СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА COMPARATIVE PEDAGOGY
УДК/UDC 378.14
DOI 10.54509/22203036_2024_3_145 EDN RJLFJF
Боровикова Яна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет
инженерных технологий», г. Воронеж
Комаровская Елена Петровна
доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, АНОО ВО «Институт социального образования», г. Воронеж
Borovikova Yana V.
Candidate of Pedagogy Science, Associate Professor, Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh
Komarovskaya Elena P.
Doctor of History Science, Candidate of the Pedagogy Science, Institute of Social Education, Voronezh
РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВО ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ
DEVELOPMENT OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN FRANCE AND THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY
Аннотация. В статье рассматривается опыт Французской Республики и Федеративной Республики Гер -мании в развитии национальных систем непрерывного профессионального образования в контексте общеевропейской системы непрерывного образования, через которые, опираясь на европейскую образовательную кооперацию, реализуются глобальные цели формирования в национальных пространствах «общества знаний», отвечающего на современные вызовы времени, конкурентоспособного, имеющего преемственность в обучении населения и инновационную составляющую. В статье представлено общее и осо-
бенное в системах непрерывного профессионального образования Франции и Германии, сделан анализ актуального состояния и долгосрочных национальных стратегий непрерывного профессионального образования.
Непрерывное профессиональное образование за рубежом рассмотрено с позиций возможностей использования его опыта в отечественном образовании с учетом собственных традиций и особенностей образовательной практики.
Abstract. The article examines the experience of the French Republic and the Federal Republic of Germany in the development of national systems of continuing professional
education in the context of the pan-European system of continuing education, through which, based on European educational cooperation, the global goals of forming a "knowledge society " in national spaces, responding to modern challenges of the time, competitive, having continuity in the education of the population and innovative the component. The article presents the general and special features in the systems of continuing professional education in France and Germany, analyzes the current state and long-term national strategies of continuing professional education.
Continuing education abroad is considered from the perspective of the possibilities of using its experience in domestic education, taking into account its own traditions and peculiarities of educational practice.
Ключевые слова: Франция и Германия, опыт в развитии национальных систем образования, непрерывное образование, система непрерывного профессионального образования.
Keywords: France and Germany, experience in the development of national education systems, continuing education, continuing professional education system.
Введение
Европейское образование за последние 75 лет показало ряд значимых составляющих, реализуемых системой непрерывного профессионального образования на континенте, касающихся:
- во-первых, интеграции стратегии ЕС и национальных стратегий в сфере непрерывного профессионального образования на основе европейской кооперации [1, с. 6];
- во-вторых, ступени среднего профессионального образования, где связь образовательных организаций и бизнеса позволяет оперативно реагировать на современные социально-экономические вызовы и приблизить производство к обучающемуся;
- в-третьих, ступени высшего образования, где университеты из элитарных образовательных организаций трансформировались в массовые, и до кризиса 70-х гг. ХХ века предполагалось, что можно достичь третьей фазы - фазы всеобщего высшего образования (корейский опыт тому в подтверждение), которая взяла на себя функции:
- подготовки профессиональных кадров стран ЕС с научным базисом с возрастающей вариативностью сфер профдеятельности;
- развития личности, делая акцент в обучении не только на широкой профессиональной, но и гуманитарной направленности во всестороннем общем образовании (например аналог традиции ЕС в лицейском/
гимназическом образовании в Соединенных Штатах Америки - обучение в колледже);
- диверсификации не только государственного и частного образовательных секторов (так, в США превалируют частные университеты, тогда как в Японии -государственные) [2, с. 207], но и форм обучения (формального, неформального, информального) при поддержке правительств стран ЕС;
- дифференциации переподготовки и повышения квалификации населения разных возрастных групп [3].
Целью статьи является представление общего и особенного в системах непрерывного профессионального образования Франции и Германии.
Задача представленной статьи сформулирована авторами следующим образом: диссеминация зарубежного опыта, позволяющая рассматривать системы непрерывного образования и непрерывного профессионального образования в их дополнении и взаимодействии на протяжении всего времени функционирования.
Методология и результаты
Французская система непрерывного профессионального образования является:
- традиционной для европейского образовательного пространства и Болонского измерения;
- очень близкой к отечественной системе непрерывного профессионального образования;
- одним из основных национальных приоритетов страны, закрепленных в законодательстве в 1989 г.
