Научная статья на тему 'Шаляпинский зал уфимского института искусств: обретение имени. К 145-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина'

Шаляпинский зал уфимского института искусств: обретение имени. К 145-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
190
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЁДОР ШАЛЯПИН / ШАЛЯПИН В УФЕ / ШАЛЯПИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / БОРИС ТОРИК / ГАЛИНА БЕЛЬСКАЯ / FEODOR CHALIAPIN / CHALIAPIN IN UFA / THE CHALIAPIN MOVEMENT / BORIS TORIK / GALINA BELSKAYA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпова Елена Константиновна

Февраль 2018 года отмечен памятной датой 145-летием со дня рождения великого Фёдора Шаляпина. Двумя годами ранее исполнилось 125 лет со дня выступления артиста в Уфе на сцене Концертного зала Дворянского собрания (ныне здание Уфимского государственного института искусств). Долгий и многотрудный для отечественной культуры процесс возвращения славы великого певца на Родину наблюдается на примере Башкортостана. Высвечиваются страницы истории, связанные с оперным дебютом Шаляпина в антрепризе С. Я. Семёнова-Самарского (1890/91), концертным выступлением на вечере Общества любителей пения, музыки и драматического искусства. Реабилитация имени великого певца в годы после Второй мировой войны происходила в непростых условиях. В увековечивании памяти Шаляпина в Уфе важна роль музыканта и художника, обладателя баса, заслуженного деятеля искусств БАССР Бориса Яковлевича Торика. Благодаря его деятельности первой в стране была установлена мемориальная доска в честь Ф. И. Шаляпина на здании бывшего уфимского Дворянского собрания (1967). Активную деятельность Уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра (1992) много лет направляла лидер Шаляпинского движения в республике Галина Александровна Бельская. Значителен ряд событий, относящихся к истории Концертного зала: присвоение ему имени Шаляпина, обновление мемориальной доски, установка памятника артисту и др. Великий талант гениального певца служит импульсом для появления новых культурных проектов в Башкортостане.February 2018 was marked by a memorable jubilee the 145th anniversary of the birth of the great Feodor Chaliapin. Two years earlier, 125 years have passed since the performance of the artist in Ufa on the Stage of the Concert Hall of the Nobility Assembly (presently the building of the Ufa State Institute of the Arts). The lengthy process, one that is very laborious for Russian culture, of returning the fame of the great singer to his homeland may be observed on the example of Bashkortostan. The pages of history connected with Chaliapin’s operatic debut in the private theatrical enterprise of Semyon Semyonov-Samarsky (1890/91), the solo performance at a concert of the Society of Fans of Singing, Music and Dramatic Art. The rehabilitation of the name of the great singer in the years after World War II took place in complex conditions. A great role in the immortalization of the memory of Chaliapin in Ufa was played by musician and artist, bass singer, Merited Activist of the Arts of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic Boris Yakovlevich Torik. As a result of his initiative for the first time a memorial tablet in honor of Feodor Chaliapin was put up on the wall of the former Ufa Nobility Assembly (1967). Active work of the Ufa Branch of the International Chaliapin Center (1992) was directed for many years by the leader of the Chaliapin movement in the republic Galina Alexandrovna Belskaya. A considerable number of events connected with the history of the Concert Hall: its being named after Chaliapin, the renovation of the memorial tablet, mounting of a statue of the artist, etc. The great talent of the ingenious singer serves as an impulse for emergence of new cultural projects in Bashkortostan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шаляпинский зал уфимского института искусств: обретение имени. К 145-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина»

крупные культурные центры, как Астана, Алмата, Санкт-Петербург, Оренбург, Челябинск, Магнитогорск, Сибай.

Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмаги-лова в официальных рейтингах стабильно характеризуется как авторитетный, отвечающий куль-

турным интересам и потребностям вуз России и Башкортостана. Даже некоторые из перечисленных здесь достижений нашего института лишний раз наводят на мысль, что показатели официальных рейтингов художественного вуза не способны держаться лишь на формальных сведениях и дан-

ных. В их глубине таится неформа-лизуемая энергия художественно-творческого созидания, которая, как мы убеждены, будет и дальше вести наш коллектив к новым высотам художественного творчества, на которые институт обязательно взойдет в ближайшие годы и десятилетия XXI века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асфандьярова А.И. В симфонии искусств, в гармонии успеха // Аккредитация в образовании. 2015. № 2. С. 52-53.

2. Галяутдинов И. Г., Шуранов В.А. Региональный вуз искусств в условиях реформирования образования // Проблемы востоковедения. 2009. № 1 (43). С. 94-97.

LITERATURA

1. Asfand'yarova A.I. V simfonii iskusstv, V дагтопм uspekha // Akkreditaciya V obrazovanii. 2015. № 2. Б. 52-53.

2. Galyautdinov I. G, Shuranov V. А. RegionaL'nyj vuz iskusstv V usLoviyah гейзгтлгс^атуа obrazovamya//ProbLemy vostokovedeniya. 2009. № 1 (43). Б. 94-97.

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.04.P.62

УДК 78.01

Е. К. Карпова,

Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова

Шаляпинский зал Уфимского института искусств: обретение имени

К 145-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина

Среди огромного массива исторических мест, связанных с именем великого Фёдора Шаляпина, выделяется Уфа - город, где состоялся дебют артиста на профессиональной оперной сцене. С того памятного события, состоявшегося в декабре 1890 года, минуло около 130 лет. И почти столько же времени прошло со дня выступления Ф. Шаляпина на сцене Концертного зала в здании Дворянского собрания, где ныне находится Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова.

Здание Дворянского, или Депутатского дворянского собрания, построенное в 1856 году по проекту архитектора А. А. Гропиу-са, являлось центром общественной и культурной жизни Уфы.

Историческое здание УГИИ

© Карпова Е. К., 2018

ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА КАРПОВА

кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова. Сфера научных интересов: музыковедение. Автор 80 научных работ

Февраль 2018 года отмечен памятной датой - 145-летием со дня рождения великого Фёдора Шаляпина. Двумя годами ранее исполнилось 125 лет со дня выступления артиста в Уфе на сцене Концертного зала Дворянского собрания (ныне здание Уфимского государственного института искусств). Долгий и многотрудный для отечественной культуры процесс возвращения славы великого певца на Родину наблюдается на примере Башкортостана. Высвечиваются страницы истории, связанные с оперным дебютом Шаляпина в антрепризе С. Я. Семёнова-Самарского (1890/91), концертным выступлением на вечере Общества любителей пения, музыки и драматического искусства. Реабилитация имени великого певца в годы после Второй мировой войны происходила в непростых условиях. В увековечивании памяти Шаляпина в Уфе важна роль музыканта и художника, обладателя баса, заслуженного деятеля искусств БАССР Бориса Яковлевича Торика. Благодаря его деятельности первой в стране была установлена мемориальная доска в честь Ф. И. Шаляпина на здании бывшего уфимского Дворянского собрания (1967). Активную деятельность Уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра (1992) много лет направляла лидер Шаляпинского движения в республике - Галина Александровна Бельская. Значителен ряд событий, относящихся к истории Концертного зала: присвоение ему имени Шаляпина, обновление мемориальной доски, установка памятника артисту и др. Великий талант гениального певца служит импульсом для появления новых культурных проектов в Башкортостане.

Ключевые слова: Фёдор Шаляпин, Шаляпин в Уфе, Шаляпинское движение, Борис Торик, Галина Бельская.

