Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ DLL В НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ УЗБЕКИСТАНА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ТРУДНОСТИ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ DLL В НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ УЗБЕКИСТАНА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ТРУДНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DLL / внедрение / упражнение / задание / план урока / учебный материал. / DLL / implementation / exercise / task / timetable / learning materials.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тян Наталья Викторовна

В статье рассматривается опыт внедрения книг серии DLL (Deutsch Lehren Lernen) в Национальном университете Узбекистана на занятиях по предмету «Интегрированный курс преподавания иностранных языков». Фокус группа – это студенты 3 и 4 курсов отделения немецкой филологии. Представляются результаты работы с книгами и проблемы, возникшие при этом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING OF DLL AT THE NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN: RESULTS AND DIFFICULTIES

In the article is discussed the experience of DLL implementation in the National University of Uzbekistan in the “Integrated Course in Foreign Language Education” subject. The focus group are students of the 3rd and 4th classes of the Department of German Philology. Results of the implementation and difficulties encountered are also presented.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ DLL В НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ УЗБЕКИСТАНА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ТРУДНОСТИ»

г

v.

Тян Наталья Викторовна,

старший преподаватель кафедры немецкой филологии Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ DLL В НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ УЗБЕКИСТАНА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ТРУДНОСТИ

УДК: 378.4+378.147

ТЯН Н.В. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ DLL В НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ УЗБЕКИСТАНА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ТРУДНОСТИ

В статье рассматривается опыт внедрения книг серии DLL (Deutsch Lehren Lernen) в Национальном университете Узбекистана на занятиях по предмету «Интегрированный курс преподавания иностранных языков». Фокус группа - это студенты 3 и 4 курсов отделения немецкой филологии. Представляются результаты работы с книгами и проблемы, возникшие при этом.

Ключевые слова и понятия: DLL, внедрение, упражнение, задание, план урока, учебный материал.

ТЯН Н.В. УЗБЕКИСТОН МИЛЛИЙ УНИВЕРСИЕТИДА ОИНИ ЖОРИЙ ЭТИШ ТАЖРИБАСИ: НАТИЖА ВА МУАММОЛАР

Маколада DLL (Deutsch Lehren Lernen) китобларни Узбекистон Миллий университетида "Чет тилларни укитишнинг интеграллашган курси" фани амалиётда куллаш тажрибаси мух,окама килинди. Фокус-гурух,ига немис филологияси булимининг 3 ва 4 - боскич талабалари тан-лаб олинди. Китоблар билан ишлаш давомида юзага келган муаммолар х,акида х,ам маколада тухталиб утилган.

Таянч суз ва тушунчалар: DLL, амалиётда куллаш, машк, вазифа, дарс режаси, укув материал.

TYAN N.V. EXPERIENCE IN IMPLEMENTING OF DLL AT THE NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN: RESULTS AND DIFFICULTIES

In the article is discussed the experience of DLL implementation in the National University of Uzbekistan in the "Integrated Course in Foreign Language Education" subject. The focus group are students of the 3rd and 4th classes of the Department of German Philology. Results of the implementation and difficulties encountered are also presented.

Key words and concepts: DLL, implementation, exercise, task, timetable, learning materials.

Введение.

По инициативе Гёте-института в Ташкенте было принято решение о создании рабочей группы из преподавателей Узбекского государственного университета мировых языков (УзГУМЯ) и Национального университета Узбекистана (НУУз) для пилотирования проекта внедрения книг из серии DLL (Deutsch Lehren Lernen) «Учимся обучать немецкому». На протяжение июля и августа 2019 года в Гёте-институте были проведены 3 встречи рабочей группы, где совместно были обсуждены планы работы с книгами DLL. На данных встречах обсуждалась возможность внедрения книг в учебные планы и учебные программы ВУЗов Узбекистана. Основная ответственность в этом плане возложена на УзГУМЯ, так как данный университет является базовым для направления 5120100 - Филология и обучение языкам (немецкий язык).

