Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУРГУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ТЮМЕНСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУРГУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ТЮМЕНСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / УМЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT / SKILLS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иляшенко Любовь Киряловна

В статье автор в доступной форме освещает вопросы применения проектной деятельности - методику учебного проектирования, его специфику. Именно проектная деятельность позволяет максимально реализовать творческий потенциал, раскрыть навыки, активизировать познавательную, самостоятельную деятельность и стимулировать научно-исследовательскую деятельность студентов. Для более полного анализа представлены главные теоретико-методологические характеристики проектной деятельности: суть, структура, функции, принципы, основные и специальные умения, формы продуктов деятельности успешного функционирования в воспитательно-образовательном процессе вуза. Изложено главное, что нужно знать любому, кто хочет заниматься учебным проектированием. Установлено определение ключевого понятия «проекта», которое состоит из шести «Я» - проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио. Представлен личный практический опыт автора совместной работы с обучающимися в Сургутском филиале Тюменского индустриального университета по разработке и написанию различных тематических научно-исследовательских проектов. Из опыта работы с обучающимися по проектной деятельности, были выявлены требования к их способностям, такие как знание и владение основными исследовательскими методами, теоретическими методами исследования, владение компьютерной грамотностью, умение интегрировать знания из различных областей. Приведен схематический пример разработки исследовательского проекта, без рассмотрения отдельных этапов и конкретизации содержания, студентами отдельного направления под руководством преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иляшенко Любовь Киряловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE SURGUT BRANCH TYUMEN INDUSTRIAL UNIVERSITY

The author in an accessible form covers the application of project activity the methodology of instructional design, its specificity. What project activities can maximize their creative potential, to reveal skills, strengthen cognitive, self-employment and to stimulate research activities of students. For a more complete analysis and presents the theoretical and methodological characteristics of the project activity: essence, structure, functions, principles, basic and specific skills, forms of products and activities for successful functioning in educational process of the University. Set out the main thing you need to know to anyone who wants to engage in educational design. Set the definition of key concepts "project", which consists of six "I" - problem, design, search, product, presentation, portfolio. Presents a personal practical experience of the author's joint work with the students in Surgut branch, Tyumen industrial University for the development and writing of various thematic research projects. From experience with students on the project activities, were identified demands on their abilities such as knowledge and mastery of basic research methods, theoretical research methods, knowledge of computer literacy, the ability to integrate knowledge from different fields. Given a schematic example of the development of the research project, without consideration of the individual steps, and specify the content, students separate directions under the guidance of the teacher.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУРГУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ТЮМЕНСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Ilyashenko Lyubov Kiryalovna EXPERIENCE OF PROJECT ..

pedagogical sciences

УДК 372.147

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0077

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУРГУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ТЮМЕНСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

© 2020

SPIN-код: 6071-4770

AuthorlD: 811712

Иляшенко Любовь Киряловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-научных и гуманитарных дисциплин Тюменский индустриальный университет (628400, Россия, Сургут, улица Энтузиастов, дом 38, e-mail: uni.state-2019@yandex.ru)

Аннотация. В статье автор в доступной форме освещает вопросы применения проектной деятельности - методику учебного проектирования, его специфику. Именно проектная деятельность позволяет максимально реализовать творческий потенциал, раскрыть навыки, активизировать познавательную, самостоятельную деятельность и стимулировать научно-исследовательскую деятельность студентов. Для более полного анализа представлены главные теоретико-методологические характеристики проектной деятельности: суть, структура, функции, принципы, основные и специальные умения, формы продуктов деятельности успешного функционирования в воспитательно-образовательном процессе вуза. Изложено главное, что нужно знать любому, кто хочет заниматься учебным проектированием. Установлено определение ключевого понятия «проекта», которое состоит из шести «Я» - проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио. Представлен личный практический опыт автора совместной работы с обучающимися в Сургутском филиале Тюменского индустриального университета по разработке и написанию различных тематических научно-исследовательских проектов. Из опыта работы с обучающимися по проектной деятельности, были выявлены требования к их способностям, такие как знание и владение основными исследовательскими методами, теоретическими методами исследования, владение компьютерной грамотностью, умение интегрировать знания из различных областей. Приведен схематический пример разработки исследовательского проекта, без рассмотрения отдельных этапов и конкретизации содержания, студентами отдельного направления под руководством преподавателя вуза.

