Научная статья на тему 'ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА)'

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / ChatGPT / Яндекс / цифровые компетенции / проектная деятельность / изучение английского языка / индивидуальная образовательная программа / artificial intelligence / ChatGPT / Yandex / digital competencies / project-based learning / English language learning / individual educational program

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рябкова Ирина Павловна

В статье описывается опыт создания индивидуальной программы изучения английского языка (с уровня A2 до уровня B1) с помощью искусственного интеллекта в рамках проекта, реализованного студентами 2 курса, обучающимися в Удмуртском государственном университете по программе бакалавриата по направлению 45.03.02 «Лингвистика» в ходе изучения дисциплины «Информационные технологии в лингвистике». Цель проекта ‒ оценить соответствующие возможности двух систем искусственного интеллекта: ChatGPT и системы ИИ от Яндекса. Оценка проводилась в формате “as is” («как есть») на момент реализации проекта (11–25 мая 2023 года). Тестированию подвергались следующие возможности ИИсистем: создание понедельного плана изучения английского языка сроком на три месяца для перехода с уровня A2 до уровня B1, объяснение темы, подборка языкового материала, упрощение и адаптация текста под конкретный уровень владения языком, использование ИИ в качестве виртуального собеседника, написание неофициального письма, ответ на вопрос обучающегося в связи с необходимостью дополнительных пояснений, составление тестов для проверки сформированности навыка. Система ChatGPT, по мнению авторов проекта, успешно справилась со всеми задачами, поставленными в рамках тестирования указанных функций, в отличие от системы от Яндекса, в основе работы которой используется русский язык и которая, как правило, менее успешно справлялась или совсем не справлялась с реализацией тестируемых функций. В заключительной части проекта студенты делают вывод о возможности использования систем ИИ в качестве эффективного дополнительного инструмента для самостоятельного изучения английского языка. Ретроспективный анализ студенческого проекта, послужившего материалом для статьи, подтверждает эффективность такой формы организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CASE STUDY OF A STUDENT PROJECT: USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TO DEVELOP AN INDIVIDUAL PROGRAM TO STUDY ENGLISH

The paper describes the experience of creating an individual English language learning program (from level A2 to level B1) using artificial intelligence as part of a project implemented by 2nd-year students doing the Bachelor’s program in Linguistics at Udmurt State University. The project was part of the course “Information Technologies in Linguistics”. The objective was to assess two artificial intelligence systems: ChatGPT and Yandex’s AI system. The assessment was made in the “as is” format at the time of the project implementation (May 11‒25, 2023). The following AI system capabilities were tested: creating a weekly study plan for English language learning over three months to move from level A2 to level B1, presenting a new theme, selecting linguistic material to study, simplifying and adapting a text to a specific language level, using AI as a virtual conversation partner, writing an informal letter, answering student questions to provide additional explanations, and creating tests to assess skill proficiency. ChatGPT successfully handled all the tasks set when testing these functions, unlike the Yandex system, which is based on the Russian language and generally performed less successfully or did not perform well in implementing the tested functions. In the concluding part of the project, the students state that AI systems can be used as an effective additional tool for independent English language learning. A retrospective of the student project reviewed in this paper confirms the efficiency of such a form of the learning process.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА)»

I. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

DOI: 10.35634/2500-0748-2023-15-4-365-375 УДК 372.881.111.1:004(045)

И.П. Рябкова

Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА)

В статье описывается опыт создания индивидуальной программы изучения английского языка (с уровня A2 до уровня B1) с помощью искусственного интеллекта в рамках проекта, реализованного студентами 2 курса, обучающимися в Удмуртском государственном университете по программе бакалавриата по направлению 45.03.02 «Лингвистика» в ходе изучения дисциплины «Информационные технологии в лингвистике». Цель проекта - оценить соответствующие возможности двух систем искусственного интеллекта: ChatGPT и системы ИИ от Яндекса. Оценка проводилась в формате "as is" («как есть») на момент реализации проекта (11-25 мая 2023 года). Тестированию подвергались следующие возможности ИИ-систем: создание понедельного плана изучения английского языка сроком на три месяца для перехода с уровня A2 до уровня B1, объяснение темы, подборка языкового материала, упрощение и адаптация текста под конкретный уровень владения языком, использование ИИ в качестве виртуального собеседника, написание неофициального письма, ответ на вопрос обучающегося в связи с необходимостью дополнительных пояснений, составление тестов для проверки сформированности навыка. Система ChatGPT, по мнению авторов проекта, успешно справилась со всеми задачами, поставленными в рамках тестирования указанных функций, в отличие от системы от Яндекса, в основе работы которой используется русский язык и которая, как правило, менее успешно справлялась или совсем не справлялась с реализацией тестируемых функций. В заключительной части проекта студенты делают вывод о возможности использования систем ИИ в качестве эффективного дополнительного инструмента для самостоятельного изучения английского языка. Ретроспективный анализ студенческого проекта, послужившего материалом для статьи, подтверждает эффективность такой формы организации образовательного процесса.

