Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз новые геополитические возможности и вызовы'

Евразийский экономический союз новые геополитические возможности и вызовы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
369
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
ЕАЭС / РОССИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / МНОГОПОЛЮСНЫЙ МИР / EAEU / RUSSIA / ECONOMIC INTEGRATION / GEOPOLITICS / FOREIGN POLICY / CENTRAL ASIA / MULTIPOLAR WORLD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлопов О.А.

В статье анализируются причины и результаты создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2014 г, его влияние на глобальную политику и мировую экономическую систему, и значение для России и других стран и регионов. Автором подчеркивается, что формирование новых союзов и блоков с участием России дает возможность для лучшего партнера для ЕС, чем США, что может привести к снижению внимания к новому Трансатлантическому и Тихоокеанскому торговым договорам и к формированию новой системы экономических и геополитических центров сил в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN ECONOMIC UNION NEW GEOPOLITICAL OPPORTUNITIES AND CHALLENGES

The article analyzes the reasons and results of the creation of the Eurasian Economic Union (EAEU) in 2014, its impact on global politics and the world economic system, and its significance for Russia and other countries and regions. The author argues that the formation of new alliances and blocs with the participation of Russia provides an opportunity for a better partnership for the EU than the United States, which can lead to a decrease of attention to the Transatlantic and Pacific trade agreements and to the creation of a new system of economic and geopolitical centers of power in the world.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз новые геополитические возможности и вызовы»

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ НОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

И ВЫЗОВЫ

Хлопов О.А.

кандидат политических наук, доцент факультета зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Москва

EURASIAN ECONOMIC UNION NEW GEOPOLITICAL OPPORTUNITIES AND CHALLENGES

Khlopov O.

PhD in Political Science Associate Professor, Department of Foreign Regional Studies and Foreign Policy Russian State University for Humanities (RSUH), Moscow

Аннотация

В статье анализируются причины и результаты создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2014 г, его влияние на глобальную политику и мировую экономическую систему, и значение для России и других стран и регионов. Автором подчеркивается, что формирование новых союзов и блоков с участием России дает возможность для лучшего партнера для ЕС, чем США, что может привести к снижению внимания к новому Трансатлантическому и Тихоокеанскому торговым договорам и к формированию новой системы экономических и геополитических центров сил в мире.

Abstract

The article analyzes the reasons and results of the creation of the Eurasian Economic Union (EAEU) in 2014, its impact on global politics and the world economic system, and its significance for Russia and other countries and regions. The author argues that the formation of new alliances and blocs with the participation of Russia provides an opportunity for a better partnership for the EU than the United States, which can lead to a decrease of attention to the Transatlantic and Pacific trade agreements and to the creation of a new system of economic and geopolitical centers of power in the world.

Ключевые слова: ЕАЭС, Россия, экономическая интеграция, геополитика, внешняя политика, Центральная Азия, многополюсный мир.

Keywords: EAEU, Russia, economic integration, geopolitics, foreign policy, Central Asia, multipolar world

К концу XX века во многих странах возникли многочисленные надежды на интеграцию в рамках новых экономических союзов и регионализацию как альтернативы быстрой глобализации, которая возникла во всем мире. Экономические союзы, такие как Европейский союз (ЕС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), добившиеся значительных успехов, привели к серьезным нарушениям их интересов в рамках экономических и политических порядков, которые были созданы после Второй мировой войны по правилам, которых были установлены США.

Параллельны этим экономическим союзам, начали создаваться региональные организации, чтобы сформировать новую структуру, возникшую после распада Советского Союза. Одним из них является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), целью которого является превращение в наднациональный союз, аналогичный Европейскому союзу, при участии пяти стран Северной Евразии. Союз вступил в силу с 1 января 2015 г., и его членство основано на принципе добровольчества и равенства.

Проект Евразийского экономического союза, целью которого было создание общего рынка и единой экономической политики в странах-членах, впервые был предложен Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в МГУ 29 марта 1994 г. Для его подддержки России потребовалось время,

и он приобрело значение с начала президентва В. Путина в 2000 г.

В своей статье в "Известиях" в октябре 2011 г. президент Путин предложил создать Евразийский союз. За исключением стран Балтии, бывшие советские республики стремились к объединению в общем экономическом пространстве [7].

Основополагающий 20-летний период начался с подписания Договора о Таможенном союзе между Россией и Беларусью в 1995 г. Помимо этих двух государств, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) появилось вместе с участием Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в 2000 г. Единственное экономическое пространство где товары, услуги, капитал и рабочая сила были включены в свободный оборот, был сформирован среди государств-членов. После заключения Договора о Таможенном союзе, который позволил провести интенсивную экономическую интеграцию между ними в 2010 г, Россия, Беларусь и Казахстан 29 мая 2014 г подписали договор о создании Евразийского экономического союза. Договор вступил в силу 1 января 2015 г.

