11.7. ОПЫТ СОЗДАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В ГОРОДЕ РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
Зданевич Ю.А., аспирант кафедры Административного и служебного права. Место учебы: Северокавказская академия государственной службы. E-mail: [email protected]
Аннотация: Одним из ключевых направлений проводимой в Российской Федерации административной реформы является создание многофункциональных центров оказания услуг населению. Как и все новое, данный процесс вызывает множество различных мнений, обсуждений и подходов к созданию, определяет необходимость нормативно-правового регулирования и четкой регламентации процедур. Целью данной статьи является попытка проанализировать достигнутые результаты и поделиться опытом по созданию многофункциональных центров оказания услуг населению на муниципальном уровне (на примере города Ростова-на-Дону).
Ключевые слова: многофункциональный центр оказания услуг населению (МФЦ), административная реформа, электронное правительство, «одно окно»
EXPERIENCE OF CREATION THE MULTIPURPOSE CENTERS
FOR RENDERING SERVICES TO THE POPULATION IN THE CITY OF ROSTOV-ON-DON
Zdanevich Y.A., postgraduate student of administration and office law chair. Place of study: the North-Caucasian academy of public service. E-mail: [email protected]
Annotation: One of key directions of administrative reform carried out in the Russian Federation is creation of the multifunctional centers of rendering of services to the population. As well as all new, the given process causes set of various opinions, discussions and approaches to creation, defines necessity of is standard-legal regulation and an accurate regulation of procedures. The purpose of given article is attempt to analyse the reached results and to impart experience on creation of the multipurpose centers of rendering of services to the population at municipal level (on an example of a city of Rostov-on-Don).
Keywords: multi-center services to the population (MFC), administrative reform, electronic government, "one window".
Административная реформа - одно из ключевых направлений реформирования системы государственного и муниципального управления современной России. Концепция административной реформы в РФ и План мероприятий по ее проведению в 2006-2010 годах одобрены Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года N 1789-р. Концепция дает общие ориентиры реформирования системы государственного и муниципального управления, а каждый регион самостоятельно определяет круг вопросов административной реформы на своей территории, принимая соответствующие планы реформирования.
В конце 2010 года, уже можно делать определенные выводы, оценивать достигнутые результаты при проведении реформы, и формировать новые планы по дальнейшему совершенствованию системы государст-
венного и муниципального управления. Необходимо принятие нового программного документа, определяющего основные направления совершенствования государственного управления на среднесрочную перспективу. Предполагается, что таким документом будет являться «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы», которая разрабатывается сейчас Министерством экономического развития по поручению Правительства Российской Федерации.
Целью данной статьи является попытка осветить одно из направлений проводимой реформы связанное с совершенствованием системы оказания государственных и муниципальных услуг населению, проанализировать достигнутые результаты и поделиться опытом по созданию многофункциональных центров оказания услуг населению на муниципальном уровне (на примере города Ростова-на-Дону).
Выбор данного направления исследования обусловлен еще и тем, что повышение качества и доступности государственных услуг является главной целью проводимой реформы зафиксированной в Распоряжении Правительства РФ от 25 октября 2005 года N 1789-р. Ведь именно удовлетворенность граждан качеством и доступностью государственных услуг, в значительной мере формируют отношение населения к деятельности органов исполнительной власти и государству в целом. В своем послании Федеральному Собранию от
30.11.2010 года Президент РФ отметил: «Надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Подчеркиваю: каждодневных. Понимание того, что чиновники служат народу, а не "вершат его судьбы" - основа демократического устройства»1.
В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одним из ключевых направлений повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг является создание многофункциональных центров (МФЦ).
На территории Ростовской области МФЦ начали создавать с 2007 года.
