УДК 331.54
DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-133-138 ЕРИ: УБЬРБИ
А. В. ЗИНИЧ
Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина, г. Омск
МОТИВЫ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
В статье рассматриваются мотивы и социально-профессиональные ориентации молодежи на рынке труда региона. Актуальность исследования данной темы вызвана достаточно высокой долей молодежи среди трудоспособного населения России (около 35 %), а также стратегической ролью молодежи в экономическом развитии страны. Эмпирические данные получены в результате опроса, который проведен на базе исследования 2021 года в десяти регионах Сибирского федерального округа. Основной его целью являлась оценка факторов и мотивов, влияющих на выбор профессии и начало трудовой деятельности. Проанализированы причины выбора учебного заведения и места работы молодыми людьми, их зарплатные ожидания и основные направления развития системы трудоустройства выпускников учебных заведений. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в системе профессиональной ориентации, руководителями и специалистами предприятий, научными работниками.
Ключевые слова: молодежь, рынок труда, мотивы трудовой деятельности, социально-профессиональная ориентация.
Введение. Вопросы профессионального самоопределения возникают на разных этапах жизненного пути человека. Зачастую первичный выбор профессии случаен и не мотивирован, именно поэтому в будущем возникает потребность в его корректировке. Это связано с тем, что процесс самоопределения, не только его профессиональной ориентации, но и социальной составляющей, длителен и не развивается поступательно [1]. Процессы становления личности, утверждения и строительства жизненных перспектив, формирования системы ценностных ориентаций являются в высокой степени зависимыми от меняющихся социальных контекстов, задаваемых общественными трансформациями, быстрыми изменениями «правил игры» в общественных отношениях [2].
С позиций экономической науки важна возможность локализовать процесс профессионального самоопределения в сложном социокультурном пространстве, рассмотреть, как объективные мотивы начала и продолжения трудовой деятельности, так и субъективное отражение этих процессов в сознании молодого человека. Более того, по сути, профессиональный выбор ограничен только теми возможными траекториями, которые актуализированы человеком и оценены как возможные и допустимые [3, 4].
Целью исследования является оценка факторов и мотивов, влияющих на выбор молодыми людьми профессии и определяющих период начала трудовой деятельности.
Методологической основой исследования являются аналитические методы и методы социоло-
гических исследований. Аналитические методы направлены на изучение отечественных практик выявления мотивов социально-профессионального выбора молодежи. Эмпирическую базу исследования составил опрос молодежи десяти регионов Сибирского федерального округа: Республики Алтай, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Красноярского края, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Основным квотирующим признаком являлся возраст респондентов — от 14 до 35 лет. Выборочная совокупность составила 5092 человека [5]. Авторами получены новые результаты, характеризующие мотивы и социально-профессиональные ориентации молодых людей.
Основная часть. В подростковом и юношеском возрасте, несмотря на экстремальные настроения, повышенный уровень критичности в восприятии «взрослого мира», молодым людям свойственно в самоопределении ориентироваться на мнение рефератных групп или отдельных значимых других [6, 7]. Проведенное исследование позволило определить, что современная молодежь ориентируется практически в равной мере на два основных фактора: это рекомендации родителей и родственников (41,3 % выборов) или информация в сети Интернет (38,1 % выборов).
Таким образом, современная молодежь, с одной стороны, традиционно стремится к реализации ожиданий родителей в отношении их карьерного пути, а с другой — пытается сделать самостоятельный выбор, обращаясь к самому доступному для себя источнику.
11111
Рекомендации родителей, родственников
ч
Информация в интернете
а М ечта с детства 7,7%
о см
г Средства массовой информации ш ,1%
«о о
Профориентационная работа в шиоле 18,4%
-О и
О X Советы друзей Щ 14,4
ш
0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0% 40,0% 45,0%
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие из нижеперечисленных факторов оказали влияние на выбор Вашей будущей профессии?», вся выборка, множественные выборы, %
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что лежит в основе выбора Вашей будущей профессии?» вся выборка, множественные выборы, %
Высокий престиж вуза на рынке обр!
специальности
Наличие бюджетных мест предоставляемого в вузе
магистратуре.