February 2018 was marked by a memorable jubilee - the 145th anniversary of the birth of the great Feodor Chaliapin. Two years earlier, 125 years have passed since the performance of the artist in Ufa on the Stage of the Concert Hall of the Nobility Assembly (presently the building of the Ufa State Institute of the Arts). The lengthy process, one that is very laborious for Russian culture, of returning the fame of the great singer to his homeland may be observed on the example of Bashkortostan. The pages of history connected with Chaliapin's operatic debut in the private theatrical enterprise of Semyon Semyonov-Samarsky (1890/91), the solo performance at a concert of the Society of Fans of Singing, Music and Dramatic Art. The rehabilitation of the name of the great singer in the years after World War II took place in complex conditions. A great role in the immortalization of the memory of Chaliapin in Ufa was played by musician and artist, bass singer, Merited Activist of the Arts of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic Boris Yakovlevich Torik. As a result of his initiative for the first time a memorial tablet in honor of Feodor Chaliapin was put up on the wall of the former Ufa Nobility Assembly (1967). Active work of the Ufa Branch of the International Chaliapin Center (1992) was directed for many years by the leader of the Chaliapin movement in the republic - Galina Alexandrovna Belskaya. A considerable number of events connected with the history of the Concert Hall: its being named after Chaliapin, the renovation of the memorial tablet, mounting of a statue of the artist, etc. The great talent of the ingenious singer serves as an impulse for emergence of new cultural projects in Bashkortostan.

Key words: Feodor Chaliapin, Chaliapin in Ufa, the Chaliapin movement, Boris Torik, Galina Belskaya.

В 1865 году здесь дебютировала уроженка Уфы, впоследствии всемирно известная пианистка Вера Тиманова [3]. В 1885-1905 году здесь располагалось Общество любителей музыки, пения и драматического искусства. После 1917 года находились Коммунистический клуб, Республиканская Книжная палата, Республиканская библиотека (1930-1960). Далее здание передали Уфимскому училищу искусств, а затем Уфимскому государственному институту искусств (1968), где вуз находится и поныне.

Сезон 1890/1891 годов в антрепризе С. Я. Семёнова-Самарского для юного солиста Ф. Шаляпина стал первым шагом его блестяще-

го творческого пути. Неудивительно, что Концертный зал Уфимского института искусств, стены которого слышали голос певца, стал Шаляпинским (2000). Однако обретение имени, как и возвращение имени Шаляпина на Родину, происходило непросто. Прослеживая этот процесс на примере Башкортостана, можно наблюдать, насколько он был долгим и многотрудным для отечественной культуры. Высветить его узловые моменты - задача данной статьи.

Точкой отсчета в творческой судьбе Фёдора Шаляпина, как было отмечено, стало участие в постановках антрепризы, имевшей громкое название «Русская комическая

опера и оперетта». Историческую оценку эта страница музыкального прошлого получила в капитальном исследовании А. А. Гозенпуда «Русский оперный театр на рубеже Х1Х-ХХ веков и Ф. И. Шаляпин» [4], нашла отражение в «Летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина» [8]. Самым выразительным источником является, безусловно, литературное наследие певца -«Страницы из моей жизни» и «Маска и душа» [12; 11], где в первом случае Шаляпин представляет колоритное описание своей уфимской жизни «в лицах», насыщая его запоминающимися деталями, а во втором - осмысливает свою творческую судьбу с исторической дистанции. Шаляпин напишет, живя за границей, что перед первым выступлением в Ла Скала (1901) он вспомнил волнение, испытанное десятилетием ранее: «...так же, как на первом дебюте в Уфе, в „Гальке", так же не чувствовал под собой сцены» [12, с. 158].

Особый интерес вызывает художественное произведение, созданное по следам уфимского сезона, а именно рассказ Александра Куприна «Гоголь-моголь» (1915). Его основой послужила курьезная история, переданная в разговоре с друзьями самим Шаляпиным (и включенная артистом в книгу «Страницы из моей жизни»). Эпизод уфимского бытия в изложении Куприна несколько отличается от мемуарного повествования, хотя фабула совпадает. В ракурсе данной статьи он приобретает исключительное значение, поскольку местом действия оказывается находящийся в фокусе внимания Концертный зал.

