2016
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Математика. Механика. Информатика
Вып. 3(34)
УДК 51(072.8)
Опыт сотрудничества с работодателями на механико-математическом факультете Саратовского госуниверситета
А. В. Шаталина, С. В. Тышкевич, Н. А. Мухортова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83 [email protected]; (8452) 26-15-54
Рассматриваются пути и варианты сотрудничества между университетами и компаниями-работодателями. Изучается опыт механико-математического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета по профориентацион-ной работе со студентами и привлечению работодателей к учебной и воспитательной работе. Цель данного сотрудничества - формирование мотивации к обучению у студентов путем наглядной демонстрации связи различных элементов учебного процесса с дальнейшим успешным трудоустройством и карьерным ростом.
Ключевые слова: вуз; выпускники; работодатели; карьера; трудоустройство; рынок труда.
DOI: 10.17072/1993-0550-2016-3-115-118
В связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3+) задачи вузов [1] по подготовке кадров существенно расширились.
В стандартах четко указывается на то, что высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки путем разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей. Очевидно, что взаимодействие с работодателями является сложным, состоящим из различных по содержанию этапов, форм и методов, процессом, цель которого состоит в подготовке специалистов, ориентированных на инновационную деятельность [2]. Кроме того, нельзя умалчивать о возможных трудностях при трудоустройстве. Многие выпускники вузов при наличии хороших оценок в дипломе сталкиваются с острой проблемой трудоустройства.
© Шаталина А.В., Тышкевич С.В., Мухортова Н.А., 2016
После отмены принудительного распределения молодые специалисты, конечно, получили относительную свободу выбора, но зачастую они не могут устроиться в компании, где им хотелось бы работать, по причине отсутствия опыта. Чтобы у выпускников не возникало трудностей в первые годы работы на предприятии, необходимо устранить большой разрыв между вузовской теорией и тем, что ожидается от выпускников на практике. Благо в последнее время многие работодатели осознали, что отличное базовое образование имеет большее значение, чем профессиональные навыки, и усиленно стремятся привлечь лучших выпускников престижных вузов. Именно поэтому на всех уровнях государственной власти сейчас все чаще говорится о необходимости усилить и укрепить сотрудничество вузов с предприятиями и организациями, что даст возможность студентам получить реальное представление о рабочей обстановке на производстве или в организации.
Отметим некоторые преимущества сотрудничества между вузами и организациями-работодателями :
Для университетов
• возможность получения непрерывной обратной связи от непосредственных потребителей научно-образовательных продуктов вуза, развитие учебных программ и работы со студентами;
• обеспечение более высокого уровня развития выпускаемых специалистов;
• приведение своей деятельности к международным стандартам в области образования;
• возможность участия в решении реальных производственных задач и ведения исследований на базе актуальных проблем организаций;
• обеспечение межотраслевого трансфера знаний и практического опыта;
• поддержание на высоком уровне конкурентоспособности вуза на национальном, региональном, международном и мировом рынках образовательных услуг и НИОКР.
Для выпускников
• возможность в течение обучения в вузе выбрать наиболее оптимальную для себя сферу дальнейшей профессиональной деятельности и определиться со своим будущим работодателем;
• возможность поддержания высокого уровня своей теоретической подготовки;
• возможность обратиться за помощью к преподавателям и научным сотрудникам вуза при возникновении затруднительной ситуации на производстве;
• рабочий процесс становится более интересным, увлекательным, интерактивным, разнообразным и развивающим;
• открываются новые возможности для устойчивого развития карьеры;
• непрерывное обновление своих знаний, постоянное повышение профессиональной квалификации;
• возможность обмена знаниями и опытом, профессиональным мастерством с другими выпускниками разных вузов, участвующих в программе.
Для работодателей
• дополнительная привлекательность организации в качестве работодателя, заботя-
щегося о профессиональном росте и развитии своих специалистов;
• создание на предприятии более благоприятных условий труда для трудоустройства и карьеры высококвалифицированных и настроенных на непрерывное развитие специалистов;
• возможность решения кадровых задач за счет привлечения практикантов и научных сотрудников вузов;
• обеспечение более высокого качества выполняемых работ, оказываемых услуг, увеличение эффективности реализуемых организацией проектов;
• поддержание на высоком уровне профессиональных компетенций сотрудников организации.
• возможность использования в решении производственных задач организации научного потенциала вузов;
• минимизация рисков в управлении людскими ресурсами за счет организации работ с будущими специалистами еще на этапе их учебы в вузе;
• возможность доступа к единым базам знаний и общим информационным ресурсам.
Путей и вариантов сотрудничества между университетами и работодателями множество. На механико-математическом факультете Саратовского национального исследовательского государственного университета всесторонне ведется профориентационная работа со студентами и привлекаются будущие работодатели [3] к учебной и воспитательной работе. Основная преследуемая цель - это формирование мотивации к обучению у студентов путем наглядной демонстрации связи различных элементов учебного процесса с дальнейшим успешным трудоустройством и карьерным ростом.