Ключевые слова: искусственный интеллект, ChatGPT, Яндекс, цифровые компетенции, проектная деятельность, изучение английского языка, индивидуальная образовательная программа.

Сведения об авторе:

Рябкова Ирина Павловна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры перевода и прикладной лингвистики (английский и немецкий языки) Удмуртского государственного университета (г. Ижевск, Россия); e mail: irina-ryabkova@bk.ru.

Введение

В соответствии с актуальным федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, разработанным для программы бакалавриата по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» [Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969], будущие выпускники должны обладать такой универсальной компетенцией, как разработка и реализация проектов (УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и

выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений). В этой связи проектной деятельности студентов уделяется особое внимание, а проект становится важной формой организации образовательной деятельности в вузе.

Кроме того, нельзя не согласиться с тем, что сегодняшние лингвисты должны обладать такими качествами, как информационно-технологическая и цифровая компетентность, способность обучаться, умение работать с информацией и цифровыми ресурсами [Птущенко, 2022: 91].

Одним из ресурсов такого рода является основанная на технологиях искусственного интеллекта (ИИ) нейросеть ChatGPT, получившая особую популярность на рубеже 20222023 гг., а также породившая немало дискуссий, в том числе по поводу перспектив и проблем ее использования в высшем образовании (см., например, Агальцова, 2023; Ивахненко, 2023; Капустина, 2023; Резаев 2023).

За скандальной новостью о том, что студент одного из российских вузов написал и успешно защитил выпускную квалификационную работу при помощи ChatGPT1, последовала целая череда публикаций, авторы которых (преимущественно преподаватели вузов) лично тестировали возможность недобросовестного использования нейросети для написания академических и научных текстов и приходили к выводу о низкой эффективности ChatGPT при написании, к примеру, развернутого делового письма [Воевода, 2023], эссе [Гузь, 2023: 148], научной статьи [Зашихина, 2023], исследовательской работы [Сысоев 2023].

Интересно, что параллельно с этим появились публикации, авторы которых рассказывают о позитивном опыте и перспективности применения ИИ (в том числе и ChatGPT) в преподавании иностранных языков (см., например, Лавриненко, 2023; Лапина 2023; Шуйская, 2023). В качестве положительных моментов авторы отмечают возможность существенно сократить время, затрачиваемое преподавателем на подготовку к занятию, быстро и качественно адаптировать содержание занятий к потребностям группы [Евдокимова, 2023: 189], повысить мотивацию студентов к изучению иностранных языков [Мещерякова 2023].

Учитывая сказанное выше (растущее значение проектной деятельности в образовательном процессе; необходимость развития цифровых и ИКТ-компетенций студентов-лингвистов и их знакомства с современными цифровыми ресурсами; значимость такого образовательного тренда, как способность к непрерывному самообучению; актуальность дальнейшего изучения перспектив применения ИИ в образовательной деятельности в свете противоречивых оценок его текущих возможностей) мы приняли решение предложить студентам 2 курса Удмуртского государственного университета, обучающимся по программе бакалавриата по направлению 45.03.02 «Лингвистика» и изучающим в 4 семестре дисциплину «Информационные технологии в лингвистике», реализовать проект, посвященный возможностям применения искусственного интеллекта для решения образовательных и/или профессиональных лингвистических задач.

Материалы и методы

Реализация студенческого проекта была запланирована на конец 4 учебного семестра (май и первая декада июня), после освоения 2 / 3 учебного курса «Информационные технологии в лингвистике». Проект выполнялся студентами по желанию, работать можно было как индивидуально, так и в мини-группах по 2-3 человека. Задание сопровождалось следующей инструкцией:

«Проект должен представлять собой исследование конкретного инструмента, призванного решать ту или иную задачу компьютерной лингвистики. Шаблонное название проекта: Использование <название инструмента> для <название задачи> / Как я использо-вал(а) <название инструмента> для <название задачи>. Содержание проекта отражается в виде письменного отчета, который должен в полной мере отображать проделанную работу и включать подтверждающие скриншоты, фото и т.п.