Одним из первых инициаторов создания многофункциональных центров оказания услуг населению стала администрация Первомайского района города Ростова-на-Дону и уже с февраля 2008 года при сотрудничестве с областным информационно вычислительным центром ИВЦ ЖКХ была начата работа по созданию многофункционального центра оказания услуг гражданам по типу «Одного окна». Был определен ряд наиболее массовых и востребованных населением услуг -это услуги в сфере социальной защиты населения и в сфере ЖКХ и управляющих кампаний.
В сентябре 2008 года уже открылся и приступил к функционированию первый центр оказания услуг населению в сфере ЖКХ и социальных услуг Кроме того, был организован дополнительный пункт приема граждан в режиме «одного окна». Были подготовлены предложения по дальнейшему расширению пунктов размещения «Одного окна» в микрорайонах из расчета 1 пункт на 10 тысяч жителей. Были определены районные службы, которые оказывают услуги населению, перечень и количество таких услуг. Произведен расчет возможного количества обращений граждан в
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 но -ября 2010 г.
год и, соответственно, необходимое количество окон для обслуживания населения.
Опыт работы администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону по созданию многофункциональных центров был рассмотрен и одобрен на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы 23 ноября 2010 года2.
Длительное время обсуждался вопрос о способе развития МФЦ. Учитывая отсутствие законодательной базы, определяющей порядок оказания услуг населению посредством МФЦ, в том числе определяющей порядок взаимодействия различных служб при обращении заявителя в МФЦ, выбор в основном был между двумя направлениями: «Одно окно», когда заявитель обращаясь к одному специалисту может получить услуги различных служб и ведомств и «Один коридор», когда в одном помещении находятся представители различных служб. И когда в одном месте, в комфортных условиях, но у специалистов разных служб можно получить необходимые услуги.
Необходимость создания многофункциональных центров по типу одного окна была закреплена в законе №210-ФЗ3.
На достаточно сложное развитие системы многофункциональных центров оказывало влияние отсутствие соответствующего законодательства. Первые требования Многофункциональным центрам появились в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 мая
2008 г. N 632-р.4
В развитие федерального законодательства в августе 2009 года в городе Ростове-на-Дону была принята городская целевая программа «Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ростове-на-Дону на базе многофункциональных центров предоставления услуг, интернет-портала услуг и единого центра телефонных обращений в 2009-2011 годах.»
В рамках реализации данной программы в октябре
2009 года создано муниципальное учреждение «Управление многофункциональных центров города Ростова-на-Дону».
Основные услуги, которые в настоящий момент можно получить в МФЦ относятся к наиболее распространенным услугам в сфере социальной защиты, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, гражданско-правовых отношений. Это услуги по оформлению субсидий на оплату жилья, оформление пособия на ребенка и другие социальные услуги, услуги в области архитектуры и землепользованию по выдаче разрешений на строительство, разделе и объединению земельных участков и др. С развитием МФЦ и заключением соглашений с различными органами, оказывающими услуги населению, этот перечень будет дополняться новыми услугами.
2 Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.11.2010 г. №27 «Об опыте работы администрации Первомайского района по развитию системы многофункциональных центров, обеспечивающих получение жителями города массовых общественно значимых услуг».
3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
4 Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р «О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
В новом многофункциональном центре (МФЦ), разместившемся в здании по ул. Воровского,46, будут оказывать 42 государственные и муниципальные услуги в сферах социальной защиты, архитектуры и землеустройства, а также жилищно-коммунального хозяйства. Однако, в будущем их количество планируется увеличить.
В центре, рассчитанном на посещение 350 человек в день, созданы комфортные условия и выстроена максимально прозрачная схема взаимоотношений, которая противодействует проявлениям коррупции, исключает услуги посредников и долгие хождения граждан по кабинетам. К примеру, при приеме документов в режиме реального времени за гражданина могут быть в электронном виде получены справки с места жительства или справки об отсутствии задолженности за оплату жилищно-коммунальных услуг.
