличии запасов ЛП в различных медицинских организациях региона, что критически важно для принятия грамотных организационных и клинических решений администраторами системы

лекарственного обеспечения. Но даже грамотно построенная система нуждается в контроле, поэтому перед нами стояла задача - не только спроектировать модель взаимодействия участников совместных закупок на региональном уровне, но и разработать действенную систему мониторинга наличия противоопухолевых, закупленных совместно на региональном уровне.

Цель — исследование организационных эффектов управленческих решений по внедрению системы централизованного мониторинга и совместного закупа противоопухолевых лекарственных препаратов медицинскими организациями в Свердловской области.

Материалы и методы. Исследование основано на внутренней информации системы мониторинга наличия противоопухолевых ЛП, а также информации о физическом и стоимостном объемах закупа данных ЛП в 38 МО по 106 международным непатентованным

наименованиям ЛП (с учетом разных форм выпуска или 82 уникальных МНН) и 156 углубленных отчетов по вновь утвержденной форме мониторинга доступности

противоопухолевых ЛП, в том числе закупленным по 42 совместным государственным контрактам 2023 года и 67 самостоятельно заключенным контрактам МО с поставщиками вне системы совместных закупок. Материалами исследования также послужили локальные нормативные акты, протоколы совещаний, приказы, регламенты взаимодействия участников системы совместных закупок, изданные для инициации и работы системы совместного закупа химиотерапевтических средств в период 20222023 гг. Методы исследования: структурный, системный анализ, контент-анализ содержания нормативных документов и отчетной документации медицинских организаций.

Результаты и обсуждение. Для

инициации совместных закупок в регионе была создана рабочая группа по контролю мероприятий, проводимых в рамках совместных закупок ЛП для химиотерапии, ее задачи были прописаны в соответствующем Положении и закреплены приказом Минздрава Свердловской области от 02.12.2022 г. № 2767-п. В результате экспертных совещаний рабочей группы и организационных исследований авторов данной статьи был составлен алгоритм внедрения

системы централизованного управления закупками 82 уникальных международных непатентованных наименования

противоопухолевых ЛП для 38 МО Свердловской области с указанием необходимых административных шагов и контрольных точек, а также утверждена структура отчетной документации для контроля объемов реализованного совместного закупа ЛП.

Этапы внедрения системы совместных закупок на региональном уровне представлены на рисунке 1.

Ф*

выявление проблем в лекарственном обеспечении стационаров противоопухолевыми ЛП

Организационное проектирование системы проведения совместных закупок ЛП

Отбор медицинских организаций для участия в проведении совместных закупок ЛП

Формирование перечня ЛП для совместных закупок, расчет потребности участников системы

Квотирование заявленной потребности в ЛП, согласование плана маршрутизации пациентов

Проведение закупок ЛП при содействии уполномоченной фармацевтической организации

Внедрение формы мониторинга наличия ЛП, сбор информации от медицинских организаций

Рис.1 - Организационные этапы внедрения системы совместных закупок противоопухолевых ЛП в Свердловской области

Fig.1 - Organizational stages of implementation of the joint procurement system for antitumor drugs provision in the Sverdlovsk region

https://clinical-journal. ти E-ISSN 2686-6838

На первом этапе в медицинских организациях были выявлены проблемы, связанные с отсутствием централизованного управления закупками ЛП: срывы сроков поставки, завышенная стоимость закупки по причине недостаточного объема закупа или необходимости срочного закупа в случае несостоявшейся закупки, жалобы пациентов на трудности с получением ряда ЛП в период и дефектуры у поставщиков, что требовало их перемаршрутизации в другие МО региона. На втором этапе были изданы все необходимые распорядительные документы и собрана рабочая группа из 12 экспертов. В качестве участников системы совместных закупок на третьем этапе было отобрано 38 МО, для ряда учреждений ГАУ СО «Фармация» выступала в качестве оператора системы совместных закупок. На четвертом этапе в перечень ЛП для совместной закупки включались те препараты, которые используются более чем в четырех МО, и являются финансовоемкими. Общая стоимость отобранных противоопухолевых ЛП составляла не менее 70% от общей стоимости применяемых в МО при терапии злокачественных новообразований препаратов, что соответствовало примерно трети наименований из формулярных перечней МО. Стоит отметить в качестве прецедента совместную закупку одного противорвотного ЛП, который не входил в список жизненно необходимых и важнейших ЛП (Апрепитант), однако, он был закуплен в качестве рациональной терапии сопровождения к ряду схем химиотерапии.

