Научная статья на тему 'Опыт создания виртуальных экскурсий для молодежи: казань город развлечений (театр, музыка, кино в Казани в начале ХХ века)'

Опыт создания виртуальных экскурсий для молодежи: казань город развлечений (театр, музыка, кино в Казани в начале ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
866
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайрутдинова Д. Р.

Раскрывается опыт создания виртуальных учебных экскурсий для студентов и школьников при учебном центре исторического факультета КГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF CREATING VIRTUAL TOUR FOR YOUTH: KAZAN IS THE CITY OF ENTERTAINMENT (THEATRE, MUSIC, CINEMA IN KAZAN AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY)

The creation of virtual tours for Kazan's student population by the study centre of the historical department at KSU is revealed.

Текст научной работы на тему «Опыт создания виртуальных экскурсий для молодежи: казань город развлечений (театр, музыка, кино в Казани в начале ХХ века)»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ: КАЗАНЬ - ГОРОД РАЗВЛЕЧЕНИЙ (ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО В КАЗАНИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА)

© Д.Р.Хайрутдинова

Раскрывается опыт создания виртуальных учебных экскурсий для студентов и школьников при учебном центре исторического факультета КГУ.

Опыт создания виртуальных учебных экскурсий для студентов и школьников появился на историческом факультете Казанского государственного факультета сравнительно недавно, с появлением мультимедийных средств обучения. Используются они, как правило, в рамках программ для заочного или дистанционного обучения, программ для дополнительного образования, например на курсах экскурсоводов, гидов-переводчиков при Учебном центре исторического факультета КГУ. Виртуальные экскурсии, сопровождающиеся демонстрацией СБ и БУБ-программ или электронных имиджей, проводятся для более углубленного и наглядного изучения различных исторических и культурных аспектов в рамках предметов, например, "Отечественная история", "Истории Татарстана", "Региональная история", "Истории культуры Татарстана", "Ка-зановедение", "Культурология и история мировой культуры", по специальностям "История", "Музеология", "Татарская филология и история" и др.

В качестве наглядного примера хотелось бы привести пример подобной виртуальной экскурсии, проводившейся в рамках предмета "История культуры Татарстана с древнейших времен до наших дней". Особенностью проведения подобной экскурсии является сопровождение лекционного текстового материала демонстрацией электронных имиджей с видами дореволюционной и современной Казани, репродукциями старинных литографий, картин, фотографий и т.п.

Итак, в начале ХХ века театры играли достаточно большую роль в жизни города. Об этом красноречиво свидетельствуют не только большое разнообразие их репертуаров, но и само количество всевозможных театров и кинотеатров в Казани в этот период.

К началу первой мировой войны в распоряжении казанской публики находились три театра

- Городской театр (находился на Театральной площади, сейчас - пл.Свободы), Новый театр при Новом или Мещанском клубе (бывшая Большая Лядская улица, сейчас - здание Татар-

ского театра им. Тинчурина на ул. М. Горького) и Театр Миниатюр (здание не сохранилось, находился в Суконной Слободе). В конце 1914 года был сдан в эксплуатацию Большой театр, призванный выполнять двоякую функцию - традиционного театра и кинотеатра. Он отвечал всем нормам современного театра: был удобен и вместителен. Одновременно посетить его могли до 1040 человек [1]. Принадлежал он Г.А.Розен-бергу, который не ограничился должностью директора, но позднее стал и антрепренером труппы театра, причем ему удавалось удачно совмещать эти обязанности. Кроме этих, в городе действовали небольшие частные театры, как Гоголевский, Некрасовский или Рабочий театр при фабрике Алафузова. Одновременно в городе работали посезонно 6-7, а то и более кинотеатров, множество всевозможных клубов по интересам (Восточный клуб, Шахматный клуб, Яхтклуб и т.п.) и Собрания, выполнявшие функции клубов для различных сословий: Дворянское собрание, Купеческое собрание, Военное собрание, Мещанское собрание и т.п. Город имел музыкальное училище с входившей в него актерской школой, художественную школу, городской музей, городскую публичную библиотеку, несколько изб-читален в различных районах и пригородах (слободах) Казани и несколько небольших концертных залов (например, при ресторане "Черное озеро" В.В.Васильева, или при Дворянском собрании). Действовал хор духовной музыки при Богоявленском соборе под управлением Б. С. Мо-рева, а оркестровые коллективы и музыкальные квартеты, сменяя друг друга, вдохновляли посетителей почти всех городских садов и кинотеатров. На один месяц в году - в августе - приезжал и давал представления в своем помещении Цирк Никитиных. К тому же действовало несколько профессиональных национальных трупп и музыкальных коллективов, не говоря уже о многочисленных самодеятельных коллективах.

