Научная статья на тему 'Опыт социокультурного взаимодействия в рамках выставочного проекта «Федор Шаляпин — живой и близкий»'

Опыт социокультурного взаимодействия в рамках выставочного проекта «Федор Шаляпин — живой и близкий» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
юбилейные даты / Федор Шаляпин / сотрудничество / экспонаты / локальная история / Нижегородский музей-заповедник / взаимодействие / anniversaries / Feodor Chaliapin / collaboration / exhibits / local history / Nizhny Novgorod State Historical and Architectural Museum / interaction

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мельник Ирина Викторовна

В статье рассмотрены аспекты социокультурного взаимодействия музея с партнерскими организациями в рамках выставочного проекта Нижегородского государственного историко-архитектурного музея «Федор Шаляпин — живой и близкий», реализованного к 150-летию со дня рождения певца. Акцент сделан на сохранении персонального наследия, имеющего большое значение для преемственности памяти, которая определяет социокультурную идентичность в жизни как отдельного человека, так и целого общества. Современный музей представлен как центр информации, культуры, научной и художественной жизни, место встречи различных возрастных, социальных, профессиональных и этнических групп. В рамках этих аспектов показаны изменения в социальной роли музея, перестройка форм и методов работы, направленных на повышение эффективности взаимодействия музея с социокультурным сообществом и посетителями. В целях сохранения культурной памяти и актуализации локального наследия Ф. И. Шаляпина по инициативе музея была организована совместная работа с образовательными и культурными организациями и учреждениями, частными исследователями, особенности и результаты которой проанализированы в настоящей статье. В работе приводятся примеры поиска партнеров, точек взаимодействия, разработки и реализации концепции выставки. Названы этапы подбора и научного изучения предметов, интегрирования экспонатов партнеров в пространство выставки. Дается обзор локальных событий, процессов, биографий людей, находившихся в круге общения Ф. И. Шаляпина. Рассказывается о представленных на выставке предметах, имеющих мемориальную и историческую ценность. В статье подводятся итоги сотрудничества, реализованные в выставочной и медиакоммуникативной сфере деятельности музея, также рассмотрен эффект пролонгации взаимодействия, выразившийся в увеличении количества мероприятий и привлечении внимания публики к данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of socio-cultural interaction within the framework of the exhibition project “Feodor Chaliapin — alive and close”

The article deals with aspects of the museum’s socio-cultural interaction with partner organizations within the framework of the exhibition project of Nizhny Novgorod State Historical and Architectural Museum Reserve “Feodor Chaliapin — alive and close”, realized to the 150th anniversary of the singer’s birth. The emphasis is on the preservation and presentation of personal heritage. It is of great importance for the community of memory defining socio-cultural identity both in the individual life and the whole society. The modern museum is presented as a center of information, culture, scientific and artistic life, a meeting place for various age, social, professional and ethnic groups. Within these aspects changes are shown in the social role of the museum, the restructuring of the forms and methods of work aimed at improving the efficiency of the museum interaction with the socio-cultural community and visitors. The museum initiated collaboration with educational and cultural organizations and institutions, private researchers to preserve cultural memory and actualization of the heritage of F. I. Chaliapin. Features and results of this work were analyzed in the article. There were presented examples of searching for partners, points of interaction with them, and nuances of development and realization the exhibition concept. The stages of selection and scientific study of exhibits, their preparation for the exhibition, integration of partner’s items into the exhibition space were represented. The article provides an overview of local events, processes, people’s biography who were in the circle of F. I. Chaliapin. It tells about the exhibits which have memorial and historical value. The article summaries the results of cooperation in the exhibition and media communication activities of the museum. It also considers the effect of prolongation of the interaction, which is expressed in increasing of the number of events and attracting of the public attention to this topic.

Текст научной работы на тему «Опыт социокультурного взаимодействия в рамках выставочного проекта «Федор Шаляпин — живой и близкий»»

УДК 069.1

Вопросы музеологии. 2023. Т. 14. Вып. 2

Опыт социокультурного взаимодействия в рамках выставочного проекта «Федор Шаляпин — живой и близкий»

И. В. Мельник

Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Российская Федерация, 603005, Нижний Новгород, Верхне-Волжская наб., 7

Для цитирования: Мельник И. В. 2023. Опыт социокультурного взаимодействия в рамках выставочного проекта «Федор Шаляпин — живой и близкий». Вопросы музеологии 14 (2): 275288. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.211

