Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ «ДНЕВНИК КРЕАТИВНОГО» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ «ДНЕВНИК КРЕАТИВНОГО» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / «ДНЕВНИК КРЕАТИВНОГО» / РАЗДЕЛЫ «ДНЕВНИКА КРЕАТИВНОГО» / EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY / A MODERN TEACHER OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / TRAINING OF STUDENTS / EXPERIENCE IN ADOPTION / CREATIVE COMPETENCE / “DIARY OF A CREATIVE PERSON” / SECTIONS OF “DIARY OF A CREATIVE PERSON”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумовская Альфия Гамировна

Введение. Актуальность проблемы подготовки современных воспитателей обусловлена новыми требованиями, а также применением инновационных технологий, методов и средств в образовательном процессе вуза. Цель статьи заключается в описании опыта внедрения рабочей тетради «Дневника Креативного» при подготовке студентов - будущих воспитателей, формирования у них креативной компетентности. Материалы и методы. В статье рассматривается содержание и структура «Дневника Креативного», опыт его внедрения в рамках освоения дисциплин «Основы исследовательской деятельности», «Формирование креативной компетентности педагога в научном сотворчестве» по двум организационным вариантам. Экспериментальным путём доказана его эффективность. В ходе исследования использовались методы: анализ процессов и продуктов деятельности, наблюдение, анкетирование, опрос, проектирование, качественный анализ количественных параметров.Результаты исследования. Оценка результатов исследования проводилась с позиций освоения дисциплины, создания научно-исследовательских проектов и формирования креативной компетентности. Полученные положительные результаты свидетельствуют о целесообразности внедрения представленной рабочей тетради в образовательный процесс вуза при формировании креативной компетентности и организации научноисследовательской работы студентов.Заключение. Практическая значимость исследования определяется его направленностью на совершенствование подготовки будущих воспитателей в современных условиях и формирования у них креативной компетентности. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью развития креативной компетентности у практикующих воспитателей и совершенствования содержательного аспекта рабочей тетради.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумовская Альфия Гамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ADOPTING THE WORKBOOK «DIARY OF A CREATIVE PERSON» IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION TO PREPARE FUTURE TEACHERS

IIntroduction. The relevance of training modern educators is due to the new requirements and the use of innovative technologies, methods, and tools in the educational process of higher educational institutions. The paper aims to describe the experience in adopting the workbook “Diary of a Creative Person” in the preparation of students (future kindergarten teachers) and building their creative competence. Materials and Methods. The paper discusses the contents and structure of the Diary of a Creative Person, the experience in its adoption in the framework of mastering the disciplines of Fundamentals of Research Activity, and the Formation of Teacher’s Creative Competence in Scientific Co-creation in two organizational options. The effectiveness of the Diary has been proved experimentally, using the following methods: analysis of processes and products of the activity, observation, question- naire, survey, design, and qualitative analysis of quantitative parameters.The results of the research were evaluated from the perspectives of the subject acquisition, research project creation, and creative competence formation. The obtained positive results indicate the feasibility of introducing the presented workbook in the educational process of the University with the view to building a creative competence and organizing research work of students. Conclusion. The practical significance of the research is determined by its focus on the improvement in the future training of kindergarten teachers in a modern context and the formation of their creative competence. The prospects for this direction in science are determined by the need to develop creative competence in practicing kindergarten teachers and improve the contents of the workbook.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ «ДНЕВНИК КРЕАТИВНОГО» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 378.14+373.211.24

Опыт внедрения рабочей тетради

«Дневник Креативного» в образовательный процесс вуза при подготовке будущих воспитателей

А. Г. Шумовская

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Введение. Актуальность проблемы подготовки современных воспитателей обусловлена новыми требованиями, а также применением инновационных технологий, методов и средств в образовательном процессе вуза. Цель статьи заключается в описании опыта внедрения рабочей тетради «Дневника Креативного» при подготовке студентов - будущих воспитателей, формирования у них креативной компетентности. Материалы и методы. В статье рассматривается содержание и структура «Дневника Креативного», опыт его внедрения в рамках освоения дисциплин «Основы исследовательской деятельности», «Формирование креативной компетентности педагога в научном сотворчестве» по двум организационным вариантам. Экспериментальным путём доказана его эффективность. В ходе исследования использовались методы: анализ процессов и продуктов деятельности, наблюдение, анкетирование, опрос, проектирование, качественный анализ количественных параметров.

