Научная статья на тему 'Опыт внедрения инновационных авторских технологий по социализации дошкольников Гришаевой Н. П. На примере ГБОУ гимназия №1534'

Опыт внедрения инновационных авторских технологий по социализации дошкольников Гришаевой Н. П. На примере ГБОУ гимназия №1534 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3926
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Струкова Л. М.

Целью статьи является описание проблем, возникающих при внедрении инновационной программы по социализации дошкольников и способов их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения инновационных авторских технологий по социализации дошкольников Гришаевой Н. П. На примере ГБОУ гимназия №1534»

Опыт внедрения инновационных авторских технологий по социализации дошкольников Гришаевой Н.П. на примере ГБОУ гимназия №1534

Струкова Л.М.,

педагог-психолог ГБОУ «Гимназия №1534», ответственный организатор ОИП ЮЗАО Москвы, Москва, Россия

Аннотация. Целью статьи является описание проблем, возникающих при внедрении инновационной программы по социализации дошкольников и способов их преодоления.

Повышение квалификации - это непрерывный процесс. Для реализации своих целей педагоги выбирают различные ВУЗы и курсы повышения квалификации. Редкий педагог может с уверенностью и гордостью назвать свое рабочее место основной базой повышения квалификации. И вместе с тем, правильно организованная деятельность и обучение педагогов на рабочих местах, представляется наиболее эффективным способом повышения квалификации и профессионального роста. Однако неочевидность этого факта при внедрении новых инновационных программ в дошкольные образовательные учреждения зачастую порождает сильнейшее сопротивление сотрудников, преодоление которого становится основной задачей администрации и педагогов-психологов.

Новые идеи, правила игры, новые люди и специалисты сложившимся коллективом поначалу воспринимаются в штыки: «зачем что-то менять, когда у нас и так все хорошо». На данном этапе необходимо вырабатывать общее видение проблемы, необходимы технологии, способные наглядно продемонстрировать педагогам слабые места, которые предлагается усилить новыми методами.

С этой целью в самом начале работы психологи проводили опрос родителей и воспитателей, выясняя, что те и другие понимают под терминами социализация и саморегуляция, а также насколько развитию последней необходимо уделять внимание в детском саду. Опрос показал, что понятие саморегуляции слито в сознании людей с понятием самостоятельности, развитию которой, по мнению опрошенных необходимо уделять максимум внимания. Основными способами развития самостоятельности и те и другие посчитали режимные моменты. Однако степень самостоятельности детей родители оценили ниже, нежели педагоги. Результаты опроса были представлены коллективу на педагогическом совете, на котором обсуждались также альтернативные способы развития саморегуляции детей и презентировалась инновационная программа социализации. Для более глубокойпроблематизации педагогов, психологами также была проведена независимая оценка уровня саморегуляции детей в группах.

Она не оплачивается дополнительно, деятельность эта не совсем понятна педагогам. А тем более если эта деятельность связана с темой социализации дошкольников, т.к. по этой теме мало публикаций, и те что есть в большей степени касаются несоциального развития, а развития социальных навыков.

Коллектив нашего дошкольного учреждения ГБОУ гимназия №1534г. Москва вступил в инновационную площадку, по реализации технологии Гришаевой Н.П.по программе социализации дошкольников.

С самого начала наших развивающих семинаров с педагогами, подавляющее большинство коллектива с трудом включилось в данную деятельность, предъявляя различные причины отказа.

С момента перехода на работу по инновационной площадке, нами было проведено анкетирование педагогов, в результате которого выяснилось, что только 20% восприняли идею проводить развивающие семинары позитивно. Остальные 80% сказали, что это дополнительно не оплачивается, и они не видят глубокого смысла в них.

Неактивность связывается с переживанием большой нагрузки, физической усталостью,

недостаточной финансовой заинтересованностью, с недостатком четких инструкций и материалов к работе. Среди сложностей называют недостаток материалов, привлечение родителей через детей, согласование типовой программы Васильевой с инновационной деятельностью, психологическое включение воспитателей в новый формат работы, нехватку времени, фантазирование и разработку новых тем по социализации дошкольников.

Опрос родителей же показал размытое понимание термина «социализация» и степень ее необходимости в детском саду. То есть ожидания родителей по отношению к детскому саду связаны в большей степени с подготовкой детей к школе, т.е приобретением детьми учебных навыков. В целом получилось, что родители не замотивированы, чтобы в саду проводились мероприятия по социализации и саморегуляции поведения детей. Соответственно они и не могли мотивировать воспитателей и спрашивать с них это.

Анализируя начальный этап включения нашего образовательного учреждения в инновационную деятельность, можно выдвинуть гипотезы, почему это происходило именно так:

1. Коллектив не очень понимает, что такое социализация и зачем она нужна.