Ключевые слова. Проектная деятельность, проект, умения, образовательная технология, обучающиеся, учебный процесс, преподаватель.

EXPERIENCE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE SURGUT BRANCH TYUMEN INDUSTRIAL UNIVERSITY

© 2020

Ilyashenko Lyubov Kiryalovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Natural Sciences and Humanities Tyumen Industrial University (628400, Russia, Surgut, Enthuziastov Str, 38, e-mail: uni.state-2019@yandex.ru) Abstract. The author in an accessible form covers the application of project activity the methodology of instructional design, its specificity. What project activities can maximize their creative potential, to reveal skills, strengthen cognitive, self-employment and to stimulate research activities of students. For a more complete analysis and presents the theoretical and methodological characteristics of the project activity: essence, structure, functions, principles, basic and specific skills, forms of products and activities for successful functioning in educational process of the University. Set out the main thing you need to know to anyone who wants to engage in educational design. Set the definition of key concepts "project", which consists of six "I" - problem, design, search, product, presentation, portfolio. Presents a personal practical experience of the author's joint work with the students in Surgut branch, Tyumen industrial University for the development and writing of various thematic research projects. From experience with students on the project activities, were identified demands on their abilities such as knowledge and mastery of basic research methods, theoretical research methods, knowledge of computer literacy, the ability to integrate knowledge from different fields. Given a schematic example of the development of the research project, without consideration of the individual steps, and specify the content, students separate directions under the guidance of the teacher.

Keywords: project activity, project, skills, educational technology, students, educational process, teacher.

Постановка вопроса. На современном этапе разви- форм и методов обучения, их комплексное применение.

тия цивилизации активно протекают интеграционные Именно проектная деятельность и позволяет максималь-

процессы, которые актуализируются в обществе и на- но реализовать творческий потенциал, раскрыть навыки,

ходят свое отражение в функционировании социальных активизировать познавательную, самостоятельную дея-

институтов, в частности в образовании. тельность и стимулировать научно-исследовательскую

Как показывает опыт обучения, самым простым и деятельность студентов [2]. доступным средством совершенствования учебного Проектная деятельность - это совместная деятель-процесса является применение новых образовательных ность студентов с общей целью, согласованными ме-технологий. Любая современная педагогическая техно- тодами и способами деятельности, которые могут быть логия представляет собой синтез достижений педаго- отражены в проектировании (процессе создания проек-гической науки и практики, сочетание традиционных та), в образовательном проекте (организационная форма элементов прошлого опыта и того, что рождено соци- работы, ориентированная на изучение целостной обра-альным прогрессом, гуманизацией и демократизацией зовательной темы или учебной единицы) и в научно-ис-общества. Только при четком порядке всех компонентов следовательской деятельности (Возможность спроекти-педагогических систем, возможно успешное их функци- ровать собственные исследования). онирование. Проектная деятельность студентов обладает мно-Правильно организованный учебный процесс дает жеством педагогических возможностей [3-12]: дает студентам возможность творчески проявить себя, ис- возможность показать себя как индивидуально, так и в пытать себя в различных формах интеллектуальной ра- группе, максимально раскрыть свой творческий потен-боты [1]. Чтобы повысить качество, интерес к изучае- циал, рассчитать свои силы, публично показать свой ремой дисциплине и эффективность учебного процесса в зультат, применить свои знания.

целом, необходимо развивать возможности различных_Реализация проектной деятельности в инженерных

педагогические науки

Иляшенко Любовь Киряловна ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ...

дисциплинах имеет место: основы проектной деятельности, проектная деятельность, экология, экономика, безопасность жизнедеятельности и др. Указанные дисциплины связывают в себе две знаковые системы «человек-техника» в профессиональной будущей деятельности студентов, основанные на теории проектирования. В основе лежит развитие познавательных навыков у студентов, умений самостоятельно приобретать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, создание условий для творческой самореализации студентов, осознание важности своей будущей профессии, формирование культуры делового общения, формирование профессиональных компетенций [13].

Анализ основных концепций данного вопроса. Вообще, в педагогике проектная деятельность не является принципиально новой технологией. Как отмечали многие философы, проектная деятельность носит врожденный характер. Я.А. Коменский, чешский педагог, еще 300 лет назад высказал идею - внести исследовательский стимул для качественного обучения. Американские философы Дж. Дьюи и В. Килпатрик совместно использовали исследовательский принцип в учебной деятельности.