В рамках этой работы реализуются следующие программы:
1. Привлечение высококвалифицированных специалистов-практиков к учебному процессу со стороны будущих работодателей (создание и реализация новых образовательных курсов, организация повышения квалификации, проведение учебной практики на предприятии, организация производственной практики, курсовые, дипломные, магистерские работы по реальным производственным темам предприятий-потенциальных работодателей, выполнение курсовых и дипломных работ по решению реальных проблем пред-
Опыт сотрудничества с работодателями ... Саратовского университета
приятия, выполнение практических и лабораторных работ на основе данных и материалов предприятия, чтение лекций сотрудниками предприятия в вузе, распределение молодых специалистов, экскурсии для студентов на предприятия, посещения сотрудниками предприятий лекций и участие в семинарах, участие представителей работодателей в ГЭК и прочее);
2. Проведение ежегодного Дня работодателя (апрель). Механико-математический факультет тесно сотрудничает с крупными представителями бизнес-сообщества ИТ-сферы. Стратегическими партнерами факультета являются: ООО "НетКрэкер", ЗАО "Неофлекс Консалтинг". Сотрудничество началось с 2011 года и в настоящий момент успешно развивается, принимая новые и более масштабные формы. Механико-математический факультет также сотрудничает в плане трудоустройства выпускников с компаниями: ООО "РН-Информ", Grid Dynamics, ООО "ТамТэк", ООО "Роберт Бош Саратов", ОАО "НПП Алмаз", "НПП КОНТАКТ", ГК "Рубеж", ООО "ЕРАМ Системз", ЗАО "Мирантис", ОАО "ГосМКБ Радуга им. А.Я. Березняка", г. Дубна, Московская обл., Holcim Group, Швейцария, ОАО "Оргсинтез", ООО "Геофизтехни-ка", ГК "Рубль Бум и 1b.ru" и т.д.;
3. Участие представителей организаций-работодателей в Дне открытых дверей факультета. В каждом учебном году факультет проводит не менее трех Дней открытых дверей, на не менее двух из которых присутствуют представители работодателей, трудоустраивающих выпускников факультета;
4. Участие организаций-работодателей в ежегодных ярмарках вакансий СГУ;
5. Проведение профориентационных семинаров. Ежегодно проводится 3 таких семинара для студентов III-IV курсов:
а) "Карьерная лестница". Цель семинара - подробное рассмотрение типологии профессий, на освоение которых направлена подготовка по реализуемым факультетом образовательным программам, объяснение понятия "карьера", формирование мотивации к построению карьеры в целевых для направления подготовки отраслях.
б) "Выбор работодателя". Цель семинара - сформировать готовность к осмысленному выбору работодателя. В рамках семинара рассматриваются характеристики современного рынка труда (сегментов трудоустройства вы-
пускников факультета) и система характеристик для сравнения работодателей.
в) "Хард-скиллз" и "софт-скиллз". Цель семинара - подробное рассмотрение основных (профессиональных) и второстепенных (коммуникативных и общекультурных) навыков, необходимых соискателю при трудоустройстве с целью дальнейшего построения карьеры. Семинар проводится на примерах выбранных участниками компаний с привлечением HR-менеджеров этих компаний (по согласованию);
6. Работа Студенческого кадрового агентства (СКА), которая строится на принципах целостности, самоуправления и самодостаточности, обратной связи, а также взаимосвязи с центром занятости населения города Саратова. Участниками студенческого кадрового агентства реализуются следующие виды деятельности:
• экскурсии в компании-работодатели;
• ежегодное проведение мероприятия "День работодателя";
• проведение деловых игр и тренингов;
• анкетирование студентов по вопросам трудоустройства;
• диагностическая работа на факультетах и в институтах;
• участие в конкурсах профессионального мастерства, инициирование проведения этих конкурсов.
Таким образом, можно сказать, что плотное сотрудничество выгодно для всех трех сторон: Саратовского госуниверситета, студентов и работодателей. Компаниям это помогает создавать в молодежной среде положительный образ перспективного работодателя, а также пополнять штат своих сотрудников квалифицированными специалистами, обладающими профессиональным опытом и знакомыми со спецификой отрасли. Учебные заведения в результате совместной деятельности повышают качество подготовки своих выпускников. А студенты получают возможность еще в процессе учебы приобрести практические навыки и интересную работу.
Список литературы
1. Захаров А.М. Шаталина, А.В., Борисова
Л.В. О проблеме соответствия качества
подготовки учеников динамически меняющимся требованиям рынка труда: сб.
науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2012.
2. Захаров, А.М. Сидоров С.П., Шаталина А.В. Инновационная образовательная программа СГУ в учебном процессе механико-математического факультета: сб. науч. тр. науч.-метод. конф. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2008.
3. Захаров А.М. и др. Магистратура на механико-математическом факультете: учеб. пособие для абитуриентов и студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата и магистратуры, а также специалистов. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2015. 80 с.
Experience in collaboration between the Faculty of Mathematics and Mechanics of Saratov State University and employers
A. V. Shatalina, S. V. Tyshkevich, N. A. Mukhortova
Saratov State University; 83, Astrakhanskaya st., Saratov, 410012, Russia [email protected]; (8452) 26-15-54
The article considers the ways of collaboration between universities and employing companies. The experience of the Faculty of Mathematics and Mechanics of National Research Saratov State University in career-guidance and involving employers into the educational activities is described. The aim of this collaboration is to develop students' motivation through demonstrating close ties between the elements of curricula and further successful employment and career development.
Keywords: higher educational institution, graduates, employers, career, employment, labor market.
Experience in collaboration between the Faculty of Mathematics and Mechanics of National Research Saratov State University and the employers
A. V. Shatalina, S. V. Tyshkevich, N. A. Mukhortova
Saratov State University; 83, Astrakhanskaya st., Saratov, 410012, Russia [email protected]; (8452) 26-15-54
The article considers the ways of collaboration between universities and employing companies. The experience of the Faculty of Mathematics and Mechanics of National Research Saratov State University on job guidance and involving the employers into the educational activities is described. The aim of this collaboration is to develop students' motivation through demonstrating close ties between the elements of curricula and further successful employment and career development.
Keywords: higher education institution; graduate;, employers; career; employment; labour market.