Напомним, что театральное здание, где Шаляпин дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), а затем выступил и еще в нескольких постановках (Неизвестный в «Аскольдовой могиле» А. Верстовского, Феррандо в «Трубадуре» Дж. Верди), не сохранилось. Это еще больше привлекает внимание к Концертному залу и фактам биографии певца, с ним

связанным. Когда театральный сезон 1890/91 годов подходил к концу, молодым артистом заинтересовались музыканты уфимского Общества любителей музыки, пения и драматического искусства, они предложили поддержку и помощь в получении образования, но для начала - участие в музыкально-театральном вечере. Концерты Общества регулярно устраивались в одном из лучших зданий города - Дворянском собрании. Накануне репетиции и произошел случай, составивший основу художественного произведения Куприна. Начинающий артист, у которого сел голос, пользуясь советами окружающих, выходит из положения, употребив гоголь-моголь. Однако весь казус оказывается в том, что детали рецепта ему неизвестны, поэтому юноша выпивает коньяк и закусывает указанными ему ингредиентами (покупая перед этим сахар, лимон, вареные яйца.). Тем не менее (в отличие от реальной истории, когда захмелевшему певцу предложили отправиться домой и прийти на репетицию в другой день) концертное выступление в рассказе проходит успешно. Дей-

ствительно, исполнение в итоге состоялось, и 6 мая 1891 года Фёдор Шаляпин спел на сцене Концертного зала Дворянского собрания. Он выступил в сцене из оперы А. Рубинштейна «Демон», представив басовую партию Старого слуги. Парадная чугунная лестница, по которой артист поднимался в зал, существует в первоначальном виде и по сей день.

Концертный зал Дворянского собрания тем самым на долгие годы становится в Уфе главным памятным местом, связанным с творческой жизнью выдающегося певца. Именно здесь впервые состоялось его концертное выступление. При этом, как подчеркивают уфимские краеведы, многое для Шаляпина в том сезоне произошло впервые: первый театральный контракт, оперный и концертный дебюты, первый бенефис, первый автограф, подарки от публики и даже первая в жизни фотография [1].

Прошло несколько десятилетий, прежде чем уфимская страница творческой жизни певца, столь значительная для его последующей судьбы, оказалась увековеченной. После многих горьких лет униже-

Вход в концертный зал имени Фëдора Шаляпина

ния и остракизма (лишения Фёдора Ивановича Шаляпина звания народного артиста, уничижительных характеристик и проч.) начинается очищение прославленного во всем мире образа. Вскоре после войны, в 1948 году, как пишет автор документальной книги В. Н. Дмитриевский, «.в ленинградских и московских домах творческой интеллигенции решаются скромно отметить 75-летие со дня рождения Шаляпина. Оставшиеся в живых современники, друзья, знакомые, партнеры по сцене, просто зрители и поклонники выступают с воспоминаниями, музыковеды читают доклады о жизни и творчестве певца, приглашают публично слушать граммофонные записи» [5, с. 105]. Не далее как через пять лет, 15 февраля 1953 года, 80-летие артиста отмечается уже в Большом театре Союза ССР, где «с высокой трибуны Фёдор Иванович Шаляпин официально провозглашается великим национальным достоянием» [там же]. И при этом, когда в поворотный для страны 1956 год ЦК КПСС и правительство рассматривают предложение о восстановлении Ф. И. Шаляпину звания народного артиста посмертно, до резолюции дело так и не доходит. Официальное постановление об отмене правительственных решений 1927 года будет принято только спустя три с половиной десятилетия (1991). Тень общественного порицания преследовала имя артиста.

«Шаляпинская тема» прочно входит в искусствоведческое поле. Капитальный труд, составленный Е. А. Грошевой (поначалу двухтомник) публикуется в 1957 году. Впервые в нем представлены фрагменты книги «Маска и душа» (но полный текст оказывается доступным широкому читателю только в 1989 году).