Результаты исследования. Оценка результатов исследования проводилась с позиций освоения дисциплины, создания научно-исследовательских проектов и формирования креативной компетентности. Полученные положительные результаты свидетельствуют о целесообразности внедрения представленной рабочей тетради в образовательный процесс вуза при формировании креативной компетентности и организации научно-исследовательской работы студентов. Заключение. Практическая значимость исследования определяется его направленностью на совершенствование подготовки будущих воспитателей в современных условиях и формирования у них креативной компетентности. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью развития креативной

Ключевые слова:

Для

цитирования:

компетентности у практикующих воспитателей и совершенствования содержательного аспекта рабочей тетради.

образовательный процесс в вузе, современный воспитатель дошкольной образовательной организации, подготовка студентов, опыт внедрения, креативная компетентность, «Дневник Креативного», разделы «Дневника Креативного».

Шумовская А. Г. Опыт внедрения рабочей тетради «Дневника Креативного» в образовательный процесс вуза при подготовке будущих воспитателей // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 485-499. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-485-499

Дата поступления статьи в редакцию: 3 мая 2020 г.

Введение

На современном этапе происходящих изменений в области экономики, политики, культуры, а также в обществе в целом актуальным остаётся вопрос подготовки современного специалиста в любой сфере деятельности, в частности в дошкольном образовании. Современный воспитатель дошкольной образовательной организации - это специалист, который обладает профессиональной компетентностью в области дошкольного образования, организовывает развивающую предметно-пространственную среду согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [14], выстраивает эффективное взаимодействие с разными категориями детей (включая детей с особыми образовательными потребностями) и их родителями, применяет в своей практике современные технологии и техники в детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной и т. д.), умеет создавать и внедрять новые педагогические продукты, работать в команде, участвует в научных и методических сообществах воспитателей, постоянно пополняет своё профессиональное портфолио. Он знаток психологии современных детей, вследствие чего осуществляет образовательную деятельность по индивидуальным программам развития, образовательным маршрутам с учётом их личностных и возрастных особенностей.

Таким образом, воспитатель представляется

своеобразным Мастером дошкольного образования, который вносит в образовательный процесс что-то новое, интересное, увлекательное и занимательное для современных детей. Запрос на таких воспитателей, трудовые функции которых отражены в Профессиональном стандарте «Педагог» (п. 3.2.1) [13], может быть реализован, на наш взгляд, в том числе и благодаря сформированной у них креативной компетентности, которая позволит им организовывать педагогический процесс с учётом представленных требований. Соответственно, и подход к подготовке таких специалистов должен осуществляться с использованием новых технологий, нестандартных, инновационных и т. д. Учитывая специфику креативной компетентности и современную тенденцию к внедрению новых технологий, методов и средств в образовательный процесс вуза, мы предлагаем использовать авторское средство «Дневник Креативного». Апробация данного средства была осуществлена в рамках диссертационного исследования «Формирование креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве» (А. Г. Шумовская, 2013 г.) [20] со студентами специальностей «Иностранный язык с дополнительной специальностью «Иностранный язык» и «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью Иностранный язык» в рамках освоения дисциплин «Методы исследования в педагогике», «Методология и методика психолого-педагогических исследований».

Доказав эффективность представленного средства и определив его универсальность, мы внедрили «Дневник Креативного» в образовательный процесс вуза при обучении студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [15], профиль «Дошкольное образование», в рамках освоения дисциплин «Основы исследовательской деятельности» и «Формирование креативной компетентности педагога в научном сотворчестве».

Обзор литературы

Подготовка будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и, в частности, формирование у них креативной компетентности, что является особо актуальным, рассматривается современными учёными с разных позиций: как подготовка педагога-воспитателя в системе непрерывного образования (Н. М. Борытко [1]), в гуманистической направленности (Н. Н. Колосова [10]), как мониторинг качества подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений (Н. П. Гагарина [3]), формирование у них базовых компетентностей (Л. И. Кадырова [8]), как профессионально-ориентированная направленность подготовки будущих воспитателей дошкольных организаций (Л. М. Захарова [6], М. М. Силакова [6]) и т. д. Необходимость формирования креативной компетентности у педагогов обусловлена современной ситуацией в дошкольном образовании и находит своё отражение в исследованиях И. Е. Бряковой [2], М. М. Кашапова [11], Т. Г. Киселевой [11], Т. В. Огородовой [11], Н. А. Степаненко [16], О. А. Ушаковой-Славолюбовой [18], I. V. Могк^уа [21], S. ШакЬаеуа [22], В. Вати^апЬеШу [22], К. ВегктЬаеу [22], В. Mukhamedzhanov [22], R. РгаНеуа [22] и др.

