СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
SOCIAL, CULTURAL RESEARCHES AND SECURITY
Научная статья / Research Article УДК 331.54
DOI: 10.14258/SSI(2023)4-09
Опыт трудовой деятельности молодежи Сибирского федерального округа
Алла Владимировна Зинич1 Светлана Геннадьевна Максимова2
Юмский государственный аграрный университет, Омск, Россия; [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2265-5633
2Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия; [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4613-4966
Аннотация. Возможности реализации трудового потенциала молодежью во многом определяются ее образовательной базой, мотивационными аспектами и наличием опыта трудовой деятельности в сфере, очерченной рамками получаемой профессии. В этой связи большое внимание следует уделять изучению данных процессов. В статье представлен анализ существующего опыта трудовой деятельности современной сибирской молодежи и факторов, оказывающих на него влияние. Эмпирические данные получены в результате опроса, проведенного на базе социологического исследования 2021 г. на территории всех субъектов Сибирского федерального округа. Его целью была оценка основных движущих мотивов образовательной и трудовой деятельности в среде современной молодежи. Новыми являются результаты, позволяющие оценить региональные различия в распределении респондентов как по наличию опыта трудовой деятельности, так и по характеристике его
составляющих. Представленные результаты позволяют судить о наличии опыта трудовой деятельности у сибирской молодежи, оценить возможности ее совмещения с учебной деятельностью. Проанализированы форма регистрации трудовых отношений и связь с профессиональным образованием места работы респондентов. Примечательно, что в ответах на вопрос о барьерах на рынке труда в своем регионе большинство отмечали тот факт, что устроиться по специальности достаточно сложно, но возможно. Среди причин, побудивших молодых людей начать трудовую деятельность, чаще всего выделялись окончание профессионального обучения и необходимость платить за него. При этом, раскрывая свои планы по применению уже полученного образования, в большинстве случаев молодежь отмечала, что планирует работать по профессии либо продолжать обучение. А к основным мерам по улучшению ситуации с трудоустройством выпускников учебных заведений отнесли развитие системы подготовки кадров, открытие новых направлений подготовки, усиление роли профориентационных мероприятий в школе, ориентацию на цифровиза-цию и формирование прогноза потребности в кадрах для экономики региона.
Ключевые слова: молодежь, рынок труда, трудовая деятельность, опыт, социологическое исследование
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №19-29-07366 «Междисциплинарный подход к профессиональному самоопределению сельской молодежи в условиях цифровиза-ции экономики»).
Для цитирования: Зинич А.В., Максимова С.Г. Опыт трудовой деятельности молодежи Сибирского федерального округа // Society and Security Insights. 2023. Т. 6, № 4. С. 145-159. doi: 10.14258/ssi(2023)4-09.
Work Experience of Young People of the Siberian Federal District
Alla V. Zinich1 Svetlana G. Maximova2
1 Omsk State Agrarian University, Omsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2265-5633
2Altai State University, Barnaul, Russia,
[email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-4613-4966
Abstract. The possibilities of realizing the labor potential of young people are largely determined by their educational base, motivational aspects and the availability of work experience in the field that is outlined by the framework of their professional identity. In this regard, much attention should be paid to the study of these processes. The article presents an analysis of the existing work experience of modern Siberian youth and the factors influencing it. Empirical data were obtained as a result of a survey conducted on the basis of a sociological study in 2021 on the territory of all subjects of the Siberian Federal District. Its main purpose was to assess the main driving motives
of educational and work activities among modern youth. New are the results that allow us to assess regional differences in the distribution of respondents both by the presence of work experience and by the characteristics of its components. The presented results allow us to judge the availability of work experience among Siberian youth and assess the possibility of combining it with educational activities. The form of registration of labor relations and the connection with the professional education of the respondents' place of work are analyzed. It is noteworthy that in their answers to the question about barriers in the labor market in their region, most noted the fact that it is quite difficult to get a job in a specialty, but it is possible. Among the reasons that prompted young people to start working, the end of vocational training and the need to pay for it were most often highlighted. At the same time, revealing their plans for the application of the education they have already received, in most cases, young people noted that they plan to work by profession or continue their studies. And the main measures to improve the situation with the employment of graduates of educational institutions included the development of a training system, the opening of new areas of training, strengthening the role of career guidance activities at school, orientation to digitaliza-tion and the formation of a forecast of the need for personnel for the economy of the region.
