Научная статья на тему 'Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России'

Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ЭКОНОМИКА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СОТРУДНИЧЕСТВО / EXPORTS / ECONOMY / FUEL AND ENERGY COMPLEX / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушак Н.В, Глушак О.В.

В статье рассматриваются роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России. Проведена экономическая оценка состояния и перспектив развития топливно-энергетического комплекса в рамках ШОС и БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF THE RESOURCES SECTOR IN THE FORMATION OF THE EXPORT POTENTIAL OF RUSSIA

The article discusses the role of the resources sector in the formation of an export potential of Russia. Conducted economic evaluation of the status and prospects of development of fuel and energy complex in the framework of the SCO and BRICS.

Текст научной работы на тему «Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России»

-субсидирование процентных ставок предприятий по кредитам в коммерческих организациях;

-широкого применения залоговых фондов публичных образований, создание центров микрофинансирования;

- предоставление преференций, грантов для субъектов, достигающих конкурентных преимуществ при использовании исключительных имущественных прав.

Благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей.

Modem problems of innovative activity.

Keywords: Innovation, investment, institutions, innovation process, the potential

Список литературы

1.Кормнов, Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность/ Ю.Кормнов// Экономист.- 1997.-№ 1.

2.Портер, М. Международная конкуренция / М.: Международные отношения,1993.

3.Ансофф, И Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. -СПб.: ПИТЕР, 1999.

4. Портер, М. Конкуренция/ М.Портер.- СПб.; Киев: Вильямс,2000.

5. Галушко Д.В. Методические аспекты разработки программы развития конкурентного потенциала предприятия железнодорожного машиностроения //Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке: Сб. материалов науч. конф. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004.-С. 80-83 (0,15 п.л.).

Об авторе

Галушко Д.В. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Брянского государственного технического университета, советник правового отдела департамента финансов Брянской области.

УДК 339

МЕСТО И РОЛЬ СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА В ФОРМИРОВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Н.В. Глушак, О.В. Глушак

В статье рассматриваются роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России. Проведена экономическая оценка состояния и перспектив развития топливно-энергетического комплекса в рамках ШОС и БРИКС. Ключевые слова: экспорт, экономика, топливно-энергетический комплекс, сотрудничество.

Топливно-сырьевой комплекс составляет основу российского экспорта, что свидетельствует о его высокой конкурентоспособности на мировом рынке. В настоящее время состояние ведущих экспорто-ориентированных отраслей (топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, лесопромышленного комплекса и др.) характеризуется следующими показателями:

- постепенное истощение старых месторождений и рост затрат на разведку и развитие технологий для повышения эффективности добычи, необходимость строительства новых трубопроводов (прежде всего, нефтяная и газовая отрасли);

- необходимость модернизации основных фондов (характерна для всех отраслей);

- высокие транспортные издержки (для большинства экспорто-ориентированных отраслей).

Таким образом, топливно-энергетические ресурсы (далее ТЭР) - это богатство России. Топливно-энергетическая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на ТЭР всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей топливно-энергетической промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира. Природа щедро наделила нашу страну энергетическим сырьем. Она располагает примерно четвертью всех энергоресурсов планеты: 27% мировых запасов газа, 13% нефти, 30% угля, 14% урана. Для российской территории характерна невысокая степень разведанности ресурсов, то есть изученности недр на базе новейших геологоразведочных технологий. Например, степень разведанности ресурсов нефти составляет 34%, газа - лишь 25% [1].

Нефтегазовый комплекс (НГК) - комплекс отраслей по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки является главным источником налоговых и валютных поступлений государства. На долю НГК приходится 12% промышленного производства России и 3% занятых в нем работников [2].