Возможность продолжения обуч!
аспирантуре Хорошие социально-бытовые условия, общежития
о поступить и учиться
Низкий проходной балл, л
Материально-техническое оснащение вуза, современного оборудования
Близость к дому дистанционного обучения
Применение в процессе обуче: коммуникационных
Затрудняюсь < энияинформационно-
I 12,4 11,6
Рис. 3. Факторы выбора респондентами высшего учебного заведения, %
Третью позицию среди факторов профессионального самоопределения в равной мере занимает профессия, получить которую было мечтой детства, или та профессия, мнение о которой основано на информации, представляемой СМИ (по 27,7 % выборов). На последних позициях — 18,8 % — про-фориентационная работа в школе и дружеские советы (14,4 %). Обращает на себя внимание очевидная низкая эффективность работы образовательных учреждений по содействию профессиональному самоопределению учеников (рис. 1).
В основе выбора будущей профессии в большинстве случаев (52,6 % выборов) лежат причины личностно-субъективного характера — интересный характер работы и интересная сфера деятельности, на второй позиции по числу выборов — соответствие личным способностям, склонностям (40,7
% выборов). Третью позицию в рейтинге мотивов выбора профессии занимают рациональные оценки: практически в равной мере востребованность на рынке труда (28,7 %), высокооплачиваемая работа (27,9 %) и престижность, статусность профессии (26,3 %). Прочие мотивы довольно редко, но все-таки встречаются в структуре мотивирующих факторов — на уровне 10 % выборов: случайность (10,9 %), проблемы с поступлением на желаемое направление подготовки, специальность и семейные традиции. То есть мы получили еще одно подтверждение тому, что семья играет скорее второстепенную роль в определении будущего профессионального пути современного молодого человека, он в большей степени склонен ориентироваться на собственные потребности и интересы, а если выбор не реализуется, в этом случае молодежь предпочитает «плыть по течению», конформно подчиняясь советам родственников, друзей, обстоятельств приемной кампании в вузе или СПО (рис. 2).
Дополнительно молодые люди сообщали, что хорошим мотивом выбора профессии выступают возможности интеллектуального роста, культурное развитие. Конечно, весьма желаемой выступает любовь к сфере профессионального выбора и характеру работы.
Проанализируем факторы выбора вуза молодежью, планирующей получать высшее образование в будущем (рис. 3). На первом месте в рейтинге факторов, обусловливающих выбор потенциальными абитуриентами высшего учебного заведения, оказались наличие желаемой специальности (57,3 %) и наличие бюджетных мест (53,4 %). Второе место в рейтинге занимает высокое качество предоставляемого в вузе образования (37,2 %). На третьем месте оказался высокий престиж вуза на рынке образовательных услуг (25,7 %). Не столь важными факторами, обусловливающими выбор потенциальными абитуриентами высшего учебного заведения, респондентам представляются возможность продолжения обучения в магистратуре, аспирантуре (16,3 %), хорошие социально-бытовые условия, наличие общежития (15,0 %), низкий проходной балл, легко поступить и учиться (14,8 %), материально-техническое оснащение вуза, наличие современного оборудования (12,4 %) и близость к дому (11,6 %). В наименьшей степени влияют на выбор вуза наличие возможностей дистанционного обучения (7,9 %) и применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий (7,0 %).
Помимо мотивов выбора учебного заведения, нам также было важно проанализировать мотивы начала трудовой деятельности молодежи в периоде, когда только формируются первые профессиональные навыки и понимание значения выбранной специальности [8, 9]. Обратимся к анализу причин, побудивших молодых людей, имеющих опыт работы, начать трудовую деятельность (рис. 4).
На первом месте в рейтинге мотивов начала трудовой деятельности у молодых людей из Сибирского федерального округа оказалось желание улучшить свое материальное положение (62,5 %), второе место делят такие мотивы, как стремление быть финансово независимым от родителей (48,8 %) и желание приобрести опыт работы (44,2 %). Третье место занимают желание расширить свой круг общения, приобрести полезные знакомства (21,5 %), окончание профессионального обучения (18,9 %) и желание попробовать свои силы в будущей про-
Желание улучшить с
Стремление быть фи!