Актуальность темы исследования.

Данные книги представляют собой методические материалы для проведения практико-исследовательских проектов в ВУЗах. В их основе лежат актуальные исследования в области преподавания немецкого языка как иностранного и инновационный подход к подготовке преподавателей немецкого языка. Каждая часть содержит теоретический материал по определенной теме, практические задания для проведения анализа при помощи видео уроков немецкого языка преподавателей с трех континентов. Обучающийся также имеет возможность критически оценить свои профессиональные навыки преподавания. Каждая часть серии завершается мини проектом, так называемым «PEP» (Praxiserkundungsprojekt). Осуществление проекта подразумевает формулирование вопроса исследования по пройденной проблематике и проведение эксперимента для его подтверждения или опровержения. Актуальность внедрения серии книг DLL в учебные планы подготовки преподавателей немецкого языка, таким образом, не вызывает сомнений.

Цель исследования.

На данный момент в Средней Азии пилотный проект внедрения серии DLL в учебный процесс при подготовке преподавателей немецкого языка начал Гёте-институт в Ташкенте совместно с Национальным университетом Узбекистана и Узбекским Государственным университетом мировых языков. Целью проведения данного исследования является апробация внедрения серии книг DLL в учебный процесс при подготовке преподавателей немецкого языка в выше названных университетах для изучения возможности их внедрения в других ВУЗах Узбекистана.

Серия DLL состоит на данный момент из 12 частей. Для внедрения DLL в Национальном университете Узбекистана кафедра немецкой филологии получила от Гёте-института в Ташкенте комплект книг из 4, 5, 6 и 7 частей по 15 экземпляров и 10 экземпляров глоссария.

DLL 41 „Aufgaben, Übungen, Interaktion" посвящена рассмотрению на примере двух видов речевой деятельности - говорения и письма - особенностей упражнений (Übungen) и заданий (Aufgaben), их методически обоснованной последовательности в ходе урока, методико-дидактических принципов построения уроков.

В DLL 52 „Lernmaterialien und Medien" на примере таких видов речевой деятельности как чтение и аудирование рассматриваются виды учебного материала и цифровые технологии, применяемые на уроке немецкого языка, способы обучения чтению и письму.

В DLL 63 „Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung" рассматриваются такие важные для любого преподавателя вопросы как эффективное планирование урока и нормативные требования, регламентирующие образовательный процесс, фазы и модели построения урока, а также компоненты и основные пункты, необходимые для составления плана урока.

1 Funk Hermann, Kuhn Cristina u.a. Aufgaben, Übungen, Interaktionen. DLL 4. München: Klett-Langenscheidt, 2014

2 Rösler Dietmar, Würffel Nicola. Lernmaterialien und Medien. DLL 5. München: Klett-Langenscheidt, 2014

3 Ende Karin, Grotjahn Rüdiger u.a. Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung. DLL6. Münche: Langenscheidt, 2013

ОЛИИ ТАЪЛИМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 21

Lehrkompetenz ^H Wie lernt man und Unterrichts- ^H die Fremdsprache gestaltung ^H Deutsch? >

Deutsch als fremde Sprache

Aufgaben. . Übungen. А Interaktion

Lernmaterialien und Medien I

Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung

drr„^J I Д1РГИ®Ч bpTI

I ^^^^^^ ^^^^^ Jugendliche ^B Erwachsene Hi Fächern |

Методы проведения практического внедрения.

Кафедра немецкой филологии Национального университета Узбекистана начала внедрять серию книг DLL с осени 2019 года в преподавании следующих предметов: «Методика преподавания иностранных языков и образовательные технологии» на 3 курсе, «Интегрированный курс преподавания иностранных языков» на 3 и 4 курсах и «Методика преподавания иностранных языков в начальных классах» на 4 курсе. Объем лекционного материала по предмету «Методика преподавания иностранных языков и образовательные технологии» составлял 36 часов и столько же часов выделялось для семинаров. «Интегрированный курс преподавания иностранных языков» представлял собой практический курс и объем аудиторных часов в течение двух семестров на 3 курсе составлял 216 часов и 88 часов на 4 курсе. Такой большой объем часов позволил основательно проработать материал 3 книг серии.