В статье рассмотрены аспекты социокультурного взаимодействия музея с партнерскими организациями в рамках выставочного проекта Нижегородского государственного историко-архитектурного музея «Федор Шаляпин — живой и близкий», реализованного к 150-летию со дня рождения певца. Акцент сделан на сохранении персонального наследия, имеющего большое значение для преемственности памяти, которая определяет социокультурную идентичность в жизни как отдельного человека, так и целого общества. Современный музей представлен как центр информации, культуры, научной и художественной жизни, место встречи различных возрастных, социальных, профессиональных и этнических групп. В рамках этих аспектов показаны изменения в социальной роли музея, перестройка форм и методов работы, направленных на повышение эффективности взаимодействия музея с социокультурным сообществом и посетителями. В целях сохранения культурной памяти и актуализации локального наследия Ф. И. Шаляпина по инициативе музея была организована совместная работа с образовательными и культурными организациями и учреждениями, частными исследователями, особенности и результаты которой проанализированы в настоящей статье. В работе приводятся примеры поиска партнеров, точек взаимодействия, разработки и реализации концепции выставки. Названы этапы подбора и научного изучения предметов, интегрирования экспонатов партнеров в пространство выставки. Дается обзор локальных событий, процессов, биографий людей, находившихся в круге общения Ф. И. Шаляпина. Рассказывается о представленных на выставке предметах, имеющих мемориальную и историческую ценность. В статье подводятся итоги сотрудничества, реализованные в выставочной и медиаком-муникативной сфере деятельности музея, также рассмотрен эффект пролонгации взаимодействия, выразившийся в увеличении количества мероприятий и привлечении внимания публики к данной теме.

Ключевые слова: юбилейные даты, Федор Шаляпин, сотрудничество, экспонаты, локальная история, Нижегородский музей-заповедник, взаимодействие.

Роль современного музея заключается не только в сохранении, изучении исторического предмета и поиске способа его наилучшего представления публике, но и в большей степени в формировании историко-культурного контекста государственной и локальной истории. В этом ключе юбилеи исторических личностей и событий начинают серьезно влиять на план экспозиционно-выставочной работы

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

музеев, определять тенденции развития культуры. Юбилей в наше время перестал быть просто данью памяти, он стал культурным катализатором, влияющим на состояние исторического наследия общества, в том числе его локальной составляющей. В 1987 г. Юрий Лотман отметил, что «празднование юбилеев является одновременно ключом к пониманию духовных устремлений и идеологии времени»1. В последние годы курс на создание музейных проектов к юбилейным датам актуализирует социальный заказ общества на систематизацию новых данных, смену идеалов, поиск новых смыслов. В этом контексте возникают новые и претерпевают серьезную трансформацию прежние формы музейных социокультурных взаимодействий.

Подготовка Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) к празднованию 150-летия со дня рождения русского певца и артиста Ф. И. Шаляпина стала важным опытом взаимодействия с социокультурной средой. Нижегородский музей-заповедник включает в себя несколько филиалов: главное здание музея — Усадьбу Рукавишниковых, Нижегородский кремль, Музей истории художественных промыслов Нижегородской области и др. Музей является преемником первого Нижегородского музея, открытого в 1896 г., и продолжателем историко-краеведческого музея советского периода. Выставочный проект, посвященный Ф. Шаляпину, был реализован в главном здании. Это купеческий особняк, построенный в 1877 г. Сергеем Михайловичем Рукавишниковым и отреставрированный в конце 2000-х годов. В экспозиции музея представлены темы, отражающие историю города, купечества, промыслов края. Под строительство выставки «Федор Шаляпин — живой и близкий» было отведено два зала в парадной анфиладе второго этажа усадьбы, оформленные в стиле академической эклектики, — гостиная-прихожая и сиреневая гостиная. Парадное убранство помещений задало торжественный стиль в оформлении выставки. В результате анализа архитектурных, пространственных возможностей и исторических задач сложилась концепция, которая отразила значение Нижнего Новгорода в профессиональной, личной и социальной жизни великого русского певца. Приехав сюда впервые в 1896 г., он на много лет связал свою работу, творчество, личную жизнь и дружбу с городом. «Нижний сразу очаровал меня своей оригинальной красотой, стенами и башнями кремля, широтою водного пространства и лугов», — так описал город Ф. И. Шаляпин в своей книге «Страницы из моей жизни»2. Подобранные материалы оформились в триаду «театр, любовь и дружба», которые по-новому раскрывали пребывание Шаляпина в Нижнем Новгороде и его мировую славу.

Особое внимание на выставке было уделено теме нижегородского театра. Его история начинается с крепостного театра князя Н. Г. Шаховского3, открытого в конце XVIII в. Значимым местом, связывающим город с именем великого певца, был старейший, не сохранившийся до наших дней Ярмарочный театр. На его сцене выступали выдающиеся артисты: А. Олдридж, Л. Собинов, Медея и Николай Фигнер. Федор Шаляпин неоднократно приезжал в театр на гастроли. Продолжением театральных традиций стало строительство в 1896 г. нового Николаевского театра на улице Боль-

1 Лотман, 1987. С. 56.

2 Шаляпин Ф. И. 1966. Повести о жизни. Пермь: Пермское книжное издательство. С. 126.

3 Беляков Б. Н. 1967. Летопись Нижегородского — Горьковского театра. Горький: Волго-Вятское книжное издательство. С. 12.

