Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «АРТ-ПРОСТРАНСТВО КГУ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕРОССИЙСКОМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «АРТ-ПРОСТРАНСТВО КГУ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕРОССИЙСКОМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Искусство и культура / творчество / музыка / арт-пространство / звуковое пространство бытия и образования / Курский государственный университет. / Art and culture / creativity / music / art space / sound space of being and education / Kursk State University

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Космовская М. Л.,, Боженов С. А., Чупина Е. А.

В статье дается краткий анализ истории деятельности в России креативных пространств: от анализа терминологии и сущности проблемы – к истории формирования аналогов в различные исторические эпохи, с выделением особенностей создания и организации работы первых десятилетий XXI века. В контексте истории этого процесса впервые дается научное осмысление результатов проекта «Арт-пространство КГУ» – одного из самых молодых направлений деятельности научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий (далее НИЛ МКТ) Курского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Космовская М. Л.,, Боженов С. А., Чупина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE KSU ART SPACE PROJECT RESEARCH LABORATORY MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE ALL-RUSSIAN HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT

The article provides a brief analysis of the history of creative spaces in Russia: from the analysis of terminology and the essence of the problem – to the history of the formation of analogues in various historical epochs, highlighting the features of the creation and organization of the work of the first decades of the XXI century. In the context of the history of this process, for the first time, a scientific understanding of the results of the KSU Art Space project is given – one of the youngest areas of activity of the research laboratory of Music and Computer Technologies (hereinafter – NIL MKT) Kursk State University.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «АРТ-ПРОСТРАНСТВО КГУ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕРОССИЙСКОМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ»

УДК 79 (470.323) "19/20" + 930.85 (470.323) "19/20"

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «АРТ-ПРОСТРАНСТВО КГУ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕРОССИЙСКОМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

© 2022 М. Л. Космовская1, С. А. Боженов2, Е. А. Чупина3

1 доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий

e-mail: KosmosvskayaML @ outlook. com 2лаборант-исследователь научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий e-mail: bojenov@mail.ru 3аспирант, заведующая научно-исследовательской лабораторией музыкально-компьютерных технологий e-mail: E.A. Tchupina @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье дается краткий анализ истории деятельности в России креативных пространств: от анализа терминологии и сущности проблемы - к истории формирования аналогов в различные исторические эпохи, с выделением особенностей создания и организации работы первых десятилетий XXI века. В контексте истории этого процесса впервые дается научное осмысление результатов проекта «Арт-пространство КГУ» -одного из самых молодых направлений деятельности научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий (далее НИЛ МКТ) Курского государственного университета.

Ключевые слова: искусство и культура, творчество, музыка, арт-пространство, звуковое пространство бытия и образования, Курский государственный университет.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE KSU ART SPACE PROJECT RESEARCH LABORATORY MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE ALL-RUSSIAN HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT

© 2022 M. L. Kosmovskaya1, S. A. Bozhenov2, E. A. Chupina3

1Doctor of Art History, Professor, Chief Researcher of the Research Laboratory of Music and Computer Technologies e-mail: KosmosvskayaML @ outlook. com 2Laboratory Assistant-Researcher of the Research Laboratory Music and Computer Technologies e-mail: bojenov@mail.ru 3Postgraduate Student, Head of the Research Laboratory Music and Computer Technologies e-mail: E.A.Tchupina@yandex.ru

Kursk State University

The article provides a brief analysis of the history of creative spaces in Russia: from the analysis of terminology and the essence of the problem - to the history of the formation of analogues in various historical epochs, highlighting the features of the creation and organization of the work of the first decades of the XXI century. In the context of the history of this process, for the first time, a scientific understanding of the results of the KSU Art Space project is given -one of the youngest areas of activity of the research laboratory of Music and Computer Technologies (hereinafter - NIL MKT) Kursk State University.

Keywords: art and culture, creativity, music, art space, sound space of being and education, Kursk State University

Каждый новый исторический этап развития социума ведет к переосмыслению традиционных и выходу на первый план новых форм общественной работы в соответствии с новыми возможностями для просветительской деятельности.

