Научная статья на тему 'Эффективная социализация ребенка в образовательном комплексе'

Эффективная социализация ребенка в образовательном комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1039
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришаева Н. П.

Целью статьи является определение наиболее эффективной технологии социализации ребенка в образовательном комплексе и методов рефлексивного взаимодействия родителей и воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективная социализация ребенка в образовательном комплексе»

Эффективная социализация ребёнка в образовательном комплексе.

Гришаева Н.П., старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ, Москва, Россия 8Ьаеуа@1 sras.ru

Аннотация: Целью статьи является определение наиболее эффективной технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе и методов рефлексивного взаимодействия родителей и воспитателей.

Ключевые слова: социализация дошкольников; технология социализации; методы социализации, взаимодействие родителей и воспитателей.

Социально-психологические исследования, проведённые в дошкольной сфере на протяжении 2008-2013 гг., выявили следующие противоречия в жизни дошкольных учреждений. Родители приводят детей в детский сад, прежде всего для качественной подготовки его к поступлению в престижную школу, а также для получения навыков коллективной жизни (по материалам исследования в крупном городе). Сам же ребёнок (по опросам детей старшей и подготовительной групп) приходит в сад играть и гулять с детьми. Больше всего детям в детском саду не нравится спать днём и делать то, что не хочется: не гулять, сколько хочется, не играть, сколько хочется. Огромное противоречие существует в требовании школы (хотя это и тщательно скрывается) - научить всех читать и писать при желании ребёнка в основном играть. Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. Это не только пресловутый предмет ОБЖ, но и способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи воспитателя, умение отстоять свою точку зрения, если она не совпадает с точкой зрения взрослого, самоопределиться в своих желаниях, если они расходятся с большинством детей в группе, т.е. у дошкольников не происходит развития социальных навыков. А это, прежде всего, связано с заорганизованностью педагогического процесса. В традиционном детском саду свободная игра детей (это время для самоопределения) занимает от тридцати до пятидесяти минут в день. Не решена проблема участия родителей в жизни группы, в лучшем случае, они - наблюдатели на праздниках и участники субботников.

Возникает вопрос, каким образом разрешить данные противоречия в традиционном, обычном дошкольном учреждении, не прибегая к перестройке всей его жизнедеятельности, к тотальному переучиванию его педагогов, пересмотру всего содержания «Программы», а изменив лишь педагогическую технологию.

Приблизиться к поэтапному решению данной проблемы позволяет авторская технология «Эффективная социализация ребёнка в образовательном комплексе». Свою основную задачу педагоги, работающие по технологии «Социализация», видят в развитии у детей саморегуляции поведения и освоения ими социальных ролей. Это происходит посредством погружения детей в реальные и педагогически созданные проблемные ситуации, которые создаются всем коллективом дошкольного учреждения по специальной технологии.

Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного -двух месяцев, в зависимости от сложности ситуации и интереса к ней детей и педагогов. В настоящее время разработан круг ситуаций на один учебный год, но уже есть проект ситуаций и второго года проживания. В идеале, ребёнок, начиная с ясельной группы и до выпуска, проходит каждую ситуацию на определённом уровне сложности два-три раза, приобретая всё новый опыт её проживания и своего самоопределения.

При отборе тематики и содержания «Ситуаций месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, проблем конкретного детского сада, философских оснований жизнедеятельности человека, проблем приобщения ребёнка к мировой культуре, освоения им социальных ролей. Ребёнок, чтобы стать культурной развитой

личностью, должен развиваться разносторонне. Я - как личность, я - как член коллектива, я - как член семьи, я - как житель города, я - как часть природы, я - как гражданин, я - как житель Земли, я - как частица мироздания, я - как мальчик или девочка. У воспитателей часто возникает вопрос, как данные «Ситуации месяца» соотносятся с типовой программой? В содержании ситуаций нет ничего выходящего за рамки типовой программы, однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал даётся детям в игровой форме, практически нет традиционных занятий, типовой материал подобран под проблематику ситуации. Например, дети весь месяц работают по теме «Космос», его рисуют, лепят, делают из ящиков и картона космический корабль, пригласительные билеты, модели космических костюмов для праздника, разучивают песенки, стихи о космосе, читают энциклопедии, строят космические города, разыгрывают ППС «Прилёт марсианина в группу», обсуждаются нравственные вопросы, возникающие в процессе игр-драматизаций. Например, что такое добро и зло, кто может быть настоящим товарищем, нужны ли войны и как их избежать. И всё это завершается «Космическим праздником», во время которого дети разновозрастных групп (это космические экипажи) путешествуют по планетам (группам детского сада), каждая группа - какая-либо планета. Она оформлена соответственно тематике. Праздник завершается в зале (это Земля), где приземляются все экипажи после полёта.

