Научная статья на тему 'ОПЫТ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОПЫТ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скандинавские страны / опыт в развитии национальных систем образования / система непрерывного профессионального образования / Scandinavian countries / experience in the development of national education systems / the system of continuing professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровикова Яна Владимировна, Комаровская Елена Петровна

В статье рассматривается опыт скандинавских стран (Дании, Швеции, Финляндии, Нидерландов) в развитии национальных систем непрерывного профессионального образования (НПО), через которые, опираясь на европейскую образовательную кооперацию, реализуются глобальные цели формирования в национальных пространствах «общества знаний», отвечающего на современные вызовы времени, конкурентоспособного, имеющего преемственность в обучении населения и инновационную составляющую. В статье представлены общее и особенное в системах непрерывного профессионального образования скандинавских стран, сделан анализ актуального состояния и долгосрочных национальных стратегий непрерывного профессионального образования. Непрерывное профессиональное образование за рубежом рассмотрено с позиций возможностей использования его опыта в отечественном образовании с учетом собственных традиций и особенностей образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE SCANDINAVIAN COUNTRIES IN DEVELOPMENT NATIONAL SYSTEMS OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

The article examines the experience of the Scandinavian countries (Denmark, Sweden, Finland, the Netherlands) in the development of national systems of continuing professional education, through which, based on European educational cooperation, the global goals of forming a “knowledge society” in national spaces, responding to modern challenges of the time, competitive, having continuity in the education of the population and an innovative component are realized. The article presents the general and special features in the systems of continuing professional education in the Scandinavian countries, analyzes the current state and long-term national strategies of continuing professional education. Continuing education abroad is considered from the perspective of the possibilities of using its experience in domestic education, taking into account its own traditions and peculiarities of educational practice.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 378.14

DOI 10.54509/22203036_2024_2_5 EDN IEQQRS

Боровикова Яна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет

инженерных технологий», г. Воронеж

Комаровская Елена Петровна

доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, АНОО ВО «Институт социального образования», г. Воронеж

Borovikova Yana V.

Candidate of the Pedagogy Science, Associate Professor, Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh

Komarovskaya Elena P.

Doctor of the History Science, Candidate of the Pedagogy Science, Institute of Social Education, Voronezh

ОПЫТ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE EXPERIENCE OF THE SCANDINAVIAN COUNTRIES IN DEVELOPMENT NATIONAL SYSTEMS OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье рассматривается опыт скандинавских стран (Дании, Швеции, Финляндии, Нидерландов) в развитии национальных систем непрерывного профессионального образования (НПО), через которые, опираясь на европейскую образовательную кооперацию, реализуются глобальные цели формирования в национальных пространствах «общества знаний», отвечающего на современные вызовы

времени, конкурентоспособного, имеющего преемственность в обучении населения и инновационную составляющую. В статье представлены общее и особенное в системах непрерывного профессионального образования скандинавских стран, сделан анализ актуального состояния и долгосрочных национальных стратегий непрерывного профессионального образования.

Непрерывное профессиональное образование за рубежом рассмотрено с позиций возможностей использования его опыта в отечественном образовании с учетом собственных традиций и особенностей образовательной практики.

Abstract. The article examines the experience of the Scandinavian countries (Denmark, Sweden, Finland, the Netherlands) in the development of national systems of continuing professional education, through which, based on European educational cooperation, the global goals of forming a "knowledge society" in national spaces, responding to modern challenges of the time, competitive, having continuity in the education of the population and an innovative component are realized. The article presents the general and special features in the systems of continuing professional education in the Scandinavian countries, analyzes the current state and long-term national strategies of continuing professional education.

Continuing education abroad is considered from the perspective of the possibilities of using its experience in domestic education, taking into account its own traditions and peculiarities of educational practice.

Ключевые слова: скандинавские страны; опыт в развитии национальных систем образования; система непрерывного профессионального образования.

Keywords: Scandinavian countries; experience in the development of national education systems; the system of continuing professional education.