Всем этим культурным многообразием, конечно же, надо было как-то управлять, поддерживать их действия, наводить порядок и о нало-

гах с них позаботиться. Эту функцию взяла на себя Городская управа, создав из своих членов несколько комиссий, которые и занимались непосредственно претворением в жизнь распоряжений и решений городского самоуправления. Существовали: финансовая, театральная, по вопросам народного просвещения, противопожарная, военная и т.д. и т.п. комиссии. Во главе каждой комиссии стоял председатель. Комиссии при Городской управе были совещательными органами. Наиболее сложные вопросы они все же оставляли на рассмотрение Городской думы или лично губернатора. Решение Думы для Городской управы являлось окончательным.

С начала 20-го века в Казани появляется большое количество новых театров. В 1900 г. был открыт так называемый "Алафузовский рабочий театр" или "Образовательный дом" - так пожелал его назвать сам фабрикант-миллионер Алафузов, на чьи деньги и было построено это учреждение [2]. В 1906 году был построен так называемый "Новый театр" или "Новый клуб", который вскоре стал играть роль второго городского театра. В самом конце 1914 г. был открыт знаменитый казанский театр Григория Розенберга - современное здание Русского драматического театра им. В.И.Качалова, который являлся частным театром и был построен как входивший тогда в моду "театр миниатюр", т.е. театр, призванный выпонять двоякую функцию: и театра, и кинотеатра. С 1903 г. начал свое существование так называемый "Гоголевский театр", построенный на деньги Общества пожарников г. Казани, и некоторые другие частные театры.

Начало XX века ознаменовало собой и появление в Казани первых профессиональных национальных театров. Казань была крупным многонациональным городом, и естественно - многие национальности, проживавшие в этом городе, тоже стремились сохранять и развивать свои национальные традиции и культуру. Особым толчком для дальнейшего развития культурных традиций и новаторств послужили полученные народом в результате революции 1905-1907 гг. свободы слова, собраний, печати и т.д. На этой волне и состоялось открытие 22 декабря 1906 года в Казани первого профессионального татарского театра, 100-летие которого казанцы недавно отметили.

Как и для многих других театральных трупп, основной проблемой для "Сайяр" была проблема сцены и жилья. Осенью 1911 г. она была удачно разрешена. Дальнейшая история татарского театра неразрывно связалась с деятельностью известного в Казани Восточного клуба. Этот клуб, со времени своего основания выполнявший сво-

