локализации контроля по шкале интернальности в области межличностных отношений. Полученные общие показатели среднего стена по группе среди женщин приближены к норме (5,5 стен) - 5,47 стена, а у респондентов мужского пола - 5,24 стена, что свидетельствует о попытке получить положительную социальную оценку (социальное одобрение), однако необходимый уровень поведенческого контроля еще недостаточно сформирован и требует совершенствования и самосовершенствования.
Поскольку морально-психологическое состояние отражает психологическую, социальную и профессиональную сторону жизнедеятельности, а также детерминирует моральную и психологическую готовность выполнять поставленные задачи в данный момент времени и в конкретных условиях, мы приходим к выводу о том, что для подготовки высококвалифицированных сотрудников, в высших учебных заведениях необходимо уделять значительное внимание не только развитию практических навыков по специализации но и по сохранению морально-психологического состояния в комфортном состоянии. Поддержка и формирование позитивных профессиональных установок у студентов будет способствовать сохранению положительной мотивации к обучению. Формирование навыков по развитию психо-сохраняющих профессиональных установок даст возможность студентам самостоятельно поддерживать свое морально-психологическое состояние.
Литература:
1. Джавахишвили Е. В. Психологическое становление профессионала [Текст] / Е. В. Джавахишвили. - Тбилиси : Мецниереба, 1987. - 156 с.
2. Клочко В. Е. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности [Текст] / В. Е. Клочко // Педагог: Сборник. - Барнаул, 2000. - С.62-73
ОПЫТ СОЗДАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ В ФОРМАТЕ РЕАЛИТИ-ШОУ НА СТАРШИХ КУРСАХ В ГИТР ИМ. М.А.ЛИТОВЧИНА
Глебова Ирина Сергеевна
Канд. полит. наук, доц. кафедры режиссуры Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина
(ГИТР),
119180, Россия, город Москва, Бродников переулок, дом 3
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматривается опыт создания курсовых работ на старших курсах специалистов телевидения. Согласно проведённому анализу, процесс создания курсовых работ разделён на этапы. Для повышения качества обучения студентов предложено увеличить роль руководителя направления на начальном этапе производства программ. Рассмотрен пример создания двух реалити-шоу с учётом опыта автора.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: курсовая работа, телевизионные специалисты, реалити-шоу, съемочные группы, учебный план.
A STUDY OF SENIOR-YEAR STUDENT PROJECTS: REALITY-SHOWS DEVELOPED AT THE M. A. LITOVCHIN BROADCASTING AND HUMANITIES INSTITUTE
ABSTRACT:
The papers presents a study of projects developed by senior-year School of Television students at the M. A. Litovchin Broadcasting and Humanities Institute. The analysis identifies the key stages of student project development. To enhance the learning experience, more extensive involvement of the area supervisor is recommended in the early stages of
programme production. The case of two developed reality shows, which draws on the author's personal experience, is studied.
KEYWORDS: School of Television students, reality show, shooting crews, learning outcomes.
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина (ГИТР) был основан в 1994 году, как негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, готовящий специалистов всех творческих профессий, необходимых для современного телевидения, радиовещания, кино и новых медиа. Институт имеет государственную лицензию и государственную аккредитацию [1].
Главным преимуществом вуза является особый процесс обучения студентов. С одной стороны, студенты получают весь набор гуманитарных дисциплин, с другой - в ГИТР сделал всё, чтобы выпускники обладали практической подготовкой для самостоятельной съёмки медиа-продуктов. Для выполнения этой задачи студенты института объединяются в профессиональные группы, производят полноценные медиа-проекты и защищают их, как курсовые работы. Сложность проектов возрастает с каждым курсом.
На базе института действуют шесть факультетов: журналистики и сценарного мастерства - бакалавриат (4 года), режиссуры телевизионных программ, кинотелеоператорский, продюсерский, художественный, факультет звукорежиссуры и музыкального искусства - специалитет (5 лет). За эти годы было подготовлено более 5000 специалистов, к преподаванию в институте были привлечены около 150 преподавателей. Востребованность выпускников 100% [2]. Преподавание по каждой специальности ведётся в соответствии с ГОС и учебными планами, разработанными на базе института [3].