1 Студент РГГУ защитил диплом, написанный СИаЮРТ. URL: https://habr.eom/ru/news/t/714216/.

Примерный план отчета:

1. Краткое описание используемого инструмента (инструментов), условий доступа (онлайн или десктоп; требуется ли регистрация, платно или бесплатно и т.п.), откуда вы о нем узнали, есть ли аналоги (конкуренты), почему выбрали именно его при наличии нескольких аналогичных инструментов.

2. Краткое описание задачи. Объяснение, почему именно такая задача была выбрана (примечание: задача обязательно должна быть лингвистического характера, то есть предполагать работу с языковым материалом, текстом).

3. Пошаговое описание ваших действий. Если что-то получилось не с первого раза, обязательно опишите проблему, и как в итоге ее решили.

4. Вывод. Объективная оценка того, насколько хорошо инструмент справился с поставленной задачей, какие ошибки (недочеты) были выявлены в процессе, что требовало «ручной» доработки. Субъективная оценка: насколько в реальности инструмент соответствовал вашим ожиданиям, видите ли вы возможности применения данного инструмента в дальнейшем в своей учебной, профессиональной, повседневной деятельности.

5. Список литературы. Должен как минимум включать ссылку на сам инструмент, справочные материалы по работе с ним, которыми вы пользовались, прочие ресурсы, которые вдохновили вас на проект или помогли в процессе его выполнения».

До начала работы над проектом студентам предлагалось согласовать с преподавателем тему проекта, сопроводив ее аннотацией, содержащей краткое описание исследуемого инструмента, задачу, гипотезу, план действий. В процессе реализации проекта у студентов была возможность консультироваться с преподавателем как очно, так и через систему обмена сообщениями в Системе электронного обучения УдГУ2.

В данной статье будет представлен проект по созданию индивидуальной программы изучения английского языка с помощью ИИ, выполненный студентками 2 курса Удмуртского государственного университета (г. Ижевск), обучающимися по направлению 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение (испанский язык, английский язык)» Ксенией Далеровной Баратовой и Эмилией Фуадовной Юсифзаде.

Представляемый проект реализовывался с 11 по 25 мая 2023 года и, соответственно, фиксирует возможности систем искусственного интеллекта в указанное время. В рамках проекта студентки поставили перед собой цель с помощью ИИ создать индивидуальную программу изучения английского языка с целью перехода с уровня А23 до В14. Для исследования были отобраны две известные системы ИИ: нейросеть ChatGPT и нейросеть от Яндекса. Для доступа к ChatGPT студенты воспользовались рекомендациями по использованию данной системы ИИ в России5, система ИИ от Яндекса была представлена в виде сервиса (навыка Алисы) «Давай придумаем»6 (далее - «Алиса»).

С целью проверить возможности систем часть запросов формулировалась на русском языке, часть на английском.

Заявленные авторами проекта задачи включали следующее:

1. С помощью ИИ создать индивидуальный подробный план обучения английскому для достижения уровня В1.

2. Изучить работу функций, которые могут быть полезны при изучении английского языка.

3. Сравнить работу ChatGPT и «Алисы».

4. Выяснить, способен ли ИИ полностью заменить преподавателя.

В ходе проекта тестированию подвергались следующие возможности ИИ-систем: создание понедельного плана изучения английского языка сроком на три месяца для перехода с уровня А2 до уровня В1, объяснение темы (на примере темы по грамматике английского

2 Система электронного обучения УдГУ. URL: https://distedu.udsu.ru/

3 Уровень английского А2. URL: https://www.efset.org/ru/cefr/a2/

4 Уровень английского B1. URL: https://www.efset.org/ru/cefr/b1/

5 Как пользоваться ChatGPT в России. URL: https://journal.tinkoff.ru/chatgpt-in-russia/

6 - «Алиса», давай придумаем. URL: https://yandex.ru/project/alice/yagpt

языка «Использование настоящего завершенного времени»), подборка языкового материала (на примере составления списка книг, фильмов, телепередач), упрощение и адаптация текста под конкретный уровень языка, использование ИИ в качестве виртуального собеседника, написание неофициального письма (на примере написания образца выполнения задания С1 в структуре ЕГЭ по английскому языку), ответ на вопрос обучающегося в связи с необходимостью дополнительных пояснений (на примере вопроса о разнице в использовании английских синонимов "beautiful" и "handsome"), составление тестов для проверки сформированно-сти навыка (на примере теста по использованию условных предложений 2 типа). Результаты представлены в виде примеров 1-14 ниже, представляющих собой запросы и выдержки из ответов нейросети.