Французская сфера образования как часть общеевропейской базируется на ряде основополагающих принципов, таких как свобода; равенство шансов для всех граждан страны, независимо от культурного уровня, социального статуса, политической и национальной принадлежности, пола и возраста; обязательность; светскость; бесплатность в государственных образовательных организациях.
На примере непрерывного профессионального образования Франции рассмотрим общее и особенное в зарубежном опыте эволюции системы непрерывного профессионального образования (табл. 1) [4, с. 46].
Французская Республика является лидером в университетском образовании для пожилых студентов, т. к. первая образовательная организация на Европейском континенте для представителей «третьего возраста» впервые открыта во Франции [7, с. 162-172].
Система непрерывного профессионального образования Франции ориентирована на развитие регионов страны и их базовых университетов при курировании и финансировании Ministëredeг 1^исаШппа-
Таблица 1
Система непрерывного профессионального образования во Франции
Образовательные организации Уровни системы НПО Характеристика
Классы (3-й) «введения в профессию» (1992-1993) Пропедевтическое Для продолжения образования в профессионально-технических лицеях. Комплексное теоретико-прикладное обучение. База практики - предприятия (не менее 6 недель) [5]
Профессиональный лицей Начальное профессиональное Государственные образовательные организации регионального финансирования [6, с. 39]. Профессионально-техническое образование по двум направлениям с получением: • за 2/3 года - Свидетельства о профобразовании (САР); • за 2 года - Диплома о профобучении(ВЕР) с перспективой получения степени бакалавра при прохождении двухлетнего подготовительного курса того же профпрофиля либо годового курса профадаптации
Общеобразовательный лицей Профессиональное Диплом бакалавра (ВАС) (с 1995) по общеобразовательным дисциплинам за 3 года обучения с продолжением специализации и перспективой поступления в вуз: серии - искусство, литература, языки (1_); социальные и экономические науки (ЬЭ); естественно-математические науки, техника (Э). Под патронатом государства, в ведении местных властей. Государственно-общественное финансирование, также собственные средства образовательной организации и обучающихся
Технологический лицей Профессиональное Диплом техника (ВТ), дающий право обладателю получить в дальнейшем послесреднее техобразование сроком в 3 года со степенью бакалавра технологии (ВАС): 4 варианта ВАС, подразделяющихся на специальности. ВАС ЭТ! (наука и технология в промышленности) отражает 5 специальностей: гражданское строительство, общее машиностроение, энергетика, электротехника, электроника. На отделениях старших техников с выдачей диплома (ВТЭ) подготовка специалистов для экономической сферы. Под патронатом государства, в ведении местных властей. Государственно-общественное финансирование, также собственные средства ОО и обучающихся
Резюме: высшим образованием считается послесреднее - от подготовки техников (2 года обучения). Образовательные организации, готовящие кадры среднего звена, могут быть структурно отнесены как к высшему, так и среднему образованию
Университетский технологический институт Профессиональное Относятся к сектору послесреднего образования (промежуточный уровень между бакалавром и инженером) для подготовки кадров среднего звена с университетским технологическим дипломом (DUT). Функционируют при университетах. Специальности технического профиля, менеджмент, статистика, метрология, прикладная биология и пр.
Университет Профессиональное В большинстве своем государственные вузы. Фундаментальное образование во всех сферах жизнедеятельности. Научные исследования региональной направленности. Поступление гарантировано для выпускников-бакалавров
Большая школа (БШ) Профессиональное Как государственные, так и частные. Право выдачи диплома (DEA, Habilitation). Селективная политика и ограниченный контингент обучающихся для подготовки инженеров (гражданских и военных), экономистов, преподавателей, специалистов в области государственного муниципального управления. Градация профилей: естественно-научный (для профильных специальностей 3 года обучения); инженерный (механические, физические, химические), для расширения специализации в Гренобле, Нанси и Тулузе на базе университетских центров БШ объединены в политехнические институты; педагогический (БШ государственные) подготовка учителей, вузовских преподавателей, чиновников сферы образования, общественных организаций; сельскохозяйственный/ветеринарный (государственные, профильного министерства) для инженеров сельского, лесного, водного хозяйства, ветеринаров, агрономов; торговля и управление (частные с госаккредитацией)
Инженерный вуз (Лионский национальный институт прикладных наук (!М8Д) и Технологический университет в Компьене (УТС) Профессиональное Промежуточное положение между БШ и университетом с определенными преимуществами: сочетает фундаментальность подготовки и участие обучающихся в научных исследованиях с высоким специальным профессиональным уровнем
Резюме: государство патронирует выдачу дипломов различного уровня подготовки и присвоение завершившим обучение ученых степеней. Частные же образовательные организации должны иметь государственную аккредитацию
Курсовая подготовка Профессиональное Курсы: • краткосрочные сертифицированные без получения диплома, в том числе частные, открытые гражданами «третьего возраста» для продолжения обучения лиц данной возрастной когорты (ИКТ, иностранные языки, психологическая помощь); • долгосрочные с вручением диплома университета по направлениям обучения граждан, не поддерживающихся национальными степенями; • с присвоением обучающимся национальных степеней
йопа1е (Министерство национального образования), работающего и реализующего национальные, европейские, международные проекты и программы в области непрерывного профессионального образования, в том числе с привлечением частного капитала для граждан «третьего возраста».