Для выполнения курсовых работ с 1 по 5 курс студентов различных факультетов принято объединять в группы. На каждом курсе меняются мастерские, преподаватели и составы групп. Каждая группа состоит из одного представителя каждой специальности: журналист, режиссёр, оператор, звукорежиссёр, продюсер. Художники приглашаются в состав команд по необходимости. В этом составе группы работают на протяжении одного учебного года. На каждом курсе учится примерно по 125 человек, которые объединяются в 25 съёмочных групп и, в результате каждого года обучения, они защищают от 25-до 45 курсовых работ.
Ежегодно студенты защищают одну курсовую работу (табл.1). Для съёмок с первого по третий курс студенты распределяются по группам внутри своей специализации. Каждую группу возглавляет преподаватель, которого во всех творческих институтах принято называть Мастер. Каждый Мастер имеет специальное образование, опытом работы на телевидении или радио и является авторитетом в медиа-сообществе. Он отвечает за качество выполненных студенческих работ по данной специальности и выставляет её на публичное обсуждение во время защиты перед комиссией экспертов.
Таблица 1
Перечень курсовых работ для студентов
Номер курса Название курсовой работы Жанр Название факультета (состав групп - чел.) Хронометраж (мин) Средний результат по году (работ)
Журналистский Режиссёрский Операторский Звукорежиссёрский Продюсерский Художественный
1 курс Новостной сюжет Информационный 1 1 1 1 1 - 2-3 мин 40
2 курс Специальный репортаж Публицистический 1 1 1 1 1 - 2-5 мин 30
3 курс Очерк Аналитический 1 1 1 1 1 - + 6-8 мин 25
4 курс Документальное или игровое теле-кино, телевизионная программа Жанр по выбору 1 1 1 1 1 - + 9-13 мин 25
5 курс Выпускная квалификационная работа Жанр по выбору 1 1 1 1 1 - + 9-13 мин 25
По мере обучения студентов, поставленные задачи по подготовке курсовых работ с каждым курсом усложняются. На 4 курсе курсовая работа является подготовительной перед выпускной квалификационной работой. На последнем курсе каждый студент самостоятельно выбирает себе тему работы, руководителя диплома и состав съёмочной группы.
При подготовке специалистов телевидения важное значение имеет обучение на 4 курсе, которое совмещает теоретические и практические навыки. Все полученные знания должны быть обобщены и апробированы для подготовки студента к выпускной работе. Для этого учебной программой предусмотрено создание нескольких творческих мастерских по разным направлениям производства телевизионных программ. В каждой мастерской формируются съёмочные группы, в составе которых входят студенты от каждого факультета. Этот опыт коллективной работы позволяет подготовить специалистов, которым не требуется длительный период для адаптации работы в коллективе на практическом производстве.
Руководитель каждой мастерской определяет направление курсовой работы студентов и жанр, в котором она должна быть выполнена. В мастерских могут параллельно производиться телевизионные программы различных форматов: информационно-аналитические программы, научно-познавательные, документальные фильмы, игровые сериалы, развлекательные или спортивные программы и т.д. Задача мастера сформировать студентов в команды для выполнения поставленной задачи,
ознакомить их с выбранным форматом на примерах практических работ и теоретического материала.
В соответствии с учебным планом студенты всех специальностей в течении 7 и 8 семестров должны подготовить две работы в разных жанрах. На итоговую защиту каждая съемочная группа выносит только одну работу, которая защищается, как курсовая. Общепринятый порядок выполнения работ в каждой мастерской состоит из нескольких этапов (табл.2).
