Научная статья на тему 'Экологическая история в координатах отечественной историографии и исторического образования'

Экологическая история в координатах отечественной историографии и исторического образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
837
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ (ЕNVIRONMENTAL HISTORY) / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / ГЛОБАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / GLOBAL HISTORY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / REGIONAL HISTORY / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / INTERDISCIPLINARY / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ) / HISTORICAL EDUCATION (MASTER'S LEVEL) / ЕNVIRONMENTAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дурновцев Валерий Иванович

В предлагаемой статье представлен принципиально новый образовательный продукт в российском образовательном пространстве магистерская программа «Экологическая история: источники, методы и исследовательские практики (Россия Запад)», разработанная в РГГУ при поддержке Фонда В. Потанина. Программа соответствует Федеральному государственному стандарту высшего образования по направлению подготовки 46.04.01. История и мотивирована бурным развитием одного из авторитетных направлений в мировой историографии и историческом образовании Environmental history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental history in the coordinates of national historiography and historical education

The article presents a fundamentally new educational product in the Russian educational space the master’s program “Environmental History: Sources, Methods and Research Practices (Russia-West)”, developed at the RSUH with the support of the V. Potanin Foundation. The program meets federal state standard of higher education in the degree program track 46.04.01 History and is motivated by the rapid development of one of the authoritative trends in world historiography and historical education Environmental history.

Текст научной работы на тему «Экологическая история в координатах отечественной историографии и исторического образования»

Источниковедческие исследования

УДК 94:574

Б01: 10.28995/2073-6355-2018-4-9-16

В.И. Дурновцев

Экологическая история в координатах отечественной историографии и исторического образования

В предлагаемой статье представлен принципиально новый образовательный продукт в российском образовательном пространстве - магистерская программа «Экологическая история: источники, методы и исследовательские практики (Россия - Запад)», разработанная в РГГУ при поддержке Фонда В. Потанина. Программа соответствует Федеральному государственному стандарту высшего образования по направлению подготовки 46.04.01. - История - и мотивирована бурным развитием одного из авторитетных направлений в мировой историографии и историческом образовании - Environmental history.

Ключевые слова: экологическая история (еnvironmental history), историография, информационные ресурсы, глобальная история, региональная история, междисциплинарность, историческое образование (уровень магистратуры).

Определения экологической истории не отличаются строгостью, а для ее проблематики характерно исключительное разнообразие. Экологическая история - это и история взаимодействия Человека и Природы во времени, и взаимоотношения между человеческой культурой и окружающей средой в прошлом, и «история взаимоотношений между человечеством и остальной природой»1. Экологическая история является одним из средств познания истории человечества. Многие явления в истории цивилизации, в том числе на современном этапе, обусловлены изменениями в окружающей среде.

© Дурновцев В.И., 2018

Впрочем, то, что природа сформировала всю человеческую историю, осознавалось едва ли не со времени возникновения исторических знаний, а затем и исторической науки. Предэкологичес-кая история - неотъемлемая и важная страница мировой историографии, не исключая российскую.

История людей неотделима от истории природы, от окружающей их среды. Британский и уэльский писатель и теоретик культуры Реймонд Уильямс однажды заметил: «Идея природы содержит, хотя часто незамеченное, экстраординарное количество человеческой истории». Но можно сказать и иначе: история человечества, являясь частью истории природы, и сегодня, и тысячи лет назад, зависит от окружающей среды; люди постоянно изменяют ее, нередко губительно для себя самих. С эпистемологической точки зрения это означает, что последовательно антропологически ориентированное научное историческое познание не может быть исчерпывающим и полноценным вне постоянного учета взаимодействия человека с природой.

Во второй половине минувшего века представления о роли при-родно-географического фактора в человеческой истории, исследовательские практики, раскрывающие разнообразные стороны взаимодействия цивилизации и природы во времени, оформились в особое научное направление.

Место рождения экологической истории - США. Историографическая традиция связывает возникновение экологической истории с мощным социальным экологическим движением в защиту окружающей среды, породившим феномен энвайрон-ментализма. Из США экоистория перекинулась в Западную Европу и быстро распространилась в мировом научно-образовательном пространстве.