Армении и Кыргызстана вступили в Евразийский экономический союз 9 октября 2014 года и 23 декабря 2014 года соответственно. .Здесь важным моментом является тот факт, что страны, составляющие Евразийский экономический союз, делают четвертый институциональный шаг после Единого

экономического пространства, Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества. ЕАЭС - это союз государств, действующий на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела своих членов, уважения суверенитета и нерушимости национальных границ [3].

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный 29 мая 2014 г. лидерами Беларуси, Казахстана и России. ЕАЭС, имеет единый рынок на 176 миллионов человек и валовой внутренний продукт (ВВП) более четырех триллионов долларов США. С точки зрения теории взаимозависимости этот торговый блок, сформированный под руководством Москвы, ставит вопрос о возможном более тесной экономическое кооперации между бывшими республиками Советского Союза.

Похоже, что Россия смотрит на это не только с экономической точки зрения, но и как способ расширения российского влияния в регионе. Самой большой критикой союза, кажется, является восстановление распавшегося Советского Союза. Канцлер Германии Ангеле Меркель оказала поддержку в создании общего экономического пространства в Евразийском регионе, включая страны-участницы Восточного партнерства (политика ЕС по сближению с Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной).

Еще один момент, ЕС активно стремится увеличить торговлю с Восточной Азией. Он начал переговоры об официальном торговом сотрудничестве с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Поэтому можно сказать, что ЕАЭС включает в себя стратегические интересы, а также экономические интересы для своих членов, особенно для России. Чтобы связать Европу и Восточную Азию, Россия стремится развивать свои восточные регионы, чтобы расширить свой доступ к азиатским рынкам. Рынки Дальнего Востока стали настолько важными для России, так как Европейский Союз и Соединенные Штаты ввели санкции против России после кризиса в Украине.

Евразийский союз имеет важное значение с точки зрения геополитики, когда между США, Россией и Китаем возникла острая глобальная конкуренция, а на Украине произошел кризис, а западные санкции были направлены на экономическую и политическую изоляцию России. Его создание изменяет расстановку сил между великими государствами и помогает России обеспечить экономическую безопасность взяв под свой контроль региональные зоны влияния, вернувшись к мировой политике как к великой державе

Это также позволит странам-членам быть эффективными, прежде всего, в энергетическом секторе (природный газ и нефть) и в глобальной экономике. ЕАЭС стремится стать одним из важных центров экономического потенциала, который функционирует как мост между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом, и предоставляет странам-членам союза равные партнерские возможности в переговорах с другими региональными учреждениями, такими как ЕС, Североамериканское соглашение о свободной торговле

(НАФТА), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) [7].

Государства-члены ЕАЭС пытаются сказать свое слово в глобальном управлении, представляя новые учреждения в рамках глобальной системы восточного мира под руководством Китая и России в качестве альтернативы западному миру под руководством США.

Значение Союза для государств-членов

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, в которую входят Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Кыргызстан. Он обладает международной правосубъектностью и хотя это союз, основанный на примере договора ЕС, политическая интеграция не входит в его задачи. Он станет реальностью на основе Таможенного союза и единой экономической сферы. Договор о создании союза был подготовлен в соответствии с правилами Всемирной торговой организации. В соответствии с Союзным договором, свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы обеспечива-еться для проведения скоординированной энергетической политики и формирования общих энергетических рынков (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты) на основе общих принципов. Они запланировали формирование единого рынка электроэнергии, который планируется завершить к 2019 г., и единого рынка углеводородов к 2025 г. Стороны договорились о поэтапной либерализации транспортных перевозок на территории Союза, в первую очередь это касается автомобильного и железнодорожного транспорта. Достигнута договоренность о формировании и реализации скоординированной сельскохозяйственной политики.

После распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) бывшие советские страны в составе Союза не могли обеспечить полную стабильность в экономическом плане. Причиной послужило то, что советская экономика была основана на самостоятельности и региональной специализации. Эти страны были производителями и поставщиками сырья, и их промышленные и сервисные сектора не могли быть полностью развиты. Поскольку коммерческие объемы сократились после обретения независимости, темпы роста сильно сократились и замедлились. Страны достигли региональной интеграции, таких как Содружество Независимых Государств и Центрально-Азиатское Сотрудничество, потому что они не смогли бы самостоятельно поддерживать свою экономическую независимость.

