Научная статья на тему 'ОПЫТ СКООРДИНИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ'

ОПЫТ СКООРДИНИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский Союз / Содружество Независимых Государств / социально-экономическое развитие / Союзное государство Беларуси и России / Шанхайская организация сотрудничества / Ассоциация стран ЮгоВосточной Азии / США / Канада / Япония / Республика Ко / European Union / Union of Independent States / socio-economic development / Union State of Belarus and Russia / Shanghai Cooperation Organization / Association of South East Asian Nations / USA / Canada / Japan / Republic of Korea
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СКООРДИНИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ»

Ефименко С.В.

аспирант, Белорусский государственный экономический университет, Минск

ОПЫТ СКООРДИНИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Ключевые слова: Европейский Союз, Содружество Независимых Государств, социально-экономическое развитие, Союзное государство Беларуси и России, Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, США, Канада, Япония, Республика Корея.

Keywords: European Union, Union of Independent States, socio-economic development, Union State of Belarus and Russia, Shanghai Cooperation Organization, Association of South East Asian Nations, USA, Canada, Japan, Republic of Korea.

В настоящее время интеграция является неотъемлемой частью экономического развития каждой страны. Интеграционные связи, формирующиеся на протяжении десятилетий, позволили сформировать множество экономических союзов и объединений, что привело к ускорению международной глобализации и формированию политических и финансовых институтов взаимодействия между странами на наднациональном уровне, а также усилению экономической устойчивости.

После Второй мировой войны социально-экономическое развитие стран Западной Европы позволило увеличить количество и качество общественных и частных благ (товаров, работ, услуг) предоставляемых населению, в том числе и полученных при взаимовыгодном обмене с другими территориями, и обеспечило перераспределение финансовых средств между территориями при наличии межбюджетных отношений. Создание сферы социально-экономического развития привело к появлению программ социально-экономического развития в области здравоохранения; культуры, физкультуры и спорта; социальной защиты молодежи, пенсионеров, инвалидов; промышленного производства и сокращения безработицы; сельскохозяйственного производства и сокращения безработицы в сельской местности; использования топливно-энергетических ресурсов; рационального использования природных ресурсов (земли, воды, лесов и т.п.); транспорта и связи; торговли, бытового обслуживания и др.

Вторая половина XX века ознаменовалась созданием и последующим развитием различных интеграционных объединений с целью устойчивого экономического развития, с уклоном в развитие социальной сферы и создание финансовых институтов, позволяющих укрепить взаимодействие в рамках интеграционного объединения не только на национальном, но и на региональном уровне. Одним из первых интеграционных объединений, включающих в себя целые страны и субъекты хозяйствования как на национальном, так и региональном уровне, стал ЕС. ЕС является высокоразвитым и во многом уникальным интеграционным объединением, успешно адаптирующимся к условиям глобализации и регионализации. Политика единой Европы направлена на стратегию развития европейского пространства в тесном взаимодействии с окружающими странами и регионами.

Европейский Союз является классической моделью поэтапного пятиступенчатого развития, включающей создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического и валютного союза и (на завершающей стадии) политической интеграции. В этой схеме каждая предшествующая ступень понимается как логическая предпосылка к последующей, а направлением региональной интеграции считается поступательное движение от экономического к политическому объединению (союзу)1.

Его особенностью можно признать обмен опытом на региональном уровне, свободную презентацию инноваций в любой из стран-членов, сотрудничество отдельных городов, развитие внешних связей и стремление регионов участвовать и принимать решения во внутренней и внешней политике. Это позволило Европе начать объединение «снизу» в сферах экономики, экологии, культуры, развития технологий и производства, что стало одной из главных особенностей Европейского союза.

Однако данная модель интеграции продемонстрировала и недостатки, ставшие причиной ослабления роли ЕС и выхода из него Великобритании. Изначально страны данного союза прошли все основные интеграционные формы -от таможенного союза до формируемого единого союза как единого экономического, валютного и политического. Однако последние расширения Союза привели к существенному перераспределению голосов в институциональных органах ЕС, ослаблению позиций ведущих стран при принятии решений, перераспределению финансовых ресурсов в пользу новых членов Союза, к противоречиям внутри ЕС, необходимости содействия повышению уровня экономического развития новых стран-членов, что может сказаться на динамике и содержании процессов европейской экономической интеграции. Вследствие этого произошло ослабление позиций основных экономических игроков Союза, проявились излишняя инертность экономической политики, внутренние противоречия относительно внешней политики и

1 Семак Е.А. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие. - Минск: Белорусский. гос. ун-т, 2012. - 78 с.

207

общая слабость в противостоянии неожиданным угрозам, включая коронакризис и иммиграцию из Северной Африки и Ближнего Востока.

