Научная статья на тему 'Казанские театры и их репертуар накануне первой мировой войны (по материалам местной прессы)'

Казанские театры и их репертуар накануне первой мировой войны (по материалам местной прессы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / РЕПЕРТУАР / АФИШИ / МЕСТНАЯ ПЕРИОДИКА / ТЕАТР МИНИАТЮР / ДРАМА / ОПЕРА / БАЛЕТ / ОПЕРЕТТА / ВОДЕВИЛЬ / ЛЕГКИЙ ЖАНР / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТРУППЫ / АНТРЕПРЕНЕР / ПУБЛИКА / ТЕАТРАЛЬНЫЕ СЕЗОНЫ / THEATRICAL LIFE / REPERTOIRE / PLAYBILLS / LOCAL PERIODICALS / THEATRE OF MINIATURES / DRAMA / OPERA / BALLET / OPERETTA / MUSICAL / LIGHT GENRE / THEATRICAL TROUPE / IMPRESARIO / AUDIENCE / THEATRICAL SEASONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайрутдинова Д. Р.

В статье на основе анализа материалов периодических изданий, прежде всего популярных у казанцев в начале ХХ века газет «Камско-Волжская речь» и «Казанский телеграф», освещается деятельность и репертуар казанских театров за период с января по август 1914 года. Автор пытается дать характеристику деятельности четырех наиболее популярных театров, работавших в Казани в это время, определить уровень их профес-сионализма, выявить особенности их репертуара, а также охарактеризовать вкусы местной публики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kazan Theatres and their Repertoire on the Eve of the First World War (Based on the Materials from Local Periodicals)

This article covers theatrical life and repertoire of Kazan theatres in the period from January till August 1914. The research is based on the analysis of local periodicals, mainly the “Kamsko-Volzhskaya Rech’” and the “Kazan Telegraph” newspapers, which were popular among the citizens and paid much attention to the news and problems of the cultural life of Kazan and Russia. The author attempts to give characteristics to the activity of four most popular Kazan theatres, which functioned in the city during that period, to estimate their professional level, to reveal the specificity of their repertoire, and to characterize the tastes of the local community. By the beginning of World War I, i.e. by 1914, theatres played an important role in the cultural life of Kazan. This is proved by not only a huge repertoire, but the number of various theatres in Kazan of that time. The periodicals pay a lot of attention to four most popular Kazan theatres: the Municipal theatre, the New theatre (the New Club, also known as the Bourgeoisie Club), theatre of Miniatures, and the Grand theatre of Grigoriy Rozenberg. Their playbills often appear in the editorials of the newspapers. The main goal of the theatres was to entertain the audience and to gain some profit. That is why the philosophic plays are very rare in the repertoire. The so-called “light genres” prevail: vaudevilles, comedies and musical comedies, melodramas, farces, pastorals, operettas. This was characteristic for both the drama and opera troupes. Such plays were very popular and corresponded to the tastes and spiritual needs of the broad public. However, the plays by Russian and foreign classical authors were also staged. Among the Russian classics the most widely staged were A.N. Ostrovskiy, N.V. Gogol’, A.S. Griboyedov, V.A. Zhukovskiy, F.M. Dostoyevskiy, A. Tolstoy, A.P. Chekhov, Sukhovo-Kobylin, M. Gor''kiy. Among the foreign classics the most popular were H. Ibsen, tragedies by Schiller and Shakespeare, dramas by A. Dumas, comedies by K. Jerome. The antique authors were represented by tragedies of Sophocles. Among the most prominent works, staged in Kazan Opera House during the pre-war winter season of 1913-1914, one should note, first of all, the operas by the great Russian composers: Rimskiy-Korsakov, Dargomyzhskiy, Borodin, Musorgskiy, Glinka, Napravnik. The foreign opera classical repertoire was represented by Verdi’s operas. They were followed by such masterpieces as La Traviata, Il Trovatore, Rigoletto, Un Ballo in Maschera by G. Verdi, Tannhauser by Wagner, Pagliacci by Leoncavallo, Faust by Gounod. The spring season of 1914 was very fruitful for the Kazan opera troupe: during a short period more than 34 operas were staged. Thus, the theatrical life of Kazan on the eve of World War I was very rich and diverse, as the theater remained the main source of entertainment for the Russian audience, and Kazan was no exception.