шой Покровской, который до сих пор украшает город. Нижегородские театры стали теми местами, где произошли знаменательные и судьбоносные встречи начинающего артиста. В Николаевском театре он встретился с меценатом С. И. Мамонтовым и попал под его покровительство. Здесь же, на репетиции, Шаляпин пропел признание в любви итальянской балерине Иоле Торнаги, которая впоследствии стала его женой. В 1901 г. в Ярмарочном театре состоялась встреча с А. М. Горьким, благодаря дружбе с которым появился Народный дом (сейчас это здание Театра оперы и балета им. А. С. Пушкина). Развитием темы театра стал раздел выставки о сценической работе Федора Ивановича Шаляпина. Театральный грим, сценические костюмы, фотографии, запечатлевшие его в оперных ролях, эскизы декораций к оперным спектаклям должны были подчеркнуть диапазон художественного проникновения в образ и искусство перевоплощения артиста. Невозможно было представить выставку без звучания голоса Федора Ивановича. Поэтому один из разделов был посвящен истории граммофонов, звукозаписи и пластинок, записанных при жизни Федора Ивановича Шаляпина. С помощью современных мультимедиасредств публике была предоставлена возможность услышать звучание голоса певца.

Тема дружбы и общественных взглядов Шаляпина была раскрыта в разделе выставки, посвященный нижегородской интеллигенции и особому явлению — «шаляпинской» школе. Самую интересную для посетителей и сложную в представлении тему личной жизни певца предполагалось осветить через предметы быта начала ХХ в.

Для реализации задач выставочного проекта была проведена работа по анализу фондов музея-заповедника. Несмотря на обширность музейной коллекции, предметов, связанных с Ф. И. Шаляпиным, было немного. Письменных источников о посещении Ф. И. Шаляпиным усадьбы Рукавишниковых в настоящее время не найдено.

В коллекции музея имеются фотографии, печатная продукция, мемориальные вещи, связанные с жизнью и творчеством певца.

Наиболее широко представлены фотографические изображения певца. Для проекта были отобраны работы нижегородского фотографа М. П. Дмитриева (1858-1948), который с 1896 г. был лично знаком с певцом и фотографировал его в своей студии. Знакомство в последующем перешло в дружбу. Дмитриеву принадлежит первый совместный фотопортрет Федора Шаляпина и его будущей жены Иолы Торнаги, итальянской балерины, приехавшей в Нижний Новгород для выступления на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, а также серия снимков, запечатлевших Ф. И. Шаляпина во время его приездов в город, в том числе совместно с А. М. Горьким и другими представителями нижегородской интеллигенции. Интерес представляют два снимка с изображениями Ф. И. Шаляпина и А. М. Горького в 1903 г., в период расцвета их дружбы4. М. Дмитриев сфотографировал друзей в двух видах — без шляп и в шляпах (рис. 1, 2).

Центральным экспонатом выставочного проекта стал фотографический портрет Ф. И. Шаляпина с его личным автографом, подаренный в 1906 г. Н. Г. Степанову, директору шаляпинской школы, с дарственной надписью: «Искренние пожелания милым деткам шаляпинской школы. "Да здравствует солнце, да скроется тьма"» (Из Пушкина). 25 декабря 1906 г. в Москве» (рис. 3).

4 Коллар В. П. 1991. 187 дней из жизни Шаляпина. Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство. С. 77.

Рис. 1. А. М. Горький и Ф. И. Шаляпин. Фотограф Рис. 2. А. М. Горький и Ф. И. Шаляпин. Фотограф М. П. Дмитриев. 1903 г. Из коллекции НГИАМЗ М. П. Дмитриев. 1903 г. Из коллекции НГИАМЗ (Г0М-15592/10) (ГОМ-15592/11)

Рис. 3. Фотопортрет Ф. И. Шаляпина. 1906 г. Из коллекции НГИАМЗ (ГОМ-17478)

На рубеже Х1Х-ХХ вв. было популярно коллекционировать открытки с изображениями известных артистов, поэтому печатная продукция широко представлена в собрании музея. Она включает в себя открытки с фотопортретами певца в разных оперных ролях. Для более широкого знакомства публики с творчеством Ф. И. Шаляпина музеем была приобретена дополнительная печатная продукция. Интересным предметом стал альбом, изготовленный промышленным способом, с изображением певца и надписью «Ф. И. Шаляпин». Альбом был сделан специально для хранения открыток с изображениями любимого артиста.