В общий нелегкий процесс восстановления славы, доброго имени гениального артиста в 1960-е годы включается Уфа. Главной движущей силой становится яркий музыкант и художник, обладатель баса, заслуженный деятель искусств Башкир-

ской АССР (1981) Борис Яковлевич Торик (1932-1915). Свои первые шаги в искусстве он сделал, будучи учеником живописного цеха Новосибирского театра оперы и балета. А далее - обучение в Ленинградской и Новосибирской консерваториях, Ленинградском высшем промышленном училище. И постоянное стремление выразить себя в музыке и живописи, а при возможности совместить ипостаси в единое целое. В его творческом багаже - 64 оперные партии, выступления на сценах Новосибирска, Перми, Уфы, а также оформление спектаклей, графика. Послужной список Тори-ка включает должности главного художника Башкирского театра оперы и балета (1993-1995), Омского музыкального театра, наконец, профессора Омского университета им. Ф. М. Достоевского. Торик - один из первых исполнителей сольной басовой партии в «Патетической оратории» Г. Свиридова, прозвучавшей под управлением А. Юрлова в Уфе (1962) [13]. Еще - сотрудничество с Башкирским ансамблем народного танца им. Ф. Гаскарова, создание костюмов, ставших визитной карточкой коллектива, многочисленные персональные выставки...

Для него - статного, даровитого, сильного человека - Фёдор Шаляпин был кумиром. Приехав в Уфу в 1962 году, от старожилов Б. Я. Торик узнал о шаляпинском дебюте. Намерение увековечить бессмертное имя захватило его полностью. Оказавшись на должности первого заместителя председателя Башкирского отделения ВТО, он сразу же начал хлопоты. Разыскав дочь Шаляпина, актрису Ирину Фёдоровну Шаляпину-Бакшееву (1900-1978), посвятил ее в свой замысел.

Почти три года понадобилось, чтобы добиться положительного решения. Партийные инструкторы опасались брать на себя ответственность, с постоянной оглядкой на высшие инстанции «прорабатывали» вопрос - совещались, готовили материалы для обсуждений. Б. Торик вспоминал: «В то

Концертный зал имени Фёдора Шаляпина сегодня

время <...> имя певца всячески замалчивалось и, более того, часто официально предавалось анафеме. Вопрос о мемориальной доске проходил через обкомовские инстанции трудно и мучительно. И все же уфимские барьеры равнодушия с помощью тех, кому дорого имя Шаляпина, удалось преодолеть» (цит. по: [10, с. 137]). Приведем еще одно высказывание Бориса Яковлевича: «Она [И. Ф. Шаляпина. -Е.К.] пожертвовала своей артистической карьерой ради памяти отца. Но так и не дождалась, когда в столице откроется Шаляпинский музей. Ее долг стал и моим долгом: в Уфе мы установили мемориальную доску в честь великого русского певца» [9, с. 23].

Рядом с Борисом Яковлевичем оказался надежный помощник -его ровесник, молодой певец, бас, ставший солистом Башкирского театра оперы и балета с ним в один год, - Олег Николаевич Полянский (1931-1995). Артист, ныне, увы, почти забытый, на взлете своей певческой карьеры исполнял ведущие басовые партии.

Открытие первой в стране мемориальной доски памяти Шаляпина

на фасаде здания бывшего Дворянского собрания состоялось 6 февраля 1967 года. Большим событием оказался приезд в зимнюю Уфу Ирины Фёдоровны, которая чувствовала себя счастливой в этот день. На фотографии отца она написала: «Городу Уфа, колыбели творческой жизни моего отца Ф. И. Шаляпина. С благодарностью». В тот же день в Концертном зале состоялся торжественный вечер. Судя по воспоминаниям очевидца событий, известного хорового деятеля М. П. Фоменкова, речей было немного. После вступительного слова музыковеда, историка Л. П. Ата-новой, выступила Ирина Фёдоровна с рассказом об отце. А далее как дань памяти артиста звучали голоса солистов оперного театра, воспитанников хора мальчиков (Хорового общества БАССР) [13, с. 3].

С Ириной Фёдоровной Торик вел переписку много лет. Семья хранит открытку - Шаляпин в роли Мельника, с дарственной надписью: «Дорогому Борису Торику с благодарностью за помощь по увековечиванию памяти моего отца. С пожеланием успеха в искусстве. Ирина Шаляпина. Май 1972 г.» (цит. по: [7, с. 127]).

