Научная статья на тему 'Опыт стратегического планирования на постсоветском пространстве: сравнительный анализ долгосрочных программ'

Опыт стратегического планирования на постсоветском пространстве: сравнительный анализ долгосрочных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СНГ / СТРАТЕГИЯ "КАЗАХСТАН-2050" / "KAZAKHSTAN-2050 STRATEGY" / POST-SOVIET SPACE / LONG-TERM STRATEGY / CIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапенко Марина Владимировна

В статье рассматривается опыт стратегического планирования на постсоветском пространстве. Посредством сравнительного анализа определены две группы стран СНГ с различным набором долгосрочных программ. Особое внимание уделяется новой стратегии Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING IN POST-SOVIET SPACE: A COMPARATIVE ANALYSIS OF LONG-TERM PROGRAMMES

The article analyzes the process of strategic planning in the post-Soviet space. Using comparative analysis the author singles out two groups of the CIS countries with different long-term strategies. Special attention is given to the consideration of a new long-term Kazakhstan Strategy known as “Strategy of Kazakhstan-2050: A new political course for Kazakhstan in the fast changing world”

Текст научной работы на тему «Опыт стратегического планирования на постсоветском пространстве: сравнительный анализ долгосрочных программ»

5 Un entretien avec le ministre français des affaires étrangères Alain Juppé // Le Monde. 1994. 6 septembre.

6 Богучарский Е. М. Дипломатия и дипломатическая служба Алжира (1961-2006 гг.). М. : Изд-во «МГИМО-Университет», 2007. C. 150.

7 Résolution du Parlement européen du 15 janvier 1992. Service de documentation № В3-0034/92.

8 Chenal A. La France rattrapée par le drame algérien // Politique étrangère. 1995. № 2. 1995. Р. 421.

УДК 94(4/5+574)

М. В. Лапенко

Саратовский государственный университет E-mail: lapenkomv@mail.ru

В статье рассматривается опыт стратегического планирования на постсоветском пространстве. Посредством сравнительного анализа определены две группы стран СНГ с различным набором долгосрочных программ. Особое внимание уделяется новой стратегии Казахстана - «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Ключевые слова: постсоветское пространство, долгосрочное планирование, СНГ, стратегия «Казахстан-2050».

Strategic Planning in Post-Soviet Space: a Comparative Analysis of Long-term Programmes

M. V. Lapenko

The article analyzes the process of strategic planning in the postSoviet space. Using comparative analysis the author singles out two groups of the CIS countries with different long-term strategies. Special attention is given to the consideration of a new long-term Kazakhstan Strategy known as «Strategy of Kazakhstan-2050: A new political course for Kazakhstan in the fast changing world». Key words: post-soviet space, long-term strategy, CIS, «Kazakh-stan-2050 strategy».

Тенденции развития современной мировой экономической системы в условиях глобализации и необходимость включения новых независимых государств в мирохозяйственные связи вызвали необходимость переосмысления и выработки новых подходов к экономическому развитию. После глубокого социально-экономического кризиса и трансформации экономических систем на первый план выдвинулись проблемы преодоления экономического отставания, конкурентоспособности, модернизации национальных экономик и перехода к инновационной модели развития.

9 Morisse-SchilbachM. L'Europe et la question algérienne : vers une européanisation de la politique algérienne en France? Presses Universitaires de France, 1999. 152 p.

10 Ланда Р. Г. Алжир и проблема безопасности Средиземноморья // Ближний Восток : проблемы региональной безопасности : сб. статей / под ред. Л. Н. Клепацкого. М. : Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2000. С. 153-162.

11 StoraB. Ce que dévoile une guerre. Algérie, 1997 // Politique étrangère. 1997. № 4. Р. 487-497.

Уровень развития и стартовые возможности стран СНГ в значительной степени отличались друг от друга, что в конечном итоге предопределило набор приоритетных задач. Первые годы существования постсоветских стран характеризовались полной дезинтеграцией и разрывом экономических связей. В настоящее время усилия, предпринимаемые в рамках СНГ (а также более тесных экономических объединений - ЕврАзЭС и ЕЭП), зависят от целого комплекса факторов -таких как экономический потенциал стран-участниц, политическая ситуация и внешнеполитические ориентиры. В этой связи большинство долгосрочных стратегий и программ, принимаемых в рамках интеграционных объединений (более 40 межправительственных соглашений, связанных с инновационной деятельностью в рамках СНГ и ЕврАзЭС), носят декларативный характер и до настоящего момента полностью не реализованы.