В Евразийском экономическом союзе к странам, которые зависят от России, относятся Беларусь, Кыргызстан и Армения. Беларусь является важнейшим стратегическим партнером России в области безопасности, энергетики, экономики и со-циокультуры. Поскольку Кыргызстан является страной, которая не имеет энергоресурсов, а имеет достаточно слабую экономику, то полагается на иностранную помощь и чувствует себя изолированной на международном уровне, м членство в этом

союзе считается важным. Российская компания «Газпром» приобрела государственную компанию в Кыргызстане в обмен на материализацию инвестиций в энергетическую инфраструктуру страны. Армения - это страна, у которой нет другого выбора, кроме России, в отношении безопасности, экономики и внутренней политики. Организация Договора о коллективной безопасности, в которую не входит Азербайджан, имеет большое значение в связи с проблемой Нагорного Карабаха. Российская военная база в Гюмри, армяно-российская ассоциированная компания, которая управляет торговлей природным газом «Газпрома» и Армении, 80% -доля в «АрмРосгазпром» и приток поступлений, отправляемых из России в Армению, просто обеспечивают стабильность режима. Казахстан - это страна, которая может успешно развивать стабильные отношения как с Россией, так и с Западом. Обладая богатыми энергоресурсами он стал величайшей экономической силой Центральной Азии, завершая все юридические мероприятия, необходимые для рыночной экономики. Казахстан стала незаменимой страной для России благодаря своему политическому потенциалу. Он играет ключевую роль между Европейским союзом и Россией. Казахстан является одной из стран, куда рабочие из Центральной Азии приезжают на работу.

Новый баланс сил в рамках глобальной конкуренции

Сегодня судьба мировой экономики определяется показателями США, Китая, Европы и стран с развивающейся рыночной экономикой. Новый период преобразований начался с трансформации экономического потенциала, и его центр имеет тенденцию перемещаться с запада на восток.

Страны БРИКС препятствуют экстремальному снижению среднего темпа роста мировой экономики и определяются как развивающиеся державы, которые хотят ликвидировать дискриминацию «Запад-Восток», которая была установлена Западом в соответствии с идеологическими и культурными требованиями нового капиталистического мирового порядка на основе господства Запада.

Имея более четкое представление о вкладе финансовой структуры, отражающей доминирование Запада, МВФ Всемирный банк вынуждает их изменить ситуацию, оставив доллар и совершая операции с собственными валютами в инвестициях Нового банка развития БРИКС, которая является альтернативой вышеуказанным учреждениям.

Таким образом, в условиях международной экономической и политической обстановки, переживающей серьезную рецессию после финансового кризиса 2008 г, решения о создании нового банка и единой валюты, принятые на 7-м саммите БРИКС, который состоялся 9-10 июня 2015 г. в Уфе, имеют историческое значение в отношении мировая экономика. Китай, Россия и Бразилия, которые испытали неудачные результаты американской экономической модели развития и разрушения внутри страны, представляют альтернативную модель развития остальным странам мира и создают силу притяжения, продолжая мнение лидера Индии Дж.

Неру, который призывал к «альтернативному новому порядку» в 1970-х гг.

Сегодня новые альтернативные центры силы России и Китая выступают против экономического и политического господства мира со стороны одного государства. БРИКС и ШОС представляют собой альтернативу G8 для России, которая исключена из G8 из-за санкций. Китай стремится создать новый порядок, который больше подходит для его собственных выгод, а не стабильности в международных экономических отношения (Хит, 2015). КНР строит дипломатическую, коммерческую и культурную сеть с новым проектом «Шелковый путь», целью которого является создание межконтинентальной экономической финансовой сети и интернационализации китайских денег (рассмотрение МВФ китайских денег в качестве резервных денег) путем инвестирования в инфраструктуры, такие как железная дорога, порт , аэропорт, плотина, нефте- и газопроводы.

Американских эксперт Маккой заявил, что Китай покорил господство США в морях по суше благодаря созданию скоростных железных дорог, нефте- и газопроводов в партнерстве с Россией в Евразии в области энергетики и использования Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, где он имеет наибольшую долю в этих проектах [5].

Принимая во внимание, что многополярный международный порядок, который Россия решительно защищает, обеспечил равенство между государствами, Роберт Каплан утверждает, что отношения между ними не приносят стабильность, а анархию и что государственный порядок, дисциплинированный властью государства, принес мир и стабильность, несмотря на все негативы [4]. Это подтверждает тезис ряд американских экспертов о том, что центр капитализма должен оставаться в либеральном государстве, и что США должны вновь обладать властью и силой вместо перехода гегемонии от США к Китаю.