На Башкирском телевидении через несколько лет был реализован оригинальный проект, появился фильм о С. В. Рахманинове «Я вернусь к тебе, Россия» (1970). Фильм стал своеобразным приношением не только памяти великого русского композитора, но и памяти великого певца, чьи имена возвращались на Родину. Особое место было отведено общению близких друзей, судьбы которых тесно сплелись - С. Рахманинова и Ф. Шаляпина. Образ Шаляпина в телевизионном фильме создал Б. Торик, найдя верные краски для воплощения духовно близкой ему личности артиста. Сохранившиеся фотографии кадров из фильма, отзывы современников позволяют считать эту работу настоящей удачей. Для культуры республики данный факт можно рассматривать как существенный культурный вклад, учитывая значительную аудиторию телезрителей.

Поистине шаляпинское время наступает в послеперестроечные годы.

По всей стране набирает силу шаляпинское движение. Регистрация в августе 1992 года Межрегионального Шаляпинского центра (вскоре принятого в Международный союз музыкальных деятелей) явилась не столько его истоком, сколько консолидацией сил, объединением рассеянных по всей стране различных кружков, обществ, небольших музеев. Причем начало подвижнической работе, как отмечают его организаторы, было положено Ириной Фёдоровной Шаляпиной, тогда как принципиальную поддержку его созданию оказала выдающаяся певица, руководитель Союза музыкальных деятелей И. К. Архипова.

Буквально в том же 1992 году (декабрь) образовалось Уфимское отделение Межрегионального Шаляпинского центра. Оно стало любимым детищем создателя - Галины Александровны Бельской (19272004). Именно ее глубочайшая преданность Шаляпину, убежденность в особой роли Уфы для осознания

артистом своего предназначения послужили импульсом целому ряду значительных в музыкальной культуре республики инициатив. Первая из них при этом была реализована еще до появления организации. Директор и солист Башкирского театра оперы и балета, народный артист РСФСР и БАССР Р. А. Гареев, а также главный дирижер театра, народный артист Республики Башкортостан В. И. Платонов (ныне лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска») при участии Г. А. Бельской в 1991 году основали Международный оперный фестиваль «Шаляпинские вечера в Уфе» (по примеру Казани), который притягивает внимание артистов, дирижеров, публики уже четверть века. Год проведения первого фестиваля оказался воистину знаковым, ведь минуло 100 лет со дня выступления Шаляпина на сцене Концертного зала (и 101 год со дня оперного дебюта). Уже существовала и программа «Ф. И. Шаля-

пин» при Фонде культуры Республики Башкортостан, основанная Г. А. Бельской. Фестиваль собирает множество гостей, принимает видных гастролеров. При этом особенно дорого уфимцам участие земляков, артистов мирового класса - басов Аскара и Ильдара Абдразаковых.

Как и многие другие отделения Шаляпинского центра (а их по России уже насчитывается 13), Уфимское интенсивно трудится. Проведено множество встреч, музыкальных праздников, концертов. Мысль о шаляпинском дебюте привела к организации Открытого регионального конкурса юных вокалистов «Дебют» (с 2000 года), направлением которого стало народное и академическое пение. Местом проведения многих мероприятий избирается Концертный зал Уфимского института искусств. Так, гала-концерт XI конкурса «Дебют» 15 мая 2016 года прошел именно на этой сцене, где 125 лет назад состоялся концертный дебют прославленного артиста.

Уфимским отделением налажены широкие международные связи с поклонниками великого певца во Франции, Италии, Австрии, Польше, США, Сербии и в других странах, в том числе и с потомками Шаляпина [2]. Неповторимое лицо уфимской организации - культурно-образовательная программа «Ф. Шаляпин», охватывающая не только сеть учебных заведений, но даже дошкольные учреждения. Знакомство с жизнью и творчеством певца начинается с самого раннего возраста. Председатель Уфимского отделения Е. П. Замрий - автор программы нравственно-эстетического воспитания дошкольников «Здравствуй, Шаляпин!», а также ряда изданий, предназначенных для знакомства детьми с музыкальной историей Уфы, творческим обликом Ф. Шаляпина.