Современное состояние науки и техники, а вернее стремительное прогрессивное развитие всех отраслей ведет к роботизации многих производственных процессов и сокращению человеческого фактора в этом процессе. Оптимизация всех сфер промышленного производства приводит к постепенно растущей проблеме безработицы, незанятости населения планеты. Людей надо чем-то увлекать, чтобы они не погружались в пороки социума. Единственное, что может активно противостоять их пагубному воздействию, - это творчество во всех его проявлениях. Именно в этом и состоит актуальность проблемы развития новых досуговых форм и подготовки к их организации и реализации тех, кто решил посвятить свою жизнь искусству. Этому надо целенаправленно учить в процессе получения молодежью образования, учить на примере работы со студентами в средних и высших учебных заведениях.

Существенной видится эта работа в университетах как центрах свободомыслия, которые должны дать обучающимся не только знания, но и опыт работы по креативным направлениям деятельности, чтобы передать им не только опыт просветительской работы в сфере искусства и культуры, а подготовить молодежь к возможности создания современных и востребованных социумом новых площадок как новому направлению креативной индустрии, востребованной и дающей не только возможность интересного времяпровождения, но и импульс к самовыражению в творчестве.

«Арт-пространство КГУ» - один из молодых проектов НИЛ МКТ КГУ (как официальное подразделение вуза работает с 2008 г.). Его включение в студенческую жизнь нашего вуза началось с марта 2019 г. [7]. Название проекта сложилось далеко не сразу - оно стало обобщением самой сути первых встреч, поскольку эти встречи стали погружением в музыку. В ходе встреч рождалось особое творческое состояние людей, объединённых воздействием студенческой молодежной музыки: индивидуальный почерк, творческое своеобразие композиций и исполнительского стиля вызывали отклик в душах всех присутствующих. Обсуждение, критика, желание прослушать еще раз отдельные сочинения, антракт между двумя отделениями для обмена мнениями об услышанном - все это создавало атмосферу, из которой очень не хотелось выходить по окончании встреч. А звучавшая музыка не отпускала и хотелось говорить и писать о ней, слушать и продолжать знакомство с авторами уже на просторах Интернета: на их страничках в социальных сетях (ВКонтакте и др.), по записям, размещенным на платформах видеохостингов.

Это было подлинное пространство, наполненное искусством, мыслью, творчеством. Что же дает такое общение? Прежде всего - радость бытия и ощущение праздника; то, что дарит светлые, счастливые минуты душе, без чего невозможна жизнь человека. А еще - стремление к творчеству в звуке, в слове, в движении или ином действии, то есть в искусстве. Это и есть то, что в последние десятилетия получило

название «арт-пространство»: от английского «art» - искусство и всем понятного слова «пространство», которое можно интерпретировать как свободное от чего бы то ни было место, в котором творчеством пронизаны не только те, кто выступает на сцене, но и все присутствующие. Этот термин очень точно характеризует ту атмосферу, которая создается на всех подобных университетских встречах, - в этом-то и состоит их ценность. Каждый, кто привит в юности подобными содружествами, начиная со школьной скамьи понимает ценность подобных встреч и впоследствии вспоминает о них как ярчайших моментах своих предвзрослых лет.

Утверждать новаторство подобных встреч вряд ли правомерно, ведь человечество, обращаясь к искусству, с первых своих шагов стремится именно к этому - самовоплощению в творчестве.

Изучая историю различных видов искусств, мы видим, что люди стремились создавать сообщества для философского и художественного общения, особенно в кульминационные эпохи развития культуры цивилизаций.

Примером и образцом общества, свободного от тяжелого труда, к которому мы приближаемся, может служить Античность, если говорить о свободных гражданах и забыть о труде рабов, обеспечивавших их жизнь. Искусством для греков было все, что их окружало, то есть и архитектура, и природное окружение. И в этих пространствах создавались особые «полисы»-сообщества и философские корпорации для «избранных», «которые желали диктовать "многим" все, сделать свои идеи уделом "всех"», как очень точно пишет белгородский философ В.П. Римский: «Делая творчество идей и их трансляцию ... свободным уделом "каждого", ... школы-диатрибы и софистические "образовательные" школы стали культурной матрицей эллинизма». Особо хотелось бы выделить его вывод о том, что «таковой со временем стала Платонова Академия по образцу философской корпорации пифагорейцев . По матрицам школ-диатриб и школ-пайдей строились и первые христианские общины. И Учитель Иисус Христос был предан своим двенадцатым учеником, а последователь апостол Павел, обращенный из фанатичного Савла, стал вторым основателем церкви, христианской корпорации, подчинившей своей иерархии первичные открытые общины верующих-христиан» [16, с. 88-89].

