Научная статья на тему 'Опыт реставрации и реконструкции половых покрытий памятников архитектуры'

Опыт реставрации и реконструкции половых покрытий памятников архитектуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
226
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ПОЛОВЫЕ ПОКРЫТИЯ / ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

В статье на нескольких конкретных примерах рассмотрены варианты реставрации разных половых покрытий памятников архитектуры. Определены специфические особенности в подходе к целям и методам реконструктивных работ. Выявлены сложности при их проведении и способы их преодоления. Обобщены нюансы использования старинных методик и современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реставрации и реконструкции половых покрытий памятников архитектуры»

необходимо прокладывать последовательно. Пассажирские поезда массой до 7100т по железнодорожным путям могут перемещаться с расчётной скоростью до 120 км/ч. Грузовые поезда могут двигаться со скоростью до 80 км/ч. И все это в диапазоне температур от -27 до +57 °С. Пропускная способность — до 47 пар поездов в сутки.

Список литературы

1. Бондарь Н.Г. Взаимодействие железнодорожных мостов с подвижным составом. М.: Издательства Москва Транспорт, 1984. 282 с.

2. Бобриков Б.В. Строительство мостов. М.: Тр., 1978. 296 с.

ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПОЛОВЫХ

ПОКРЫТИЙ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

1 2 Антонова В.В. , Ерина А.П.

1Антонова Виктория Валерьевна - студент, кафедра теории и практики архитектурного проектирования;

2Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье на нескольких конкретных примерах рассмотрены варианты реставрации разных половых покрытий памятников архитектуры. Определены специфические особенности в подходе к целям и методам реконструктивных работ. Выявлены сложности при их проведении и способы их преодоления. Обобщены нюансы использования старинных методик и современных технологий. Ключевые слова: реставрация, реконструкция, половые покрытия, историко-архитектурное наследие.

Половое покрытие — это видимый верхний слой строительной конструкции, который непосредственно эксплуатирует человек в процессе своей жизнедеятельности. Под влиянием времени, климата и постоянного воздействия полы изнашиваются и ветшают в наибольшей степени, чем фасады и внутреннее убранство зданий, делая непригодными и опасными их эксплуатацию. Встает вопрос о деликатной реставрации, а если время упущено, то и о полной реконструкции полов памятников архитектуры. На протяжении многих веков идет дискуссия о конечной цели восстановительных работ - является ли это лишь материальной субстанцией реставрируемого объекта, либо его значение можно назвать культурно-эстетическим [1].

Пол Петропавловского собора в Санкт-Петербурге вымощен известняковыми плитами. Путиловский известняк - камень, который в контрасте с гранитом подчеркивает твердость, монолитность города [2]. Благодаря расположению стройки в непосредственной близости от каменоломни на Путиловской горе был создан первый в истории России каменный город. За полтора века, к началу реставрации известняковые плиты в Петропавловском соборе покрылись большим количеством неровностей и вмятин. Однако было принято решение максимально сохранить каждую плиту и отреставрировать ее.

В ходе восстановления все плиты были пронумерованы во избежание их утраты. Над каждым квадратным метром реставраторы работали несколько недель. Для того, чтобы не прекращать поток туристов, рабочие устанавливали навесные палатки над разобранными участками полов.

Каждую плитку очистили от строительных смесей, выровняли, отшлифовали, отполировали и подвергли мастиковке мелких трещин и впадин на поверхности с последующей тонировкой. Подготовленные плиты были уложены на свои места. Таким образом, было спасено бесценное архитектурное наследие, несмотря на то, что полное снятие пришедшего в негодность старого пола и замена на новый, современный и технологичный, было бы менее затратным [3].

Аналогичный подход был применен при реставрации паркетного настила в залах Эрмитажа. При оценке уровня его износа было выяснено, что в связи с большой проходимостью залов и за неимением защитного лакового покрытия паркет утратил свой эстетический образ и функциональность: рабочий слой стал максимально истончен, а на некоторых участках - утрачен; паркет имел следы прошлых реставрационных работ - различные вставки из древесин иных пород. Также было выявлено значительное разрушение подосновы [4].

В процессе работ балки и щиты подосновы отреставрировали и зафиксировали. При замене непригодных к использованию деталей паркета некоторые фрагменты пола приходилось восстанавливать практически с нуля. При воссоздании воспользовались старинными заготовками из подвалов Государственного Эрмитажа. Паркет был отремонтирован на 95 процентов [4].

