Научная статья на тему 'Опыт создания инновационного бизнес-инкубатора в Ставропольском крае'

Опыт создания инновационного бизнес-инкубатора в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Наталья Николаевна

Одним из инструментов воздействия на экономику региона с целью наиболее адекватного осуществления намеченной стратегии является бизнес-инкубирование. Выбор того или иного типа организационной структуры инкубатора в каждом конкретном случае диктуется исходными условиями региона, степенью развитости инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансовыми возможностями по созданию проектируемого бизнес-инкубатора. Усилиями трех консалтинговых фирм был разработан и осуществлен пробный вариант создания низко затратного, очно-заочного бизнесинкубатора в Ставрополе в рамках реализации основных мероприятий краевой целевой программы по поддержке малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of developing innovative business incubator in the Stavropol Territory

One of the tool for influencing the economy of the region to target the most appropriate implementation strategy is business incubation. The choice of the type of organizational structure of the incubator in each case is dictated by the initial conditions of the region, development, business support infrastructure, the financial capacity to build the projected business incubator. Through the efforts of the three consulting firms had been developed and implemented a test version of a low-cost, part-time biznesinkubatora in Stavropol in the framework of the main activities of the special regional programs to support small businesses.

Текст научной работы на тему «Опыт создания инновационного бизнес-инкубатора в Ставропольском крае»

Опыт создания

инновационного бизнес-инкубатора в Ставропольском крае

Н. Н. Яковенко,

к. э. н, доцент кафедры менеджмента Северо-Кавказского государственного технического университета, лауреат государственной премии в области образования,

директор ООО «Бизнес-Константа»

Одним из инструментов воздействия на экономику региона с целью наиболее адекватного осуществления намеченной стратегии является бизнес-инкубирование. Выбор того или иного типа организационной структуры инкубатора в каждом конкретном случае диктуется исходными условиями региона, степенью развитости инфраструктуры поддержки предпринимательства,

финансовыми возможностями по созданию проектируемого бизнес-инкубатора.

Усилиями трех консалтинговых фирм был разработан и осуществлен пробный вариант создания низко затратного, очно-заочного бизнес-инкубатора в Ставрополе в рамках реализации основных мероприятий краевой целевой программы по поддержке малого предпринимательства.

Последнее десятилетие развития рыночных отношений в нашей стране ознаменовалось стремительным ростом интереса к стратегическому управлению на всех уровнях иерархии от предприятия до государства в целом. Особо остро стоит проблема формирования и осуществления стратегии на уровне регионов. Это определено, прежде всего, увеличением значимости регионального уровня, придания большей самостоятельности регионам. Кроме того, вся цепочка предприятие, отрасль, регион, страна не будет замкнутой без регионального уровня стратегического управления. Во многих регионах стратегии разработаны, утверждены и осуществляются более или менее успешно.

Разработка стратегии развития экономики региона сложная, трудоемкая и достаточно затратная задача. Как показывает опыт многих регионов, справившихся с этой задачей, на смену ей приходит задача осуществления стратегии, то есть направление развития отдельных предприятий и целых отраслей в нужное русло. Осуществление данной задачи осложняется тем, что не всегда собственники крупных, средних и малых предприятий согласны с общим стратегическим направлением и поэтому не всегда ему следуют.

В этой связи очень важно иметь набор инструментов или рычагов воздействия на экономику с целью осуществления выбранного пути развития, наиболее адекватного осуществления намеченной стратегии.

Одним из таких инструментов может стать бизнес-инкубирование. Не секрет, что малый и средний бизнес в нашей стране развивается недостаточно бы-

стро. За счет направленной активизации этого развития можно получить нужный рост экономики и направить ее развитие в стратегически определенном направлении.

Опыт показывает, что бизнес-инкубаторы способны не только развивать малое предпринимательство, но и оказывать комплексное влияние на развитие локальных экономических систем и сообществ. Бизнес-инкубаторы выполняют связующую роль между малым предпринимательством и другими экономическими силами региона. Поэтому инкубирование, в принципе, — самый надежный способ получения субъектов предпринимательства с необходимыми свойствами и параметрами, знающих, что и как делать в бизнесе, в рыночной среде.