Возникновение экологической истории обусловлено, с одной стороны, потребностями глобального исторического анализа, с другой - вызовами современной цивилизации, отчетливой тревогой человечества за состояние окружающей среды. Не последнюю роль играет региональная составляющая экологической истории.

Статус экологической истории как строгого академического научного направления постоянно уточняется. В современной исторической науке образ мировой истории формируется в сферах взаимодействия культур, масштабной экономики, политической и социальной истории и не в последнюю очередь истори-ко-экологического изучения. Глобальный исторический анализ, исключающий свободу исторического опыта от природных условий его приобретения, ведется на региональном, локальном уровнях, в различных хронологических и тематических пределах.

Проблематика экологической истории тесно связана с различными областями естественно-научного и гуманитарного знания, основывается на последовательном применении междисциплинарных методов в исторических исследованиях.

Современная экологическая история представлена многочисленными исследователями едва ли не во всех странах мира, десятками авторитетных научных центров и образовательных университетских программ, многими обществами и ассоциациями, среди которых выделяются Американское общество экологической истории (The American Society for Environmental History) и Европейское общество экологической истории (The European Sodety for Environmental History). Библиография трудов как фундаментальных, так и частных насчитывает многие сотни наименований2.

Экологические историки сходятся во мнении, что ведущими направлениями их научных изысканий являются, во-первых, собственно природа и происходящие в ней с течением времени изменения, в том числе в результате воздействия на нее цивилизации. Во-вторых, история эксплуатации природных ресурсов, роста населения, применения эффективных технологий, изменений в структуре производства и потребления. В-третьих, история колониальных экспансий, экологических и человеческих последствий промышленных и технологических революций. В-четвертых, изучение представлений людей о природе и о том, как они влияют на процессы взаимодействия цивилизаций, в том числе в форме мифа, религии, науки.

Дж.Р. МакНилл пишет о трех разновидностях экологической истории - материальной, культурно-интеллектуальной и политической, преимущественно современной3.

Российская история и география открывают богатые возможности для развития экологической истории. Они успешно реализуются в новейших исследовательских практиках. Устойчив и разнообразен интерес к экологической истории России в зарубежной историографии. Постепенно входят в практику совместные исследования российских и зарубежных авторов. Определились и центры экологической истории России - Москва, Санкт-Петербург, Тамбов, Тверь, Казань, Елабуга, Саратов... Ввиду пограничного положения экологической истории между естественными, социальными и гуманитарными науками можно с уверенностью полагать, что по большому счету те или иные компоненты этого направления присутствуют во всех крупных научно-исследовательских и образовательных центрах России. В то же время известность экологической истории даже среди профессиональных исследователей не следует преувеличивать.

Новый образовательный проект РГГУ в сфере эколого-исто-рического образования отличается последовательным практико-ориентированным подходом к подготовке обучающихся. Учебный план основан на взвешенном сочетании фундаментального теоретического знания и практических навыков, диффузии исторических, а главное, гуманитарных, естественных и технических наук. Междисциплинарность - важнейшее свойство методов и методик экологической истории.

Более полувека назад известный английский физик и писатель Ч.П. Сноу выступил с докладом «Две культуры», вызвавшим неподдельный интерес в научном сообществе и во многом предопределившим развитие интеллектуальных контактов между представителями так называемой художественной интеллигенции, гуманитарных и социальных наук и учеными, работающими в сфере естественно-научного знания. Ученый с тревогой констатировал существующий и расширяющийся разрыв между художественной и научной интеллигенцией, представителями естественных и гуманитарных наук. Ч.П. Сноу призвал деятелей двух культур сделать шаги к взаимопониманию, изменить существующее, как ему казалось, тревожное положение вещей. «Столкновение двух дисциплин, двух систем, двух культур, двух галактик - если не бояться зайти так далеко! - не может не высечь творческой искры. Как видно из истории интеллектуального развития человечества, такие искры действительно всегда вспыхивали там, где разрывались привычные связи»4.

Напомним, что в годы «оттепели» в нашей стране прошли бурные дискуссии о месте и роли в прогрессе «физиков» и «лириков». Они отразились в знаменитых строчках Б.А. Слуцкого, напечатанных в 1959 г., тогда же, когда состоялось выступление Ч.П. Сноу: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе». Итогом споров советских интеллигентов был вывод о том, что одинаково нужны и физики, и лирики. Но, кажется, о конвергенции, взаимопроникновении двух направлений научно-познавательной деятельности тогда речь не шла.