Материалы и методы

Итак, «Дневник Креативного» (далее - Дневник) представляет собой рабочую тетрадь креативного человека (автор А. Г. Шумовская), цель которой заключается в формировании креативной компетентности будущего педагога (воспитателя), понимаемой нами как «совокупность собственно креативной, коммуникативной, командной компетенций и качеств личности (мотивация достижения успеха, любознательность, склонность к риску, инициативность), направленной на принятие и создание нового педагогического продукта, генерирование идей, решение педагогических задач, потенциально обусловливающая в дальнейшем формирование креативной компетентности воспитанников» [20, с. 18].

Дневник представлен в горизонтальном формате А4 цветных листов, печатный/электронный вид содержит следующие разделы: «Как себя познать? Диагностика», «Индивидуальная программа развития креативной компетентности», «Рекомендации и упражнения по развитию креативности», «Я - исследователь в команде», «Рефлексия». Рассмотрим данные разделы подробно.

Содержание раздела «Как себя познать? Диагностика» направлено на исследование собственной креативной компетентности и включает в себя следующие диагностические методики: «Опросник креативности Джонсона» (модификация Е. Е. Туник) [17], «Диагностика личностной креативности» (Е. Е. Туник) [19, с. 59], «Диагностика невербальной креативности» (Е. Торренс, адаптирована А. Н. Ворониным) [5, с. 280], диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты, А. Н. Воронин, Т. В. Галкина) [5, с. 315], диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл) [19, с. 57], тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха) [9, с. 170], экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А. С. Чернышов, С. В. Сарычев) [19, с. 186], «Диагностика уровня личностной готовности к риску» («PSK» Шуберта) [19, с. 55], «Диагностика личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерс) [7, с. 379], «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» (Т. Элерс) [7, с. 380].

В данном разделе содержатся не все предложенные нами диагностики, направленные на определение уровня креативной компетентности. Часть диагностик выполняется в рамках самостоятельной работы студентов или осуществляется непосредственно на занятиях. Результаты диагностики обсуждаются с педагогом, который определяет уровень креативной компетентности студентов.

Раздел «Индивидуальная программа формирования креативной компетентности» предназначен для построения индивидуальной траектории формирования креативной компетентности. Студентам предлагается написать самохарактеристику на основе результатов диагностики и дополнительных вопросов (Каковы возможности и ресурсы моей креативности? Как часто мне приходится сталкиваться в жизни с творчеством и креативностью? Нравится ли мне создавать что-то новое и оригинальное? Что мешает мне быть креативным(-ой)? Что бы я хотел(-а) развивать в себе, чтобы быть креативным(-ой)? и др.).

Далее студенты описывают свой опыт создания нового конкретного продукта (назначение продукта, уровень презентации (на всеобщем обозрении, в узком кругу и др.), его ценность (личная или общественная) и т. д.). На следующем этапе заполнения данного раздела студенты составляют индивидуальную траекторию формирования креативной компетентности («Мой путь формирования креативной компетентности»). Они выстраивают путь развития каждой компетенции и каждого качества личности, входящих в креативную компетентность, и определяют первые шаги по их развитию.

Следующий раздел Дневника называется «Рекомендации и упражнения по развитию креативности». В связи с тем, что основополагающей компетенцией, входящей в креативную компетентность, является собственно креативная, в данный раздел мы включили советы, рекомендации и упражнения, нацеленные непосредственно на развитие собственно креативной компетенции. Советы и рекомендации позволяют привнести в обыденную жизнь студента что-то новое, необычное, оригинальное, погрузить в атмосферу творчества и креативности. Представленные упражнения («Решение задачи», «Способы действия», «Фотозагадки», «Что делает буква?», «Гулливер», «Карта препятствий» и др. [4]) развивают нестандартное мышление с помощью решения ситуационной задачи; основные качества творческого мышления в ситуациях поиска выхода из необычных ситуаций; умения генерировать идеи, искать неожиданные ассоциации, выражать свои идеи в необычном контексте, воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются, переформулировать проблемы в цели, искать пути преодоления препятствий и др. [4]. Каждое упражнение сопровождается рефлексией.

Раздел Дневника «Я - исследователь в команде» посвящён организации командной работы над научно-исследовательским проектом в рамках осваиваемой учебной дисциплины. После того, как студенты определяются с составом команды, в Дневник заносятся мысли о выборе членов команды, его обосновании и т. п. Далее студенты, определившись с выбранной ими исследовательской проблемой в рамках проектной деятельности, начинают фиксировать в Дневнике все этапы и работать с ним. Студенты осваивают следующие ступени: «Мы - команда исследователей», «Проблема», «Тема», «Почему? и Для чего? (актуальность исследования)», «Общее и частное в исследовании», «Цель и задачи», «Гипотеза», «Методы исследования», «Планирование», «Ресурсы», «Содержание и ход», «Источники информации» [12]. Данные шаги отражают основную логику исследования и являются этапами работы над проектом.