Так как в Гёте-институте совместно с преподавателями УзГУМЯ предварительно обсуждался вопрос о том, на каких курсах и в каких предметах, какие части DLL могут внедряться, при составлении рабочих программ по этим предметам на 2019-2020 учебный год учитывался материал, который может быть использован. В связи с этим в рабочие учебные программы по перечисленным предметам были включены и книги DLL наряду с рекоменду-

емой в типовых программах основной литературой. «Методика преподавания иностранных языков в начальных классах» это предмет по выбору, т.е. кафедра немецкой филологии НУУз имела возможность самостоятельно принять решение о содержании данного курса и литературе к предмету.

«Методика преподавания иностранных языков и образовательные технологии» и «Методика преподавания иностранных языков в начальных классах» являются лекционными курсами. Книги, таким образом, использовались частично, т.е. исходя из тематики лекций, которые призваны дать широкий обзор по изучаемому материалу, выбирался теоретический материал из различных источников, в том числе, и из DLL, в частности, дефиниции, теоретические положения, классификации, результаты исследований и т.д.

Для предмета «Методика преподавания иностранных языков в начальных классах» использовалась часть DLL 8, которая называется «Deutsch für Kinder». «Интегрированный курс преподавания иностранных языков» на 3 и 4 курсах велся в качестве практического предмета. Здесь отдельные части DLL внедрялись более глубоко. В зимнем семестре мы работали с DLL 4 „Aufgaben, Übungen, Interaktion" и DLL 5 „Lernmaterialien und Medien", которые концентрируются на дефиниции понятий «упражнение» и «задание», их отличии и цели использования на уроках по немецкому языку, как и в каком порядке

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

следует их использовать в учебном процессе, а также на развитии 4 видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма. Здесь для темы «Развитие рецептивных навыков - чтение и аудирование» мы привлекли также и DLL 5 „Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung".

В конце зимнего семестра был проведен анкетированный опрос среди студентов 3 и 4 курсов. Студенты выразили свое отношение и высказали свои предложения. Далее приводятся вопросы из анкеты и наиболее частые ответы студентов.

1. Was hat Ihnen beim Arbeiten an dem Buch gefallen?

* Layout des Buches

* Interessante und praxisorientierte Themen

* Präzise und klare Definitionen

* Erklärung durch Beispiele begleitet

* Beispiele für Didaktisierungen

* Video-Sequenzen mit QR-Code

* Glossar im Anhang

2. Was hat Ihnen am Buch nicht gefallen? Warum?

* Keine Möglichkeit im Buch zu schreiben bzw. markieren

* Ma

3. Wie war die Sprache?

* vorwiegend: nicht kompliziert

4. Welche Teile (Themen) aus DLL-Reihe finden Sie interessant? Warum?

* Didaktisch-methodische Prinzipien (klare Darstellung mit anschaulichen Beispielen, nützlich für die Lehrertätigkeit)

* Unterschied zwischen den Aufgaben und Übungen (endlich den Unterschied verstanden)

* Aufgaben und Übungen im DaF-Unterricht durch Interaktion lernen (interessant, etwas Neues gelernt, Beispiele)

* Arbeit mit Texten (Didaktisierungsverfahren gelernt)

5. Was könnte man beim weiteren Arbeiten an DLL verbessern?

* Mehr Aufgaben

* Arbeitsheft oder Ähnliches beizulegen

* Sprache ein bisschen erleichtern

По итогам опроса можно сделать следующие выводы. Всем студентам понравилось работать с книгами. В первую очередь они отметили удобство изложения матери-

ала в одном источнике, хорошее оформление книг. Темы, которые студенты нашли особенно интересными: методико-дидактические принципы, понятия «упражнения» и «задания» и их отличия. Было также отмечено, что благодаря этой серии, они хорошо усвоили разницу между «упражнением» и «заданием», видами упражнений, познакомились с требованиями к последовательности проработки упражнений.