Разработка магистерской программы по экологической истории осуществлялась в РГГУ на базе факультетов и научных центров Историко-архивного института (ввиду особой значимости информационных ресурсов экологической истории) с привлечением других вузовских структурных подразделений - Института экономики, управления и права (юридический факультет, экономический факультет, факультет управления), факультета истории искусств, отделения социокультурных исследований, Междуна-

родного учебно-научного центра русского языка. К разработке рабочих программ ряда дисциплин привлекались специалисты из МГУ им. М.В. Ломоносова, Института истории естествознания и техники РАН, Института научной информации по общественным наукам РАН, Института российской истории РАН, Государственного университета по землеустройству.

В процессе разработки программы проводился тщательный учет аналогичных образовательных продуктов в зарубежных университетах.

Университетские центры экологической истории предлагают развернутые программы эколого-исторического образования. Среди них Йельский университет, Университет Канзаса, Университет штата Орегон, Джорджтаунский университет (США), Австралийский национальный университет, Ноттингемский университет, Кембриджский университет (Великобритания), Университет Уппсалы (Швеция), Сент-Эндрюсский университет (Шотландия). Одно из первых мест в мире по постановке исто-рико-экологического образования принадлежит Университету Висконсин-Мэдисон (США), где лидирующие позиции занимает выдающийся экологический историк Уильям Кронон.

Соответствие международному уровню подготовки магистрантов в области экологической истории позволит РГГУ осуществлять взаимодействие с передовыми научными, образовательными и культурными институциями за рубежом.

В этой связи необходимо отметить блестящие опыты преподавания экологической истории в российских регионах. Так, в Санкт-Петербургской школе социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Фонда В. Потанина реализуется международная магистерская программа на английском языке по прикладной и междисциплинарной истории «Актуальное прошлое» (International MA program in Applied and Interdisciplinary history "Usable Pasts") (руководитель - признанный авторитет в экологической истории России Ю.А. Лайус). Одна из дисциплин программы - экологическая и технологическая история.

В вузах Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ -Югра) курс экологической истории ведет проректор по научной работе СГПИ Е.И. Гололобов, изучающий корни экологических проблем на западе Сибири.

Актуальность подготовки магистров, свободно ориентирующихся как в гуманитарных (исторических), так и естественнонаучных и научно-технических проблемах взаимодействия человека, общества, природы и защиты окружающей среды, определяется их способностью по результатам освоения программы комплексно

изучать влияние на людей изменений в биологических и физических средах, осмысливать отражение природы в философии, искусстве, литературе, исследовать государственную политику по отношению к природе. Реализация проекта в других университетах полностью или частично возможна, с соответствующими коррективами, в таком широко распространенном направлении магистерской подготовки, как «Экология и природопользование».

Выпускники, освоившие программу магистратуры, готовятся к научно-исследовательской и экспертно-аналитической профессиональной деятельности. В соответствии с федеральным государственным стандартом 2015 г. по направлению подготовки 46.04.01 (уровень магистратуры) базовая часть магистерской программы определена университетом и включает теорию и практику управления в гуманитарной сфере, анализ междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, актуальные проблемы современной исторической науки, теорию и практику коммуникаций в гуманитарной сфере. Указанные дисциплины создают условия для освоения учебных курсов, представляющих костяк собственно профессиональной подготовки экоисториков. Скажем, углубленные по сравнению с программой бакалавриата представления о государстве, праве, законности, правопорядке и правоприменении позволяют в дальнейшем сосредоточиться на изучении экологического права, экологической политики, истории государственных учреждений и общественных организаций России в сфере экологии и природоохранной деятельности, экологической безопасности и устойчивого развития. Овладение принципами междисциплинарных подходов в научных исследованиях закрепляется изучением методов и исследовательских практик в дисциплинах естественно-научного цикла: это концепция современного естествознания, история науки, техники и технологий, история климата, история воды, история леса, природные ресурсы и история природопользования, история почв и почвоведения.