Как и в других МФЦ города здесь размещены информационные киоски, обеспечивающие доступ на интернет-сайты Президента РФ, Правительства РФ, Федеральной налоговой службы, Администрации Ростовской области, Администрации города, на портал «ГОСУСЛУГИ», а также в справочно-правовые системы «Консультант +» и «Гарант». Кроме того, в МФЦ установлен банкомат Сбербанка с функцией оплаты по электронной карте или наличными, а также размещен бесплатный стационарный телефон со справочными номерами наиболее востребованных организаций.
Многофункциональный центр Первомайского района, уже проработавший какое-то время в тестовом режиме, оборудован по единому стандарту. Здесь превалируют синие и белые тона, предоставляется одинаковый набор услуг, имеются секторы информирования и ожидания, а также электронная очередь, позволяющая осуществить запись на удобный день и время в текущую очередь.
Отмечу, что Ростов-на-Дону стал одним из первых российских городов-миллионников, где начали создавать МФЦ. Первой ласточкой стал многофункциональный центр по предоставлению услуг в сфере имущественно-земельных отношений, открытый в июне 2008 года на ул. Пушкинской. Сегодня здесь уже ежемесячно принимают до 15 тысяч человек и оказывают более 100 видов услуг, из которых 45 - муниципальные.
Таким образом, с открытием нового центра продолжается реализация комплексного проекта по внедрению принципа «одного окна», являющегося частью административной реформы, проводимой городскими властями. И уже до конца 2011 года планируется открытие многофункциональных центров во всех районах донской столицы.
После выхода Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» изменились условия, в которых выполнялась указанная программа. Данный федеральный закон существенно повысил статус многофункциональных центров, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг. Закон предусмотрел необходимость открытия многофункциональных центров по предоставлению услуг, которые будут работать по принципу "одного окна" и взаимодействовать с другими органами от имени заявителя без его участия на основе заключаемых соглашений между многофункциональным центром и различными органами, оказывающими услуги, в том числе в электронной форме.
Администрацией района активно ведется работа по определению механизма взаимодействия и подписанию соглашений с федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, предоставляющими услуги.
Одним из ключевых направлений также является перевод и предоставление государственных, муниципальных и иных услуг в электронном виде. В настоящее время администрацией Первомайского района совместно с Администрацией города Ростова-на-Дону выполнен значительный объем работ по переводу услуг в электронный вид.
Исходя из установленных требований, МФЦ становится ключевым элементом для создания системы предоставления государственных и муниципальных услуг, как по принципу «одного окна», так и в электронном виде. В ближайшие годы без участия МФЦ практически невозможно будет получить государственную или муниципальную услугу. Развитие многофункциональных центров позволит также сократить возможные коррупционные барьеры, четко регламентировав перечень документов необходимых для получения услуги и оградив человека от непосредственного общения с чиновником, оказывающим услугу.
Ведется работа и по оптимизации документов, которые необходимо предоставлять гражданину для получения услуги. Разрабатываются стандарты и регламенты оказания услуг. Одним из направлений действий администрации района является организация работы служб по созданию электронных баз данных. Это необходимо для упрощения получения ряда услуг и сокращения количества документов необходимых для получения услуги. Имея электронную базу данных (или возможность доступа к ней) возможно получить ряд документов автоматически не отправляя заявителя за справками.
Президент России Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию в ноябре 2010 года обратил внимание на то, что электронные услуги населению по-прежнему вызывают претензии у россиян. Глава государства потребовал усилить персональную ответственность чиновников за невыполнение этой программы на местах.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 1433-р «Об утверждении плана мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Минэкономразвития России5 разработаны проекты нормативных правовых актов.