В конце Дневника представлена страница «Рефлексия», включающая в себя анкету участника проекта, а также пустую страницу, благодаря чему студенты могут поделиться своими впечатлениями, рассказать о трудностях, с которыми они столкнулись, предложить свои рекомендации и т. п.

Работа с Дневником предполагает индивидуальную и групповую форму, он может быть использован непосредственно на занятиях или в рамках самостоятельной деятельности (раздел IV), в печатном и/или электронном (кроме разделов I (частично) и III) виде.

Работа по внедрению Дневника в образовательный процесс вуза

проводилась на кафедре психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (ФГБОУ ВО) «Иркутский государственный университет» со студентами 3 и 4 курсов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [15], профиль «Дошкольное образование», в количестве 52 человек (4 курс - 35 студентов (экспериментальная группа 1 (ЭГ1), 3 курс - 17 студентов (экспериментальная группа 2 (ЭГ2)).

На первом этапе нашего исследования мы осуществили входную диагностику на определение уровня сформированности креативной компетентности у студентов двух групп (ЭГ1, ЭГ2) и установили следующее. Высокий уровень креативной компетентности не выявлен ни у одного студента (ЭГ1 - 0 %, ЭГ2 - 0 %), обнаружен средний уровень: в ЭГ1 - у 15 человек (42,9 %), в ЭГ2 - у 5 человек (29,4 %), низкий уровень: в ЭГ1 - у 20 человек (57,1 %), в ЭГ2 - у 12 человек (70,6 %). По результатам диагностики мы определили, что в ЭГ1 присутствуют студенты в примерном соотношении со средним и низким уровнем, а в ЭГ2 выявлено явное преобладание студентов с низким уровнем. Относительно высокого уровня отметим: несмотря на то, что ни у одного студента в ЭГ1 и ЭГ2 он выявлен не был, всё же у некоторых студентов (ЭГ1 - 5 (14,3 %), ЭГ2 - 1 (5,9 %)) был обнаружен высокий уровень отдельных структурных компонентов креативной компетентности (собственно креативная, коммуникативная, командная компетенции и качества личности (мотивация достижения успеха, любознательность, склонность к риску, инициативность)).

На следующем этапе нашего исследования мы провели экспериментальную работу по организации образовательного процесса (с включением в него Дневника) в двух вариантах. Первый вариант работы (ЭГ1) предполагал его внедрение в рамках освоения дисциплины «Основы исследовательской деятельности» в индивидуальной и групповой форме непосредственно на занятиях (печатный вид). Во втором варианте (ЭГ2) происходило освоение дисциплины «Формирование креативной компетентности педагога в научном сотворчестве» также в индивидуальной и групповой форме, но в рамках самостоятельной деятельности (электронный и печатный (частично раздел I, раздел III) вид). Таким образом, единым для двух вариантов явилось следующее: освоение соответствующей дисциплины, работа с Дневником в заявленных формах и видах, а также создание научно-исследовательского проекта по проблемам дошкольного образования (ЭГ1) или проблемам творчества, креативности, исследовательской деятельности современного воспитателя (ЭГ2).

На первом занятии была проведена презентация Дневника (цель, задачи, структура, содержание, особенности работы), каждый студент получил Дневник в печатном или электронном виде. На последнем занятии было проведено заседание круглого стола по обсуждению результатов работы (защита проектов и обсуждение итогов работы с Дневником). Далее следовала организация промежуточной аттестации.

Итак, в первом варианте (ЭГ1) работа с Дневником велась на каждом занятии дисциплины «Основы исследовательской деятельности» в рамках разделов II и IV, над остальными разделами студенты работали самостоятельно. Студенты трудились над проектами в командах, выполняли задания в рамках освоения

дисциплины, результаты они фиксировали в соответствующий раздел Дневника. Были даны конкретные домашние задания по его заполнению (разделы I и III): осуществить ту или иную диагностику; написать самохарактеристику; описать свой творческий опыт; составить траекторию развития креативной компетентности; проанализировать советы и рекомендации по развитию креативности; выполнить то или иное упражнение и т. п. Область научно-исследовательских проектов охватывала современные проблемы дошкольного образования в целом.

Второй вариант (ЭГ2) был подготовлен для работы в рамках освоения дисциплины «Формирование креативной компетентности педагога в научном сотворчестве» (курс по выбору вариативной части учебного плана направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [15], профиль «Дошкольное образование»). Особенности данного варианта: представлен электронный формат Дневника (часть заданий выполнялась в печатном виде), организована самостоятельная деятельность студентов по работе с Дневником, научно-исследовательские проекты были посвящены развитию творчества, креативности, исследовательской деятельности современного воспитателя.

