Гуманитарная информатика. 2017. № 13. С. 69-75
УДК 930.2
DOI: 10.17223/23046082/13/9
ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РАБОТЫ ПО МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «PUBLIC HISTORY: ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА И МЕДИАТЕХНОЛОГИИ В ИСТОРИИ»
А.А. Кузнецов
Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград, Россия e-mail: [email protected]
Излагаются цели и практика работы по магистерской программе «Публичная история» в БФУ им. И. Канта. Обоснованы актуальность и практическая значимость подготовки историков-профессионалов нового профиля. Отмечены возникшие трудности и перспективы будущей работы по названной магистерской программе.
Ключевые слова: Public History, историческая информатика, медиатехноло-гии в истории, ГИС, проектная деятельность, исторический консалтинг.
EXPERIENCE OF CREATION AND WORK ON THE MAIN PROGRAM «PUBLIC HISTORY: HISTORICAL INFORMATICS AND MEDIATECHNOLOGIES IN HISTORY»
Alexey A. Kuznecov
Baltic Federal University named after I. Kant, Kaliningrad, Russia e-mail: [email protected]
Outlines the purposes and practice of work on the Master's Program of Public History at the BFU named after I.I. Kant. The relevance and practical significance of the training of professional historians of a new profile is substantiated. The arising difficulties and prospects of the future work on the named master's program are noted.
Key words: Public History, historical informatics, media technologies in history, GIS, project activity, historical consulting.
Магистерские программы по истории в высшей школе России в большинстве своем ориентированы на подготовку историков-исследователей и преподавателей, направлены на углубление методологических и историографических знаний. Между тем в современных условиях все более насущным становится поиск новых форм подготовки историков-профессионалов, способных реализовать свои знания помимо традиционных сфер применения в высшей и средней школе, архивах, музеях и т.д.
Поэтому мы обратились к практике преподавания за рубежом, главным образом в англосаксонских странах, программ Public History.
Немаловажно отметить, что «Публичная история», сделавшись учебной дисциплиной в США во второй половине 1970-х гг., явилась ответом на рост общественного активизма и широкого использования исторического материала в публичных дискуссиях. Другим мотивом ее становления стали технологическая революция в медиапространстве и развитие цифровых технологий, начавшиеся примерно в это же время, которые открыли новые возможности изучения и презентации исторического знания.
В настоящее время «Публичная история» как историческая дисциплина преподается более чем в 150 университетах Соединенных Штатов. В этой стране действует Национальный Совет по Публичной истории (National Council on Public History), издается несколько регулярных изданий, в том числе весьма авторитетный журнал «Public history news». Тематика публичной истории широко представлена в блогосфере Америки.
Помимо США Public History как историческая программа преподается главным образом в англосаксонских странах - Канаде, Австралии и Великобритании. Там существуют национальные советы по публичной истории, издаются журналы, активно развивается проблематика публичной истории в медиапространстве. Например, в Англии профильные программы преподаются во многих университетах, причем первой явилась магистерская программа Оксфордского университета, созданная по инициативе Хильды Кин, автора многих статей и книг по публичной истории. В Ланкастерском университете действуют магистерские программы «История для жизни», «Исторические подходы к местности и региону», «Проект исторической консультации».
Между тем в остальной Европе Public History как учебная дисциплина и научное направление делает лишь первые шаги. В академическом сообществе оспаривается даже сам термин, и, например, в Германии в качестве конкурирующего используется понятие «Прикладная история» (Angewandte Geschichte). Само внедрение методологии и практик «Публичной истории» в академическом пространстве Европы вызывало обос-
нованные возражения двоякого рода: опасение чрезмерного влияния государственных институтов и политической конъюнктуры; предубеждение против коммерциализации и медиализации истории. Кроме того, на наш взгляд, сказывался традиционный для континентальной Европы консерватизм в восприятии американских новаций.
Однако в начале нового тысячелетия в университетах центральной Европы были запущены программы «Прикладной истории» (Angewandte Geschichte). Они открылись в университетах Цюриха, Берлина, Айхштет-Ингольштадт, Мангейма и Гейдельберга и др. C 2009 г. действует Международная федерация публичной истории (International Federation for Public History), созданная историками многих стран, которая проводит многочисленные конференции, публикует свой бюллетень. Таким образом, Public History претерпевает процесс институциализации, выражающийся, помимо указанного, в создании профессиональных сообществ, специализированных изданий, присуждении ученых степеней по публичной истории и растущем присутствии этой новой области исторического знания в медиасреде.