Дж. Дьюи предлагал строить образовательный процесс, опираясь на заинтересованность студентов в познании различных дисциплин, через их целесообразную активную деятельность. Очень важно, чтобы приобретаемые знания у студентов были не формальными, а пригодными для реальной жизни. Полученные знания и знания, которые еще предстоит получить студенту помогут решить ту или иную проблему, которая была бы интересна и значима для него, взятую из реальной жизни. Преподаватель указывая на новые источники информации, направляет деятельность студента в нужном направлении и помогает в самостоятельном поиске. Но в конечном итоге для решения проблемы и получения конкретного, ощутимого результата студент, воспользовавшись необходимыми знаниями из разных областей, справляется самостоятельно. Поэтому, проблема реализуется через проектную деятельность [14].

Проектная деятельность привлекала внимание и российских педагогов. Наравне с разработками американских педагогов идеи проектного обучения появились в России. Еще в 1905 году была сформирована группа единомышленников, руководителем которой был педагог С. Т. Шацкий, активно внедряющая проектные методы в образовательный процесс. В годы советской власти, идеи проектной технологии стали массово внедряться в школу, но это было пока плохо продуманно и последовательно.

Когда в 1990 году в России стала развиваться идея стандартизации образования, проектную деятельность стали применять значительно чаще. Анализирую особенности развития проектной деятельности, мы видим, что эта деятельность актуализируется в эпохи перемен.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания методов проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [15].

Изложение основного материала. Начиная с 2018 года, в Сургутском филиале Тюменского индустриального университета в учебном плане по направлению 21.03.01 Нефтегазовое дело введена новая дисциплина - Основы проектной деятельности. Целью введения этой дисциплины было привлечение обучающихся к творческой научно-исследовательской работе, начиная с первых курсов обучения в вузе. В результате чего, это способствовало приобретению основательных научных знаний в сфере будущей профессии; возможности проведения точных наблюдений и умению анализировать полученную информацию; проведению экспериментальной работы; формированию логического, критиче-

ского, проблемно-ориентированного междисциплинарного мышления [16].

По нашему мнению, проект состоит из шести «Я», конкретно - проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.

Выделим основные требования к применению метода проектов:

1. Изначально определяют социально-значимую проблему (исследовательскую, информационную, практическую);

2. Далее происходит проектирование самого проекта (составляется план поэтапного разрешения проблемы; указание вида продукта и формы презентации, назначаются сроки и ответственные лица);

3. Любой проект студента должен быть исследовательского характера;

4. Чтобы разрешить поставленную проблему, студент получает определенный продукт, это и есть его результат работы;

5. Полученный проекта представляют в виде презентации;

5. Портфолио содержит в себе все материалы проекта.

Выбор темы проекта может происходить по-разному: зависеть от утвержденных образовательных программ высшего образования; зависеть от содержания дисциплины и преподавателя; зависеть от интересов обучающихся причем не только познавательных, но и творческих, прикладных; зависеть от теоретического вопроса вузовской программы с целью углубить знания у студентов [17].

Работа над проектом идет пошагово под руководством преподавателя. В начале определяются с темой и целями проекта. Темой проекта может стать какой-то объект, или конкретное дело, или направление, или тема-проблема. Далее формируется группа для работы над проектом, планируются этапы работы, проводится исследование, оформляются выводы и результаты. Проект представляется в виде защиты. Следующим этапом идет оценка проекта, состоящая из самооценки, оценки других групп, оценки преподавателя и оценки специально созданной группы экспертов.

Например, в Сургутском филиале в конце декабря 2019г. обучающиеся 1 - 3 курсов высшего образования защищали проекты на тему «Сургутский филиал Тюменского индустриального университета через 20 лет». Проект носил творческо-исследовательский характер. Организовала и провела мероприятие Иляшенко Любовь Киряловна, заведующий кафедрой естественно-научных и гуманитарных дисциплин филиала Тюменского индустриального университета в г. Сургуте.

Из опыта работы с обучающимися по проектной деятельности, были выявлены требования к их способностям (таблица 1. Требования к способностям у обучающихся).