Новый программный документ - Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2012 годы, которая разрабатывается Минэкономразвития по поручению Правительства РФ, придет на смену завершающей свое действие Концепции административной рефор-мы.6
Основных направлений для дальнейшей работы по повышению качества и доступности государственных услуг, по мнению министра Э.Набиуллиной, должно быть три: 1. Оптимизация состава (перечней) услуг, исключение избыточности и дублирования; 2. Регламентация и стандартизация услуг, оптимизация процессов предоставления услуг; 3. Перевод на предоставление услуг в электронном виде и по принципу
5 Ийр://аг.доу.ги/ги/гедюп8Л:еЬега1/пе\л/5/тЬех.рИр?1Ь4=1844
6 Ийр://\ммм.дозЬоок.ги/поЬе/12095
"единого окна". Сюда нужно добавить выявление и снижение административных барьеров, создание и развитие механизмов досудебного обжалования действий должностных лиц и установление административной ответственности за несоблюдение порядка выполнения процедур и сроков.
В целях реализации данных направлений в Ростовской области разработан проект областного закона «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области по организации предоставления государственных (муниципальных) услуг», который внесен Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области в Законодательное Собрание 10.12.2010 года. Данный документ определяет полномочия Законодательного Собрания и полномочия Администрации Ростовской области в сфере организации и предоставления услуг населению.
Таким образом, в настоящее время уже можно сказать о переходе на новый этап административной реформы связанный уже непосредственно с оказанием государственных и муниципальных услуг. И в этой связи развитие сети многофункциональных центров оказания услуг является приоритетным направлением деятельности органов государственной и муниципальной власти .
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что на сегодняшний день еще пока нет официальных результатов административной реформы и создания МФЦ. Можно констатировать с определенной долей обоснованности, что на данном этапе реформы проводятся масштабные мероприятия по переводу функций органов исполнительной власти в электронный вид, совершенствованию порядка их реализации и построению новой системы и структуры исполнительной власти. Создаются необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления и местного самоуправления.
Список литературы:
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4179;
Послание Президента РФ Федеральному собранию 30 ноября 2010 года // "Российская газета" от 1 декабря 2010 г. № 271;
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 № 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 октября 2009 г. № 41 ст. 4782
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 46 ст. 4720;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 1433-р «Об утверждении плана мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // соб-
рание законодательства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 37 ст. 4725;
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от
25.08.2009 г. №606 «О работе администрации города по проведению административной реформы», // Информационный бюллетень "Ростов-официальный" от 2 сентября 2009 г. № 36(771);
Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16.10.2009 г. №840 «О создании муниципального учреждения «Управление многофункциональных центров города Ростова-на-Дону» (текст опубликован не был).
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от
23.11.2010 г. №27 «Об опыте работы администрации
Первомайского района по развитию системы многофункциональных центров, обеспечивающих получение жителями города массовых общественно значимых услуг» // Информационный бюллетень "Ростов-
официальный" от 1 декабря 2010 г. № 49(836).
Рецензия
на статью Зданевича Ю.А. «Опыт создания многофункциональных центров оказания услуг населению в городе Ростове-на-Дону»
Рецензируемая статья посвящена одной из актуальных проблем административной реформы, проводимой, как на государственном, так и на муниципальном уровнях управления. Автор на примере городского округа «Ростова-на-Дону», как крупного муниципального образования с населением свыше одного миллиона человек, проанализировал правовые аспекты организации и деятельности МФЦ (многофункциональных центров оказания услуг горожанам).
Следует отметить, что автор рассмотрел комплекс мероприятий, связанных с реализацией городской целевой программы по развитию МФЦ, полномочия специального муниципального учреждения «Управление многофункциональных центров города Ростова-на-Дону» и дал характеристику основных услуг, предоставляемых населению через МФЦ. Это само по себе заслуживает внимания в качестве осмысления позитивного опыта создания МФЦ и оказания ими юридических и иных услуг населению.
К недостаткам работы можно отнести некоторое увлечение описательностью и отсутствие анализа в части соблюдения утверждённых Правительством Российской Федерации Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг уже работающими МФЦ, созданными в Ростове-на-Дону.
В целом же данная статья может быть рекомендована для опубликования в научном журнале, включённом в Перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Заведующий кафедрой административного и служебного права ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы», доктор юридических наук, профессор Акопов Л.В.