Текст научной работы на тему «Казанские театры и их репертуар накануне первой мировой войны (по материалам местной прессы)»

УДК 930.85

Д.Р.Хайрутдинова

КАЗАНСКИЕ ТЕАТРЫ И ИХ РЕПЕРТУАР НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ)

В статье на основе анализа материалов периодических изданий, прежде всего популярных у казанцев в начале ХХ века газет «Камско-Волжская речь» и «Казанский телеграф», освещается деятельность и репертуар казанских театров за период с января по август 1914 года. Автор пытается дать характеристику деятельности четырех наиболее популярных театров, работавших в Казани в это время, определить уровень их профес-сионализма, выявить особенности их репертуара, а также охарактеризовать вкусы местной публики.

Ключевые слова: театральная жизнь, репертуар, афиши, местная периодика, театр миниатюр, драма, опера, балет, оперетта, водевиль, легкий жанр, театральные труппы, антрепренер, публика, театральные сезоны.

D.R.Khairutdinova KAZAN THEATRES AND THEIR REPERTOIRE ON THE EVE OF THE FIRST WORLD WAR (BASED ON THE MATERIALS FROM LOCAL PERIODICALS)

This article covers theatrical life and repertoire of Kazan theatres in the period from January till August 1914. The research is based on the analysis of local periodicals, mainly the "Kamsko-Volzhskaya Rech'" and the "Kazan Telegraph" newspapers, which were popular among the citizens and paid much attention to the news and problems of the cultural life of Kazan and Russia. The author attempts to give characteristics to the activity of four most popular Kazan theatres, which functioned in the city during that period, to estimate their professional level, to reveal the specificity of their repertoire, and to characterize the tastes of the local community.

By the beginning of World War I, i.e. by 1914, theatres played an important role in the cultural life of Kazan. This is proved by not only a huge repertoire, but the number of various theatres in Kazan of that time.

The periodicals pay a lot of attention to four most popular Kazan theatres: the Municipal theatre, the New theatre (the New Club, also known as the Bourgeoisie Club), theatre of Miniatures, and the Grand theatre of Grigoriy Rozenberg. Their playbills often appear in the editorials of the newspapers.

The main goal of the theatres was to entertain the audience and to gain some profit. That is why the philosophic plays are very rare in the repertoire. The so-called "light genres" prevail: vaudevilles, comedies and musical comedies, melodramas, farces, pastorals, operettas. This was characteristic for both the drama and opera troupes. Such plays were very popular and corresponded to the tastes and spiritual needs of the broad public.

However, the plays by Russian and foreign classical authors were also staged. Among the Russian classics the most widely staged were A.N. Ostrovskiy, N.V. Gogol', A.S. Griboyedov, V.A. Zhukovskiy, F.M. Dostoyevskiy, A. Tolstoy, A.P. Chekhov, Sukhovo-Kobylin, M. Gor'kiy.

Among the foreign classics the most popular were H. Ibsen, tragedies by Schiller and Shakespeare, dramas by A. Dumas, comedies by К Jerome. The antique authors were represented by tragedies of Sophocles.

Among the most prominent works, staged in Kazan Opera House during the pre-war winter season of 19131914, one should note, first of all, the operas by the great Russian composers: Rimskiy-Korsakov, Dargomyzhskiy, Borodin, Musorgskiy, Glinka, Napravnik. The foreign opera classical repertoire was represented by Verdi's operas. They were followed by such masterpieces as La Traviata, Il Trovatore, Rigoletto, Un Ballo in Maschera by G. Verdi, Tannhauser by Wagner, Pagliacci by Leoncavallo, Faust by Gounod.

The spring season of 1914 was very fruitful for the Kazan opera troupe: during a short period more than 34 operas were staged.