Поэтому более важную роль играют национальные стратегии (концепции, программы) модернизации и перехода к инновационному развитию, большинство из них имеют долгосрочный характер и являются своего рода выражением стратегического управления и планирования. Стратегическое управление - это управление с ориентацией на долгосрочные цели и действия и достижение конкретных результатов при наличии способностей своевременного и гибкого реагирования на процессы во внешней среде и проведения необходимых изменений. Стратегическое планирование - это составная часть стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения.

В процессе стратегического планирования можно выделить несколько основных составляющих:

• определение миссии и целей;

ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОГРАММ

© Лапенко М. В., 2015

М. В. Лапенко. Опыт стратегического планирования на постсоветском пространстве

• анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и т. д.;

• выбор (разработка) стратегии;

• реализация стратегии;

• оценка и контроль выполнения.

Эффективное стратегическое планирование

способно обеспечить получение государством на международной политической арене стратегической инициативы, что в современных условиях крайне важно для участия в управлении процессами глобализации, для того чтобы стать реальным субъектом системы мировой политики1.

Для постсоветского пространства характерно стратегическое планирование, однако можно выделить две группы стран постсоветского пространства, которые принципиально отличаются набором долгосрочных стратегий.

К первой группе можно отнести страны с низкими темпами развития и небольшим экономическим потенциалом, такие, например, как Молдова, Таджикистан и Кыргызстан. Для этих стран наиболее актуальными задачами являются модернизация, преодоление экономического спада, борьба с бедностью, повышение уровня жизни.

Так, в Молдове приняты «Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности (2005-2007 гг.)», «Стратегия развития промышленности до 2015 г.», «Стратегия привлечения иностранных инвестиций и продвижения экспорта (2006-2015 гг.)», «Молдавское село», «Стратегия развития аграрного сектора до 2015 г.»2. Главная задача реализации данных документов - достижение устойчивого экономического развития.

Вторая группа стран - это страны, которые в своем стратегическом планировании ориентируются на долгосрочные инновационные программы - это такие страны СНГ, как Украина, Беларусь, Россия, Казахстан и Азербайджан. Эта группа стран имеет долгосрочные программы, направленные на структурную модернизацию экономики, повышение ее технического уровня, переход к инновационному развитию и формированию национальных инновационных систем. При этом долгосрочные стратегии стран СНГ не являются чисто экономическими программами, а включают и военно-политический контекст, политический контекст, государственный контекст и общий контекст. Чем объясняется столь широкий подход к долгосрочному планированию. Во многом это можно объяснить незавершенностью политических реформ, отсутствием гарантий безопасности, потребностью в нахождении своего места в системе международных отношений, все эти аспекты, по мнению авторов долгосрочных программ, по-прежнему влияют на экономическое развитие и предопределяют успешность реализации подобного рода программ.

Вот лишь несколько примеров документов подобного рода: «Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004-2015 гг.»3,

«Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.»4, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»5, Стратегия «Казахстан-2030»6.

Главная цель, обозначенная в стратегиях России, Украины и Беларуси, - создание высокоразвитого, высокотехнологичного конкурентоспособного социально-ориентированного государства. В качестве задач называются: необходимость политической стабилизации и достижение политического консенсуса, завершение экономических преобразований, необходимость создания инновационной системы, трансферта технологий, изменение системы финансирования науки и образования, повышение заинтересованности частного бизнеса в инновационной деятельности, формирование законодательства, регламентирующего инновации, необходимость развития человеческого капитала, повышение доходности и общего уровня жизни населения, снижение уровня неравенства и региональной дифференциации.

Безусловным лидером в долгосрочном стратегическом планировании является Республика Казахстан. Стратегия «Казахстан-2030» была принята еще в 1997 г., в конце 2012 г. был разработан новый долгосрочный ориентир - Стратегия «Ка-захстан-2050», который одновременно является и политическим и экономическим документом7.

Главная цель реализации новой стратегии заключается в том, что к 2050 г. Казахстан должен войти в число тридцати самых развитых государств мира. Задача весьма амбициозная и некоторыми воспринимается как декларация в духе «догоним и перегоним», однако, учитывая предшествующий опыт реализации «Стратегии-2030», для многих казахстанцев этот документ может действительно стать жизненным ориентиром.

