Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «ГРОДНЕНСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КЛИНИКА» В АСПЕКТЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «ГРОДНЕНСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КЛИНИКА» В АСПЕКТЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университетская клиника / учебная работа / инновации в медицинском образовании / university clinic / academic work / innovations in medical education

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Жук И. Г., Лазаревич С. Н., Могилевец Э. В., Мойсеёнок Е. А.

Подготовка высокопрофессиональных медицинских кадров с минимальной потребностью в их последующей адаптации на рабочем месте – важная насущная проблема, стоящая перед организаторами здравоохранения и учреждениями высшего образования медицинского профиля. Этой цели служат в большой степени имеющиеся клинические организации здравоохранения, являющиеся примером кооперационных взаимоотношений. Вместе с тем имеющаяся практика их функционирования свидетельствует о недостаточной степени интеграции академической среды и практического здравоохранения. Цель данной публикации – обобщение опыта реализации пилотного проекта «Гродненская университетская клиника» в аспекте эффективности практикоориентированной подготовки медицинских кадров. Интеграция академической медицины и практического здравоохранения в условиях университетской клиники позволяют решать ряд важных задач. Максимальное вовлечение профессорско-преподавательского состава в лечебную деятельность позволяет поддерживать и совершенствовать их профессиональные компетенции. Логичное следствие данного процесса – повышение качества практико-ориентированного додипломного и последипломного образования медицинских специалистов. Участие в лечебно-диагностическом процессе студентов в качестве как активных наблюдателей, так и непосредственных участников, еще в большей степени способствует качественному освоению материала и осознанному подходу к выбору их будущей специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Жук И. Г., Лазаревич С. Н., Могилевец Э. В., Мойсеёнок Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE PILOT PROJECT “GRODNO UNIVERSITY CLINIC” IMPLEMENTATION REGARDING THE EFFICIENCY OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF MEDICAL STAFF

The training of highly professional medical staff with minimal need in their further workplace adjustment is an important current problem facing health care and medical higher education institutions authorities. To a large extent, existing clinical healthcare organizations, which are an example of cooperative relationships are serving this purpose. At the same time, the existing practice of their functioning indicates an insufficient degree of integration of the academic environment and practical healthcare. The purpose of this publication is to summarize the experience of the pilot project “Grodno University Clinic” implementation regarding the efficiency of practice-oriented training of medical staff. The integration of academic medicine and practical healthcare in a university clinic allows solving a number of important problems. Maximum involvement of teaching staff in medical activities allows maintaining and improvement of their professional competencies. The logical consequence of this process is the improvement of the quality of practice-oriented undergraduate and postgraduate training of medical specialists. Participation of the students in the diagnostic and treatment process as both active observers and direct participants to an even greater extent contributes to a quality learning experience and a conscious approach to choosing their future specialization.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «ГРОДНЕНСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КЛИНИКА» В АСПЕКТЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ»

Педагогический процесс УДК 61:378.4.091.3]:614.21]-057.875(476.6) doi:10.25298/2221-8785-2024-22-2-185-189

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «ГРОДНЕНСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КЛИНИКА» В АСПЕКТЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ /Цч

ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ '

И. Г. Жук1, С. Н. Лазаревич2, Э. В. Могилевец1'2, Е. А. Мойсеёнок1

'Гродненский государственный медицинский университет, Гродно, Беларусь 2Гродненская университетская клиника, Гродно, Беларусь

Подготовка высокопрофессиональных медицинских кадров с минимальной потребностью в их последующей адаптации на рабочем месте - важная насущная проблема, стоящая перед организаторами здравоохранения и учреждениями высшего образования медицинского профиля. Этой цели служат в большой степени имеющиеся клинические организации здравоохранения, являющиеся примером кооперационных взаимоотношений. Вместе с тем имеющаяся практика их функционирования свидетельствует о недостаточной степени интеграции академической среды и практического здравоохранения.

Цель данной публикации - обобщение опыта реализации пилотного проекта «Гродненская университетская клиника» в аспекте эффективности практикоориентированной подготовки медицинских кадров.

Интеграция академической медицины и практического здравоохранения в условиях университетской клиники позволяют решать ряд важных задач. Максимальное вовлечение профессорско-преподавательского состава в лечебную деятельность позволяет поддерживать и совершенствовать их профессиональные компетенции. Логичное следствие данного процесса - повышение качества практико-ориентированного додипломного и последипломного образования медицинских специалистов. Участие в лечебно-диагностическом процессе студентов в качестве как активных наблюдателей, так и непосредственных участников, еще в большей степени способствует качественному освоению материала и осознанному подходу к выбору их будущей специализации.

