Научная статья на тему 'Повышение мотивации к изучению иностранного языка в ходе реализации системно-деятельностного подхода'

Повышение мотивации к изучению иностранного языка в ходе реализации системно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / ПАРНАЯ РАБОТА / ГРУППОВАЯ РАБОТА / INTERACTION / COMPETENCE APPROACH / THE PRINCIPLE OF REVITALIZATION / ACTIVITY-ORIENTED APPROACH / MOTIVATION FOR LEARNING / PAIR WORK / GROUP WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заседателева М. Г., Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Штыкова Т. В.

Введение. В данной статье рассматривается компетентностный подход в образовании, анализируются его методические принципы. Социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность, применение различных социальных форм рассматриваются как факторы, способствующие развитию мотивации учения. Цель статьи описать методический проект «Рецепты в классе или классная комната как мастерская текстов», проведённый с применнеием технологии развития критического мышления,-структура которой представлена в виде трёх этапов: подготовительная, текстовая и послетекстовая фазы. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвящённой изучению методических принципов компетентностного подхода в образовании в трудах отечественных и зарубежных ученых, метод педагогического проекта, также диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных. Результаты. Анализ анкеты учителя, посетившего занятие, и анализ анкет учеников подтвердили верность гипотезы, выдвинутой в начале методического проекта «Rezepte im Klassenzimmer oder das Klassenzimmer als die Textwerkstatt», проведенного на занятии по немецкому языку в 9 классе общеобразовательной школы: социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность и применение различных социальных форм работы будут способствовать развитию мотивации учения, лучшему запоминанию изучаемого материала. Обсуждение. Подчеркивается, что разные социальные формы взаимодействия на занятии давали возможность больше говорить, обсуждать задания вместе. Разные виды заданий повышали мотивацию к изучению иностранного языка, т.к. дети узнали, как можно запоминать новые слова в процессе игр и почувствовали, что вместе учить слова веселее и интереснее. Превращение классной комнаты в мастерскую стало таинством, превратившим обычных детей в поэтов и художников, иллюстрировавших свои произведения. Выставка работ показала, что все могут быть успешными и творческими. Урок прошёл в тёплой атмосфере с настроем на работу, все были заинтересованы в результате, мотивированы и активны. Все участники проекта однозначно ответили, что данное занятие способствовало повышению мотивации к изучению немецкого языка. В качестве причин были названы следующие: на уроке многократно повторялись новые слова в игровой форме, что способствовало их лучшему запоминанию; на занятии были использованы интересные, увлекательные задания, ученики узнали, как можно писать стихи по рецепту. Заключение. Делается вывод о том, что мотивация учеников будет повышаться, если на уроках иностранного языка использовать задания, направленные на активизацию деятельности обучающихся, применять такие социальные формы взаимодействия, как парную и групповую работу. Проведенное занятие показало, что обучающиеся будут активны и сконцентрированы, если задания будут интересными, если при их выполнении они многое будут делать самостоятельно и видеть материальный результат своей работы. Введение. В данной статье рассматривается компетентностный подход в образовании, анализируются его методические принципы. Социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность, применение различных социальных форм рассматриваются как факторы, способствующие развитию мотивации учения. Цель статьи описать методический проект «Рецепты в классе или классная комната как мастерская текстов», проведённый с применнеием технологии развития критического мышления,-структура которой представлена в виде трёх этапов: подготовительная, текстовая и послетекстовая фазы. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвящённой изучению методических принципов компетентностного подхода в образовании в трудах отечественных и зарубежных ученых, метод педагогического проекта, также диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных. Результаты. Анализ анкеты учителя, посетившего занятие, и анализ анкет учеников подтвердили верность гипотезы, выдвинутой в начале методического проекта «Rezepte im Klassenzimmer oder das Klassenzimmer als die Textwerkstatt», проведенного на занятии по немецкому языку в 9 классе общеобразовательной школы: социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность и применение различных социальных форм работы будут способствовать развитию мотивации учения, лучшему запоминанию изучаемого материала. Обсуждение. Подчеркивается, что разные социальные формы взаимодействия на занятии давали возможность больше говорить, обсуждать задания вместе. Разные виды заданий повышали мотивацию к изучению иностранного языка, т.к. дети узнали, как можно запоминать новые слова в процессе игр и почувствовали, что вместе учить слова веселее и интереснее. Превращение классной комнаты в мастерскую стало таинством, превратившим обычных детей в поэтов и художников, иллюстрировавших свои произведения. Выставка работ показала, что все могут быть успешными и творческими. Урок прошёл в тёплой атмосфере с настроем на работу, все были заинтересованы в результате, мотивированы и активны. Все участники проекта однозначно ответили, что данное занятие способствовало повышению мотивации к изучению немецкого языка. В качестве причин были названы следующие: на уроке многократно повторялись новые слова в игровой форме, что способствовало их лучшему запоминанию; на занятии были использованы интересные, увлекательные задания, ученики узнали, как можно писать стихи по рецепту. Заключение. Делается вывод о том, что мотивация учеников будет повышаться, если на уроках иностранного языка использовать задания, направленные на активизацию деятельности обучающихся, применять такие социальные формы взаимодействия, как парную и групповую работу. Проведенное занятие показало, что обучающиеся будут активны и сконцентрированы, если задания будут интересными, если при их выполнении они многое будут делать самостоятельно и видеть материальный результат своей работы. Основные положения: создана и апробирована система упражнений с учетом требований принципов системно-деятельностного подхода, подготавливающих обучающихся к самостоятельному написанию стихов по рецептам, что повышает их мотивацию к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заседателева М. Г., Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Штыкова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MOTIVATION TO STUDY OF FOREIGN LANGUAGE IN THE PROGRESS OF THE REALIZATION OF THE SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