Желание приобрести опыт работы Желание расширить свой круг общения, приобр(
Окончание профессионального обуч! Желание попробовать свои силы в будущей п]
Необходимость п
Рис. 4. Распределение респондентов по мотивам начала трудовой деятельности, %
Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой уровень заработной платы является приемлемым для Вас в первый год работы после окончания обучения?», вся выборка, %
Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Назовите пять факторов, наиболее важных для Вас при выборе места работы», вся выборка, множественные выборы, %
фессии (18,1 %). Наименее часто встречающаяся причина — необходимость платить за обучение (8,7 %).
Далее молодых людей просили выбрать пять наиболее важных факторов при выборе места работы. Полученный рейтинг позволил выделить три базовых фактора — это высокая заработная плата (56 %), стабильное положение организации на рынке (48,3 %) и возможности самореализации/наличие перспектив личного роста (36,2 % выборов). Четвертую позицию заняли в равной мере важные благоприятная атмосфера в коллективе (31,6 %) и репутация организации в качестве работодателя (31,5 %). На пятой позиции — достойный социальный пакет (24,7 %). Меньшими долями выборов (на уровне ниже пятой части выборов) отмечены: стратегия и планы развития организации (19,3 %), круг обязанностей и задачи (16,7 %), удобство расположения офиса (16 %), эффективность системы управления (13,6 %), известность бренда организации (13,4 %), использование цифровых сервисов (13,1 %), развитая корпоративная культура (12,6 %), возможность работать дистанционно (8,6 %) и возможность корпоративного обучения (6,7 %) (рис. 5).
Учитывая, что наиболее важным фактором, определяющим место работы, оказался уровень заработной платы, нами были проанализированы зарплатные претензии современной молодежи. Они оказались достаточно велики, учитывая отсутствие у большинства опрашиваемых опыта работы и практических навыков (рис. 6). Более того, если
Рис. 7. Необходимые меры по улучшению ситуации с трудоустройством выпускников вузов / ссузов в регионе проживания респондента, %
мы посмотрим на ответы молодежи на открытую альтернативу, то здесь мы увидим существенно более высокие и неадекватные запросы, в том числе отражающие желание измерить заработную плату в иностранной валюте: «100 тыс. руб., 100 — 200 тыс. руб., более 300 тыс. руб., более 500 тыс. рублей», и так далее, отметим, что в целом запросы молодежи располагаются в среднем диапазоне более 50 тысяч рублей, что практически в 2 раза превышает среднюю начисленную заработную плату по округу в сентябре 2021 года (период проведения опроса) [10, 11].
Далее молодым людям было предложено оценить реальность возможности трудоустройства по полученной ими специальности в регионе, где они проживают. Чуть более половины опрошенных молодых людей отмечают, что в регионе, где они проживают, устроиться на работу по полученной ими специальности трудно, но возможно (50,8 %). Четверть от всей опрошенной молодежи сообщает, что трудоустройство по специальности в их регионе не составляет никакой проблемы (24,7 %). Каждый седьмой молодой человек, проживающий в Сибирском федеральном округе, сообщает, что в регионе его проживания устроиться на работу по полученной им специальности практически невозможно (14,3 %). Каждый десятый респондент (10,1 %) испытал затруднения при оценке степени сложности устройства на работу по полученной специальности в регионе его проживания.
Интересно проанализировать, какие меры, по мнению молодого населения Сибирского федерального округа, могут улучшить ситуацию с тру-
Рис. 8. Оптимальные модели взаимодействия бизнеса и учреждений профессионального образования, способные оказать положительное влияние на ситуацию профессионального самоопределения и трудовой занятости молодых специалистов, %
доустройством выпускников учебных заведений в регионе проживания респондента (рис. 7).