Введение

Одно из фундаментальных прав человека - право на образование, провозглашенное 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН (статья 26) как общедоступное для всех с учетом способностей каждого, декларируемое правами и свободами человека, содействующее взаимопониманию между народами для поддержания мира и пр.

Целью статьи является представление общего и особенного в системах непрерывного профессионального образования скандинавских стран.

Задача представленной статьи сформулирована авторами следующим образом: рассмотрение ценностей непрерывного образования за рубежом с позиций возможностей его использования в отечественном образовании, с учетом собственного опыта и особенностей образовательной практики.

Скандинавские страны являются лидерами среди европейских государств в области непрерывного профессионального образования.

Эволюция миропорядка и выстраивание новых мировых и европейских векторов налагает на государства требования к системе образования в целом и непрерывному профессиональному образованию -в частности. Изменения политического, экономического, социокультурного диалога диктуют необходимость обновления параметров межгосударственного взаимодействия на национальных уровнях.

За последние 30 лет самые масштабные процессы в сфере образования произошли в Европе как плацдарме интенсивного панъевропейского сотрудничества при все увеличивающейся транспарентности информационного пространства, объединении усилий в реализации совместных проектов и т.д., где отправной точкой стал 1999 год - год принятия 29 государствами Болонской декларации.

Результаты

Дания, занимающая первую позицию среди скандинавских стран, имеет свою долгосрочную стратегию непрерывного профессионального образования (2007), опираясь на европейскую образовательную кооперацию, реализующую глобальную цель формирования в национальном пространстве «общества знаний», отвечающего на современные вызовы времени, конкурентоспособного, имеющего преемственность в обучении населения, инновационную составляющую.

Дания - активный участник инициатив Европейского Союза в области непрерывного профессионального образования. Согласно докладу Европейской комиссии о проблемах в области непрерывного профессионального образования (2013) Lifelong Guidance Policy Development: A European Resource Kit («Развитие политики сопровождения НО») [1], распоряжением правительства созданы Центры сопровождения непрерывного профессионального образования для развития профессиональной и академической мобильности граждан на европейском континенте, а также публикационной активности по проблемам непрерывного профессионального образования, профориентационной информации и др.

В Дании успешно функционирует национальная система менеджмента качества с особой заботой о профессиональном секторе, в том числе и об образовательных программах системы повышения квалификации, превентивных мерах, касающихся субъектов непрерывного профессионального образования в разработке и внедрении программ для завершения образования всех категорий граждан [2].

Эффективность государственной политики сферы образования Швеции связана с вариативностью выбора

образовательных программ для населения (14 программ в системе непрерывного профессионального образования, в том числе 2 нацелены на подготовку потенциальных абитуриентов), индивидуализацией образовательных программ, работой с иммигрантами (курсовая подготовка «шведский язык»), с последующим обучением в школах для взрослых, муниципальными информационными «неделями знаний» для взрослых граждан о специфике и особенностях обучения на разных образовательных ступенях, открытым образованием через сетевую форму непрерывного профессионального образования - «народное образование» (Folkbildning), возникшее в начале ХХ века как ответ на вызов времени, когда продолжение обучения в университетах населению страны было недоступно [3].

Нормативно-правовая база Швеции в 1975 году пополнилась The Educational Leave Act («Образовательным актом») [4], декларирующим учебные отпуска для продолжения образования без отрыва от производства и гарантирующим свободу выбора образовательных программ. Современный этап развития системы непрерывного профессионального образования в стране опирается на решение государственной властью проблемы бесплатного получения высшего образования.

Схематично специфику НПО Швеции можно представить следующим образом (табл. 1).

Развитие моделей открытого образования в системе непрерывного профессионального образования [7] сопровождалось введением в стране специальных компьютерных льгот для обучения в домашних условиях, что позитивно отразилось на активности взрослого населения в участии непрерывного профессионального образования, успешного функциони-

рования региональных рынков труда и финансового сектора Швеции.

Национальная стратегия непрерывного профессионального образования Финляндии не только культивирует средовой подход к развитию творческой личности вне возрастных и образовательных уровней населения, но и обозначает принципом непрерывного образования обучение в течение всей жизни через государственное управление и карьерный самоменеджмент граждан, поддержку самоуправления обучающихся в образовательных организациях разного профиля, реализацию комплекса мер для успешного функционирования и развития системы непрерывного профессионального образования [8].