Так, например, аналог отечественных программ «Московское долголетие» и «Серебряный университет» реализуется в стране средствами ИКТ в рамках проектов активного долголетия. Специфика идеи состоит в том, что в качестве преподавателей привлекаются лица «третьего возраста», обладающие значительными знаниями, умениями, навыками, компетенциями, профессиональным опытом в различных областях народного хозяйства.
Современная система непрерывного профессионального образования Германии, сохраняющая исторические традиции образования, неразрывно связана с идеями просвещения XIX века, когда «романтическая идея» В. Гумбольдта претерпела определенные метаморфозы и от общего образования всего народа трансформировалась в идею «народного образования», которая в своей практической реализации как в структурном, так и в содержательном наполнении получила два ответвления: первое - это «народные школы»; второе, реализованное в духе социального и классового характера, отражало академический уровень получения образования населением [8].
Базовыми документами последней трети ХХ века, определившими современный вектор развития системы непрерывного профессионального образования ФРГ как долгосрочной политической программы правительства, являлись Отчет Федерального Министерства по вопросам образования и науки (1970) и Общий план
образования (1973) всех земель, принятый министрами культуры. Основополагающие положения отразили государственные взгляды на развитие систем непрерывного образования и непрерывного профессионального образования, касающиеся:
- равных прав граждан на получение и продолжение образование в течение всей жизни;
- декларирования возможностей для представителей разных слоев населения развития интересов, задатков, склонностей, способностей каждой личности вне возрастных ограничений;
- модели «единой системы образования» (ЕСО): от элементарной начальной ступени до профессионального, вузовского, постдипломного образования взрослых граждан [9, с. 92-105].
Приведем в таблице 2 наполнение системы непрерывного профессионального образования Германии, включенное в зарубежную систему непрерывного образования.
Заключение
Для анализа зарубежного опыта интересны подходы в системе непрерывного профессионального образования, реализуемые на европейском континенте:
- во-первых, Transfertde Competences Acquisesetde Savoirs Techniques (TCAST) - в проекте, возглавляемом Францией, который сопровождает также педагогическую деятельность лиц «третьего возраста» -преподавателей-профессионалов;
- во-вторых, Seniorsin Action - европейский проект, касающийся уже подготовки самих граждан в области педагогического мастерства для неформального обучения молодежи и взрослого населения в регионах [12];
Таблица 2
Специфика непрерывного профессионального образования в ФРГ
Образовательные организации Уровни системы НПО Характеристика
Гимназия Пропедевтический Начальная профилизация образования: классическое (гуманитарно-филологический, лингвистический (древние/новые языки) и естественно-научный профили); политехническое (технический, сельскохозяйственный, коммунального хозяйства, экономический, экологический, общественно-научный, социальный, музыкальный и пр. профили) направления. Подготовка к профобразованию в вузах. Цель: «...гимназия дает общее фундаментальное образование для научных занятий, тем самым создаются необходимые предпосылки для подготовки по другим профессиям с повышенными интеллектуальными требованиями.» [10, с. 37]
Колледж Профессиональный Интегрированное общее и профобразование. «Единые экзаменационные требования» (1987). Фундаментальная подготовка, навыки научной работы, владение аргументацией в проблемной постановке и решении актуальных вопросов [11, с. 43-48]. Суммарная аттестация, «общая квалификация» по 15-балльной шкале в соотношении между основными и профильными курсами
- в-третьих, Grundtvig Senior Volunteering Projects доступен для всех европейских граждан в возрасте 50+ с начала третьего тысячелетия как международный проект нового типа для представителей «третьего возраста» при финансовой поддержке программы Socrates II (Европейская кооперация в области образования).