Основной характеристикой гегемонистских переходных периодов являются усилия, предпринимаемые государством, которое удерживает контрольные механизмы системы для создания новых альянсов с целью сохранения своей нынешней сильной позиции. США пытаются реализовать на практике обширные соглашения о свободной торговле и инвестициях, в своих интересах. Соглашение о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) с ЕС, которое считается «Экономическим НАТО», ведет переговоры о транстихоокеанском партнерстве (Австралия, Бруней, Малайзия, Мексика, Япония, Канада, Перу, Сингапур, Чили, Вьетнам и Новая Зеландия), включая 12 стран и исключая Китай [8]. Хотя администрация Д.Трампа приостановила активные переговоры по этим вопрсам, но если оба соглашения вступят в силу, то 63% мирового экономического дохода будет объединено на одном рынке.

Предполагается, что тем самым США планируют навязать правила политической модели мировой экономики, ориентированной на Запад, взяв Ев-

ропу и Японию под названием «Трансатлантический ренессанс» (Nuland, 2013). Между тем, это также рассматривается как усиление конкурентной мощи либерального капиталистического блока против стран БРИКС, которые предпочитают государственно-капиталистическую модель, где государство играет сильную и определяющую роль в экономике.

Китай, имеющий наибольший объем торговли в международном рейтинге для многих стран, продолжает рассматриваться как более важный торговый партнер, чем США. Азиатские страны внедрили проект Регионального комплексного экономического партнерства (RCEP), который включает в себя Китай на практике, сосредоточив внимание на многосторонних экономических отношениях в ответ на усилия США, пытающиеся изолировать Китай с помощью Транстихоокеанского партнерства в азиатском регионе.

В Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) входят Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия, а также десять стран-членов. Кроме того, они укрепили свои отношения в региональных формированиях, в которые они входят, таких как проект «Новый шелковый путь» Китая. Считается, что финансовое могущество США, удовлетворяющее потребности в инвестициях в инфраструктуру азиатских стран, закончилось Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, который составляет наибольшую долю Китая. За исключением МВФ и Всемирного банка, Китай создал финансовую сеть с фондом в три триллиона долларов США, которую он может использовать по своему желанию.

С другой стороны, Англия, Франция, Германия, Италия, Япония, Австралия, Новая Зеландия и Южная Корея присоединились к Азиатскому инвестиционному банку инфраструктуры в качестве членов-учредителей, который является финансовое структурирование, сформированное по инициативе Китая, рассматривается как самая большая угроза со стороны США для его гегемонии (Hong, 2015).

В то время как США оказывают давление на Россию из-за снижения цен на нефть, Китай, который импортирует большую часть своей энергии, от этого выигрывает. В то время как ось Россия-Китай представляет собой важный баланс, они предоставляют альтернативу Всемирному банку и способности МВФ влиять на развивающиеся страны. На данный момент, возможность основания сотрудничества между ЕС и Евразийским экономическим союзом имеет решающее значение. Таким образом, можно сказать, что действительно происходит смещение центра мировой экономики с запада на восток.

Мировой финансовый кризис, который начался в 2008 году, побудил страны всего мира искать новые пути минимизации экономических рисков и достижения устойчивого развития. Это оказалось основным фактором активизации региональных интеграционных процессов. Распад СССР стал отправной точкой для множества проектов, направленных на создание новых рамок сотрудничества

между республиками бывшего Советского Союза, которые стали независимыми государствами. Последние 20 лет стали свидетелями значительного количества инициатив в регионе. Различные попытки воссоединения бывшего Советского Союза могут быть также вызваны желанием восстановить его прежнюю силу и зону влияния - начиная с создания СНГ, затем различных таможенных союзов и договоров и, наконец, Евразийского экономического сообщества. Евразийский союз формирует фундамент для объединения постсоветского пространства с точки зрения экономической и внешней политики. Хотя все члены союза имеют равный статус, Россия пытается повысить геополитическую роль ЕАЭС.

Создание общих рынков нефти, газа и электроэнергии является одним из факторов приводящих к тому, что союз приобретает все большее значение. Но различия во мнениях между государствами-членами, как и в СНГ, вызывают дискуссии и споры. Торговые споры о качестве сельскохозяйственной продукции и усилия по защите своих национальных рынков, снижению цен на нефть и санкциям против российской экономики оказали негативное влияние на развитие ЕАЭС [1].

Члены союза, где доходы, полученные от экспорта энергии, являются основными ведущими элементами их экономики и которые отстают в области технологических инноваций и модернизации, должны предпринять важные шаги с точки зрения структурных и институциональных преобразований.