Пример 1. Создание понедельного плана обучения, «Алиса»

- Напиши план обучения английскому языку с А2 до В1 за 3 месяцев (план по неделям)7

- Конечно, вот примерный план обучения английскому языку с уровня А2 (Elementary) до уровня В1 (Intermediate):

Неделя 1:

- Введение в язык и основные правила грамматики

- Изучение новых слов и фраз

- Практика аудирования и произношения [...]

Неделя 4:

- Повторение и закрепление пройденного материала

- Участие в языковых играх и дискуссиях

- Подготовка к презентации на английском языке

Конечно, этот план может быть адаптирован и изменен в зависимости от ваших индивидуальных потребностей и целей. Важно помнить, что обучение должно быть регулярным и последовательным, чтобы достичь желаемого уровня владения языком. Пример 2. Создание понедельного плана обучения, ChatGPT

- Напиши план обучения английскому языку с А2 до В1 за 3 месяцев (план по неделям). Распиши подробно каждое занятие.

- Вот подробный план обучения английскому языку с А2 до В1 за 3 месяца, разбитый на недели.

Неделя 1-2:

- Грамматика и лексика: Повторение основных грамматических правил, таких как времена глаголов, местоимения, артикли и предлоги. Изучение новых лексических тем, таких как еда, семья, хобби и путешествия.

- Чтение: Чтение простых текстов и коротких историй на английском языке. Обратите внимание на новые слова и выражения, попробуйте понять контекст.

- Письмо: Практика написания простых предложений и коротких писем о себе, своей семье и увлечениях.

- Аудирование: Слушание аудио с простыми диалогами и записями на английском языке.

Сосредоточьтесь на понимании общего смысла и ключевых деталей. [...]

Неделя 11-12:

- Грамматика и лексика: Повторение и углубление ранее изученных грамматических правил и лексических тем. Практика и закрепление через упражнения и игры.

- Чтение: Чтение сложных текстов и анализ их содержания, структуры и стиля.

- Письмо: Подготовка к экзаменам, написание эссе и анализ текстов.

- Аудирование: Практика понимания сложных аудиоматериалов, таких как академические лекции и профессиональные доклады.

7 Здесь и далее сохранены орфография и пунктуация оригинала (скриншоты в отчете)

Кроме недельных занятий, регулярно практикуйте разговорные навыки, общайтесь с носителями языка и пользуйтесь онлайн-ресурсами и приложениями для дополнительного изучения.

Пример 3. Объяснение темы по грамматике английского языка «Использование настоящего завершенного времени», «Алиса»

- «Алиса», в каких случаях нужно использовать present perfect?

- Present Perfect - это форма глагола, которая используется для описания действий, которые произошли в прошлом, но имеют отношение к настоящему моменту.

Вот несколько случаев, когда необходимо использовать Present Perfect:

1. Действия, которые начались в прошлом и продолжаются до настоящего момента: "I have been studying English for 5 years" (Я изучаю английский язык 5 лет).

2. Действия, связанные с прошлым, но имеющие отношение к настоящему: "I have visited London twice" (Я посетил Лондон дважды).

3. События, которые произошли в определенный период времени в прошлом: "I have

lived in New York for 2 years" (Я живу в Нью-Йорке 2 года). [...]

6. Действия, произошедшие в прошлом, и имеющие отношение к будущему: "I will have finished my report by tomorrow" (Я закончу свой отчет к завтрашнему дню).

7. События, произошедшие в прошлом, и имеющие отношение к другому прошлому:

"She has studied English for 10 years" (Она изучала английский язык 10 лет). [...]

Пример 4. Объяснение темы по грамматике английского языка «Использование настоящего завершенного времени», ChatGPT

- Explain when I should use Present Perfect

- The Present Perfect tense is used to express actions or events that occurred in the past but have a connection to the present. Here are some specific situations when you should used the Present Perfect:

1. Unspecified time in the past: When the exact time of the action is not mention or is irrelevant, we use the Present Perfect. For example: "I have visited Paris." (It doesn't specify when exactly you visited Paris.) [...]

3. Actions that started in the past and continue in the present: When an action started in the past and is still ongoing or relevant in the present, we use the Present Perfect. For example: "She has lived in New York for five years." (She started living in New York five years ago, and she still

lives there.) [...]