На практике продолжительность каждого из указанных этапов различна, кроме того все этапы могут пересекаться. Самым трудозатратным этапом во время работы над курсовой является практическое выполнение. Сложность у студентов вызывает отсутствие опыта нахождения главного героя или темы работы. На этот этап нередко уходит до двух месяцев и иногда больше. Увеличение этого этапа ведёт к уменьшению времени на производственный процесс и, следовательно, к понижению качества готовой работы [4].
Таблица 2
Календарный план выполнения практических работ 4 курса
Этап Вид работ Месяц
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
1 Выдача задания + +
2 Теоретическое изучение, знакомство с аналогами + + + +
3 Практическое выполнение:
- выбор героя или темы + + + +
- предварительное интервью, выбор мест съёмки + + + + +
- написание предварительного сценария + + + + +
- съёмка + + + +
- финальный сценарий + + + + + +
- постпродакшен (монтаж) + + + + + +
4 Предзащита курсовой работы + +
5 Корректировка работы + +
6 Защита курсовой работы + +
В течении нескольких лет работы со студентами 4 курса автор статьи приобрела практический опыт и предлагает новые подходы к руководству по подготовке курсовых работ. В связи с тем, что при выборе героев и тем студенты обычно затрачивают время неэффективно, руководитель мастерской предлагает свои заранее сформулированные темы.
В текущем учебном году студентам были предложены два направления курсовых работ, которые снимались в жанре реалити-шоу: «Близнецы» и «Спасите друга!». В первой теме основными героями стали молодые братья-близнецы священники, которые более 10 лет восстанавливают храмы в московской области, во второй теме -специалисты ветеринарной клиники по оказанию экстренной помощи животным.
Под каждое направление были сформированы команды, одинаковые по составу: режиссёр, продюсер, оператор, звукорежиссёр. Проблемой при создании бригад
явилось отсутствие журналистов, функцию которых на себя взяли режиссёры. На проекте «Близнецы» работало 3 съёмочные группы (11 человек), на проекте «Спасите друга!» - 5 съёмочных групп (17 человек).
Особенностями работы над проектом «Близнецы» стали: удалённость от Москвы - 120 км, начало съёмок с 7 утра, сбор групп и выезд из Москвы в 4 часа утра, вывоз бригады и оборудования на личном транспорте, отсутствие опыта работы студентов на православных объектах и на природе, длительные натурные съемки в осенне-зимний период, неподготовленность технического оборудования для длительных съемок и в тёмное время суток, иногда человеческий фактор - усталость, охлаждение, голод.
Особенностями работы над проектом «Спасите друга!» стали: съёмки в стеснённых условиях в кабинетах ветеринарной клиники, установление личных контактов и получение разрешений на съёмку у хозяев животных и врачей клиники, отсутствие быстрой реакции на постоянно меняющуюся ситуацию, наличие специального оборудования при съёмке животных в экстремальных ситуациях, присутствие на операциях и обеспечение стерильности во время съёмок, человеческий фактор - стресс от увиденного.
В результате того, что руководитель мастерской на первом этапе определила темы и героев работ, временные рамки съёмок удалось расширить до 3 месяцев. По итогу длительной работы на объектах, студенты приобрели большой навык, что сказалось на качестве полученного материала и его количестве, достаточного для сдачи двух работ за полугодие вместо одной. Необходимо отметить, что чем больше студенты внедрялись в эту работу, тем больше они получали удовлетворения от неё.
Этап постпродакшена обоих проектов охарактеризовался сложностями по отбору отснятого материала, его систематизации и группировке, в итоге он занял полтора месяца. В связи с отсутствием опыта по работе над форматом реалити-шоу у студентов при подготовке первой серии осталось 50% незадействованного материала, а при подготовке второй серии - только 15%.
Все работы были собраны и представлены на предзащиту в утверждённые сроки в начале декабря. По проекту «Близнецы» тремя съёмочными командами было подготовлено 6 фильмов, продолжительность каждого - 13 минут. По проекту «Спасите друга!» пять команд создали по факту 9 фильмов, хронометраж каждого - 13 минут.