Introduction. In this article, the competence approach in education is examined, its methodological principles are analyzed. Social interaction in foreign language classes, orientation to activities, application of various social forms are considered as factors contributing to the development of the motivation of learning. The purpose of the article is to describe the methodical project "Recipes in a classroom or a classroom as a workshop of texts", conduc-ted using the technology of critical thinking development, the structure of which is presented in three stages: preparatory, text and post-text phases. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific lite-rature devoted to the study of the methodological principles of the competence approach in education in the works of domestic and foreign scientists, the method of the pedagogical project, as well as diagnostic techniques, including observation, questioning, testing, and data processing methods. Results. The analysis of the questionnaire of the teacher who attended the lesson and the analysis of the questionnaires of the students confirmed the correctness of the hypothesis put forward at the beginning of the methodical project "Rezepte im Klassenzimmer oder das Klassenzimmer als die Textwerkstatt", conducted in the German language class in the 9th form of the general education school: social interaction in foreign language classes language, orientation to activities and application of various social forms of work will contribute to the development of the motivation of learning, better memorization of the studied material. Discussion. It is emphasized that different social forms of interaction in the classroom gave the opportunity to talk more and discuss tasks together. Different kinds of tasks increased the motivation to learn a foreign language, because children learned how to memorize new words in the process of games and felt that together to learn the words more fun and interesting. The transformation of the classroom into a workshop became a sacrament that turned ordinary children into poets and artists who illustrated their works. The exhibition of works showed that everyone can be successful and creative. The lesson took place in a warm atmosphere with a mood for work, everyone was interested in the result, motivated and active. All participants of the project unequivocally replied that this activity contributed to an increase in motivation to learn German. As the reasons the following were named: at a lesson new words in the game form repeatedly were repeated that promoted their the best storage; on the class were used interesting, exciting tasks, the students learned how you can write poetry by prescription. Conclusion. It is concluded that the motivation of students will increase if the lessons of a foreign language use tasks aimed at activating the activities of students, to apply such social forms of interaction as pair and group work. The lesson showed that the trainees will be active and concentrated if the tasks are interesting, if they do so much on their own and see the material result of their work. Highlights: the system of exercises has been created and tested taking into account the requirements of the principles of the system-activity approach, which prepare students for independent writing of poems by prescriptions, which increases their motivation to learn a foreign language.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации к изучению иностранного языка в ходе реализации системно-деятельностного подхода»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.67..5..007