Thus, the theatrical life of Kazan on the eve of World War I was very rich and diverse, as the theater remained the main source of entertainment for the Russian audience, and Kazan was no exception.

Keywords: theatrical life, repertoire, playbills, local periodicals, theatre of miniatures, drama, opera, ballet, operetta, musical, light genre, theatrical troupe, impresario, audience, theatrical seasons.

Накануне Первой мировой войны, т.е. к началу 1914 года, театры играли достаточно большую роль в культурной жизни г. Казани. Об этом красноречиво свидетельствуют не только большое разнообразие репертуара, но и само количество всевозможных театров в Казани в это время. На деятельности одних из них местная пресса останавливается более подробно, другие же упоминаются значительно реже.

Самым старым театром Казани являлся так называемый Городской театр, располагавшийся на одной из центральных и старейших площадей г. Казани - Театральной площади (ныне - пл. Свобо-ды) в прекрасном каменном здании, построенном специально для театра в 1875 г. Он становится одним из самых благоустроенных (после Варшавского и Одесского) провинциальных театров России [1. И.А.Крути. Русский театр в Казани]. Здание театра являлось собственностью города, исходя из этого факта состав и репертуар театральных трупп, на очередной сезон

арендовавших здание, а также все доходы с него контролировались городскими органами самоуправления - городской думой, и входившей в нее городской управой.

С начала 20-го века в Казани появляется большое количество новых театров. В 1900 году был открыт так называемый "Алафузовский рабочий театр" или "Образовательный дом" - так пожелал его назвать сам фабрикант-миллионер Алафузов, на чьи деньги и было построено это учреждение [2. Б.Дмитриев. Судьба «Образовательного дома»]. В 1906 году был открыт так называемый "Новый театр" или "Новый клуб" (еще одно его название - «Мещанский клуб»), который был построен на добровольные пожертвования горожан («мещан», отсюда и название клуба), решивших, что одного Городского театра им уже мало. Он вскоре стал играть роль второго городского театра как по популярности и посещаемости, так и по качеству постановок (сейчас в этом здании на ул. М.Горького находится Татарский академический театр им К.Тинчурина). В самом конце 1914 года был открыт знаменитый казанский Большой театр Григория Розенберга (современное здание Русского драматического театра им. В.И.Качалова на ул. Баумана), который являлся частным театром и был построен как входивший тогда в моду "театр миниатюр", т.е. театр, призванный выполнять двоякую функцию: и театра, и кинотеатра. Он отвечал всем нормам современного театра: был удобен и вместителен. Одновременно посетить его могли до 1040 человек [3. Казанский телеграф. - 1914. - 25 декабря]. Принадлежал он ГА.Розенбергу, который не ограничился должностью директора, но позднее стал и антрепренером труппы театра, причем ему удавалось удачно совмещать эти обязанности. В 1916 году в Казани открылся Театр Миниатюр, также вскоре ставший одним из популярнейших новомодных театров Казани. С 1903 года начал свое существование так называемый "Гоголевский театр", построенный на деньги Общества пожарников г. Казани (сейчас в этом здании на ул. Большая Красная находится роддом), и некоторые другие небольшие частные театры, такие как Некрасовский театр, или основанный в 1906 г. и расположившийся в здании Восточного клуба в Старотатарской слободе первый татарский профессиональный театр, основу которого составила труппа «Сайяр» («Передвижник») под руководством актера и режиссера Габдуллы Кариева; были также летние, т.е. работавшие сугубо сезонно, небольшие частные театры в Панаевском саду и в саду «Эрмитаж».

Вплоть до октябрьской революции 1917 года многие профессиональные труппы не имели своих постоянных помещений. Они на время (обычно на сезон) арендовали помещения театров у частных владельцев, если это был частный театр, или заключали контракт с администрацией театра и муниципальными властями, если театр был собственностью города. Государственных театров, т.е. существующих только за счет казны и государственных дотаций в дооктябрьскую эпоху не было.