Удачным примером бережной реконструкции может служить Зарайский Кремль. Строители изготовили и произвели штабелирование неповторимого паркета, точно следуя оригинальным технологиям, сохранившимся в архивных документах, так как ширина доски оказалась большей, чем у современного стандартного штучного паркета. А для дальнейшего сохранения уникального коврового орнамента полы покрыли бесцветным маслом с твердым воском [5].

Когда началась реставрация Большого театра в Москве полы боковых вестибюлей и коридоров были покрыты паркетом, созданным в советское время. При снятии верхнего слоя рабочие случайно обнаружили фрагмент венецианской мозаики. Реставраторами было принято решение воссоздать былой облик полов, состоящих из редкоземельных и полудрагоценных пород, которые украшали это историческое здание в XIX веке. Использовалось восемь видов мрамора, различных по цветовой гамме, но одинаковых по прочности - это было главным и основным условием [6].

Не менее ценен опыт использования современных технологий мощения при воссоздании утраченных исторических памятников. Примером может служить пол из шлифованного гранита в Воронежском Кафедральном соборе [7]. Единственный в своем роде «ковер» из 36 видов камня - мозаичный пол в Храме Христа спасителя был воссоздан с помощью компьютерной графики [8]. Современный мозаичный пол отличается высокой декоративностью, устойчивостью к выцветанию и износу [9].

Таким образом, при проведении реставрационных работ половых покрытий может возникнуть ряд сложностей, при которых наиболее важным является сохранение целостности объекта, возвращение утраченного, неискаженного исторического облика. Для достижения этой цели могут быть использованы как старинные технологии создания напольных покрытий, так и современные, в том числе компьютерные технологии.

Список литературы

1. СП 29.13330.2011 Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88 (с Изменением № 1).

2. Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство Петербурга. Город в необычном ракурсе. СПб., 1997. 143 с.

3. Дронов А.В., Савицкий Ю.В., Цыганова Е.А. Карбонатный ордовик окрестностей Санкт-Петербурга: стратиграфия дикарей // Вестник СпбГУ. Сер. 7, 1993, Вып. 3. С. 36-42.

4. Государственный Эрмитаж. // Программа восстановления музея. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artparquet.ru/obekty/gosudarstvennyy-ermitazh.html/ (дата обращения: 22.10.2018).

5. Искусная реставрация напольного покрытия в музее «Зарайский Кремль». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stroyportal.ru/news/iskusnaya-restavratsiya-napolnogo-pokrytiya-v-muze-88433/ (дата обращения: 23.10.2018).

6. Реконструкция Большого Театра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/moscow/20100920/277417247.html/ (дата обращения: 13.11.2018).

7. Благовещенский кафедральный собор в Воронеже. // История храма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/blagoveshhenskij-kafedralnyj-sobor-v-voronezhe.html/ (дата обращения: 10.11.2018).

8. Пол Храма Христа Спасителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss14_pol_hrama.html/ (дата обращения: 10.11.2018).

9. Полы из мраморной крошки. // Технология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://stroitel12. ru/poly-iz-mramornoj -kroshki-tehnologij a/ (дата обращения 28.10.2018).

ПАССИВНЫЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ДОМА

1 2 3

Баттаев Ш.А. , Джанкулаев А.А. , Атабиева М.М.

1Баттаев Шамиль Азрет-Алиевич - студент;

2Джанкулаев Адам Амерханович - студент;

3Атабиева Мариам Мурадиновна - студент, Институт архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Аннотация: в данной статье рассматриваются пассивные дома и способы достижения их энергоэффективности.

Ключевые слова: пассивные дома, энергоэффективные дома, достижение энергоэффективности, вентиляция, рекуператор.

Пассивный дом — здание, отличительной особенностью которого является малое энергопотребление — в среднем около 10% от удельной энергии на единицу объема. Энергоэффективность, высокий уровень комфорта, экономия эксплуатационных расходов здания — вот главные преимущества пассивного дома перед обычным зданием. Показателем эффективности энергопотребления объекта служат потери тепловой энергии с квадратного метра в год или в отопительный сезон. В среднем этот показатель составляет 100—120 кВт-ч/м2. Сберегающим энергию считается сооружение, где этот показатель ниже 35-40 кВт-ч/м2.

В идеале, пассивный дом должен быть независимой энергосистемой, которая не требует расходов на обеспечение комфортной температуры. Отопление такого дома должно происходить благодаря теплу, выделяемому живущими в доме людьми и бытовыми приборами. При необходимости дополнительного обогрева, можно использовать альтернативные источники энергии. Горячее водоснабжение может обеспечиваться за счет различных устройств: тепловых насосов или солнечных водонагревателей. Решать проблему кондиционирования здания предполагается за счет соответствующего архитектурного решения, а в случае необходимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.