УДК 378.1 ББК 74.480

М. Г. Заседателева1, Е. Б. Быстрай2, Л. А. Белова3, Т. В. Штыкова4

*ORCID № 0000-0001-9479-2050, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: zassedateleva@mail.ru

2ORCID №0000-0001-5976-3465, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

3

доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: telems74@rambler.ru

4ORCID № 0000-0002-5256-5885, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: shtykovatv@cspu.ru

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация

Введение. В данной статье рассматривается компетентностный подход в образовании, анализируются его методические принципы. Социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность, применение различных социальных форм рассматриваются как факторы, способствующие развитию мотивации учения. Цель статьи - описать методический проект «Рецепты в классе или классная комната как мастерская текстов», проведённый с применнеием технологии развития критического мышления,-структура которой представлена в виде трёх этапов: подготовительная, текстовая и послетекстовая фазы.

о в

и

E-mail: bistraieb@cspu.ru №

о

ORCID № 0000-0002-2036-6937, в

1 OS

а

и

и

4 л е

н и

5 и

н

4norm лгп о

3

а н

н

о

^

о ^

з а

№ о

д

е

3

е §

а

к и

и

о и

о

ж

о

е

So

ж о

о

S н

о

^ о

а о

X о

д

а

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвящённой изучению методических принципов компетентност-ного подхода в образовании в трудах отечественных и зарубежных ученых, метод педагогического проекта, также диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных.

Результаты. Анализ анкеты учителя, посетившего занятие, и анализ анкет учеников подтвердили верность гипотезы, выдвинутой в начале методического проекта «Rezepte im Klassenzimmer oder das Klassenzimmer als die Textwerkstatt», проведенного на занятии по немецкому языку в 9 классе общеобразовательной школы: социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность и применение различных социальных форм работы будут способствовать развитию мотивации учения, лучшему запоминанию изучаемого материала.

Обсуждение. Подчеркивается, что разные социальные формы взаимодействия на занятии давали возможность больше говорить, обсуждать задания вместе. Разные виды заданий повышали мотивацию к изучению иностранного языка, т.к. дети узнали, как можно запоминать новые слова в процессе игр и почувствовали, что вместе учить слова веселее и интереснее. Превращение классной комнаты в мастерскую стало таинством, превратившим обычных детей в поэтов и художников, иллюстрировавших свои произведения. Выставка работ показала, что все могут быть успешными и творческими. Урок прошёл в тёплой атмосфере с настроем на работу, все были заинтересованы в результате, мотивированы и активны. Все участники проекта однозначно ответили, что данное занятие способствовало повышению мотивации к изучению немецкого языка. В качестве причин были названы следующие: на уроке многократно повторялись новые слова в игровой форме, что способствовало их лучшему запоминанию; на занятии были и использованы интересные, увлекательные задания, ученики узнали, как можно писать

«о

стихи по рецепту.

Заключение. Делается вывод о том, что мотивация учеников будет повышаться, если на уроках иностранного языка использовать задания, направленные на активиза-^ цию деятельности обучающихся, применять такие социальные формы взаимодействия, как парную и групповую работу. Проведенное занятие показало, что обучающиеся будут активны и сконцентрированы, если задания будут интересными, если при их вы-

Ч полнении они многое будут делать самостоятельно и видеть материальный результат «

^ своей работы.

Ключевые слова: интеракция; компетентностный подход; принцип активиза-

^ ции деятельности; деятельностно-ориентированный подход; мотивация учения; парная

faj

Q- работа; групповая работа.

«о

I Основные положения:

£

--§ - создана и апробирована система упражнений с учетом требований принципов

с^ системно-деятельностного подхода, подготавливающих обучающихся к самостоятельному написанию стихов по рецептам, что повышает их мотивацию к изучению инос-

транного языка.