В начале 2019-2020 гг. учебного года обучающимся 1-3 курсов филиала была предложена тема проекта, дорожная карта подготовки проведения мероприятия, которая включала следующие этапы: обсуждение группой студентов возможных идей по представлению проекта и сценария выступления; предоставление информации по реализации проекта; предоставление подробного сценария выступления; подготовка практической части проекта; предоставление готового макета; генеральная репетиция выступления каждой группы. Организатор проектной деятельности выступал в качестве наставника и координатора, который направлял обучающихся на использование различных ресурсов, применение интересной и мотивирующей стратегии [19].

Опираясь на типологические признаки, также можно выделить следующие виды проектов:

- в зависимости от преобладающей деятельности (экспериментальные, поисковые, креативные, ролевые, научно-практические);

Ilyashenko Lyubov Kiryalovna EXPERIENCE OF PROJECT ..

pedagogical sciences

- в зависимости от области исследования (монопроекты, межпредметные);

- в зависимости от характера координации проекта (непосредственный и скрытый);

- в зависимости от количественной составляющей (индивидуальный, групповой, парный);

- от характера общения участников проекта (участники одного учебного заведения, группа, город, регион, страна, разные страны мира);

- от длительности по времени проекта (кратковременный, средней длительности, долговременный).

Таблица 1 - Требования к способностям у обучающихся

Знание и владение основными исследовательскими методами Анализ литературы Поиск источников информации Сбор и обработка данных Научное объяснение полученных результатов Видение и выдвижение новых проблем Выдвижение гипотез, метод их решения

Методы исследования

Теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, сравнительный анализ, классификация) Эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент, описание, изучение литературы)

Владение компьютерной грамотностью Умение вводить и редактировать информацию Умение обрабатывать полученные количественные данные с помощью программ электронных таблиц Умение пользоваться базами данных Умение распечатать информацию и т.д.

Умение интегрировать знания из различных областей Учитываются межпредметные связи для решения познавательных, поставленных задач [18]

Проектная деятельность является мощным стимулом для развития обучающихся, что помогает при освоении теоретических знаний. Конечно переходить на проектное обучение полностью в образовательном процессе не имеет смысла. Технология проектного обучения в образовании может обогатить практику технологий.

Для студентов это огромный опыт, который потом пригодится при написании выпускной квалификационной работы бакалавра, а также это опыт приобретения проектных умений (таблица 2. Основные и специальные проектные умения).

Таблица 2 - Основные и специальные проектные умения

Умения Характеристика умений

Основные проектные умения

Проблематизация Возможность выделения и вычленения проблемы из целого ряда проблем при определении задач, появляющихся из этой проблемы

Целеполагание Сознательное определение целей и задач

Планирование Рассмотрение всех условий предстоящей деятельности, путей, способов и средств ее достижения, принятие необходимых рациональных решений для претворения своего замысла

Рефлексия Выводы о совершенной работе, самоанализ

Специальные проектные умения

Мыследеятель-ностные Определение идеи проекта, проблемы, постановка целей и задач, выдвижение гипотезы, определение актуальности, планирование этапов деятельности

Презентационные Подготовка устного доклада, мультимедийной презентации, разработка наглядного материала, оформление письменного отчета о проведенной работе

Коммуникативные Слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы

Поисковые Искать информацию, в том числе и в Интернете, умение правильно подбирать ключевые слова

Информационные Структуризация информации, вычленение главного, прием и передача информации, сохранность и поиск информации

Проведение инструментального эксперимента Организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение эксперимента, вычисление параметров, исследование полученных результатов

Экзамен может быть проведен в форме защиты проектов. В связи с тем, что для студентов, имеющих отличные знания по дисциплине, традиционный экзамен не соответствует ни потребностям их ума, ни интересам, проектная форма подходит для них. Работа над проектной темой активизирует знания студентов на решение поставленных задач, ориентирует их научную работу [20]. Как показывает опыт, такая форма сдачи экзамена очень интересна студентам. В результате защиты проекта на выходе обычно имеют: страничка на сайте, бизнес-план, видеофильм, выставка, коллекция, справочник, сборник, учебное пособие, методические рекомендации. А также результаты исследований представляются на конференциях различного уровня, как международных, так и региональных. Преподавателями вместе со студентами оформляют научные статьи, опираясь на научно-исследовательские проекты.

Приведем схематический пример разработки научно-исследовательского проекта студентами отдельного направления под руководством преподавателя.

Тема. Изучение математики в техническом вузе через междисциплинарные связи

Объект: процесс изучения математики в техническом вузе

Предмет: междисциплинарные связи математики учитывая другие дисциплины технического вуза.