2. Педагоги и воспитатели не владеют навыками, методами и технологиями.

3. Нет материального стимула, совершенствовать себя.

4. Учебные навыки важнее, чем социальные навыки, потому что они спрашиваются в последующем в школе.

В процессе реализации технологии, важно было преодолеть эти негативные моменты, не дающие полноценно включиться всему коллективу дошкольного учреждения, включая детей и родителей.

1. Мне как психологу было важно расширить сознание педагогов. Объяснить, в том числе наглядно, что в себя включает понятие социализации дошкольников.

Так же необходимо было показать, что в данный момент у детей нет совсем или слабо сформированы необходимые по их возрасту социальные навыки.Хотя по результатам предварительной диагностики, предоставляемой московским центра качества образования, показатели социальных навыков, номинально в данном учреждении находились на высоком уровне. После начала реализации технологии эффективной социализации, эти показатели стали оцениваться более объективно. Было выявлено, что фактически они находятся на низком уровне.

Для этого было проведено несколько экспериментов, например, в первую очередь, я как педагог-психолог прошла по нескольким группам с целью выявления сформированности социальных навыков. Воспитатель покидал группу на 30 минут, предупреждая о том, что ее не будет. Психолог садилась за стол и молча, не вмешиваясь в деятельность детей, фиксировала, все, что происходило в группе. Какое количество предметной деятельности и игр было на начало наблюдения и сколько сохранилось к концу. На почве чего возникали конфликты и как они разрешались без помощи взрослых. Как стоилась коммуникация у детей. По итогам наблюдения было выявлено, что от 10% до 30% детей могли самостоятельно разрешить конфликты, удерживать по очереди те виды деятельности, которые наблюдались в начале наблюдения.

Второй эксперимент заключался в изучении освоения правил поведения детьми в детском саду. Предварительно на кругу рефлексии, не однократно с детьми проговаривались правила поведения. Что можно делать в детском саду, а что нельзя и почему. Все правила сводились максимум к пяти основным у старших и трем у младших дошкольников. После освоения правил детьми, воспитатель записывал примерный план того, как себя будут вести дети. Кто из них будет нарушать правила и в каком объеме. В назначенный день и время педагог предупреждает детей, что не надолго отойдет по делам. Через некоторое время к детям приходит сказочный, не однозначный персонаж, например Карлсон. Он побуждает детей на то, чтобы они стали нарушать правила, существующие в группе. Бегали и кричали, раскидывали и ломали игрушки, дрались. Возможно, залезли в сумку к воспитателю. Рвали комнатные цветы и так далее. Камера, установленная заранее в группе, фиксирует все происходящее. Человек, переодетый в Карлсона не должен быть знаком детям. После всего происходящего, Карлсон улетает, но обещает вернуться. Входит педагог и обязательно интересуется «Дети, а что же сейчас произошло в группе?». Обязательно рассаживает детей в круг на ковёр, предоставляя по кругу всем детям высказаться, отрефлексировать и обсудить, что же действительно произошло сейчас.

Таким образом, создавая условия для нарушения правил детьми, мы увидели реальную картину того, как дети усваивают правила и нормы поведения.И на сколько адекватно оценивает детей педагог. По нашим данным до 30% совпадали представления воспитателей о поведении детей с реальной картиной освоения правил детьми.

После проведенного ряда мероприятий по проблематизации педагоги и педагоги убедились сами в том, что это реально существующие сложности, они осознали важность социального развитияу дошкольников. И у них сам по себе встал вопрос о том, существуют ли эффективные технологии по развитию социальных навыков.

2. На втором этапе включения педагогов в процесс инновации программа заинтересовала их новизной. Работая по программе «Современнаятехнология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе» Гришаевой Н.П. мы собираем педагогов 2 раза в месяц по четвергам в тихий час, для обучения, расширения их сознания. На семинаре мы в кругу подробно разбираем все технологии и методы работы по социализации, обсуждаем возникающие трудности в процессе освоения их.

И в конце года после диагностики мы получили феномен. Те педагоги, которые весь учебный год работали по этой теме, поставили лично своим детям низкие баллы. Когда мы это разбирали на педсовете, выяснилось, они настолько прониклись тем как это должно быть, что не смогли поставить высокую оценку за освоенность данных социальных навыков. Из чего мы сделали заключение, что те способы и методы, которыми мы работали с ними, в достаточной степени эффективны. Потому что у них появились высокие критерии оценки своего труда именно по проблеме социализации. По сравнению с садом, который только начал работать по этой теме, баллы оказались на много выше, т.к. педагоги до конца не понимают вообще, что это такое.

Так же было очень важно для нас, это то, что родители к концу учебного года тоже отметили изменения у детей в поведении.