В качестве предложений и пожеланий студенты выразили желание иметь возможность работы с книгами более интенсивно, т.е. возможность подчеркивать и выделять в тексте важные места. Это было бы возможно, если была бы так называемая «рабочая тетрадь» или что-нибудь подобное.

Выяснилось также, что в группах, где студенты имеют хороший уровень владения немецким языком (В2, С1) никаких проблем с усвоением материала не было, им понравилось работать с этими книгами, понравилась возможность просмотра видео с уроками преподавателей Гёте-института со всего мира и анализа этих уроков (видео просматривались напрямую из интернета при помощи считывания QR-кода), так как ранее все только обсуждалось, но не было возможности увидеть реализацию теоретических положений.

Также не маловажно, что студентам изложение материала показалось более понятным и последовательным, так как весь материал был в одной книге, а не прорабатывался на отдельных листах и распечатках из интернета. В группах с относительно низким уровнем владения немецким языком основную трудность представлял сам язык изложения, им сложно было понимать материал. Приходилось в первую очередь концентрироваться на понимании терминов, языка изложения и лишь затем на понимании содержания материала. Отсюда можно сделать вывод, что работать с книгами данной серии рекомендуется лицам, имеющим уровень не ниже В2. Этот момент уже учитывается Гёте-институтом при наборе преподавателей для прохождения повышения квалификации в рамках DLL-программы.

В летнем семестре внимание концентрировалось на работе с DLL 6 „Curriculare Vorgaben

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

und Unterrichtsplanung", целью которого было дать понимание таких терминов как «учебный план» и «учебная программа по предмету», а также научить студентов правильно составлять план урока, с учетом всех аспектов и требований. В течение семестра тщательно обрабатывался весь материал и ближе к концу семестра в качестве практических заданий составлялись планы урока. Обучение составлению планов уроков строилось в три этапа:

1) Сначала составлялся план урока в группе по просмотренному видео, т.е. от студентов требовалось правильно изложить знакомую информацию в виде плана урока, и они имели возможность обсудить это в группе.

2) Затем они получили индивидуальное задание составить план урока к учебнику «Menschen A 2.1» с использованием книги для учителя. То есть студенты имели возможность по готовой методической разработке построить урок, принимая решение, что включать в план урока, а что нет, что дорабатывать или дополнять.

3) И в третий раз они должны были самостоятельно составить урок на заданную тему для учеников с начинающим уровнем (тема «Farben»), где они полностью самостоятельно должны были сформулировать цель урока, подобрать материал и разработать план 40-минутного урока.

По итогам работы с 6 частью DLL студенты научились формулировать цель каждого задания и всего урока (Lernziel, Teillernziel), что очень важно для педагога, а также поняли важность критериев подбора учебного материала и последовательности его подачи, роли преподавателя во время урока.

Основные результаты исследования.

Проанализировав опыт работы с серией книг DLL (Deutsch Lehren Lernen), можно сделать определенные выводы. В работе наблюдались как положительные стороны, так и определенные трудности, которые решались в ходе практической работы.

Работа с книгами данной серии имела ряд положительных сторон. В первую очередь следует отметить удобство использования, так как это избавляет преподавателя от поиска материала из различных источников (все

собрано в одной книге), а также обеспечивает прогрессию и последовательность изложения методического материала, что положительно сказывается на эффективности обучения. Очень удобно также то, что прилагается диск с видеозаписью уроков преподавателей Гёте-института со всего мира и имелась возможность проанализировать и обсудить со студентами данные уроки, т.е. студенты получили возможность «поприсутствовать» на уроке и понаблюдать за работой опытных преподавателей.

Основную трудность в работе с серией DLL представляло требование ориентироваться на типовые программы по предметам, так как хотя тематика материалов в DLL частично соответствует тематике типовых программ, но последовательность изложения отличается. Если ориентироваться на программы, то это нарушает логическую последовательность и прогрессию.