1. Введение (Introduction)

Методика преподавания иностранного языка претерпевает в данный период времени коренные изменения. В процессе обучения язык выступает не как цель, а как средство полноценной коммуникации с представителями иных народов и культур [1, с. 27]. Основное назначение иностранного языка видится в овладении обучающимися умением общаться или вступать в коммуникацию [2, с.37]. Коммуникативное обучение ставит перед учителем следующие цели: уметь установить контакт с обучающимися, передать информацию, вовлечь учащихся в процесс познания, сделать их речевыми партнёрами [3, с. 118].

Для развития иноязычной коммуникативной компетенции необходимо общение, развивающее способность обучающихся к интеракции. В интерактивном обучении педагог побуждает участников к самостоятельному поиску. Задачей педагога является создание условий для проявления инициативы обучающихся [4, с. 152]. Применение различных социальных форм (парной, групповой, индивидуальной работы), их смена оказывают положительное влия-

ние на способность к коммуникации [5, с. 49]. Использование таких форм способствует умению слушать и слышать, понимать противоположную точку зрения [6, с. 142].

Компетентностный подход в образовании подразумевает ориентацию на развитие компетенций, на деятельность [7, с. 26]. Вопросам реализации компетентностного подхода посвящено большое количество работ [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16]. В «Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком» указывается, что «пользователи и изучающие язык рассматриваются как члены социума, решающие задачи в определенных условиях» [17, с. 8]. Поэтому при обучении иностранному языку первостепенной важности становятся принцип ориентации на деятельность и принцип активизации деятельности ученика. Повышению мотивации учения будут способствовать следующие факторы: использование парных и групповых форм работы, проблем-ных ситуаций, игровых технологий, создание ситуации успеха, нестандартная форма проведения уроков [18, а 30].

Из сказанного можно сде-

о

№ Ж К №

к № а -к

К К

Л

Ж К

S К

Ж

о

о 3

а Ж

Ж

о

^

о ^

з

о-а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ о

д

№ 3

№ §

а

к К

К

о К

о

ж

о д

№ So

Ж о

о

S Ж

о

^ о

ж о

X о

д

а

а

«о

о

сц ^

а"

«о

о

г§

tq ^

«

а Üs

U

tq tq hq

а

«о §

£

а

--о

SJ

а

с-о

лать вывод, что развитию мотивации учения, лучшему запоминанию изучаемого материала будут способствовать социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность и применение различных социальных форм работы. Данный вывод был принят нами за гипотезу методического проекта «Рецепты в классе или классная комната как мастерская текстов» -«Rezepte im Klassenzimmer oder das Klassenzimmer als die Textwerkstatt», проведенного на занятии по немецкому языку в 9 классе общеобразовательной школы.

Проектная методика в настоящее время является очень популярной формой работы. Метод проектов предполагает совокупность разных приёмов учебно-познавательной деятельности, которые выявляют определённую проблему в результате самостоятельного поиска и позволяют решить её, используя свои знания, умения и фантазию. В заключительной фазе проводится презентация результатов такой творческой деятельности, даётся оценка, подводятся итоги [19, c. 17].

2. Материалы и методы (Materials and methods) Наш методический проект был ре-

ализован в рамках серии занятии по теме «МоИ рабочий день». Мы решили провести данные занятия с применением технологии развития критического мышления, структура которой представлена в виде трёх этапов: вызов, осмысление, рефлексия [20, с. 83] Эти этапы при переносе на урок иностранного языка называются: подготовительная, текстовая и послетекстовая фазы. Подготовительная фаза (Vor-Phase) включает задания, целью которых является пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстами; актуализация личного опыта учащихся; активизация интеллектуальной деятельности и познавательных потребностей учащихся. В рамках этой фазы вводится тематическая лексика, используются разные социальные формы работы. На данном этапе наша работа была направлена на введение и активизацию лексики по теме «Мой рабочий день». Мы предложили задания: составление ассоциограммы, игра „Domino", разгадывание кроссворда, игра „Bingo", составление Mind-Map, игра "Fliegeklatsche". Задания про-ведились с применением индивидуальной, парной, фронтальной и групповой работы.