Цель: установление междисциплинарных связей математики и их применение с целью повышения мотивации у студентов при изучении математики в техническом вузе.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы междисциплинарных связей в техническом вузе.

2. Отбор оптимальных методов исследования и организация образовательной деятельности с использованием задач междисциплинарного характера.

3. Исследование начального уровня мотивации к учебе.

4. Проверка эффективности оптимальных методов в реальной практике.

5. Анализ, обобщение результатов, полученных в ходе реализации идей.

Методики: анализ, анкетирование, элементы статистического анализа, работа с первоисточниками, беседа со студентами и преподавателями.

Участники: два студента второго курса.

Сроки: проект средней длительности.

Представление проекта: представление доклада по проделанной работе, пособие учебно-методического характера.

Анализ и оценка результатов работы над проектом: проводится на международной научно-практической конференции, проводимой в вузе.

Результаты исследования. Итак, обозначим выводы теоретического характера применения проектного обучения:

1) центральная позиция - студент, с развитыми творческих способностями;

2) образовательный процесс строится с учетом повышения мотивации учения;

3) работа над проектом позволяет каждому обучающемуся определить свой уровень знаний в той или иной области;

педагогические науки

Иляшенко Любовь Киряловна ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ...

4) для развития основных физиологических и психических функций студента необходим систематический подход к разработке проектов;

5) за счет универсального применения базовых знаний в реальных ситуациях происходит продуманное их усвоение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проектное обучение дает возможность студентам постигать реальные жизненные процессы в ходе работы над своим проектом [21-26]. Обучающийся как бы проживает конкретную ситуацию, приобщается за счет проникновения вглубь этих процессов и конструированию новых объектов.

Следовательно, такие технологии имеют конкретные перспективы дальнейшего практического совершенствования, поэтому их обязательно нужно внедрять в систему современного образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии /В. В. Сериков. — Волгоград: Изд-во ВГПУ, 1994. — 152 с.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса методические основы / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. -192 с.

3. СысоеваЮ.Ю. Проектная методика в контексте компетент-ностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.

4. Петровский А.М., Смирнова Ж.В. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.

5. Зайцева О.А. Проектная деятельность студентов-бакалавров педагогического вуза как условие подготовки к организации научно-исследовательской деятельности школьников // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 280-285.

6. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 209-212.

7. Ясаревская О.Н. Проектная деятельность - один из способов развития коммуникативной компетенции студентов (на примере иностранного языка) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 170-173.

8. Рассказов Ф.Д., Филатова М.В. Дизайн-проектирование в процессе развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа при обучении графическому дизайну //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 194-195.

9. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А. Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз //Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 5-8.

10. Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 43-45.

11. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

12. Андреев А.В., Бызов А.П., Гомазов Ф.А. Применение принципов проектной деятельности в обучении студентов по направлению «техносферная безопасность» //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. № 4 (44). С. 286-291.

13. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В. П. Беспалько — М.: Изд-во Педагогика, 1995. — С. 60 -72.

14. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие /В. К. Дьяченко — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.

15. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В. С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.

16.Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

17. Бережнова Е.Б. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 128 с.

18. Бочаров М. И. Компьютерная поддержка метода проектов в образовательной области «Технология» в старших классах : автореферат дис.... кандидата педагогических наук : 13.00.02/Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2001. — 20 с.

19. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

20. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

21. Буренкова Д.Ю. Метод проектов на уроках английского языка как фундамент для формирования высокотехнологичных навыков и умений иноязычного общения в 21 веке //Балтийский гуманитарный

журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 25-28.

22. Толстых И.Н., Золотухина Е.С., Ван Ш. Развитие культурно-познавательного туризма в приморском крае в условиях реализации проекта «Восточное кольцо России» //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 325-329.

23. Дмитриева Д.Д. Применение метода проектов при обучении русскому языку иностранных студентов — медиков // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 25-28.

24. Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция мо-дульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «История математики»//Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.

25. Султанова Е.В., Анкудинова А.М. Оценка эффективности проектной деятельности как инструмента развития лидерских качеств государственного служащего //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 67-70.

26. Хаертдинова А.А. Влияние проектного обучения студентов-бакалавров на выбор направления подготовки в магистратуре // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 306-309.

Статья поступила в редакцию 27.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.