Предварительные расчеты плановой потребности на данном этапе проводились экспертами ГАУЗ СО «Свердловский областной онкологический диспансер» (СООД) на основе

информации о предъявленных к оплате в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования случаях применения схем химиотерапии. Расчет прогностической потребности в ЛП для реализации химиотерапевтических схем лечения в разрезе медицинских организаций осуществлялся по полугодиям, начиная с 2022 года, в расчет включались показатели за аналогичный период прошлого года и результаты работы в предыдущем расчётному полугодии.

На пятом этапе экспертами рабочей группы при Министерстве здравоохранения Свердловской области были установлены квоты по всем 38 МО, утверждены рекомендованные объемы закупа, планы маршрутизации пациентов. На шестом этапе уполномоченной организацией ГАУ СО «Фармация» была оформлена аукционная документация и проведены совместные закупки по 106 наименованиям ЛП с учетом наличия нескольких лекарственных форм по отдельным позициям.

На заключительном этапе для осуществления контроля за работоспособностью системы и использования в управленческих целях нами была разработана отчетная форма №1508 «Сведения для мониторинга наличия в медицинских организациях лекарственных

препаратов

лекарственной

утверждена

здравоохранения

27.01.2023 №

государственной

«Мониторинг

для противоопухолевой

терапии», которая была приказом Министерства

Свердловской области от 147-п и размещена в информационной системе деятельности медицинских учреждений» (ГИС МДМУ). Форма отчета №1508 для МО представлена на рисунке 2.

Наименование ЛП Форма выпуска Установленный объем на первое полугодие 2023 (квота) Поставлено препарата в МО на отчетную дату * Расход ЛП в МО по действующим договорам за неделю Остаток ЛП на складе МО на отчетную дату Расход ЛП в МО по действующим договорам с 1 января* Средний объём расхода * Расход квоты в%

В упаковках А Б В А Б В А Б В А Б В 6 мес. 1 мес.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

* Отмеченные поля заполняются нарастающим итогом

Рис.1 - Форма отчета для мониторинга наличия ЛП для проведения противоопухолевой лекарственной терапии в МО Свердловской области

https://clinical-journal ru E-ISSN 2686-6838

Name of drug Release form Established volume for the first half of2023 (quota) The amount of medicine delivered to the hospital on the reporting date * The consumption of medicines in the hospital under current contracts for a week The rest of the medicine in the hospital's warehouse at the reporting date The consumption of medicines in the hospital under current contracts from January 1* Average volume of drug consumption * Quota consu mption

In packages A В С A В С A В С A В С 6 mont hs 1 mon th %

1 2 3 4 5 6 7 s 9 10 li 12 13 14 15 16 17 is

Fig.1 - Reporting form for monitoring the availability of drugs for antitumor drug therapy in hospitals of the Sverdlovsk region:

A - the total number of drug packages,

В - the number of packages received by the hospital through the joint procurement system, С - the number of packages received by the hospital under independently concluded contracts. * - the marked fields are filled in with a cumulative total

Всего в форму входит 18 полей (обозначены соответствующим порядковым номером в нижней строке), часть из них были предварительно заполнены в системе (параметры 1, 2, 3). Также не требуется участие специалиста в заполнении полей 13-18, так как они автоматически рассчитываются системой по предустановленным формулам. Представителю МО необходимо еженедельно заполнять только поля 4-12, в которых указывается общее количество упаковок каждого наименования ЛП (параметр А), в котором выделяются количество упаковок, полученных МО через систему совместных закупок (параметр Б), и количество упаковок, полученных МО по самостоятельно заключенным контрактам (параметр В). Системой осуществляется проверка арифметического соответствия суммы параметров Б и В значению параметра А.