Одна из важнейших проблем развития нефтяной промышленности России - резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном (сокращение объёма), так и в качественном (рост доли трудно извлекаемых запасов) отношениях. Положение настолько серьёзно, что государство пригрозило возможным повышением экспортных пошлин на нефть, если нефтяные компании не увеличат инвестиции в геологоразведку. Около 76% разведанных запасов нефти России приходится на 12 уникальных и 156 крупных месторождений, которые являются основными объектами разработки. В Западно-Сибирской - основной добывающей провинции - разведанных запасов нефти сосредоточено 72,2%, в Урало-Повол-жье - 15,2%, в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции - 7,2%, на неосвоенных территориях Республики Саха, в Красноярском крае, Иркутской области и на шельфах Печерского и Охотского морей около 3,5% [5].

Прогнозные запасы природного газа в России оцениваются в 236 трлн куб. м., а достоверные - в 29-48 трлн куб. м, или 27% всех мировых запасов. Эти цифры гипнотизируют многих. Однако запасы из недр еще нужно извлечь и транспортировать до потребителей. И то и другое требует огромных вложений в газовую инфраструктуру. В оценках перспектив добычи газа согласия намного меньше, чем в отношении нефти. Прогнозы различаются от сохранения нынешнего уровня добычи до увеличения ее до 702-722 млрд куб. м в 2010 г. и 720-780 млрд куб. м - в 2020 г. Современная добыча газа в России базируется на трех

месторождениях-гигантах, из которых Медвежье уже вошло в стадию падающей добычи, Уренгой близко к этому состоянию, а Ямбург пока работает на пике своих возможностей. Инвестиции в газовую отрасль на 80% направляются на возмещение выбытия мощностей, их ремонт и реконструкцию, чтобы обеспечить достигнутый уровень добычи и транспорта. Континентальный шельф арктических морей России общей площадью 3,9 млн. км2 содержит 100 млрд. тонн углеводородов. Неразведанные ресурсы природного газа в 2,3 раза превышают добытые, текущие, разведанные и предварительно выявленные запасы.

Из других энергоносителей наиболее крупными являются запасы каменного угля. Неразведанные запасы угля уникальны (порядка 5 трлн. т) [3].

Возможности наращивания добычи угля значительны, но его темпы ограничены. В этой отрасли работают преимущественно частные компании, способные увеличивать добычу вслед за ростом спроса на уголь. Проблемы развития угольной отрасли в основном связаны с низким спросом, обостряющейся нехваткой кадров и ростом числа аварий.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о высокой надежности долговременного развития ТЭК России с учетом удовлетворения собственных потребностей и экспорта. Главная проблема состоит в привлечении инвестиций, внедрении современных технологий и организации работ на всех этапах геологоразведки, добычи и переработки нефти и газа.

Следующими по значимости для сырьевого комплекса России после ТЭК является металлургическая промышленность и лесопромышленный комплекс. Россия занимает четвертое место в мире по производству стали и чугуна (после Китая, Японии и США). На экспорт уходит около половины металла, в последнее время рост потребления отмечен и в России. Всего эта отрасль производит более 60 млн. тонн стали, 40 млн. тонн чугуна и 5 млн. тонн труб. Российская сталь является самой конкурентно способной продукцией в мире, как в цене, так и по качеству. Отечественные стальные компании являются одними из самых прибыльных. Выплавка алюминия - одного из важнейших, стратегического значения металлов - отличается высокой концентрацией производства в немногих государствах мира. Сейчас десять стран дают более % алюминия в мире. Алюминий в последнее десятилетие стал важным экспортным товаром: на экспорт идёт более половины металла, выплавляемого во многих странах мира. Крупнейшим экспортёром этого металла стала Россия из-за резкого падения его потребления внутри страны. В среднем из страны вывозится около 80% произведённого алюминия, а ее доля на мировом рынке первичного алюминия достигла 22%. Медная промышленность удерживает второе место по объёму выплавки в цветной металлургии после алюминия. Россия по выплавке меди занимает 2-ое место в мире. Всего в мире производится около 12 млн. т. меди, из них на РФ приходится более 600 тыс. тонн. РФ обладает крупнейшими запасами платины и палладия (в общемировом производстве - 15% и 75%). На Россию приходится 40% мировой добычи никеля. Также в нашей стране производится около 9% золота в мире. Россия обладает 2-ой по значимости в мире алмазной индустрией (оборот этой отрасли около 3 млрд. долл. в год) [5]. Стратегия сырьевых отраслей отечественной индустрии заключается в расширении географии поставок, постоянном снижении издержек и повышении качества продукции.