Финская система непрерывного профессионального образования состоит из последовательно реализующихся образовательных шагов и охватывает весь жизненный и профессиональный путь человека при дополнительном обучении взрослого населения на всех ступенях (аИкшвкои^из): после получения среднего образования (бесплатное ПЬегаЫиса^оп); во время гимназического или профессионального обучения (toisenasteenkoulutus);; в высшей школе (когкеа-asteenkoulutus) [9].

Официальные данные показывают, что более 25% взрослых финнов участвуют в программах свободного образования, а самый развитый сегмент непрерывного профессионального образования - это неформальное обучение населения [10].

В таблице 2 представлена специфика неформального образования в системе НПО Финляндии.

Проблемное поле, связанное с развитием системы непрерывного профессионального образования, каса-

Таблица 1

Специфика НПО в Швеции

Образовательные организации в системе Folkbildning Уровень системы НПО Характеристика

Народные школы Пропедевтический Продолжение шведских традиций «народного образования» [5] экономистами Р. Мейднером и Г. Реном в активной политике на рынке труда, профессиональной мобильности населения через идею непрерывного профессионального образования [6]. Эффективная система менеджмента качества позволяет завершить процесс обучения на средней ступени образования всем обучающимся

Некоммерческие институты Профессиональный Сетевые формы обучения, использование ИКТ в учебном процессе. Высокая компьютерная грамотность у всех слоев населения позволяет использовать информатику не как отдельный учебный предмет, удаленный из национальных стандартов, а как обучающий инструмент по всем дисциплинам. Система менеджмента качества в высшей школе продолжает традиции средней ступени образования и позволяет всем студентам получать степени при завершении обучения в вузе

Таблица 2

Специфика неформального образования в системе НПО Финляндии

Образовательные организации Уровень системы НПО Характеристика

Центры образования взрослых Неформальный Профессиональный Преемники «рабочих институтов». В ведении муниципалитетов. Вечерние и курсы выходного дня. Особая востребованность курсов социокультурной направленности (искусство, языки, музыка, народное творчество, ИКТ) у женщин. Для мужчин без отрыва от производства при финансовом сопровождении работодателей - профкурсы по механике и ремонту, ИКТ, кулинарии и здоровьесбережению и др.

Учебные центры Неформальный В ведении образовательных ассоциаций. Гуманитарные, педагогические, социальные науки, здравоохранение, ИКТ

Летние университеты Неформальный Аналог Открытых университетов. Годовой цикл образовательных программ по предметам. Искусство, иностранные языки, общественные науки, ИКТ

Институт физической подготовки Неформальный Курсы краткосрочные и долгосрочные в области физической культуры и спорта

Резюме: государственные субсидии, самостоятельность образовательных организаций в выборе образовательных программ, обучение с учетом возрастных особенностей и запросов граждан, добровольность участия и доступность обучения для всех категорий населения без предварительного прохождения экзаменационных испытаний. Ежегодно в непрерывном профессиональном образовании участвует пятая часть населения страны (70 % составляют женщины) из 5,3 млн человек

ется демографической ситуации старения граждан страны, вызовов рынка труда и пр. В данной связи правительство Финляндии на ступени высшего образования приняло решение о сокращении сроков обучения для скорейшей профзанятости выпускников вузов, приходящим на смену представителям «третьего возраста», которые озабочены повышением профессиональной квалификации за счет государственных субсидий для продолжения своей трудовой занятости.

Задача правительства страны, заботясь о данной возрастной группе и их индивидуальных образовательных траекториях, - сохранить, мотивировать и поддержать профессиональную активность лиц «третьего возраста» [11]. Особенно это касается урбанизации городов Финляндии, уменьшения убыли сельского населения, поэтому применение муниципальных моделей неформального обучения взрослых позволит стабилизировать сложившуюся ситуацию [12].