Конечно, в первый год работы по технологии «Социализация» очень трудно состыковать типовой программный материал и «Ситуации месяца». Но уже на второй год, распределив то, что предусмотрено программой, по заранее известным ситуациям, воспитатель имеет возможность избежать дублирования и повторов.

Как правило, на второй год работы и специалистам удаётся соединить свою программу и «Ситуации месяца». Тем более, что в марте традиционный праздник - 8 марта - включён в ситуацию «Моя семья, мои корни», а 12 апреля - День космонавтики - включён в ситуацию «Космос», и т.д. Что же даёт детям такое длительное проживание? Не секрет, что при традиционном проведении занятий, хорошие прочные знания имеют лишь 30% детей, а при повторении материала в течение «Ситуации месяца» в различных вариантах его усваивают практически все. Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала являются беседа, внушение, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение её в рефлексивной манере каждым ребёнком, безусловно, с последующим обобщением взрослого.

Таким образом, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в соответствии со своей индивидуальностью. Он формирует в рефлексиях (а рефлексивные круги проводятся ежедневно) осознанную нравственную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, это связано, прежде всего, с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать вопросы родителям, а на следующий день обсуждает их на групповой рефлексии.

Воспитатель, работающий по этой программе, не может не быть творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Вот почему итоговые праздники в группах (а они проходят в конце каждой «Ситуации месяца») совсем не похожи друг на друга. Главное, что необходимо соблюдать воспитателю - это принципы работы по «Ситуации месяца».

При выборе содержания месячной ситуации приоритет отдаётся той, что в большей степени отвечает проблемам детей данной группы, интересу и готовности к ней воспитателя, пониманию её значимости родителями. Длительность ситуации

определяется интересом к ней детей, но она, как правило, продолжается не более двух месяцев.

Структура «Ситуации месяца» обязательно включает диагностику знаний и поведения детей в начале ситуации, насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т.д.), активизацию прошлого опыта детей в различной форме; беседы, драматизация, изодеятельность и т.д., создание проблемных педагогических ситуаций, создание коллективных проектов, социальных актов, использование темы ситуации в работе всех специалистов ДОУ. Обязательно участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написании сценариев праздников и в самом празднике. Выходная диагностика в различных формах: «волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, создание ППС, опрос родителей и т.д.

Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации - дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней проделали дети и родители.

Всё общение детей и взрослых строится на принципах гуманистической педагогики: определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения; разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду; разработка родителями правил для себя, дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики.

Воспитатель фиксирует состояние и знания детей в начале и в конце ситуации, планирует дальнейшую работу по этой теме. В течение недели (после окончания ситуации) сдаёт отчёт методисту с приложением лучших образцов поделок, рисунков, коллективных проектов, фотографий, видеозаписей ситуаций. Методист обобщает весь опыт работы по ситуациям в течение года по специальной методике. Учитывается работа детей, родителей, воспитателей специалистов. Совместно с научным руководителем технологии, заведующей и представителями инициативной группы (воспитателями и родителями) он планирует дальнейшее развитие содержания ситуаций или разработку новых. Методист хранит по определённым разделам видеоматериал, фотографии, письменные отчёты, предметы материальной деятельности.

Наиболее важной в структуре ситуации месяца является проблемная педагогическая ситуация (ППС), которая может приводиться как в начале, середине, так и в конце работы по проблеме. Время проведения определяется целью конкретной ППС. Она может использоваться как введение в тему. Например, «Прилёт инопланетянина» в ситуации «Космос». Он заблудился, не может отыскать свою планету, его корабль сломался, срочно требуется ремонт. Этот персонаж может появиться и на итоговом празднике, как ведущий всей программы - здесь он проверяет знания, нравственные позиции детей, их умения.