На Россию приходится 1/5 всех лесов мира и % мировых запасов древесины. Аналитики оценивают потенциал лесопромышленного комплекса в 30-40 млрд. долл. Однако оборот отрасли на сегодняшний день едва превышает 5 млрд. долл. Роль России на этом мировом рынке сведена к поставке простой, необработанной древесины. Наша страна на данный момент не может реализовать весь огромный потенциал этой отрасли. Но многие считают, что в дальнейшем ЛПК сможет заменить нефтяную индустрию и давать государству твёрдые доходы.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что развитие ключевых отечественных сырьевых компаний происходит в основном за счет собственных средств и прибыли, из-за низкого инвестиционного рейтинга российским корпорациям отказывают в получении кредитов под низкие проценты и на длинные сроки. Безусловно, экспорто-ориентированные компании приносят России основную прибыль. От этих отраслей импульс к развитию получает российское машиностроение, развивается сфера услуг. Но зависимость отечественной экономики от цен на сырье (прежде всего на нефть и газ) выглядит слишком явно. Ведущая роль углеводородов и металлов в экспорте ставит экономику в зависимость от колебаний конъюнктуры на внешних рынках. Более того, углеводородный сектор оказывается очень ненадёжными источником роста даже в настоящее время, в условиях исключительно благоприятной внешней конъюнктуры. К сожалению, уменьшение уровня добычи и экспорта энергоресурсов для России на данном этапе экономического развития не представляется возможным. ТЭК - это «валютный цех» страны, он обеспечивает почти половину всего российского экспорта. При сбоях в отечественной экономике экспорт топливно-энергетических ресурсов стал своеобразной палочкой-выручалочкой, позволяющей смягчать последствия экономической нестабильности, и, обобщённо говоря, снимать социальное напряжение путем оказания огромной помощи формированию бюджета РФ, за счет которого складывается общая социальная обстановка в стране и уровень жизнеобеспеченности граждан. Касаясь глубинных процессов, которые стимулируются экспортом ТЭР, можно выделить привлечение инвестиций в экономику, финансирование импорта, основная часть которого является преобладающей в потребительском секторе страны, без валютных поступлений от экспорта ТЭР будет существенно затруднено ускорение технического прогресса и проведение структурных преобразований, экспорт необходим также для того, чтобы рассчитываться по внешним долгам и кредитам [1].

В условиях спада мировой экономики и применения ограничений, в области экспорта и импорта, на протяжении последних двух лет министерством экономического развития РФ и рядом других государственных структур была проведена большая работа, направленная на развитие внешнеэкономической деятельности и экспорта в частности. Эта работа заключалась в заключении множества двусторонних и многосторонних договоров и соглашений как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья.

Реализация географических приоритетов внешнеэкономической политики в 2010-2014 годах осуществлялась в пределах ранее определённых приоритетов, в частности, в соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2009-2012 годах «Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года» [7].

Результатом расширения сотрудничества стало подписание межправительственных и межведомственных договоров, направленных на развитие двусторонней торговли и взаимодействия в разных областях экономики.