Ключевые слова: университетская клиника, учебная работа, инновации в медицинском образовании.

Для цитирования: Опыт реализации пилотного проекта "Гродненская университетская клиника" в аспекте эффективности практикоориентированной подготовки медицинских кадров / И. Г. Жук, С. Н. Лазаревич, Э. В. Могилевец, Е. А. Мойсеёнок // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2024. Т. 22, № 2. С. 185-189. https://doi.org/10.25298/2221-8785-2024-22-2-185-189.

Введение

Подготовка высокопрофессиональных медицинских кадров с минимальной потребностью в их последующей адаптации на рабочем месте - важная насущная проблема, стоящая перед организаторами здравоохранения и учреждениями высшего образования медицинского профиля. Этой цели служат в большой степени имеющиеся клинические организации здравоохранения, являющиеся примером кооперационных взаимоотношений [1, 2]. Вместе с тем имеющаяся практика их функционирования свидетельствует о недостаточной степени интеграции академической среды и практического здравоохранения [3]. Данный факт не способствует полной реализации потенциала как профессорско-преподавательского состава, так и врачей практического здравоохранения в процессе обучения студентов медицинских высших учебных заведений. В динамично меняющихся условиях современного мира существует насущная необходимость повышения эффективности процесса практико-ориентированного обучения медицинских кадров, повышения эффективности освоения постоянно обновляющихся медицинских технологий в ходе додипломной и последипломной подготовки медицинских специалистов. В качестве оптимальной модели для реализации перечисленных задач во многих странах мира нашли свое место университетские клиники [4, 5].

Представляет интерес изучение результатов функционирования университетских клиник в свете их влияния на процессы эффективности лечебной деятельности [6], научной работы, а также додипломного и последипломного обучения медицинских специалистов.

Цель данной публикации - обобщение опыта реализации пилотного проекта «Гродненская университетская клиника» в аспекте эффективности практикоориентированной подготовки медицинских кадров.

Результаты и обсуждение Университетская клиника, осуществляя медицинскую деятельность, участвует в реализации образовательных программ высшего образования, которые направлены на реализацию лечебного потенциала профессорско-преподавательского состава и участие практикующих врачей-специалистов в образовательном процессе, что обеспечивает практикоориентиро-ванный подход к подготовке специалистов с медицинским образованием, а также привлечение талантливой молодежи к участию в создании новых и продолжению функционирования уже существующих научных школ, развитию инновационных научных направлений в медицине.

В рамках реализации Перспективного плана развития учреждения здравоохранения «Гродненская университетская клиника» в аспекте

повышения эффективности практикоориентиро-ванной подготовки медицинских студентов:

• Ежегодно проводятся научно-практические конференции «Инновационные достижения в работе Университетской клиники».

• Организовано прохождение практики студентами 2-5 курсов в рамках «Школы профессионального мастерства».

• Проводятся областные мастер-классы «профессиональное мастерство».

• Успешно реализуются образовательные программы первой и второй ступени согласно учебным планам.

• Организовано прохождение стажировки врачей и среднего персонала на рабочем месте в подразделениях клиники.

• Внедряются в педагогический процесс современные образовательные методики согласно планам работы научно-клинических отделов.

• Разработана проектно-сметная документация и начаты работы по возведению учебного корпуса медицинского университета с галереей, объединяющей имеющиеся лечебные и учебные площади Гродненской университетской клиники.

Интеграция образовательного процесса в лечебно-диагностическую деятельность университетской клиники увеличивает привлекательность университета для иностранных абитуриентов. Повышение экспорта образовательных и медицинских услуг и привлечение граждан иных государств для получения высшего образования - одна из приоритетных задач медицинского университета.

На 11 кафедрах университета, расположенных в клинике, работают 77 сотрудников, 2 аспиранта, проходят подготовку в клинической ординатуре 118 ординаторов (из них 21 иностранный гражданин), работают 57 врачей-интернов. Ежедневно в учреждении с интенсивным лечебным процессом обучается более 800 студентов, из них 20-25% - иностранные учащиеся. Одна из инноваций в учебном процессе - деятельность по развитию практико-ориентированного обучения. В подготовке молодых специалистов активно участвуют наиболее опытные сотрудники из числа практических врачей, заведующих клиническими отделениями, что стало реализацией одного из главных принципов тесной интеграции науки и практики, лежащих в основе создания университетской клиники.