Такой экскурс в древность и средневековье показывает, как из сообществ философов создавались школы, творчество которых бережно хранится тысячелетиями. То есть из творчества - к образованию, из личной инициативы - к большому общественному делу, из небольших сообществ - к системе передачи знаний. Этот опыт очень важен для наших дней, так как рост претензий к реформированному образованию в стране должен привести к его глобальной перестройке и определенно к новой структуре. Работать педагогам так, как это было в ХХ в., сегодня уже нельзя: стремительно увеличивающийся объем знаний, причем общедоступных и легкодостижимых, предъявляет новые требования к педагогическим технологиям и системе работы каждого педагога. Творчество и свободная научная мысль становятся естественными и органичными исходными всех образовательных направлений и каждого конкретного урока.

Анализ истории изученности проблемы организации креативных сообществ нового типа отражает основные этапы становления такой формы работы, как «арт-пространство», которая и возникла-то не так уж давно: если сам термин появился на западе в 1960-е гг., то в Россию он пришел в 1990-е, причем активное развитие такие сообщества получили только с начала XXI в.

Последнее десятилетие ушедшего столетия можно считать предысторией ставших весьма популярными в третьем тысячелетии креативных сообществ. Впрочем,

нередко и с большой долей основательности к таковым относят и яркие явления предшествующих десятилетий: «В советский период такими неофициальными местами становились кафе ("Сайгон", "Эльф") или открытые пространства ("Треугольник"), квартирные встречи (например, знаменитая квартирная выставка "На Бронницкой" или квартирники Г. Михайлова или С. Ковальского) и сквоты» [4]. Этот ряд можно продолжать и продолжать.

Однако проблемы и научно-философское обоснование роли креативных сообществ в социальной жизни общества впервые начинают исследоваться в конце ХХ в. Так, в кандидатской диссертации Л. В. Силкиной о социально-философских основаниях создания культурного пространства, особенно во второй главе под названием «Бытийственность мира в культурном пространстве» [17], начинается создание методологической базы изучения проблем этой формы работы.

Интенсивное создание в России креативных пространств, информацию о которых дают прежде всего интернет-объявления, началось в середине первого десятилетия XXI в. Лидерами стали Санкт-Петербург и Москва. О том, как все начиналось в древней столице, читаем в статье М. Б. Гнедовского, директора института культурной политики: «Первым арт-кластером в Москве был "Айр1ау", ... в огромном пространстве около 10 000 квадратных метров поселились архитекторы и дизайнеры. ... К ним начали приходить их коллеги и друзья. В конце концов там поселились около 50 организаций, в основном архитектурно-дизайнерского направления. Появились кафе, ресторан, зал для общих мероприятий. ... В этом комплексе была сразу заложена общая инфраструктура, выставочные и конференц-помещения, рестораны, кафе. Среда для того, чтобы это все могло жить» [1]. За "Айр1ау" родились аналогичные комплексы под названием «Винзавод», «Стрелка», «Флакон», которые стали местом притяжения для творческой молодежи. Вслед за столицами аналогичные комплексы вырастали в Екатеринбурге, Казани, Перми, Калининграде, Краснодаре, Хабаровске [22] и в других российских городах.

2010-е годы - период становления креативных пространств не только как социально-просветительской формы работы в России, но и как целого направления в индустрии развлечений. Большая часть источников информации о российских арт-пространствах как первого, так и второго десятилетия ХХ1 в. содержится в просветительских статьях в открытом информационном пространстве, которые скорее похожи на рекламные акции, чем на научные обобщения. Однако и они дают немало интересных сведений: о разнообразии форм и методов работы, о поистине всероссийском размахе деятельности таких арт-пространств, как, к примеру, «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге (с 2011 г.) [13], «Палуба» в Екатеринбурге (с 2019 г.) [21].

Особо хотелось бы отметить интернет-статью без указания автора, в которой дается определение креативных пространств как «мест для деятельности, в основе которой лежит творческое начало, навык или талант», формулируются функции, которые они выполняют «в условиях кризиса и сворачивания бизнесов», и дается систематизация возможных тем-направлений, которые могут вылиться в будущие интересные проекты, называя их [18].