В течение всей работы над Дневником были проведены консультации со студентами по вопросам заполнения разделов, определения уровня креативной компетентности, конкретизации планируемого продукта научно-исследовательского проекта и др.

Результаты исследования

Оценка результатов исследования осуществлялась с позиций освоения дисциплины, создания и частичного внедрения научно-исследовательских проектов, определения уровня креативной компетентности, а также работы с Дневником в организационном и содержательном аспекте.

Итак, состоялось успешное освоение дисциплин через овладение соответствующими компетенциями, предусмотренными учебным планом. Итоги промежуточной аттестации (зачёт) - включая два варианта - были получены следующие: «Зачтено» получили 52 студента (100 %) (ЭГ1, ЭГ2), «Не зачтено» - 0 студентов (0 %) (ЭГ1, ЭГ2). Отметим особый интерес студентов к содержанию данных дисциплин, высокую мотивацию, заинтересованность, удовлетворённость результатами аттестации.

Были созданы и частично внедрены в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций г. Иркутска и Иркутской области научно-исследовательские проекты по проблемам дошкольного образования (ЭГ1): «Проблемы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников» (1-я микрогруппа - 9 студентов), «Проблемы развития речи ребёнка» (2-я микрогруппа - 9 студентов), «Модель воспитателя ДОО» (3-я микрогруппа -8 студентов), «Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОО» (4-я микрогруппа - 9 студентов) - и подготовки будущих специалистов (ЭГ2): «Креативность как востребованное качество современного воспитателя дошкольной образовательной организации» (1-я микрогруппа - 6 студентов), «Условия профессиональной подготовки креативной личности воспитателя» (2-я микрогруппа - 5 студентов), «Пути развития исследовательской компетентности у студентов - будущих воспитателей» (3-я микрогруппа -

6 студентов).

Все студенты ЭГ1 и ЭГ2 (100 %) справились с работой в Дневнике в содержательном и организационном аспекте. Относительно содержания Дневника обозначим качество выполнения заданий: в ЭГ1 на высоком уровне -93 %, среднем - 7 %, низком - 0 %; в ЭГ2 на высоком уровне - 88 %, среднем -12 %, низком - 0 %. Были заполнены все разделы Дневника, оформлены вовремя и представлены на заключительном занятии. Почти все упражнения были сопровождены рефлексией, представлено много рисунков, пометок, отмечена фиксация полезных мыслей, ценных заметок на полях. Отметим подробное заполнение разделов «Я - исследователь в команде» и «Рефлексия» у двух групп (ЭГ1, ЭГ2), что убеждает нас в серьёзном и заинтересованном подходе студентов к работе с Дневником. Несмотря на то, что во втором варианте Дневник представлял собой электронный документ, который был предложен для самостоятельной работы, все студенты справились с предложенной работой (100 % (ЭГ2)).

В рамках нашего исследования была проведена рефлексия по всей деятельности в целом. Интерес к данной работе был заметен у всех студентов и наблюдался на протяжении всей работы. Были получены следующие отзывы: «Мне понравилось работать с Дневником. Он значительно облегчил процесс работы над нашим проектом. Всё очень легко и доступно описано» (Екатерина Б.), «Благодаря Дневнику можно научиться смотреть на повседневные вещи другими глазами, выйти за рамки привычного» (Татьяна С.), «Дневник был очень полезен. Было интересно пройти тесты и узнать кое-что новое о себе. Упражнения были увлекательными, нужно было кое-где "поломать голову"» (Юлия Х.), «Некоторые задания нелегко было выполнять (например, по рассмотрению личной проблемы). Интересно было придумывать названия предметам и подумать, для чего они могут пригодиться» (Анжела Г.), «Дневник будет моей личной записной книжкой на долгое время. Буду записывать сюда свои интересные мысли, впечатления. Узнала о себе много нового» (Виктория П.), «Была возможность мыслить, воображать, действовать» (Ирина Е.), «Активно взаимодействовали друг с другом, проявляли творчество и фантазию» (Анастасия К.), «Комфортно работать в команде. Все члены команды взаимодействуют друг с другом с позитивом и активно. Чувствуется хороший настрой. Интересно мыслить вместе» (Регина Х.) и т. п.