Высокая степень практикоориентированно-сти образовательного процесса в университетской клинике повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда путем углубления профессиональных компетенций.

Организационно-методическая работа.

Клиника - крупнейший методический центр для специалистов районного и городского уровня здравоохранения. В учреждении работает 26 внештатных специалистов главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома, в том числе 4 - из числа сотрудников ГрГМУ.

В 2022 г. было организовано 110 выездов в лечебно-профилактические учреждения региона (85 в 2021 г.) (в том числе 24 - сотрудниками кафедр). Максимальное количество выездов у внештатного специалиста по офтальмологии -14; 9 - у специалиста по организации скрининга и ранней диагностики рака; по 7 выездов -у главных внештатных специалистов по онкологии, онкогинекологии и сосудистой хирургии; по 6 выездов - у главных внештатных специалистов по урологии, клинической фармакологии и травматологии; по 5 выездов - у специалистов по анестезиологии и реанимации, организации экстренной специализированной помощи и оториноларингологии у детей; по 4 выезда -у специалистов по гемодиализу и детоксика-ции, аллергологии, цитологии, ревматологии, оториноларингологии у взрослых, трансплант-координации; у остальных специалистов -по 1-2 выезда.

За 2022 г. подготовлено 15 вопросов для заслушивания на коллегиях главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома, 4 вопроса на ЛКС, 6 - на производственные совещания у начальника главного управления, 13 вопросов рассмотрено на Клиническом совете и производственных совещаниях клиники. Специалисты приняли участие в 71 конференции и семинаре; подготовлено 77 методических документов. Проконсультированы 682 пациента, проведено 40 исследований и выполнено 29 операций.

За 2022 г. проведено обучение на рабочем месте 35 врачей (21 врач - за 2021 г.).

Практика студентов. В рамках пилотного проекта «Гродненская университетская клиника» была организована производственная практика «Школа практического мастерства» студентов в течение учебного года в свободное от основных занятий время. Студенты 3 курса проходили производственную практику «Медсестринская с манипуляционной техникой» (помощник медсестры процедурной, перевязочной, палатной в отделении терапевтического и хирургического профиля), студенты 5 курса - производственную практику «Врачебная клиническая» (помощник врача в стационаре в отделении терапевтического и хирургического профиля).

Отбор студентов на практику осуществлялся деканом факультета по их желанию. В таблице 1 приведенные данные о студентах, прошедших практику по данной схеме.

Издательская деятельность отделов клиники (учебные материалы) приведена в таблице 2.

Образовательная деятельность. Усовершенствование профессиональных знаний врачей - важная закрепленная законодательно государственная задача. Существенная особенность системы повышения квалификации врачей в том, что с каждым последующим этапом содержание обучения углубляется. Наряду с курсовой системой подготовки педагогов-врачей в целях непрерывного совершенствования их знаний, ознакомления с новыми методами диагностики и лечения ежегодно проводятся мно-

Таблица 1. - Количество студентов, прошедших практику «Школа практического мастерства» Table 1. - Number of students who completed medical practice "School of Practical Excellence"

Клиническая база Учебная практика Производственная практика ВСЕГО

1 курс 2 курс 3 курс СД з/о 4 курс СД з/о 3 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Медицинский уход Медсестринская (ЛФ, ПФ, ФИУ, МПФ) Лаборантская (МДФ) Медсестринская (старшая медсестра) Медсестринская (главная медсестра) Медсестринско-лаборантская Медсестринская с манипуляционной техникой Врачебно-диагностическая Врачебная клиническая

в 2021-2022 уч. г.

УЗ «Гродненская университетская клиника» 3 1 7 98 10 127 246

в течение учебного года 16 20 36

практика по обмену студентами 2 2 4

в 2021-2022 уч. г.

УЗ «Гродненская университетская клиника» 62 1 6 94 7 88 258

в течение учебного года 32 29 61

практика по обмену студентами 4 4

в 2022-2023 уч. г.

УЗ «Гродненская университетская клиника» 61 3 4 103 5 126 302

в течение учебного года 55 25 80

практика по обмену студентами 2 4 6

Таблица 2. - Издательская деятельность отделов Гродненской университетской клиники Table 2. - Publishing activities of departments of the Grodno University Clinic

Тип

Год ЭУМК Гриф МО/УМО Учебные пособия Учебные программы

2019 17 15 3 8

2020 9 13 8 4

2021 16 6 2 13

2022 10 4 3 4

Всего: 52 38 16 29

Примечание — ЭУМК — электронный учебно-методический комплекс, МО — Министерство образования, УМО — учебно-методическое объединение

гочисленные семинары, конференции, симпозиумы. Высококачественная работа курсов повышения квалификации основана на рациональной организации учебного процесса, неразрывно связанной с наличием современной материально-технической базы университетской клиники, оснащенной оборудованием, необходимым количеством коечного фонда.