Количество всевозможных профессиональных и непрофессиональных трупп в городе, одновременно ведущих свою деятельность, менялось даже на протяжении одного года. Случалось, что в одном и том же театре в разные сезоны играли разные труппы. Театральные труппы буржуазной России все время кочевали по стране в поисках сцены, зрителя и средств к существованию. Естественно, театров или более-менее специализированных помещений в общем по стране было гораздо меньше, чем актерских трупп. Поэтому многим из них приходилось часто перебиваться случайными сценами, выступать в малоприспособленных для сценической деятельности помещениях во время своих бесконечных гастролей по всей России.

Однако в городе было и несколько более-менее постоянных трупп, которые арендовали помещения театров несколько сезонов к ряду с относительно постоянным составом актеров - это актерские коллективы трех центральных городских театров: Городского театра, Нового театра, Большого театра Г.Розенберга, а с 1916 года к ним присоединился и театр Миниатюр.

Состав самих актерских трупп так же не был постоянен, он часто менялся. Каждый актер сос-тавлял с антрепренером труппы контракт, в котором обязался работать определенный срок в составе данной труппы. Более талантливых актеров старались заполучить на более длительный срок, соответственно их популярности была и оплата. Составив труппу на сезон, антрепренер заключал контракт об аренде помещения с администрацией театра, клуба или иного помещения за соответствующую плату. Аренда помещений более престижных, элитных театров стояла дороже, поэтому не всякая труппа могла себе позволить их арендовать.

Основными источниками для данного исследования являются две казанские газеты, пользо-вавшиеся большой популярностью у местного населения: либерально-буржуазная "Камско-Волж-ская речь" - печатный орган партии народной свободы (или кадетов), начавшая

выходить в 1908 году, была закрыта только 14 декабря 1917 года; и газеты, представляющей официальные власти - "Казанский телеграф", выходившая в свет с апреля 1893 года по март 1917 года. Почти половину объема этих газет занимали реклама, афиши театров, всевозможные объявления, справки и т.п.

Пристальное внимание пресса уделяет деятельности четырех наиболее популярных казанских театров: Городского театра, Нового театра (Нового клуба или Мещанского клуба), Большого театра Григория Розенберга и Театра Миниатюр. Их афиши регулярно появляются на передовицах газет. Кроме того, на 3-4-х листах газет существовали постоянные рубрики: "Театр и музыка", «Около театра», "Хроника" и т.п., в которых освещались все последние театральные и музыкальные новости города. В этих рубриках основное внимание уделяется деятельности все тех же четырех центральных театров города.

Итак, что же представляли из себя репертуары казанских театров накануне Первой мировой войны? Репертуар театров отличался большим разнообразием и насыщенностью. Он часто менялся. Почти ежедневно появлялись анонсы новых спектаклей, художественных картин. Больше 1-3 дней один и тот же спектакль обычно не показывали. Некоторое исключение составляли крупные, монументальные постановки театров, но и они больше недели не демонстрировались. Легкие, развлекательные пьесы менялись каждый день. Причем, в театрах давались по 1-3 представления в день, и очень редко в один сеанс шло только какое-то одно представление. Обычно показывали сразу несколько коротких пьес, нередко пьесы шли «в комплекте» с киносеансом. Билеты на утренние представления обычно продавались по сниженным ценам: детские и благотворительные, и объявления всегда предупреждали об этом.

Основной целью театров было развлечение зрителей и сбор доходов. Поэтому в репертуаре философские произведения встречаются крайне редко. Преобладает так называемый "легкий жанр": водевили, комедии, мелодрамы, фарсы, пасторали. Они имели немалый успех и соответствовали вкусу и духовным потребностям большинства зрителей.