Студенты отметили, что вызвало трудности в работе с Дневником: заполнение самохарактеристики, написание рефлексии, выполнение определённых упражнений (например, там, где необходимо было дать много вариантов решения задачи, что-либо нарисовать, проанализировать какую-либо проблему, в том числе и личную, и т. п.). Некоторые упражнения были выполнены недостаточно полно, не даны развёрнутые ответы, либо ответы отсутствовали вообще. Возникающие трудности в работе с Дневником были решены во время индивидуальных консультаций. Студенты высказали пожелание, чтобы им было предложено ещё какое-либо средство по формированию креативной компетентности (98 % опрошенных).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что описанные варианты внедрения Дневника оказались эффективными. В связи со спецификой дисциплины «Основы исследовательской деятельности» созданием

собственного научно-исследовательского проекта Дневник стал необходимым средством в образовательном процессе, в том числе и при формировании креативной компетентности. Полученные положительные результаты внедрения второго варианта Дневника в образовательный процесс свидетельствуют об эффективном его применении в электронном виде (в рамках самостоятельной работы студентов).

На последнем этапе нашего исследования была проведена итоговая диагностика по определению уровня сформированности креативной компетентности студентов. Были выявлены студенты с высоким уровнем креативной компетентности: в ЭГ1 - у 4 человек (11,4 %), в ЭГ2 - у 1 человека (5,9 %), со средним уровнем: в ЭГ1 - у 21 человека (60 %), в ЭГ2 - у 9 человек (52,9 %), с низким уровнем: в ЭГ1 - у 10 человек (28,6 %), в ЭГ2 - у 7 человек (41,2 %). Таким образом, результаты итоговой диагностики свидетельствуют об изменении всех уровней креативной компетентности относительно их повышения. В обеих группах были выявлены студенты с высоким уровнем креативной компетентности, произошли значительные положительные изменения у студентов со средним уровнем, у студентов с низким уровнем креативной компетентности мы обнаружили движение к среднему и в некоторых случаях даже к высокому уровню каждого структурного компонента формируемой компетентности. Особо отметим, что динамика существенных результатов в ЭГ2 (показатель среднего уровня повысился с 29,4 % до 52,9 %, низкого уровня изменился с 70,6 % до 41,2 %) доказывает эффективную целенаправленную работу по формированию креативной компетентности в рамках соответствующей дисциплины «Формирование креативной компетентности педагога в научном сотворчестве».

Заключение

Итак, положительные результаты исследования подтверждают эффективность организации нашего эксперимента и внедрения Дневника в образовательный процесс вуза при подготовке будущих воспитателей. Дневник стал своеобразным путеводителем по формированию креативной компетентности, освоению дисциплины, созданию и реализации проектной деятельности, рефлексии. В дальнейшем разделы Дневника можно наполнять дополнительным содержанием, добавлять новые разделы в зависимости от цели и задач образовательной деятельности, применять в различных видах. Не претендуя на окончательное решение проблем, связанных с подготовкой будущих воспитателей, а лишь обозначив вариант решения, мы намечаем перспективы развития данного исследования относительно развития креативной компетентности у практикующих воспитателей и совершенствования содержательного аспекта заявленного средства.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Борытко Н. М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога воспитателя в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] // Изве-

стия ВГПУ 2012. № 11 (75). URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/41-45.pdf (дата обращения: 26.01.2020).

2. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб., 2010. 490 с.

3. Гагарина Н. П. Мониторинг качества подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Education Sciences and Psychology. 2014. № 4 (30). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22789942& (дата обращения: 09.01.2020).

4. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб. : Питер, 2007. 208 с.

5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей : учеб. пособие для вузов ; 3-е изд. М. : Юрайт, 2020. 349 с.

6. Захарова Л. М., Силакова М. М. Профессионально-ориентированная направленность подготовки будущих воспитателей дошкольных организаций // Научное мнение. 2015. № 1-2. С. 26-31.

7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.

8. Кадырова Л. И. Формирование базовых компетентностей будущих воспитателей дошкольных учреждений в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 265-272.

9. Колмогорова Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности : учеб. пособие. Барнаул : АлтГПУ, 2015. 205 с.

10. Колосова Н. Н. Гуманистическая направленность профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 99-102.

11. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / под ред. М. М. Кашапова, Т. Г. Киселевой, Т. В. Огородовой. Ярославль : Индиго, 2013. 392 с.

12. Новожилова М. М., Воровщиков С. Г., Таврель И. В. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию. М. : 5 за знания, 2011. 216 с.

13. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://base.garant.ru/70535556/#friends (дата обращения: 10.01.2020).

14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.01.2020).

15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71200970/ (дата обращения: 07.01.2020).

16. Степаненко Н. А. Технология развития креативного потенциала будущего учителя в творческой учебно-профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие ; 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2015. 156 с.