It's important to note that the Present Perfect is formed by using the auxiliary verb [...] Пример 5. Подборка языкового материала, «Алиса»

- Составь список фильмов, книг и сериалов на английском языке для уровня Intermediate

- Список фильмов, книг и сериалов на английском языке для уровня intermediate:

1. "The Shawshank Redemption" - фильм 1994 года режиссера Фрэнка Дарабонта

2. "Forrest Gump" - фильм 1994 года режиссера Роберта Земекиса [...]

10. "Sherlock Holmes" - сериал 2013 года, основанный на романах Артура Конан Дойла о сыщике Шерлоке Холмсе

Книги:

11. "To Kill a Mockingbird" - роман Харпер Ли, опубликованный в 1960 году [.] Пример 6. Подборка языкового материала, ChatGPT

- Please make a list of books / movies / TV shows for students with Intermediate level of English

- Sure! Here's a list of books, movies, and TV shows suitable for students with an intermediate level of English:

Books:

1. "To Kill a Mockingbird" by Harper Lee

2. "The Great Gatsby" by F. Scott Fitzgerald [...]

Movies:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. "Forrest Gump"

2. "The Shawshank Redemption" [...]

Пример 7. Упрощение и адаптация текста под конкретный уровень языка, «Алиса»

- Please simplify this text for A2 English learners

The Importance of Cultural Diversity in a Globalized World [...]

- Пожалуйста повторите по-русски, я другими языками пока не владею8.

Пример 8. Упрощение и адаптация текста под конкретный уровень языка, ChatGPT

- Please simplify this text for A2 English learners

The Importance of Cultural Diversity in a Globalized World

In today's globalized world, cultural diversity plays a crucial role in promoting understanding, tolerance and unity among individuals and communities. With increased globalization, people from different cultural backgrounds interact more frequently, making it essential to embrace and appreciate diversity. [...]

- In today's world, cultural diversity is very important. It helps people understand and accept each other. When people from different cultures come together, they can learn from each other and think of new ideas.

[...]

Пример 9. Использование ИИ в качестве виртуального собеседника, ChatGPT

- Please be my penpal. Let's talk about modern cinema

- Absolutely! I'd love to be your penpal and discuss modern cinema with you. It's a fascinating subject that offers a wide range of movies, genres, and storytelling techniques to explore.

To begin our conversation, let's start by sharing our favorite movies or recent films that we've watched and enjoyed. We can discuss their themes, cynematography, performances, or any other aspects that stood out to us. It's always interesting to hear different perspectives on films and discover new recommendations.

We can also delve into various genres of modern cinema, such as action, drama, comedy, science fiction, or even international films. If you have any specific preferences or genres you'd like to explore, please let me know. We can discuss notable directors, actors, or emerging trends in filmmaking.

Furthermore, we can analyze the impact of modern cinema on society and culture. How do movies reflect current social issues or influence our perspectives? [...]

Feel free to share any questions, observations or recommendations you have regarding modern cinema. I'm here to engage in a lively and enjoyable conversation about this captivating art form.

Пример 10. Написание неофициального письма, ChatGPT

- You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes

"... I don't think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I'm really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I'll work as a translator or teacher of foreign languages some day. Have you already decided on your career? What job are you going to choose? Why?

I've lived in the USA my whole life but I'd really love to travel to other countries." Write a letter to Bill. In your letter answer his questions, ask 3 questions about his plans for travelling. Write 100-140 words. Remember the rules of letter writing9.

8 Далее ответы Алисы, содержащие просьбу сформулировать запрос на русском языке, будут опускаться.

- Dear Bill,

It's great to hear from you! I'm glad to know that you have such a strong interest in foreign languages, cultures, and countries. Being a translator or a teacher of foreign languages sounds like a fantastic career choice for you. As for me, I haven't made a final decision yet, but I'm considering a career in international business or perhaps working for an organization that promotes cultural exchanges. I've always been fascinated by different cultures and the idea of connecting people from around the world.

You mentioned your desire to travel to other countries, and I can understand the excitement that comes with exploring new places. Which countries are at the top of your travel wish list? Do you have any specific plans or destinations in mind? Are there any particular cultures or languages that you're most eager to experience firsthand?

Looking forward to hearing more about your travel plans!

Take care,

[Your Name]

Пример 11. Ответ на вопрос обучающегося в связи с необходимостью дополнительных пояснений, «Алиса»

- В чем разница между beautiful and handsome

- Beautiful и handsome - это прилагательные, которые описывают внешность человека.