Естественно, что такое развитие креативных пространств постепенно приводит к необходимости научного осмысления этого интереснейшего художественного явления в зарубежной и российской культуре. Все чаще появляются интересные научные статьи о реализации творческого потенциала населения через креативные пространства города [19], об истории становления и развития звукового пространства бытия [11] и даже о роли музыкально-компьютерных технологий в новой концепции звукового пространства [2]. Диссертации конца первого десятилетия посвящаются

становлению креативных индустрий в опыте зарубежных стран [5], проектированию современного арт-пространства [23].

Особое значение для понимания важности работы по созданию арт-пространств имеет философская диссертация «Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности» Д. Н. Суховской. Работа строится на гипотезе о высочайшем значении креативных пространств городских поселений как фундаментальном базисе для развития творческого потенциала личности. При этом автор отмечает, что заниматься созданием их должны только высококультурные профессионалы, так как эти пространства могут нести не только конструктивные, но и деструктивные влияния, особенно на подростков. В то же время эта форма работы решает проблему кризиса ценностных ориентаций личности посредством приобщения к творчеству [20].

Обобщение фактов и идей стало основой целого ряда монографий, из которых хотелось бы выделить следующие: об историко-культурных брендах и образах территорий, регионов и мест [9] и о генезисе и трансформации культурного пространства России [10]. В этих работах уделяется внимание не только архитектуре, дизайну или живописи, но и музыке, к примеру, в главах о диалогическом построении арт-пространства в ситуации кризиса современной культуры [4] или о свадебном фольклоре северо-запада России и его современном возрождении [12].

Следует подчеркнуть, что как в информационных заметках, так и в научных трудах в основном преобладает информация о развитии креативных пространств в помещениях полуразрушенных заводов, на крышах домов и в заброшенных кварталах, причем в самых разнообразных формах воплощения: флэшмобы, мастер-классы, литературные чтения, перфомансы, музыкальные программы и др. Это очень большие и яркие проекты общероссийского значения. Организаторы этих арт-пространств преследуют, что вполне естественно, прежде всего коммерческие цели. Так постепенно сложилась индустрия не только и не столько развлечений, сколько новых форм проведения свободного времени в увлекательном процессе постижения новых знаний, умений и навыков для самосовершенствования и самовыражения личности, причем происходит рождение и развитие арт-пространств как в столицах, так и по всей стране.

Значимость этого процесса признана уже на государственном уровне. В ежегодном Послании Президента В.В. Путина Федеральному собранию от 15.01.2020 говорится: «Сегодня в нашем обществе четко обозначился запрос на перемены. Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперед в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают - в городах, районах, селах, по всей стране» [14]. А в Послании от 21.04.2021 отмечается: «Талант предпринимателя - это в первую очередь талант созидателя, стремление менять жизнь к лучшему вокруг себя, создавать новые рабочие места» [15].

С конкретной целью - «менять жизнь к лучшему вокруг себя» - и создаются «сообщества по интересам» или «арт-пространства». И будут рождаться новые площадки при условии осознания значимости этой работы и постижения ее механизмов, а вернее, ремесла. И делать это должны будут профессионалы, которые, получая самые разные специальности в классических университетах, постигнув радость подобных встреч в процессе обучения, сами впоследствии стали бы организаторами разнообразных арт-пространств повсеместно. Насытить повседневную жизнь населения возможностью погружения в творчество, в искусство, в свободные и доступные дискуссии - одна из важнейших задач сегодняшнего дня, и решать ее надо по всем

направлениям, - ведь в процессе этих встреч, направляемых талантливыми педагогами, рождается особая атмосфера, атмосфера творчества, несущая людям радость.

А отсюда рождается ряд вопросов. И важнейший из них - как передать студентам опыт и процесс создания арт-пространств для того, чтобы повзрослев, они сами стали инициаторами и организаторами подобных сообществ по месту собственной работы, неся людям радость встреч и счастье постижения искусства в самых разнообразных формах и без возрастных ограничений?