Цифровая эпоха раскрывает богатые возможности работы с информационными ресурсами экологической истории. В учебный план магистерской программы включены такие учебные дисциплины, как исторические исследования в цифровую эпоху: информационные ресурсы, технологии и методы, интернет-ресурсы экологической истории, геоинформационные системы (ГИС) в историко-экологических исследованиях и в управлении природопользованием.

Культурно-исторические, историко-архивные, литературно-художественные аспекты экологической истории представлены в следующих дисциплинах: источники природного наследия

в Архивном фонде Российской Федерации, образы природы в литературе и изобразительном искусстве, музеи-усадьбы и музеи-заповедники России, история и теория культурного ландшафта.

Экологическая история, историческая география, культурная география - союзные области. Экоисторики, многие из которых, особенно на заре экологической истории, были - и остаются -в значительной мере историческими географами, в поиске перспектив развития научного направления, в разработке ее методов, источниковедческих методик, уточнении дисциплинарного статуса апеллируют к историографическим традициям и новациям исторической и культурной географии. Так что появление этой дисциплины в учебном плане вполне закономерно. Как и то, что именно в этом случае вопрос о границах дисциплинарности исторической географии и экологической истории перестает быть актуальным.

Наконец, две из дисциплин учебного плана выполняют интегральную роль в качественной подготовке обучающихся - источники и историография экологической истории, глобальная и региональная экологическая история. Важный региональный компонент учебного плана представлен учебным курсом по экологической истории Сибири.

Экологический историк в одном случае может удовлетвориться традиционными методами научно-исторического познания, но в других необходимым образом осваивает методы естественных и технических наук, правда, в несколько облегченной, но вполне достаточной версии. Экологическая история - это и собственно история, и основы естествознания, в первую очередь экология. Отсюда овладение, в допустимых объемах, методом датирования биологических остатков, предметов и материалов биологического происхождения путем радиоуглеродного анализа. Экоисторик должен ориентироваться в методах исследования экологической истории техники - совокупности экологических характеристик эволюции техносферы как единого социотехноприродного процесса взаимодействия человека, общества и природы. Свои особенности имеют методы прикладной экологии, структурированной на промышленную, транспортную, строительную, военную, сельскохозяйственную, биоресурсную, промысловую, медицинскую и др. В особую группу выделяются методы экологического, биологического мониторинга. Традиционные в историографии представления об историческом источнике как результате исключительно человеческой деятельности в экологической истории решительно пересматриваются, что влечет за собой поиск новых методологических и методических оснований изучения ее информационных ресурсов.

Основная сфера реализации профессиональной деятельности - работа в государственных (федеральных и региональных), общественных и частных учреждениях, связанных с решением задач охраны окружающей среды, памятников культурного и природного наследия, экологического туризма, экологическим образованием и воспитанием, просветительской работой в СМИ и профессиональных сообществах. Выпускники магистратуры могут быть востребованы в областях управления природопользованием и экологической политикой, в системе управления экологической безопасностью в Российской Федерации. Обладая компетенциями в сфере социально-гуманитарной экспертизы, они могут проводить анализ социальных экологических движений, участвовать в преодолении и разрешении возможных социальных конфликтов в этой сфере с учетом исторического опыта взаимодействия человека и природы во времени.

Выпускники магистратуры могут работать в государственных учреждениях, в том числе структурах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соответствующих учреждениях в субъектах Российской Федерации, аналитических и консалтинговых центрах, органах муниципального управления, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, проектно-изыскательских структурах.

Исключительная популярность программ подготовки экологических историков в Европе и США и практическое отсутствие их в России позволяют утверждать, что магистры в области экологической истории могут успешно развивать соответствующие проекты как в российском образовательном пространстве, так и в странах СНГ. При этом следует иметь в виду пристальное внимание экоис-ториков Западной Европы и США к экологической истории России, которое в некоторых отношениях является интеллектуальным вызовом российской науке.

Примечания

1 Подробнее см.: Человек и природа: экологическая история / Под общ. ред. Д. Александрова, Ф.-Й. Брюггмайера, Ю. Лайус. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге; Алетейя, 2008.

2 The Oxford handbook of environmental history / Ed. by A.C. Isenberg. N.Y., 2014.

3 Человек и природа: экологическая история. С. 24.

4 Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция. [Электронный ресурс] URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/SNOW/TWOCULT.HTM (дата обращения: 12.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.