Экспертами при выгрузке сводных отчетов по всем МО - участникам системы совместных закупок, могут анализироваться расчетные параметры, такие как:

- степень исполнения контракта по совместным закупкам (отношение параметра «4» к параметру «3», выраженное в процентах);

- удельный вес ЛП, закупленных в регионе совместно (сумма по параметру «5», отнесенная к сумме по параметру «4» по всем МО региона, в процентном выражении);

- удельный вес ЛП, закупленных МО самостоятельно (сумма по параметру «6», отнесенная к сумме по параметру «4» по всем МО региона, в процентном выражении).

Также важное аналитическое значение для коррекции квот и планов закупок имеет группа параметров по расходу ЛП (параметры 13-18)

Информация о необходимости

еженедельного заполнения указанной формы была направлена в адрес МО, кураторский доступ был предоставлен специалистами ГАУ СО «Фармация» и ГАУЗ СО СООД, сводный отчет выгружается в защищенное облачное пространство с ежечасным обновлением данных. Отчетная форма обеспечила высокую работоспособность и прозрачность системы совместных закупок посредством осуществления непрерывного мониторинга и контроля направления пациентов для проведения химиотерапии в МО региона.

Благодаря внедрению формы мониторинга были достигнуты позитивные организационные эффекты для работы управленческого звена региональной онкологической службы. Значительно сокращено время, затрачиваемое специалистами ГАУЗ СО СООД на перенаправление пациентов между различными МО в случае отсутствия необходимого ЛП, а также на решение вопросов по обращениям пациентов на горячую линию Министерства здравоохранения Свердловской области. Повысилась организационная и логистическая доступность лекарственного обеспечения пациентов за счет рационального планирования их маршрутизации для проведения ХТ по месту жительства. За счет этого достигается практически 100% своевременность начала терапии даже для внеплановых пациентов, поскольку в режиме онлайн можно увидеть остатки ЛП на складах МО, либо узнать о

E-ISSN 2686-6838

неисчерпанных ресурсах по контрактам в рамках проведенных совместных закупок и порекомендовать осуществление отгрузки по действующим договорам в конкретные МО. Для главных внештатных специалистов и иных руководителей высшего управленческого звена Министерства здравоохранения Свердловской области появляется дополнительный рычаг влияния на руководителей МО при поступлении жалоб от пациентов на сложности с назначением или получением нужного ЛП, поскольку им становится доступна информация о возможностях МО закупить ЛП самостоятельно или по системе совместных закупок.

Помимо этого, дополнительным рычагом для достижения наилучших организационных эффектов внедрения системы совместных закупок стало внесение изменений в Тарифное соглашение по системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области на 2023 год в части разгруппировки противоопухолевой терапии в связи с согласованием Министерством здравоохранения Свердловской области новых цен для совместных закупок. Данное решение позволило уменьшить убытки медицинских организаций на закупку ЛП благодаря полному возмещению их стоимости по новым тарифам, которые были рассчитаны на основе стоимости соответствующих ЛП, установленной для совместных закупок. Таким образом снижается риск формирования кредиторской задолженности медицинских организаций - участников системы совместных закупок, что наблюдалось в предшествующие годы по причине отсутствия привязки стоимости тарифов на оказание медицинской помощи к единой закупочной цене конкретных ЛП, использующихся в схемах противоопухолевой терапии.

