Научная статья на тему 'Опыт сотрудничества ТРТУ и РГМУ в совместной подготовке студентов по специальностям 190500 и 190600'

Опыт сотрудничества ТРТУ и РГМУ в совместной подготовке студентов по специальностям 190500 и 190600 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт сотрудничества ТРТУ и РГМУ в совместной подготовке студентов по специальностям 190500 и 190600»

МИС-98

V. Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно -

психологической безопасности управления, процессы восприятия и переработки информации человеком, эргономическое обеспечение разработки и эксплуатации технических систем.

Вторая ветвь включает дисциплины, связанные с теорией и практикой измерения физических и медико-биологических величин в психофизиологических исследованиях.

Третья ветвь состоит из курсов, посвященных теории и практике использования современных вычислительных средств и пакетов программ для обработки данных в эргономических исследованиях и экспериментах. Благодаря согласованности учебных планов по всем дисциплинам, студент приобретает комплекс знаний и навык, необходимых специалистов, призванному обеспечить надежность и эффективность современных человеко-машинных систем.

Выпускники кафедры успешно трудятся на ведущих предприятиях аэрокосмического комплекса таких как РКК “Энергия”, Институт медикобиологических проблем, ГК НПЦ им. М.В. Хруничева, КБ им. П.О. Сухого, а также в крупных торговых и финансовых компаниях. в процессе учебы студенты принимают активное участие в выполнении научно-исследовательских работ в области эргономики, предприятий аэрокосмического комплекса.

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ТРТУ И РГМУ В СОВМЕСТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 190500 И 190600

Омельченко В. П., Тимошенко В. И., Старченко И. Б., Чернов В. Н., Чернов Н. Н.

Таганрогский государственный радиотехнический университет кафедра ЭГА и МТ; 347922, Россия, Таганрог, Некрасовский, 44; тел./факс: (86344)6 - 17 - 95; E-mail: fep@tsure,ru.

Подготовка студентов в рамках многоуровневой системы высшего образования требует принципиально новых методов и подходов к процессу обучения в целом. В этой связи специальности 190500 "Биотехнические и медицинские аппараты и системы" и 190600 "Инженерное дело в медико-биологической практике" направления ПРИБОРОСТРОЕНИЕ имеют свою безусловную специфику. Наряду с технической подготовкой специалисту - проектировщику биомедицинской аппаратуры или специалисту - наладчику или специалисту, обслуживающему приборы, использующиеся в медицинских и профилактических учреждениях, требуются специальные, медицинские знания по основам функционирования живых организмов, их взаимодействия с окружающей средой и различного вида физическими полями; по основам физиологии и анатомии человеческого организма. в частности; знания процессов, происходящих в живой клетке, особенностей ее функционирования; а также комплексных вопросов функционирования биообъектов в совокупности с медицинским оборудованием.

В соответствии с государственными стандартами в учебный план включены такие дисциплины, как "Основы биологии человека и животных", "Биофизика", которые и должны обеспечить студенту соответствующую подготовку по вышеуказанным вопросам. Для достижения наибольшей профессиональности при подаче студентам данного материала в процесс подготовки был включен блок так называемого "встроенного обучения", заключающийся в том, что дисциплины, указанные выше читались студентам в РГМУ. Был заключен договор о сотрудничестве между ТРТУ и РГМУ, в соответствии с которым ежегодно, начиная с 1995, группа студентов (а, впоследствии - с 1997 года - две) проходила трехнедельное обучение, включающее в себя проживание в г. Ростове-на Дону, и затем в течение

Известия ТРТУ

семестра еженедельно, один раз в неделю, выезжала в РГМУ на занятия. Курс "Основы биологии человека и животных" в целях систематизации знаний был разбит специалистам РГМУ на три блока:

• нормальная анатомия;

• физиология;

• гистология,

каждый из которых читала студентам соответствующая кафедра ростовского медицинского университета.

По каждому из блоков проводились лекционные занятия ведущими преподавателями РГМУ, а также лабораторный практикум, предусматривалось посещение анатомического театра и наблюдения за хирургическими операциями. Наличие высокопрофессиональных преподавателей и огромное количество наглядного материала делало занятия для студентов как интересными , так и полезными. Невозможно переоценить те знания и опыт, которые были получены студентами при "встроенном обучении" в РГМУ. Сама обстановка медицинского университета, необходимый антураж - лектор в белом халате и медицинском колпаке, студенты также в белых халатах - создавал неповторимую атмосферу.

Курс "Биофизика" включал в себя лекционные занятия, обширный блок лабораторных работ по различным аспектам дисциплины, например, биологическое электричество, электропроводность тканей и др. Также студенты выполняли курсовую работу.

На более старших курсах в рамках дисципин "Клинико-лабораторная и экологическая техника", "Методы мебдико-биологических исследований" и др. студенты ТРТУ совершали разовые поездки в РГМУ для знакомства с работой различного рода медицинских приборов. Профессора приезжали для чтения лекций в ТРТУ.

Сотрудничество в подготовке студентов продолжалось вплоть до дипломирования и защиты дипломных проектов. Профессора РГМУ входят в состав государственной экзаменационной комиссии по защите дипломных проектов по специальности 190500. В ходе работы комиссии неоднократно отмечалось, что необходимо расширять сотрудничество будущих инженеров со специалистами-медиками, врачами. Были высказаны предложения по включению в состав консультантов по проекту врача или специалиста, имеющего медицинское образование.

В целом, необходимо отметить, что сотрудничество ТРТУ и РГМУ было и является удачной находкой, полезной как для студентов, так и для обеспечения качества процесса обучения. Данное сотрудничество необходимо расширять, что является проблематичным в современной экономической обстановке. Будет обидно потерять то, что было налажено и начало стабилизироваться: составлены и согласованы учебные программы дисциплин.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО БИОМЕДИЦИНСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИБОРОСТРОЕНИЕ»

Тимошенко В.И., Чернов Н.Н., Старченко И.Б., Кириченко И.А.

Таганрогский государственный радиотехнический университет кафедра ЭГА и МТ; 347922, Россия, Таганрог, Некрасовский, 44; тел./факс: (86344)6 - 17 - 95; E-mail: fep@tsure,ru.

В Таганрогском государственном радиотехническом университете в соответствие с требованиями Федеральных законов “Об образовании” и “О высшем и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.