Keywords: youth, labor market, labor activity, experience, sociological research
Financial Support: the work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 19-29-07366 Interdisciplinary approach to professional self-determination of rural youth in the conditions of digitalization of the economy).
For citation: Zinich, A. V., Maximova, S. G. (2023). Work Experience of Young People of the Siberian Federal District. Society and Security Insights, 6(4), 145-159. (In Russ.). doi: 10.14258/ssi(2023)4-09.
Введение
Современный рынок труда развивается неравномерно, с учетом социальной и экономической ситуации, сложившейся в конкретном регионе. Официальная статистика свидетельствует о том, что безработица на рынке труда за последние три года сократилась1, однако напряженность на рынке труда остается на достаточно высоком уровне (Коровкин и др., 2019). В целом численность молодежи сокращается, следовательно, сокращается количество работающих людей, показатели производительности труда. Предпринимательская активность также снижается, сокращается при этом и количество инноваций.
Минимизировать негативное влияние данных процессов на рынок труда возможно, развивая систему образования, формирующую индивидуальные профильные знания и компетенции (Лопатина и др., 2020). По мнению современных авторов (Галанова, 2021; Ермакова, Спешилова, Шепель, 2022; Литвинович, Пальчик, 2022; Колгушкин, 2023; Гаврина, 2017; Сизова, Хусяинов, 2017; Кознов, 2019; Kosenchuk et al., 2021), основными мерами, способными улучшить ситуацию с трудоустройством выпускников учебных заведений, являются:
1. Развитие системы подготовки кадров.
2. Формирование у молодежи и школьников правильного отношения к профессиональному выбору.
1 Эксперты РБК объяснили исторические минимумы безработицы в России при сокращении экономики. Ш1_: https://www.rbc.ru/economics/03/03/2023/6400712f9a79474d18f79446
3. Предоставление для выпускников школ возможности познакомиться с различными профессиями.
4. Формирование прогноза потребности в квалифицированных кадрах и разработка комплекса мероприятий для урегулирования структуры и объемов подготовки кадров в системе профессионального образования.
5. Открытие новых направлений подготовки специалистов под нужды экономики и социальной сферы.
6. Ориентация на цифровую трансформацию всех сфер жизни.
Если в системе реализации данных мер происходит сбой, молодые специалисты становятся не востребованными в условиях рынка, среди данного контингента возникает неполная занятость или безработица.
Для того чтобы минимизировать влияние данных проблем, необходимо анализировать поведение молодежи на рынке труда, оценивать степень влияния качества образовательных программ на эффективность трудоустройства выпускников. Реализуя наше исследование, мы делали акцент на характеристике фактического опыта трудовой деятельности сибирской молодежи, учитывая территориальные различия, касающиеся мотивов начала трудовой деятельности, перспектив дальнейшего трудоустройства в регионе проживания.
Методы исследования
Целью исследования является оценка основных движущих мотивов образовательной и трудовой деятельности в среде современной молодежи. В работе были использованы аналитические методы и методы социологических исследований. Аналитические методы направлены на изучение теории вопроса образовательной и трудовой деятельности молодежи. При реализации эмпирической части исследования были использованы социологические методы, в частности опрос, реализованный посредством онлайн-анкетирования в 2021 г. на территории Сибирского федерального округа. В качестве объектов исследования выступали молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет. Выборочная совокупность составила 5092 чел. Предметом исследования послужили вопросы, освещающие наличие опыта и мотивационные аспекты трудовой деятельности, а также анализ возможностей развития трудового потенциала выпускников учебных заведений с учетом региональной специфики.