Оригинальными образцами печатной продукции на выставке стали бумажные обертки от конфет «Шаляпин» Паровой фабрики А. Бежо. В коллекции НГИАМЗ хранится три обертки. На них артист изображен в ролях Фарлафа (рис. 4), Ивана Грозного (рис. 5) и Дон Кихота (рис. 6). Премьера оперы «Дон Кихот» состоялась 19 февраля 1910 г. в Опере Монте-Карло. Постепенно «Дон Кихот» завоевал ши-

Рис. 4. Конфетная обертка «Шаляпин (Фарлаф)». Рис. 5. Конфетная обертка «Шаляпин (Иоанн Начало ХХ в. Из коллекции НГИАМЗ Грозный)». Начало ХХ в. Из коллекции

(ГОМ-27035/107) НГИАМЗ (ГОМ-27035/157)

Рис. 6. Конфетная обертка «Шаляпин (Дон Кихот)». Начало ХХ в. Из коллекции НГИАМЗ (Г0М-27035/158)

рокое признание в театрах всего мира. Вероятно, конфетные обертки относятся к 1910-м годам ХХ в. Учитывая известность Шаляпина, можно предположить, что продукция фабрики Бежо пользовалась популярностью.

Театральная программа к открытию Николаевского театра на улице Большая Покровская связана с датой первого посещения Ф. И. Шаляпиным Нижнего Новгорода. Торжественное событие состоялось 14 мая 1896 г., в честь него была дана опера «Жизнь за царя», в которой главную партию Ивана Сусанина исполнял молодой солист Мариинского театра Федор Шаляпин. На выставке представлена фотография с изображением Ф. И. Шаляпина в роли Ивана Сусанина (1901).

Для выставки был выбран еще один уникальный документ, относящийся к 1990 г. — листовка Горьковского отделения Советского фонда культуры о сборе средств на памятник Ф. И. Шаляпину в городе Горьком. Для чего в Жилсоцбанке города был открыт специальный счет. События совпали с большими изменениями в стране, и проекту не суждено было завершиться.

Из мемориальных предметов, хранящихся в фондах НГИАМЗ, на выставке была представлена деревянная трость с ручкой из рога оленя, подаренная Шаляпиным рабочему сцены Ярмарочного театра, а также небольшой изящный костяной веер с росписью на пасторальные сюжеты, по легенде, подаренный Ф. И. Шаляпиным актрисе Мариинского театра Е. А. Кузнецовой. В музей веер был передан ее невесткой С. И. Круковской.

Еще одним свидетельством нижегородского периода жизни певца можно считать дневник Ф. М. Каменского, совладельца пароходной компании «Братья Каменские». Дневник был найден в 1973 г. в городе Горьком в бывшем доме Каменских на Верхневолжской набережной вместе с семейной коллекцией предметов декоративно-прикладного искусства. В записях от 16 сентября 1901 г. говорится о посещении Ф. И. Шаляпиным и А. М. Горьким перед их отъездом в Москву дома Каменских в Канавино. Во время визита гости осмотрели уже тогда известную коллекцию и приняли участие в небольшом застолье.

Несмотря на интересные предметы из фондов музея, к сожалению, в полной мере оценить роль Ф. И. Шаляпина в русской культуре и отразить его связь с Нижним Новгородом не представлялось возможным. Поэтому было решено обратиться к социокультурному сообществу города и привлечь его к совместной реализации проекта, посвященного юбилею артиста.

В 1901 г., познакомившись в Нижнем Новгороде с Алексеем Максимовичем Горьким5, Шаляпин сразу вошел в круг дел и планов нижегородской интеллигенции. Тогда ее представляли малоизвестные, но впоследствии выдающиеся деятели русской и советской культуры: Е. Н. Чириков (1864-1932) — публицист и писатель; П. П. Малиновский (1869-1943) — нижегородский архитектор, в будущем председатель комиссии Моссовета по охране памятников искусства и старины, гражданский комиссар Московского Кремля; Е. К. Малиновская (1875-1942) — жена П. П. Малиновского, с 1918 г. управляющая московскими государственными театрами, а с 1935 г. — директор Большого театра; Н. Н. Иорданский (1863-1941) — председатель Общества распространения начального образования в Нижнем Новгороде, консультант Н. К. Крупской, с 1921 г. член коллегии Наркомпроса (Народный комиссариат

5 Блохина В., Либединская Л. 1972. Горький в родном городе. М.: Детская литература. С. 164.

Рис. 7. А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин и представители нижегородской интеллигенции на открытии Народного дома. Фотограф М. П. Дмитриев. 1903 г. Из коллекции НГИАМЗ (ГОМ-15593/16)

просвещения РСФСР) и заведующий Главсоцвосом (Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей при Наркомпросе РСФСР), профессор педагогики Второго Московского государственного университета. В начале ХХ в. нижегородская интеллигенция пыталась решить социальные проблемы путем распространения начального образования среди рабочих и крестьян. Для этих целей задумано было построить Народный дом, который стал бы местом сосредоточения просветительской работы. Федор Иванович Шаляпин дал три концерта в пользу строительства, и 5 сентября 1903 г. в торжественной обстановке Народный дом был открыт на окраине Нижнего Новгорода (рис. 7).

Здание Народного дома построено по проекту и под надзором архитектора П. П. Малиновского. На выставке представлены эскизы фасада в классическом стиле из фондов НГИАМЗ. Но от первоначального проекта были вынуждены отказаться из-за дороговизны.