К ключевым мерам, способствующим улучшению ситуации с трудоустройством выпускников в регионе, молодежь Сибирского федерального округа относит формирование прогноза потребности в квалифицированных кадрах и разработку комплекса мероприятий для урегулирования структуры и объемов подготовки кадров в системе профессионального образования (43,4 %), формирование у молодежи правильного отношения к профессиональному выбору (41,6 %) и предоставление возможности познакомиться с различными профессиями для выпускников школ (40,7 %). Чуть менее эффективными, по мнению молодых людей, будут развитие системы подготовки кадров (35,2 %) и открытие новых направлений подготовки специалистов под нужды экономики и социальной сферы (35,0 %).
Наименее эффективной мерой улучшения ситуации с трудоустройством выпускников молодежью признана ориентация на цифровую трансформацию всех сфер жизни (24,4 %).
Каждый седьмой респондент (14,2 %) испытал затруднения в процессе предложения эффективных мер по улучшению ситуации с трудоустройством выпускников в регионе.
И, наконец, 0,6 % респондентов предложили свои варианты, среди которых были следующие меры: «актуализация программ обучения», «введение новых рабочих мест по данной специальности», «готовность организаций брать на работу выпускников без опыта работы», «увеличение количества рабочих мест», «борьба с коррупцией и развитие региона», «обязательное распределение выпускников», «повышение заработной платы», «предоставление мест практики», «предоставление работы при окончании учёбы» и т.д.
Ответы на открытые вопросы были в значительной степени ориентированы на более плотное взаимодействие учебных заведений с бизнес-сообществом. В современном подходе к обучению спе-
циалистов данное направление является наиболее важным.
В результате опроса были выявлены оптимальные (по мнению молодежи) модели взаимодействия бизнеса и учреждений профессионального образования, способные оказать положительное влияние на ситуацию профессионального самоопределения и трудовой занятости молодых специалистов (рис. 8).
Первое место в рейтинге оптимальных моделей взаимодействия бизнеса и учреждений профессионального образования занимает закрепление предприятия в качестве базы практики для студентов (42,2 %). На втором месте оказалось участие представителей бизнеса в учебном процессе (чтение лекций, проведение семинаров), разработка совместных образовательных программ (35,9 %) и целевая контрактная подготовка студентов, отраслевой заказ (28,9 %). На третье место молодежь Сибирского федерального округа поместила финансирование вуза со стороны бизнес-предприятий, включая обновление материально-технической базы (23,9 %) и непосредственное трудоустройство по заявкам (22,4 %).
Чуть менее актуально для молодежи оказалось участие представителей бизнеса в заседаниях комиссий по приему госэкзаменов и защите выпускных квалификационных работ (18,3 %). Неожиданным оказалось мнение молодежи о важности учреждения и выплаты именных стипендий, грантов талантливым студентам, преподавателям, молодым ученым (только 14,2 %).
Заключение и выводы. В основе выбора будущей профессии молодыми людьми в большинстве случаев лежат причины личностно-субъективного характера — интересный характер работы и интересная сфера деятельности, а также соответствие личным способностям, склонностям. Причины, побуждающие молодых людей начать трудовую деятельность, чаще всего связаны с материальными факторами (улучшение материального положения и стремление к финансовой независимости), а также с желанием приобрести опыт работы. При этом, имея зачастую завышенные зарплатные ожидания, молодые люди считают, что устроиться на работу по полученной ими специальности трудно, но возможно. А для улучшения ситуации с трудоустройством выпускников учебных заведений в регионе необходимо разрабатывать прогнозы потребности в квалифицированных кадрах и реализовывать комплекс мероприятий для урегулирования структуры и объемов подготовки кадров в системе профессионального образования. К оптимальным моделям взаимодействия бизнеса и учреждений профессионального образования, способным оказать положительное влияние на ситуацию профессионального самоопределения и трудовой занятости молодых специалистов, молодежь отнесла следующие: закрепление предприятия в качестве базы практики для студентов; участие представителей бизнеса в учебном процессе (чтение лекций, проведение семинаров), разработку совместных образовательных программ, целевую контрактную подготовку студентов, отраслевой заказ.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 1929-07366.
Библиографический список
1. Fossen F., Sorgner A. Mapping the Future of Occupations: Transformative and Destructive Effects of New Digital Technologies on Jobs // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13, № 2. P. 10-18. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.10.18.
