Научная статья на тему 'Опыт творческой деятельности в содержании методолого-методической подготовки педагога-музыканта в вузе'

Опыт творческой деятельности в содержании методолого-методической подготовки педагога-музыканта в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ-ПРОЦЕДУРЫ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Зарема Шахмановна

В статье рассматривается проблема педагогического творчества, его движущих сил, условий осуществления и развития. Раскрывается понятие «опыт творческой деятельности», его сущность, структурно-содержательный состав и значение в содержании методолого-методической подготовки будущего учителя музыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт творческой деятельности в содержании методолого-методической подготовки педагога-музыканта в вузе»

30

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

УДК 378.02:372.8

ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОДЕРЖАНИИ М ЕТО ДОЛО ГО-М ЕТОДИ Ч ЕСКО Й П ОД ГОТО В КИ

ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ

© 2о°8 Гаджиева З.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается проблема педагогического творчества, его движущих сил, условий осуществления и развития. Раскрывается понятие «опыт творческой деятельности», его сущность, структурно-

содержательный состав и значение в содержании методолого-методической подготовки будущего учителя музыки

The author of the article actualizes the problem of pedagogical creative activity, its driving power, conditions of the realization and development. She brings into the light the term "experience of creative activity", its essence, structural and contented composition and importance of a future musical teacher’s methodological and methodical training.

Ключевые слова: методолого-методическая подготовка, педагогическое творчество, музыкально-педагогическая деятельность, опыт творческой деятельности, показатели-процедуры опыта творческой деятельности.

Keywords: methodological and methodical training, pedagogical creative activity, musical-pedagogical activity, experience of creative activity, factors-procedures of the experience of creative activity.

В настоящее время все сферы общественной жизни в нашей стране характеризуются интенсивными процессами раскрепощения личности, ее стремлением к обогащению и совершенствованию своего духовносозидательного опыта, обеспечивающего овладение истинными ценностями общечеловеческой культуры.

Важную и незаменимую функцию в этом процессе выполняет педагогика, та особая область человеческого духа и мудрости, которая во все времена и у всех народов была и остается основой передачи новым поколениям социального опыта, воплощающего в своем содержании материальные и духовные стороны общечеловеческой культуры. Особую ответственность за выполнение возложенных на педагогику задач несет учитель.

Именно поэтому современная педагогика высшей школы свое внима-

ние сосредоточивает на формировании личностно-профессионального облика будущего специалиста и в первую очередь таких его качеств, как высокая нравственная и эстетическая культура, широкая профессиональная эрудиция, готовность к творческой самореализации. Проблема развития творческого потенциала будущего педагога в период его вузовской подготовки рассматривалась в работах отечественных пе-дагогов-исследователей (В. И. Загвя-зинский, В. А. Кан-Калик, В. В. Краев-ский, М. Н. Скаткин). В качестве предмета исследования выступали функции и условия педагогического поиска, пути и методы стимулирования и развития творческих способностей и качеств личности у будущих педагогов. Обобщение их взглядов, сущность педагогического творчества, его движущие силы, условия осуществления и развития позволи-

Психолого-педагогические науки

31

• • •

ло сформулировать следующие положения:

- педагогическое творчество есть объективно-субъективный процесс, отличающийся своим особым содержанием;

- источником, движущей силой этого процесса выступает противоречие между научно обоснованным содержанием (проектом) образования и конкретными педагогическими условиями его реализации;

- область осуществления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов профессионально-практической деятельности педагога (исследовательская, конструктивная, организаторская и коммуникативная);

- своеобразной формой, «ядром» реализации и развития педагогического творчества является решение учителем педагогических задач, отражающих проблемность реального учебно-педаго-гического процесса и создающих условия для проявления в нем творческого начала.

Изложенные методологические основания имеют одинаково важное значение для подготовки учителя любой специальности, в том числе учителя музыки.