Наряду с достигнутыми положительными результатами внедрения системы мониторинга противоопухолевых ЛП мы столкнулись с некоторыми организационными сложностями при сборе информации по установленной форме: со стороны подведомственных МО допускаются ошибки по причине ручного ввода значений. В дальнейшем данная проблема может быть решена путем интеграции с системой мониторинга

REFERENCES

|11. Mothcral B. R.. Fairman K. A. Changes in PBM Business Practices in 2019: True Innovation or More of the Same'? //Journal of Managed Care & Specialty Pharmacy. 2020. -Vol. 26(10). P. 1325-1333. DOI: 10.18553/jmcp.2020.20213 [2]. Agapova T.N.. Ilnitsky N.A. Challenges for modern system of maintenance and supply of regional health care // Social and economic systems. International electronic scientific

движения ЛП (маркировки). Также в первые месяцы работы отчетной формы наблюдалась недостаточная исполнительская дисциплина по показателю своевременности занесения данных. В регионе было зафиксировано нарушение срока отправки 17 отчетов (11,18%), но в последующие месяцы данная ситуация была решена.

Заключение. Внедрение строго

регламентированной системы совместных закупок учреждений здравоохранения, системы мониторинга закупок химиотерапевтических ЛП, а также контроль за их движением на складах медицинских организаций позволили достичь большей прозрачности лекарственного обеспечения центров амбулаторной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

онкологической помощи, а также упростить принятие решений о направлении пациентов в тот или иной центр амбулаторной онкологической помощи на основании информации, представленной в форме мониторинга наличия ЛП.

Достигнуты положительные

организационно-экономические эффекты

внедрения системы совместных закупок в регионе за счет согласования единых цен на закупку противоопухолевых ЛП для всех медицинских организаций, что позволило обосновать внесение изменений в Тарифное соглашение по системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области на 2023 год и тем самым снизить риски формирования кредиторской задолженности медицинских организаций вследствие неполного покрытия затрат на закупку ЛП стоимостью тарифов.

Представленный в статье региональный опыт рекомендован к внедрению в других субъектах Российской Федерации путем использования разработанной формы мониторинга доступности ключевых противоопухолевых препаратов в медицинских организациях в полном или частичном объеме. В перспективе может рассматриваться внедрение систем

автоматизированного сбора информации без участия персонала медицинской организации за счет интеграции с государственными информационными системами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

|l|. Motheral B.R., Fairman K.A. Changes in PBM Business Practices in 2019: True Innovation or More of the Scame? //Journal of Managed Care & Specialty Pharmacy. 2020. -Vol. 26(10). P. 1325-1333. DOI: 10.18553/jmcp.2020.20213 [2]. Агапова Т.Н., Ильницкий Н.А. Проблемы современной системы обеспечения и снабжения регионального здравоохранения // Социальные и экономические

https://clinical-journal. ru E-ISSN 2686-68Э8

journal. 2021. № 2. P. 126-139. |Elcctronic rcsourcc|. URL: https://www.sesjournal.ru/upload/uf/824/Issue%20%E2%8 4%962(20)%202021.pdf

[3]. Agafonova Yu.A., Fcdyacv D.V., Omclyanovskiy V.V., Snegovoy A.V. Continuity of outpatient and inpatient drug supply of cancer patients. Problems and solutions // Medical Tcchnologics. Asscssmcnt and Choicc. 2021. Vol. 45(3). P. 37-44. DOI: 10.17116/medtech20214303137

[4]. Valicva O.V. Institutional Traps in Russian Hcalthcarc System // The all-Russian Economic Journal ECO. 2020. Vol. 50(3). P. 44-60. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2020-3-44-60

[5]. Kuhach A.A., Kuhach V.V. Mechanisms for organizing procurement of drugs: overseas experience // Bulletin of Pharmacy. 2022. Vol. 2(96). P. 5-17. DOI: 10.52540/20749457.2022.2.5

[6]. Culture. Science. Education: current issues: monograph. Chcboksary: «Srcda», 2020. P. 93-101.