Дополнительное образование взрослых. На базе клиники осуществляется разработка и реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых. Количество проведенных курсов повышения квалификации и переподготовок на базе клиники приведено в таблице 3, стажировок - в таблице 4.

Таблица 3. - Количество образовательных программ, реализованных на базе клиники Table 3. - Number of educational programs implemented at the clinic

Таблица 4. - Стажировки, реализованные на базе клиники

Table 4. - Educational programs implemented at the clinic

Год Количество образовательных программ, реализованных на базе клиники Количество слушателей, освоивших образовательные программы повышения квалификации

1-я кафедра хирургических болезней

2020 3 30

2021 3 28

2022 3 38

1-я кафедра внутренних болезней

2020 3 39

2021 5 69

2022 4 74

Кафедра анестезиологии-реаниматологии

2020 3 46

2021 3 48

2022 4 61

Кафедра оториноларингологии и глазных болезней

2020 3 48

2021 3 46

2022 3 32

Кафедра онкологии

2020 1 15

2021 1 15

2022 1 24

Кафедра неврологии и нейрохирургии

2020 1 36

2021 1 32

2022 1 34

Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии

2020 8 103

2021 8 132

2022 8 207

Выводы

Интеграция академической медицины и практического здравоохранения в условиях университетской клиники позволяют решать ряд важных задач. Максимальное вовлечение профессорско-преподавательского состава в лечебную деятельность позволяют поддерживать и совершенствовать их профессиональные компетенции. Логичное следствие данного процесса - повышение качества практико-ориентирован-ного додипломного и последипломного образования медицинских специалистов. Участие в лечебно-диагностическом процессе студентов в качестве как активных наблюдателей, так и непосредственных участников, в еще большой степени способствует качественному освоению материала и осознанному подходу к выбору их будущей специализации.

Количество образовательных программ, реализованных на базе клиники Категории врачей-специалистов, для которых проводилось повышение квалификации Количество слушателей, освоивших образовательные программы

2020 г.

врач-хирург 17

врач-оториноларинголог 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

врач-рентгенолог 1

врач-эндоскопист 2

врач-анестезиолог-реаниматолог 2

16 врач-терапевт 1

врач-эндокринолог 1

врач-онколог 1

врач клинической лабораторной диагностики 1

врач-онколог-хирург 1

2021 г.

врач функциональной диагностики 3

врач ультразвуковой диагностики 2

врач-статистик 1

13 врач клинической лабораторной диагностики 1

врач-рентгенолог 14

врач-терапевт 1

врач-анестезиолог-реаниматолог 1

врач-офтальмолог 1

врач-диетолог 1

врач-профпатолог 1

2022 г.

21 врач-хирург 8

врач-оториноларинголог 1

врач-рентгенолог 10

врач-эндоскопист 1

врач-эксперт 1

врач-терапевт 1

врач-эндокринолог 1

врач-онколог 2

врач клинической лабораторной диагностики 3

врач общей практики 2

врач-офтальмолог 1

врач-акушер-гинеколог 1

врач ультразвуковой диагностики 1

врач-терапевт 2

Литература

1. Sabeti, H. The "for-benefit" academic medical center: a solution for survival / H. Sabeti, M. J. Kahn, B. P. Sachs // Acad Med. - 2015. - Vol. 90, № 5. - P. 599-602. - doi: 10.1097/ACM.0000000000000583.

2. An evaluation of programs designed to increase representation of diverse faculty at academic medical centers / J. Gutierrez-Wu [et al.] // J Natl Med Assoc. - 2022. -Vol. 114, № 3. - P. 278-289. - doi: 10.1016/j. jnma.2022.01.012.

3. Academic health science centre models across the developing countries and lessons for implementation in Indonesia: a scoping review / H. Bismantara [et al.] // BMJ Open. -2022. - Vol. 12, № 9. - P. e051937.

4. Redesign of US Medical Schools: A Shift from Health Service to Population Health Management / J. A. Jacko [et al.] // Popul Health Manag. - 2022. - Vol. 25, № 1. -P. 109-118. - doi: 10.1089/pop.2021.0097.

5. Governance of academic medical centres in changing healthcare systems: An international comparison / E. Cardinaal [et al.] // Health Policy. - 2022. - Vol. 126, № 7. - P. 613-618. - doi: 10.1016/j.healthpol.2022.04.011.