17. Туник Е. Опросник креативности Джонсона [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2000. № 47 (141). URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200004708 (дата обращения: 15.01.2020).

18. Ушакова-Славолюбова О. А. Педагогическая технология развития креативной

компетентности педагогов ДОО // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 168-173.

19. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

20. Шумовская А. Г. Формирование креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Чита, 2013. 208 с.

21. Morkhova I. V. Shaping creative competence of a future teacher [Electronic resource] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13. URL: https://shaping-creative-competence-of-a-future-teacher.pdf (mode of access: 10.02.2020). (In Eng.)

22. Uzakbaeva S., Baimukhanbetov B., Berkimbaev K., Mukhamedzhanov B., Pralieva R. To the Problem of Forming Creative Competence of Future Teachers [Electronic resource] // Creative Education. 2013. Vol. 4. Issue 3. Pp. 234-240. URL: https://www.scirp.org/pdf/ CE_2013032515012215.pdf (mode of access: 03.02.2020). DOI: 10.4236/ce.2013.43034.

References

1. Borytko N.M. Gumanitarnye printsipy professional'nogo obrazovanija pedagoga vos-pitatelja v sisteme nepreryvnogo obrazovanija [Humanitarian principles of professional education of a teacher-educator in the system of continuing education]. Izvestija VGPU [News of VSPU], 2012. vol. 11 (75). (In Russian). Available at: http://izvestia.vspu.ru/files/pub-lics/75/41-45.pdf (accessed 26.01.2020).

2. Brjakova I.E. Metodicheskaja sistema formirovanija kreativnoj kompetentnosti stu-dentov-filologov pedagogicheskogo vuza. Diss. dokt. ped. nauk [Methodological system for the formation of creative competence of students-philologists of pedagogical universities. Dr. ped. sci. diss]. St. Petersburg, 2010, 490 p. (In Russian).

3. Gagarina N.P. Monitoring kachestva podgotovki budushchih vospitatelej doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenij [Monitoring the quality of training of future preschool teachers]. Education Sciences and Psychology, 2014, vol. 4 (30). (In Russian). Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=22789942& (accessed: 09.01.2020).

4. Gretsov A.G. Trening kreativnosti dlja starsheklassnikov i studentov [Creativity training for high school and university students]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007, 208 p. (In Russian).

5. Druzhinin VN. Psihologija obshchih sposobnostej [Psychology of General abilities]. Moscow, Yurayt Publ., 2020, 349 p. (In Russian).

6. Zaharova L.M., Silakova M.M. Professional'no-orientirovannaja napravlennost' podgotovki budushchikh vospitatelej doshkol'nykh organizactsij [Professionally oriented training of future preschool teachers]. The Scientific opinion journal, 2015, vol. 1-2, pp. 26-31. (In Russian).

7. Il'in E.P. Motivatsija i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002, 512 p. (In Russian).

8. Kadyrova L. I. Formirovanie bazovykh kompetentnostej budushchih vospitatelej doshkol'nykh uchrezhdenij v protsesse professional'noj podgotovki [Formation of basic competencies of future preschool teachers in the process of professional training]. Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2015, vol. 46-1, pp. 265-272. (In Russian).

9. Kolmogorova L.A. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti lichnosti [Formation of a person's communicative competence]. Barnaul, Altai State Pedagogical University Publ., 2015, 205 p. (In Russian).

10. Kolosova N.N. Gumanisticheskaja napravlennost' professional'noj podgotovki bu-

dushchikh vospitatelej doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsij [Humanistic orientation of professional training of future teachers of preschool educational organizations]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija [Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanities research], 2015, vol. 1 (5). pp. 99-102. (In Russian).

11. Kreativnost' kak kljuchevaja kompetentnost' pedagoga [Creativity as a key competence of a teacher]. Pod red. M.M. Kashapova, T.G. Kiselevoj, T.V Ogorodovoj. Jaroslavl', Indigo Publ., 2013, 392 p. (In Russian).

12. Novozhilova M.M., Vorovshchikov S.G., Tavrel' I.V. Kak korrektno provesti ucheb-noe issledovanie: ot zamysla k otkrytiju [How to conduct a study correctly: from idea to discovery]. Moscow, 5 Za Znanija Publ., 2011, 216 p. (In Russian).

13. Russian Federation. The Federal Law of the Russian Federation № 544n. of October 18, 2013, Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')» (s izmenenijami i dopolnenijami) [About the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, and secondary general education) (educator, teacher)" (with changes and amendments)]. 2013, 18th October. (In Russian). Available at: https://base.ga-rant.ru/70535556/#friends (accessed 10.01.2020).