Традиционно бизнес-инкубатор строится на оснащении новых или недолго работающих предпринимателей офисным оборудованием, арендными площадями и комплексом услуг (юридических, бухгалтерских, консалтинговых и т. д.) на льготной основе. Через 2-3 года функционирования в таком бизнес-инкубаторе малое предприятие должно встать на ноги и уже самостоятельно осуществлять свою деятельность. Как показывает опыт создания бизнес-инкубаторов такого типа это достаточно затратное дело и не всегда в бюджете региона находятся нужные средства для его осуществления. Частные инвесторы редко вкладывают средства в оранизацию бизнес-инкубаторов, так как организация такого бизнес-инкубатора это значительные по размеру инвестиции с длительным сроком окупаемости и достаточно невысоким эффектом. Отбор претендентов на бизнес-инку-

23

ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008

ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008

бирование в фактически действующих бизнес-инкубаторах не всегда приводит к ожидаемому приросту активности в предпринимательской деятельности, поскольку этот отбор ведется необъективно, по формальным признакам наличия желания осуществлять предпринимательскую деятельность и идеи ее воплощения.

Выбор того или иного типа организационной структуры инкубатора в каждом конкретном случае диктуется исходными условиями региона, степенью развитости инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансовыми возможностями по созданию проектируемого бизнес-инкубатора (табл. 1).

Как показывает опыт создания бизнес-инкубаторов в различных регионах страны они имеют саму разнообразную специализацию.

На территории Ставропольского края развитию предпринимательства уделяется определенное внимание. В 2005 году истек срок действия краевой целевой программы по развитию малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы (утверждена постановлением Губернатора Ставропольского края от 13 ноября 2002 г. № 568). Приказом № 38/од по министерству экономического развития и торговли Ставропольского края от 28.03.06 г. была утверждена новая ведомственная целевая программа «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», которая наряду с другими мероприятиями предусматривает организацию работы сети бизнес-инкубаторов для начинающих малых предприятий, а также разработку технологии для дальнейшего тиражирования бизнес-инкубаторов муниципальными образованиями Ставропольского края. Однако надо отметить, что финансирование данной программы недостаточное и средства, выделяемые на создание бизнес-инкубаторов не позволяют осуществить это в традиционном варианте бизнес-инкубирования.

Однако необходимость в осуществлении этого пункта программы подтверждается не только динамикой малого предпринимательства на территории Ставропольского края (табл. 2), но и в целом динамикой основных экономических показателей развития экономики региона.

По состоянию на 1 января 2006 года производством и оказанием услуг в Ставропольском крае было занято 12,6 тыс. предприятий и организаций малого бизнеса, более 106 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, в том числе 15,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Численность работающих на малых предприятиях составила 108,6 тыс. человек, или около 8,4% от общей численности занятых в экономике Ставропольского края. По состоянию на 1 января текущего года оборот малых предприятий составил 77303,4 млн руб., наиболее темпы роста производства обеспечены в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании.

В условиях объективной необходимости создания сети бизнес-инкубаторов и лимита выделяемых на это бюджетных средств возникла идея.

Усилиями трех консалтинговых фирм Ставрополя ООО «Бизнес-Константа», НП «Управленческий

Таблица 1

Различные виды специализации действующих бизнес-инкубаторов в стране

Направленность Содержание

Социальная направленность Объединение предпринимателей, работающих над социальными проектами

Объединение предприятий, ориентированных на социальную адаптацию незащищенных слоев населения

Предпочтение при приеме в инкубатор отдается фирмам, сотрудники которых представляют, например, этнические меньшинства, или сельских жителей, или женщин

Без выделения направленности Представители малого бизнеса

Малые предприятия не старше года

Инновационная направленность Самые перспективные для региона направления инновационные предприятия

Отраслевая направленность Предприятия созданные для производства нового оборудования для очистки медицинских инструментов

Предприятия, ориентированные на промышленность и сельское хозяйство

Предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской развития в регионе слабого сектора бизнеса

Предприятия, готовые работать в сфере ЖКХ

консалтинг» и ООО «Научно-исследовательская организация экономического развития» был разработан и осуществлен пробный вариант создания низкозатратного, очно-заочного бизнес-инкубатора в рамках реализации основных мероприятий указанной краевой целевой программы. Руководители всех участвующих в проекте фирм совмещают свою преподавательскую деятельность в вузах города Ставрополя с деятельностью в бизнесе, поэтому при разработке концепции данного проекта закономерно возникла идея очно-заочного бизнес-инкубатора, основной целью которого является вооружение предпринимателей знаниями и умениями по различным областям предпринимательства в целом и по конкретному виду бизнеса в частности.