Ассоциограмма является

стратегией, с помощью которой слова группируются тематически, это облегчает работу в дальнейшем, т.к. лексика представлена наглядно и логично. При помощи ассоциограмм обучающиеся проводят отбор необходимых для навыков понимания и говорения лексических структур. В нашем случае это были слова и словосочетания по теме «Мой рабочий день. Распорядок дня». Активизации данной лексики способствовали игры «Домино» и «Бинго», разгадывание кроссворда. Чтобы сконцентрироваться на языковом материале, обучающимся было предложено поработать с индивидуальными ассоциограммами в группе, составив ассоциативную карту -Mind-Map. Основные идеи майндмэппинга отрицают формальности. Кто-то рисует карты мыслей влево и вправо, кто-то сверху вниз, кто-то «солнышком». Таким образом, лексика по теме стала выглядеть структурировано, представляя отдельно занятия утром, днём, вечером. А обучающиеся смогли обменяться опытом и пополнить свой запас слов. В завершение данной фазы проводилась игра с мухобойками "Fliegeklatsche", в которой участвовал весь класс. Игра проводится в

форме соревнования между двумя командами. Участники выстраиваются в две линии друг против друга и получают номера. Учитель называет слово по-русски и номер. Участники с этими номерами бегут к доске, берут мухобойку и ударяют ей по правильному слову. Данная игра помогает проконтролировать и скорректировать знания лексики, требует быстрой реакции и позволяет обучающимся подвигаться и отдохнуть. Под текстовой фазой (Wahrend-Phase) понимается непосредственное создание текстов (стихов по рецепту) в «Мастерской», их творческую обработку, иллюстрирование. После-текстовая фаза (Nach-Phase) является заключительным этапом, включающим презентацию своих результатов с активным использованием нового лексического материала в письменной форме и в естественном общении

3. Результаты (Results) На данное занятие был приглашен учитель, наблюдавший социальные формы и то, насколько активно и мотивированно работали ученики. Учителем был сделан вывод, что во время подготовительной фазы активизация работы на занятии состояла в использовании разных заданий, ориентированных

о

№ Ж К №

к

№ §

К К

Л

Ж К

S К

Ж

о

о §

Ж Ж

о

^

о

о* §

№ о

д

№ 3

№ §

Ö

К К

К

о К

о

ж

о д

№ So

ж о

о

S Ж

о

^ о

ж о

X о

д

§

а

«о

о «

И5

а"

«о

о

г§

tq ^

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а &

tq tq hq

а

«о

S а та

50 SJ

а

с-о

на деятельность, в смене социальных форм работы. Парная и групповая формы работы на занятии давала возможность больше говорить, обсуждать задания вместе. Обучающиеся узнали, как можно быстрее запоминать слова в игре. Мастерская превратила детей в поэтов и художников. Урок прошёл в дружеской атмосфере, все были заинтересованы, мотивированы и активны.

4. Обсуждение (Discussion)

По окончании занятия ученикам было предложено ответить на вопросы анкеты. Все ученики отметили, что им понравились уроки, посвящённые работе над проектом. В качестве причин были названы следующие: на уроке было интересно и увлекательно, им нравится немецкий язык, они выучили новые слова и научились писать стихи по рецепту. Всем ученикам понравилось сочинять стихи, так как это получилось у всех, хотя сначала некоторые сомневались в

успехе. Выставка работ показала, что все могут быть творческими и успешными.

5. Заключение (Conclusion)

Анализ анкеты учителя и анкет учеников подтвердил гипотезу: социальная интеракция на занятиях по иностранному языку, ориентация на деятельность и применение различных социальных форм работы будут способствовать развитию мотивации учения, лучшему запоминанию изучаемого материала.

6. Благодарности (Acknowledgments)

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР № 1/314 от 04 июня 2018 г. по теме «Подготовка обучающихся к межкультурному взаимодействию в контексте инновационных образовательных трендов».

Библиографический список

1. Белова Л. А., Слабышева А. В. Творческие задания для формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Иностранные языки в школе, 2017. - № 8. -С. 27-30.

2. Белова Л. А., Слабышева А. В. Создание условий для реализации коммуникации на уроке иностранного языка // Теоретические и прикладные аспекты лингвообра-зования. Кемерово, 2017. - С. 37 - 41.