2. Зинченко Ю. П., Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 11-35. DOI: 10.17853/19945639-2020-3-11-35.
3. Красникова А. С., Береговская Е. О. Взаимосвязь качеств преподавателя и студента при формировании конкурентоспособных компетенций выпускников на рынке труда // Экономика высокотехнологичных производств. 2023. Т. 4, № 1. DOI: 10.18334/evp.4.1.117383.
4. Ребрикова Н. В., Солдатова Н. Ф. Образовательные технологии как потенциал роста адаптации выпускников вузов // Экономика труда. 2022. Т. 9, № 5. С. 971-982. DOI: 10.18334/ et.9.5.114738.
5. Регистрация базы данных. 2022621478 Российская Федерация. База данных оценок жизненных перспектив, целей и ценностей молодежи Сибирского федерального округа / Зинич А. В., Ревякина Ю. Н., Скосырева Н. Д. [и др.]. № 2022621376; заявл. 14.06.22; опубл. 22. 07.22. Бюл. № 7.
6. Лопатина М. В., Леонова Л. А., Травкин П. В. [и др.]. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информ. бюл. / под науч. ред. С. Ю. Рощина, В. Н. Рудакова. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 72 с.
7. Деркач А. А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3. С. 8-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-organizatsionnoy-sredy-v-stanovlenii-lichnosti-professionala (дата обращения: 07.07.2023).
8. Kluve J. Youth labor market interventions // IZA World of Labor. 2014. Vol. 106. DOI: 10.15185/izawol.106.
9. Аликперова Н. В., Ярашева А. В., Виноградова К. В. Мотивация трудового поведения молодежи как возможности для реализации финансовых стратегий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 1. С. 226-240. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.14.
10. О заработной плате в регионах Сибирского федерального округа. URL: https://54.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ p54_PRESS38_2022.pdf (дата обращения: 09.07.2023).
11. Голова Е. Е. Экономическое состояние региональной экономики: реалии и перспективы (на примере Омской области) // Фундаментальные исследования. 2021. № 10. С. 20-24. DOI: 10.17513/fr.43103.
ЗИНИЧ Алла Владимировна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры менеджмента и маркетинга Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина, г. Омск.
SPIN-код: 9586-8823
AuthorlD (РИНЦ): 745280
ORCID: 0000-0003-2265-5633
AuthorlD (SCOPUS): 57191881037
Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Зинич А. В. Мотивы и социально-профессиональные ориентации молодежи при выборе профессии // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2023. Т. 8, № 4. С. 133-138. DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-133-138.
Статья поступила в редакцию 10.07.2023 г. © А. В. Зинич
UDC 33154 , A. V. ZINICH
DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-133-138 EDN: UBLPBN
Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk, Russia
MOTIVES AND SOCIO-PROFESSIONAL ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE WHEN CHOOSING A PROFESSION
The article examines the motives and socio-professional orientations of young people in the labor market of the region. The relevance of the study of this topic is caused by a fairly high proportion of young people among the able-bodied population of Russia (about 35 %), as well as the strategic role of youth in the economic development of the country. Empirical data are obtained as a result of a survey conducted on the basis of the 2021 study in ten regions of the Siberian Federal District. Its main purpose is to assess the factors and motives influencing the choice of profession and the beginning of work. The reasons for the choice of an educational institution and a place of work by young people, their salary expectations and the main directions of the development of the system of employment of graduates of educational institutions are analyzed. The research materials can be used in the educational process, in the system of professional orientation, by managers and specialists of enterprises, researchers. Keywords: youth, labor market, motives of labor activity, socio-professional orientation.
Acknowledgments
The reported study is funded by RFBR, project number 19-29-07366.
References
1. Fossen F., Sorgner A. Mapping the Future of Occupations: Transformative and Destructive Effects of New Digital Technologies on Jobs // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13, no. 2. P. 10-18. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.10.18. (In Engl.).
2. Zinchenko Yu. P., Dorozhkin E. M., Zeyer E. F. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovaniya prognozirovaniya budushchego professional'nogo obrazovaniya: vektory razvitiya [Psychological and pedagogical bases for determining the future of vocational education: vectors of development] // Obrazovaniye i nauka. The Education and Science Journal. 2020. Vol. 22, no. 3. P. 11-35. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-11-35. (In Russ.).