Проведенные опросы показывают улучшение навыков взрослых участников европейских проектов в области владения информационно-коммуникационными технологиями на 43 %, «„и примерно половина из них повысила языковые компетенции...» [13].
Таким образом, проблемным полем, оказывающим определенное негативное влияние на дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования [14], является достаточное количество граждан с незаконченным средним образованием, миграционные потоки и невысокая активность представителей взрослого населения в предлагаемых моделях непрерывного образования в аспекте профессиональной занятости, это же касается лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте сопровождения проектов непрерывного профессионального образования для продления их трудовой активности.
Литература
1. Боровикова Я. В., Комаровская Е. П. Опыт скандинавских стран в развитии национальных систем непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 2 (54). С. 5-11.
2. Боровикова Я. В. Опыт общественных организаций и объединений США, работающих с пожилыми людьми // Власть. 2015. № 11. С. 205-210.
3. Истек П., Клис С. Образование и экономика: анализ альтернативных перспектив. ЮНЕСКО. Париж, 1991. 152 с.
4. Сэдлак Я. Развитие высшего образования в Восточной и Центральной Европе в свете перемен // Вопросы образования. 1992. № 3. С. 43-48.
5. Кутепова Г. А. Система ориентации, подготовки и отбора французских школьников для обучения в высшей школе. М. : Московский гос. открытый пед. ун-т, 1999. 18 с.
6. Майзер Й. Производственная школа как концепт профессиональной подготовки // Сборник статей немецко-русского форума «Работа в будущем - профессиональное обучение в будущем: производственное обучение», 1998. С. 38-66.
7. Ермак Н. А. Анализ зарубежного и отечественного опыта педагогической поддержки людей «третьего возраста» // Актуальные вопросы современной науки : сборник науч. трудов / под общ. ред. С. С. Чернова. Вып. 4. Кн. 1. Новосибирск : ЦРНС - изд-во «СИБПРИНТ», 2008. 722 с.
8. Инновации в трудовой и профессиональной подготовке молодежи России и Германии (опыт и тенденции развития). М. : Исследовательский центр проблем непрерывного профессионального образования РАО, 1997. Ч. I. 100 с.
9. Мясников В. А. Пути реформирования образования в развитых зарубежных странах // Мир образования - образование в мире. 2005. № 3 (19). С. 92-105.
10. Ломакина Т. Ю. Диверсификация профессионального образования. М. : ЦПНО ИТОП РАО, 2000. 120 с.
11. Писарева Л. ФРГ: создание единого образовательного пространства // Мир образования. 1997. № 5. С. 43-48.
12. Форетт Ф., Брие M. A., Шинеман M. Пожизненное обучение во Франции и в Европе [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilcfrance.org/images/upload/annexe%205%20 -%20Lifelonglearning_France_1 /04/2017 (дата обращения: 12.01.2023).
13. Лууканнел С., Маннинен Дж. Влияние обучения на взрослых. Значение неформального обучения в жизни взрослых [Электронный ресурс]. Центр непрерывного образования «Паль-мения», Хельсинкский университет : [сайт]. URL: http://www. vsy.fi/en.php. (дата обращения: 11.03.2023).
14. Analysis of the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET2020) -Country analysis [Электронный ресурс]. URL: fm.dk/en/edu-cation-and-institutions/internationalisation-and-cooperation/ international- cooperation-on-guidance/euroguidance- denmark (дата обращения: 12.01.2023).
References
1. Borovikova Ja. V., Komarovskaja E. P. Opyt skandinavskih stran v razvitii nacional'nyh sistem nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija [The experience of Scandinavian countries in the development of national systems of continuing professional education]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2024, no. 2 (54), pp. 5-11. (In Russian).
2. Borovikova Ja. V. Opyt obshhestvennyh organizacij i ob#edinenij SShA, rabotajushhih s pozhilymi ljud'mi [The experience of public organizations and associations of the USA working with the elderly]. Vlast', 2015, no. 11, pp. 205-210. (In Russian).
3. Istek P., Klis S. Obrazovanie i jekonomika: analiz al'ternativnyh perspektiv [Education and economics: an analysis of alternative perspectives]. UNESCO. Paris, 1991, 152 p. (In Russian).