3. Штыкова Т. В. Коммуникативно-дидактическая деятельность учителя инос-

транного языка // Вестник научных конференций, 2016. - № 6-2 (10). - С. 118-119.

4. Быстрай Е. Б., Райсвих Ю. А. Создание интерактивной дидактико-коммуника-тивной среды как одного из педагогических условий формирования аксиологической направленности будущего учителя : сборник материалов международной научно-практической конференции в рамках Года Германии в России 2012-2013 «Современные тенденции развития образования и культуры в общеевропейском контексте». 2013. - С. 149155.

5. Hermann Funk, Christina Kuhn, Dirk Skiba, Dorothea Spaniel-Weise, Rainer E. Wicke (2014) Aufgaben, Übungen, interaktion. Deutsch lehren lernen 4. München. Klett-Lan-genscheidt. 184 p.

6. Скоробренко И. А. О некоторых аспектах обучения иностранному языку в межкультурном контексте // Культурные инициативы : материалы 50 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей. Челябин- ^

к.

ский государственный институт культуры. 2018. - С. 141-143. »

7. Karin Ende, Rüdiger Grotjan, Karin Kleppin, Imke Mohr (2013) Curriculare I

1

Vorgaben und Unterrichtsplanung. Deutsch lehren lernen 6. München : Langenscheidt. 152 p. ^

о

8. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные техноло- |

гии, 2008. - №5. - С. 3-12. J

||

9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образова- * ния // Высшее образование сегодня. 2003. - № 5. - С. 22-27.

10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориенти-рованной парадигмы образования // Народное образование, 2003. - №2. - С.58-64.

11. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание -М. : Национальное образование, 2012. - С. 24.

12. Иванов Д. О. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии. 2007. - № 7. - С. 52.

13. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. - с. 44-46.

14. Воног В. В., Прохорова О. А. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в аспирантуре // Вестник ТГПУ. 2015. - № 12 (165). - С. 25-29.

15. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Пассов Е. И., Кузовлева Н.Е. - Ростов н/Д: Феникс; Москва : Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.

16. Greculescu A., Todorescu L. (2016) English teacher's classroom language [The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). - MEPDEV 2nd] : Central & Eastern European LUMEN International Conference - Multidimensional Education & Professional Development. Ethical Values]. pp. 283-289.

17. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. М. : Московский государственный лингвистический университет, 2003. 256 с.

18. Заседателева М. Г. Роль парной и групповой форм работы в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Челябинского государ-

а №

0 д

№ л

1

а J

| |

о |

о

а i

-2 cq

'3

%

И5

hq

50

50

о 3

ственного педагогического университета. 2017. - № 8. - С. 29 - 35.

19. Бароненко Е. А., Белова Л. А., Слабышева А. В., Орлова И. А. Повышение роли самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. - № 3. - С. 14-20.

20. Мишланова С. Л., Филиппова А. А., Заседателева М. Г. Технология критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. - № 5. - С. 82 - 89.

M. G. Zassedateleva1, E. B. Bystrai2, L. A. Belova3, T. V. Shtykova4

*ORCro No. 0000-0001-9479-2050, Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: zassedateleva@mail.ru

2ORCID No. 0000-0001-5976-3465, Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Education), Head, Department of German Language and German Language Teaching Methods South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: bistraieb@cspu.ru 3ORCID No. 0000-0002-2036-6937, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Philology), Associate Profe ssor, Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: telems74@rambler.ru

4ORCID No. 0000-0002-5256-5885, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of the German Language and German Language Teaching Methods,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shtykovatv@cspu.ru

IMPROVEMENT OF MOTIVATION TO STUDY OF FOREIGN LANGUAGE IN THE PROGRESS OF THE REALIZATION OF THE SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

Abstract

Introduction. In this article, the competence approach in education is examined, its methodological principles are analyzed. Social interaction in foreign language classes, orientation to activities, application of various social forms are considered as factors contributing to the development of the motivation of learning. The purpose of the article is to describe the

methodical project "Recipes in a classroom or a classroom as a workshop of texts", conducted using the technology of critical thinking development, the structure of which is presented in three stages: preparatory, text and post-text phases.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the study of the methodological principles of the competence approach in education in the works of domestic and foreign scientists, the method of the pedagogical project, as well as diagnostic techniques, including observation, questioning, testing, and data processing methods.