его рода роль "института культуры" для мусульманской общественности Казани, для "Сайяр" превратился в настоящую творческую лабораторию. Вплоть до осени 1914 г., когда в связи с начавшейся первой мировой войной помещение клуба было превращено в госпиталь для раненых и больных воинов, все свои зимние сезоны труппа татарского театра обосновывалась и работала именно в помещении этого клуба. Именно в этих стенах готовились и ставились новые спектакли. С помощью немалых усилий и стараний прогрессивных сил, после длительных походов по инстанциям с просьбой о разрешении его открыть, Восточный клуб начал свою деятельность 1 декабря 1907 г. Первоначально он располагался в гостинице "Болгар" (дом на углу улиц Московской и Татарстан). Затем переселился в один из домов, расположенных на берегу озера Кабан и принадлежавших Хайрулле Сабитову. Наконец, обосновался на втором этаже дома, принадлежащего Кариму Апанаеву (современный адрес этого дома - улица Татарстан, дом №8). Клуб занял весьма приличное по тем временам, вместительное помещение: имел зрительный зал на 150160 человек с небольшой сценой, с помещением для игры в лото на 100 человек, библиотекой, где имелась литература на татарском, русском, азербайджанском, тюркских языках, с комнатой для чаепития (буфетной) - все это было удобно и уютно обустроено. На первом этаже здания располагались кабинет директора клуба, касса и гардеробная комната. Со временем клуб обогатился хорошим оборудованием, мебелью, декорациями, помещение его было несколько расширено - при учете всех сидячих и стоячих мест клуб мог теперь вмещать около 300-400 зрителей одновременно. Там проходили спектакли, концерты, лекции, детские новогодние елки и балы, вечера танцев и т.п. Руководил клубом Совет старшин. Многие годы бессменным председателем этого Совета был старший сотрудник Татарской учительской школы, авторитетный педагог Ибрагим Терегулов. С первых дней открытия в Восточном клубе проводились литературномузыкальные вечера. Играл струнный оркестр под управлением Исмагила Галиакберова, выступали певцы, организованный Фахрелисламом Агиевым студенческий хор и музыканты, такие как Камиль Мотыги, Фаттах Латыпов, Фатыма Гумерова, Хабибулла Ахмадуллин, Загидулла Яруллин, Гали Зайпин, Илларион Козлов и другие. В дни спектаклей в антрактах звучала народная музыка. Читались лекции по литературе и искусству, истории, географии. природоведению, геологии, медицине. Вместе с труппой "Сайяр" на сцене Восточного клуба каждую неделю ста-

вила свои спектакли и русская драматическая труппа. Разумеется, ни труппа "Сайяр", ни русская труппа в плане работы на арендных условиях не ограничивались только этой сценой, показывали спектакли и в других общественных помещениях города [2, с.105].

После февральской революции 1917 года в Казани был основан первый профессиональный чувашский театр под управлением известного деятеля чувашской культуры, актера и режиссера Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского (1893-1975 гг.) [3, с.3-36].

Кроме профессиональных актерских трупп в Казани существовало множество всевозможных самодеятельных театров, драматических кружков, студий при клубах и различных обществах.

После октябрьской революции в Казани возникают русские и татарские рабочие самодеятельные театральные коллективы. Немалую роль в их организации сыграл опыт первого рабочего театра, созданного незадолго до октябрьской революции по инициативе Казанского комитета РСДРП. "Рабочий театр" был организован на началах кружка в помещении "Нового клуба" на Большой Лядской улице (ныне - ул. М. Горького). Первые свои спектакли театр показал в "Новом клубе", в хорошо оборудованном театральном помещении. Но большинство представлений "Рабочего театра" были выездные, в рабочих районах города. В июле 1917 года театр показывал свои спектакли в помещении Алафузовского театра, в Ягодной слободе, где были сосредоточены заводы Алафузова.

В связи с театрами и их деятельностью нужно отметить еще и такую интересную деталь: с самого начала XX века огромную популярность приобретает синематограф, начинающий постепенно вытеснять театр на второй план. Некоторые из вышеназванных театров начинают выполнять двоякую роль театров и кинотеатров. В отличие от традиционного театра, являвшегося во многом зрелищем элитным, не всем понятным и доступным, "великий немой" с самого начала был рассчитан на массовую аудиторию, на широкие слои зрителя. Это было одним из больших преимуществ его. И владельцы театров быстро это поняли. На этом свойстве синематографа, на его популярности, с одной стороны, и необычности, новизне - с другой, можно было заработать большие деньги. Поэтому владельцы театров стали быстро приспосабливать их под универсально-зрелищные залы, которые могли бы выполнять обе функции. Примерами таких приспособившихся традиционных театров могут служить Большой театр оперы и балета и Городской театр. К тому же, строить специальные здания для показа кино было делом