4. Sjedlak Ja. Razvitie vysshego obrazovanija v Vostochnoj i Central'noj Evrope v svete peremen [The development of higher education in Eastern and Central Europe in the light of changes]. Voprosy obrazovanija, 1992, no. 3, pp. 43-48. (In Russian).
5. Kutepova G. A. Sistema orientacii, podgotovki i otbora francuz-skih shkol'nikov dlja obuchenija v vysshej shkole [The system of orientation, training and selection of French schoolchildren for higher education]. Moscow, 1999, 18 p. (In Russian).
6. Majzer J. Proizvodstvennaja shkola kak koncept professional'noj podgotovki [Industrial school as a concept of vocational training]. Sbornik statej nemecko-russkogo foruma «Rabota v budu-shhem - professional'noe obuchenie v budushhem: proizvodst-vennoe obuchenie», 1998, pp. 38-66.(In Russian).
7. Ermak N. A. Analiz zarubezhnogo i otechestvennogo opyta pedagogicheskoj podderzhki ljudej «tret'ego vozrasta» [Analysis of foreign and domestic experience of pedagogical support for people of the «third age»]. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: sbornik nauch. trudov. Ed. S. S. Chernov. Novosibirsk, 2008, iss. 4, book 1, 722 p. (In Russian).
8. Innovacii v trudovoj i professional'noj podgotovke molodezhi Rossii i Germanii (opyt i tendencii razvitija) [Innovations in the labor and vocational training of young people in Russia and Germany (experience and development trends)]. Moscow, 1997, part I, 100 p. (In Russian).
9. Mjasnikov V. A. Puti reformirovanija obrazovanija v razvityh zarubezhnyh stranah [Ways of reforming education in developed foreign countries]. Mir obrazovanija - obrazovanie v mire, 2005, no. 3 (19), pp. 92-105. (In Russian).
10. Lomakina T. Ju. Diversifikacija professional'nogo obrazovanija [Diversification of vocational education]. Moscow, 2000, 120 p. (In Russian).
11. Pisareva L. FRG: sozdanie edinogo obrazovatel'nogo prostran-stva [FRG: creation of a unified educational space]. Mir obrazovanija, 1997, no. 5, pp. 43-48. (In Russian).
12. Forett F., Brie M. A., Shineman M. Pozhiznennoe obuchenie vo Francii i v Evrope [Электронный ресурс]. URL: http://www. ilcfrance.org/images/upload/annexe%205%20-%20Lifelonglear-ning_France_1/04/2017 (accessed 12.01.2023). (In French).
13. Luukannel S., Manninen J. The effect sofadult learning. The meaning and significance of non-formal learning in the lives of adults. URL: http://www.vsy.fi/en.php (accessed 11.03.2023). (In English).
14. Analysis of the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET2020) - Country analysis. URL: fm.dk/en/education-and-institutions/inter-nationalisation-and-cooperation/international- cooperation-on-guidance/euroguidance-denmark (accessed 12.01.2023). (In English).
УДК /UDC 378.18
DOI 10.54509/22203036_2024_3_150 EDN NITZHQ
Ван Ян
аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск; Хэйлунцзянский политехнический университет, г. Цзиси, КНР
Карнаух Надежда Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск
Wang Yang
Postgraduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk; Heilongjiang University of Technology, Jixi, PRC
Karnaukh Nadezhda V.
Doctor of Pedagogy Science, Full Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk
ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В ВУЗАХ КИТАЯ
PECULIARITIES OF TUTOR SUPPORT OF STUDENTS IN CHINESE UNIVERSITIES
Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности тьюторов в китайских вузах. Обращение к истории становления института тьютор-ства в китайских вузах позволило выявить его взаимосвязь с деятельностью политических советников в армии. Акцентируется внимание на том, что основу работы тьюторов в вузах Китая составляет концепция формирования морального облика и воспитания людей. Анализ правительственных документов позволил обозначить направления деятельности тьюторов. В статье отмечается, что подготовка кадров высшего образования в вузах Китая неотделима от мудрого сопровождения студентов тьюторами.
Abstract. The article reviews the features of the activities of tutors in Chinese universities. Turning to the history of the formation of the institution of tutoring in Chinese universities made it possible to identify its relationship with the activities of political advisers in the army. Attention is focused on the fact that the basis of the work of tutors in Chinese universities is the concept of forming moral character and educating people. Analysis of government documents provides an opportunity to identify areas of activity for tutors. The article notes that the training of higher education personnel in Chinese universities is inseparable from the wise support of students by tutors.