На постсоветском пространстве и в России публичная история делает лишь первые шаги, и ее интерпретация весьма различна, включая «прикладную историю», «популярную историю», «публичную историю» и даже «историческую политику» [1. С. 10]. Причем если «публичная история», по словам Алексея Миллера, представляет собой форму диалога, то «историческая политика» способствует разрушению «пространства для диалога» [2. С. 10].
В России выходят многочисленные статьи, тема «Публичной истории» представлена на научных конференциях, с 2015 г. действует весьма содержательный портал Public History. «Публичная история» начинает постепенно внедряться в академическое сознание и практику преподавания. В 2012 г. был открыт прием на магистерскую программу «Public history: Историческое знание в современном обществе» в Московской высшей школе социальных и экономических наук, научным руководителем которой являлся известный российский историк и литературовед А.Л. Зорин, а менеджером Р.Б. Кончаков.
Другим центром Public History является ВШЭ, в ее московском подразделении были открыты магистерские программы «Информационные ресурсы исторической науки» и «Менеджмент историко-гуманитарных проектов», а в НИУ ВШЭ в Санкт Петербурге запущена магистерская программа «Прикладная и междисциплинарная история». В Европейском университете Петербурга действует магистерская программа «Современ-
ные подходы к изучению политики памяти и культурной памяти». Из провинциальных вузов можно назвать магистерскую программу «Теория и практика прикладных исторических исследований» Пермского университета и действовавшую с 2015 г. магистерскую программу по публичной истории в Балтийском федеральном университете г. Калининграда.
Говоря о содержании курса «Public History» следует отметить, что в его наполнении и преподавании существует два соперничающих подхода. Первый выделяет идею новых форм презентации и применения исторического знания, делая ставку на новый инструментарий - использование цифровых и медийных технологий. В этом поле Public History ставит целью сделать историю понятной для общества и давать образование историкам не только для преподавания в школах и университетах, но и для освоения новых сфер применения истории в практическом поле наряду с академической наукой и образованием.
Второй подход был вызван сходной идеей: сделать историю понятной и нужной для людей, и подпитывается так называемым «Новым историческим движением», которое сложилось из широкого увлечения по самостоятельному изучению истории. Его адепты полагают, что каждый компетентен в своем собственном жизненном опыте. Это дало толчок для изучения истории «снизу». Современная практика вызвала появление многочисленных исторических и краеведческих клубов, движения «реконструкторов», многочисленных сайтов и ресурсов в Интернете, постоянных исторических дискуссий в социальных сетях. Для обслуживания этих потребностей стали развиваться и методологически оформляться практики так называемых «локальной истории», «микроистории», «персональной истории», «устной истории» как вариаций «Публичной истории».
При выборе образовательной траектории магистратуры «Public History: историческая информатика и медиатехнологии в истории» БФУ им. И. Канта крен был сделан в сторону прикладных задач исторического образования и новой его инструментализации за счет обучения историков современным методам исторической информатики и медийных технологий. Магистерская программа была открыта с сентября 2015 г. и в июне 2017 г. осуществила свой первый выпуск. Сейчас уже можно сделать ряд предварительных выводов по поводу реализации на практике наших первоначальных замыслов.
Программа магистратуры состояла из обязательного, базового и вариативного разделов, включала лекционные и практические занятия, практики, научно-исследовательскую работу, государственный экзамен, написание и защиту магистерской диссертации. Магистерская программа
включала разработку или существенную модернизацию 18 отдельных УМК по учебным курсам и видам учебной работы (назову лишь самые значимые для данной программы). В форме лекционных курсов с проведением практических занятий читались курсы «Реконструкция прошлого в компьютерной среде и медийном пространстве», «Базы данных» и «Геоинформационные системы» в социально-исторической деятельности, «3D-реконструкция объектов историко-культурного наследия», «Медийные и цифровые технологии» в музейной работе и охране памятников. В форме семинара и исследовательского практикума преподавались курсы «Менеджмент дигитализации историко-культурных проектов» и «Историческая экспертиза и консультация». Для кадрового обеспечения разработки и чтения курсов мы привлекли преподавателей кафедры исторической информатики МГУ Л.И. Бородкина и Д.И. Жеребятьева, а из Московской высшей школы социальных и экономических наук - менеджера программы «Публичная история» Р.Б. Кончакова. Помимо этого для обеспечения учебной, проектной и практической работы при Гуманитарном институте БФУ создан Центр социально-гуманитарной информатики (научный руководитель Р.Б. Кочаков, директор Е.В. Баранова), заключены соответствующие договоры о сотрудничестве с учреждениями администрации, культуры и образования области.