Первым партнером проекта стала МБОУ «Школа № 140» Приокского района Нижнего Новгорода. За официальным названием скрывается богатая история школы имени Ф. И. Шаляпина, «подаренной» певцу еще в 1903 г.6

6 Весницкий, 2012.

Во время торжественного открытия Народного дома произошло знаменательное событие. Н. Н. Иорданский, член правления Общества распространения начального образования в Нижнем Новгороде, объявил, что в благодарность за участие в строительстве зданию присваивают название школы имени Ф. И. Шаляпина в Нижегородской губернии7. Здания для самой школы еще не было, оно существовало только на рисунках архитектора П. П. Малиновского. Временно школа располагалась на даче бывшего поручика, Николая Григорьевича Степанова, в деревне Александровка, близ Нижнего Новгорода. Помещение было небольшим, места для занятий не хватало, поэтому остро стоял вопрос большого и приспособленного помещения. Здание школы было построено и оснащено на средства Ф. И. Шаляпина в 1907 г. Уникальная школа существовала до 1960-х годов, затем пришла в негодность, была снесена, и на ее месте построена типовая школа, которая открылась в 1964 г. В 1965 г. в новой школе стараниями Ирины Федоровны Шаляпиной и группы участников Общества старых нижегородцев, в том числе детей и внуков Н. Г. Степанова, был открыт первый в СССР музей Ф. И. Шаляпина. Туда попали уникальные экспонаты. Администрация школы на протяжении многих лет сохраняла музей, на его базе и сейчас ведется большая воспитательная работа. Ежегодно здесь проходят выступления с участием артистов Горьковского, а теперь Нижегородского театра оперы и балета, исполняющих репертуар Ф. И. Шаляпина, проводятся экскурсии. Отдаленность школы от культурного центра и особые условия посещения не давали возможность увидеть экспонаты большему количеству людей. Поэтому администрация школы пошла навстречу предложению НГИАМЗ принять участие в совместном проекте. Была проведена работа по отбору предметов, дополнительному их изучению и транспортировке. Самым значимым экспонатом, переданным «шаляпинской» школой на выставку в музей, стала скульптурная майоликовая композиция «Горе и Радость» («Сирин и Алконост») (рис. 8). Это был подарок артистов Большого театра Федору Шаляпину к 25-летию его творческой деятельности, сделанный 26 сентября 1915 г.8

Скульптурная группа представляет большой интерес, так как художественная керамика Строгановского училища — яркое явление в декоративно-прикладном искусстве России последней трети XIX — начала XX в. В керамике училища отразились эстетические искания того времени. Важно также отметить, что деятельность мастерских при Художественно-промышленном музеуме Строгановского училища изначально была коммерческой. В начале ХХ в. возникает много задач, связанных с архитектурным декором зданий, в связи с этим «гончарная мастерская Музеума получает заказы на изготовление наружной декоративной майолики, скульптуры, печей и каминов, надгробных памятников, фонтанов»9. Предположительно скульптурная группа «Горе и Радость» — работа Клавдии Михайловны Закхеевой (14.11.1881-?) — художника-керамиста10, ученицы талантливого педагога, скульптора Н. А. Андреева11. Ей принадлежала также работа «Керамический фонтан с аллегорической группой», которая экспонировалась на Всероссийской выставке

7 Коллар В. П. 1991. С. 173.

8 И-н Е. 1915. 25-летие сценической деятельности Ф. И. Шаляпина. Рампа и жизнь 40: 4-5.

9 Трощинская, 2005. С. 38.

10 Исаев, 2005. С. 45.

11 Новикова, 2010. С. 46.

Рис. 8. Фрагмент выставки «Федор Шаляпин — живой и близкий». В центре — композиция «Горе и Радость». Усадьба Рукавишниковых, НГИАМЗ. Фото И. В. Мельник. 2023 г.

в Киеве в 1913 г.: «.. .наибольший художественный интерес представляют майолич-ные фигуры-столбы в первом зале и особенно фонтан, сама композиция которого так хороша (Сирин и Алконост)»12. На скульптуре стоит клеймо Строгановского училища, которое использовалось с 1881 до 1900 г. По мнению А. В. Трощинской, доктора искусствоведения, главного хранителя музея Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова, которое она высказала в личной переписке с сотрудниками Нижегородского музея-заповедника, это копия работы К. М. Закхеевой. Но более раннее клеймо 1881-1900 гг. Строгановского училища ставит новые вопросы по поводу авторства и датировки этой работы. Долгое время скульптурная группа хранилась в Большом театре вместе с дарственной надписью: «Светочу русского искусства Ф. И. Шаляпину». Скорее всего, после лишения Ф. И. Шаляпина звания народного артиста Республики в 1927 г. памятная табличка была снята, а во время ремонта Большого театра скульптуру забрала к себе И. Ф. Шаляпина. Вероятно, поспособствовала этому Е. К. Малиновская, старый друг семьи Шаляпиных, с 1935 по 1942 г. возглавлявшая Большой театр. В 1965 г. И. Ф. Шаляпина подарила скульптуру музею «шаляпинской» школы13.