На всех этапах становления системы высшего музыкально-

педагогического образования специалистами отмечались роль и необходимость усиления творческой направленности в преподавании, предпринимались небезуспешные попытки в разработке педагогических средств развития творческих, личностных и профессиональных качеств будущих учителей музыки. Важность решения выдвигаемых задач прежде всего обусловливалась особенностями профессиональной деятельности педагога-музыканта в школе, точнее, теми многообразными творческими процессами, которые предполагают ее осуществление. Музыканты-педагоги (О. А. Апраксина, Ю. Б. Алиев Л. Г. Арчажни-кова, Л. А. Баренбойм, Д. Б. Кабалевский, Г. М. Цыпин и другие) неоднократно подчеркивали, что «поле» творческой профессиональной деятельности учителя музыки весьма обширно и связано по сути со всеми ведущими компонентами психологической структуры этой деятельности. Следует подчеркнуть, что научной и педагогической деятельности указан-

ных выше педагогов-музыкантов всегда был присущ методологический уровень осмысления профессиональных проблем. Однако процесс интеграции «методологии» и «методики» как важных и неразрывно связанных между собой областей профессиональной деятельности учителя музыки стал практически значимой реальностью лишь в последние годы. Основой этого явилась специально разработанная Э. Б. Абдуллиным концепция профессионально-ориентированной методолого-методической и практической подготовки будущего учителя музыки в системе высшего образования [2]).

Еще до недавнего времени в теории и практике высшего музыкально-педаго-гического образования само словосочетание «методолого-

методическая подготовка» отсутствовало. Включение и обсуждение методологических проблем музыкальной педагогики (как и решение самой задачи формирования методологической культуры у будущего педагога-музыканта) во многом зависело от преподавателя, ведущего предмет «Методика музыкального воспитания», его личностно-творческой позиции, профессионального опыта в целом.

В сфере высшего музыкальнопедагогического образования исследование путей и методов стимулирования и развития творческого потенциала будущих специалистов в различных областях их профессиональной деятельности осуществлялось в ряде работ. Поиск большинства пе-дагогов-музы-кантов был сосредоточен на разработке форм и методов, служащих развитию (в условиях преподавания методики музыкального воспитания и педагогической практики) определенных творческих качеств личности, умений в том ли ином конкретном компоненте профессиональной деятельности педагога-

музыканта (Л. А. Исаева, И. Ф. Га-жим, Р. Р. Джердималиева, Б. М. Целковников, П. З. Феттер и другие.)

Однако проблема развития творческого потенциала у будущего специалиста продолжает оставаться одной из актуальных проблем для всей системы высшего музыкально-педагогического образования, в том числе его методолого-методического аспекта. Проблема творчества до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагоги-

32

Известия ДГПУ, №3, 2008

ческой целины» (В. А. Сухомлинский). И дело здесь не только в отсутствии достаточного числа серьезных исследований по данной проблеме, но и в том, что сущность творческого процесса весьма сложно поддается анализу, особенно такому, в котором, по выражению Н. Д. Никандрова, «теоретическая алгебра» и «формально-

конструктивное» начало превалируют над истинно высоким духом научноисследовательского поиска [6].

Ведущим элементом методологометодической подготовки будущего учителя музыки является опыт творческой деятельности, который более всего отражает творческую природу музыкально-педагогической дея-

тельности и способствует ее совершенствованию. Доминирующая роль данного элемента в структуре содержания методолого-методической подготовки, разумеется, не умаляет значения всех других элементов: знаний методологического и методического характера, позволяющих

осознавать закономерности, явления и процессы музыкально-педа-

гогической действительности; способов применения этих знаний при решении профессиональных проблем и задач; опыта эмоциональноценностного отношения к музыкально-педагогической действительности, к процессу ее познания и преобразования. Здесь важно иметь в виду и другое: ведущий элемент, находясь во взаимосвязи с другими и опираясь на них, придает творческую направленность всем сторонам учебнопедагогического процесса, с решением каких бы задач по предмету (познавательных, воспитательных) он ни был связан. Такая особая, «действенная» роль опыта творческой деятельности, как основополагающего элемента в содержании методолого-методической подготовки, выдвигает необходимость подробного изучения его сущности.