Экспертная комиссия после просмотра была удивлена качеством представленных к оценке работ. Замечания по проектам у комиссии были следующего характера: выбор музыкального сопровождения, технические погрешности при съёмке и на постпродакшене, недостаток опыта у режиссёров при написании закадровых текстов, отсутствие мгновенной реакции у операторов и звукорежиссёров по фиксации незапланированных ситуаций, а также субъективные оценки каждого эксперта по проработке обеих тем.
После предзащиты студенты в течении двух недель дорабатывали материалы с учётом замечаний и представили их к защите в середине декабря. По итогу работы комиссия оценила все фильмы положительно и рекомендовала их к эфиру на студенческом телеканале «ГИТР-ТВ».
Описанный опыт показал, что руководителю мастерской необходимо проводить предварительную работу по выбору тем и героев для курсовых работ студентов, тщательно формировать бригады под предлагаемые форматы и темы, учитывать индивидуальные интересы студентов и их профессиональные возможности. Подготовительная работа руководителя мастерской позволит увеличить эффективность производственного этапа, повысить качество получаемого материала, заинтересовать студентов и подготовить учащихся к выполнению выпускной квалификационной работы.
Список литературы:
- http://gitr.isfb.ru/history
- http://www.kinodocument.ru/gumanitamyj-institut-televideniya-i-radioveshhaniya-imeni-m-a-litovchina-gitr/
- Калинин В.С. Основы режиссуры: программа курса и метод. материалы/Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина. -Москва: ГИТР, 2003. - 20 с. - (ГИТР: учебные программы)
- Миллерсон Д. Телевизионное производство: [учеб. пособие для студентов вузов]: пер. с англ./Д. Миллерсон; ред. В.Г.Маковеев; Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина. - Москва: ГИТР. - [Б. м.]: Флинта, 2004. - 566 с.
- ССил. - (Телемания).
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Пикулина Кристина Владимировна
Преподаватель университета им. А. Мырзахметова, ул. Ауэзова 189а,
Казахстан, г. Кокшетау, 020000 Жумагулова Наталья Станиславовна
Кандидат педагогических наук, преподаватель университета им. А.
Мырзахметова
Одним из главных вопросов, касательно обучения английскому языку был и остаётся вопрос «С какого возраста начинать учить ребенка английскому?». Многие родители, задаваясь этим вопросом, раздумывают стоит ли это делать раньше или все-таки стоит дождаться школы. Споры, касательно этой темы, не утихают до сих пор. Некоторые из родителей, не хотят создавать дополнительную нагрузку малышам, другие же считают, что изучение английского языка с раннего возраста является идеальным вариантом и стремятся дать детям все необходимое чуть ли не с самого рождения.
Действительно, ранний возраст - это время активного познания мира, именно в этом возрасте ребёнок с интересом воспринимает новую информацию, легко изучая родную и иностранную речь.
Ещё одним из важных моментов является то, что ребёнок в таком раннем возрасте, не боится совершать ошибок в ходе изучения языка. У детей в таком возрасте отсутствует психологический барьер, поэтому дети гораздо быстрее начинают говорить на иностранном языке. К тому же, для него процесс изучения языка является игрой, и грамотный преподаватель сможет с лёгкостью удержать его интерес. На мой взгляд, одной из проблем при обучении иностранному языку детей младшего возраста является способность удержать внимание детей на занятии. Детям очень сложно усидеть на месте, сосредоточиться на каком-либо одном деле. Поэтому занятие английского языка должно быть построено таким образом, чтобы ребёнку было интересно, то есть посредством песен, игр, движения. [1]
Обучение английскому языку вполне можно начинать с 4-5 лет, проводя регулярные задания. Однако в этом возрасте дети ещё не учат грамматику, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито.
Кроме того, что дети приобретают навыки общения, изучение английского языка даёт им чувство уверенности, происходит развитие творческих способностей и самостоятельности, способности ставить пусть пока маленькие, но все же цели и