3. Krasnikova A. S., Beregovskaya E. O. Vzaimosvyaz' kachestv prepodavatelya i studenta pri formirovanii konkurentosposobnykh kompetentsiy vypusknikov na rynke truda [Vzaimosvyaz kachestv prepodavatelya i studenta pri formirovanii konkurentosposobnyh kompetentsiy vypusknikov na rynke truda] // Ekonomika vysokotekhnologichnykh proizvodstv. Ekonomika Vysokotekhnologichnyh Proizvodstv. 2023. Vol. 4, no. 1. DOI: 10.18334/evp.4.1.117383. (In Russ.).
4. Rebrikova N. V., Soldatova N. F. Obrazovatel'nyye tekhnologii kak potentsial rosta adaptatsii vypusknikov vuzov [Educational technologies as a growth potential for the adaptation of university graduates] // Ekonomika truda. Labor Economics. 2022. Vol. 9, no. 5. P. 971-982. DOI: 10.18334/et.9.5.114738. (In Russ.).
5. Database Registration. 2022621478 Russian Federation. Baza dannykh otsenok zhiznennykh perspektiv, tseley i tsennostey molodezhi Sibirskogo federal'nogo okruga [Database of assessments of life prospects, goals and values of young people in the Siberian Federal District] / Zinich A. V., Revyakina Yu. N., Skosyreva N. D. [et al.]. No. 2022621376. (In Russ.).
6. Lopatina M. V., Leonova L. A., Travkin P. V. [et al.]. Vypuskniki srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya na rossiyskom rynke truda: inform. byul. [Graduates of secondary vocational and higher education in the Russian labor market: newsletter] / Ed. by S. Yu. Roshchina, V. N. Rudakova. Moscow, 2020. 72 p. (In Russ.).
7. Derkach A. A. Rol' organizatsionnoy sredy v stanovlenii lichnosti professionala [The role of the organizational environment
in the formation of a professional personality] // Akmeologiya. Akmeologiya. 2011. No. 3. P. 8-18. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-organizatsionnoy-sredy-v-stanovlenii-lichnosti-professionala (accessed: 07.07.2023). (In Russ.).
8. Kluve J. Youth labor market interventions // IZA World of Labor. 2014. Vol. 106. DOI: 10.15185/izawol.106. (In Engl.).
9. Alikperova N. V., Yarasheva A. V., Vinogradova K. V. Motivatsiya trudovogo povedeniya molodezhi kak vozmozhnosti dlya realizatsii finansovykh strategiy [Motivating Young People's Labor Behavior as an Opportunity for Implementing Financial Strategies] // Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2019. Vol. 12, no. 1. P. 226-240. DOI: 10.15838/ esc.2019.1.61.14. (In Russ.).
10. O zarabotnoy plate v regionakh Sibirskogo federal'nogo okruga [About wages in the regions of the Siberian Federal District]. URL: https://54.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/p54_ PRESS38_2022.pdf (accessed: 09.07.2023). (In Russ.).
11. Golova E. E. Ekonomicheskoye sostoyaniye regional'noy ekonomiki: realii i perspektivy (na primere Omskoy oblasti) [The economic state of the regional economy: realities and prospects (on the example of the Omsk region)] // Fundamental'nye issledovaniya. Fundamental Research. 2021. No. 10. P. 20-24. DOI: 10.17513/fr.43103. (In Russ.).
ZINICH Alia Vladimirovna, Candidate of Economic
Sciences, Associate Professor of Management and
Marketing Department, Omsk State Agrarian University
named after P. A. Stolypin, Omsk.
SPIN-code: 9586-8823
AuthorID (RSCI): 745280
ORCID: 0000-0003-2265-5633
AuthorID (SCOPUS): 57191881037
Correspondence address: [email protected]
For citations
Zinich A. V. Motives and socio-professional orientations of young people when choosing a profession // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2023. Vol. 8, no. 4. P. 133-138. DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-133-138.
Received July 10, 2023. © A. V. Zinich