За 2011-2014 годы:

- ратифицировано 12 соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Ливия, Туркменистан, Нигерия, Намибия, Ангола, Абхазия, Южная Осетия, ОАЭ, Сингапур, Экваториальная Гвинея, Никарагуа, Зимбабве, ЕврАзЭс);

- подписано соглашение с Афганистаном о торгово-экономическом сотрудничестве;

- заключено соглашение о создании межправительственных комиссий с Сингапуром, Афганистаном и Экваториальной Гвинеей;

- подготовлены программы торгово-экономического сотрудничества с Индонезией, Турцией, Монголией и Анголой, российско-корейская совместная программа партнерства в целях модернизации и инновационного развития;

- подписаны меморандумы о сотрудничестве в области модернизации экономики с Китаем, Республикой Корея, Японией и Сингапуром;

- открыты и работают торговые представительства Российской Федерации в Республике Куба (г. Гавана) и ЮжноАфриканской Республике (г. Йоханнесбург), а также отделение Торгового представительства Российской Федерации во Вьетнаме в г. Хошимине;

- созданы межправительственные комиссии с Мьянмой, Республикой Судан, Катаром, Иорданией и Палестиной;

- в г. Харбине (КНР) состоялось Первое Российско-Китайское ЭКСПО;

- подготовлены программы торгово-экономического сотрудничества с Индонезией, Турцией, Монголией и Анголой, российско-корейская совместная программа партнёрства в целях модернизации и инновационного развития.

Кроме того, в 2012 году подписаны соглашения о режиме торговли товарами с Республикой Южная Осетия и Республикой Абхазия.

Наиболее актуальные направления двусторонних отношений нашли отражение в повестке встреч и работы в 2014 году.

Так, на европейском направлении было проведено 4 заседания МПК (Ирландия, Македония, Сербия, Словения) и 8 встреч сопредседателей (Германия, Греция, Нидерланды, Румыния, Словения, Черногория, Венгрия, Словакия), а также ряд рабочих групп в рамках МПК [6].

Сотрудничество в рамках отраслевых диалогов, являющихся основным инструментом реализации совместной инициативы Россия-ЕС «Партнёрство для модернизации», продолжено в области космоса, здравоохранения, миграции, научных исследований и разработок.

В 2014 году были проведены консультации с ЕС и Украиной по газовой тематике, а именно по вопросам поставок российского газа на Украину и в страны ЕС и обеспечения безопасности транзита газа через территорию Украины, а также консультации с ЕС и Украиной по вопросам имплементации Украиной норм Соглашения об ассоциации с ЕС. По итогам консультаций имплементация Украиной норм торговой части указанного Соглашения была отложена до 31 декабря 2015 года.

На американском направлении одним из важнейших направлений сотрудничества стало взаимодействие с США. В 2011 году в целях углубления российско-американского сотрудничества по вопросам инновационного развития была создана Рабочая группа по инновациям (далее — РГ).

За 2009-2012 годы было проведено 12 заседаний РГ, а в 2013 году принят всеобъемлющий План действий РГ на 20132014 годы, включивший в себя обширный перечень направлений сотрудничества и открытый для включения новых вопросов.

По итогам работы последних лет был подписан ряд двусторонних документов, в том числе Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области подготовки управленческих кадров, Меморандум между Минэкономразвития России и Администрацией малого бизнеса США о взаимодействии в сфере малого и среднего предпринимательства, Меморандум между Минэкономразвития России и Министерством торговли США о намерениях по вопросам содействия инвестициям в США и России, Меморандум о взаимопонимании между Минэкономразвития России, Госдепартаментом США и Фондом «Сколково» для совместной деятельности в развитии и коммерциализации технологий.

Важными итогами двустороннего взаимодействия на политико-экономическом треке в 2012 году стало вступление в силу межправительственного Соглашения об упрощении визовых формальностей для граждан России и граждан США, а также предоставление России режима нормальных торговых отношений на постоянной основе в связи с отменой Конгрессом США поправки «Джексона-Вэника» к Закону о торговле США 1974 года [6].

Кроме того, с Венесуэлой в 2013 году был подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области производства буровых установок и нефтяного оборудования между «ПДВСА Индустриаль» и ООО «Уралмаш НГО Холдинг».

С Эквадором была достигнута договорённость об участии ООО «Интер РАО — Экспорт» в сооружении объектов электроэнергетики, а также ОАО «РЖД» — железнодорожных проектов на территории Эквадора.