В Нидерландах большую часть участников непрерывного профессионального образования составляют граждане с высшим образованием (финансисты, педагогические работники, медики и пр.), что позволяет иметь самые высокие показатели обучения в течение всей жизни в ЕС (согласно докладу 2015 года «Мониторинг образования и обучения»).

Среди целей развития непрерывного профессионального образования в стране - внедрение модели «экономики обучения» как стратегии модернизации человеческого капитала, работа с незащищенными

слоями населения для повышения их образовательного ценза в контексте трудовой занятости, выстраивание взаимодействия с обучающимися с получением обратной связи для СМК с использованием платформы Electronic Platform for Adult Learning in Europe (EPALE).

Голландский профессор Тео ван Деллен обосновал сегментирование системы непрерывного профессионального образования с учетом дидактической, транспарентной, личностно-адаптивной составляющих при размытости границ между типами образования в стране: в соотнесении формального образования, во-первых, среднее профессиональное образование и рынок труда, во-вторых, среднего без корреляции с рынком труда, в-третьих, формирующее социально-гражданскую позицию и нацеленность индивида на самореализацию, представленное взаимосвязью неформального и информального в социокультурной сфере и творческого развития личности.

В докладе 2017 года обозначены 13 инновационных трендов в системе непрерывного профессионального образования с использованием ИКТ [13] в трехсек-торном партнерстве правительства, бизнеса и гражданского общества в сфере образования при постоянном повышении качества непрерывного профессионального образования, что отражает приверженность Нидерландов стратегии Европейского Союза в области непрерывного образования.

Обобщим и сравним системы НПО скандинавских стран в контексте стратегии ЕС в области непрерывного образования (табл. 3).

Таблица 3

Общее и особенное в системах непрерывного профессионального образования скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия, Нидерланды)

Общее Учет потребностей государства, общества, личности на долгосрочную перспективу с использованием комплекса ресурсов от материально-технических до кадровых. Равные права для обучения граждан. Триумвират образования - трудовой деятельности - неформального обучения

Особенное Дания • Государственная стратегия непрерывного профессионального образования в системе европейской кооперации, имеющая цель - культивировать среди населения «общество знаний» при преемственности всех уровней обучения и ПК в течение всей жизни (неформальное образование-обучение для взрослых, непрерывная профподготовка); • центры сопровождения непрерывного профессионального образования; • национальная система оценки качества непрерывного профессионального образования

Особенное Швеция • Последовательность в развитии всех ступеней обучения в системе непрерывного профессионального образования с возможностью овладеть базовыми ЗУН на любой из них; • мобильность населения с акцентом на трудовую занятость и новые рабочие места; • максимальное использование ИКТ в системе непрерывного профессионального образования; • открытое образование через «народное образование» (Folkbildning), реализуемое в сетевой форме; • высокая компьютерная грамотность всех слоев населения

Особенное Финляндия • Национальная стратегия непрерывного профессионального образования; • создание комфортной образовательной среды для обучающихся с разными уровнями образования; • образование взрослых не только формальное, неформальное, но и свободное бесплатное; • программы мобильности взрослого населения (индивидуальные образовательные траектории, повышение квалификации за счет государства); • разнообразие образовательных программ с учетом возрастных особенностей

Особенное Нидерланды • Самые высокие показатели обучения взрослого населения среди скандинавских стран; • модель «экономики обучения»; • платформа для обратной связи с обучающимися; • специальные программы мобильности молодежи (въездная и выездная) и взрослого населения при государственном финансировании

Заключение

Итак, опыт скандинавских стран показывает, что они реализуют Болонские договоренности, основными положениями которых для национальных систем образования являются:

- модель обучения в течение всей жизни (двухуровневые программы высшего образования), сокращение срока обучения;

- усиление негосударственного сектора высшего образования, связи профобразования с высшим образованием, вариативность магистерских и докторских программ;

- концепция «управления качеством образования» [14, с. 24-30], развитие моделей открытого (дистант) и непрерывного образования;

- последипломные формы подготовки населения, единое «Приложение к диплому» и др.

Каждое европейское государство реализует обозначенные общие цели с учетом собственных культурно-исторических предпочтений [15, с. 22-28].