Именно для решения этой задачи в университете НИЛ МКТ инициировала начало работы по новому проекту творческих встреч по типу «квартирника» или «арт-пространства». Вызвано это было тем, что к 2018 г. сложились все условия для начала этой работы: научная база - разработка темы «Формирование и развитие звукового пространства бытия»; проведение ежегодных конкурсов-фестивалей (по 3 в год в 20152018 гг.: от внутрифакультетского «Калейдоскоп талантов факультета искусств», всероссийского с международным участием «Свирель - инструмент мира, здоровья и радости» до международного «VIVA GUITARRA»), в последующие годы - двух, с 2022 г. - только свирельного); отработана и внедрена система подготовки музыкантов, которые к 3 курсу бакалавриата начинали писать музыку и стремились ее исполнять. Сочетание этих трех факторов привело к логической кульминации -организации выхода студентов на показ собственных сочинений и их обсуждение.

Каждая из семи встреч, состоявшихся в рамках проекта «Арт-пространство КГУ», получилась своеобразной, поскольку зависела от уровня творческого накала, понимания роли погружения в искусство и личностного участия каждого присутствующего - от действующих лиц до самого непросвещенного гостя.

Почти каждая встреча получила отзыв в средствах массовой информации, причем не только в информационном формате, но и в виде полноценной профессиональной рецензии.

Вот хронология событий с гиперссылками на новостную ленту официального сайта Курского государственного университета:

2019 год

21 марта - Творческая встреча с музыкантами дуэта «Полночь».

22 апреля - Творческие встречи на факультете искусств и арт-педагогики: Александр Мардарь представил свое творчество.

22 мая - Творческая встреча с Б. В. Прусаковым в день его рождения.

2020 год

14 февраля - Творческий вечер Артема Зенова.

2021 год

29 апреля - Антропология искусства.

29 июня - «Чтобы помнили...» К 80-летию начала Великой Отечественной

войны.

2022 год:

25 января - Театральный вечер в День студентов на «Точке кипения».

На этих семи встречах в организации, оформлении декораций, создании сценария и проведении самого мероприятия уже сложились основные направления проекта.

Во-первых, это музыкальные вечера (4 из 7) с исполнением своих сочинений и музыки своих друзей. Лидером этой работы стал Артем Зенов. Его ближайшими соратниками - Александр Мардарь, Николай Маркин и Алексей Пьяных. Особо следует обратить внимание на динамику привлечения талантливых студентов: если

в первый год это были сольные и дуэтные выступления, то в 2021 г. «Арт-пространство КГУ» представило уже пятерых начинающих композиторов.

Во-вторых, творческие встречи с признанными в России и за рубежом музыкантами. И в этом отношении Борис Владимирович Прусаков оказался очень значимой личностью: незаурядный пианист джазового направления, педагог системы дополнительного образования, интереснейший человек, имя которого известно далеко за пределами России. Его слова о предназначении музыканта - исполнителя и педагога как двух направлений развития личности запали в души всех присутствующих, особенно фраза: «Каждый для себя выбирает что-то как преимущественное, более ему близкое и сосредотачивается именно на этом. Это просто выбор: кто-то учится долго-долго, а кто-то с юности играет, играет, играет и становится известным во всей стране и даже мире» (цит. по: Космовская [8]).

В-третьих, встречи в памятные для России дни. Энтузиазм студентов в подготовке к 80-летию начала Великой Отечественной войны был беспрецедентным: несмотря на сессию, а у некоторых и уже ее окончание, 9 студентов ежедневно приходили на репетиции, которые проводили сами, и составили яркое, запоминающееся мероприятие. Стремление сказать свое слово, внести свой вклад в антивоенную акцию - отличительная особенность этой встречи. Если поставить своей задачей поиск недостатков, то «и на солнце бывают пятна», а сольные выступления студентов с особыми возможностями здоровья (два человека - инвалиды первой группы, еще один - третьей) и студентов-первокурсников, безусловно, требуют серьезной работы педагогов (что говорит о негативном результате оптимизации индивидуальных занятий до одного часа в неделю и по вокалу, и по инструментальной подготовке). Но патриотический подъем, вызванный исходным вопросом инициатора и постоянного технического исполнителя проекта, лаборанта-исследователя НИЛ МКТ Сергея Александровича Боженова: «А что бы ты делал, если бы этот день - первый день войны - настал сейчас?» - вот истинный результат прошедшей акции в рамках проекта.