6. Опыт реализации пилотного проекта «Гродненская университетская клиника» в аспекте эффективности лечебной деятельности / И. Г. Жук [и др.] // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2024. - Т. 22, № 1. - С. 84-92. -doi:10.25298/2221-8785-2024-22-1-84-92. - edn: EFCMHK.

References

Sabeti H, Kahn MJ, Sachs BP. The "for-bene-fit" academic medical center: a solution for survival. Acad Med. 2015;90(5):599-602. doi: 10.1097/ ACM.0000000000000583.

Gutierrez-Wu J, Lawrence C, Jamison S, Wright ST, Steiner MJ, Orr CJ. An evaluation of programs designed to increase representation of diverse faculty at academic medical centers. J Natl Med Assoc. 2022;114(3):278-289. doi: 10.1016/j.jnma.2022.01.012. Bismantara H, Ahern S, Teede HJ, Liew D. Academic health science centre models across the developing countries and lessons for implementation in Indonesia: a scoping review. BMJ Open. 2022;12(9):e051937. doi: 10.1136/ bmjopen-2021-051937.

Jacko JA, Sainfort F, Messa CA, Page TF, Vieweg J. Redesign of US Medical Schools: A Shift from Health Service to Population Health Management. Popul Health Manag. 2022;25(1):109-118. doi: 10.1089/pop.2021.0097. Cardinaal E, Dubas-Jakóbczyk K, Behmane D, Bryndová L, Cascini F, Duighuisen H, Davidovitch N, Waitzberg R, Jeurissen P. Governance of academic medical centres in changing healthcare systems: An international comparison. Health Policy. 2022;126(7):613-618. doi: 10.1016/j. healthpol.2022.04.011.

Zhuk IG, Lazarevich SN, Mahiliavets EV, Moiseenok EA. Experience of implementing the pilot project "Grodno University Clinic" in the aspect of the effectiveness of treatment activities. Journal of the Grodno State Medical University. 2024;22(1):84-92. doi:10.25298/2221-8785-2024-22-1-84-92. edn: EFCMHK. (Russian).

THE EXPERIENCE OF THE PILOT PROJECT "GRODNO UNIVERSITY CLINIC" IMPLEMENTATION REGARDING THE EFFICIENCY OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF MEDICAL STAFF

I. G. Zhuk1, S. N. Lazarevich2, E. V. Mahiliavets1'2, E. A. Moiseenok1

'Grodno State Medical University, Grodno, Belarus 2Grodno University Clinic, Grodno, Belarus

The training of highly professional medical staff with minimal need in their further workplace adjustment is an important current problem facing health care and medical higher education institutions authorities. To a large extent, existing clinical healthcare organizations, which are an example of cooperative relationships are serving this purpose. At the same time, the existing practice of their functioning indicates an insufficient degree of integration of the academic environment and practical healthcare.

The purpose of this publication is to summarize the experience of the pilot project "Grodno University Clinic" implementation regarding the efficiency of practice-oriented training of medical staff.

The integration of academic medicine and practical healthcare in a university clinic allows solving a number of important problems. Maximum involvement ofteaching staffin medical activities allows maintaining and improvement of their professional competencies. The logical consequence of this process is the improvement of the quality of practice-oriented undergraduate and postgraduate training of medical specialists. Participation of the students in the diagnostic and treatment process as both active observers and direct participants to an even greater extent contributes to a quality learning experience and a conscious approach to choosing their future specialization.

Keywords: university clinic, academic work, innovations in medical education.

For citation: Zhuk IG, Lazarevich SN, Mahiliavets EV, Moiseenok EA. Experience of implementation of the pilot project "Grodno university clinic" in the aspect of the effectiveness ofpractice-oriented training of medical staff. Journal of the Grodno State Medical University. 2024;22(2):'85-'89. https://doi.org/'0.25298/222'-8785-2024-22-2-'85-'89.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Об авторах / About the authors

Жук Игорь Георгиевич / Zhuk Igor, ORCID: 0000-0002-8542-6769 Лазаревич Сергей Николаевич / Lazarevich Sergei

*Могилевец Эдуард Владиславович / Mahiliavets Eduard, e-mail: emogilevec@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-7542-0980 Мойсеёнок Евгений Андреевич / Moiseenok Evgenij, ORCID: 0000-0001-9488-9290 * - автор, ответственный за переписку / corresponding author

Поступила / Received: 28.12.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 23.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.