Для членов ЕАЭС, которые не являются полностью устойчивыми в экономическом отношении, нет никаких других региональных образований, заставляющих себя развивать особую экономическую идентичность в мировой экономической системе. ШОС и проект «Новый шелковый путь», возглавляемый Китаем, или проект «Восточное партнерство», начатый США в 2009 г., являются дополнительными регрессивными альтернативами для членов ЕАЭС, которые хотят сохранить свой суверенитет [2].

Как отметил Дмитрий Тренин в книге «Конец Евразии (2002)», они превратятся в «исчезающую реальность». Пока Россия, имеющая эффективную позицию в БРИКС, подписывает новые экономические соглашения, она также стремится использовать эти возможности внутри ЕАЭС [6]. Между тем Бжезинский указывал, что доминирование в этом геополитическом регионе только одной державой (Китаем) путем установления необходимых финансовых и экономических связей станет нежелательной ситуацией для США в борьбе за гегемонию. Союз, контролируемый Россией, также выступает в качестве баланса в отношения мощи Китай в регионе.

С другой стороны, Россия представляет угрозу разрушению стабильности наряду с обеспечением безопасности. Когда безопасность российских этнических групп попадает под угрозу, как на примере на Украине, решение о военном вмешатель-

стве становится сложным вопросом также для Казахстана и Беларуси, которые имеют эти русско-этнические группы на своей территории (российское население, проживающее в Северном Казахстане, составляет 23%). Когда в этих странах к власти приходят западно-ориентированные режимы, такая вероятность представляется всегда возможной. Это можно рассматривать как самую большую причину, которая может осложнить сущетсвование ЕАЭС . Однако Россия склонна рисковать этим интеграционным проектом, который служит мостом между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой и является новым центром экономической мощи как альтернативы Западу в его видении внешней политики, который способствует устанавлению многополярной международной системы.

Формирования экономической зоны, которая появляется в «ближнем зарубежье», республиках бывшего Советского Союза в качестве основной зоны имеет большое значение для установления баланса сил против гегемонии США. В этом смысле США не являются доминирующей силой в различных регионах мира, а Россия и Китай расширяют свою зону влияния.

Поэтому ЕАЭС следует рассматривать с геополитической и геоэкономической точек зрения, а также роли Западного блока под руководством США, где Китая и России выступают как «ревизионистские державы» в рамках нового экономического порядка, который они хотят сформировать..

Россия ожидает, что Узбекистан, Туркменистан и даже Монголия присоединятся в качестве новых членов для дальнейшего расширения. Соглашения о свободной торговле, которые планируется заключить с более чем 40 странами, геополитически расширят сферу влияния ЕАЭС. Эти соглашения о свободной торговле позволят ему конкурировать с Трансатлантическим торгово-инвестицион-ным партнерством и Транстихоокеанским партнерством, если они состояться.

Список литературы

1. Boguslavska K The First Steps of the Eurasian Economic Union: Disputes, Initiatives and Results // Russian Analytical Digest 2015- 170: 9-12.

2. Ефременко Д.В., Подберезкина О.А., Шаронова В.Г. Плоды сопряжения. Шансы и риски гармонизации «Шелкового пути» и евразийской интеграции // Международные процессы. Т. 16. 2018, № 1. с. 160-176

3. Договор о Евразийском экономическом союзе. 29.05.14 URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDocument.aspx?s=bef9c798-3978-42f3-9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868-4ee2-4b21-bc64-1995328e6ef3&l=540294ae-c3c9-4511-9bf8-aaf5d6e0d169&EntityID=3610

4. Kaplan R.. The World is Marching Toward Anarchy. Real Clear World. Retrieved - 2013 - April 18, 2013 - URL: https://www.realclearworld.com/arti-cles/2013/04/18/the_world_is_marching_toward_an-archy_105085.html

5. Mccoy, A. The Geopolitics of American global decline, Washington Versus China in the twenty first Century. Tomdispatch. Retrieved June 7, 2015 - URL: http://www.tomdis-

patch. com/post/176007/tomgram%3A_al-

fred_mccoy,_washing-

ton's_great_game_and_why_it's_failing_/

6. Trenin D. The End of Eurasia: Russia on the Border Between Geopolitics and Globalization. Moscow: Carnegie Moscow Center - 2002 - 354 P.

6.

7. Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее которое рождается сегодня // Известия 03.10.2011. URL: https://echo.msk.ru/blog/statya/817588-echo/

8. Gray B.C. An Economic NATO: A New Alliance For a New Global Order. Atlantic Council. Issue Brief. 2013. - URL: https://atlanticcouncil.org/wp-con-tent/uploads/2013/02/tar130221economicnato.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.