Прошло два года, и мы видим, как изменился сам способ обучения гуманитариев, проходивший наряду с лекционными и практическими занятиями в форме активной общественной и проектной деятельности. Все магистранты участвовали в нескольких проектах, выступая их участниками, исполнителями и руководителями. Среди таких проектов - создание базы данных региональных СМИ «Время советское», проект «Народный фотоальбом», разработка учебного ресурса «Русскоязычная медиасреда Балтийского региона». Магистранты подавали заявки и являются обладателями и участниками научных грантов РФФИ, РГНФ, областного правительства, зарубежных научных институтов. Студенты участвовали в различных научных семинарах и конференциях в университете, научных центрах России и за рубежом. Обучаясь сами, они учили других: выступали на телевидении, проводили велоэкскурсии в рамках просветительского проекта «Колесо истории», выступали лекторами и руководили проектами в областной Школе юного историка. Они активно участвуют в медиапространстве, ведут блоги по тематике локальной истории региона. Ими было создано Консалтинговое бюро по региональной истории, которое вместе с Центром социально-гуманитарной информатики БФУ заключило договор с калининградской дирекцией РЖД по напи-
санию истории и оформлению музея и сайта по истории областной железной дороги.
Итогом насыщенной, разнообразной и плодотворной работы стали успешные защиты магистерских диссертаций, давших нашим выпускникам старт в большую жизнь. Все выпускники трудоустроились уже в ходе учебы в магистратуре, получив работу в Областном агентстве по охране исторических памятников, университете, музеях Калининграда, редакции областного телевидения и т.д.
Полученный опыт обнаружил ряд проблем, которые нуждаются в конструктивном обсуждении и осмыслении. В частности, представляется перегруженной программа магистратуры, требующая, на наш взгляд, здравого ограничения и сокращения. Возникла проблема обеспечения отдельных предметов иногородними преподавателями, что ставит задачу подготовки местных специалистов по Public History. Слабой видится интеграция работы магистратуры в процесс становления и развития «Публичной истории» в соседних странах Восточной Европы, особенно в контексте преодоления конфликтов в духе «политической истории». Наконец, пример историков вдохновил коллег по Институту гуманитарных наук БФУ на заимствование содержательных и методических приемов, апробированных в магистратуре по «Публичной истории».
Поэтому в предстоящем учебном году планируется расширить блок дисциплин по предметам цифровой гуманитаристики и проектной деятельности, распространив его на большинство магистерских программ института Гуманитарных наук БФУ. Для обеспечения предметной и научной мобильности планируется открыть сетевую магистратуру по цифровой гуманитаристике совместно с Пермским университетом. Ведутся переговоры об открытии сетевой магистратуры по Public History совместно с Белорусским государственным университетом.
Подводя итог, следует отметить, что наша магистратура призвана восполнить недостающие связи между научным созданием исторического знания и растущим общественным интересом к прошлому, причем сама подача исторического материала осуществляется современным медийным и цифровым языком. Мы исходим из того, что историкам и исторической науке следует с большим вниманием относиться к историческому интересу социума, воспринимая его потребности и спрос не как неуместный дилетантизм, а как шанс быть востребованными и задачу быть услышанными и оцененными в своей квалифицированной и аргументированной позиции. Историкам уже давно следует выйти в пространство публичной истории, осознано понимая сложности и особенности суще-
ствования данной сферы. Для этого и создаются учебные программы, формируются новые практики и подготавливаются специалисты, способные к диалогу с обществом, которые обеспечивали бы возможность для взаимного обмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаев Е.М. Публичная история в России : научный и учебный контекст формирования нового междисциплинарного поля // Вестник Пермского университета. История. 2016. Вып. 2 (33). С. 7-13.
2. Миллер А.И. Россия: власть и история // Pro et Contra. 2009. № 3-4. С. 6-23.