14. Russian Federation. The Federal Law of the Russian Federation № 1155 of October 17, 2013, Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija (s izmenenijami i dopolnenijami) [About the approval of the Federal state educational standard of preschool education (with changes and amendments)]. 2013, 17th October. (In Russian). Available at: https://base.garant.ru/70512244/ (accessed 14.01.2020).

15. Russian Federation. The Federal Law of the Russian Federation № 1426 of December 4, 2015, Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazo-vanie (uroven' bakalavriata) [About the approval of the Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.01 Pedagogical education (bachelor's level)]. 2015, 4th December. (In Russian). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71200970/ (accessed 07.01.2020).

16. Stepanenko N.A. Tehnologija razvitija kreativnogo potentsiala budushchego uchitelja v tvorcheskoj uchebno-professional'noj dejatel'nosti [Technology for developing the creative potential of future teachers in creative educational and professional activities]. Moscow, Flinta Publ., 2015, 156 p. (In Russian).

17. Tunik E. Oprosnik kreativnosti Dzhonsona [Johnson's creativity questionnaire]. Shkol'nyj psikholog [School psychologist], 2000, vol. 47 (141). (In Russian). Available at: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200004708 (accessed 15.01.2020).

18. Ushakova-Slavoljubova O.A. Pedagogicheskaja tekhnologija razvitija kreativnoj kompetentnosti pedagogov DOO [Pedagogical technology for the development of creative competence in pre-school teachers]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Education in Nizhny Novgorod], 2015, vol. 3, pp.168-173. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Fetiskin N.P., Kozlov VV., Manujlov G.M. Social'no-psikhologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of individuals and small groups]. Moscow, Izd-vo Instituta Psikhoterapii Publ., 2002, 490 p. (In Russian).

20. Shumovskaja A.G. Formirovanie kreativnoj kompetentnosti budushchego pedagoga v nauchnom sotvorchestve. Diss. kand. ped. nauk [Formation of the future teacher's creative competence in scientific co-creation. Cand. sci. diss.]. Chita, 2013, 208 p. (In Russian).

21. Morkhova I.V. Shaping creative competence of a future teacher. Obrazovanie cherez

vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustojchivogo razvitija [Lifelong learning: continuing education for sustainable development], 2015, vol. 13. Available at: https://shap-ing-creative-competence-of-a-future-teacher.pdf (accessed 10.02.2020).

22. Uzakbaeva S., Baimukhanbetov B., Berkimbaev K., Mukhamedzhanov B., Pralieva R. To the Problem of Forming Creative Competence of Future Teachers. Creative Education, 2013, vol. 4, pp. 234-240. Available at: https://www.scirp.org/pdf/CE_2013032515012215. pdf (accessed: 03.02.2020). DOI: 10.4236/ce.2013.43034.

Experience in Adopting the workbook «Diary of a Creative Person» in the Educational Process of a Higher Educational Institution to Prepare Future Teachers

Alfiya G. Shumovskaya

Irkutsk state University, Irkutsk

Abstract. IIntroduction. The relevance of training modern educators is due to the new requirements and the use of innovative technologies, methods, and tools in the educational process of higher educational institutions. The paper aims to describe the experience in adopting the workbook "Diary of a Creative Person" in the preparation of students (future kindergarten teachers) and building their creative competence.

Materials and Methods. The paper discusses the contents and structure of the Diary of a Creative Person, the experience in its adoption in the framework of mastering the disciplines of Fundamentals of Research Activity, and the Formation of Teacher 's Creative Competence in Scientific Co-creation in two organizational options. The effectiveness of the Diary has been proved experimentally, using the following methods: analysis of processes and products of the activity, observation, questionnaire, survey, design, and qualitative analysis of quantitative parameters. The results of the research were evaluated from the perspectives of the subject acquisition, research project creation, and creative competence formation. The obtained positive results indicate the feasibility of introducing the presented workbook in the educational process of the University with the view to building a creative competence and organizing research work of students.

Conclusion. The practical significance of the research is determined by its focus on the improvement in the future training of kindergarten teachers in a modern context and the formation of their creative competence. The prospects for this direction in science are determined by the need to develop creative competence in practicing kindergarten teachers and improve the contents of the workbook.

Keywords: : educational process at the University, a modern teacher of a preschool educational organization, training of students, experience in adoption, creative competence, "Diary of a Creative Person", sections of "Diary of a Creative Person".

Шумовская Альфия Гамировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-9932-6339

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7(3952)240481 e-mail: alenkiy27@mail.ru

Alfiya G. Shumovskaya

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-9932-6339

Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7(3952)240481 e-mail: alenkiy27@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.