Итак, в 2012 году программа эффективной социализации стартовала в комплексе детских садов, получивших статус Инновационной площадки. В своем развитии ребенок проходит несколько сенситивных периодов, однако для успешного формирования социальных навыков, ему необходимо получить в это время опыт проживания различных социальных ролей. Программа Гришаевой Н.П. предполагает проживание в игровой форме таких социальных ролей как:

1) я - мальчик/девочка

2) я - часть семьи

3) я - член коллектива

4) я - горожанин

5) я - россиянин

6) я - житель Земли

7) я - часть мироздания

Для сущностного проживания этих ролей в нашем детском саду учебный год был разбит на Ситуации Месяца, т.е. каждый месяц был посвящен одной из следующих тем:

• Мой дом - детский сад

• Я - москвич

• Я - житель земного шара

• Рождественские подарки

• Мальчики и девочки

• Моя семья, мои корни

• Я - часть мироздания

• Я - россиянин

В рамках каждой ситуации были проведены круглые столы для педагогов, тематические занятия с детьми, мастер-классы родителей для детей, созданы проблемно-педагогические ситуации, организованы клубные часы, реализована технология развивающего общения и волшебного телефона. Каждая ситуация завершалась досугом. Для полноценного проживания ситуаций каждый ребенок столкнулся с необходимостью развивать в себе навыки саморегуляции поведения.

Такие Проблемно-педагогические ситуации, как «Карлсон», «Воспитатель заболел», «Бабушка потерялась», «Чужой подросток», стали для детей провокационными и неожиданными, ситуациями, в которых каждому ребенку приходилось самому принимать решение о том, как себя вести. Ситуации и провокационное поведение персонажа побуждали детей к активным и волевым действиям, и никого не оставили равнодушным.

После завершения проблемно-педагогических ситуаций воспитатели проводили с группой рефлексию того, что довелось пережить детям, кто и как отреагировал на появление персонажа, как и почему себя повел, обсуждалось и совместно с детьми принималось решение о том, как лучше вести себя в подобных ситуациях.

Проблемно-педагогические ситуации детально разрабатывались на педагогических советах, для каждой группы в качестве персонажа выбирался наименее знакомый детям педагог. Обсуждался сценарий и возможные психологические последствия. Но данный метод с наибольшим трудом прижился в коллективе, т.к. воспитатели с опаской прогнозировали поведение своих детей и у них вызывали тревогу мысли о том, что их дети могут нарушать правила. Т.е на свет могли выплыть их педагогические огрехи. Не каждый педагог готов к этому.

Наиболее признанным детьми и родителями методом программы оказался Клубный час. Проведению каждого Клубного часа предшествовала большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждались о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие, раскрывались его задачи и цели, описывалось то, каким образом будет обеспечиваться безопасность детей во время его проведения. Также родителям предлагалось проводить «мастер-классы» или предлагать тематику клубных часов, и некоторые из них воспользовались этой возможностью.

Воспитатели и специалисты предварительно также обсуждали и определяли тематику и вид Клубного часа. Педагоги могли выбирать среди трех видов:

«Свободный» К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

«Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».

«Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Клубные часы проводились еженедельно по пятницам, по продолжительности занимая не менее одного часа, так как в противном случае дети не успели бы приобрести необходимый жизненный опыт. В каждой группе были выработаны и приняты детьми определенные правила поведения во время Клубного часа, за нарушение каждого из которых дети лишались одного из трех кружочков. Правила были следующими:

• Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

• Если взял игрушку поиграть - положи ее на место, когда уходишь.

• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

• Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ

• Говори спокойно.

• Ходи спокойно.

• Возвращайся в группу по сигналу колокольчика.

• Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Непосредственно перед проведением каждого К.Ч. дети повторяли правила. Затем давалась инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения К.Ч. проводились круги рефлексии, на которых воспитатель следил за тем, чтобы дети не перебивали друг друга, говорили по очереди. Воспитатели расспрашивали детей о том, где побывал каждый из них, что ему запомнилось, хотел бы ребенок еще раз попасть туда, удалось ли соблюдать правила поведения, и если нет, что помешало и что может помочь.

Именно в кругах рефлексии и в момент конфликтов между детьми, воспитатели получали возможность реализовать технологию Развивающего общения, которое предполагает внимательное слушание взрослым ребенка, принятие его чувств, признание права ребенка на свои чувства и обсуждение границ дозволенного при безусловном взаимном уважении и доверии между ребенком и воспитателем. С помощью рефлексии и в доверительном общении со взрослым дети осмысливали свой опыт, делали выводы и корректировали собственное поведение.