трудоемким, требовало значительных затрат. Поэтому под кинотеатры стали просто приспосабливать помещения частных театров, зачастую очень небольших. Вскоре многие из этих театров, хотя все еще по традиции и назывались театрами, но, по сути, превратились в кинотеатры, специализировавшись на показе кинофильмов. О популярности кинематографа в Казани говорит тот факт, что с 1907 по 1917 г. в городе постоянно функционировали пять-семь кинотеатров. Но работали они сезонно. Специального строительства почти не велось. До революции в Казани было построено лишь два специальных помещения для кино [5]. До наших дней сохранились только два зала того времени - "Унион" (сейчас "Родина") и "Электра" (сейчас "Татарстан"). Наиболее часто встречаются в газетах тех лет афиши трех театров, ставших центральными кинотеатрами: Академического театра "Паллас", театра "Пассаж" и театра "Электра" (само его название говорит о принадлежности XX веку). Афиши этих кинотеатров, наряду с афишами четырех центральных театров города, встречаются почти во всех газетах, выходивших в Казани в 1914-1917 г. Броско оформленные, они все вместе занимают целиком передовицы газет. Кроме этих трех центральных кинотеатров в Казани в 1917 г. действовали еще пять - шесть кинотеатров, афиши которых периодически встречаются в различных газетах. Это такие кинотеатры, как "Олимп", электро-театры "Ампир", "Художественный", "Луч", "Свет" и другие.

Музыка и культурно-массовые мероприятия, наряду с театрами, являются неотъемлемой частью культурной жизни любого города, в том числе и провинциального. Без изучения концертной деятельности отдельных артистов - певцов, музыкантов, а также ансамблей и оркестров, массовых праздников и народных гуляний, детских благотворительных вечеров, елок, цирковых представлений и т.д. и т.п. картина культурной жизни и индустрии развлечений в Казани в начале ХХ века была бы не полной.

Издавна Казань славилась разнообразием не только театральной, но и музыкальной жизни. Задолго до ХХ века здесь выступали лучшие провинциальные оперные труппы России, была музыкальная школа, регулярно давали концерты симфонический и военные оркестры, исполнявшие лучшие произведения русских и зарубежных классиков. С Казанью связаны жизнь и деятельность таких представителей русского музыкального искусства, как Ф.Шаляпин, М.Балакирев, Ю.Закржевский, Е.Ковелькова, И.Козлов, М.Пят-ницкая, Р.Гуммерт и др. На театральных и концертных подмостках звучали голоса таких замечательных татарских певцов, как Мутыги-Тухва-

туллин, Г.Альмухамедов, С.Айдаров, М.Рахман-кулова; покоряла игра инструменталистов Ф.Туишева, И.Милкова.

К началу первой мировой войны концертная жизнь в городе была насыщенной. Концерты давались как отдельными артистами, так и творческими коллективами на всех сценах города, а также в залах Дворянского собрания, традиционно выполнявших в городе функцию концертных залов. Небольшие инструментальные, духовые и другие оркестры играли по вечерам почти во всех крупных ресторанах города (таких, как "Китай" В.В.Васильева, например). Объявления этого ресторана за 1913-1914 гг. ежедневно сопровождались припиской: "С 3 до 5 часов дня и с 9 до 3 часов ночи играет знаменитый Венский дамский оркестр под управлением К. Ангера" [6]. Правда, в отличие от подробного описания меню и деликатесов, "только что полученных из-за границы в наисвежайшем виде", никакого упоминания репертуара этого оркестра в объявлениях не давалось. Примерно так же обстояло дело с оркестрами, игравшими в фойе некоторых театров и кинотеатров города (например, таких кинотеатров, как "Пассаж", где играл "Первоклассный струнный оркестр А.Б.Айзенштадт" [6], или кинотеатра "Аполло", где ежедневно играл "Оркестр под управлением Х.М.Бонздрова"). Нигде не упоминается ни репертуар этих "первоклассных" музыкальных коллективов, ни их количественный или качественный состав (неясно, на каких инструментах они играли, их профессиональный уровень и т.п.). Иначе обстояло дело с удовлетворением музыкального голода в "Первоклассном ресторане "Черное озеро"", принадлежавшем А.В.Василье-ву. При этом ресторане было "Концертное зало", поэтому каждый день газеты подробно знакомили своих читателей, наряду с гастрономическими изысками "лучших поваров" ресторана, еще и с музыкально-развлекательными меню на ближайшее время: [7]. Очевидно, что развлекательная программа в этом ресторане была поставлена на широкую ногу. Однако, репертуар, судя по объявлениям в газетах за 1913-1917 гг., менялся не часто, приблизительно раз в один - два месяца, за исключением отдельных номеров-новинок. Количество поставленных за один вечер концертных номеров к концу осенне-зимне-весеннего сезонов постепенно увеличивалось, порой достигая 50-60 и более.