Используя Европейский опыт, формировался и СНГ. В отличии от ЕС, СНГ формировалось под давлением обстоятельств распада Советского Союза и необходимостью создания его альтернативы в целях налаживания новых экономических и политических связей на постсоветском пространстве. Основной акцент делался на развитии экономического сотрудничества в целях создания общего экономического пространства, процесс интеграции включал такие этапы как: создание зоны свободной торговли на основе ликвидации таможенных пошлин, усовершенствование таможенного законодательства, унификация таможенных документов с поэтапным сближением транспортных тарифов; введение единого внешнего тарифа за счет создания таможенного союза, с последующим проведением общей внешнеторговой политики; создание общего рынка; и наконец валютный союз на основе общей денежно-кредитной, валютной и налоговой политики1.

Одновременно было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли в целях реализации поставленных задач. К 2003 году на Ялтинском саммите СНГ было подписано Соглашение о Едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связей и сокращения их издержек в рамках свободного пе-

2

ремещения товаров, услуг, капиталов и лиц .

Далее на постсоветском пространстве были сформированы Союзное государство России и Беларуси, ЕАЭС, ГУАМ и другие.

Другим примером интеграционного объединения может послужить ШОС. ШОС создавалась с целью обеспечения военной безопасности стран-участниц. В подписанной Декларации определены основные цели интеграции3:

- укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

- поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях;

- совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.

На практике основной упор делается на обеспечении безопасности и борьбу с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Был заключен ряд соглашений по противодействию терроризму, а также разработка и принятие Конвенции по борьбе с ним, включающая принципы сотрудничества государств в рассматриваемой области, а также обмен информацией, выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, разработку согласованных мер по предупреждению и пресечению деяний, обмен опытом, информацией, нормативно-правовыми актами и прочим.

Помимо мер, принятых для обеспечения безопасности, позже были созданы предпосылки для экономической интеграции. Так были созданы три неправительственные структуры, направленные на совершенствование сотрудничества в области экономики и образования, а именно4:

1) Межбанковское объединение ШОС (2005 г.);

2) Деловой совет ШОС (2006 г.), объединяющий представителей делового сообщества государств-членов;

3) Форум ШОС (2006 г.) - многосторонний общественный консультационно-экспертный механизм, в состав которого входят научные учреждения государств-членов.

Кроме того, ШОС осуществляет сотрудничество и установление партнерских связей с ООН, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ

и др.

Серьезными обстоятельствами, тормозящими развитие и углубление сотрудничества ШОС, являются различные уровни экономического развития, состояние инфраструктуры, устойчивость национальной валюты в каждой стране, различия законодательств государств-членов ШОС, политические ограничения, таможенные и иные барьеры.

К числу значимых интеграционных объединений следует отнести и БРИКС. Особенностью БРИКС стало географическое расположение стран-участниц, некоторые из которых не имеют общих сухопутных границ, но обладают прочными позициями в глобальной экономике и позиционируют себя не конкурентами на мировом рынке, а союзниками на фоне реформирования мировой экономики. Пристальное внимание по отношению к странам БРИКС объясняется серьезным ростом их глобальной политической роли и экономического веса в современном мире5. Благодаря обширным территориям, энергетическим и природным ресурсам, численности населения и огромному экономическому потенциалу, страны БРИКС оказывают существенное влияние на мировое развитие. Существенный экономический подъем стран БРИКС с момента основания оказал глубокое влияние на экономику развитых и развивающихся стран. Однако в последнее время наблюдается замедление темпов экономического роста стран-участниц. Одна из причин -снижение мировых цен на нефть. Этому также способствовало и замедление экономического роста Китая, являюще-

1 Байдурин М. С. Проблемы и перспективы экономического развития стран СНГ в условиях интеграции и глобализации // Региональные проблемы преобразования экономики: сб. ст. - Махачкала, 2014. - С. 209-210.

2 Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). - М., 2003. - http://kremlin.ru/events/president/ пе%^/29387

3 Шанхайская организация сотрудничества и проблемы безопасности Евразии / М.В. Данилович [и др.]. - Минск: Белорусский. гос. ун-т, 2012. - 14 с.

4 История развития, статус и основные направления деятельности ШОС. - Минск, 2013. -http://forsecurity.org/istoriya-razvitiya-status-i-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-shos

5 Проблемы и риски динамичного развития стран БРИКС / Б.А. Акаева // Журн. клуб. Интелрос. - М., 2017. - № 1. - С. 7.

гося одним из самых крупных потребителей нефти и металлов в мире. Однако страны БРИКС остаются выгодными рынками сбыта и источниками привлечения иностранных инвестиций.

Благодаря устойчивому росту экономик стран БРИКС, обеспечению активного стимулирования внутреннего спроса, устранению социального неравенства, проведению структурных экономических реформ внутри стран-участниц, а также более тесной торговой и финансовой кооперации между странами-участницами, данное объединение остается перспективным в плане социально-экономического развития.

Одним из самых ранних по времени образования интеграционных объединений является АСЕАН, первоначально состоящая из пяти государств: Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. Позднее в нее вошли Бруней, Вьетнам, Лаос, Союз Мьянма и Камбоджа. Усиление роли Китая в данном регионе и развитие рыночных отношений побудили данную группировку стран к активному решению ряда чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование особой структуры управления; формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры.