Четвертое направление вывело организаторов за рамки музыкального искусства и создало условия в формате малой сцены для презентации театрального коллектива под руководством Юлии Ивановны Бирюковой, сценариста, художественного руководителя театра и библиографа научной библиотеки нашего вуза. Спектакль был посвящен памяти И. А. Бунина, лауреата Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Музыка и театр, творческие встречи и календарные праздники - темы, которым уже были посвящены встречи проекта «Арт-пространство КГУ». В плане немало идей, но хотелось бы, чтобы они шли от студентов и наших коллег, а НИЛ МКТ с удовольствием поможет создать творческую атмосферу, обеспечить реализацию идеи технически, тем более что с текущего учебного года началось сотрудничество с «Точкой кипения» КГУ, что, вместе с уверенностью в необходимость продолжения деятельности в обозначенных направлениях, принесет немало новых интересных идей, незаурядных участников и чутких, доброжелательных слушателей.

Таким образом, проект, который родился в 2019 г. в Курском государственном университете, - это прежде всего педагогический и научно-исследовательский эксперимент, который имеет открытый характер с точки зрения привлечения новых соавторов, участников и идей и носит просветительский, творческий и воспитательный характер. Ведь в широком смысле креативное пространство должно создаваться

грамотным педагогом на каждом уроке, и осмысливать эту проблему, а также грамотно внедрять ее в практику - одна из важнейших задач современной педагогики.

Арт-пространство - креативное содружество единомышленников, которые собираются для творческого погружения в искусство, его постижения, анализа и отстаивания собственной позиции; для получения импульса к собственному творчеству и реализации индивидуального потенциала в собственной деятельности; для обучения и воспитания искусством, что возможно не только в тех формах, которые постепенно становятся традиционными (на заброшенных или свободных территориях, во внеурочной работе в учебных заведениях), но и в более камерных.

Арт-пространства в России набирают силу, и это мы видим на примере нашего города: создаются площадки, которые предоставляются для проведения креативных встреч; Курский электроаппаратный завод, который находился в центре города, ныне выведен за черту города, и сегодня занимаемое им ранее здание отдано Комитету культуры Курской области. Естественно, освоение большой площади - это не один год работы, но уже второй год действует один из его секторов - Свиридовский дворик, в котором летними вечерами даются концерты филармонии.

Проект же «Арт-пространство КГУ» продолжает свою работу. Думается, что подобные встречи сегодня очень нужны талантливой молодежи, причем не только музыкантам, но и поэтам, литераторам, художникам; встречи, в ходе которых не только происходит знакомство с искусством сегодняшней и будущей России, но и зарождаются новые идеи, контакты, идет процесс активного приобщения к творчеству[6].

Библиографический список

1. Гнедовский, М. Б. Творческие кластеры в больших городах / М. Б. Гнедовский // Русский журнал. - 2015. - №6. - иЯЬ: http://www.russ.ru/po1e/Vinzavod-Stre1ka-F1akon (дата обращения: 20.02.2022).

2. Горбунова, И. Б. Музыкально-компьютерные технологии и новая концепция звукового пространства (к проблеме синестезии искусств) / И. Б. Горбунова, С. В. Мезенцева // Общество: философия, история, культура. - 2021. - №. 5 (85). -С. 138-142.

3. Демшина, А. Ю. Диалогическое построение арт-пространства как форма развития современной культуры / А. Ю. Демшина // Вестник СПбГИК: научный журнал. - 2017. - №4. - С. 44-48. - иЯЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/dia1ogicheskoe-postroenie-art-prostranstva-kak-forma-razvitiya-sovremennoy-ku1tury (дата обращения: 16.01.2022).

4. Демшина, А. Ю. Значение диалогического построения арт-пространства в ситуации кризиса современной культуры / А. Ю. Демшина // Культурное пространство России: генезис и трансформация / О. В. Прокуденкова, Т. Ф. Ляпкина, А. С. Тургаев и др.; под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А. С. Тургаева. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2017. -С. 218-225.

5. Зеленцова, Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре (анализ зарубежного опыта): диссертация . кандидата культурологи / Е. В. Зеленцова. - Москва: Моск. пед. гос. ун-т, 2008. - 153 с.