Results. The analysis of the questionnaire of the teacher who attended the lesson and the analysis of the questionnaires of the students confirmed the correctness of the hypothesis put forward at the beginning of the methodical project "Rezepte im Klassenzimmer oder das Klassenzimmer als die Textwerkstatt", conducted in the German language class in the 9th form of the general education school: social interaction in foreign language classes language, orientation to activities and application of various social forms of work will contribute to the development of the motivation of learning, better memorization of the studied material.

Discussion. It is emphasized that different social forms of interaction in the classroom gave the opportunity to talk more and discuss tasks together. Different kinds of tasks increased the motivation to learn a foreign language, because children learned how to memorize new words in the process of games and felt that together to learn the words more fun and interesting. The transformation of the classroom into a workshop became a sacrament that turned ordinary children into poets and artists who illustrated their works. The exhibition of works showed that everyone can be successful and creative. The lesson took place in a warm atmosphere with a mood for work, everyone was interested in the result, motivated and active. All l participants of the project unequivocally replied that this activity contributed to an increase in motivation to learn German. As the reasons the following were named: at a lesson new words in the game form repeatedly were repeated that promoted their the best storage; on the class were used interesting, exciting tasks, the students learned how you can write poetry by prescription.

Conclusion. It is concluded that the motivation of students will increase if the lessons of a foreign language use tasks aimed at activating the activities of students, to apply such social forms of interaction as pair and group work. The lesson showed that the trainees will be active and concentrated if the tasks are interesting, if they do so much on their own and see the material result of their work.

Keywords: interaction; competence approach; the principle of revitalization; activity-oriented approach; motivation for learning; pair work; group work.

Highlights:

- the system of exercises has been created and tested taking into account the requirements of the principles of the system-activity approach, which prepare students for independent writing of poems by prescriptions, which increases their motivation to learn a foreign language.

p

o e

s

e n

tt o

n

to s

u

y § o

e

e p

o

e

>1 s

t e

e

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i—i

N'

a

o n

t e

s >1

a p p

o a

c h

References

1. Belova L.A., Slabysheva A.V. (2017) Tvorcheskiye zadaniya dlya formirovaniya u studentov inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii yazyka [Creative tasks for the students to develop a foreign language competence in communication]. Inostrannyye yazyki v shkole. 8, 27-30 (in Russia).

2. Belova L.A., Slabysheva A.V. (2017) Sozdaniye usloviy dlya realizatsii kommu-nikatsii na uroke inostrannogo yazyka [Creating conditions for the implementation of communication in a foreign language lesson]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty lingvoobra-zovaniya. Kemerovo, 37-41 (in Russia)

3. Shtykova T. V. (2016) Kommunikativno-didakticheskaya deyatel'nost' uchitelya inostrannogo yazyka [The communicative-didactic activity of the teacher of a foreign language]. Vestnik nauchnyh konferencij. 6-2 (10), 118-119 (in Russia)

4. Bystrai E.B., Raysvikh Y.A. (2013) Sozdaniye interaktivnoy didaktiko-kommu-nikativnoy sredy kak odnogo iz pedagogicheskikh usloviy formirovaniya aksiologicheskoy napravlennosti budushchego uchitelya [Creation of an interactive didactic-communicative environment as one of the pedagogical conditions for the formation of the axiological orientation of the future teacher]. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah Goda Germanii v Rossii 2012-2013 "Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya i kul'tury v obshcheevropejskom kontekste". 149-155 (in Russia).

5. Hermann Funk, Christina Kuhn, Dirk Skiba, Dorothea Spaniel-Weise (2014) [Tasks, exercises, interaction. Learning to teach German 4]. Munich: Klett-Langenscheidt. 184 p. (in Germany).