Результаты
Результаты исследования говорят о том, что более половины опрошенной молодежи Сибирского федерального округа имеет опыт трудовой деятельности. При этом были обнаружены значимые различия (х2, р<0,05) в распределении респондентов по наличию у них опыта трудовой деятельности в зависимости от региона проведения исследования (рис. 1).
Респондентов, имеющих опыт трудовой деятельности, значимо больше, чем в других исследуемых регионах, проживает в Иркутской области (74,4%). В то же время респондентов, не имеющих такого опыта, значимо больше было обнаружено в Республике Тыва (55,4%).
Рисунок 1 — Распределение респондентов по наличию опыта трудовой деятельности в зависимости от региона проведения исследования, %.
Figure 1 — Distribution of respondents by work experience, depending on the region of the survey, %.
Рисунок 2 — Распределение респондентов по наличию опыта совмещения учебной деятельности с занятостью на последнем месте работы в зависимости от региона проведения исследования, %.
Figure 2 — Distribution of respondents by experience of combining educational activities with employment at the last place of work, depending on the region of the survey, %.
Рисунок 3 — Распределение респондентов по формам регистрации трудовых отношений на последнем месте работы в зависимости от региона проведения исследования, %.
Figure 3 — Distribution of respondents by forms of registration of labor relations at the last place of work, depending on the region of the survey, %.
На вопрос «Приходилось ли Вам совмещать учебную деятельность с занятостью на последнем месте работы?» более всего положительных ответов было получено в Кемеровской области (75,6%). А респондентов, не имеющих такого опыта, значимо больше было обнаружено в Республике Хакасия (66,7%), в сравнении с остальными регионами Сибирского федерального округа. В результате проведения межрегиональных сравнений были обнаружены значимые различия (^2, р<0,05) в распределении респондентов по наличию опыта совмещения учебной деятельности с занятостью на последнем месте работы в зависимости от региона проведения исследования (рис. 2).
При этом в распределении респондентов по формам регистрации трудовых отношений на последнем месте работы в зависимости от региона проведения исследования также получены значимые различия (^2, р<0,05) (рис. 3).
Так, молодежь Красноярского края (43,8%) значимо чаще молодежи из других обследованных регионов работает по бессрочному трудовому договору. Работа по гражданско-правовому договору значимо чаще встречается среди молодых людей, проживающих в Томской области (27,4%), здесь же чаще встречается и форма работы без заключения договора и без заработной платы (12,9%). «Неофициальная» трудовая занятость (без договора, но с оплатой труда) значимо чаще реализуется молодыми людьми из Республики Хакасия (83,3%).
Рисунок 4 — Распределение респондентов по наличию связи с профессиональным образованием респондента на последнем месте работы в зависимости от региона проведения исследования, %.
Figure 4 — Distribution of respondents by the presence of connection with the respondent's professional education at the last place of work, depending on the region of the survey, %.
Проанализируем, имеется ли связь деятельности, выполняемой респондентом на последнем месте, где он работал, с его профессиональным образованием в разрезе данных по исследуемым регионам (рис. 4).
Чаще остальных работают по специальности молодые люди, проживающие в Республике Тыва (53,7%), тогда как у респондентов из Кемеровской области (73,3%) работа была чаще не связана с их специальностью, в сравнении с респондентами из других обследованных регионов.
Обратимся к анализу причин, побудивших молодых людей, имеющих опыт работы, начать трудовую деятельность (рис. 5).
Рисунок 5 — Распределение респондентов по мотивам начала трудовой деятельности в зависимости от региона проведения исследования, %.
Figure 5 — Distribution of respondents by motives for starting labor activity depending on the region of the survey, %.