12 Трощинская, 2006. С. 80.

13 Цирульников А. 2019. С Александром Огнивцевым по шаляпинским местам. URL: https:// opentextnn.ru/history/semejnye-arhivy/osn/collections/tom-38/razdel-6-iz-lichnyh-vospominanij/ (дата обращения 01.06.2023).

Скульптурная группа, сценические костюмы Горьковского театра оперы и балета середины ХХ в., периодические издания начала ХХ в., предоставленные школой, обогатили и расширили предметный ряд и задали новый вектор построения выставки к 150-летию Ф. И. Шаляпина.

Еще одной организацией, к которой обратились сотрудники НГИАМЗ в ходе реализации проекта, стала Нижегородская региональная общественная организация (НРОО) «Культурный центр памяти Ф. И. Шаляпина». Центр был открыт в Нижнем Новгороде в 1993 г. Первым председателем его стал солист Нижегородского театра оперы и балета А. С. Правилов. Свою задачу центр изначально видел в сборе, изучении и распространении знаний о жизни и творчестве артиста. С 2003 г. председателем организации становится правнук Н. Г. Степанова, первого директора «шаляпинской» школы, преподаватель Нижегородского государственного технического университета А. В. Весницкий. Под его руководством были установлены связи со всеми представительствами Шаляпинского центра, которые работали в десяти городах, стал регулярно проводиться шаляпинский фестиваль на Моховых горах. В 2012 г. в городе Бор был открыт памятник А. М. Горькому и Ф. И. Шаляпину скульптора А. А. Горшкова. В это время в работе Шаляпинского центра принимал активное участие исследователь из Санкт-Петербурга Ю. А. Пономаренко, издавший в 2020 г. в издательстве «Деком» книгу «Дорогой папочка! Ф. И. Шаляпин и его дети». С 2016 г. руководителем НРОО «Культурный центр памяти Ф. И. Шаляпина» стала О. Э. Градобоева. Ольга Эдуардовна приняла приглашение к участию в выставочном проекте НГИАМЗ и предоставила из личной «шаляпинской» коллекции экспонаты, которые дополнили разделы, рассказывающие о творчестве и личной жизни великого артиста, — письма итальянских импресарио, адресованные Шаляпину, а также его личное письмо своему другу П. П. Кознову 1903 г.14

В разделе выставки, посвященной творчеству певца, публике были представлены уникальные пластинки с записью его голоса. Из фондов музея экспонировались пластинки 1907 и 1910 гг. фирмы «Граммофон». Шаляпинский центр предоставил пластинку 1919 г. завода «Памяти 1905 года». Это пробная пластинка с личной подписью Ф. И. Шаляпина: «Экс. № 0110 I и II сторона. Наименов. Дон Кихот. Массне. Исполнит. Ф. И. Шаляпин. Продаже не подлежит». Еще посетителям был предъявлен уникальный диск из последнего восточного турне певца фирмы Victor Record Lovers Society (Япония, 1935 г.) с надписью «Bass Solo with Piano. Song of the flea (Goethe-Moussorgsky). Feodor Chaliapin. Bass. Piano accomp. by G. Godzinski».

Благодаря сотрудничеству с Шаляпинским центром состоялась встреча с М. А. Чириковым, правнуком писателя Е. Н. Чирикова, собирателем и хранителем истории семьи. Чириковы были знакомы с Шаляпиными еще в казанский период, мать Федора Ивановича была кормилицей одного из сыновей казанского дворянина Н. А. Чирикова — отца будущего писателя. Сам писатель много лет дружил с Федором Шаляпиным, был непосредственным участником событий начала ХХ в. в среде нижегородской интеллигенции. Сотрудники музея имели возможность познакомиться с неопубликованной рукописью об общении двух семей в Москве дочери писателя Новеллы, записанной с ее слов в 1964 г. в Нью-Йорке. Интересная встреча с Шаляпиным произошла у Валентины Георгиевны Чириковой, внучки

14 Котляров, Гармаш, 1988. С. 238.

Рис. 9. Фрагмент выставки «Федор Шаляпин — живой и близкий». Усадьба Рукавишниковых, НГИАМЗ. Фото И. В. Мельник. 2023 г.

писателя. В 1932 г., в пятилетнем возрасте, в Праге она побывала на выступлении великого русского певца15. В 2023 г. Валентине Георгиевне исполнилось 95 лет, она одна из немногих живущих ныне людей в нашей стране и за рубежом, которые видели и слышали выступления Шаляпина.

В результате всестороннего сотрудничества музея-заповедника с социокультурным сообществом был создан целый комплекс музейных мероприятий, посвященных юбилейной дате. Построена выставка «Федор Шаляпин — живой и близкий» в главном здании Нижегородского музея-заповедника (рис. 9). Для более широкого знакомства публики с творчеством певца разработана и оформлена передвижная планшетная выставка для демонстрации в музеях Нижегородской области.