Основная концепция такого бизнес-инкубатора учитывает, что для создания малого бизнеса прежде всего необходимы две основные составляющие — эффективная идея и человек. Под идеей в этом случае мы понимаем бизнес-идею, реализуя которую можно создать новый продукт, услугу и реализовать их

Таблица 2

Динамика основных показателей по малому предпринимательству в Ставропольском крае за 2002-2006 гг.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005

Количество малых предприятий, тыс. ед. 7,3 12,7 12,7 12,9 13,2

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, тыс. чел. 87,4 121,4 121,4 302,2 303,1

Объем выпускаемых товаров и услуг малыми предприятиями, млн руб. 12,2 20,8 27,5 29,7 34,3

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, руб. 1680 2192,9 2899 2920,1 3050,5

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 121,4 206,5 406,6 470,8 480,1

на рынке. Вторая составляющая — человек или группа людей, которых объединяет общая цель и которые прилагают совместные усилия для ее реализации.

Нет сомнения, что вперед сейчас вырывается тот предприниматель, который четко осознает свою роль на рынке, умеет изучать и отслеживать потребительские предпочтения и деятельность конкурентов, владеет современными приемами маркетинга и менеджмента. Поскольку, как правило, предпринимателями становятся профессионалы в самых различных областях деятельности далеких от экономики, менеджмента и маркетинга, и им нужны специальные знания в области предпринимательства.

По мнению автора именно инкубатор с перечисленными далее характеристиками больше всего соответствует начальному этапу становления процесса бизнес-инкубирования в Ставропольском крае. Прежде всего, созданный бизнес-инкубатор должен иметь четкую специализацию. Во-первых, это специализация на привлечение в бизнес молодежи: выпускников вузов и выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров. Именно эти две группы более других по нашему мнению подготовлены к созданию современных конкурентоспособных предприятий и в то же время именно они сталкиваются в серьезными проблемами при их создании.

Перепроизводство выпускников вузов по отдельным специальностям вызывает приток молодых безработных на рынок труда, а выпускники программы подготовки управленческих кадров после ее окончания начинают «броуновское» движение по поиску более приемлемых условий труда и, как правило, уходят с занимаемых должностей и создают свой бизнес, и естественно нуждаются в его развитии.

В ходе создания очно-заочного бизнес-инкубатора была так же предусмотрена специализация на создание микропредприятий (1-3 сотрудника) в районах сельской местности, где остро стоят проблемы безработицы, для оказания поддержки индивидуальным предпринимателям или небольшим семейным фирмам в открытии и развитии своего дела.

Было так же предусмотрено включение в число приоритетных клиентов бизнес-инкубатора инновационных организаций, остро нуждающихся в комплексе образовательных услуг по продвижению конкретной инновационной идеи на пути ее коммерциализации.

Ситуация развития малых инновационных предприятий имеет следующие характерные особенности: во-первых как правило это предприятия созданные работниками высших учебных заведений для разработки проектов по программе «СТАРТ» в соответствии с которой осуществляется финансирование из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Инициаторы создания этих предприятий, как правило, ученые с именем, имеющие определенные заслуги в своей области знаний, но абсолютно не ориентирующиеся в сфере бизнеса. При этом возрастные параметры руководителей этих предприятий так же не позволяют успешно овладеть азами предпринимательства для эффективной коммерциализации их научных разра-

боток. В этом случае предлагаемая модель бизнес-инкубатора может подготовить специализированную на инновационные проекты команду молодых предпринимателей, способных возглавить процесс продвижения инновационных идей к рынку.