Оперные труппы тоже отдавали предпочтение спектаклям легкого жанра: опереттам, фарсам или музыкальным комедиям типа "Тайны гарема", "Монна Ванна", "Жрица огня" и т.п. В подтверждение этого можно привести отрывок из большой критической статьи из традиционной рубрики "Около театра" в газете "Казанский телеграф" за 1914 год. Написана она профессиональным театральным критиком, подписывавшимся псевдонимом "Кресло № 8". Кому как не профессиональному театральному критику было знать вкусы и пристрастия своих зрителей-современников. Хотя критика во все времена существования театра традиционно его ругала, выражаясь всегда одними и теми же фразами, такими как "времена нынче не те, то ли было в доброе старое время" или "театр нынче сильно сдал свои позиции по сравнению с недавним прошлым" и т.д. и т.п., тем не менее имеет смысл прислушаться к мнению современника, т.к. его взгляд отражает определенные типичные процессы, происходящие в это время в обществе, характерные для данного общества тенденции в развитии культурной жизни: "... Характерною же чертой настоящего нужно отметить общее падение интереса к драме. Солидные сборы делают только благотворительные спектакли да пресловутый "Пупсик" (оперетта-фарс на музыку Жильбера с очень примитивным либретто в переводе Ярона, и, как отмечали критики, незамысловато-пошловатым сюжетом - Х.Д.) в Новом клубе. Этот опереточный недоносок сыграл роль "гвоздя" драматического сезона. О времена, о нравы! В прошлом году "Фрак", в нынешнем "Пупсик". Толкуйте после этого о серьезных художественных запросах почтеннейшей публики. "Пуп-сики" (почему такая членораздельность?) делают битковые сборы, а такие интересные вещи, как "Избранное общество" (комедия Острожской -Х.Д.), отлично разыгранное в Новом театре в бенефис Незнамова или "Комедия смерти" /Городской театр/ (пьеса кн. Барятинского - Х.Д.) проходят при полупустом зале. Можно ли при таких условиях требовать от антрепренеров серьезного отношения к репертуару? Вопрос сложносоставной? Не буду его разрешать, а отмечу только, что спрос родит предложение. "Пупсик" инспирировал г-на Веселова. Сегодня для его бенефиса - "Все мы жаждем любви." [4. Казанский телеграф. 1914. 31 января].

Но ставились и произведения, заставляющие не только переживать за судьбу героев, но и задумываться над своей жизнью, толкающие на философские размышления. В основном - это про-изведения русских и зарубежных классиков. Из русской классики накануне первой мировой войны много ставили пьес А.Н.Островского ("Правда - хорошо, а счастье - лучше", "Без вины виноватые", "Таланты и поклонники", "Светит да не греет", "Не все коту масленица", "Грех да беда

на кого не живет" и другие); Н.В.Гоголя ("Ревизор", "Записки сумасшедшего", "Сорочинская ярмарка", "Вий" и др.); А.С.Грибоедова ("Горе от ума"), В.А.Жуковского ("Эрос и Психея"); Ф.М.Достоевского ("Идиот", "Преступление и наказание" и некоторые другие произведения). Достаточно часто встречаются афиши о постановках произведений графа А.Толстого ("Князь Серебряный", "Нечистая сила" или "Дьявол", "Выстрел", комедия "Касатка" и т.д.); А.П.Чехова ("Вишневый сад", "Лебединая песнь" и т.д.); Сухова-Кобылина ("Свадьба Кречинского"), а также произведений пролетарского писателя М.Горького ("На дне", "Назар Стодоля") и некоторых других авторов [5. «Казанский телеграф», «Камско-Волжская речь». 1914. Январь-июль. С.1. Афиши]. Одним из любимых авторов того времени, частоту постановок произведений которого можно сравнить только с пьесами Н.Островского и Н.В.Гоголя, был Л.Андреев. Причем, особой популярностью пользовались новинки, только что вышедшие из-под пера. Они сразу же попадали на сцены столичных театров, и снискав там славу, некоторое время спустя - на сцены провинциальных, в частности - Казанского театра. Эти новинки пресса любила подавать как некую сенсацию, "последний писк моды". Такая кампания развернулась, например, в Казани при первой постановке в январе 1914 года на сцене Нового театра труппой антрепренера З.А.Малиновской (в Казани всеми любимой и общепризнанной) "Дней нашей жизни" ЛАндреева. В казанской прессе тех лет вышел целый ряд критических статей, посвященных анализу как самого произведения, так и разбору его постановки на сцене. [6. «Казанский телеграф». 1914; «Камско-Волжская речь». 1914]. Видимо зритель был заинтересован такой бурной рекламой, сборы с этого спектакля были достаточно полными даже месяц спустя после премьеры. В это же время в Казани шли и другие произведения ЛАндреева - "Старый студент" ("Gaudeamus"), "Король, закон и свобода" и т.д.