6. Skoborrenko I.A. (2018) O nekotorykh aspektakh obucheniya inostrannomu yazyku v mezhkul'turnom kontekste [On Some Aspects of Foreign Language Teaching in the Intercultural Context] Materials of the 50th All-Russian Scientific Conference of Young Researchers "Cultural Initiatives". CHelyabinskij gosudarstvennyj institut kul'tury.. 141-143 (in Russia).

7. Karin Ende, Rüdiger Grotjan, Karin Kleppin, Imke Mohr (2013) Curricular require-

E-; ments and lesson planning. Learning to teach German 6. Munich: Klett-Langenscheidt. 152 p.

a" -S

50

a i

i

%

ß?

aj faq

a >

50

(in Germany).

8. Lebedev O.YE. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii (2008) [Competence ap-^ proach in education]. SHkol'nye tekhnologii. 5, 3-12 (in Russia).

3 9. Zimnyaya I.A. (2003) Klyuchevyye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata

obrazovaniya [Key competences - a new paradigm of the result of education]. Vyssheye obra-zovaniye segodnya. 5, 22-27 (in Russia).

10. Khutorskoy A.V. (2003) Klyuchevyye kompetentsii kak komponent lichnostno-oriyentirovannoy paradigmy obrazovaniya [Key Competencies as a Component of the Personally Oriented Education Paradigm] Narodnoye obrazovaniye. 2, 58-64 (in Russia).

50

n 11. Yefremova N. F. (2012) Kompetentsii v obrazovanii: formirovaniye i otsenivaniye

[Competencies in Education: Formation and Evaluation]. Moskow: Natsional'noye obrazova-

niye, 24. (in Russia).

12. Ivanov D. O. (2007) O klyuchevykh kompetentsiyakh i kompetentnostnom pod-khode v obrazovanii. [About the key competences and competence approach in education] Shkol'nyye tekhnologii. 7, 52. (in Russia)

13. Zeyer E.F., Pavlova A.M., Symanyuk E.E. (2005) Modernizatsiya profession-al'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod [Modernization of professional education: competence approach]. Moskow, 44-46 (in Russia).

14. Vonog V.V., Prokhorova O.A (2015) Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii in-ostrannym yazykam v aspiranture [Competence approach in teaching foreign languages in postgraduate study]. Vestnik TGPU. 12 (165), 25-29 (in Russia)

15. Passov Ye.I., Kuzovleva N.YE. (2010) Urok inostrannogo yazyka [A lesson of a foreign language] Rostov n/D., Feniks; M., Glossa-Press. 640 p. (in Russia)

16. 16. Greculescu A., Todorescu L. (2016) English teacher's classroom language [The ^

p

European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). - MEPDEV 2nd] : Central ° & Eastern European LUMEN International Conference - Multidimensional Education & Pro- m fessional Development. Ethical Values]. pp. 283-289.

17. Obshcheyevropeyskiye kompetentsii vladeniya inostrannym yazykom (2003) [Eu-

i

ropean competences in foreign language skills: study, teaching, evaluation]. Moskovskiy gosu- a darstvennyy lingvisticheskiy universitet, 256 s. (in Russia). §

to

18. Zassedateleva M.G. Rol' parnoy i gruppovoy form raboty v povyshenii motivatsii t

d

studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka [The role of the pair and group forms of work in increasing the motivation of students to study a foreign language]. Vestnik CHelyabinskogo o

ra

n

a n

a

e

n

gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 8, 29-35 (in Russia).

19. Baronenko Ye.A., Belova L.A., Slabysheva A.V., Orlova I.A. (2017) Povysheniye roli samostoyatel'noy raboty studentov pri izuchenii inostrannogo yazyka [Increasing the role of independent work of students in learning a foreign language]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 3, 14-20 (in Russia).

20. Mishlanova S. L., Filippova A. A.,. Zasedateleva M. G. (2016) Tekhnologiya kriticheskogo myshleniya kak sredstvo formirovaniya inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov [The technology of critical thinking as a means of forming a communica- t tive competence of students speaking another language] Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 5, 82-89 (in Russia).

e p

o

e

N a

o n

t e

s

Co

te

a c

a p p

o a

c h

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.