Наиболее часто, в сравнении с молодежью других обследованных регионов, начинают свою трудовую деятельность в связи с окончанием профессионального обучения респонденты из Красноярского края (37,5%) и Республики Алтай
(32,9%), а наиболее редко такой мотив встречается среди респондентов из Кемеровской области (11,4%) и Новосибирской области (12,5%). В то же время необходимость платить за обучение как основной мотив начала трудовой деятельности значимо чаще встречается в молодежной среде Республики Алтай (22,8%) и Республики Тыва (17,1%), а значимо реже — среди молодежи Иркутской области (1,5%) и Республики Хакасия (0,0%).
Рисунок 6 — Распределение респондентов по планируемому применению полученной ими профессии в зависимости от региона проведения исследования, %.
Figure 6 — Distribution of respondents by planned use of the profession they obtained, depending on the region of the survey, %.
Рисунок 7 — Распределение оценок респондентами реальной возможности трудоустройства по специальности в регионе их проживания в зависимости от региона проведения исследования, %.
Figure 7 — Distribution of respondents' assessments of real employment opportunities by specialty in the region of their residence, depending on the region of the survey, %.
Далее респондентам было предложено поделиться планами применения уже полученной ими профессии, распределение ответов на этот вопрос представлено на рисунке 6.
Чаще всего планируют работать по полученной специальности респонденты из Омской области (56,7%) и Республики Хакасия (50,0%). Продолжать профессиональное обучение значимо чаще, чем молодежь из других обследованных регионов, планируют молодые люди из Республики Алтай (31,3%). Не планируют работать по полученной специальности чаще остальных респонденты из Кемеровской области (22,7%) и Иркутской области (50,0%). И наконец, не задумывались о применении уже полученной профессии чаще молодых людей из остальных регионов, охваченных исследованием, респонденты из Томской области (26,7%) и Республики Тыва (25,0%).
Проанализируем, насколько положительно молодые люди рассматривают перспективы трудоустройства в своих регионах (рис. 7).
При оценке возможности трудоустройства по полученной специальности в регионе наиболее оптимистичные ответы были представлены респондентами из Республики Алтай (35,6%), Новосибирской области (33,8%) и Красноярского края (33,8%). Значительно чаще жители этих регионов сообщали, что там, где они живут, устроиться на работу по специальности не составляет труда. А вот наибольшие сложности при трудоустройстве отмечали жители Тывы (39,4%) и эта же категория молодых людей чаще испытывала затруднения при ответе на вопрос (17,4%).
Обсуждение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что ответы сибирской молодежи очень неравномерно распределились в процессе оценки перспектив трудоустройства. Были выявлены регионы, в которых рынок труда и свое будущее на нем молодежь описывает оптимистично (Красноярский край, Новосибирская область, Алтайский край). Достаточно четко определены более депрессивные регионы по ожиданиям молодежи в вопросах будущего трудоустройства. Авторам было важно определить меры, которые, по мнению молодежи, проживающей на данной территории, будут способствовать улучшению ситуации на рынке труда (рис. 8).
Так, в Республике Тыва молодежь уделяет внимание необходимости развития системы подготовки кадров (52,2%) и открытию новых направлений подготовки специалистов под нужды экономики и социальной сферы (53,3%). Большое значение также уделялось предоставлению возможности познакомиться с различными профессиями для выпускников школ (47,8%). Практически так же высоко данную меру по улучшению ситуации с трудоустройством выпускников оценивает молодежь из Алтайского края (47,5%). Формирование прогноза потребности в квалифицированных кадрах и разработка комплекса мероприятий для урегулирования структуры и объемов подготовки кадров в системе профессионального образования наиболее актуальна для молодежи из Республики Алтай (52,7%) и Иркутской области (50,7%). Ориентация на цифровую трансформацию всех сфер жизни как мера по улучшению ситуации с трудоустройством выпускников наиболее актуальна для молодежи из Красноярского края (41,2%) и Респу-
блики Алтай (41,2%). Молодежь из Республики Хакасия (27,3%) чаще молодежи из других охваченных исследованием регионов испытывала затруднения при предложении эффективных мер по улучшению ситуации с трудоустройством выпускников в регионе.