Многое для понимания сущности опыта творческой деятельности нам раскрывает педагогическая наука. И. Я. Лернер отмечал, что готовность к творчеству определяется не столько усвоением знаний, умений и навыков, сколько «слаженностью операций, которыми человек снабжен», «культурой внутренних процессов». Их развитие, по мнению ученого, связано в том или ином учебном

• • •

предмете с усвоением «особого» элемента его содержания, который более всего «развивает», «готовит к творческому освоению и преобразованию различных духовнопрактических аспектов культуры». Таким элементом оказывается опыт творческой деятельности, включающий в себя по сути «не характерологические свойства творчески деятельной личности и не признаки условий, при которых эта деятельность проявляется, а качественные характеристики или черты самой творческой деятельности, ее процессуальные стороны» [7. С. 51].

Опыт творческой деятельности в содержании методолого-методической подготовки будущего учителя музыки в вузе имеет ряд отличительных сторон. Прежде всего сущность данного опыта отражает специфику музыкально-педа-гогической деятельности, которая, в свою очередь, выражается в сочетании логико-конструктивного и художественного начал. Это означает, что в творческих действиях педагога-музыканта, связанных с решением многообразных профессиональных проблем и задач, важную роль выполняют не только логические, но интуитивные процессы, поскольку общение на уроке музыки в школе требует часто не столько работы «расчетливого ума», сколько интуитивного чутья, предвосхищения. Если художествен-но-логи-ческий аспект творческой деятельности педагога-музыканта выступает результатом осознанного, осмысленного опыта, сопоставления, сравнительного анализа профессиональных проблем и практических ситуаций, то интуитивная сторона, нередко являясь пусковым «механизмом» творческого процесса, позволяет за короткое время предвосхитить его результаты, «с ходу» предпринять правильное решение.

В методолого-методическом аспекте вузовской подготовки учителя музыки опыт творческой деятельности способствует активизации профессиональной направленности будущего специалиста, поскольку накопление этого опыта основывается на специальном учебном материале, тесно связанном с музыкальнопедагогической практикой, с ее творческой стороной. Поэтому можно говорить о том, что в своей основе опыт творческой деятельности все-

Психолого-педагогические науки

33

• • •

гда отображает связь музыкально-педаго-гической теории и практики, то есть имеет интегративный, профессионально направленный характер.

Раскрывая сущность опыта творческой деятельности, необходимо указать на то, что в своем содержании данный опыт отражает ведущие компоненты целостной психологической структуры личности педагога-музыканта - эмоционально-

аффективный и деятельностнопрактический. Кроме того, в творческом процессе они заметно обогащаются новыми свойствами, приобретают более целенаправленный характер, «профессиональный смысл».

Большинство педагогов-музыкантов справедливо полагают, что для накопления будущими специалистами опыта творческой деятельности в том или ином аспекте их профессиональной подготовки необходимо создание специальных условий, форм и методов организации учебно-педагогического процесса [1,3, 4, 5].

Таким необходимым условием накопления опыта творческой деятельности в процессе методолого-методической подготовки будущего учителя музыки, по нашему мнению, выступает активизация тех показателей-процедур, которые составляют структуру данного опыта, а именно:

- перенос знаний и умений, полученных в процессе профессиональной подготовки, в новую музыкальнопедагогическую ситуацию;

- видение новой профессиональной проблемы или задачи в традиционной музыкально-педагогической ситуации;

- видение структуры «объекта» музыкально-педагогической действительности;

- видение новой функции того или иного «объекта» музыкально-педагогической действительности;

- видение альтернативы при осознании и решении музыкально-педа-гогических проблем и задач;

- комбинирование и преобразование ранее известного способа (подхода) в решении новых музыкально-педаго-гических проблем и задач;

- создание нового подхода (способа, объяснения) при осмыслении и решении профессионально-значимых музыкально-педагогических проблем и задач.