Одной из целей этого интеграционного образования является обеспечение военно-политической стабилизации в регионе Юго-Восточной Азии. Благодаря расширению АСЕАН, произошло повышение экономического потенциала данной группировки, что содействовало стабилизации обстановки в Юго-Восточной Азии во второй половине ХХ века. Однако, несмотря на поставленные задачи по формированию зон свободной торговли, взаимное экономическое сотрудничество развивалось ограниченно, а фактической экономической интеграции не могло быть в условиях низких уровней экономического развития стран-участниц и степени взаимозависимости, взаимодополняемости и наличия спорных территорий. Принятие Декларации согласия и программы действий в 1976 г. на Балийском саммите способствовало формированию следующих аспектов взаимодействия1: свободный доступ на региональный рынок топлива и продовольствия; сотрудничество в области производства; торговое сотрудничество с третьими странами; согласование и представление взаимных экономических интересов АСЕАН на международной арене.

Изначально отношения в рамках АСЕАН носили ограниченный характер, однако позднее страны АСЕАН заключили двухсторонние соглашения о либерализации внутренних финансовых рынков, что привело к повышению их зависимости от внешних факторов. Прежде всего либерализация стала причиной появления спекулятивных портфельных инвестиций, роста доли краткосрочных кредитов и опасности коррупции. Правительства этих стран не имели широкого опыта контроля фондовых рынков, поэтому снижение эффективности промышленного производства привело к проблемам погашения внешних займов, конкуренции с китайским рынком дешевой рабочей силы, снижению процентных ставок по инвестициям в технологичные производства в США, длительному спаду в экономике.

В начале XXI века проблемы в экономической сфере затронули каждую страну АСЕАН, но в различной степени. Новые члены АСЕАН не имели развитого фондового рынка и конвертируемой валюты. После 2008 года стало очевидно, что необходима более сложная стратегия адаптации к изменениям внешних условий, основывающаяся на внешних и внутренних ресурсах, включая региональную экономическую интеграцию, государственную политику, и качество рабочей силы.

В отличие от интеграционных объединений, включающих в себя как минимум несколько стран, двухсторонние отношения государств позволяют проводить более углубленную интеграцию на гораздо более выгодных условиях. Одним из лучших примеров двухсторонних соглашений является Союзное государство Беларуси и России.

Основными целями создания Союзного государства Беларуси и России стало стремление повысить уровень жизни, укрепить отношения между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие этих стран на основе материального и интеллектуального потенциалов .

Беларусь является самым надежным внешнеполитическим союзником России. В свою очередь Российская Федерация остается гарантом независимости республики и главным рынком сбыта белорусского экспорта.

Именно строительство Союзного государства стало толчком для создания Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана и формирования ими единого экономического пространства. Благодаря Союзному государству был наработан большой опыт по интеграции в различных сферах.

Существующая система социально-экономических отношений Беларуси и России имеет огромный потенциал для развития и в рамках Союзного государства, и в рамках других интеграционных образований. Однако в данный момент существующая более двадцати лет экономическая система нуждается в совершенствовании. Кроме того, несмотря на время, прошедшее с момента создания Союзного государства, многие условия договора так и не были выполнены. Наличие протекционизма в политике России и Беларуси является существенным барьером для экономического взаимодействия двух стран.

Представляется очевидным, что Союзному государству следует проводить более согласованную промышленную политику, создать благоприятные условия для ведения малого и среднего предпринимательства в обеих странах; развивать новые формы экономического управления на основе более современных технологических платформ; провести налоговую реформу; сформировать прозрачную среду для конкуренции в отраслях экономики.

Примером двусторонних социально-экономических взаимоотношений являются и отношения США и Канады. Оба государства сохраняют финансовую и политическую независимость, однако успешно взаимодействуют в реализации многих совместных экономических проектов. Одним из совместных проектов стало освоение северных территорий США и Канады с целью разработки нефтяных месторождений.

1 Мисько О.М. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие. - СПб.: ИТМО, 2015. - 130 с.

2 Итоги интеграции. - М., 2019. - http://www.embassybel.ru/belarus-russia-relations/sojuz/live/

Совершенно иначе выглядит ситуация во взаимоотношениях Республики Корея и Японии. Корея долгое время находилась в составе Японии в качестве колонии, что привело к некоторой напряженности в их отношениях. Однако и Япония, и Республика Корея, вместе с США, во время «холодной войны», находились в состоянии военного союза. С распадом СССР, внутренние противоречия существенно усложнили взаимоотношения между странами. У стран есть территориальные споры, остается также не до конца решенным вопрос о компенсациях гражданам Республики Корея, пережившим войну. Однако, несмотря на сложные отношения между странами, Корейский полуостров остается для Японии самым удобным рынком сбыта.1 Республика Корея в последние годы практически догнала Японию по показателям экономического роста и ВВП на душу населения, тем самым переведя «вертикальные отношения к горизонтальным.

1 Отношения между Японией и Южной Кореей: проблемы, тенденции, перспективы. - М., 2019. - https://cyberleninka.ru/artic le/n/otnosheniya-mezhdu-yaponiey-i-yuzhnoy-koreey-problemy-tendentsii-perspektivy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.