6. Космовская, М. Л. Творческая встреча Артема Зенова и Александра Мардаря со студентами факультета искусств и арт-педагогики / М. Л. Космовская, О. М. Молодых // Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2019. 22 апреля. - ШЬ: https://kursksu.ru/stories/view/9997 (дата обращения: 24.12.2021).

7. Космовская, М. Л. Творческая встреча дуэта «Полночь» / М. Л. Космовская, О. М. Молодых // Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2019. 21 марта. - URL: https://kursksu.ru/stories/view/9732 (дата обращения: 28.12.2021).

8. Космовская, М. Л. Подарок в день рождения: от Б.В. Прусакова - студентам факультета искусств и арт-педагогики / М. Л. Космовская // Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2019. 22 мая. - URL: https://kursksu.ru/stories/view/10069 (дата обращения: 27.12.2021).

9. Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест: Коллективная монография / под редакцией В. К. Мальковой, акад. В. А. Тишкова. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. -312 с.

10. Культурное пространство России: генезис и трансформация: коллективная монография / О. В. Прокуденкова, Т. Ф. Ляпкина, А. С. Тургаев и др.; под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А. С. Тургаева. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2017. - 339 с.

11. Лаптева, В. А. Звуковое пространство бытия человека: история становления и развития, проблемы современности / В. А. Лаптева // История музыкального образования: новые исследования: материалы всероссийского (с международным участием) семинара четвертой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / редактор-составитель В.И. Адищев. - Курск: Курский государственный университет, 2014. - С. 240-242.

12. Молчанова, Т. С. Русский свадебный фольклор в этнокультурном пространстве Северо-Запада России / Т. С. Молчанова // Культурное пространство России: генезис и трансформация: коллективная монография / О. В. Прокуденкова, Т. Ф. Ляпкина, А. С. Тургаев и др.; под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А. С. Тургаева. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт культуры,, 2017. С. 326-335.

13. Новая Голландия. Культурная урбанизация: официальный сайт. - Санкт-

Петербург, 2011. - URL: https://www.newhollandsp.ru/history/xviii-century/

обращения: 11.03.2022).

14. Путин В. В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации 15 января 2020 года. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 342959/ (дата обращения 14.04.2021).

15. Путин В. В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 382666/ (дата обращения 14.04.2021).

16. Римский, В. П. Сообщества и корпорации в античной философии / В. П. Римский, О. Н. Римская // Наука. Искусство. Культура: научный журнал. - 2020. -№. 2 (26). - С. 81-91.

17. Силкина, Л. В. Социально-философские основания анализа культурного пространства: автореферат диссертации ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Л. В. Силкина. - Саратов, 1999. - 17 с.

18. Советы обладателям коммерческой недвижимости: чем заполнить пустующие офисные площади в условиях кризиса и сворачивания бизнесов: 17 бизнес-идей креативных и выставочных пространств. - URL: https://www.openbusiness.ru/biz/business/creative-space/ (дата обращения: 25.12.2021).

19. Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории /

Д. Н. Суховская // Молодой ученый. - 2013. - № 10 (57). - С. 650-652. - URL: https://moluch.ru/archive/57/7762/ (дата обращения: 10.04.2022).

20. Суховская, Д. Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Д. Н. Суховская; Краснодарский университет МВД России. - Пятигорск, 2016. 197 с. Социальная философия https://elibrary.ru/item.asp?id=28852991 (дата обращения: 10.04.2022).

21. Фабрика искусства - Арт-пространство «Палуба»: официальный сайт. -Екатеринбург, 2019. - URL: http://www.napalubu.ru/#aboutus (дата обращения: 27.03.2022).

22. Шереметьева Л. В. Феномен арт-пространства в современной культуре (на примере г. Хабаровска) : Выпускная квалификационная работа Направление подготовки: 51.04.01 Культурология, профиль подготовки Культура стран и регионов мира / Л. В. Шереметьева; научный руководитель Е. В. Холодилова; кафедра культурологии и музеологии ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры. - Хабаровск, 2019. - 92 с. https://nauchkor.ru/uploads/documents/60d6a811e4dde5000108c605.pdf 10.04.2022).

23. Шустрова, О. И. Проектирование мультимедийного Арт-пространства средствами современного дизайна: автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. 17.00.06 / О. П. Шустрова. - Санкт-Петербург, 2009. - 28 с.

- URL: (дата обращения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.