Важной страницей музыкальной истории стало присвоение Концертному залу УГИИ имени Фёдора Ивановича Шаляпина. Событие было приурочено к 110-й годовщи-

не оперного дебюта и состоялось 11 октября 2000 года после десятилетней реставрации помещения. Издавна одна из лучших концертных площадок города обрела великое имя, словно пережила второе рождение. При полном аншлаге звучали торжественные речи, состоялся концерт. Одновременно была установлена обновленная мемориальная доска, которую украсил барельеф с первой шаляпинской фотографии.

Вновь внесла Уфа свою лепту, увековечив в 2007 году имя Шаляпина установкой памятника артисту. Первым появился его памятник в Казани (1999), после чего в течение нескольких лет присоединяются Гурзуф (2001), Москва (2003). Затем следует уфимский памятник (12 июня 2007 года). Его выполнили художник-монументалист Р. А. Хаса-нов, архитектор К. А. Донгузов. По словам скульптора, он создал образ молодого, никому еще не известного певца, замершего в ожидании реакции публики, только нащупывающего творческий путь, волею судеб начавшийся в Уфе. Место для памятника выбрано красноречивое: рядом со зданием бывшего Дворянского собрания, где установлена мемориальная доска, напротив

Башкирского оперного театра. Хотя здание театра и появилось много лет спустя после приезда Шаляпина в Уфу, однако именно оно ныне является главным очагом музыкально-театральной культуры республики, а значит, носителем того «магического кристалла», которому Шаляпин был верен всю жизнь.

Невозможно в рамках статьи даже вкратце рассказать о тех замечательных музыкантах, кто выступал и выступает на мемориальной сцене Концертного зала. Круг хранителей памяти о Ф. И. Шаляпине расширяется, а исторические даты в наши дни не проходят незамеченными. Так, в июне 2015 года администрация городского округа Уфы приняла долгожданное решение о создании Дома-музея Ф. И. Шаляпина по улице Гоголя (дом № 1), где молодой артист снимал комнату. Появилась надежда, что множество ценных экспонатов, материалов, накопленных энтузиастами, будут доступны для знакомства и что наследие певца тем сильнее воздействует на культурную среду. И сентябрь 2016 года ознаменован значительным событием: рождением нового конкурса - Первого Международного конкурса вокалистов

Здание Дворянского собрания в Уфе в конце XIX века. Ныне корпус УГИИ

Фёдор Шаляпин (1921)

имени Ф. Шаляпина на Грант главы Республики Башкортостан. Его инициаторами выступили Министерство культуры Республики Башкортостан и Башкирский оперный театр, поставившие цель поддержать молодых талантливых исполнителей (конкурс организован в рамках XV Шаляпинского оперного фестиваля). Председатель жюри - народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков. Первые два тура решено проводить, помимо оперного театра, в Концертном зале имени Шаляпина. К счастью, великий талант, прикоснувшийся когда-то к его сцене, служит импульсом для новых поколений.

Примечание. Публикуется с разрешения редакции журнала «Проблемы музыкальной науки».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельская Г. А. Уфа - колыбель творческой жизни Ф. И. Шаляпина // Бельские просторы: проза, поэзия, воспоминания, статьи, эссе / сост. Ю.А. Андрианов, С. Н. Шарипов. Уфа, 1998. С. 258-270.

2. Бельская Г.А. Фёдор Шаляпин - Россия - мир // Республика Башкортостан. 2000. № 1 (6). С. 108-110.

3. Гарипова Н. Ф. Штрихи кпортрету русской пианистки В. В. Тимановой // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С.72-76.

4. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр на рубеже Х1Х-ХХ веков и Ф. И. Шаляпин (1890-1904). Л.: Музыка, 1974.

5. Дмитриевский В.Н. Шаляпин. М.: Молодая гвардия, 2013. (Жизнь замечательных людей).