Помимо описанных выше методов невероятно востребованным среди детей оказался Волшебный телефон. Для реализации данной технологии было выбрано укромное место и красиво задекорированный телефон, по которому ребенок мог позвонить персонажу из сказки или мультфильма. По телефону отвечал психолог из роли того персонажа, которого выбирал сам ребенок. Для определения наиболее популярных детских героев специалистами были проведены опросы среди детей и родителей, а также знакомство с данным видео - и печатным материалом. В течение года по Волшебному телефону было зафиксировано 180 звонков. Данная технология помогла не только снизить уровень тревожности и стресса у детей, она также позволила выявить детей группы риска, с которыми в дальнейшем проводилась коррекционная работа.

3. Результатами проведения комплексной программы социализации стало следующее:

1) повысилась посещаемость детского сада (в день проведения КЧ посещаемость составляет 95%)

2) несмотря на нарушение правил детьми на первых этапах, в целом повысился уровень дисциплины в группах

3) понизилась агрессивность и конфликтность среди детей

4) в следствии разновозрастного общения дети стали более дружелюбными, открытыми и уверенными в себе (открыто сообщают о своих потребностях не только воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада)

5) коллектив стал более сплоченным и организованным

6) в несколько раз увеличилась инициативность и творческая активность педагогов

7) наблюдаются хорошие результаты в формировании основных социальных навыков

Особенно радует реакция некоторых родителей: «Неужели такое возможно в обычном

детском саду?!»

Все эти факторы, которые стали явными для педагогов в процессе работы по инновационной площадке, стали основными мотивационными стимулами для того, чтобы повышение квалификации можно было проводить наиболее эффективно в процессе работы, освоения инновации.

И не смотря на то, что заработная плата педагогов в дошкольной организации остается на сегодняшний день не высокой, не значительная выплата стимулирующей оплаты именно за участие в инновационной деятельности тоже способствовало поднятию их интереса к работе, но во вторую очередь. Только 30% педагогов к середине учебного года вспоминали о премиальных выплатах. А к концу года, вопрос о материальном стимулировании стал возникать все реже и реже.

4. Поскольку дошкольные учреждения нашей сети инновационной площадки, вошли в комплексы со школами, возник конструктивный контакт с педагогами начальной школы. Педагоги стали рассказывать родителям и воспитателям о том, что требуется от детей в школе. Что развитие не учебных, а развитие социальных навыков, во многих случаях важнее в начальной школе, чем умение читать, писать и считать. Хотя в нашем комплексе до конца эту задачу решить не удается, т.к.многие наши выпускники на сегодняшний момент идут в разные школы и там ситуация выглядит по-другому. В некоторых школах по-прежнему при приеме проверяют в первую очередь учебные навыки, а не социально-психологическую готовность. Если во всех московских школах будут проверять именно социально-психологическую готовность, то и на уровне сада проблема социализации и психологического здоровья проблема будет решаться по-другому.

В завершении, конечно, хочется отметить, что все проблемы по введению данной инновации

не решены, т.к. площадка существует полтора года. Но сдвиг у детей, педагогов и родителей он конечно значительный. Есть значительные изменения в сознании у воспитателей, в интересе детей к саду. Во время проведения Клубного часа по пятницам, явка в детский сад составляет 98%, т.е. дети голосуют «ногами», дети отдают предпочтение нашим технологиям. Воспитатели это видят, что детей это интересует. Родители видят, с каким желанием дети идут в детский сад, что он туда рвется, считают наш сад одним из лучших в районе. Т.е. престиж нашего детского сад за прошедший учебный год существенно повысился.

Литература

1.Гришаева Н.П. 1997. Проблемные педагогические ситуации в детском саду//Обруч.№3. С.35-38.

2.Гришаева Н.П. 2002. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. №5. С. 24-26.

3.Гришаева Н.П., Пронина Е.И. 2002. Некоторые направления повышения квалификации работников дошкольных учреждений по программе «Дошкольник и телевидение»//Образование и духовное развитие ребёнка в XXI веке / Под ред. Антонова Ю.Е. М. С.45-48.

4.Гришаева Н.П. 2004. Нужно ли бояться конфликтов?//Управление дошкольными образовательными учреждениями. №3. С.20-23.

5.Гришаева Н.П. Удовлетворенность детей дошкольного возраста своим пребыванием в детском саду. URL: http://www.isras.ru/epubl.html (дата обращения: 10.11.13).

6.Гришаева Н.П. 2010. Вырваться на свободу//Обруч. №2. С.28-31.

7.Гришаева Н.П. Деятельность педагога-психолога в разрешении конфликтов «воспитатель-родитель» в ДОУ // URL: http://www.centertepliystan.ru/index.php/ctp-news/180-5con2011 (дата обращения: 10.11.13).

8. Козлова С.А. «Я-человек. Программа социального развития ребенка» Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание дошкольников» Изд. Школьная пресса 2012

9. Козлова С.А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру.» Коррекционно-развивающее занятие с дошкольниками. Л.И. Катаева. - М.: «Линка-пресс», 2000г. - 224 с.

10. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015. -184с. - (Тропинки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.