В направлении развития отношений с Кубой был подписан ряд межведомственных документов по сотрудничеству в сфере мирного исследования и использования космического пространства, а также организации предварительного обмена информацией о перемещаемых между Кубой и Россией товарах.

В отношениях с Бразилией в 2013 году подписаны соглашения о сотрудничестве между российскими и бразильскими компаниями в области судостроения и компьютерных технологий, получено одобрение бразильских властей на заключение двустороннего соглашения о партнёрстве между ЗАО «БИОКАД» и ТЕКПАР о производстве препарата Бевацизумаб для лечения онкологических и офтальмологических заболеваний, а также заключено 5 экспортных контрактов о поставках на рынок Бразилии комплексной системы ГЛОНАСС/GPS.

В отношениях с Канадой велась работа по продвижению на канадский и международный рынки российской навигационной техники, разрабатываемой компанией ОАО «ВНИИРА» (ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»).

На азиатском направлении активно ведется работа в рамках мероприятий АТЭС по экономической тематике. В 2012 году было организовано содержательное наполнение мероприятий года российского председательства в Форуме АТЭС, а также проведен Саммит АТЭС. Одним из результатов форума явилось согласование перечня экологических товаров, на которые к концу 2014 года должны быть снижены импортные таможенные пошлины до 5 % и ниже.

В 2013-2014 гг. работа по координации участия России в деятельности форума АТЭС велась в соответствии с Комплексным планом действий Российской Федерации в форуме АТЭС в 2013-2015 годах.

Взаимодействие в формате Россия - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) активизировалось в 2012 году, когда была одобрена Дорожная карта торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия-АСЕАН (далее — Дорожная карта). В 2013 году утверждена Рабочая программа по реализации Дорожной карты. В 2014 году подготовлена российская часть Приложения к Дорожной карте (список из 40 инвестиционных и инфраструктурных проектов от

более 30 российских компаний для реализации на территории России и стран — членов АСЕАН). Предполагается, что документ будет дополнен перспективными инвестиционными проектами стран — членов АСЕАН.

В марте 2014 года организована первая комплексная бизнес-миссия в страны АСЕАН (Индонезию, Малайзию и Сингапур).

По итогам встречи министров экономики Россия АСЕАН (август 2014 г., г. Нейпьидо, Мьянма) была достигнута договорённость о создании Экспертного диалога по электронной торговле и проведении первого заседания в 2015 году в Малайзии.

С 2012 года представители России ежегодно принимают участие в консультациях министров экономики в формате Во-сточноазиатских саммитов (ВАС), в рамках которых проводятся дискуссии по основным направлениям экономического сотрудничества.

С 2011 года в рамках неформального объединения «Бразилия-Россия-Индия-Китай и Южная Африка» (БРИКС) ведётся обсуждение вопросов развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В 2011 году состоялась первая встреча министров экономики и внешней торговли стран БРИКС и сформирована Контактная группа БРИКС по торгово-экономическим вопросам.

В рамках подготовки содержательного наполнения экономической повестки российского председательства в БРИКС разработаны проекты Стратегии экономического партнёрства БРИКС и Дорожной карты торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества стран БРИКС на период до 2020 года (список из 37 проектов от 20 российских компаний, заинтересованных в сотрудничестве с партнёрами из стран БРИКС). Предполагается, что Дорожная карта будет дополнена перспективными инвестиционными проектами остальных стран-членов объединения.

Сформирована и действует рабочая группа высокого уровня по согласованию указанных документов.

По итогам встречи министров экономики и внешней торговли стран БРИКС (2014 год) была достигнута договорённость о создании Экспертного диалога по электронной торговле и проведении первого заседания в 2015 году.

В течение 2011-2013 годов российской стороной при содействии Программы развития ООН было организовано проведение серии международных семинаров и завершающей конференции, объединённых единой темой: «Подготовка к саммиту БРИКС: ключевые темы для России», с участием представителей дипломатических, экспертных, научных и деловых кругов стран БРИКС [4].

Значимые работы по развитию внешнеэкономической деятельности России были проведены в области сотрудничества со странами СНГ.