Указанные структурные составляющие опыта творческой деятельности педагога-музыканта в психологическом плане прежде всего выступают как своеобразные проявления его творческого мышления. Вместе с тем они одновременно являются и способами практического осуществления данной деятельности, в основании которых лежат различные специальные знания, мотивационно-потребностные установки.

Следует отметить, что охарактеризованные выше показатели-процедуры творческой деятельности педагога-музыканта при решении конкретной профессиональной проблемы или задачи могут проявляться не одновременно, а в различном сочетании и с различной динамикой (выразительностью). Именно в этом, как и в самом характере творческой деятельности, сказывается специфичность содержания данного элемента социального опыта, входящего в состав содержания высшего музыкально-педагогического образования. Если учесть, что опыт творческой деятельности, как особый компонент социального опыта, накапливается постепенно, то, очевидно, таким же образом возможно его проявление и обогащение в учебном процессе. К этому следует добавить то, что данный опыт носит индивидуальный характер и отражает своеобразие личности педагога-музыканта. Вместе с тем показатели его проявления имеют общий характер, так как воплощают в себе суть творчества в любой сфере профессиональной деятельности.

Итак, опыт творческой деятельности, отражающий творческую природу музыкально-педагогической деятельности и направленный на ее совершенствование, является ведущим компонентом содержания методологометодической подготовки педагога-музыканта в вузе. Функциональное значение данного опыта состоит в том, что он обеспечивает развитие творческого потенциала будущих учителей музыки, содействует активизации профессиональной подготовки в учебнопедагогическом процессе и созданию в нем условий для становления личности педагога-музыканта. Опыт творческой деятельности педагога-музыканта характеризуется своим специфическим структурно-содержательным составом,

34

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

включающим в себя такие показатели-процедуры, без которых оказывается невозможным действительно творче-

ское познание и преобразование им музыкально-педагогической действительности.

Примечания

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. М. И. Ройтерштейна. - М., 2006. - 336 с. 2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., 1990. - 186 с. 3. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. Книга для учителя. - М., 1984. - 111с. 4. Банникова Е.И. Методологические основы проблемы обобщения музыкально-педагогического опыта // Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э. Б. Абдуллина). Об. научных статей / Под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. - М., 2007. - С. 250-265. 5. Иофис Б.Р. Музыкально-композиционная деятельность учителя музыки: сущность, структура, педагогические условия освоения // Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э. Б. Абдуллина). Об. научных статей / Под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. - М., 2007. - С. 237-244. 6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - 144 с. 7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. - 186 с. 8. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. Учеб, пособие. Ч. I. Ч. II - М.,2008. -576 с.

Статья поступила в редакцию 29.10.08 г.

УАК 378.0

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© 2008 гасанбеков А.Г., Алиев М.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются проблемы отдыха и оздоровления детей школьного возраста в условиях детских оздоровительных лагерей. Изучен воспитательный и развивающий потенциал данных лагерей и выявлены их возможности в обеспечении отдыха и оздоровлении детей. Данный лагерь рассматривается как устойчивая система со своими эффективными средствами, формами и методами организации воспитательно-образовательной и оздоровительной работы, способствующими обеспечению отдыха детей, укреплению физического и психического здоровья.

In the given research problems of rest and improvement of children of school age in conditions of children's improving camps are considered. Authors investigate educational and developing potential of children's improving camps and their opportunities in maintenance of rest and improvement of children are considered as steady educational and improving system. During research by authors effective means, forms and methods of the organization of the educational and improving work, promoting maintenance of rest and improvement of children, strengthening of physical and mental health are revealed and proved.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, отдых, оздоровление, воспитательный и оздоровительный потенциал.

Keywords: children’s improving camp, rest, improvement, educational and improving potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.