Созданный очно-заочный бизнес-инкубатор не предоставляет предпринимателям офисные и производственные помещения (исключение может составлять предоставление в пользование отдельных рабочих мест на ограниченный срок). Вместо этого штат инкубатора проводит тренинги и собеседования с командами предпринимателей или отдельными предпринимателями, осуществляет экспертный анализ бизнес-проектов, оценивая компетентность предпринимателей, перспективность и капиталоемкость проектов, обучает их. После этого ведется поиск необходимых ресурсов, в том числе и в форме банковского консалтинга. В течение последующих месяцев осуществляется информационная и консалтинговая поддержка предпринимателей, клиентам организуется доступ к базе данных, где они самостоятельно могут вести поиск дополнительных сведений о выбранном виде бизнеса, и доступ в Интернет.

Очно-заочный инкубатор играет роль информационного, обучающего, консультативного бизнес-центра, дополненного функциями диспетчерского центра сети поддержки, способствующего налаживанию контактов между предпринимателями, инвесторами, специалистами, потребителями, местными властями.

С позиций профессиональной ориентации такой бизнес-инкубатор может быть универсальным, инновационным, специализированным по различным отраслям, по социальным группам, ориентированным на создание микропредприятий, а также организационным бизнес-инкубатором.

В ходе реализации проекта по созданию бизнес-инкубатора такого типа были поставлены следующие цели. Во-первых, это создание и отработка инновационной модели очно-заочного бизнес-инкубатора для молодых начинающих предпринимателей. Во-вторых, практическая отработка комплекса низкозатратных методов и инструментов поддержки начинающих предпринимателей.

Деятельность созданного очно-заочного бизнес-инкубатора способствовала решению следующих задач:

1. Социально-экономическое развитие отдельных городов и районов Ставропольского края.

2. Поддержка высокотехнологичного предпринимательства через поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности выпускников президентской программы.

3. Привлечение крупных фирм и частных инвесторов к финансированию проектов, рожденных в бизнес-инкубаторе.

4. Поддержка, развитие и передача идей и технологий по созданию новых продуктов и услуг, т. е. коммерциализация технологий и развитие франчайзинга за счет формирования устойчивых связей между предпринимателями, работающими в разных районах Ставропольского края, а также между бизнес-инкубатором в Ставропольском крае и другими регионами России.

ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008

ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008

5. Создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики.

6. Поднятие профессионального уровня малого предпринимательства.

7. Повышение прозрачности рынка и легализация работающих на нем субъектов.

8. Повышение имиджа местных властей и инвестиционной привлекательности территории.

9. Формирование определенного сообщества предпринимателей, вышедших из стен бизнес-инкубатора, создание устойчивых связей между предпринимателями, работающими в различных отраслях на основе общих бизнес-подходов, что окажет благоприятное воздействие на общий экономический климат отдельного муниципального образования и региона в целом.

Одним из наиболее серьезных мероприятий, определяющим во многом эффективность работы бизнес-инкубатора, стал отбор его членов. По специально разработанной методике был произведен отбор претендентов в бизнес инкубатор.

Для того чтобы лица, создающие свое дело, или начинающие предприниматели были приняты в члены бизнес-инкубатора, они должны были соответствовать определенным критериям.

Претендент должен был убедительно доказать, что, во-первых, его бизнес-идея или предприятие имеют реальные шансы на успех; во-вторых, он и/или его команда мотивированы, нацелены на серьезную работу и готовы преодолевать возникающие преграды; в-третьих, предлагаемые к производству продукты, товары или услуги являются конкурентоспособными; в-четвертых, имеется минимальная ресурсная поддержка будущего предприятия (ее содержание и размер были определены рабочей группой и утверждены наблюдательным советом бизнес-инкубатора на основании анализа претендентов) и она гарантирована за счет привлечения собственных или иных средств. Должны быть предоставлены концепция финансирования, планы инвестирования и т. д.

Претенденты предоставили минимальный набор документов: анкету и описание предыдущей предпринимательской деятельности, если она имела место, а также предпринимательскую концепцию, которая характеризовала планируемый для производства продукт, его рыночную перспективу, конкурентоспособность, сбыт и потребность в ресурсах.

Основную роль в отборе играло индивидуальное собеседование и тестирование, которые были проведены с каждым из претендентов по методике, разработанной организаторами очно-заочного бизнес-инкубатора.