Из зарубежной классики в предвоенные месяцы 1914 года, судя по афишам и отзывам совре-менников, особенно часто любили ставить произведения Г.Ибсена ("Доктор Штокман", "Гедда Габлер", "Фру Ингер из Эстрота"), а также часто шли трагедии Шиллера ("Орлеанская дева", "Разбойники", "Коварство и любовь"), трагедии Шекспира ("Гамлет", "Ромео и Джульетта"), а также драма А.Дюма "Кин или Гений и распутство", комедии К.Джерома ("Мисс Гобс" и др.). Из античных авторов ставили также известные трагедии Софокла "Царь Эдип", "Эдип в Коломне", "Антигона" и т.д. [5. «Казанский телеграф», «Камско-Волжская речь», 1914. Январь-июль. С.1. Афиши]. Как видно из вышеперечисленных произведений, репертуар театров был весьма обширен. Что же касается качества постановок, то учитывая чрезмерную быстроту смены последних, можно предположить, что качество их и глубина игры актеров оставляли желать лучшего.

Из наиболее выдающихся произведений, шедших на сцене оперного театра в предвоенный зимний сезон 1913 - 1914 г.г., можно отметить, в первую очередь, оперы великих русских композиторов, чьи произведения до сих пор относятся к шедеврам русской и мировой музыкальной классики: это оперы "Садко" и "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Русалка" Даргомыжского, "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") Глинки, "Дубровский" Направника и некоторые другие произведения [5. «Камско-Волжская речь», «Казанский телеграф». 1914. Январь-июль. С.1. Афиши]. Безусловным лидером среди этой прекрасной плеяды отечественных композиторов является П.И.Чайковский -наиболее почитаемый и уважаемый из корифеев оперной музыки. Его произведения ставили много и часто. Например, только за один весенний оперный сезон 1914 года, длившийся около одного месяца (с 24 февраля по 28 марта) было поставлено оперной труппой В.В.Образцова и Пономарева в стенах городского театра шесть наиболее знаменитых опер П.И.Чайковского: "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Мазепа", "Чародейка" и "Черевички" [7. «Камско-Волжская речь», «Казанский телеграф». 1914. Февраль-март. С.1. Афиши]. Из зарубежной мировой оперной классики наиболее часто встречаются постановки опер Верди. За тот же самый весенний оперный сезон было поставлено также пять опер этого знаменитого итальянского композитора. Традиционно сезон начался с постановки "Аиды" (в Казани давно существовал обычай - начинать оперный сезон с постановки этой оперы Верди, 1914 год не был исключением) [8. «Казанский телеграф». 1914. 26 февраля]. Далее последовали такие шедевры, как "Травиата", "Трубадур", "Риголетто", "Бал-Маскарад". Наряду с Верди среди постановок этого сезона также нужно отметить "Тангейзер" Вагнера, "Паяцы" Леонкавалло, "Фауст" Гуно [7. «Камско-Волжская речь», «Казанский телеграф». 1914. Февраль-март. С.1. Афиши]. Многие из этих произведений не сходят со сцен театров и по сей день, т.к. не потеряли свою актуальность и общечеловеческие ценности.

Весенний сезон 1914 года был очень плодотворен для оперной труппы Казани. Об этом

говорит тот факт, что за столь непродолжительный срок было поставлено более 34 наименований опер, причем каждый спектакль практически не повторялся, за исключением тех опер, которые иногда шли в утренний сеанс как детские спектакли по сниженным ценам. Конечно же, при такой интенсивности постановок вопрос об их качестве остается открытым, о чем частенько и жалуется в прессе местная театральная критика. К сожалению, судить об их достоинствах и недостатках мы можем только из отзывов и заметок современников: театральных критиков и простых обывателей. Хронологическую таблицу по оперным постановкам тех лет составил в своей статье об истории оперного искусства города Казани известный казанский искусствовед Г.М.Кантор [9. Кантор Г.М., 1972].