Beautiful (красивый) - это прилагательное, которое описывает внешний вид человека и

может использоваться для описания его лица, тела, волос, глаз и т.д. Например, "She's beautiful" (Она красивая).

Handsome (красивый, привлекательный) - это тоже прилагательное, которое используется для описания внешности человека, но оно более конкретно и относится к лицу, а не к телу. Например, "He's handsome" (Он красивый).

Таким образом, разница между этими словами заключается в том, что beautiful описывает внешний вид в целом, а handsome - только лицо.

Пример 12. Ответ на вопрос обучающегося в связи с необходимостью дополнительных пояснений, ChatGPT

- В чем разница между beautiful и handsome. Объясни на русском.

- Beautiful и handsome - это оба прилагательные, используемые для описания внешности

кого-то или чего-то, но они обычно используются в разных контекстах и имеют разные

оттенки значений.

1. "Beautiful" (красивый/красивая): Это прилагательное обычно используется для описания физической привлекательности женщин или объектов. Оно подчеркивает такие качества, как изящество, элегантность и визуальную привлекательность. "Beautiful" - это универсальное прилагательное, которое можно использовать для описания широкого спектра вещей, включая пейзажи, произведения искусства или даже абстрактные концепции. Например:

- «Она красивая женщина.»

- «Закат был абсолютно красивым.»

- «Невеста выглядела потрясающе в своем красивом платье.»

2. "Handsome" (красивый / симпатичный): Это прилагательное обычно используется для описания физической привлекательности мужчин. Оно обычно подчеркивает качества, такие как приятный и гармоничный внешний вид, с акцентом на мужественность [.]

Пример 13. Составление тестов для проверки сформированности навыка, «Алиса»

- Составь тест на тему second conditional на 10 вопросов для уровня В2

- [.••]

3. If I were you, I wouldn't trust him. (Если бы я был тобой, я бы не доверял ему.)

4. If he hadn't done that, he would have been fired. (Если бы он этого не сделал, его бы уволили).

9 Образец задания С1 в структуре ЕГЭ, открытые Интернет-источники

5. If she had known the truth, she wouldn't have told him. (Если бы она знала правду, она

бы не сказала ему.) [...]

Пример 14. Составление тестов для проверки сформированности навыка, ChatGPT

- Составь тест на тему second conditional для уровня В2

- Ниже представлен пример теста на тему Second Conditional для уровня В2. Ответы находятся в конце.

1. If I ... more time, I would travel around the world.

a) have

b) had

c) will have

d) would have

2. If he ... harder, he would pass the exam.

a) study

b) studied

c) studies

d) will study [...]

10. If he ... the bus, he would have been late.

a) misses

b) missed

c) will miss

d) would Ответы:

1. b) had

2. b) studied [...]

10. b) missed Обсуждение

По мнению авторов проекта, система ChatGPT успешно справилась со всеми задачами, поставленными в рамках тестирования указанных функций, в отличие от «Алисы», что было более-менее ожидаемым, поскольку «Алиса» ориентирована в первую очередь на русский язык. Тем не менее, авторы проекта не считают, что на данный момент системы ИИ могут выступать в качестве полноценной замены преподавателя, объясняя это, главным образом, отсутствием обратной связи и неспособностью ИИ-систем обеспечивать устную коммуникацию.

Таким образом, в заключительной части проекта студенты делают вывод о возможности использования систем ИИ в качестве эффективного дополнительного инструмента для самостоятельного изучения английского языка, рекомендуя отдавать предпочтение системам, изначально ориентированным на английский язык.

В рамках данной статьи мы хотели бы оставить за скобками нашу оценку результатов тестирования функционала ИИ систем и предлагаем читателю сформировать мнение самостоятельно, обратившись к примерам выше, поскольку они дают достаточное представление о возможностях систем в контексте поставленных в проекте задач. Вместо этого нам хотелось бы обсудить ряд других моментов.

Блиц-опрос студентов во время лекции по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» в формате «поднимите руку, если вы знаете, что такое ChatGPT / если вы используете ChatGPT / если вы читали новость о написанной при помощи ChatGPT дипломной работе» показал, что количество студентов, которые могут ответить «да» на эти вопросы, значительно меньше тех, кто ответил бы «нет». При этом данный опрос проводился в момент, когда новости о ChatGPT и нашумевшей дипломной работе звучали, как говорится, «из

каждого утюга». В этой связи позволим себе предположить, что даже в условиях современного информационного общества роль преподавателя как источника информации пока еще не потеряла своей актуальности. Разумеется, только при условии соответствующей осведомленности преподавателя.