Развитие системы подготовкикадров
Предоставление возможности познакомиться с различными профессиями для выпускников школ
Формирование прогноза потребности в квалифицированных кадрах и разработка комплекса мероприятий для урегулирования структуры и объемов подготовки кадров в системе профессионального образования
Открытие новых направлении подготовки специалистов под нужды экономики и социальной сферы
Ориентация на цифровую трансформацию всех сфер жизни
38,9 52,2 -27, 38,3 34,7 38,2 29,9 31," 34,120,9
45,8 47,8 36.4 47,5 38,7 34,831,3 40,6 37,2 33
52,7 50 46.4 46,2 50,7 52,8 44.8 38,3 40,735,2
Затрудняюсь ответить
37,4 53,3
36.4
40,8
32 36 43,3 29,6 32
41,2 42,4
.228,3
41,3 25,8 26,918,520,811
1.1
12,2 27,3 13,8 9,3 11,210,4 13,5 16,5 18,7
• Республика Алтай ■ Республика Тыва
I Алтайский край Красноярский край
Кемеровская область - Кузбасс Новосибирская область Томская область
Республика Хакасия Иркутская область Омская область
Рисунок 8 — Необходимые меры по улучшению ситуации с трудоустройством выпускников вузов/ссузов в регионе проживания респондента в зависимости от региона проведения исследования, %.
Figure 8 — Necessary measures to improve the employment situation of university/college graduates in the respondent's region of residence, depending on the region of the survey, %.
Заключение
Большая часть молодежи, проживающей в Сибирском федеральном округе, имеет опыт трудовой деятельности, причем чаще о наличии такого опыта сообщала молодежь из Иркутской области, а об отсутствии такого опыта — молодежь из Республики Тыва. Из тех, кто имеет опыт трудовой деятельности, более половины были вынуждены совмещать ее с учебной деятельностью, и реже всего это
происходило в Республике Хакасия, а чаще всего — в Кемеровской области. Видимо, этот факт и послужил причиной того, что больше всего молодых людей в этом регионе не имели связи образования с местом трудоустройства. Неблагоприятной тенденцией рынка труда явилась работа молодых людей без заключения договора, что могло спровоцировать развитие негативного отношения к процессу трудоустройства и отсутствию чувства стабильности и защищенности молодых специалистов на рынке труда. Значимо улучшить ситуацию с трудоустройством выпускников учебных заведений в опрашиваемых регионах могли бы следующие меры: формирование прогноза потребности в квалифицированных кадрах и разработка комплекса мероприятий для урегулирования структуры и объемов подготовки кадров в системе профессионального образования, формирование у молодежи и школьников правильного отношения к профессиональному выбору и предоставление возможности познакомиться с различными профессиями для выпускников школ. Эти меры имеют региональную, социально-групповую и компетентностную специфику.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Гаврина Е. Г. Влияние цифровой экономики на развитие современного рынка труда // Научные исследования экономического факультета: Электронный журнал. 2017. № 9(4). С. 28-40. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2017-9-4-28-40
Галанова К. В. Рынок труда будущего. основные тренды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 4-1.
Ермакова Ж. А., Спешилова Н. В., Шепель В. Н. Детерминанты кадрового обеспечения региона с учетом отраслевой специализации // Экономика региона. 2022. Т. 19. С. 355-369.
Кознов А. Б. Влияние цифровизации на рынок труда // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-2.
Колгушкин А. И. Механизм развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров на предприятии // Инновации и инвестиции. 2023. № 1.