Характерным является то, что накануне войны довольно часто ставили произведения зарубежной классики, причем во всех видах театрального и зрелищного искусства: драме, опере, миниатюре, кино и т.д.; и, нужно отметить, ставили не только произведения, успевшие снискать себе какую-то славу, но и произведения современных, пока ещё малоизвестных авторов. Но основная ориентация всё же была на отечественных, русских авторов, причем предпочтение также отдавалось "свежим" произведениям современных, малоизвестных авторов. Фактор новизны обязательно при-сутствовал в репертуаре всех работавших в Казани театральных трупп.

Таким образом, театральная жизнь Казани накануне первой мировой войны была весьма на-сыщенной и разнообразной, театр все еще оставался основным, главным развлечением российской публики, и Казань не была в этом плане исключением. Казанские театры всегда были лучшими театрами провинциальной России, а казанская публика была достаточно избалованной вниманием знаменитостей и слыла кузницей лучших российских актерских кадров. Театр всегда идет за публикой, за ее вкусами и пристрастиями, и Казанские театры в этом плане не были исключением. Публика требовала развлечений - и театр развлекал! Поэтому для театральных представлений начала ХХ века характерны преобладание так называемого «легкого жанра», который пользовался у публики наибольшим спросом.

Таково было положение театральных дел накануне начала военных событий 1914 года. Война многое изменит и в пристрастиях людей и в их менталитете, но это будет позже, а пока публика развлекалась...

Использованные источники и литература

1. Крути И.А. Русский театр в Казани (Материалы к истории провинциального драматического театра)/ И.АКрути. - М.: Искусство, 1958. - С.56-60. (396 с.).

2. Дмитриев Б. Судьба "Образовательного дома" / / Вечерняя Казань. - 1980. - 14 ноября.

3. Казанский телеграф. - 1914. - 25 декабря.

4. Казанский телеграф. - 1914. - 31 января.

5. Казанский телеграф. Камско-Волжская речь. 1914. Январь-июль. С.1. Афиши.

6. Казанский телеграф. 1914. 10 января; Камско-Волжская речь. 1914. 12 января.

7. Камско-Волжская речь. Казанский телеграф. 1914. Февраль-март. С.1. Афиши.

8. Казанский телеграф. - 1914. - 26 февраля. 9. Кантор Г.М. Репертуар Казанского оперного театра дореволюционного периода // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Ученые записки. Казан. гос. пед. ин-т.-Казань: изд-во Казан. гос. пед. ин-та, 1972. - Вып.104, сб.2. - С.90-118.

1. Kruti I.A. Russkij teatr v Kazani (Materialy k istorii provincial'nogo dramaticheskogo teatra)/ I.A.Kruti. -M.: Iskusstvo, 1958. - S.56-60. (396 s.).

2. Dmitriev B. Sud'ba "Obrazovatel'nogo doma" // Vechernjaja Kazan'. - 1980. - 14 nojabrja.

3. Kazanskij telegraf. - 1914. - 25 dekabrja.

4. Kazanskij telegraf. - 1914. - 31 janvarja.

5. Kazanskij telegraf. Kamsko-Volzhskaja rech'. 1914. Janvar'-ijul'. S.1. Afishi.

6. Kazanskij telegraf. 1914. 10 janvarja; Kamsko-Volzhskaja rech'. 1914. 12 janvarja.

7. Kamsko-Volzhskaja rech'. Kazanskij telegraf. 1914. Fevral'-mart. S.1. Afishi.

8. Kazanskij telegraf. - 1914. - 26 fevralja.

9. Kantor G.M. Repertuar Kazanskogo opernogo teatra dorevoljucionnogo perioda // Voprosy istorii, teorii muzyki i muzykal'nogo vospitanija. Uchenye zapiski. Kazan. gos. ped. in-t.- Kazan': izd-vo Kazan. gos. ped. in-ta, 1972. - Vyp.104, sb.2. - S.90-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.