Российская Федерация избрала свой путь развития в сфере образования и профессиональной занятости населения в эволюции отечественной системы непрерывного профессионального образования. Однако зарубежный опыт можно с успехом изучать и использовать,

учитывая развитие образовательного пространства нашей страны, ее территорию и многонациональное население [16].

С этих позиций более отчетливо можно сформулировать приоритеты развития нашей системы непрерывного профессионального образования, позволяющие рассмотреть возможность применения опыта этих стран в нашу педагогическую практику:

- база всех форм образования - знания, умения, навыки, компетенции; повышение условий обучения для взрослого населения в образовательных организациях и учреждениях, реализующих различные формы повышения квалификации;

- целевое образование для всех граждан страны с обучением навыкам непрерывного и самообразования; выстраивание последовательных индивидуальных образовательных траекторий с учетом перспективы изменяющихся требований рынка труда и профессиональной занятости взрослых;

- культивирование трехсекторного партнерства, прежде всего в сфере высшего образования с взаимной ответственностью за результат;

- программы занятости населения, развитие культурной и гуманитарной составляющей программ образования для всех категорий обучающихся.

Литература

1. Стратегия Дании в области непрерывного образования [Электронный ресурс]. URL: http://pub.uvm.dk/2007/ lifelonglearning/lifelong_learning.pdf (дата обращения: 06.04.2024).

2. The European Lifelong Learning Indicators (ELLI) [Электронный ресурс]. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/ bitstream/JRC60268/reqno_jrc60268_saisana_jrcvalidation_elli. pdf%5B1%5D.pdf (дата обращения: 06.04.2024).

3. Education and Training Monitor 2015 Sweden [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/ repository/education/tools/docs/2015/monitor2015-sweden_ en.pdf (дата обращения: 06.04.2024).

4. The Educational Leave Act 1975 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_lang=en&p_ isn=15287 (дата обращения: 06.04.2024).

5. Народное образование в Швеции (FolkbildninginSweden) [Электронный ресурс]. URL: http://www.folkbildningsradet.se/ globalassets/oversattningar/oversattning_webb_final_071210_ en_gr.pdf?epieditmode=true (дата обращения: 06.04.2024).

6. Модель Рена-Мейднера в контексте шведского государства всеобщего благосостояния [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-rena-meydnera-v-kontekste- transformatsii-shvedskogo- gosudarstva-vseobschego- blagosostoyaniya (дата обращения: 06.04.2024).

7. Боровикова Я. В. От открытого общества к открытому образованию : монография. М. : Союз, 2006. 145 с.

8. Life long learning in Finland [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cedefop.europa.eu/de/publications-and-resources/ publications (дата обращения: 06.04.2024).

9. Официальный сайт министерства образования Финляндии : [сайт]. [Электронный ресурс]. URL: http://minedu.fi/ koulutusjarjestelma (дата обращения: 06.04.2024).

10. Eurostat: Official EU statistical data [Электронный ресурс]. URL: http://www.elgpn.eu/publications/elgpn-tools-no1-resource-kit (дата обращения: 06.04.2024).

11. Analysis of the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET2020) -Country analysis [Электронный ресурс]. URL: fm.dk/en/ education-and-institutions/internationalisation-and-cooperation/ international- cooperation-on-guidance/euroguidance- denmark (дата обращения: 06.04.2024).

12. Luukannel S., Manninen J. The effects of adult learning. The meaning and significance of non-formal learning in the lives of adults [Электронный ресурс] / Palmenia Center of Continuing Education, University of Helsinki. URL: http://www.vsy.fi/en.php.

13. The Netherlands - Towards a Dutch (Lifelong) Learning Climate [Электронный ресурс]. URL: http://asemlllhub.org/policy-briefs/ the-netherlands- towards-a-dutch- lifelong-learning- climate.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Влацену Л. Обеспечение качества образования: Проблемы и способы их решения // Высшее образование в Европе. 1993. Т. XVIII. № 3. С. 24-30.