Амплуа казанских концертных залов можно разделить на два вида: если "Черное озеро" выполняло роль эстрадной сцены города, то залы Дворянского собрания были исключительно сценой для исполнителей классической музыки, будь то хоровое пение, народная или классиче-

ская музыка или выступления оперных артистов. Другой отличительной чертой концертов, проходивших в залах Дворянского собрания, был их благотворительный характер. В залах Дворянского собрания проходили выступления почти всех приезжих в Казань знаменитостей. Часто подобные концерты организовывало местное отделение Императорского Российского Музыкального Общества. Что касается местных "звезд", то они тоже предпочитали давать свои сольные концерты или показательные выступления именно в этих залах.

Пик активности концертных выступлений различных творческих коллективов города и гастролирующих ансамблей приходится на такие крупные праздники, как Рождество, Масленичная неделя и Пасха. Другой пик активности музыкальной жизни города обычно приходился на летние месяцы, когда деятельность театров и кинотеатров частично замирала, а концертная деятельность, наоборот, оживала, и, по большей части, переносилась из закрытых помещений на открытые сцены городских садов и парков (Па-наевского или Городского, "Эрмитаж", "Русская и Немецкая Швейцарии", "Аркадия" и др.).

В этих парках и садах летом постоянно играли военные духовые оркестры, принадлежавшие расквартированным в Казани и окрестностях военным частям. В частности, в бывшем саду Панаева (с лета 1914 г. - Городском) летом 1914 г. играли одновременно два оркестра: концертный под управлением Фишкина и военный 161-го Алек-сандропольского полка, расквартированного под Казанью, под управлением Ульштейнъ [8]. А в саду "Русская Швейцария" тем же летом частенько играли одновременно даже три оркестра: под управлением Р.Е.Слоина - обычно на террасе ресторана до 3 ч. утра, а два других, один из которых был военным оркестром 162-го пехотного Ахал-цыхского полка (под управлением Паршина) играли в саду и на летней эстраде [9]. Кстати, оркестр Р.Е.Слоина играл в то лето и в фойе театра "Аполло" в перерывах между киносеансами [10], в то время как в театре "Пассаж" играл салонный квартет [10]. Военный оркестр Каргопольского полка играл весной 1914 г. на семейных вечерах в Купеческом клубе [11]. В саду Панаева играл духовой оркестр 41-ой артиллерийской бригады под управлением Гебель [12].

О репертуаре этих оркестров в местной прессе сохранилось не много сведений. В газете "Казанский телеграф" №6324 от 29 июня 1914 г. приводится репертуар военного оркестра 162-го пехотного Ахалцыхского полка под управлением А.М.Паршина, в то лето игравшего, как уже сказано выше, наряду с двумя другими оркестрами в

саду "Русская Швейцария": "Программа оркестра музыки 162 пех. Ахалцыхского полка под управлением А.М.Паршина. Исполнены будут следующие пьесы: 1) Увертюра "Поэт и крестьянин"

- Суппе. 2) Вальс "Дни нашей жизни" - Чернявского. 3) "Ке-са-ко" - Японское интермеццо соч. Шапуа. 4) Попурри из шансонетных мотивов "Кабаре" - Зорина. 5) Антракт к 4-му действию оперы "Кармен" - Бизе. 6) Вальс "Грусть" - Ба-калейникова. 7) Попурри из оперетки "Гейша" -музыка Джонса. 8) "Чайка" - романс Журавского. 9) "Сон бригадного" - Мыдлетона и др. [13].