Важной вехой в развитии многосторонних отношений стало подписание в 2011 году Договора о зоне свободной торговли, а также присоединение к нему в 2013 году Узбекистана.

В 2014 году проведено заседание Совета глав государств СНГ, 2 заседания Совета глав правительств СНГ, 4 заседания Экономического совета СНГ и 12 заседаний Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. В ходе заседаний подписаны 16 международных договоров. Проведён мониторинг выполнения Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 годы) Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года. Разработаны предложения для включения в проект Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 годы) Стратегии. Проводился мониторинг процесса ратификации Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. (далее — Договор) сторонами-участницами и Протокола о применении Договора между его сторонами и Республикой Узбекистан от 31 мая 2013 года. Осуществлялась работа по реализации положений Договора. Решением Экономического совета СНГ 14 марта 2014 г. утверждён Порядок открытия и использования целевого счета для расчётов с членами и председателем комиссии экспертов по разрешению споров сторон Договора. Целевой счёт открыт в Межгосударственном банке 21 мая 2014 г. Подготовлен пакет документов, необходимых для прекращения действия двусторонних международных договоров о свободной торговле между Правительством Российской Федерации и правительствами сторон Договора.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) продолжалась работа по реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств — членов ШОС до 2020 года и Перечня мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2012-2016 гг., при этом приоритетное внимание уделялось разработке и реализации совместных проектов. Проводилась работа по содержательному наполнению российского председательства в ШОС в 2014-2015 годах, проведён ряд мероприятий, посвящён-ных различным аспектам развития экономического сотрудничества.

В ходе заседаний Совета глав государств — членов ШОС и Совета глав правительств государств — членов ШОС принята Душанбинская декларация глав государств — членов ШОС, утверждены Порядок предоставления статуса государства — члена ШОС и новая редакция типового Меморандума об обязательствах государства-заявителя, а также подписаны межправительственное Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, Меморандум между таможенными службами государств — членов ШОС о взаимодействии в области развития и применения системы управления рисками и Протокол о взаимодействии таможенных служб государств — членов ШОС в правоохранительной сфере.

Влияние на экономическое сотрудничество в регионе СНГ также оказывают интеграционные импульсы со стороны действующего Таможенного союза и вступившие в силу с 1 января 2012 г. соглашения, формирующие Единое экономическое пространство.

В 2012-2013 годах состоялись 26 заседаний Совета ЕЭК и 79 заседаний Коллегии ЕЭК, на которых рассмотрены различные вопросы функционирования Таможенного союза и ЕЭП, совершенствования системы технического регулирования, возможности заключения государствами — членами ТС и ЕЭП соглашений о свободной торговле с третьими странами, направления развития интеграционных процессов на евразийском пространстве.

В Астане 29 мая 2014 г. состоялось подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, который начал функционировать с 1 января 2015 года. В г. Минске 10 октября 2014 г. подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. В Москве 23 декабря 2014 г. подписан Договор о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [4].

С учётом двусторонней проблематики и подписания Украиной соглашения об ассоциации с Европейским союзом 26 августа 2014 года в г. Минске состоялась встреча глав государств Таможенного союза с Президентом Украины и представителями Европейского союза, в ходе которой поднимался вопрос экономических последствий для Российской Федерации от начала имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС. Во исполнение договорённостей, достигнутых на указанной

встрече, российской стороной был подготовлен проект перечня конкретных точечных изменений и дополнений к тексту Соглашения, принятие которых позволило бы минимизировать идентифицированные риски. В ходе трёхсторонней встречи Министра экономического развития Российской Федерации Улюкаева А. В., Министра иностранных дел Украины Клим-кина П. А. и члена Европейской комиссии по торговле К. Де Гюхта, которая состоялась 12 сентября 2014 года в г. Брюсселе по вопросу применения Украиной положений Соглашения об ассоциации с ЕС, стороны договорились об отсрочке применения соглашения в части создания глубокой всеобъемлющей зоны свободной торговли до 31 декабря 2015 года.