По результатам отбора в бизнес-инкубатор были сформированы группы причем в основу их формирования были положены принципы географического представительства (Ставрополь и Михайловск, КМВ, сельские районы Ставропольского края), уровня профессиональной подготовки клиентов, а также содержания деятельности создаваемых или действующих малых предприятий.

В той степени, в которой это возможно, был использован принцип стандартизации в организации

процесса бизнес-инкубирования. Разработчики проекта стремились к созданию максимально однородных групп клиентов с тем, чтобы можно было использовать стандартизированные процедуры их обслуживания, включая групповые формы работы и учебнометодические материалы.

При отборе клиентов бизнес-инкубатора соблюдалось и следующее условие: внутри бизнес-инкубатора: конкуренция не допустима — должно быть только конструктивное сотрудничество, т. е. фирмы-конкуренты в инкубатор не принимались. Все инкубируемые фирмы призваны дополнять друг друга, действовать по принципу кооперации, помогать друг другу.

В группах собрались люди не только с различными предпринимательскими идеями, но и с диферен-цированными целевыми установками:

1. Проверка предпринимательской идеи на адекватность современным условиям развития рынка.

2. Проверка своих сил в предпринимательстве и уверенность в осуществлении своей идеи.

3. Определение возможных направлений развития имеющегося бизнеса.

4. Определить оптимальные способы поиска и привлечения инвесторов.

5. Получение ответа на вопрос надо ли начинать предпринимательскую деятельность или остаться работать служащим.

Всем клиентам очно-заочного бизнес-инкубатора был предложен пакет обучающих услуг, состоящий из трех модулей программы обучения:

1. Поиск/разработка/совершенствование бизнес-идеи, маркетинг рынка товаров и услуг, технологиям, использование которых способствует развитию малого предприятия (компьютерные и информационные технологии; новые технологии в менеджменте, маркетинге, консультировании, обучении; малоотходные технологии переработки сельскохозяйственной продукции; лизинг и пр.).

2. Обучение практическим основам предпринимательской деятельности, составление развернутого бизнес-плана малого предприятия.

3. Оформление предприятия или разрешения на частное предпринимательство или утверждение изменений в планах малого предприятия. Конкретное содержание модуля для каждой группы клиентов зависело от этапа развития членов группы, их индивидуальных потребностей.

Минимальный перечень информационных и консультационных услуг бизнес-инкубатора включал: предоставление базовой деловой информации, помощь в составлении и экспертный анализ бизнес-проектов, помощь в поиске источников финансирования (банковский консалтинг), помощь в регистрации предприятия, организации налоговой отчетности, консультации специалистов по бизнесу, юристов, бухгалтеров, аудиторов, психологов, консультантов по управлению и др., маркетинговые и рекламные услуги, технологии подбора и развития персонала, поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров), снабжение клиентов бизнес-инкубатора учебно-мето-

1 этап

Отбор претендентов в бизнес-инкубатор. Анкетирование всех желающих.

Отбор претендентов.

Собеседование

2 этап

Определение ожиданий участников. Проведение первого блока бизнес-тренингов. Развитие креативности.

Задание для самостоятельной подготовки к следующему блоку тренингов

3 этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 этап

Проведение второго блока бизнес-тренингов. Бизнес-планирование.

Обучение практическим основам предпринимательской деятельности, составление развернутого бизнес-плана малого предприятия.

Задание для самостоятельной подготовки к следующему блоку тренингов

" V

Проведение третьего блока тренингов.

Выбор оптимальной организационно-правовой формы.

Выбор системы налогообложения. Маркетинг-план.

Оформление предприятия или разрешения на частное предпринимательство или утверждение изменений в планах малого предприятия у

5 этап

Подведение итогов.

Постановка задач на перспективу.

Проверка осуществленности ожиданий. Мероприятия по созданию сети очно-заочных бизнес-инкубаторов

Рис. 1. Этапы работы очно-заочного бизнес-инкубатора

дической и профессиональной литературой, пользование офисным оборудованием.

Работа бизнес инкубатора включала комплекс бизнес-тренингов по различным тематическим направлениями., объединенных общей целью проработать предпринимательскую идею каждого участника и довести ее до реального выполнения. Первый тренинг был посвящен развитию креативности молодых предпринимателей, так как в жизни предпринимателя на каждом шагу приходится принимать массу решений, зачастую экстра оригинальных, работать в условиях стресса, искать решения методом мозгового штурма. Уже после первого тренинга у многих участников произошли изменения во взглядах на дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности вплоть до изменения выбранного ранее направления бизнеса.