10 февраля 2023 г. состоялось торжественное открытие выставки, которое собрало нижегородцев и гостей из других городов России, любителей творчества Ф. И. Шаляпина. Сотрудники музея представили обширную программу, рассказывающую о разных аспектах творчества выдающегося певца. Генеральный директор НГИАМЗ Ю. В. Филиппов рассказал о средствах звукозаписи начала ХХ в. и продемонстрировал звучание произведений певца на граммофонных пластинках и граммофонах эпохи Шаляпина. Был показан документальный фильм «187 дней из жизни Ф. И. Шаляпина», созданный совместно музеем-заповедником и режиссером С. Мазиным, о пребывании певца на Нижегородской земле. Широкой публи-

15 Чирикова В. Г. 2015. Голубь с волжских берегов. Казань 7: 77-81.

ке фильм был представлен в феврале 2023 г. в Москве, в ходе пресс-конференции ТАСС, посвященной презентации мероприятий к 150-летию со дня рождения Ф. Шаляпина. Гости, посетившие выставку, среди которых были потомки Н. Г. Степанова, Е. Н. Чирикова, ученики «шаляпинской» школы, представители шаляпинского общества Москвы, смогли услышать репертуар Ф. И. Шаляпина в исполнении солиста Нижегородского и Самарского театров оперы и балета, лауреата Международного конкурса «Золотая Сибирь», Международного конкурса «Звезды оперы» Максима Сударева.

Празднование юбилея не ограничилось выставочным проектом. В результате сотрудничества сложилось общее понимание важности рассказа о творчестве и жизни певца. Поэтому были подготовлены новые мероприятия. Проведен кинопоказ фильма «Россия мне снится редко» московского кинодокументалиста В. А. Федорченко. Фильм снят на Центральной студии документальных фильмов Москвы в 1991 г. В рамках лектория «Музейная среда» прочитана лекция «Голос эпохи», состоялись театрально-музыкальные встречи, в том числе на традиционном музыкальном фестивале «Шаляпинские встречи» на Моховых горах.

Обобщая опыт работы, можно сказать, что реализация юбилейного проекта требует широкого изучения возможностей общественного пространства. Невозможность глубоко научно проработать все темы музеями приводит к поиску актуальной информации в социокультурной среде. В настоящее время недооцененными остаются такие социокультурные институты, как школьные музеи, библиотеки, частные коллекции и общественные объединения. Именно они являются собирателями и хранителями актуального исторического материала в разных сферах, привлечение их становится одним из условий успешной реализации проекта.

Опыт подготовки выставки «Федор Шаляпин — живой и близкий» позволил выделить несколько этапов взаимодействия, которые могут стать универсальными при подготовке других проектов. На подготовительном этапе проводится мониторинг общественного пространства, исследование потребностей проекта, возможностей социокультурных институтов. На основе полученных данных формируется запрос на привлечение в качестве дополнительного ресурса тех или иных партнеров. На административном уровне определяются общие цели, ценности и ресурсные базы сторон. Определение общих целей взаимодействия является важным фактором для построения партнерства. Затем заключается договор о сотрудничестве, регламентирующий деятельность, работу специалистов и представителей организаций. Значимым становится этап проектирования взаимодействия, на котором партнеры разрабатывают план реализации проекта, включающий этапы реализации, локации, сферы и площадки для коммуникации, список предоставляемых предметов. На этапе реализации проекта со стороны участников и координатора производится текущий контроль деятельности в рамках социокультурного взаимодействия, оказывается сопровождение деятельности, вносятся своевременные коррективы. Важным является аналитический этап, в ходе которого дается оценка эффективности участниками, оценка дополнительных возможностей и формируются новые предложения для пролонгации проекта.

Подводя итоги, можно сказать, что включение социокультурного сообщества в работу над проектом «Федор Шаляпин — живой и близкий» позволило актуализировать исторические события, связанные с пребыванием певца на нижего-

родской земле, дополнить имеющиеся сведения новыми фактами, представить широкой публике мемориальные вещи. Общественность также приняла активное участие в подготовке мероприятий, посвященных творчеству и жизненным вехам артиста. Реализация проекта показала, что и сегодня великий русский певец, артист, писатель и гражданин своего Отечества остается «живым и близким» для многих соотечественников.

Литература

Весницкий А. В. 2012. Первая школа им. Ф. И. Шаляпина найдена! URL: https://opentextnn.ru/history/ semejnye-arhivy/osn/collections/tom-37/razdel-6-kraevedcheskie-issledovanija/ (дата обращения: 31.05.2023).

Исаев П. Н. 2005. Керамисты Строгановки. Ученики и преподаватели, работавшие в керамике. Биографии и указатель работ. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования 32: 4547. URL: https://antiqueland.ru/articles/1405/ (дата обращения: 11.06.2023). Котляров Ю., Гармаш В. 1988. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. Л.: Музыка. 2-е изд., доп.