Еще одной трудностью было отсутствие преподавательского опыта у студентов 3 курса. Некоторые задания необходимо было выполнять с позиции преподавателя. В таких случаях задания трансформировались. Например, вопрос «Какие виды упражнений Вы используете на своих занятиях?» можно переформулировать на «Какие виды упражнений Вы можете вспомнить на Ваших занятиях по иностранному языку в школе или ВУЗе?». У студентов 4 курс такой проблемы не было, так как в сентябре и октябре они уже прошли педагогическую практику и имели небольшой опыт преподавательской деятельности.

Проблемы, возникшие по пониманию материала в связи с низким уровнем владения немецким языком у некоторых студентов, решались следующим образом: материал приходилось обрабатывать частично с переводом на родной язык, что занимало значительное время, как у преподавателя, так и у студентов. Работы над материалом с переводом на родной язык занимала также часть урока, что сказывалось на объеме обработанного материала. Некоторые задания приходилось адаптировать или трансформировать.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

Выводы и предложения.

Итоги анализа практического внедрения серии книг DLL в Национальном университете Узбекистана позволяют сделать следующие конкретные выводы:

• подборка логически изложенного методического материала и практических заданий по одной тематике в одной книге избавляет преподавателя от поиска данного материала в различных источниках;

• видеоуроки преподавания немецкого языка, как уже упоминалось выше, дает студентам возможность «посетить» занятия опытных преподавателей, проанализировать их.

В качестве трудности в работе с DLL следует отметить следующее:

• отсутствие преподавательского опыта у студентов 3 курса вызвало сложности при выполнении некоторых заданий, требующих анализа опыта преподавателя. в таких случаях задания необходимо трансформировать;

• проблемы с пониманием материала в связи с низким уровнем владения немецким языком у некоторых студентов. Эта проблема решаема при помощи перевода части материала на родной язык. Однако, это отнимает время на уроке, что сказывалось на объеме обработанного материала, некоторые задания можно также адаптировать или трансформировать;

• в целом, работа с книгами данной серии очень интересна и продуктивна. Преподавателю лишь приходится решать вопросы по поводу способа изложения и обработки материала на уроках, так как про-

сто читать теоретический материал и обсуждать его нецелесообразно и довольно скучно для студентов, т.е. преподавателю необходимо дидактизировать материал для работы на занятиях.

Программа DLL имеет хорошие перспективы в Узбекистане. На данный момент Гёте-институтом в Ташкенте глубоко прорабатывается вопрос заключения трехстороннего международного договора с Гёте-институтом в Ташкенте и университетом города Йены, с правом получения международного сертификата для преподавателей и студентов, проходящих обучение в рамках DLL. Главным требованием для получения сертификата является проведение исследовательского мини проекта «Praxiserkundungsprojekt» (РЕР) по окончании любой части из серии. Одним из условий заключения международного договора является внедрение DLL (включение его в учебный план направления обучения, подготовка студентов по книгам DLL, проведение PEP и его оценка с занесением в зачетку). Именно этой теме был посвящен практический семинар Гёте-института в Ташкенте с 11 по 12 декабря 2020 года. На семинаре рассматривались такие вопросы как проведение PEP, условия его проведения, сбора данных, анализа и фиксации результатов.

Хотелось бы надеяться, что программа внедрения DLL в ВУЗах Узбекистана будет продолжаться в дальнейшем и будет успешной. Пользу от этой программы получат как преподаватели, задействованные в ней, так и студенты, прошедшие подготовку.

Список литературы:

1. Ende Karin, Grotjahn Rüdiger u.a. Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung. DLL 6. Münche: Langenscheidt, 2013

2. Funk Hermann, Kuhn Cristina u.a. Aufgaben, Übungen, Interaktionen. DLL 4. München: Klett-Langenscheidt, 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rösler Dietmar, Würffel Nicola. Lernmaterialien und Medien. DLL 5. München: Klett-Langenscheidt, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.