С целью недопущения «ползучей» имплементации Соглашения 19 сентября 2014 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 959 «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина», которое вступит в силу в случае выявления нарушений Украиной достигнутых договорённостей. Во исполнение указанного постановления образована рабочая группа на уровне заместителей руководителей министерств и ведомств по постоянному мониторингу имплементации Украиной Соглашения в части создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.

Взаимодействие в рамках Союзного государства России и Республики Беларусь в 2010-2014 годах проходило в пределах общих интеграционных процессов. Результатом последних лет стало подписание генерального контракта на сооружение Белорусской АЭС в 2012 году. В 2012-2013 годах проходили заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства, заседания Совета Министров Союзного государства, Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства.

В 2014 году состоялось заседание Группы Высокого уровня Совета Министров Союзного государства. В ходе заседания рассмотрены вопросы о реэкспорте через Республику Беларусь продукции, запрещённой к ввозу в Российскую Федерацию, о ситуации с реэкспортом Республикой Беларусь битумов и битумных смесей, а также другие актуальные вопросы российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества и вопросы, включённые в проект повестки заседания Совета Министров Союзного государства. Также было проведено заседание Совета Министров Союзного государства, на котором обсуждены основные вопросы и перспективы развития Союзного государства России и Республики Беларусь. В ходе мероприятия утверждена новая программа, одобрены Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014-2017 годы), Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства «О бюджете Союзного государства на 2015 год».

Таким образом, мы можем отметить, что основным направлением развития экспортного потенциала Российской Федерации, в настоящее время, связывают со странами БРИКС, а также восточными странами. Кроме того, активно развивается внутренний рынок в рамках ЕАЭС. В свете введённых экономических санкций, экспортёры все чаще обращают своё внимание на эти рынка и переориентируют своё производство под потребности этих стран.

The article discusses the role of the resources sector in the formation of an export potential of Russia. Conducted economic evaluation of the status and prospects of development of fuel and energy complex in the framework of the SCO and BRICS. Keywords: exports, economy, fuel and energy complex, cooperation.

Список литературы

1. Беррес Л. Россия стала одним из лидеров мирового экспорта// Московский комсомолец. 18. 09.2014. № 26627

2. Глушак Н.В., Алексеев А.А., Титов А.Б. Ситуационная оценка направлений реализации национального инновационного потенциала. Вестник орловского государственного аграрного университета. 2012. т. 34. № 1. с. 166-169.

3. Глушак Н.В., Глушак О.В. Инновационные методы управления предприятием на принципах контроллинга: Монография. - Брянск: Изд-во ООО «Ладомир», 2009.

4. http:// www.customs.ru - Федеральная таможенная служба РФ

5. http://www/ vch.ru. Информационно - аналитический портал «Виртуальная таможня»

6. http://www.e-cis.info - Экономические новости России

7. http://www consultant - Правовая система Консультант плюс

Об авторах

Глушак Н.В. - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой таможенного дела и маркетинга Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, GNW3@yandex.ru

Глушак О.В. - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры таможенного дела и маркетинга Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, OWG3@yandex.ru

УДК 332

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Н.В. Глушак, О.В. Глушак, М.А. Муравьева, О.Г. Назарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются методические подходы к оценке экономического потенциала региона на основе базовых показателей. Предложена авторская методика.

Ключевые слова: экономический потенциал, метод, базовые показатели, экономический анализ.

Экономический потенциал региона это - ресурсы конкретной территории (природные, трудовые, производственные, финансовые, инвестиционные, инновационные и инфраструктурные), а также механизмы их вовлечения в хозяйственную деятельность региона в настоящем и в будущем, для достижения конкретных целей [2].

Анализируя различные подходы к оценке развития регионального экономического потенциала, мы приходим к выводу о том, что для существующих методик характерны ряд внутренних противоречий, которые не дают возможности более точно охарактеризовать социально-экономическое состояние субъекта РФ, а также установить его место среди других регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.