Тем не менее, думается, что в контексте текущих образовательных трендов преподавателю следует стремиться выступать в качестве гида, задающего направление движения и помогающего найти свой путь. Соответственно, формат проекта представляется удачным средством достижения образовательных задач (знакомство с новым цифровым ресурсом, например), развития цифровых и ИКТ-компетенций за счет непосредственной работы с ресурсом, а также средством развития так называемых надпрофессиональных или гибких компетенций (soft skills): креативности, коммуникативных навыков, навыков планирования и самоорганизации, критического мышления, умения работать с информацией, умения работать в команде, навыков саморазвития и других.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить перспективность двух затрагиваемых в данной статье аспектов: использования, во-первых, ИИ в качестве дополнительного инструмента для самостоятельного изучения английского языка на начальном и среднем уровнях, во-вторых, проекта как эффективного образовательного формата.

Кроме того, в контексте вызовов, с которыми сталкивается высшее образование сегодня (не в последнюю очередь из-за качественного скачка в развитии технологий ИИ и их широкой доступности), проект представляется также эффективной формой контроля сфор-мированности компетенций, и это, безусловно, является актуальным направлением для дальнейших исследований.

Наконец, в отношении проекта, послужившего материалом для данной статьи, можно предположить, что он стал важной точкой роста для его авторов, создав определенный задел знаний, умений, навыков, полезных для проектов более продвинутого уровня в ходе дальнейшего обучения в вузе и последующей профессиональной деятельности.

Благодарности

Автор выражает признательность К.Д. Баратовой и Э.Ф. Юсифзаде за проявленную активность и желание принять участие в апробации нового формата, за интересный проект, стимулирующий к проведению дальнейших исследований по затронутой ими проблематике, а также за возможность использовать сделанные ими скриншоты в качестве примеров к данной статье.

Литература:

1. Агальцова А.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102). C. 5-7.

2. Воевода Е.В., Шпынова А.И. Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). C. 237-240.

3. Гузь Ю.А., Мелконян А.А., Куликова Э.А. Влияние искусственного интеллекта на образование и обучение студентов письменному высказыванию (эссе) на иностранном языке // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102). С. 146-148.

4. Евдокимова М.Г., Агамалиев Р.Т. Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 173-191.

5. Зашихина И.М. Подготовка научной статьи: Справится ли ChatGPT? // Высшее образование в России. 2023. № 8-9. С. 24-47.

6. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: Угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. № 4. С. 9-22.

7. Капустина Л.В., Ермакова Ю.Д., Калюжная Т.В. ChatGPT и образование: Вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научно-методический электронный журнал

«Концепт». 2023. № 10. С. 119-132. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйрз://е-koncept.ru/2023/231099.htm. doi: 10.24412/2304-120Х-2023-11099

8. Лавриненко И.Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: Теоретический аспект // Вестник СИБИТа. 2023. № 2. С. 18-25.

9. Лапина В.Ю. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 10-1 (85). С. 149-152.

10. Мещерякова О.В. Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе // Общество: Социология, психология, педагогика. 2023. № 6 (110). С. 152-160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N 969 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика»». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/95.

12. Птущенко Е.Б., Хурум Р.Ю. Информационные технологии как фактор процесса дигитали-зации и цифровой трансформации в лингвистике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2022. № 2 (297). С. 83-92.

13. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: Какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. № 6. С. 19-37.

14. Сысоев П.В., Филатов Е.М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: Запрещать или обучать? // Вестник ТГУ. 2023. № 2. С. 276-301.

15. Шуйская Ю.В., Дроздова Е.А., Мыльцева М.В. Привлечение нейросетей к проведению дебатов на иностранном языке на продвинутом этапе его изучения // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 216-218.