Целью проведения каждой ППС является самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого. Несомненно, любая такая ситуация является мощнейшим методом диагностики состояния детей в группе. Если учесть, что она проводится в начале и в конце месяца, а также спустя три-четыре месяца и даже года жизни детей, то можно представить, сколько пищи для размышлений она даёт педагогу и для дальнейших рекомендаций родителям. Для того, чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии её проведения.

ППС может проводиться в различные дни месяца - это зависит от педагогических целей, целесообразная периодичность - два раза в месяц, затем один раз в полгода и контрольная через год. Время проведения - двадцать-тридцать минут, в младших группах - пятнадцать минут. Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в ППС главный герой не реальный персонаж, а кукла. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует степень совпадения, для самоконтроля.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами. Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста, должен понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте.

Степень эмоционального напряжения в ППС должна быть тщательно продумана, определена сценарием в различных вариантах. Необходимо предусмотреть запасные ходы ведущего, различные подходы к индивидуальности каждого ребёнка.

Ситуации необходимо начинать прорабатывать с самых простых (менее эмоционально наряжённых), затем переходить к сложным. ППС заканчивается кругом рефлексии - это обязательное условие.

Например, ППС «Карлсон». После отлёта Карлсона дети ещё некоторое время находятся в группе одни (две-три минуты). Они активно обсуждают, что теперь будет, что скажет воспитатель, что всё это означало. Входит воспитатель. Дети, возбуждённые, начинают делиться впечатлениями. Проходит две-три минуты, воспитатель говорит: «Нам необходимо всё это спокойно обсудить». Дети рассаживаются на ковре по кругу, звучит спокойная музыка, в центре круга горящая свеча. Педагог задаёт первый вопрос: «Что сейчас произошло?» Дети отвечают по очереди, по кругу, не перебивая друг друга, воспитатель не комментирует и не оценивает их высказывания. Затем второй круг и следующий вопрос: «А что ты делал?» Дети пытаются говорить не о себе, а о других. Воспитатель мягко останавливает их и напоминает: «Скажи, что ты делал?» Третий вопрос воспитателя звучит так: «А что ты чувствовал?» И последний вопрос: «А что ты будешь делать, если Карлсон придёт ещё раз?»

Ситуация повторяется два-три раза, с интервалом в две-три недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию.

В настоящее время реализация данной технологии проходит в рамках инновационной площадки Юго-Западного округа г. Москвы, в ней участвуют 12 дошкольных учреждений. Главные итоги первого года работы - дети с удовольствием идут в детсад, посещаемость повысилась на 15%, родители в подавляющем большинстве до 80% полностью удовлетворены работой дошкольного учреждения, произошло сплочение коллектива педагогов и родителей, повысился престиж учреждений на территории.

Библиография

1. Гришаева Н.П. 1997. Проблемные педагогические ситуации в детском саду//Обруч. №3. С.35-38.

2. Гришаева Н.П. 2002. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. №5. С. 24-26.

3. Гришаева Н.П., Пронина Е.И. 2002. Некоторые направления повышения квалификации работников дошкольных учреждений по программе «Дошкольник и телевидение»//Образование и духовное развитие ребёнка в XXI веке / Под ред. Антонова Ю.Е. М. С.45-48.

4. Гришаева Н.П. 2004. Нужно ли бояться конфликтов?//Управление дошкольными образовательными учреждениями. №3. С.20-23.

5. Гришаева Н.П. Удовлетворенность детей дошкольного возраста своим пребыванием в детском саду. URL: http://www.isras.ru/epubl.html (дата обращения: 10.11.13).

6. Гришаева Н.П. 2010. Вырваться на свободу//Обруч. №2. С.28-31.

7. Гришаева Н.П. Деятельность педагога-психолога в разрешении конфликтов «воспитатель-родитель» в ДОУ // URL: http://www.centertepliystan.ru/mdex.php/ctp-news/180-5con2011 (дата обращения: 10.11.13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.