Коровкин А. Г., Долгова И. Н., Королев И. Б., Синица А. Л. Оценка напряженности на рынке труда: региональный и отраслевой аспекты // Научные труды ИНП РАН. 2019. Т. 2020. https://doi.org/10.47711/2076-318-2020-449-465
Литвинович В. М., Пальчик Г. В. Особенности развития системы непрерывной профессиональной подготовки кадров в сфере управления на современном этапе (на примере Республики Беларусь) // Управленческое консультирование. 2022. № 1.
Лопатина М. В., Леонова Л. А., Травкин П. В. и др. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда : информационный бюллетень. М. : ИД ВШЭ, 2020. 72 с.
Сизова И. Л., Хусяинов Т. М. Труд и занятость в условиях цифровой экономики: проблемы российского рынка труда // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. Т. 10, № 4. С. 376-396.
Kosenchuk O. V., Kulapov M. N., Diner Y. A., Zinich A. V., Revyakina Y. N., Adelfins-kiy A. O. Transformation of Education Processes and Preparation of Competencies for the Digital Economy // International Journal of Criminology and Sociology. 2021. Vol. 10. Р. 192-198. https://doi.org/10.6000/1929-4409.2021.10.23
REFERENCES
Gavrina, E. G. (2017). The influence of the digital economy on the development of the modern labor market. Scientific research of the Faculty of Economics. Electronic magazine, 9(4), 28-40. (In Russ.). https://doi.org/10.38050/2078-3809-2017-9-4-28-40 (In Russ.).
Galanova, K. V. (2021). The labor market of the future. the main trends. Humanities, socio-economic and social sciences, 4-1. (In Russ.).
Ermakova, Zh. A., Speshilova, N. V., Shepel, V. N. (2022). Determinants of regional staffing, taking into account industry specialization. The economy of the region, 19, 355-369. (In Russ.).
Koznov, A. B. (2019).The impact of digitalization on the labor market. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 4-2. (In Russ.).
Kolgushkin, A. I. (2023). Mechanism of development of the system of in-house training of managerial personnel at the enterprise. Innovations and investments, 1. (In Russ.).
Korovkin, A. G., Dolgova, I. N., Korolev, I. B., Sinitsa, A. L. (2019). Assessment of tension in the labor market: regional and sectoral aspects. Scientific works of the INP RAS, 2020. (In Russ.). https://doi.org/10.47711/2076-318-2020-449-465
Litvinovich, V. M., Palchik, G. V. (2022). Features of the development of the system of continuous professional training of personnel in the field of management at the present stage (on the example of the Republic of Belarus). Managerial consulting, 1. (In Russ.).
Lopatina, M. V., Leonova, L. A., Travkin, P. V. (2020). Graduates of secondary vocational and higher education in the Russian labor market. Newsletter. Moscow : ID VShE. (In Russ.).
Sizova, I. L., Khusyainov, T. M. (2017). Labor and employment in the digital economy: problems of the Russian labor market. Bulletin of St. Petersburg University. Sociology, 10(4), 376-396. (In Russ.).
Kosenchuk, O. V., Kulapov, M. N., Diner, Y. A., Zinich, A. V., Revyakina Y. N., Adelfin-skiy A. O. 2021Transformation of Education Processes and Preparation of Competencies for the Digital Economy. International Journal of Criminology and Sociology, 10, 192-198. https://doi.org/10.6000/1929-4409.2021.10.23
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Алла Владимировна Зинич — канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Омского государственного аграрного университета, г. Омск, Россия.
Alla V. Zinich — Cand. Sci. (Economics), Associate Professor of the Department of Management and Marketing of Omsk State Agrarian University, Omsk, Russia.
Светлана Геннадьевна Максимова — д-р социол. наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и молодежной политики Алтайского государственного университета, г. Барнаул, Россия.
Svetlana G. Maximova — Dr. Sci. (Sociology), Professor, Head of the Department of Social and Youth Policy of the Altai State University, Barnaul, Russia.
Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 28.11.2023;
принята к публикации 03.12.2023.
The article was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 28.11.2023; accepted for publication 03.12.2023.