Статья поступила в редакцию 25.10.2023

I.P. Ryabkova

Udmurt State University, Izhevsk, Russia

A CASE STUDY OF A STUDENT PROJECT: USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TO DEVELOP AN INDIVIDUAL PROGRAM TO STUDY ENGLISH

The paper describes the experience of creating an individual English language learning program (from level A2 to level B1) using artificial intelligence as part of a project implemented by 2nd-year students doing the Bachelor's program in Linguistics at Udmurt State University. The project was part of the course "Information Technologies in Linguistics". The objective was to assess two artificial intelligence systems: ChatGPT and Yandex's AI system. The assessment was made in the "as is" format at the time of the project implementation (May 11-25, 2023). The following AI system capabilities were tested: creating a weekly study plan for English language learning over three months to move from level A2 to level B1, presenting a new theme, selecting linguistic material to study, simplifying and adapting a text to a specific language level, using AI as a virtual conversation partner, writing an informal letter, answering student questions to provide additional explanations, and creating tests to assess skill proficiency. ChatGPT successfully handled all the tasks set when testing these functions, unlike the Yandex system, which is based on the Russian language and generally performed less successfully or did not perform well in implementing the tested functions. In the concluding part of the project, the students state that AI systems can be used as an ef-

fective additional tool for independent English language learning. A retrospective of the student project reviewed in this paper confirms the efficiency of such a form of the learning process.

Key words: artificial intelligence, ChatGPT, Yandex, digital competencies, project-based learning, English language learning, individual educational program.

About the author:

Ryabkova Irina Pavlovna, Candidate of Philology, Associate Professor, Department of the Translation and Applied Linguistics (English and German languages), Udmurt State University (Izhevsk, Russia); e-mail: irina-ryabkova@bk.ru.

References:

1. Agaltsova, A.V., Valkova, Yu.E. "Artificial Intelligence Technologies for University Teachers." World of Science, Culture, Education, no. 5 (102), 2023, pp. 5-7.

2. Voevoda, E.V., Shpynova, A.I. "Application of Artificial Intelligence Technologies in Business English Studies (Using Written Assignments as an Example)." World of Science, Culture, Education, no. 2 (99), 2023, pp. 237-240.

3. Guz, Y.A., Melkonyan, A.A., Kulikova, E.A. "The Influence of Artificial Intelligence on Education and Student Training in Foreign Language Essay Writing." World of Science, Culture, Education, no. 5 (102), 2023, pp. 146-148.

4. Evdokimova, M.G., Agamaliev, R.T. "Linguodidactic Potential of Artificial Intelligence Systems." Ekonomicheskie i Sotsial'no-Gumanitarnye Issledovaniya, no. 2 (38), 2023, pp. 173-191.

5. Zashikhina, I.M. "Writing a Scientific Article: Can ChatGPT Do It?" Vysshee Оbrazovanie v Rossii, no. 8-9, 2023, pp. 24-47.

6. Ivakhnenko, E.N., Nikolskiy, V.S. "ChatGPT in Higher Education and Science: Threat or Valuable Resource?" Vysshee Оbrazovanie v Rossii, no. 4, 2023, pp. 9-22.

7. Kapustina, L.V., Ermakova, Yu.D., Kalyuzhnaya, T.V. "ChatGPT and Education: Eternal Confrontation or Possible Cooperation?" Scientific-Methodological Electronic Journal "Koncept", no.10,2023, pp.119-132.

8. Lavrinenko, I.Yu. "The Use of GPT Chat-Bots in Teaching English in a Non-Linguistic University: Theoretical Aspect." Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies, no. 2, 2023, pp. 18-25.

9. Lapina, V.Yu. "Artificial Intelligence in Teaching Foreign Languages." International Journal of Humanities and Natural Sciences, no. 10-1 (85), 2023, pp. 149-152.

10. Meshcheryakova, O.V. "Opportunities for Using Artificial Intelligence to Increase Student Motivation to Learn Foreign Languages in University." Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, no. 6 (110), 2023, pp. 152-160.

11. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 969 dated 12.08.2020 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education -Bachelor's Degree in 45.03.02 "Linguistics", https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/95.

12. Ptushchenko, E.B., Khurum, R.Yu. "Information Technologies as a Factor in the Process of Digitization and Digital Transformation in Linguistics." Bulletin of Adyghe State University. Series 2: Philology and Art History, no. 2 (297), 2022, pp. 83-92.

13. Rezaev, A.V., Tregubova, N.D. "ChatGPT and Artificial Intelligence in Universities: What Future to Expect?" Vysshee Obrazovanie v Rossii, no. 6, 2023, pp.19-37.

14. Sysoev, P.V., Filatov, E.M. "ChatGPT in Student Research: To Prohibit or to Teach?" Tomsk State University Journal, no. 2, 2023, pp. 276-301.

15. Shuyskaya, Yu.V., Drozdova, E.A., Myltseva, M.V. "Using Neural Networks in Foreign Language Debates at an Advanced Stage of Language Study." World of Science, Culture, Education, no. 2 (99), 2023, pp. 216-218.

Received 25.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.