[7]. Kurdakov A.V., Orlov A.I Choicc of thc ratio of centralization and decentralization in the procurement activities of the public sector using mathematical tools in decision-making // Controlling: management technologies. 2020. Vol. 1(75). P. 70-79.

[8]. Obalyacva Yu.I., Firsov E.I. Asscssmcnt of thc financial effects of centralization public procurement in Russia // Economic horizons. 2022. Vol. 2(68). P. 13-18.

[9]. Romanova T.F., Zvcrcva N.V. Effcctivc public financc management in a digital economy // Financial research. 2020. Vol. 2 (67). P. 45-54.

[10]. Pharmaceutical market of Russia 2022. Analytical report of DSM Group [Elcctronic rcsourcc]. URL: https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2023_rus.pdf

системы. Международный электронный научный журнал. 2021. № 2. С. 126-139. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.sesjournal.ru/upload/uf/824/Issue%20%E2%8 4%962(20)%202021.pdf

[3]. Агафонова Ю.А., Федяев Д.В., Омельяновский В.В., Снеговой А.В. Преемственность лекарственного обеспечения на амбулаторном и стационарном этапах терапии онкологических пациентов. Проблемы и пути решения // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2021. Т. 45(3). С. 37-44. DOI: 10.17116/medtech20214303137

[4]. Валиева О.В. Институциональная ловушка в российском здравоохранении: к вопросу о госзакупках //Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2020. Т. 50(3). С. 44-60. DOI: 10.30680/ЕТО0131-7652-2020-3-44-60

[5]. Кугач А.А., Кугач В.В. Механизмы организации закупок лекарственных средств: зарубежный опыт // Вестник фармации. 2022. № 2 (9б). С. 5-17. DOI: 10.52540/2074-9457.2022.2.5

[6]. Культура. Наука. Образование: актуальные вопросы: монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 93-101.

[7]. Курдаков А.В., Орлов А.И. Выбор соотношения централизации и децентрализации в закупочной деятельности общественного сектора с использованием математических инструментов принятия решений // Контроллинг: технологии управления. 2020. № 1(75). С. 70-79.

[8]. Обаляева Ю.И., Фирсов Е.И. Оценка финансовых эффектов централизации публичных закупок в России // Горизонты экономики. 2022. № 2(68). С. 13-18.

[9]. Романова Т.Ф., Зверева Н.В. Эффективное управление общественными финансами в условиях цифровой экономики // Финансовые исследования. 2020. № 2 (67). С. 45-54.

[10]. Фармацевтический рынок России 2022. Аналитический отчет компании DSM Group [Электронный ресурс]. URL:

https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2023_rus.pdf

Author Contributions. Demidov D.A. - development of the concept and design of the study, processing of data, editing the text of the article; Karimova A.A. - collection and generalization of literary sources, the formation of the information base of the study, analysis of the information array of data, work on the text of the article.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Demidov D.A. - SPIN ID: 5955-1660; ORCID ID: 0000-0001-7814-8724

Karimova A.A. - SPIN ID: 8420-9600; ORCID ID: 0000-0003-3500-096X

For citation: Demidov D.A., Karimova A.A. EXPERIENCE IN IMPLEMENTING A SYSTEM OF MONITORING AND CENTRALIZED MANAGEMENT OF ANTITUMOR DRUGS PROCUREMENT BY MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE SVERDLOVSK REGION // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2023;25(8):4-10. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-8-4-10.

Вклад авторов. Демидов Д.А. - разработка концепции и дизайна исследования, формирование информационной базы исследования, редакция текста статьи; Каримова А.А. - сбор, обработка и описание литературных данных; обработка и анализ информационного массива данных, работа над текстом статьи.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Демидов Д.А. - SPIN ID: 5955-1660; ORCID ID: 0000-0001-7814-8724 Каримова А.А. - SPIN ID: 8420-9600; ORCID ID: 0000-0003-3500-096X

Для цитирования: Демидов Д.А., Каримова А.А. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2023;25(8):4-10. http://dx.doi.Org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-8-4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.