Активность концертной жизни в летние месяцы не ограничивалась сценами городских парков и концертных залов, а частично переносилась в пригородные зоны отдыха горожан, в дачные поселки и курорты. Так, насыщенной культурной жизнью жили летом дачный поселок на станции Васильево - одно из любимейших мест летнего отдыха казанцев, или поселок Красная горка. Там имелись свои клубы, драматические и концертные залы. Почти каждую неделю туда приезжали с концертами и представлениями артисты из города, часто ставила свои спектакли и местная драматическая труппа. Афиши в местных газетах обычно оповещали о таких представлениях горожан заранее, чтобы у желающих посмотреть не возникло проблем с проездом [14].

Итак, даже первая мировая война не могла остановить поступательное развитие культуры в городе. Действовали все театры, творческие коллективы, продолжала развиваться художественная самодеятельность. Более того, прибытие беженцев из западных областей, где разворачивались военные действия, привело к тому, что появились новые национальные творческие организации, в городе увеличилась многонациональная интеллектуальная сила. Это сказалось и в формах организации творческих коллективов и, особенно, в репертуаре.

Таким образом, вышеизложенный материал -это один из примеров, вариантов учебной или научно-популярной виртуальной экскурсии для

молодежи. К экскурсии прилагается мультимедийный видеоряд электронных имиджей для ознакомления учащихся с памятниками и объектами прошлого и слайд-программа, которые помогают "попутешествовать" по городу прошлого, наглядно представить культурную жизнь и развлечения наших предков.

1. Казанский телеграф. 1914. 25 декабря.

2. Дмитриев Б. Судьба "Образовательного дома" // Вечерняя Казань. 1980. 14 ноября.

3. Махмутов Х., Илялова И., Гиззат Б. Дооктябрьский татарский театр. Казань, 1988. С.105.

4. Романова Ф.А. Актерское искусство чувашского театра периода его формирования (1918-1928 г.г.) // Чувашское искусство. Труды НИИ при Совете министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1975. Вып.57. С.3-36.

5. Алексеев И. В поисках пути (Кино в дореволюционной Казани) // Советская Татария. 1975. 15-16 мая.

6. Казанский телеграф. 1914. 4 января.

7. Казанский телеграф. 1914. 1 января. "Первоклассный ресторан и концертное зало "Черное озеро". Дирекция А.В.Васильева. Вход бесплатный. Торговля до 4 ч. утра. С 1-го января 1914 г. дебюты новых артисток на сцене театр Варьетэ. Большие дивертисменты - кабаре при участии вновь прибывших артист. знамен. трио концерт. Георческо. Букет каскадных звезд этуалей: Чарская, Зенович, Грозова, Перваго, Маевская, Вебер, Жозефина, Королева, а также исполнительница романсов и бытовых песен Томилина. Алечка, Заза, Кетти, Суховская, Малюкова, Дартанская и мн. друг. Грандиозная программа, состоящая из более 35 №№. Начало дивертисмента в 10 1/2 ч., начало музыки в 10 ч. Режиссер Я.Никифоров".

8. Казанский телеграф. 1914. 20 июня.

9. Казанский телеграф. 1914. 15 мая.

10. Казанский телеграф. 1914. 25 мая.

11. Казанский телеграф. 1914. 29 июня.

12. Казанский телеграф. 1914. 30 апреля.

13. Казанский телеграф. 1914. 29 июня.

14. Казанский телеграф. 1914. 16 июля.

THE EXPERIENCE OF CREATING VIRTUAL TOUR FOR YOUTH: KAZAN IS THE CITY OF ENTERTAINMENT (THEATRE, MUSIC, CINEMA IN KAZAN AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY)

D.R.Khairutdinova

The creation of virtual tours for Kazan's student population by the study centre of the historical department at KSU is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.