Лотман Ю. 1987. Пушкин 1999 года: Каким он будет? Таллин 1: 56.

Новикова О. 2010. Майолика и фаянс Императорского Строгановского училища. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования 77 (06): 46. URL: https://antiqueland.ru/articles/417/ (дата обращения: 11.06.2023). Трощинская А. 2005. Керамика и керамисты Строгановки. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования 32 (11): 38. URL: https://antiqueland.ru/articles/1405/ (дата обращения: 31.05.2023).

Трощинская А. 2006. Русский модерн в керамике Строгановки. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования 38 (06): 80. URL: https://antiqueland.ru/articles/864/ (дата обращения: 11.06.2023).

Статья поступила в редакцию 4 июля 2023 г.; рекомендована к печати 15 октября 2023 г.

Контактная информация:

Мельник Ирина Викторовна — ст. науч. сотр.; melnira@mail.ru

Experience of socio-cultural interaction within the framework of the exhibition project "Feodor Chaliapin — alive and close"

I. V. Melnik

Nizhny Novgorod State Historical and Architectural Museum Reserve, 7, Verkhne-Volzskaya nab., Nizhny Novgorod, 603005, Russian Federation

For citation: Melnik I. V. 2023. Experience of socio-cultural interaction within the framework of the exhibition project "Feodor Chaliapin — alive and close". The Issues of Museology 14 (2): 275-288. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.211 (In Russian)

The article deals with aspects of the museum's socio-cultural interaction with partner organizations within the framework of the exhibition project of Nizhny Novgorod State Historical and Architectural Museum Reserve "Feodor Chaliapin — alive and close", realized to the 150th anniversary of the singer's birth. The emphasis is on the preservation and presentation of personal heritage. It is of great importance for the community of memory defining socio-cultural identity both in the individual life and the whole society. The modern museum is presented as a center of information, culture, scientific and artistic life, a meeting place for various age,

social, professional and ethnic groups. Within these aspects changes are shown in the social role of the museum, the restructuring of the forms and methods of work aimed at improving the efficiency of the museum interaction with the socio-cultural community and visitors. The museum initiated collaboration with educational and cultural organizations and institutions, private researchers to preserve cultural memory and actualization of the heritage of F. I. Chali-apin. Features and results of this work were analyzed in the article. There were presented examples of searching for partners, points of interaction with them, and nuances of development and realization the exhibition concept. The stages of selection and scientific study of exhibits, their preparation for the exhibition, integration of partner's items into the exhibition space were represented. The article provides an overview of local events, processes, people's biography who were in the circle of F. I. Chaliapin. It tells about the exhibits which have memorial and historical value. The article summaries the results of cooperation in the exhibition and media communication activities of the museum. It also considers the effect of prolongation of the interaction, which is expressed in increasing of the number of events and attracting of the public attention to this topic.

Keywords: anniversaries, Feodor Chaliapin, collaboration, exhibits, local history, Nizhny Novgorod State Historical and Architectural Museum, interaction.

References

Isaev P. N. 2005. Ceramists of Stroganovka. Students and teachers who worked in ceramics. Biographies and index of works. Antikvariat, predmety iskusstva i kollektsionirovaniia 32: 45-47. Available at: https:// antiqueland.ru/articles/1405/ (accessed: 11.06.2023). (In Russian)

Kotliarov Iu., Garmash V. 1988. Chronicle of the life and work of F. I. Chaliapin. 2nd ed., exp. St. Petersburg: Muzyka Publ. (In Russian)

Lotman Iu. 1987. Pushkin 1999: What will he be like? Tallin 1: 56. (In Russian)

Novikova O. 2010. Majolica and faience of the Imperial Stroganov School. Antikvariat, predmety iskusstva i kollektsionirovaniia 77 (06): 46. Available at: https://antiqueland.ru/articles/417/ (accessed: 11.06.2023). (In Russian)

Troshchinskaia A. 2005. Ceramics and ceramists of Stroganovka. Antikvariat, predmety iskusstva i kollektsionirovaniia 32 (11): 38. Available at: https://antiqueland.ru/articles/1405/ (accessed: 31.05.2023). (In Russian)

Troshchinskaia A. 2006. Russian Art Nouveau in Stroganovka ceramics. Antikvariat, predmety iskusst-va i kollektsionirovaniia 38 (06): 80. Available at: https://antiqueland.ru/articles/864/ (accessed: 11.06.2023). (In Russian)

Vesnitskii A. V. 2012. First school named after. F. I. Chaliapin has been found! Available at: https://opentextnn. ru/history/semejnye-arhivy/osn/collections/tom-37/razdel-6-kraevedcheskie-issledovanija (accessed: 31.05.2023). (In Russian)

Received: July 4, 2023 Accepted: October 15, 2023

Author's information:

Irina V. Melnik — Senior Researcher; melnira@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.