6. Искусство в эпоху военных испытаний. В память о событиях Первой мировой войны: материалы Пятых открытых Шаляпинских чтений / отв. ред. С. М. Платонова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.

7. Коваль Ю. Н. Талант самородный. Штрихи к творческой биографии заслуженного деятеля искусств Башкортостана Бориса Торика // Бельские просторы. 2008. № 2. С. 126-132.

8. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина: в 2 кн. / сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1988-1989.

9. Луговская В. Осень патриарха (очерк о театральном деятеле и педагоге Борисе Торике) // Омск театральный. 2012. № 30 (52). С. 20-27.

10. Узиков Ю.А. Уфимские страницы биографии Ф. И. Шаляпина // Бельские просторы. 2007. № 11 (108). С. 108-137.

11. Шаляпин Ф.И. Маска и душа // Фёдор Иванович Шаляпин: сб. в 3 т. Т. 1: Литературное наследство. Письма / ред.-сост. и авт. вступ. ст. Е.А. Грошева. 3-е изд., испр. и доп. М., 1976. С. 217-303.

12. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни // Там же. С. 105-216.

13. Фоменков М. П. Воспоминания о Шаляпинском зале. Уфа: РИЦ УГАИ, 2003.

14. Б. Я. Торик: http://torik.su.

LITERATURA

1. Bel'skaja G.A. Ufa - koLybeL' tvorcheskoj zhizni F. I. Shaljapina // Bel'skie prostory: proza, pojezija, vospominanija, stat'i, jesse / sost. Ju.A. Andrianov, S. N. Sharipov. Ufa, 1998. S. 258-270.

2. Bel'skaja G.A. Fjodor Shaljapin - Rossija - mir // Respublika Bashkortostan. 2000. № 1 (6). S. 108-110.

3. Garipova N. F. Shtrihi k portretu russkoj pianistki V.V. Timanovoj // Problemy muzykal'noj nauki. 2014. № 3 (16). S. 72-76.

4. GozenpudA.A. Russkij opernyj teatr na rubezhe XIX-XX vekov i F. I. Shaljapin (1890-1904). L.: Muzyka, 1974.

5. Dmitrievskij V. N. Shaljapin. M.: Molodaja gvardija, 2013. (Zhizn' zamechatel'nyh ljudej).

6. Iskusstvo v jepohu voennyh ispytanij. V pamjat' o sobytijah Pervoj mirovoj vojny: materialy Pjatyh otkrytyh Shaljapinskih chtenij/ otv. red. S. M. Platonova. Ufa: RIC BashGU, 2015.

7. Koval'Ju.N. Talant samorodnyj. Shtrihi k tvorcheskoj biografii zasluzhennogo dejatelja iskusstv Bashkortostana Borisa Torika // Bel'skie prostory. 2008. № 2. S. 126-132.

8. Letopis' zhizni itvorchestva F. I. Shaljapina: v 2 kn. / sost. Ju. Kotljarov, V. Garmash. 2-e izd., dop. L.: Muzyka, 1988-1989.

9. Lugovskaja V. Osen' patriarha (ocherk o teatral'nom dejatele i pedagoge Borise Torike) // Omsk teatral'nyj. 2012. № 30 (52). S. 20-27.

10. UzikovJu.A. Ufimskie stranicy biografii F. I. Shaljapina // Bel'skie prostory. 2007. № 11 (108). S. 108-137.

11. Shaljapin F.I. Maska i dusha // Fjodor Ivanovich Shaljapin: sb. v 3 t. T. 1: Literaturnoe nasledstvo. Pis'ma / red.-sost. i avt. vstup. st. E.A. Grosheva. 3-e izd., ispr. i dop. M., 1976. S. 217-303.

12. Shaljapin F.I. Stranicy iz moej zhizni // Tam zhe. S. 105-216.

13. Fomenkov M. P. Vospominanija o Shaljapinskom zale. Ufa: RIC UGAI, 2003.

14. B. Ja. Torik: http://torik.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.