15. Кивенен О., Ринне Р. Высшая школа, государство и рынок: Три западные морали. Перспективы // Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. 1992. № 3. С. 22-28.

16. Боровикова Я. В. Модернизация российского высшего профессионального образования в новой интеграционной парадигме : монография. М. : Союз, 2006. 155 с.

References

1. Strategija Danii v oblasti nepreryvnogo obrazovanija [Denmark's strategy for continuing education]. URL: http://pub.uvm.dk/2007/

lifelonglearning/lifelong_learning.pdf (accessed 06.04.2024). (In Russian).

2. The European Lifelong Learning Indicators (ELLI). URL: http:// publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC60268/ reqno_jrc60268_saisana_jrcvalidation_elli.pdf%5B1%5D.pdf (accessed 06.04.2024). (In English).

3. Education and Training Monitor 2015 Sweden. URL: http:// ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/ tools/docs/2015/monitor2015-sweden_en.pdf (accessed 06.04.2024). (In English).

4. The Educational Leave Act 1975. URL: http://www.ilo.org/dyn/ natlex/natlex4.detail?p_lang=en&p_isn = 15287. (accessed 06.04.2024). (In English).

5. FolkbildninginSweden [Public education in Sweden]. URL: http:// www.folkbildningsradet.se/globalassets/oversattningar/over-sattning_webb_final_071210_en_gr.pdf?epieditmode=true (accessed 06.04.2024). (In Finnish).

6. Model' Rena-Mejdnera v kontekste shvedskogo gosudarstva vse-obshhego blagosostojanija [The Rehn-Meidner model in the context of the Swedish welfare State]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/model-rena-meydnera-v-kontekste- transformatsii-shvedskogo-gosudarstva-vseobschego-blagosostoyaniya (accessed 06.04.2024). (In Russian).

7. Borovikova Ja. V. Ot otkrytogo obshhestva k otkrytomu obrazo-vaniju. Monografija [From an open society to an open education. Monograph]. Moscow, 2006. 145 p. (In Russian).

8. Life long learning in Finland. URL: http://www.cedefop.europa. eu/de/publications-and-resources/publications (accessed 06.04.2024). (In English).

9. Official website of the Ministry of Education of Finland. URL: http://minedu.fi/koulutusjarjestelma (accessed 06.04.2024). (In English).

10. Eurostat: Official EU statistical data. URL: http://www.elgpn. eu/publications/elgpn-tools-no1 -resource-kit (accessed 06.04.2024). (In English).

11. Analysis of the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET2020) - Country analysis. URL: fm.dk/en/education-and-institutions/internation-alisation-and-cooperation/international- cooperation-on-guidance/ euroguidance-denmark (accessed 06.04.2024). (In English).

12. Luukannel S., Manninen J. The effects of adult learning. The meaning and significance of non-formal learning in the lives of adults. Palmenia Center of Continuing Education, University of Helsinki. URL: http://www.vsy.fi/en.php (accessed 06.04.2024). (In English).

13. The Netherlands - Towards a Dutch (Lifelong) Learning Climate. URL: http://asemlllhub.org/policy-briefs/ the-netherlands- towards-a-dutch- lifelong-learning- climate (accessed 06.04.2024). (In English).

14. Vlacenu L. Obespechenie kachestva obrazovanija: Problemy i sposoby ih reshenija [Ensuring the quality of education: Problems and ways to solve them]. Vysshee obrazovanie v Evrope, 1993, vol. XVIII, no. 3, pp. 24-30. (In Russian).

15. Kivenen O., Rinne R. Vysshaja shkola, gosudarstvo i rynok: Tri zapadnye morali. Perspektivy [Higher Education, the State and the Market: Three Western Morals. The prospects]. Voprosy obrazovanija. Ezhekvartal'nyj zhurnal JuNESKO, 1992, no. 3, pp. 22-28. (In Russian). (In Russian).

16. Borovikova Ja. V. Modernizacija rossijskogo vysshego professional'nogo obrazovanija v novoj integracionnoj paradigme: monografija [Modernization of Russian higher professional education in a new integration paradigm. Monograph]. Moscow, 2006. 155 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.