Программа предусматривает дальнейшее реформирование экономической и политической системы Казахстана с целью перехода к инновационному развитию. Много внимания уделяется необходимости повышения социальной ответственности государства и бизнес элиты, привлечению инвестиций, преодолению сырьевой направленности и активному участию в третьей индустриальной революции.

Как сказал Президент РК Н. А. Назарбаев: «Стратегическое планирование в XXI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия. «Стратегия-2050», как путеводный маяк, позволяет нам решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду нашей главной цели. Это означает, что мы ежегодно, а не через 30-50 лет, будем улучшать жизнь людей. Стратегия - это программа конкретных практических дел, которые день за днем, из года в год будут делать лучше страну и жизнь казахстанцев»8.

Всеобщая история и международные отношения

79

В «Стратегии-2050» провозглашается «Новая политика развития инновационных исследований», основанная на трансферте технологий, кооперации науки и бизнеса, создании системы специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, развитии ведущих инновационных кластеров.

В сфере науки и образования предусмотрено дальнейшее реформирование с целью подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, имеющих необходимые знания и навыки. Среди основных задач: создание сети государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования, разработка многоступенчатой системы грантов на обучение, создание по всей стране системы специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, учитывающих региональную специализацию, введение обязательной производственной практики на предприятиях, модернизация методик преподавания и развитие онлайн-системы образования.

В программе также подчеркивается необходимость участия в масштабных международных научно-исследовательских проектах и развитии транзитного потенциала Казахстана в сфере информационных технологий.

В целом контекст Стратегии свидетельствует о наличии серьезных социально-политических проблем в развитии Казахстана, которые негативным образом отражаются на экономике - сохранение региональных диспропорций, языковая проблема, межэтнический состав, психологическая неподготовленность общества, бизнеса и элиты к внедрению инноваций.

Таким образом, общее состояние модерниза-ционного процесса в странах СНГ находится на начальном уровне и затрагивает только отдельные отрасли экономики, а переход к инновационной модели не осуществлен. Долгосрочные стратегии (программы) носят обобщенный и декларативный характер, отражают степень незавершенности политических и экономических преобразований в постсоветских странах. Стратегии, принятые в начале первого десятилетия XXI века, уже не отвечают реальностям современной ситуации.

Сотрудничество в сфере инноваций развивается, однако в рамках интеграционных объединений оно находится только на начальном уровне, заметные успехи наблюдаются пока лишь на двустороннем уровне и то только в отдельных отраслях, например нефтедобывающей или космической.

В современных условиях вклад науки и техники, инноваций и новых технологий стал решающим фактором социально-экономического развития. Именно поэтому необходима акти-

визация процесса перехода к инновационному развитию и завершение модернизации всей экономической системы не только на национальном уровне, но и в рамках интеграционных объединений (СНГ, ЕЭП, в перспективе Евразийского союза). Долгосрочное планирование должно учитывать необходимость проведения согласованной политики перехода к инновационному развитию, интернационализации науки, интенсификации международного научно-техничест-кого сотрудничества и внедрения результатов, создание объединенных инновационных сетей и кластерных структур, формирование единого списка новых технологий и законодательной базы, защиту авторских прав и обеспечение информационной составляющей.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 13-06-00842 а).

Примечания

1 Кокошин А. А. О стратегическом планировании в политике. М., 2007. С. 21-22.

2 Постсовесткое пространство в глобализирующемся мире. Проблемы модернизации / отв. ред. Л. З. Зевин. СПб., 2008. С. 132-145.

3 Про Стратегта економ1чного та сощального розвитку Украши «Шляхом европейсько! штеграцп» на 20042015 роки : указ Президента Укра!ни ввд 28.04.2004 р. № 493/2004 // Офщшний Вкник Укра!ни. 2004. 21 травня.

4 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. URL: http://www.economy.gov.by/ru/ macroeconomy/nacionalnaya-strategiya (дата обращения: 05.09.2014).

5 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

6 Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года. URL: http://www.akorda.kz/ru/category/gos_programmi_ razvitiya (дата обращения: 05.09.2014).

7 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. «Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства» // Казахстанская правда. 2012. 15 дек.

8 Нурсултан Назарбаев, президент РК, Послание народу Казахстана «Единая цель, единые интересы, единое будущее», 17.01.2014 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/page/ page_215750_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-17-yanvarya-2014-g (дата обращения: 05.09.2014).

80

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.