Второй и третий тренинги посвящены непосредственно разработке бизнес идей каждого участника и составлению бизнес-плана. Причем обсуждение проектов проходило с участием как членов бизнес инкубатора, так и консультантов-тренеров. Это дало возможность сразу скорректировать видение предпринимательской идеи и уточнить все детали ее реального осуществления. Разбор теоретического материала осуществляется не на отвлеченных примерах, а на конкретных материалах участников. Каждый участник представил свою продукцию, провел сегментацию своих потребителей, разработал производственный план и план материального обеспечения

своего предпринимательского дела, определил сколько нужно будет привлечь работников, какую организационно-правовую форму предприятия выбрать с какой системой налогообложения и т. д. Каждый тренинг длился по три дня и между тренингами участники выполняли домашние задания по изучению рынка, поиску возможного обеспечения своих идей, дополнительной информации и т. д.

Общая продолжительность одного цикла подготовки в очно-заочном бизнес-инкубаторе — пять месяцев, разбитых на 5 этапов (рис. 1): подготовительный, три обучающее-консультационных этапа и завершающий, включающий конференцию по подведению итогов и передаче опыта работы в бизнес-инкубаторе.

Основными результатами осуществления проекта по созданию очно-заочного бизнес-инкубатора стало создание команды специалистов, подготовленных

Таблица 3 Сравнительная характеристика типов бизнес-инкубаторов

Параметр Традиционный бизнес-инкубатор Очно-заочный бизнес-инкубатор

Необходимые средства для финансирования Значительные Незначительные

Сроки реализации отдельного проекта по подготовке группы предпринимателей 2-3 года 5-7 месяцев

Оснащение материальной базой Офисные помещения и оборудование на весь период пребывания предпринимателя в инкубаторе Возможность пользования офисным оборудованием во время осуществления проекта

Отбор претендентов По формальным признакам По оценке специалистами способностей кандидатов к предпринимательству и жизнеспособности их идей

Проработка предпринимательской идеи Не осуществляется Осуществляется детально с привлечением специалистов и других участников бизнес-инкубатора

Основная выгода для предпринимателя Материальное обеспечение офисным оборудованием и льготными условиями по аренде помещения Развитие внутрен них предпринимательских способностей на основе разработки конкретного проекта

Тип развития предпринимательства Пассивный Активный

Возможность быстрой смены специализации Практически невозможно при условии заключения договоров на весь срок пребывания в бизнес-инкубаторе Возможность быстрого реагирования на нужды и стратегические задачи региона

ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008

для эффективной работы в условиях бизнес-инкубатора, создание рекламных и учебно-методических материалов, направленных на продвижение идеи бизнес-инкубирования в Ставропольском крае, разработка системы организации отбора клиентов в бизнес-инкубатор, проведение практических тренингов, создание успешных малых предприятий или ПБОЮЛ, которые своей работой в течение двух прошедших с момента осуществления проекта лет доказывают жизнеспособность идеи очно-заочного бизнес-инкубатора.

Все участники бизнес инкубатора разработали реальные бизнес-планы, на основе которых либо открыли и зарегистрировали свою фирму, либо отказались от выбранной идеи как от неэффективной. Эффективность работы очно-заочного бизнес-инкубатора достаточно высока: 74% от всех завершивших обучение успешно работают в качестве предпринимателей и обеспечивают ежегодный рост основных результатов деятельности.

Осуществленный проект по созданию сети очнозаочных бизнес-инкубаторов показал его несомненные преимущества и право на существование (табл. 3).

По мнению автора созданная модель очно-заочного бизнес-инкубатора, может решить следующие задачи развития экономики региона:

1. Способствовать реализации стратегического направления развития экономики региона.

2. Готовить предпринимателей по приоритетным на уровне региона направлениям.

3. Способствовать коммерциализации инновационных разработок.

4. Снизить количество фирм, закрывающихся на ранних стадиях и повысить эффективных действующих предпринимательских фирм.

5. Повысить уровень предпринимательства, и в свою очередь увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.